Спасо-евфимиев монастырь в суздале и его тайны

Ризоположенский женский монастырь

Статья: Ризоположенский монастырь — монашеская обитель с 800-летней историей

Общий вид Ризоположенского монастыря

Ризоположенская обитель – самая старая, из сохранившихся в Суздальской земле. Она была создана в 1207 году.

Кроме почтенного возраста, этому монастырю принадлежат и другие рекорды. Его храмы стоят на самой высокой точке древнего города. Здесь находится и самая большая в Суздале колокольня (72 м), благодаря который этот монастырь виден отовсюду. Высокое здание при храме возвели в стиле классицизм в 1819 году в честь окончания войны с войсками Наполеона.

История древней обители тесно переплетена с судьбой преподобной Ефросиньи Суздальской. Эта христианская святая прославилась, как монахиня-подвижница и целительница. По сохранившимся преданиям, именно благодаря молитвам Ефросиньи, армия хана Батыя, разорившая Суздаль, не тронула православную обитель.

Вид на Святые ворота и Преподобенскую колокольню Ризоположенского монастыря

Как и везде в древней Руси, до XVI века монастырские строения были сделаны из дерева. Первым каменным храмом на территории этой обители стал трехглавый Ризоположенский собор. Позже к нему пристроили красивую, богато декорированную паперть.

С приходом новой власти, в 1923 году старинный монастырь закрыли. С его храмов сняли колокола и отправили их на переплавку. Невзирая на то, что Ризоположенский храм считался памятником архитектуры, в 1929 году в нем разместили электростанцию, снеся храмовые барабаны и купола. В течение сорока лет собор постоянно разрушался от работы силовой установки. В 1969 году, наконец, занялись его реставрацией и куполам храма вернули их первоначальную шлемовидную форму. А с 1999 года монастырскую территорию возвратили церкви и передали женской монашеской общине. Обитель расположена в Суздале на ул. Ленина, 79.

Музеи Суздаля за 1 день

Весь древний Суздаль называют музеем под открытым небом. Но, помимо таких крупных музейно-архитектурных комплексов, как Спасо-Евфимиев монастырь и Суздальский кремль, в городе есть небольшие музеи с оригинальными экспозициями. Так как обойти Суздаль за 1 день вполне реально, стоит добавить в свой маршрут несколько музеев — для более глубокого знакомства с городом.

Музей восковых фигур

От своих зарубежных аналогов, музей восковых фигур в Суздале отличается изображаемыми экспонатами — это не мировые звезды, а исторические личности России: начиная с Древней Руси до XX века. Изначально, это была небольшая экспозиция на московской выставке в Сокольниках. Далее выставка восковых фигур под названием «История России в лицах» экспонировалась в столичном музее Островского и «гастролировала» по миру. Когда экспонатов стало очень много (более 150), было решено перевезти их из Москвы в Суздаль и создать отдельный музей.

Сейчас экспозиция занимает 3 зала общей площадью 200 кв.м. Первый зал посвящен историческим персонажам Древней Руси, центральной фигурой в нем является князь Владимир. Во втором зале посетители увидят фигуры Ивана Грозного, Петра I, Екатерины II и именитых военачальников. Еще одна экспозиция включает в себя фигуры творческих личностей: Пушкина, Толстого, Достоевского, Чехова и других писателей, поэтов. Третий зал посвящен лицам XX века: советским политикам и актерам, мировым лидерам, вершившим историю. Музей находится в центре Суздаля, в паре минут ходьбы от кремлевских стен. Он работает ежедневно.

Музей восковых фигурФото: albygan

Музей «Щурово городище»

Музей, расположенный в северной части Суздаля, на отдалении от основных туристических объектов, представляет собой интерактивную площадку. В «Щуровом городище» посетители могут погрузиться в историю и быт Древней Руси. Экспонаты — умелая имитация строений эпохи Юрия Долгорукого. Посетителям предлагается научиться сражениям на мечах, пострелять из лука или оседлать лошадь. Для детей работает небольшой контактный зоопарк.

Музей «Щурово городище» в Суздале часто становится местом для исторических реконструкций сражений. Также место было площадкой для съемок фильма «Царь» Павла Лунгина.

Музей «Щурово городище»Фото: Lyudmila_Klyopova

Музей самовара и чайных традиций

Музей, расположенный в торговых рядах Суздаля, знакомит посетителей с русскими традициями чаепития. Сначала в музее самовара для гостей организуется короткая ознакомительная экскурсия по экспозиции, а затем — неограниченное по времени чаепитие. Для посетителей накрывают традиционный русский стол: самовар объемом 3 литра, сушки, креманки с повидлом и вареньем.

Экспонаты были привезены из деревень — не только Владимирской области, но и из окрестностей Тулы и Иваново. Всего в экспозиции музея представлено более 40 различных самоваров: от старинных (самый древний был отлит на Урале в первой половине XVIII века) до более современных (например, коллекционный экземпляр, выпущенный к Олимпиаде-80).

Иконописная мастерская «София»

Необычный музей функционирует при Христорождественской церкви. Посетители не просто осматривают старинный храм, но и знакомятся с особенностями создания икон и фресок. Экскурсии проводит священник, отец Андрей. Чтобы увидеть процесс создания икон и самим попробовать себя в этом деле, нужно предварительно записаться на экскурсию, связавшись с отцом Андреем.

Иконописная мастерская «София» в Христорождественской церквиФото: Валентина Пушкарева

Подробный материал: Музеи Суздаля

Архитектура и убранство сооружения

Своим внешним видом святыня отличается от традиционных белокаменных сооружений.

Внешний вид

Постройка выполнена в нетипичном для Суздаля стиле нарышкинского барокко. Для него характерны скромность, изящность, элементы европейского барокко и готики. На фоне красных стен собора выделяются белые наличники и пилястры.

Внутреннее оформление

Многие посетители отмечают теплую, даже волшебную атмосферу внутри храма. В нем находится пятиярусный иконостас, росписи сделаны уже в наше время в современной манере. В свободное от богослужений время в церкви можно послушать аудиозаписи церковных песнопений.

Святыни храма: мощи святителя Арсения Элассонского

22 февраля 2015 года из церкви Рождества Богородицы в Успенскую были перенесены мощи святителя Арсения Элассонского. Арсений Элассонский, возглавлявший Суздальскую епархию во времена Смуты, благословил народное ополчение на борьбу с поляками. Несмотря на свое греческое происхождение, Арсений Элассонский является почитаемым в России святым. Сейчас любой желающий может поклониться святым мощам. Считается, что мощи помогают больным детям выздороветь.

Достопримечательности музея деревянного зодчества

Здесь представлены деревянные храмы, хозяйственные постройки и дома крестьян XVIII-XIX веков, собранные и привезенные со всей Владимирской области.

Преображенская церковь из села Козлятьево

Деревянная церковь XVIII века была доставлена в Суздаль в 1965 году. Выявление памятника, его перевозка и восстановление длилось 10 лет. Считается одним из главных экспонатов. Здание выстроено по типу пирамиды: на четверике в основе последовательно установлены три восьмерика, есть апсида и два придела. Церковь крыта осиновым лемехом, имеет три главки. Внутри восстановлен иконостас, есть остатки масляной росписи стен.

Воскресенская церковь из села Патакино

Ранее эта церковь была кладбищенским храмом в селе Патакино Камешковского района. Ее построили в 1776 году, в 1930 – закрыли, а в 1970 перевезли в Суздаль и отреставрировали. Имеет традиционную конструкцию, в основе стоит четверик, на который установлен восьмерик, пристроена трапезная и колокольня. Главки и барабаны крыты лемехом, внутри сохранились фрагменты побелки, восстановлен иконостас.

Колесный колодец из села Кольцова

Колодец находится в центральной части территории музея, впечатляет своими размерами. Такие конструкции устанавливали в местах, где вода залегает особенно глубоко, они в старину были центром сельской жизни. Внутрь большого колеса вставал человек, и, переступая ногами, приводил в действие механизм, чтобы опустить на глубину до 70 метров большую бадью. За это такой колодец называли ступальным. Экспонат относят к середине XIX века.

Мельницы из села Мошок

Пожалуй, только в суздальском музее можно увидеть сразу две ветряные мельницы. Старинные постройки и механизмы конца XVIII века были доставлены сюда в 1970 году. Построены по типу сруба. Одна из мельниц открыта для посещения, представлены необходимые для помола зерна предметы: меры и совки, грохот для просеивания, сусеки и мешки. Во вторую мельницу можно лишь заглянуть, чтобы увидеть, как устроен старинный механизм.

Избы и дома крестьян

Жилая улица старинного поселения представлена четырьмя крестьянскими домами, привезенными из разных мест Владимирской области

В первую очередь обращает на себя внимание двухэтажный дом зажиточного крестьянина: на первом этаже была ткацкая мастерская, а на втором жилые помещения. Дом поменьше принадлежал крестьянину-середняку

Внутри обоих домов воссоздана достоверная обстановка. Еще две избы стали помещениями для музея «Русский лубок» и сувенирной лавки.

Спасо-Евфимиев мужской монастырь в Суздале, Владимирская область

Комплекс Спасо-Евфимиева монастыря внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня он входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника, а его экспозиции знакомят с историей, культурой и искусством Суздальской земли.

История монастыря

Князь Суздальский и Нижегородский Борис Константинович основал монастырь в 1352 году как мужскую обитель, посвященную Спасу, и крепость, призванную защищать город от врагов. Для монастыря было выбрано стратегически выгодное место: он расположился к северу от Суздаля, а высокий и извилистый берег реки Каменки стал для города дополнительной защитой. В XVI веке первый игумен обители Евфимий был причислен к лику общерусских святых, и в честь него монастырь стал называться Спасо-Евфимиевым.

Деревянные монастырские постройки сгорели в начале XVII веке во время польско-литовского нашествия, после чего монастырь стал обрастать новыми крепостными стенами с мощными оборонительными башнями, которые даже издали были видны над высоким берегом реки. К концу XVII века Спасо-Евфимиев монастырь входил в число пяти крупнейших монастырей России, здесь велось активное каменное строительство.

В 1766 году по распоряжению Екатерины II в монастыре была учреждена тюрьма для «безумствующих колодников» — душевнобольных и политических арестантов, среди которых — еретики, раскольники, сектанты и простые люди, не угодившие властям. За 150 лет существования тюрьмы (ее закрыли в начале XX века) здесь побывало около 350 заключенных.

Монастырь был закрыт в 1922 году, чуть позже в нем расположился политизолятор: накануне войны сюда перевели интернированных чехов. После начала Великой Отечественной войны в монастыре был организован проверочно-фильтрационный лагерь, через который прошли более 8 тысяч человек. Здесь проверяли солдат Красной армии после их пребывания в плену противника. Позднее Спасо-Евфимиев монастырь стал лагерем военнопленных, в котором содержались офицеры и генералы вермахта, а также итальянской, венгерской, румынской и испанской армий.

В послевоенные годы на территории монастыря находилась воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних преступников. Спасо-Евфимиев монастырь становится музеем только с 1968 года.

Сооружения Спасо-Евфимиева монастыря

Проездную башню с главными воротами во всех крепостях старались сделать самым мощным и прочным сооружением, ведь именно туда всегда был направлен первый удар врага. Башня на Святых воротах Спасо-Евфимиева монастыря достигала 22 метра в высоту. Нижний ярус украшают только два киота для икон и бойницы, а верхний поражает красотой своего убранства: широкий карниз с изразцами, узорчатые наличники, верхний пояс с остриями кокошников.

За аркой ворот проездной башни и надвратной Благовещенской церкви располагаются древнейшие монастырские постройки. В центре высится Спасо-Преображенский собор XVI–XIX веков, который был достроен к маленькой бесстолпной Спасской церкви (она является древнейшим каменным сооружением монастыря и относится к началу XVI века). Впоследствии церковь стала называться Евфимьевским приделом, а в XIX веке с северной стороны собора был пристроен придел Сергия Радонежского и галерея, окружившая собор с трех сторон. Собор приобрел массивный и величественный вид и богатое внутреннее убранство. Стены были расписаны знаменитыми мастерами артели Гурия Никитина и Силы Савина в конце XVIII века, которые работали во многих храмах Ярославля, Костромы и Москвы.

Справа от собора — большая звонница XVI–XVII веков, за ней — братский келейный корпус XVII–XIX веков, где находились кельи монахов. Слева от храма расположена Успенская церковь постройки 1525 года. Она является уникальным образцом шатрового русского зодчества, это здание объединяет в себе церковь и хозяйственное строение — трапезную палату, в которой были складские помещения, кухня и трапезный зал, а в подвалах находились запасы монастырской провизии. К Успенской церкви примыкает архимандритский корпус.

Также на территории монастыря располагается тюремный корпус, Благовещенская церковь, Никольская больничная церковь с палатами для монастырской братии и мавзолей Дмитрия Пожарского.

Информация из Единого государственного реестра объектов культурного наследия:

Наименование объекта: «Ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря»

Регистрационный номер: 331520003960006

Смоленский храм

Для обеспечения нужд ремесленников, трудившихся в Спасо-Евфимовом монастыре, была построена отдельная церковь. Она посвящена Смоленской иконе Божьей Матери, за что получила соответствующее название – Смоленская. Храм разместился в слободе Скучилиха (ныне ул.Ленина), в северной части Суздаля.

Первоначально он использовался лишь в теплое время года, в качестве летней церкви. Для зимних богослужений рядом был построен храм Симеона Столпника.

Позже к архитектурному комплексу добавилась колокольня. Внешнее убранство Смоленской церкви отличается простотой и изысканностью форм, характерных для классического стиля. Перед входом паперть. Верхняя часть здания увенчана 5 куполами, которые установлены на высоких тонких барабанах.

Карниз декорирован каменными наличниками, балясинами, зубчиками. Строение датируется концом 17-началом 18 века. В 60-х гг.20 в. под руководством архитектора О.Гусевой осуществлен комплекс реставрационных работ.

Дополнительная информация

На территории Свято-Покровского собора располагается трапезная, которую могут посетить паломники и гости монастыря. Рядом с ней располагается небольшая Зачатьевская церковь в стиле польской архитектуры. Трапезная палата работает ежедневно, кроме понедельника, с 11:00 до 16:30. Из меню полностью исключено мясо, всё меню полностью составлено по уставу. Во время постов в трапезной готовят исключительно постные блюда. Телефон трапезной и более подробную информацию можно найти на сайте комплекса.

Здесь также находится церковная лавка, работающая ежедневно. В церковной лавке можно приобрести сувениры, иконы, религиозную литературу, свечи, крестики и т. д. Помимо этого, тут можно заказать молебны, панихиды и поминовения.

Несмотря на то, что раньше на территории монастыря располагался туристический комплекс, на данный момент тут нет гостиницы. Поэтому руководство монастыря подчеркивает, что у комплекса нет возможности принимать на ночь паломнические и туристические группы.

Ludvig14

Архитектурный ансамбль Свято-Васильевского монастыря

Современный ансамбль Васильевского монастыря, возведенный в камне в XVII веке, состоит из собора Василия Великого, Сретенской трапезной церкви и ограды. Соборный храм в честь Василия Великого был построен в 1662 — 1669 годах на месте деревянной шатровой церкви.

Собор Василия Великого с колокольней

В плане храм представляет собой простой кубовидный объём, завершённый восьмигранником с луковичной главкой. Первоначально собор был задуман как трёхглавый, о чём свидетельствуют основания ещё двух барабанов, сохранившиеся под кровлей. Небольшие порталы, узкие окна и скромный декор придают храму строгий, аскетический облик. Украшение фасадов закомарами, воспроизводящими своими очертаниями коробовые своды, не соответствует внутренней двустолпной конструкции здания. В XIX веке к Васильевскому собору была пристроена трёхъярусная колокольня, декорированная пилястрами и карнизами. С вершины колокольни открываются изумительные панорамы города. Одноглавая Сретенская церковь (XVII век) выстроена в два яруса: на первом этаже размещались поварня, хлебня и другие хозяйственные помещения, а второй этаж занимали церковь с алтарём и трапезная палата (столовая) с одним столбом посередине, поддерживающим своды.

Церковь Сретения Господня

Сретенская церковь перекрыта редкой для Суздаля восьмискатной кровлей и увенчана луковичной главкой. Три алтарных полукружия опираются на прямоугольные стены первого этажа. Васильевский монастырь в Суздале окружён каменной оградой с невысокими Святыми воротами. К настоящему времени почти все помещения возвращены монашеской общине. Лишь один двухэтажный дом у самой стены монастыря принадлежит коммунальному хозяйству.

Рейтинг достопримечательности:

← СУЗДАЛЬ РОССИЯ →

Насельницы

С XVI века здесь постригали в монахини знатных царских и боярских особ за провинности или добровольно избравших такую участь. Самым первым, кто сослал свою жену в монастырь, был князь Василий III. Его потомки последовали его примеру.

Так здесь, помимо Соломонии Сабуровой монашествовали такие знатные персоны, как:

  • царица Анна Григорьевна Васильчикова — пятая жена Ивана Грозного;
  • царевна Ксения Борисовна Годунова была насильно пострижена по указанию Лжедмитрия I;
  • царица Евдокия Федоровна Лопухина, в постриге Елена — первая жена Петра I, последняя русская царица;
  • царица Мария Петровна Буйносова-Ростовская, в постриге Елена — торая супруга Василия Шуйского, была насильно пострижена после свержения мужа с трона.

В усыпальнице Покровского собора покоится прах более 20-ти монахинь, бывших знатными особами того времени.

Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиевого монастыря

После смерти основателя Спасо-Евфимиевого монастыря – игумена Евфимия, над его могилой поставили небольшую церквушку. Она является самым старым зданием на территории обители (1507 -1511 гг.). В конце 16 столетия к корпусу добавили большое здание храма.

С этого времени церковь носит название Евфимиевого придела, а собор именуют Спасо-Преображенским. При проектировании святилища, в качестве образца использовали планировку Рождественской церкви Суздальского кремля. В последующем архитектура храма неоднократно видоизменялась: в 18 веке – обустроена круговая галерея вдоль стен, в 19 веке – добавлен Сергиево-Радонежский придел.

Наружная поверхность стен в 17 веке была расписана. Элементом традиционного декора, присущего владимирско-суздальскому стилю, является аркатурно-колончатый пояс. Храм принадлежит к многоглавым культовым сооружениям.

Над центральной частью возвышается 5 куполов, поставленных на высокие каменные барабаны. Пространство внутри церкви разделено на несколько частей, которые ограничивают 4 столпа. Стены украшены росписью 17 века. Над ее созданием трудилась художественная артель под руководством Гурия Никитина.

Внутреннюю часть центрального купола занимает фреска под названием “Отечество”, выполненная костромскими мастерами. Рисунки на стенах и столбах изображают эпизоды из жизни Иисуса Христа и святых апостолов, а также портреты первых царей из династии Романовых. Собор включен в категорию “Белокаменные памятники Владимира и Суздаля” и охраняется организацией ЮНЕСКО.

Приходская паломническая поездка в Суздаль. 10 апреля 2021 г.

При слове «Суздаль» в моем воображении возникает что-то исконно русское — леденцово-пряничное, со вкусом медовухи и запахом солений, побрякивающее колокольцами лошадиных упряжек и с нескончаемой вереницей куполов церквей, гармонично вплетающихся в пейзажи нашей средней полосы.

Да, собственно, так и есть. И убедиться в этом могла вся наша многочисленная (45 чел) группа прихожан храма Фёдора Ушакова и примкнувших к ним — родных, друзей и знакомых…

Небо подарило нам в этот день не только воплощение насыщенной программы, но и изумительную погоду, приветственный перезвон колоколов и даже весьма неожиданный песенный подарок в Спасо-Евфимиевом монастыре. «О, Всепетая…. » святителя Николая Сербского унеслась вместе с голосами певчих и нашими душами под высокие своды Спасо-Преображенского собора с великолепной акустикой и богатой росписью 16 века. Пожалуй, это было лучшее песнопение в моей жизни…

Поездка ставила перед нами весьма сложную задачу — посмотреть Суздаль за один день. Кто бывал здесь, скажет — это не возможно, ведь в городе 45 церквей, несколько монастырей, Кремль. И все же нам удалось сделать почти невозможное — максимально значимое и красивое было охвачено, а особо резвым и бесстрашным покорилась даже смотровая площадка 72 метровой Преподобенской колокольни Ризоположенского монастыря — самой высокой точки города, с которой можно было обозреть весь город с высоты птичьего полёта…

Было интересно отследить сверху уже пройденный нами путь — от Суздальского Кремля с монументально величественным собором 13 века, с росписями разных эпох; мимо 6 церквей различных архитектурных стилей, расположенных вдоль дороги; по площади и торговым рядам с изделиями народных промыслов, заготовками грибов и ягод; мимо вереницы конных экипажей к тому, что ещё предстояло посетить — два значимых для Суздаля монастыря — Покровского и Спасо-Евфимиева .

В первом — белокаменном, в котором нашли вечный покой сосланные в разное время именитые представительницы знатных фамилий, нас ждала постная трапеза в русской бревенчатой избе, добавляя национального колорита и обращая наш взор в прошлое. Второй монастырь — Спасо-Евфимиев по красоте, значимости и масштабности представленных музейных экспозиций посоперничает с Суздальским Кремлём, да и многими монастырями Руси.


Окруженный величественными крепостными стенами, он хранит в себе много тайн, раскрывают которые, унося нас в былое, различные тематические выставки.

На такое место по сути надо потратить целый день, но и за час мы успели многое. Насладившись поистине ангельским песнопением и перезвоном колоколов на внушительной звоннице, все разошлись в разные стороны.

Меня привлекла экспозиция икон, церковной утвари, украшений, шитья, исполненных в русских традиционных художественных стилях.

Честно говоря, я была потрясена великолепием коллекции и вспомнила музей икон в Екатерининском монастыре на горе Синай в нашу поездку в Египет.

Поразило обилие образов Владимирской иконы Божией Матери и редкий Корсунский образ, который по легенде был подарен князю Владимиру при крещении — не знак ли это нам — какую икону поместить в иконостас нового строящегося храма…

Церквей в городе неимоверное количество, пересчитывая увиденные по памяти, я все время сбивалась со счета — 10…15… 20, но посмотрели мы вблизи или вдали более половины в городе — 26. Поклонились мы и мощам почитаемых суздальских святых — Ефросиньи, Софии, Евфимия, первых епископов Суздаля…

Последней жемчужиной нашей поездки были церкви на выезде из Суздаля — в Михалях

Я обратила на них внимание ещё при составлении программы. Построенные в разных веках и стилях в тихом уединенном месте, восстановленные за каких-то 17 лет — они являют собой яркий пример разнообразия русского церковного зодчества и возможностей трудов человеческих во Славу Божию

Неожиданно на встречу к нам вышла хранительница этого удивительного места и провела мини-экскурсию по храму Архангела Михаила 17 века, а до храма 1904 года постройки в честь Александра Невского дошли самые стойкие, оценив псевдорусский стиль из красного кирпича с элементами мозаики и изразцов во всем его великолепии — в лучах заходящего солнца на фоне зелени сосен…

Домой мы возвращались насыщенные кислородом и впечатлениями от пешей прогулки через весь город и отягощенные сувенирами и местными вкусностями…

Наталья Стрелкова,

Фото Наталья Стрелкова, Елена Соболева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector