Албанцы: кто такие и откуда взялись, полезная информация для всех
Содержание:
[править] История
Первые сведения об албанах
Наиболее ранние сведения об албанах относятся к IV веку до нашей эры, что вытекает из книги «Поход Александра» древнегреческого историка II века Арриана, где тот сообщает об участие албанов в битве при Гавгамелах (331 г. до н. э.) на стороне армии ахеменидского царя Дария III. По уточнению Арриана, ссылавшегося на Аристобула, в построенном для сражении войске Дария III албаны занимали место около середины всей фаланги: «… затем албаны и сакасены, эти к середине всей фаланги». Тот же Арриан указывает, что албаны были в числе тех, кто окружал Дария III: «Когда же близко уже оказались войска, то видимы стали и Дарий, и те, кто окружали его, яблоконосцы-персы, и индусы, и албаны, и карийцы, насильно приведённые, и марды-стрелки, поставленные против самого Александра и царского отряда».
Впервые западный мир столкнулся с албанами, когда римские легионы преследовали понтийского царя Митридата VI Евпатора, который бежал в Колхиду через Армению и Иберию. Поход возглавил древнеримский полководец Помпей. Сорокотысячное албанское войско (по словам Плутарха) во главе со своим царём Оройсом (Оройзом) в начале зимы 66 года до нашей эры, во время заключительного годового римского праздника сатурналий (17—24 декабря), совершило внезапное нападение на римские войска, которые расположились на зимнюю стоянку около реки Куры. Нападение было отражено и Оройз спешно перешёл через Куру, но Помпей «на переправе настиг арьергарды албанов и многих из них здесь перебил».
Первые подробные сведения об албанах приводит сочинение «География» древнегреческого географа Страбона, жившего на рубеже I века до нашей эры — I века нашей эры, который в Албании и не был. У древнегрческого математика Эратосфена (III — II века до нашей эры), труды которого казались Страбону более достоверными, имелись выписки из отчёта селевкидского военачальника Патрокла, труд которого полностью не сохранился. Последний, в III веке до нашей эры, совершил объезд Каспийского побережья и Страбон в своём труде использовал в основном сведения из труда Патрокла. Потому А. Сумбатзаде считал, что приведённые Страбоном описания были значительно устаревшими.
Возникновение государственности
Будучи раздроблены, проживавшие на правобережье реки Куры племена шаков, утий и гаргаров-албан не могли воспрепятствовать покорению их земель и во II веке до нашей эры правобережье, как и ряд других областей, были присоединены царём Арташесом I к Древнеармянскому государству. Как писала К. В. Тревер: «необходимость сплочения сил для сопротивления нападениям со стороны Армении, а также со стороны северных кочевых племён привела к началу консолидации этих разноязычных племён и к формированию у них государственности».
В начале I века до нашей эры из племён Азербайджана образовался обширный племенной союз, который возглавлялся албанами, а уже в середине того же века сложилось раннерабовладельческое государство, известное в истории как Кавказская Албания. Своё наименование оно получило по возглавившему движение племени. По-армянски её точным названием было «Алваниц ашхарh», то есть «страна алван». Под «Албанией» греко-римскими классиками, в силу государственно-политических причин, понимался край между Грузией и Каспием (левобережье), в то время как Арменией они считали край до русла реки Аракса (правобережье), поскольку последний составлял часть Древнеармянского государства. Те же классики отмечали, что албаны проживали не только в левобережном (Албанском) царстве, но и к югу от реки Куры.
Со слов Страбона мы узнаём, что над всеми албанами ныне «царствует один (царь), а прежде каждый народец с особым наречием имел своего царя; наречий же у них двадцать шесть вследствие отсутствия частых сношений одних с другими». По замечанию А. Сумбатзаде, переводчики передали слова Страбона «26 наречий» на русский язык как «26 языков». Критично к тексту подошла К. В. Тревер. Она указывает, что Страбон не привёл термина, обозначавший бы «племя», «народ» или «царство» и из данного текста «видно, что вместо названия этнической единицы Страбон употребляет слово “язык”, как бы говоря, что “у каждого языка был свой царь”»
Исторические сведения
Эта информация как нельзя лучше позволит понять происхождение албанцев. Поэтому с исторических сведений мы и начнем.
Еще во времена неолита территорию заселяли пеласги. Они считаются древнейшим населением Албании. Следы иллирийских племен датируются в источниках вторым тысячелетием до нашей эры. Они жили здесь самоуправляемыми общинами вплоть до VI века.
В южной части государства некогда были образованы греческие поселения, которые также внесли свою лепту в албанскую культуру. Первые государственные формирования были образованы в IV-III вв. до н. э. иллирийскими племенами.
В период с 229-го по 9 г. до н. э. происходила борьба между иллирийскими пиратами и Римской империей. Когда император Тиберий окончательно разбил их, он создал на этом месте область – Иллирию. А уже в I в. н. э. сюда стало постепенно проникать христианство.
Когда Римская империя пала, Иллирия подвергалась нашествию варваров, а именно аваров, гуннов и славян. Они переселялись сюда с востока. В IX-X вв. некоторые части современной Албании, где ранее располагалась византийская фема Диррахий, были захвачены Болгарским царством. Но в 998-1019 гг. оно само оказалось в подчинении Византии.
В 1050 г. северная часть современного государства входит в состав Сербского княжества. В 1180 г. сербы захватили Шкодер, а в 1200-м восточную часть страны покорили болгары. Начиная с 1204 г. в Албании постоянно шли войны, в ходе которых нескончаемое менялась власть: венецианцы, Сербское и Неаполитанское королевство, Эпирское царство.
В период с 1336 по 1355 г. вся территория Албании перешла во власть Сербского королевства под управлением Стефана Душана. В 1381 г. это же попыталась сделать Османская империя. Собственно, и сделала. Под ее властью территория Албании находилась на протяжении пяти столетий. Однако албанцы героически сражались против введения турецких традиций методом периодического проведения народных восстаний.
Султан был свержен в 1908 г. Восстания продолжали проводиться населением, так как албанцы задались целью получить автономию для своего государства. В 1912 году они захватили Эльбасан, Дибру, Пермети и Скопье. Вскоре было объявлено перемирие, в ходе которого албанский народ получил определенную автономию, но закреплена она так и не была. Только в 1912-1913 гг. Великобритания, Италия, Германия, Россия, Австро-Венгрия и Франция признали сначала автономию, а затем и независимость Албании от Турции.
В 1939 году Албания была оккупирована Италией, но в 1941-м создала единую структуру, миссией которой стало ведение освободительной борьбы. А к 1944 г. в качестве временного правительства на данной территории был избран Антифашистский национально-освободительный комитет и введено всеобщее избирательное право. Возглавляемый коммунистами демократический фронт получил 97,7 % голосов – парламентские выборы состоялись в 1945 году. Так, постепенно власть сосредоточилась вокруг Энвера Ходжи. Он был крайне жесток по отношению к своим политическим соперникам.
До 1956 г. Албания с СССР в тандеме действовали в противовес Югославии. Но после XX съезда КПСС было принято решение о политической изоляции. СССР поддерживали отношения только с Румынией и КНР.
В 1968 г. Албания вышла из Варшавского договора из-за своего протеста против советской интервенции в Чехословакию. Таким образом, государство в течение определенного времени находилось в состоянии ожидания войны. Это поспособствовало запрету религии и ношению бороды. Как следствие, в 1967 году Албания была названа атеистическим государством.
В 1985 г. умер Энвер Ходжи, а на его место пришел новый лидер – Рамиз Алия. Свою деятельность он начал с экономических реформ и резкого расширения отношений с другими странами. Коммунистический режим в стране падал в период с 1990-го по 1992 г. У власти попеременно сменялись Социалистическая и Демократические партии.
Косовский язык
В пост- Второй мировой войны Югославии был проект , чтобы создать Косован язык, который был бы в значительной степени Gheg. Это соответствовало реорганизации страны Иосипом Броз Тито в федерацию этнолингвистически определенных наций , которая в значительной степени полагалась на языковую политику для создания или усиления отделения этих наций от таких соседей, как Болгария , и основывалась на усилиях коммунистической Албании. объединиться с Югославией. Однако идея союза была отброшена после раскола между Сталиным и Тито в 1948 году, когда Албания встала на сторону Москвы. В результате этого разрыва и других факторов такой косовский язык никогда не создавался. Действительно, в 1974 году стандартный албанский язык на основе тоска был принят в качестве официального языка Косово.
