Город баку

Содержание:

1.6. Религия Бахаи – вера в Бога, которого невозможно познать

Религия Бахаи – возникла в середине 19 века в Персии. Сначала учение было ответвлением шиитского ислама, однако вскоре стала отдельной религией. По крайней мере, в 1925 году, суд Египта признал бахаизм самостоятельной отдельной религией.

  • Какие постулаты провозглашает учение Бахаи?

Бог объясняется им как единое существо, которого невозможно познать. По этой причине, ни одна мировая религия не может дать полноценного объяснения концепции Бога, утверждают адепты религии Бахаи. Ни одна мировая конфессия не в силах в одиночку нарисовать полноценную, исчерпывающую картину мира, но все вместе, они дополняют рисунки друг друга.

Как это объясняется?

Откровения о Себе Бог давал человечеству через нескольких Своих Посланников. Каждый из них основал собственный культ, однако на самом деле, они описывают одного и того же Бога и их следует рассматривать вместе, не отделяя друг от друга.

Кем основано и развито учение?

Учение было сформировано человеком, по имени Сайид Аль Мухаммед (называл себя «Баби»), в начале 19 века, который провозгласил себя Пророком Божиим. Популяризовал же его идеи другой человек, по имени Бахаулла. В сегодняшнем бахаизме он почитается как реинкарнация Кришны, и как последний Посланник Бога на земле. Именно в его честь и была названа данная религия.

1.5. Зороастризм в Азербайджане – Земле вечного огня

1.5.1. Зороастризм – одна из древнейших религий.

Основоположником вероучения стал пророк Заратуштра, которого древние греки прозвали Зороастром. Собственно говоря, именно от его имени и произойдёт слово, которое станет в далёком будущем наименованием конфессии. Сам же Заратуштра назвал своё вероучение «Маздаясна», потому что объектом поклонения в зороастризме является верховное божество – Ахура-Мазда.

Предание! Всё началось с божественного откровения. С откровения, данного Заратуштре самим Ахура-Маздой. Заратуштра с самого детства был очень добрым, светлым, мыслящим ребёнком. Его смущало, что мир кругом несправедлив, что убийства и унижения давно стали обыденностью для человеческого общества. И он не выдержал… Заратуштра отправился в путешествие, которое никуда не вело. Он шёл куда глаза глядят и думал. Он философствовал, размышлял о жизни, об этом гнусном и неправильном мире, и Ахура-Мазда дал ему своё откровение. Это откровение Зороастр записал в книгу, названную Авестой. С этих событий и начинается история зороастризма.

1.5.2. Ахуда-Маздра – Мудрый Бог

Зороастрийцы поклонялись Ахура-Мазде. Их поклонение верховному божеству выражалось, в первую очередь, в поклонении огню. Огонь был символом духовного роста, очищения и стремления к небесам. Поэтому зороастрийцев и стали называть огнепоклонниками.

1.5.3. Зарождение религии

Зародился великий культ поклонения огню в Иране. Поначалу новая религия не смогла набрать популярности – на первых порах Заратуштре удалось обратить в новую веру только одного человека – своего близкого родственника. Однако вскоре дела пошли в гору – учение прижилось и набрало обороты. Как и в случае с исламом, идеи зороастризма были распространены в ходе завоеваний. Сначала зороастризм укрепился в Персии времён Ахеменидов. Это государство распространило зороастризм по миру с помощью завоеваний.

Интересный факт! Несмотря на явно выраженную в Авесте идею человеколюбия, распространители этой благодатной вести не гнушались использовать оружие против тех, кто не был солидарен со взглядами огнепоклонников. История повествует, что врачи-зороастрийцы не вводили в свою практику новые методы лечения, пока методы эти не были дважды опробованы на «непокорных».

В 330 году до н.э. династия Ахеменидов распалась. Роль завоевателей-распространителей на себя взяли Сасаниды, которые подчинили себе почти весь Ближний Восток, и насадили свою религию во всех захваченных землях. Государство Сасанидов просуществовало с 226-652 гг. нашей эры. Сасаниды и принесли огонь зороастризма в Азербайджан.

