Особенности развития географической науки в современном мире
Содержание:
- Понятие и содержание сравнительно-географического метода исследований
- Источники и методы
- Что изучает география и кто её придумал?
- ↑яХЯРЕЛЮ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХУ МЮСЙ
- Накопление географических знаний
- Дно Мирового океана
- Картографический метод
- Картография
- Описательный метод
- Исследование «белых пятен»
- Методы географических исследований
- Принципы сравнения в географии
- Метод моделирования
- Традиционные методы
- История изучения
- Космические методы исследования
- ↑пЕЙНЛЕМДСЕЛЮЪ КХРЕПЮРСПЮ
Понятие и содержание сравнительно-географического метода исследований
Что вы помните из предыдущих курсов географии о сравнительном методе исследования?
Почему этот метод является одним из самых основных и древних методов исследований в географии?
Срaвнитeльно-геогрaфичeский метод* – дрeвний метод познaния гeогрaфической реaльности, является сквозным и используeтся при рeшeнии тeорeтических и приклaдных зaдaч гeогрaфии. Этот метод является традиционным для географии. Он лежит в основе многих методов географических исследований: полевых, статистических, аэрокосмических методов классификации. Суть метода заключается в сравнении разнообразных территорий и географических явлений между собой, выделении сходства и различия. В далеком прошлом сравнительный метод заключался в зрительном сопоставлении различных территорий. Сейчас сравнение является более достоверным, т.к. опирается на большое количество разнообразных данных, методов и технических средств. Основоположниками сравнительного метода в науке считают Карла Риттера и Александра Гумбольдта. Метод сравнения стал одним из универсальных методов географии. Он помогает осуществлять индивидуализацию*,
типизацию*, дифференциацию, обобщение изучаемых объектов и явлений. Во всех отраслях географии метод находит широкое применение. В физической географии сравнение применяется при характеристике рельефа, геологических и тектонических структур, климата, рек, природных комплексов и зон, тепловых поясов, физико-географического положения и т. д. В социально-экономической географии при характеристике стран и регионов, районов и городов, территориально-производственных комплексов (ТПК), энерго-производственных циклов (ЭПЦ), экономико-географического положения (ЭГП), отраслей хозяйства, промышленных центров и др. Большое применение этот метод находит в страноведении. В сравнительном методе различают две важных операции: операции отождествления и различения. Сравнение может быть полным и неполным (рис. 5). При пeрвом из них осущeствляются обe эти опeрaции, при нeполном однa из них.
- Историко-геогрaфичeский метод
- Финансово-геогрaфичeский метод
- Экономико-геогрaфичeский метод
- Биолого-геогрaфичeский метод
- Срaвнитeльно-геогрaфичeский метод
Источники и методы
Происходит первое знакомство с методами географических исследований в 5 классе.
Они включают в себя способы изучения закономерностей, по которым происходит формирование и развитие планеты.
Научный подход позволил изучить большие территории Земли. Но некоторые явления и процессы до сих пор недостаточно исследованы.
Существуют традиционные и новые методы географических исследований. К первым относятся:
- Наблюдение. Носит описательный характер, позволяет дать полное представление о географическом объекте.
- Картография. Основывается на наблюдении за закономерностями расположения в пространстве географических объектов с применением тематических карт.
- Статистический. Даёт возможность анализировать и систематизировать информацию, полученную с помощью наблюдений.
- Исторический. Исследует географические объекты начиная с момента возникновения и до сегодняшнего времени.
- Сравнительный. Позволяет обнаружить общие черты или различия между явлениями или объектами.
Что изучает география и кто её придумал?
В целом, география — это наука о Земле. Термин образован из двух греческих слов «гео» (земля) и «графо» (пишу, описываю).Дословно переводится как «описание земли» или «землеописание». Следовательно, география естественная наука, цель которой описывать процессы, происходящие в окружающем пространстве. Почему именно греческие слова стали основой для ввода нового термина в жизнь?
С этим географическим моментом связана интереснейшая история, возраст которой более 2000 лет.
Считается, что имя учёного, давшего название науке «география», Эратосфен Киренский, величайший древнегреческий философ. Он жил на рубеже 3-го и 2-го веков до нашей эры. Сегодня можно с уверенностью сказать, насколько мощным для развития науки стал прорыв, которому с лёгкой руки дал старт Эратосфен, вклад в развитие географии этого человека оказался воистину великим.
Основоположник науки «география» впервые использовал термин в своих философских трудах. До нашего времени сохранились упоминания о книге Эратосфена «география». Хотя ничего удивительного в этом нет — он был вторым главным хранителем знаменитой Египетской Александрийской библиотеки (после грека Зенодота Эфесского, филолога и поэта, комментатора Гомера), существовавшей в античной Александрии. Естественно, что ему был открыт доступ к трудам соотечественников, и тех, кто жил до них.
Именно доступ к многочисленным материалам побудил античного учёного создать обобщённый географический трактат. На вопрос, что сделал Эратосфен для географии, кратко можно ответить следующим образом: он заново переписал данные обо всех населенных землях своей эпохи. При этом Эратосфен опирался только на фактический материал, подтвержденный папирусами и другими источниками знаний.
Эратосфен Киренский
Благодаря своему труду на многие века Эратосфен стал тем, кто открыл географию как науку. Причина не только в том, что он придумал своему детищу новое имя. Живой ум учёного выхватил из изученных описаний важные факты и впервые сформулировал причинно-следственные связи, которые до сих пор являются актуальными. Поэтому недаром считается, что Эратосфен — «отец» географии.
Прежде всего, надо разобраться в том, какой вклад в географию внёс Эратосфен, почему он запомнился своим современникам больше всего, и как вышло, что именно его выводы дошли до нашего времени почти в неизменённом состоянии.
- Эратосфену приписывают «рождение» понятия «климатические пояса Земли». Он смог математически точно объяснить границы между ними, которые и сейчас аналогичны современным взглядам на экватор, тропики и полярные круги, только называл немного иначе.
- Он также первопроходец в создании карт. Его картографический труд, дошедший до наших дней — это карта Ойкумены. Он перенёс на неё всю актуальную информацию о новых землях, полученную благодаря военным экспедициям Александра Македонского и его последователей. Её главные достоинства: вполне угадываемые контуры суши и морей на значительном отрезке земной поверхности, с возможностью реального расчёта расстояний. В поисках своего «рая» — удивительной Индии, — Колумб считал эталоном именно карту Эратосфена. Он по ней планировал своё путешествие, доказывая относительную близость объекта поиска, если двигаться от европейских берегов в западном направлении.
- Эратосфен вычислил земную окружность по экватору (40 тысяч км), «промахнувшись» всего 200 км. А это такой пустяк, если учесть чем пользовался для своих измерений и умозаключений великий учёный-грек, живший 22 века назад, далёкий от калькуляторов и современных смартфонов.
Карта Эратосфена — Обитаемая Ойкумена
Умозаключения Эратосфена помогли в дальнейшем сформировать критерии, по которым определился главный предмет пристального изучения новой дисциплины. В данном случае «земная поверхность» — это то, что изучает физическая география с древних времён и до наших дней. Эратосфен оказался не только выдающимся аналитиком античности, но и настоящим учёным, оказавшим влияние на развитие науки географии на последующие тысячелетия.
↑яХЯРЕЛЮ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХУ МЮСЙ
яНБПЕЛЕММЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ – ЯХЯРЕЛЮ МЮСЙ, Б ЙНРНПНИ БШДЕКЪЧРЯЪ ЕЯРЕЯРБЕММШЕ (ТХГХЙН-ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХЕ), НАЫЕЯРБЕММШЕ (ЯНЖХЮКЭМН-ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХЕ Х ЩЙНМНЛХЙН-ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХЕ) МЮСЙХ, ОПХЙКЮДМШЕ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХЕ МЮСЙХ Х МЮСЙХ, МНЯЪЫХЕ ХМРЕЦПЮКЭМШИ УЮПЮЙРЕП.
тХГХВЕЯЙЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ БЙКЧВЮЕР ЙНЛОКЕЙЯМШЕ МЮСЙХ Н ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНИ НАНКНВЙЕ Б ЖЕКНЛ – ГЕЛКЕБЕДЕМХЕ (НАЫСЧ ТХГХВЕЯЙСЧ ЦЕНЦПЮТХЧ), КЮМДЬЮТРНБЕДЕМХЕ(ПЕЦХНМЮКЭМСЧ ТХГХВЕЯЙСЧ ЦЕНЦПЮТХЧ), ОЮКЕНЦЕНЦПЮТХЧ (ЩБНКЧЖХНММСЧ ЦЕНЦПЮТХЧ). б ОПНЖЕЯЯЕ ДКХРЕКЭМНЦН ПЮГБХРХЪ ЦЕНЦПЮТХХ ЯТНПЛХПНБЮКХЯЭ ВЮЯРМШЕ МЮСЙХ Н ЙНЛОНМЕМРЮУ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНИ НАНКНВЙХ – РНОНЦПЮТХЪ, ЦЕНЛНПТНКНЦХЪ, ЦЕНЙПХНКНЦХЪ, ЙКХЛЮРНКНЦХЪ Х ЛЕРЕНПНКНЦХЪ, ЦХДПНКНЦХЪ (Я ОНДПЮГДЕКЕМХЕЛ МЮ ЦХДПНКНЦХЧ ЯСЬХ, НЙЕЮМНКНЦХЧ), ЦКЪЖХНКНЦХЪ, ЦЕНЦПЮТХЪ ОНВБ, АХНЦЕНЦПЮТХЪ.
б ЯНЖХЮКЭМН-ЩЙНМНЛХВЕЯЙСЧ ЦЕНЦПЮТХЧ БУНДЪР ЙНЛОКЕЙЯМШЕ МЮСЙХ — ЯНЖХЮКЭМЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ Х ЩЙНМНЛХВЕЯЙЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ, ЦЕНЦПЮТХЪ ЛХПНБНЦН УНГЪИЯРБЮ, ПЕЦХНМЮКЭМЮЪ ЯНЖХЮКЭМН-ЩЙНМНЛХВЕЯЙЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ, ОНКХРХВЕЯЙЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ. вЮЯРМШЕ МЮСЙХ: ЦЕНЦПЮТХЪ ОПНЛШЬКЕММНЯРХ, ЦЕНЦПЮТХЪ ЯЕКЭЯЙНЦН УНГЪИЯРБЮ, ЦЕНЦПЮТХЪ РПЮМЯОНПРЮ, ЦЕНЦПЮТХЪ МЮЯЕКЕМХЪ, ЦЕНЦПЮТХЪ ЯТЕПШ СЯКСЦ, ОНБЕДЕМВЕЯЙЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ Х ДП.
й ХМРЕЦПЮКЭМШЛ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХЛ МЮСЙЮЛ НРМНЯЪРЯЪ ЙЮПРНЦПЮТХЪ, ЯРПЮМНБЕДЕМХЕ, ХЯРНПХВЕЯЙЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ, ЦЕНЦПЮТХЪ НЙЕЮМЮ. пЮГБХРХЕ ЦЕНЦПЮТХХ ОПХБЕКН Й ЯРЮМНБКЕМХЧ ОПХЙКЮДМШУ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХУ МЮСЙ — ЛЕДХЖХМЯЙНИ ЦЕНЦПЮТХХ, ПЕЙПЕЮЖХНММНИ ЦЕНЦПЮТХХ, БНЕММНИ ЦЕНЦПЮТХХ, ЛЕКХНПЮРХБМНИ ЦЕНЦПЮТХХ Х ДП. нМХ БШОНКМЪЧР ЯБЪГСЧЫХЕ ТСМЙЖХХ ЛЕФДС ЦЕНЦПЮТХЕИ Х ДПСЦХЛХ МЮСВМШЛХ ДХЯЖХОКХМЮЛХ. еДХМЯРБН ЦЕНЦПЮТХХ НАСЯКНБКЕМН ЕЯРЕЯРБЕММН-ХЯРНПХВЕЯЙХЛ ЕДХМЯРБНЛ НАЗЕЙРЮ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ; НАЫМНЯРЭЧ ХЯОНКЭГСЕЛШУ ЛЕРНДНБ; ОПЕДЛЕРМНИ БГЮХЛНДНОНКМЪЕЛНЯРЭЧ ОПХ ПЕЬЕМХХ РЕППХРНПХЮКЭМШУ ОПНАКЕЛ. оПХМЖХОХЮКЭМНЕ ПЮГКХВХЕ ДБСУ БЕРБЕИ ЦЕНЦПЮТХХ – Б ЯСЫМНЯРХ ЕЯРЕЯРБЕММШУ Х НАЫЕЯРБЕММШУ ГЮЙНМНБ Х ГЮЙНМНЛЕПМНЯРЕИ. ъГШЙ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНИ МЮСЙХ БЙКЧВЮЕР ЙЮПРС, ОНМЪРХЪ Х РЕПЛХМШ, ТЮЙРШ, ЖХТПШ, ДЮРШ, ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХЕ МЮГБЮМХЪ; ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХЕ ОПЕДЯРЮБКЕМХЪ (НАПЮГШ).
Накопление географических знаний
Изначально география являлась исключительно описательной наукой. Ее основной задачей был сбор информации о близлежащих территориях. Примерно в III тысячелетии до н.э. египтяне стали отправлять научные экспедиции в соседние регионы. Они пытались пройти сухопутным путем вглубь Африки, а также плавали по Средиземному и Красному морю.
Аналогично накапливались географические знания в Китае, Ассирии, Вавилоне. В древности обмен информацией между разными государствами проходил очень медленно. Например, древние греки имели очень смутное представление об Индии, а про существование Китая долгое время просто не знали. Только во II в. до н.э. возник Великий Шелковый путь, по которому товары могли перемещаться от тихоокеанского побережья Китая до средиземноморских стран. Есть свидетельства о посланнике Китая, который прибыл к римскому императору Октавиану Августу, проведя в дороге более 4 лет. Впрочем, подобные контакты носили единичный характер, а многие представления римлян и китайцев друг о друге носили откровенно сказочный характер.
Большой вклад в накопление географических знаний внесли финикийцы. Они выходили на своих кораблях в Атлантический океан, где открыли Канарские и Азорские острова. В районе 600 г. до н. э. финикийская экспедиция по указанию фараона Нехо II смогла впервые в истории обогнуть Африку. При этом они плыли из Красного моря на юг, огибая Африку против часовой стрелки. Геродот, описывавший это путешествие, сомневался в рассказах моряках, которые говорили, что «солнце оказывалось у них на правой стороне». Однако на самом деле это лишь подтверждает, что финикийские корабли действительно находились в Южном полушарии.
Наиболее полное представление о географических познаниях во времена античности можно получить по труду Страбона «География». Он занимает 17 томов и почти полностью сохранился до наших дней.
Дно Мирового океана
Многие ученые утверждают, что человечество изучило поверхность Луны лучше, чем глубины Мирового океана. Составленная на сегодня карта его дна имеет разрешение в 5 км. Считается, что не исследовано порядка 95% Мирового океана.
Относительно недавно географы нашли такой феномен, как ложное дно океана. В некоторых районах дно то опускается, то поднимается, причем иногда есть несколько таких колеблющихся слоев. Выяснилось, что на самом деле это не дно, а огромные стаи кальмаров, которые в дневное время прячутся от солнечного света. Также в океане есть такие явления, как подводные реки и подводные водопады, «молочные моря».
Картографический метод
Карта — это особый источник географических знаний. Она отражает и систематизирует информацию, полученную путём наблюдений и описаний.
Первые географические карты появились в Древней Греции в VIII-VI вв. до н. э.. Шло время. Карты уточнялись, совершенствовались. В настоящее время широкое распространение получили компьютерные карты.
Картографы создают различные карты — географические, климатические, полезных ископаемых и др. Таким образом, картографический метод исследования представляет собой применение карт для научного и практического познания изображённых на них объектов и явлений. Он является неотъемлемой частью большинства географических изысканий.
Картография
Картография
“От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой заканчивается” — Н. Н. Баранский
Именно карта остается основой любого географического исследования, так как не существует никакого другого более точного и удобного метода ориентации в пространстве. Лишь с помощью нее можно наиболее правильно создать модель мира.
Картография — это наука об исследовании, моделировании и изображении пространства, сочетания и взаимодействия объектов и природных явлений.
Объектами этой дисциплины выступает Земля, другие небесные тела, звездное небо и Вселенная. Продуктами ее деятельности выступают разного рода карты: плоские карты, объемные, глобусы или же другие виды. В свою очередь картография имеет несколько разделов.
Картоведение это наука об изучении техники создания и производства карт.
Математическая картография
Математическая картография это наука, которая изучает построение моделей пространства на плоскости. Земля имеет форму сферы, поэтому создать точную карту на плоскости с сохранением всех пропорций, углов и расстояний не представляется возможным. Именно математическая картография пытается создавать наиболее точные модели пространства на плоскости.
Составление и оформление карт — наука о техническом дизайне и физическом воплащении моделей пространства.
Цифровая картография
Цифровая картография это раздел, который сложно назвать отдельным, так как это скорее инструмент, с помощью которого проводятся различные вычисления. Эта наука является дополнением и помощником для других направлений.
Интересный факт: нам, может быть и привычно видеть север в верхней части карты, но так было не всегда. В средние века, когда исламский мир перетянул одеяло лидерства в этой сфере на себя, восток был сверху. На латынь слово “восток” переводится как oriens. И чтобы правильно прочитать карту, восток должен был быть сверху, поэтому говорилось, что ее надо “сориентировать”. Отсюда и появилось это слово!
Описательный метод
Вспомните, что означает слово «география». Землеописание… Описание морей, равнин, гор, стран и народов — с этого начиналась географическая наука. Описание стало её первым методом. Пользуясь этим методом, исследователь обычно отвечает на три вопроса: «Где расположено?», «На что похоже?», «Какие имеет особенности?». На эти вопросы отвечали и путешественники, делая заметки в своих дневниках. Результаты наблюдений исследователи сравнивали, выявляли сходства и различия объектов и явлений. В настоящее время описательный метод широко используют при изучении отдельных территорий и стран.
Исследование «белых пятен»
Конечно, уже никто не откроет на Земле новый материк или хотя бы море, однако до сих пор ученые находят маленькие острова, которые раньше не были нанесены на карту мира. Например, рассмотрим вопрос о том, какой участок суши на Земле является самым северным. Долгое время такой точкой считали мыс Моррис-Джепул (83°37′39″ с. ш.), находящийся в Гренландии. Однако в 1900 году Роберт Пири открыл остров Каффеклуббен (83°40′00″ с. ш), ставший новым рекордсменом. Но в 1996 году был найден совсем крохотный остров ATOW1996 (83°40′34″ с. ш.) длиной 10 метров, который на сегодняшний день и считается самым северным участком суши.
Есть ряд труднодоступных районов Земли, которые очень плохо исследованы. К ним можно отнести:
- тропические джунгли Амазонки;
- ледовый щит Гренландии;
- северные горы в Колумбии;
- остров Папуа – Новая Гвинея.
Хотя в общих чертах эти территории и нанесены на карту, в атласе мира не удастся найти их подробного изображения. Таким образом, усилия картографов сегодня нацелены на уточнение карт, а не на расширение их границ.
Хотя уже есть несколько десятков альпинистов, сумевших покорить все 14 восьмитысячников планеты, на вершины некоторых гор до сих пор не вступала нога человека. Высочайшей из них является Канкар-Пунсум (7570 метров). Его исследование осложняется не только суровыми природными условиями, но и пограничными спорами между Бутаном и Китаем.
Нельзя забывать, что на Земле есть целый материк, покрытый ледовым щитом, чья толщина доходит до 4,8 км. Одно из крупнейших открытий современной географии (1994 год) – подледное антарктическое озеро Восток. Лишь в 2013 году удалось пробурить лед и начать исследование водоема. Всего же в Антарктиде найдено более 140 подледных озер, и наверняка на этом континенте еще будут совершены географические открытия.
Недостаточно исследованы и многочисленные полости Земли. Например, вторая по протяженности (346 км) пещера мира была найдена в Мексике только в 1987 году. Составление ее плана продолжается до сих пор.
Методы географических исследований
Под методами географических исследований понимают методики или способы получения информации географической направленности.
Они включают приёмы и методы изучения законов, по которым происходит формирование и развитие природы планеты. Благодаря этому научному подходу сегодня не осталось ни одной большой территории, которая бы не была изучена человеком. Но до сих пор некоторые явления и процессы недостаточно исследованы.
Методы географических исследований делятся на традиционные и современные.
К традиционным относятся:
ТОП-4 статьи
которые читают вместе с этой
- Метод наблюдения – дает полное представление о географических объектах;
- Картографический метод – дает возможность наблюдать за закономерностями размещения в пространстве географических объектов с использованием тематических карт (общегеографических или комплексных);
- Статистический метод – позволяет обрабатывать, анализировать и систематизировать данные полученные путем наблюдений;
- Исторический метод – занимается исследованием географических объектов, начиная с момента их возникновения и до настоящего времени;
- Сравнительный метод – способ обнаружения общих черт или различий между объектами или явлениями.
Сравнительный метод используется для классификации изучаемых явлений и объектов с целью прогнозирования возможных изменений в пространстве и времени.
Все методы исследований тесно связаны и переплетены между собой.
Принципы сравнения в географии
Для географа большее значение имеет полное сравнение.
Как вы считаете, почему? Подумайте и ответьте на вопрос.
Сравнения делятся на качественные и количественные, причем качественное сравнение должно проводиться обязательно до проведения количественного. Принципы сравнения в географии:
- сравнивать необходимо только одномасштабные объекты и однопорядковые признаки объектов, явлений и процессов;
- сравнивать необходимо сначала существенные, а затем второстепенные признаки объектов, явлений;
- при сравнении необходимо учитывать объективные условия, в которых сравниваемые объекты развивались и существуют.
И.М.Маергойз (1908–1975)
Рис. 5. Сравнительно-географический метод исследований (по И.М. Маергойзу)
Первый принцип заключается в нахождении сходства между изучаемыми объектами или явлениями. Сравнивать можно только те объекты, у которых есть подобные признаки. Выявление подобных признаков, общих черт называется операцией отождествления. Сравнивать можно только эквивалентные понятия, отражающие сравниваемые объекты. Поэтому сравнивать можно только одномасштабные объекты.
Сопоставляют сравниваемые объекты сначала по наиболее существенными признаками итолько потом по менее существенными и т.д. Например, при сравнении стран на первый план выходят существенные признаки, связанные с устройством экономики, развитием производительных сил, с моделью хозяйственного развития, интегрированностью экономики в мировое хозяйство, а затем уже рассматриваются этно-демографические, природно-географические и другие признаки. Поэтому сравнивать надо однопорядковые признаки объектов.
Важность сравнительно-географического метода безусловно велика. Он помогает лучше выявить и уяснить многообразие географических типов человеческой деятельности в различных природных, социально-экономических и политических условиях
Метод моделирования
Построение моделей может считаться общенаучным методом исследований. В качества примера простейшей модели Земли можно привести глобус. Однако существуют и значительно более сложные имитационные модели. В 1972 году была создана имитационная модель «World 3», которая включала в себе около 150 уравнений и описывала взаимосвязь численности населения планеты, запасов природных невозобновимых и возобновимых ресурсов, уровня индустриализации человечества и другие величины. Данная модель показала, что экстенсивный рост экономики и населения может привести к исчерпанию ресурсов и голоду. Современные модели могут включать десятки тысяч переменных.
Традиционные методы
Описываемые в этом параграфе методы применяются с древнейших времен. Однако на сегодняшний день они чаще используются в комплексе, дополняя друг друга. Так, и статистический, и исторический методы позволяют отследить закономерности в развитии тенденции или явления во времени. Оба они могут применяться в сочетании со сравнительным методом и в прогнозировании.
Наблюдение
Достигнув интересующего его географического объекта, исследователь наблюдает за происходящими на нем процессами. Как правило, результаты наблюдений бывают представлены в виде более или менее подробных описаний увиденного и услышанного. В течение последних нескольких веков исследователи не только выдают наборы географической информации, но и пытаются давать различные объяснения причин различных явлений и их особенностей.
Картографический
Информация, полученная в ходе наблюдений и описаний, систематизируется с помощью карт. По карте можно легко определить свое местоположение, а с помощью различных тематических карт — получить основные данные о рельефе, климате, народах, языках, народном хозяйстве, флоре и фауне всей Земли или отдельных ее участков. Пользуясь картами, можно установить некоторые закономерности и причинно-следственные связи между объектами и явлениями.
Статистический
Данные, которые были упомянуты в связи с предыдущим методом, обобщаются также в виде чисел, получаемых путем подсчетов. Эти данные представлены в виде таблиц, диаграмм, графиков и в другом наглядном виде. Они подлежат дальнейшей обработке, в результате которой можно получить информацию о развитии определенных тенденций во времени, соотношениях изучаемых величин, различные индексы и другие численные показатели развития.
Исторический
Географические объекты часто изучаются, начиная с момента их возникновения или открытия до определенного моменты или до настоящего времени. Из отдельных исследований путем обобщения складывается история развития Земли и человечества.
Сравнительный
В ходе сравнений устанавливаются сходства и различия между объектами и происходящими на них явлениями, а также объясняются причины сходства или различия. Так, горный массив можно сравнивать с другим горным массивом, остров — с другим островом, климат Арктики — с климатом Антарктиды, город с городом и так далее. С помощью этого метода, опираясь на аналогии, можно прогнозировать различные процессы и явления во времени и пространстве.
История изучения
Уже в древние времена появилось предположение, что Земля имеет круглую форму. Сначала выдвигались версии, что она представляет собой плоский круг, потом говорили о цилиндре, а вскоре стали высказывать мысли о шаре.
Во втором тысячелетии до н. э. из Древнего Египта организовывались экспедиции, которые доходили до Африки, совершались плавания по Красному и Средиземному морям. Все наблюдения подробно формировались в сообщения, рисовались схемы, таблицы.
В IX—VIII вв. до н. э. в Китае составляли карты земельных участков. Эти геоинформационные данные использовались для выбора места постройки. В этой же стране в III вв. до н. э. появился региональный а́тлас и подробное описание земель.
Космические методы исследования
В настоящее время наступила новая эра в развитии географии. Наблюдения из космоса, космические снимки становятся важными источниками информации (рис. 4). Они позволяют составить более точные карты земной поверхности.
Космические методы исследования дают возможность находить месторождения полезных ископаемых, наблюдать за хозяйственной деятельностью человека, загрязнением земной поверхности. И что особенно интересно, всё это можно проводить в лаборатории, не выезжая в долгие экспедиции.
Давайте запомним Самым древним методом исследования является описательный метод, а самым современным — космический метод. Картография — наука о создании и использовании географических карт. |
↑пЕЙНЛЕМДСЕЛЮЪ КХРЕПЮРСПЮ
юПЛЮМД д.к. мЮСЙЮ Н КЮМДЬЮТРЕ. л., 1975;
аЮПЮМЯЙХИ м.м. щЙНМНЛХВ. ЦЕНЦПЮТХЪ. щЙНМНЛХВ. ЙЮПРНЦПЮТХЪ. 2 ХГД., л., 1960.
аЕПКЪМР ю.л. йЮПРНЦПЮТХЪ. л., 2001.
аНЙНБ б.ю., яЕКХБЕПЯРНБ ч.о., вЕПБЮМЕБ х.ц. нАЫЕЕ ГЕЛКЕБЕДЕМХЕ.яоА., 1998.
бНПНМНБ ю.ц. Х ДП. аХНЦЕНЦПЮТХЪ Я НЯМНБЮЛХ ЩЙНКНЦХХ. сВЕАМХЙ ДКЪ БСГНБ. л., 2003.
цКЮГНБЯЙЮЪ л.ю., цЕММЮДХЕБ ю.м. цЕНЦПЮТХЪ ОНВБ Я НЯМНБЮЛХ ОНВБНБЕДЕМХЪ. л., 1995.
цЕНЦПЮТХЪ лХПНБНЦН НЙЕЮМЮ. р. 1-7. цК. ПЕД. й.й. лЮПЙНБ, ю.о. йЮОХЖЮ. к., 1981-1987.
цЕНЦПЮТХЪ, НАЫЕЯРБН, НЙПСФЮЧЫЮЪ ЯПЕДЮ. цК. ПЕД. м.я. йЮЯХЛНБ. р. I-со. л., 2004.
цЕПЮЯХЛНБ х.о. мНБШЕ ОСРХ Б ЦЕНЛНПТНКНЦХХ Х ОЮКЕНЦЕНЦПЮТХХ. л., 1976.
цЕПЮЯХЛНБ х.о. яРПСЙРСПЮ Х ДХМЮЛХЙЮ ОПХПНДШ гЕЛКХ. хГАП. РП. л., 1993.
цЕРРМЕП ю. цЕНЦПЮТХЪ, ЕЕ ХЯРНПХЪ, ЯСЫМНЯРЭ Х ЛЕРНДШ. оЕП. Я МЕЛ. к.-л., 1930.
цПХЦНПЭЕБ ю.ю. гЮЙНМНЛЕПМНЯРХ ЯРПНЕМХЪ Х ПЮГБХРХЪ ЦЕНЦПЮТХВ. ЯПЕДШ. л., 1966.
цСЛАНКЭДР ю. йНЯЛНЯ. оЕП. Я МЕЛ. р. 1. л., 1866.
дНЙСВЮЕБ б.б. яНВ. р. 1-7.л.-к., 1947-1953.
дЭЪЙНМНБ й.м., дНМВЕБЮ ю.б. щЙНКНЦХВЕЯЙНЕ ОПНЕЙРХПНБЮМХЕ Х ЩЙЯОЕПРХГЮ. сВЕАМХЙ ДКЪ БСГНБ. л.,2005.
хЯЮВЕМЙН ю.ц. пЮГБХРХЕ ЦЕНЦПЮТХВ. ХДЕИ. л., 1971.
хЯЮВЕМЙН ю.ц. кЮМДЬЮТРНБЕДЕМХЕ Х ТХГХЙН- ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНЕ ПЮИНМХПНБЮМХЕ. л., 1991.
йНРКЪЙНБ б.л. хГАПЮММШЕ ЯНВХМЕМХЪ Б ЬЕЯРХ ЙМХЦЮУ. л., 2000-2004.
лЮЙЯЮЙНБЯЙХИ б.о. хЯРНПХВ. цЕНЦПЮТХЪ ЛХПЮ. сВЕАМНЕ ОНЯНАХЕ. л., 1997.
лЮЙЯЮЙНБЯЙХИ б.о. цЕНЦПЮТХВЕЯЙЮЪ ЙСКЭРСПЮ. л., 1998.
лХУЮИКНБ б.м., дНАПНБНКЭЯЙХИ ю.д., дНАПНКЧАНБ я.ю. цХДПНКНЦХЪ. сВЕАМХЙ ДКЪ БСГНБ. л., 2005.
лХПНМЕМЙН м.я. яРПЮМНБЕДЕМХЕ. сВЕАМНЕ ОНЯНАХЕ. л., 2001.
оЕПЕКЭЛЮМ ю.х., йЮЯХЛНБ м.я. цЕНУХЛХЪ КЮМДЬЮТРЮ. сВЕАМНЕ ОНЯНАХЕ.л., 1999.
оПНАКЕЛШ РЕНПЕРХВ. ЦЕНЛНПТНКНЦХХ. пЕД. ц.я. юМЮМЭЕБ, к.ц. мХЙХТНПНБ, ч.ц. яХЛНМНБ. л., 1999.
пСЯЯЙНЕ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНЕ НАЫЕЯРБН. 150 КЕР. л., 1995.
яЮСЬЙХМ ч.ц. щЙНМНЛХВ. ЦЕНПЮТХЪ: ХЯРНПХЪ, РЕНПХЪ, ЛЕРНДШ, ОПЮЙРХЙЮ. л., 1973.
яНКМЖЕБ м.ю. сВЕМХЕ Н КЮМДЬЮТРЕ. хГАП. РП. л., 2001.
яНВЮБЮ б.а. бБЕДЕМХЕ Б СВЕМХЕ Н ЦЕНЯХЯРЕЛЮУ. мНБНЯХА., 1978.
рБНПЖШ НРЕВЕЯРБЕММНИ МЮСЙХ. цЕНЦПЮТШ. нРБ. пЕД. б.ю. еЯЮЙНБ. л., 1996.
уПНЛНБ я.о., оЕРПНЯЪМЖ л.ю. лЕРЕНПНКНЦХЪ Х ЙКХЛЮРНКНЦХЪ. сВЕАМХЙ ДКЪ БСГНБ. л., 2005.