История
Албанский фольклор восходит к палеобалканской мифологии, включая основу иллирийской религии . Существует ряд параллелей с древнегреческой и римской мифологиями. Албанцы были христианизированы под влиянием католиков, вероятно, в четвертом и пятом веках. В более поздние времена, после Gheg — Tosk раскола, они стали католиками на севере и православными на юге.
В тексте, составленном примерно в начале XI века на болгарском языке , албанцы упоминаются со своим старым этнонимом как наполовину верующие. Ислам впервые появился в Албании в 15 веке после османского завоевания этой территории. Во времена Османской империи , часто чтобы избежать более высоких налогов, взимаемых с христианских подданных, большинство албанцев стали мусульманами. Однако одна часть сохранила христианские и дохристианские верования. Британский поэт лорд Байрон (1788–1824) описал албанскую религиозную веру следующим образом: «Греки вряд ли считают их христианами, а турок — мусульманами; на самом деле они представляют собой смесь того и другого, а иногда и ни одного».
Между 16 и 18 веками в Албанию прибыл также суфийский орден Бекташи , который широко распространился среди албанцев отчасти потому, что он позволил себе быть средством выражения крипто-христианских и языческих верований и ритуалов. Бекташизм — это мусульманский пантеистический орден дервишей ( тарикат ), возникший в XIII веке в пограничном регионе Анатолии , где сосуществовали христианство, ислам и язычество, что позволило включить сопоставимые языческие и немусульманские верования в популярный ислам. Это облегчило процесс обращения в новых мусульман и стало официальным приказом янычар . После запрета всех суфийских орденов в Турции в 1925 году Орден Бекташи основал свою штаб-квартиру в Тиране . С момента своего основания в 1912 году Албания была светским государством , стала атеистической во время коммунистического режима и вернулась в светскую жизнь после его падения.
Албанский фольклор веками развивался в относительно изолированной племенной культуре и обществе , и, хотя в албанской системе верований произошли все эти изменения, древний субстрат дохристианских верований сохранился до наших дней. Народные сказки, мифы и легенды передавались из поколения в поколение в устной форме и все еще живы в горных регионах Албании , Косово и западной части Северной Македонии , среди арбэрешэ в Италии и арванитов в Греции .
Статус албанского
Распространение языков Албании | ||
---|---|---|
албанский | 98.7% | |
Греческий | 0.54% | |
македонский | 0.16% |
Статья 14 Закона Конституция Албании утверждает, что «Официальный язык в Республике Албания — албанский». По переписи населения 2011 года 2 765 610 человек, 98,767% населения заявили албанский как их родной язык («родной язык определяется как первый или основной язык, на котором говорят дома в детстве»).
Диалекты
Стандартный албанский язык основан на Тоск диалект, на котором говорят на юге. Гег говорят на севере, а также Косовские албанцы и в Хорватии Арбанаси, Верхнерекский диалект, Истрия. Традиционная граница между двумя диалектами — это Шкумбин Река. Хотя они несколько разные, они взаимно понятны. Другие известные разновидности, все из которых являются субдиалектами тоска, включают Лаборатория, Чам, Арбёреш говорят в Италии и Арванитика, Арванитик в Южной Греции.
История
До Второй мировой войны не было официальных попыток навязать единый албанский литературный язык; использовались как литературный гег, так и литературный тоск. Коммунистический режим в Албании ввел общенациональный стандарт , который был основан на варианте Tosk говорит в и вокруг города Корча .
С потеплением отношений между Албанией и Югославией, начавшимся в конце 1960-х годов, косовские албанцы — крупнейшая этническая группа в Косово — приняли тот же стандарт в процессе, который начался в 1968 году и завершился выпуском первого единого албанского орфографического справочника и словарь в 1972 году. Хотя до этого они использовали гег и почти все албанские писатели в Югославии были гегами, они предпочли писать на языке тоск по политическим причинам.
Изменение литературного языка имело серьезные политические и культурные последствия, поскольку албанский язык является основным критерием самоидентификации албанцев. Стандартизация подверглась критике, в частности, писателем Арши Пипой , который утверждал, что этот шаг лишил албанского языка его богатства за счет гегов. Он называл литературный албанский «чудовищем», созданным коммунистическим руководством тоска, которое покорило антикоммунистическую северную Албанию и навязало гегам свой собственный диалект.
Кухня Албании
Она является разнообразной и уникальной. И это тоже благодаря богатой истории Албании. Национальная кухня особенна тем, что была рождена на стыке восточной и западной культуры. Для приготовления блюд используются экологически чистые продукты. Кстати, здесь они стоят очень дешево.
Кухня этого государства состоит из разнообразных блюд. Например, запеченная рыба, бюрек, таве коси, традиционный рис и т. д. К традиционным блюдам Албании относятся:
- сарма – голубцы с помидорами черри, пряными травами и лимоном;
- чомлек – нежная говядина, тушеная с луком, черносливом и морковью;
- таве-коси – сладкая запеченная или тушенная в йогурте баранина;
- гювеч – говядина или баранина, тушенная с картошкой, стручковым горохом и перцем;
- фэргаса-тирана – блюдо из жареного мяса, яиц, печени и помидоров.
Албания также славится винами и коньяком «Скандербег» собственного производства. Они обладают уникальным ароматом и являются очень вкусными. Не менее популярна ракия – традиционный албанский напиток.
Влияние русского языка в лексике
Особенностью албанского языка является проникновение значительной части международных неологизмов (прежде всего, научно-технических терминов) через русский язык. Это связано с тем, что до 1945 года современные наука и промышленность в Албании почти отсутствовали, а в 1945—1961 годах научно-технические знания стали проникать с советскими специалистами (из других стран специалистов в этот период почти не было). Например, из русского языка проникли международные слова: detal («деталь»), dezhurn («дежурный»), kombinat («комбинат»), kompleks («комплекс»), docent («доцент»), plenum («пленум»), presidium («президиум»), byro («бюро»), rektor («ректор»). Кроме того, из русского языка были заимствованы такие слова, как tjagaç («тягач»), plitka («плитка»), ballast («балласт»), baraban («барабан»), kulak («кулак») и другие.
Достопримечательности Албании
Гирокастра
Гирокастра — живописный город-музей, расположенный в 120 км от Тираны на горных склонах над рекой Дрина. Включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Старый город Гирокастры — великолепный пример османской архитектуры. Поселение здесь было известно как торговый центр с 13 столетия. В османский период город развивался благодаря базару. В Гирокастре можно посмотреть на красивые османские дома, красочный базар, остатки римских укреплений, крепость 15-го века, османские стены, мечеть 15 века и несколько христианских церквей.
Замок в Гирокастра
Замок в Гирокастра — одно из крупнейших подобных сооружений на Балканах. Крепость здесь была построена уже в 12 столетии, хотя большая часть сохранившихся строений датируются 19 веком. Замок в коммунистический период албанской истории использовался в качестве тюрьмы.
Берат
Берат — ещё один город-музей, расположенный в 122 км к юго-востоку от Тираны. Является одним из древнейших городов Албании и имеет целую россыпь старинных достопримечательностей: от древней крепости и средневековых христианских церквей до османских мечетей.
Замок Преза
Замок Преза — средневековый замок 15 века, расположенный недалеко от Тираны. Основан был ещё в 6 веке в период правления византийского императора Юстиниана. Известен как один из опорных пунктов албанского сопротивления османам во главе с Скандербегом.
Тет
Тет — каменная церковь 19 века, расположенная среди живописных гор. Это сооружение выглядит гораздо старше, благодаря традиционной архитектуре.
Часовая башня
Часовая башня — один из символов Тираны. Это сооружение было построено османскими архитекторами в 1822 году. Башня имеет высоту 35 метров.