1.5.4. Приход зороастризма на Азербайджанские территории

Историческая справка! В Азербайджане есть места, где естественным путём на поверхность выходит природный газ, и горит негаснущим пламенем. Отсюда и название республики, переводящееся как «земля негаснущих огней».

Конечно, такая земля сразу понравилась служителям зороастрийского культа. Вокруг мест, где горело негаснущее пламя стали возводиться храмы. Один из них, сохранившийся до сей поры, находится в деревушке Сураханы. Храм носит название «Атешгях», что в переводе со среднеперсидского языка означает «дом огня». Сегодня это скорее музей, нежели храм, однако до сих пор сюда приходят паломники, чтобы поклониться Ахура-Мазде.

1.5.5. Зороастризм в республике в наши дни

Зороастризм сегодня исповедуют около 2000 жителей Азербайджана. Зороастрийцы с разных стран переезжают сюда, чтобы жить ближе к своим святыням. Многие традиции зороастризма сегодня уже не соблюдаются — возможно оттого, что большинство Писаний Заратуштры так и не дошли до нас. Из более чем трёхсот пятидесяти тысяч слов, до сегодняшних дней дошла только десятая часть. Адепты этой религии впрочем, сохранили главные принципы учения: чистые мысли, чистые слова и чистые поступки. Сохранился и главный обряд зороастрийцев – поклонение огню.

1.5.6. Колоссальное влияние на современный уклад жизни азербайджанцев

Многие их праздники и традиции уходят корнями в учение Зороастра. Например, игры и обряды, столь любимые у молодого деревенского населения страны, очень тесно связаны с культурой огнепоклонников. И даже у истоков самого главного азербайджанского праздника – Наурыза Байрамы стоят традиции, заложенные когда-то зороастрийцами. Культура огнепоклонников проступает и в мелочах; например, главная восточная сладость – пахлава по форме напоминает знак «бута», который у зороайстрийцев являлся символом огня.

Экономические регионы

Азербайджан разделен на 14 экономических регионов.
 Баку .
 Абшерон-Хызы .
 Горный Ширван .
 Гянджа-Дашкасан .
 Карабах .
 Газах-Товуз .
 Губа-Хачмаз .
 Ленкорань-Астара .
 Центральный Аран .
 Мил-Муган .
 Шеки-Загатала .
 Восточный Зангезур .
 Ширван-Сальян .

Ссылка на карту. Экономический район / Автономная Республика Площадь (км 2 ) численность населения Краткая информация
1 Апшерон — Хызы 5 420 2 613 300 Включает Апшеронский и Хызынский административные районы и Сумгаит .

Основные отрасли промышленности: нефтехимическая, химическая, тяжелая, черная и цветная металлургия, энергетика, машиностроение, электротехника, легкая и пищевая промышленность, строительная промышленность, транспортная инфраструктура.

2 Гянджа — Дашкесан 12 480 1,191,700 Включает административные районы Гянджа, Нафталан , Дашкесан, Геранбой , Гокгол , Самух .
3 Шеки-Загатала 8 969 543 400 Включает Балакена . Гахском , Габала , Огуз , Загатала, Шеки административных округов.

Основные отрасли промышленности: легкая и пищевая промышленность.

4 Ленкорань — Астара 6 140 926 500 Включает Астаринский, Джалилабадский , Лерикский , Ярдымлинский , Лянкяранский административные районы.

Основная отрасль: пищевая промышленность.

5 Губа-Хачмаз 6 960 498 400 Включает Шабрана , Хачмаз, Губу, Гусар , Сиазань административных районов.

Основные отрасли промышленности: сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность.