Бутринт
Бутринт — руины древнегреческого города, основанного в 4 веке до н.э. греческими колонистами с острова Корфу. В античный период он являлся одним из важнейших поселений на Балканах, достигнув максимального расцвета и процветания в период существования Византии. Самые интересные его достопримечательности: античный театр 3 века до н.э., древний храм того же периода и фрагменты крепостной стены.
Аполлония
Аполлония — руины античного иллирийского города, расположенные близ города Фиери. Большая часть этого древнего поселения до сих пор погребена под землёй. Этот город был основан греками еще в 855 году до нашей эры и являлся важным средиземноморским полисом. Самые интересные его достопримечательности: римские колоннады, древний амфитеатр, фрагменты крепостных стен и средневековый монастырь.
Крепость Розафа
Крепость Розафа — главная достопримечательность города Шкодер. Она была основана ещё иллирийцами, а затем восстановлена венецианцами и перестроена османами. Также в Шкодере нужно обязательно увидеть великолепную мечеть шейха Абдуллы Аль Замиля.
Дуррес
Дуррес — старинный город в 38 километрах к западу от Тираны с потрясающими древними памятниками. Поселение здесь было основано греками в 7 веке до н.э. и на протяжении многих веков считалось крупнейшим портом Адриатического моря. Здесь можно увидеть византийскую стену, соединенную с венецианской башней и амфитеатром, в котором была найдена крипта раннехристианского периода с настенной мозаикой редкой красоты.
Замок Порто Палермо
Замок Порто Палермо — одна из самых красивых крепостей в стране, построенная в османский период.
Озеро Коман
Озеро Коман — потрясающее горное озеро, которое считается одним из самых живописных мест Албании.
Статус албанского [ править ]
Распространение языков Албании | ||
---|---|---|
албанский | 98,7% | |
Греческий | 0,54% | |
македонский | 0,16% |
Статья 14 Конституции Албании гласит, что «Официальным языком в Республике Албания является албанский».
Согласно переписи населения 2011 года, 2 765 610, 98,767% населения заявили, что албанский является своим родным языком («родной язык определяется как первый или основной язык, на котором говорят дома в детстве»).
Диалекты
Стандартный албанский язык основан на диалекте тоск , на котором говорят на юге. На геге говорят на севере, а также косовские албанцы, а в Хорватии — арбанаси , диалект Верхнего Река , Истрия . Традиционной границей между двумя диалектами является река Шкумбин . Хотя они несколько разные, они взаимно понятны. Другие известные разновидности, все из которых являются субдиалектами тоска, включают Lab , Cham , Arbëresh, на котором говорят в Италии, и Arvanitika , Arvanitic в Южной Греции.
Арбанаси
Арбанас (Арбанас), множественное число: Арбанаси ( Арбанаси ); это старый этноним, который южные славяне , такие как болгары и сербы , использовали для обозначения албанцев , восходящий к средневековью . Arbanaski (Арбанаски), Arbanski (Арбански) и Arbanaški (Арбанашки) — прилагательные, образованные от этих терминов. Термин Арбэнас также использовался румынами для албанцев. Впервые они появляются с этим этнонимом в болгарской рукописи, датированной 1000–1018 гг., Во время правления царя Самуила , в которой арбанаси (албанцы) упоминаются как полуверующие (т.е. неправославные христиане). Этот термин использовался среди южных славян до середины 20 века. Имя Арбанаси до сих пор используется как экзоним небольшой албанской общины в Хорватии на побережье Далмации, которая мигрировала туда в 18 веке. В современных южнославянских языках термин — альбанак .
Иностранные языки [ править ]
Наиболее распространенными иностранными языками, на которых говорят в Албании, являются английский, итальянский и греческий.
Новое исследование, проведенное Евростатом , статистическим агентством Европейского Союза , проанализировало демографию взрослого населения 25-64 лет в нескольких европейских странах по состоянию на 2016 год. Результаты исследования образования взрослых, выпущенного в мае 2018 года, показали, что 39,9% людей в возрасте 25–64 лет владеют хотя бы одним иностранным языком. Основным известным иностранным языком является английский (40,0%), за ним следуют итальянский (27,8%) и греческий (22,9%). В основном англоговорящими были молодые люди, знание итальянского языка стабильно во всех возрастных группах, в то время как в младшей группе наблюдается уменьшение говорящих на греческом языке.
Итальянский
Итальянский на сегодняшний день является самым известным иностранным языком в Албании и имел официальный статус, когда страна находилась под протекторатом Италии. Большинство говорящих по-итальянски не изучают язык в классах или по книгам, а скорее смотрят итальянское телевидение. Во время позднего коммунистического режима албанцы, живущие в городах на побережье Адриатического моря, имели доступ к итальянскому телевидению. Многие албанцы «научились перепрограммировать свои телевизоры, чтобы преодолеть попытку [] албанского правительства заблокировать итальянские каналы». Большое количество людей среднего и молодого возраста выросли на этом языке и очень хорошо его знают.
Среди пожилых людей итальянский также широко распространен, поскольку этот язык использовался в системе образования в 1930-х годах, после того как король Зог издал указ, требующий, чтобы все албанские школы преподавали итальянский язык в 1933 году
Албания также является домом для 19 000 этнических итальянцев, которые способствовали развитию языка в стране.
Английский
Английский язык наиболее популярен среди молодого поколения албанцев. [ ненадежный источник? ] [ ненадежный источник? ] По состоянию на 2006 год более 65% албанских детей могли бегло или частично говорить по-английски.
Этот язык появился в Албании в 1921 году, когда в Албанской профессиональной школе при спонсорской поддержке Красного Креста Америки начали преподавать английский язык . Школа действовала до 1933 года. В то время правительство Албании решило сделать английский вторым языком страны. Русский стал основным языком, преподаваемым в школах после того, как коммунисты захватили власть в стране. После советско-албанского раскола в 1960-х годах английский стал конкурировать с русским. Книга 2006 года Мимозы Риста-Дема, доктора философии. доктор лингвистики в Университете Индианы описывает преподавание английского языка в коммунистическую эпоху:
Другое
Французские лицеи в Корче и Гирокастре работали в коммунистическую эпоху, потому что Энвер Ходжа , давний лидер коммунистической Албании , учился в Университете Монпелье во Франции, и с приходом к власти разрешил их деятельность. Албания является членом Франкофонии . Большинство франкоговорящих жителей Албании проживает в этих двух городах и прилегающих районах, а также в других частях страны. По данным La Francophonie, в Албании проживает 300 000 франкоговорящих.
Русский язык начали преподавать в школах и университетах в 1950-х годах, когда он был лингва-франка в странах Восточного блока . Так продолжалось до советско-албанского раскола в начале 1961 года. Многие, кто учился в то время, забыли большую его часть из-за отсутствия использования.
После идеологических противоречий с СССР Албания и Китай сблизились . Некоторые албанцы учились в Китае и изучали там китайский язык. После краха коммунизма в Албании в 1991 году многие молодые албанцы также отправились в Китай для получения образования и выучили язык.
Другие европейские языки также присутствуют в Албании, на них говорят албанцы. Это в первую очередь связано с большой албанской диаспорой, которая существует в Европе, а также с сильным упором на иностранные языки в образовании.
Список народных сказок, легенд, песен и баллад
Народные сказки
- Мариго из сорока драконов
- Из любви к голубю
- Серебряный зуб
- Змеиный ребенок
- Обетованная Солнцу Дева
- Благодарная змея и волшебное дело
- Ревнивые сестры
- Принцесса Китая
- Глупый юноша и кольцо
- Голый мужчина и брат паши
- Мальчик без имени
- Половина петуха
- Гизар Соловей
- Змея и дочь короля
- Медведь и дервиш
- Дочь короля и череп
- Стременная пустошь
- Сказка о юноше, понимающем язык животных
- Дева в коробке
- Девушка, которая стала мальчиком
- Обувь
- Юноша и Дева со звездами на лбу и полумесяцами на груди
- Три брата и три сестры
- Три друга и земная красота
- Scurfhead
- Мальчик и земная красота
- Близнецы
- Дочь Луны и Солнца (версия с кульшедрой )
- Дочь Луны и Солнца (версия с сыном царя)
- Дочь Солнца
- Змей
- Семь пядей бороды и три пяди тела
- Умелые братья
- Сказка об орле
Легенды
- Ага Имер из Улциня
- Али Дост Деде из Гирокастры
- Цикл Муджо и Халили
- Гьердж Элез Алия
- Сари Саллтёк
- Скандербег и Баллабан
- Шега и Влластар
- Могила влюбленного
- Легенда о Джабали-Альхаме
- Принцесса арджиро
- Месть Кастрати — легенда племени триепши
- Основание племени Келменди
- Основание племени кастрати
- Основание племен хоти и триепши
Песни и баллады
- Песни пограничных воинов
- У платана Машкуллоре
- Чамские народные песни ( Песня Чело Мезани )
- Песня Марко Бочари
- Константин и Дорунтина
- Евфрозина Янина
- О, моя прекрасная Морея
- Песня Таны
- Песни Косовской битвы
- Сборник песен Вука Караджича
Арбэнеш / Арбэреш (албанский)
Arben , Arbëneshë , Arbënuer (оказанной в северных Gheg диалектах) и Arber , Arbëreshë , Arbëror (оказанной в южном Tosk диалектов) являются старыми родными терминами , обозначающих древних и средневековых албанцами , используемых албанцами. Албанский язык назывался Арбёришт ( Gheg Albanian : Arbënisht ). В то время как страна называлась Арбэни , определенно : Арбениа и Арбэри , определенно: Арбэрия албанцами. Эти термины в качестве эндонима и как родной топонимов для страны основаны на том же общего корня Альбан и его rhotacized эквиваленты Arban , Albar и arbar . Национальный этноним албанский произошел от албаной , иллирийского племени, упомянутого Птолемеем, с центром в городе Албанополис , расположенном в современной центральной Албании, недалеко от города Круйе . Часть alb в корневом слове для всех этих терминов, по мнению лингвистов, является индоевропейским словом, обозначающим тип горного рельефа, означающим «холм, гора», также присутствующий в Альпах . Lab , также Лаб , Лябите ; Определенная албанская подгруппа и географический / этнографический регион Лабери : Лаберия в Албании также являются эндонимами, образованными от корня alb . Они образованы от слоговой группы alb, претерпевшей метатезис в славянском языке до lab и заимствованы в этой форме в албанском.
Термины, полученные от всех этих эндонимов как экзонимы, появляются в византийских источниках с одиннадцатого века и далее и переводятся как Albanoi , Arbanitai и Arbanites, а в латинских и других западных документах — как Albanenses и Arbanenses . Первыми византийскими писателями, которые упомянули албанцев в этническом смысле, были Майкл Атталиатес (в книге « История» ) и Анна Комнина (в книге « Алексиад» ), называя их в XI веке Альбаной и Арбанитай . В более позднем византийском обиходе термины «арбанитай» и «албаной» с рядом вариантов использовались как синонимы, в то время как иногда одни и те же группы также назывались классицизирующими именами иллирийцев. Первое упоминание албанского языка датируется 1285 годом.
Arbëreshë традиционной vallje ( «танец»).
Страна была известна в византийских источниках как Арбанон (Άρβανον), а в латинских источниках как Арбанум . В средневековых сербских источниках этноним страны, образованный от латинского термина после языкового метатезиса, переводился как Рабна (Рабна) и Рабан (Рабан), а прилагательное — Рабанский (Рабански). От этих этнонимов названия албанцев произошли и на других языках, которые использовались или используются до сих пор. На английском албанцы ; Итальянский альбанези ; Герман Альбанер ; Греческие арваниты , альванитис (Αλβανίτης) множественное число: альваниты (Αλβανίτες), альванос (Αλβανός) множественное число: альваной (Αλβανοί); Турецкий Арнаут , Arnavut ; Южнославянские языки арбанаси ( Арбанаси ), альбанци (Албанци) и т. Д. Термин Арбэрешэ до сих пор используется как эндоним и экзоним албанцев, мигрировавших в Италию в средние века, Арбэрешэ . Он также используется в качестве эндонима арванитами в Греции . На Балканах влахи до сих пор используют аналогичный термин арбинеш в арумынском языке для современных албанцев.