6 Аран 23 375 1,893,036 Самый крупный экономический регион страны. В его состав входят административные районы Агдаш , Гейчай , Кюрдамир , Уджар , Евлах , Зардаб и Мингячевир .
7 Карабах 7 253,5 628 200 Включает Агджабединский , Агдам , Барда , Физули , Ходжалы , Xojavand , Шушу , ТЕРТЕРСКИЙ административных районов и Ханкенди.
8 Восточный Зангезур 7 470 341 200 Включает административные районы Джебраильский , Кельбаджарский , Кубадлинский , Лачинский , Зангиланский .
9 Горный Ширван 6 060 287 800 Включает в себя административные районы Агсу , Исмаиллы , Гобустан , Шамахы .

Основные отрасли: легкая и пищевая промышленность.

10 Нахчыван 5,550 414 900 Включает всю территорию Нахчыванской Автономной Республики .

Основные отрасли: легкая и пищевая промышленность.

11 Баку 2140 2204,2 Включает в себя сам Баку. Это один из основных экономических центров Азербайджана.

Основные отрасли промышленности: международная торговля, нефтепереработка, химическая, машиностроительная, пищевая, текстильная промышленность.

Развиваются военная промышленность, высокотехнологичные отрасли и информационные технологии.

12 Казах — Товуз Включает Акстафа , Gedabek , Газах, Шамкир , Товуз административных районов.
13 Мил-Муган Включает административные районы Бейлаган , Имишли , Саатлы , Сабирабад .
14 Ширван-Сальян Включает административные районы Билясувар , Гаджикабул , Нефтчала , Сальян и Ширван .

Примечание: в таблице приведены данные за период до 7 июля 2021 года.

Современность

После распада Российской империи во время Первой мировой войны была объявлена ​​недолгосрочная Закавказская Демократическая Федеративная Республика, составляющая то, что представляют собой сегодняшние республики Азербайджан, Грузия и Армения. За этим последовало массовое убийство, которое состоялось между 30 марта и 2 апреля 1918 года в городе Баку и прилегающих районах Бакинской губернии Российской империи, а также появление азербайджанцев как политического субъекта.

Когда республика распалась в мае 1918 года, ведущая партия «Мусават» приняла название «Азербайджан» для вновь созданной Азербайджанской Демократической Республики, которая была провозглашена 27 мая 1918 года по политическим причинам, хотя название «Азербайджан» всегда использовалось для обозначения соседнего региона современного северо-западного Ирана. Она была первой современной парламентской республикой в ​​тюркском и мусульманском мире. Среди важных достижений парламента было расширение избирательного права для женщин, что сделало Азербайджан первой мусульманской страной, которая предоставила женщинам равные с мужчинами политические права. Другим важным достижением было создание Бакинского государственного университета, который был первым университетом современного типа, основанным на мусульманском Востоке. Происхождение азербайджанцев как нации коренится в тех суровых годах антикоммунистической борьбы.

К марту 1920 года было очевидно, что Советская Россия нападет на столь необходимый ей Баку. Владимир Ленин сказал, что вторжение было оправдано, поскольку Советская Россия не могла обойтись без нефти. Независимый Азербайджан просуществовал всего 23 месяца до вторжения большевистской 11 Красной Армии, создавшей АзССР 28 апреля 1920 года. Хотя основная часть новообразованной азербайджанской армии занималась подавлением восстания армян, которое тогда вспыхнуло в Карабахе, азербайджанцы не сдавали свою независимость быстро и легко. Около 20 000 солдат погибли, сопротивляясь атаке большевиков.

Краткая независимость, полученная недолгой Азербайджанской Демократической Республикой в ​​1918-1920 годах, сменилась более чем 70-летней советской властью. После восстановления независимости в октябре 1991 года страна была втянута в войну с соседней Арменией (Карабахский конфликт).

Антропология об азербайджанцах

Одни из антропологических типов Азербайджана

Азербайджанцы — европеоиды средиземноморского и понтийского типов, почти тотальным преобладанием темных глаз и волос.

  • форма головы-длинная,
  • рост средний и выше среднего,
  • преобладает астеническое сложение и ускоренный обмен веществ.

Удлиненная голова у азербайджанцев, едва ли не главный отличительный признак, так как прочие кавказские народы широкоголовы. Это связывается с мнением о длинноголовости индоевропейцев Ирана, однако генетики отрицают их весомый вклад.

Словарь Брокгауза и Эфрона называет азербайджанцев тюрками по языку и иранцами по расе

Ездить в метро

У местного метро есть одна особенность: в период часа пик (с 7:00 и до 10:00 и с 17:00 и до 20:00) ты не сможешь даже войти в вагон, очень много людей! Население города около 2,3 млн человек, и метро — основной вид транспорта.

Как передвигаться по городу с комфортом

Такси в Баку стоит совсем недорого. Например, поездка по центру обойдётся в 3—5 манатов (≈ 110—185 руб.). Не забывай торговаться, ну а если понравилась поездка — оставить пару манатов на чай. Также популярно приложение для заказа такси Bolt.

Кстати, этим летом я пытался сделать несколько фотографий бакинского метро, но полицейский, дежуривший на станции, запретил мне делать это. Дело в том, что метро Баку считается стратегическим объектом и поэтому любая фото- и видеосъёмка тут запрещена, даже на мобильный телефон! Наказания, конечно, никакого не будет, но тебя попросят удалить все фото.

Попасть в метро можно, купив карту BakiKART (цена — 2 маната / ≈ 74 руб.). Стоимость проезда — 30 копеек (≈ 38 руб.). В ходу два типа карт — BakuCART (пластиковая карта) и BakuCART Limited Use (бумажная карта стоимостью 20 копеек / ≈ 15 руб. на 1, 2, 3, 4 поездки), продаются на всех станциях и выглядят как карта для поездок в московском метро.

Питаться в фастфудах

В Баку есть масса сетевых ресторанов быстрого питания, но азербайджанская кухня настолько разнообразна, что не стоит даже тратить время на них.

Одних супов здесь десятки на любой вкус. Например, шорба (суп из баранины), кюфта-бозбаш (суп из фрикаделек), пити (суп из картошки, гороха и баранины), овдух (окрошка), довгат (кисломолочный суп с горохом и зеленью), балва (суп из говяжьего бульона с рисом и зеленью) и многие другие. 

Самое популярное блюдо на завтрак — омлет под названием «Кюкю» (омлет со свежей зеленью). Попробовать можно повсеместно.Рыбные блюда также популярны из-за близости Каспийского моря. Я уже не говорю о десертах и сладостях.

Поэтому не трать своё время на посещение фастфудов, если только это не заведения национальной кухни Азербайджана, которые представлены в больших торговых центрах, например в Park Bulvar, и на улочках города.

Купаться где попало

Баку расположен на Апшеронском полуострове и омывается морем с трёх сторон. Береговая линия состоит в основном из песчаных пляжей, хотя есть и каменистые, но они встречаются реже. В черте города купаться нельзя, убедишься в этом после прогулки по набережной Приморского бульвара. А вот за городом в районе посёлков Бильгях, Мардакян, Бузовна, Новханы, Загульба, Нардаран есть респектабельные пляжи, отели и аквапарки.

Где отдохнуть и искупаться

Amburan Beach Club. Самый пафосный, но нет водных аттракционов, стоимость — 25 манатов с человека (≈ 925 руб.). За эти деньги можно воспользоваться бассейном, лежанкой и душевой кабиной.

Sea Breeze Resort. Самый приличный и чистый, а также самый хороший пляж, стоимость — 20 манатов с человека (≈ 740 руб.).

Dalga Beach Aquapark Resort. Самый крутой аквапарк в Баку. В выходные вход в Dalga Beach Aquapark Resort обойдётся иностранцам в 70 манатов (≈ 2590 руб.), местным — в 50 манатов (≈ 1850 руб.). В будни — 50 манатов для иностранцев, 35 манатов (≈ 1295 руб.) для местных.

Bilgah Beach Hotel. Вход в аквапарк Bilgah Beach Hotel, расположенный в Бильгях, стоит 50 манатов (≈ 1850 руб.) на человека, на частный пляж при отеле — 30 манатов (≈ 1100 руб.). Детям до шести лет вход в аквапарк бесплатный.

Af Hotel Aqua Park. Самый экономичный аквапарк с пляжем ближе к центру города. Вход — 15 манатов (≈ 555 руб.) на человека.

Самый хороший и оборудованный пляж у отеля Sea Breeze Resort. Дело в том, что близко к берегу в Каспийском море могут быть сильные течения, подводные ямы и острые камни. Особенно море опасно, когда дует сильный ветер. На дорогих пляжах в 100 метрах от берега натянут трос безопасности, за который заплывать нельзя. В любом случае внимательно следи за детьми и ни в коем случае не оставляй их одних купаться в море.

Подобные правила не испортят долгожданный отдых в Баку. Если вдруг тебе что-то станет непонятно или покажется странным, не бойся и не стесняйся. В этом городе рады любому туристу и тебе всегда пойдут навстречу, потому что Баку — воплощение восточной сказки и гостеприимства. Удачи и прекрасного путешествия!

92,5% азербайджанцев — мусульмане

Кроме мусульман есть и представители других религий — православные, католики, протестанты, иудеи.

Какая вера в Азербайджане наиболее слабо распространена? По результатам общенационального социологического опроса о количестве и качестве верующих в Азербайджане, проведенного в 2004 году, азербайджанцы-мусульмане составляют 55,6%, мусульмане-шииты — 28,5%, мусульмане-сунниты — 8,4%, православные азербайджанцы — 2,1%, азербайджанцы христиане других конфессий — 0,8%, по 0,3% приходится на иудеев, нурчу и ваххабитов.

Меньше всего среди населения Азербайджана бахаистов, баптистов, а также хенефи и ибрагими — по 0,1% респондентов опроса. Всего опросили 1200 человек, это были совершеннолетние жители 12 городов и районов страны.

Азербайджан: религия и отношение к женщине

Религиозные вопросы сильно влияют на уклад жизни Азербайджана. Так, например, ислам, придя сюда, установил в республике особое отношение к женщинам. К сожалению, отнюдь не всегда уважительное.

2.1. Права женщин по конституции. Раскрепощение женщины.

По Конституции республики, женщины обладают ровно теми же правами, что и мужчины. Более того, в истории страны огней женщины играли, и играют значительную роль. Однако мусульманское мировоззрение долгие годы держало прекрасную часть Азербайджана в определённых рамках.

Например, ислам обязывает всех женщин носить чадру и хиджаб. Это обстоятельство, конечно же, не нравилось многим. Ещё в XIX веке некоторые видные люди республики высказывались против подобного. Но ситуация в целом не менялась, пока к власти не пришли советы. В 1920 году, по инициативе ЦК АКП, в республике был создан первый женский клуб, и на первом же собрании семь женщин сбросили с себя чадру. С этого началась кампания «по снятию чадры» и раскрепощению женщин в Азербайджане. В середине двадцатых годов движение начало набирать обороты и получило название «худжуб». Советские власти старались, как могли, чтобы провести в Азербайджане «раскрепощение женщины».

2.2. Реакция населения на кампанию по раскрепощению женщины.

Однако народ такие изменения принял далеко не сразу. Людям казалось, что женщин Азербайджана пытаются осквернить, что все эти движения являются «вражьими происками», поэтому ветер перемен был встречен отрицательно.

Интересный факт! Можно вспомнить, как отреагировали крестьяне из посёлка Джими, кубинского уезда, когда узнали, что коммунисты собираются приехать к ним, и провести агитационное собрание по вопросу снятия чадры. Они, собравшись вместе перед приездом агитаторов, условились не брать своих жён на собрание, потому что, по их мнению, приезжие хотели превратить женщин села в проституток.

По некоторым данным, в сторону женщин, решившихся на снятие чадры, сыпался шквал насмешек, принимавших всё более оскорбительный характер. Дело даже доходило до изнасилований.

2.3. Отношение к «хиджаб-проблеме» сегодня.

Но что говорить про людей прошлого столетия, когда и сегодня во всемирной сети можно встретить свежие статьи по типу: «долой лживые западные ценности», написанные для того, чтобы убить у свободомыслящих женщин желание оставить хиджаб. В этом плане, отношение к женщинам в Азербайджане оставляет желать лучшего.

Отчасти такие настроения вызваны желанием мужчин сохранить уважение и почитание их жён, выработанное в женщинах исламской традицией. Это справедливо и для мужей прошлого, и для мужчин современности.

2.4. Бережное отношение к женщинам.

С другой стороны, отношение к женщине в Азербайджане можно охарактеризовать как бережное и нежное. Женщина для азербайджанца – показатель того, насколько заботлив мужчина. Поэтому мужчины страны огней готовы часами воспевать представительниц прекрасного пола, будь то их мать, жена, сестра или дочь. Они заботливы, добры, нежны к своим женщинам, и очень обходительны с ними.

Территориальные вопросы эноса

Поскольку азербайджанцы – это очень разноплановый этнос, представители народа встречаются не только в данном регионе, но и в других странах мира. Более того, разделение их земель между Россией и Персией привело к тому, что сегодня их, проживающих в Иране, насчитывается от 15 до 20 млн человек. Это гораздо больше, чем население самого Азербайджана – там, по данным государственной статистики, проживает около 10 млн жителей.

Именно они оказали серьезное влияние на развитие здорового национализма в современном Иране. После Второй Мировой войны жители Азербайджанской республики в СССР и азербайджанцы Ирана получили возможность тесно общаться. Это внутреннее единение можно увидеть и сегодня.

Имеются тесные связи у азербайджанцев и дагестанцев в России. В 2000 году дагестанские власти включили азербайджанцев в число коренных народов Республики Дагестан, хотя этот этнос здесь и отнесен к категории малочисленных. В основном, они проживают в южных частях республики, а именно в Дербенте и его районе их проживает больше всего. В республике составляют не более 5% (а то и меньше) от всего дагестанского населения.

Серьезный конфликт возник в свое время у азербайджанцев с армянами, он касался территории Нагорного Карабаха, расположенного на востоке Армянского нагорья. Исторически эта территория относилась к Армении, однако Парижская Мирная Конференция в 1920 году отнесла этот регион к Азербайджану.

С тех пор азербайджанцы Карабах считают своим, что и привело после распада СССР к территориальному конфликту, вылившемуся в полноценные военные действия обеих сторон.

Лишь в 1994 году Армения и Азербайджан заключили перемирие, хотя напряженная ситуация в данном регионе наблюдается и сегодня. Сколько бы азербайджанцы ни утверждали, что являются законными обладателями Нагорного Карабаха, армяне не собираются признавать это.

Культура и традиции азербайджанского народа

Такой колоритный народ, как азербайджанцы, не может не иметь собственной культуры – а она уходит своими корнями в историю. К культурному наследию можно отнести не только их народные традиции, но и многие ремесла – здесь издавна было развито ковроткачество, художественная обработка камня и кости, а также были широко известны золотые изделия, созданные народными златокузнецами.

Говоря о культуре азербайджанцев, нельзя не вспомнить о таких традициях, как праздники и народные ритуальные действа. Прежде всего, это свадебные обычаи. Во многом традиционная свадьба похожа на те свадебные обряды, которые практикуются у других кавказских этносов. Здесь распространено не только обычное, но и предварительное сватовство, в процессе которого стороны заключают начальное соглашение о будущем союзе.

Во многом свадьба у азербайджанцев напоминает классические обрядовые исламские правила. Лицо невесты здесь закрывается платком или тонким покрывалом, а свадебное застолье устраивается как в доме жениха, так и в доме невесты.

Не менее яркими бывают всегда и другие праздники у азербайджанцев. Здесь не обойтись без национальных костюмов, а также без песен и зажигательных танцев.

Фольклорная азербайджанская музыка – это всегда использование этнических музыкальных инструментов. А современные мотивы во многом до сих пор напоминают народные традиции, поэтому песни азербайджанцев отличаются особенной тональностью и во многом стилизовано под творчество ашугов.

Национальный колорит всегда прослеживается и в танцевальном искусстве. Если рассматривать народный танец азербайджанцев, то нельзя не отметить его своеобразную ритмичность. Они могут быть или откровенно ритмичными, или плавными.

Именно на четком соблюдении ритма строится и весь рисунок танца, его структура. Те танцы, которые имеют корни в старинных традициях, нередко носят названия характерных для Азербайджана растений или животных. Существует немало видео, на которых они зажигательно исполняют свои танцы.

Говоря о национальных костюмах азербайджанцев, нужно упомянуть их соотнесенность с культурно-географическим расположением самого региона. Мужчины носят кафтан-архалыг, а под него надевают нательную рубаху. Костюм мужчины подразумевает также и верхнюю одежду для холодов – ведь в предгорьях Кавказа в зимнее время может спасти только бурка или шуба из выделанных бараньих шкур.

Если посмотреть на фото азербайджанцев, то видно, что они нередко надевают черкеску с газырями.
Женский костюм не менее ярок и самобытен. Это верхнее и нижнее платья, а также обязательная чадра. Обязательным компонентом женской одежды всегда был пояс или кушак – такие пояса могли богато украшаться золотом и вышивкой, что могло многое сказать о статусе женщины.

Еще один обычай, касающийся внешнего вида женщин – это традиционное окрашивание волос и ногтей хной. Окрашивание хной также наследие влияния персидской культуры.

1.7. Секты и нетрадиционные общины страны огней.

1.7.1. Идолопоклонство

Древние народы, населявшие эти земли задолго до прихода Сасанидов с их зороастризмом, Византии с её христианством и Халифата с его исламом, были язычниками, или идолопоклонниками.

Первобытные племена, жившие на территории нынешнего Азербайджана, поклонялись многим богам, каждый из которых управлял определённой стихией. Силы природы настолько пугали первых людей, что было принято обожествлять их.

1.7.2. Манихейство

В период распространения христианства в мире появилась ещё одно учение, о котором стоит упомянуть. Речь идёт о манихействе. Религия возникла в третьем веке нашей эры в, уже упомянутом выше, государстве Сасанидов. Базировалось манихейство на специфическом понимании Библии, однако со временем впитало и элементы буддизма и зороастризма.

В Азербайджан его, как нетрудно догадаться, доставили Сасаниды.

Распределение населения по возрастным группам

Согласно нашим расчётам, по состоянию на начало 2021 года, население Азербайджана имело следующее распределение по возрасту:

23.2 70.3 6.4
— процент людей младше 15 лет
— процент людей в возрасте от 15 до 65 лет
— процент людей старше 64 лет

В абсолютных цифрах:

  • 2 374 446 человек младше 15 лет (мужчин:
    1 258 962 / женщин: 1 115 586)
  • 7 199 375 человек старше 14 и младше 65 лет (мужчин:
    3 540 792 / женщин: 3 658 583)
  • 659 978 человек старше 64 лет (мужчин:
    239 369 / женщин: 420 609)

Мы подготовили упрощенную модель возрастно- половой пирамиды, в которой представлены только три возрастные группы, данные о которых были приведены выше:

65+
15-64
0-14
мужчины женщины

Примечание: Масштаб пирамиды отличается от абсолютных значений, приведённых выше, поскольку в каждой возрастной группе содержится разное количество лет.

Как мы видим, возрастная пирамида Азербайджана имеет стационарный или омолаживающийся тип. Такая пирамида типична для развитых стран, для которых характерно снижение рождаемости.
Несмотря на это, при относительно низкой смертности, население таких стран имеет относительно высокую ожидаемую продолжительность жизни.

Компоненты азербайджанского народа

Огузы в Азерйбаджане

Огнепоклонники-зороастрийцы стали основным населением этих земель, ассимилировав автохтонные племена Кавказа, близких в древним европейцам. До сих пор, Азербайджан зовется «страной огня», хотя уже давно исповедует ислам, а не культ Ахура-Мазды.Благодатные земли притягивали желающих легкой наживы, скоро здесь появятся скифы, массагеты и родственные им парфяне, а затем и тюрки: огузы, гунны, хазары.

Последние и переломили этническую историю региона, сделав доминирующим тюркский, а не иранский элемент, как было ранее.Арабское завоевание, принудительная исламизация страны еще более укрепила связь Азербайджана с миром ислама.И тюрки, и арабы, а позднее и монголы будут исповедовать ислам, а значит азербайджанские народы будут постоянно сражаться под флагами разных халифатов, неся веру или просто борясь за чужие интересы.

Битва Ирана и тюрок

Иранское население и его культурная парадигма, все более растворялась и исчезала в тюркском мире, окончательно это закрепилось во время расцвета империи Османов, где один из турецких родов — сельджуки, прямо происходит от потомков смешанного населения тюрок, остатков массагетов и населения современного Азербайджана.

Долгое время, зона границы между Ираном и Оттоманской портой, была и зоной границы тюркского и иранского частей азербайджанского народа.Но в 19 веку, она стала уже окончательно размытой.

Происхождение и история народа

Что только не рассказывают про азербайджанцев! Иногда можно даже услышать мнение о том, что этот народ не может считаться кавказским, ведь у них имеется нечто общее с народами Азии. Тем не менее, это досужие вымыслы. Они являются коренным народом Кавказа, как и другие этносы, населяющие этот регион.

Историки пришли к выводу, что происхождение народа связано с выходцами из Кавказской Албании – большого государства, располагавшегося в восточной части Кавказа во II-I веках до новой эры. Затем население этой страны начало смешиваться гуннами, киммерийцами и прочими кочевыми племенами.

Существенное влияние на становление этнической нации азербайджанцев оказала и Персия. В первые века нашей эры в Персии правила династия Сасанидов, которая расширила свое влияние на восточные регионы Закавказья.

Нельзя забывать и о более позднем воздействии турок-сельджуков, которые пришли на эти земли в XI веке. В результате, местное население подверглось сначала влиянию персидской культуры, а затем процессу тюркизации. Таким образом, азербайджанский народ имеет богатую историю и она тесно связано с историей соседних государств.

Тюркские племена постоянно мигрировали по всему региону Малой Азии, начиная от раннего Средневековья и заканчивая XV-XVI веками. Все это не могло не отразиться на местном населении, которое лишь позже начало осознавать свою этническую идентичность. Некоторые исследователи полагают, что современные азербайджанцы – это потомки какого-то конкретного племени, имеющего тюркские корни.

Такая гипотеза разбивается другими доказательствами, в том числе, культурным наследием, а также письменными источниками. Поэтому на сегодняшний день можно говорить о том, что на внешность азербайджанцев оказали воздействие самые разные племена – арабские, тюркские, иранские.

И при этом они все же остаются коренным этносом Закавказья, поскольку их история имеет именно кавказские корни. Это доказывают многочисленные традиции и разнообразные обычаи азербайджанцев, которые находят свои истоки как в иранской, так и в общекавказской культуре.

В XVIII веке закончила свое существование могущественная персидская династия Сефевидов, в результате чего образовался целый ряд ханств, имеющих полунезависимый статус. Во главе этих маленьких закавказских княжеств стояли представители азербайджанских местных династий. Однако сформироваться в единое государство они так и не смогли, поскольку по-прежнему находились под сильным влиянием персов.

А позднее, уже в XIX столетии, начались русско-персидские военные конфликты, которые привели к тому, что они были разграничены по регионам своего проживания. Граница эта пролегала вдоль реки Аракс, вследствие чего северные части Азербайджана попали под влияние России, а южные отошли к персам. И если ранее азербайджанские элиты имели сильное влияние на происходящие в Персии процессы, то после такого деления это влияние исчезло.

Историки признают, что их государственность сформировалась лишь после того, как в России произошла Октябрьская революция и начали создаваться национальные республики. Советская власть дала современному Азербайджану границы и государственно-правовую базу.

Когда же СССР распался, все советские республики получили независимость, в том числе и Азербайджан. Датой обретения независимости является 18 октября.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector