Музей лувр в париже
Содержание:
От резиденции королей до музея
Прежде в Лувре проживали французские короли. Каждый из них внес свою лепту в возведение этого великолепного дворца, которое длилось в общей сложности тысячу лет, а также определял его дальнейшую роль, наделяя определенными функциями. Вот основные вехи становления будущего музея.
1190 год. Была построена так называемая Большая башня Лувра. Понятно, что это еще не был дворец в современном понимании, а всего лишь замок-крепость. Возвел же его тогдашний монарх Филипп II Август, известный по прозвищу Кривой, и приходившийся сыном Людовику VII Молодому. В ту пору здание имело военно-стратегическое значение. Его и построили в таком месте, чтобы можно было обозревать низовья Сены, использовавшиеся викингами для набегов.
1317 год. Лувр впервые обретает статус королевской резиденции. И всё благодаря королю Карлу V Мудрому. Происходит это после знаменательного исторического события – передачи Мальтийскому ордену имущества духовно-рыцарского ордена Тамплиеров. Тогда же в Лувр была перенесена казна королевства.
1528 год. Большая башня Лувра теряет свое первоначальное стратегическое значение. Король Франциск I Валуа отдает приказ разрушить ее как устаревший объект.
1546 год. После разрушения башни Его величество задумался о дальнейшей судьбе Лувра. И решил превратить бывшую крепость в роскошную королевскую резиденцию. Жаль, что сам Франциск I не увидел дальнейшего хода строительства: через год он умер. Работы, начатые архитектором Пьером Леско, были продолжены уже при Генрихе II и Карле IX. В это время к основному зданию были пристроены два новых крыла.
1594 год. Королю Генриху IV Наварсскому (Бурбону) приходит в голову замечательная идея объединить в единый дворцово-парковый комплекс Лувр и Тюильри – дворец, построенный в 1564 году по инициативе вдовствующей королевы Екатерины Медичи. Создание квадратного двора Лувра заслуга архитекторов Лемерсье.
1610-1715 годы. В эпоху Людовика XIII и потом его сына Людовика XIV масштабы дворца были увеличены в четыре раза. В бытность последнего Лувр и Тюильри соединил переход. Такие художники как Романелли, Пуссен и Лебрен занимались оформлением и украшением дворцового комплекса.
1667-1670 годы. Время появления Колоннады Лувра – восточного и одновременно главного фасада, выходящего на одноименную площадь. Соорудил ее архитектор Клод Перро, родной брат Шарля Перро, автора знаменитой сказки о Коте в сапогах. За основу был взят первоначальный проект Луи Лево. Колоннада протянулась на 170 метров. Вызывает неподдельное восхищение как шедевр французского классицизма.
1682 год. Работы по расширению и обустройству Лувра внезапно замораживаются. И всё потому, что Людовик XIV решает… переехать из него вместе со всем двором. В качестве новой королевской резиденции он выбирает Версальский дворец.
1700-е годы. Всё слышнее голоса тех, кто предлагает сделать из Лувра большой музей. При Людовике XV Возлюбленном появляется даже целый проект такого переустройства. Однако тому проекту не суждено было воплотиться в жизнь, так как грянула Великая Французская революция. Но музей всё же открыли для посещения, и случилось это 10 августа 1793 года, когда революция еще продолжалась.
1800-е годы. Когда после революции к власти пришел Наполеон I Бонапарт, он решил продолжить работы в Луврском дворце. Приглашенные им архитекторы Фонтен и Персье занялись сооружением северной части здания, что пролегает в направлении улицы Риволи. Но достроена она была уже в бытность Наполеона III. Тогда и было окончательно завершено сооружение Лувра. В период Первой французской империи Лувр назывался музеем Наполеона. Свой нынешний облик, хорошо знакомый миллионам туристов, будущий музей обрел после событий мая 1871 года, когда была осаждена Парижская коммуна. Тогда сгорел и дворец Тюильри.
1985-1989 годы. Президент Франсуа Миттеран, желавший видеть бывший королевский дворец самым большим музеем мира, в ознаменование 200-летия Французской революции выступил с инициативой «Большого Лувра». Идея заключалась в продлении так называемой исторической оси Парижа или Триумфального пути. Она как раз начинается от построенной в эти годы Пирамиды Лувра во дворе Наполеона и являющейся ныне главным входом в дворец-музей (автор – Йо Минг Пей). Подле расположились еще три пирамиды, но поменьше габаритами – они исполняют функции иллюминаторов. Там же, во дворе, находится каменная статуя Людовика XIV.
История создания
Предпосылки к созданию музея в Лувре появились еще в середине 18 века, когда среди прогрессивных слоев парижской знати стали звучать предложения об открытии к публичному показу ценных экспонатов королевских коллекций. После заключения Людовика XVI в тюрьму во время Великой французской революции в 1792 году королевские коллекции в Лувре были объявлены национальной собственностью. Чтобы избежать мародерства и порчи предметов искусства из-за небрежного хранения, Национальное собрание издало указ о срочной подготовке музея. В августе 1793 года в Луврском дворце впервые распахнулись двери общественного музея, доступ в который был бесплатным три дня в неделю. Тогда фонды музея насчитывали всего 537 картин и около 200 различных предметов искусства. Спустя два года музей по ряду причин пришлось закрыть, но в годы правления Наполеона Бонапарта музей в Лувре получил новый шанс.
Неуклонный рост коллекций этого периода обусловлен успешными военными кампаниями Наполеона. Многие ценные произведения искусства являлись трофеями, захваченными французской армией в испанских, австрийских, голландских, итальянских владениях. После кампании в Египте в Лувр было направлено огромное количество древнеегипетских артефактов, которые впоследствии стали ядром самостоятельного отдела египетских древностей. В период восстановления власти династии Бурбонов и в годы Второй французской республики в фонды музея было добавлено около 20 тысяч экспонатов. После периода процветания, как это часто бывает, случился период упадка, который начался для Луврского музея в мае 1871 года, когда при подавлении Парижской коммуны пожар из дворца Тюильри перекинулся на Лувр. Огонь, бушевавший около двух дней, уничтожил много ценных предметов искусства и исторических интерьеров.
После Первой мировой войны из-за мирового экономического кризиса фонды музея пополнялись не слишком часто, если не считать щедрого пожертвования барона Ротшильда, который в 1930-х годах завещал Лувру несколько тысяч гравюр, рисунков и иллюстрированных книг. Во время Второй мировой войны самые ценные экспонаты музея были эвакуированы в замки Шамбор и Валансэ. После войны музей вернулся к выставочной деятельности, укрепляя за собой славу выдающегося художественного музея и одной из главных достопримечательностей Парижа. Современному музею из-за обилия экспонатов и наплыва туристов пришлось расширить свое выставочное пространство и обзавестись дополнительными галереями и музеями-спутниками в городах Ланс и Абу-Даби.
Шедевры мирового значения
На посещение Лувра, то есть на полноценный осмотр его экспозиций потребуется не один день, но о нескольких его гениальных творениях стоит рассказать прямо сейчас.
Мона Лиза (Леонардо да Винчи)
Картина великого Леонардо неизменно приковывает к себе внимание миллионов: около нее всегда сосредоточена «толпа» посетителей. Разгадывают ли они улыбку Джоконды или очарованы ее взглядом, который как будто пробуравливает душу каждого смотрящего? Почему она вызывает у людей такие глубокие эмоции? В чем ее загадка? Что хотел донести до потомков гениальный Леонардо да Винчи? Женщина или мужчина изображена на картине? На эти вопросы стараются ответить ученые и пока не находят стопроцентного ответа
Картину приобрел король Франциск I вместе с другими работами художника после его смерти. «Джоконда» была написана в начале XVI столетия и является самым известным шедевром мирового искусства. Франсуа-Анатоль Грюйе более ста лет назад так отзывался о ней: « Скоро уже четыре столетия, как Мона Лиза лишает здравого рассудка всех, кто, вдоволь насмотревшись, начинает толковать о ней». О потере рассудка он был совершенно прав, ведь картину несколько раз похищали, старались испортить, изуродовать, уничтожить. Но ее всегда удавалось спасти. Сегодня «Джоконда» висит в одном из залов Лувра под пуленепробиваемым стеклом.
Венера Милосская (Автор под вопросом)
«Безрукая, обрубок правды голой,
Весь в брызгах пены идол божества,
Ты людям был необходим, как голод,
И недоказан был, как дважды два…»
(Отрывок из стихотворения «Венера в Лувре»,
Антокольский П.Г., 1928 год)
Авторство загадочной мраморной статуи приписывали античным скульпторам Фидию и Праксителю. Однако существовал еще и постамент, на котором первоначально стояла скульптура. На этом постаменте значилось имя Агесандра – гражданина Антиохии на Меандре, который и создал Венеру. Таким образом, с периодом ее создания ученые определились – эллинистический период, то есть где-то между 323 и 146 годами д.н.э.
Статую нашли у берегов острова Милос Эгейского моря в 1821 году. До сих пор общественность озадачена вопросом: «Что держала в руках Венера?» Ответов было несколько: покрывало, яблоко, зеркало. С помощью современных компьютерных технологий специалисты периодически «приделывают» статуе руки и присылают фотоотчеты в Лувр, а работники музея устраивают фотопоказ Венеры Милосской с руками. Ученые же склоняются к выводу, что у скульптуры вовсе не было рук.
Ника Самофракийская (Автор неизвестен)
Великолепная статуя богини победы Ники установлена в крыле Лувра Денон на лестнице Дарю. Трехметровая скульптура представляет собой прекрасно сложенную женскую фигуру в развевающихся одеждах с распахнутыми в стороны орлиными крыльями. Богиня Ника была найдена без головы и рук, однако в 1950 году в Греции была найдена ее правая рука.
Вся поза богини изображает радостное устремление вперед, навстречу победе и успеху. Считается, что она стояла на отвесной скале, на пьедестале, изображающем нос корабля.
Статую нашли в 1863 году на греческом острове Самофраки, расположенного в Эгейском море. Ученые считают, что мраморная Ника была создана в честь морского сражения 263 года до нашей эры у берегов острова Кос. Тогда победил флот македонского царя Антигона II Гоната, выступающего против египетского царя Птоломея II. Хотя это не единственная версия.
Амур и Психея (Антонио Канова)
Самая нежная любовная сцена, которую только можно было создать из камня, называется «Психея, разбуженная поцелуем Амура». Несколько лет ее ваял итальянский скульптор под впечатлением от произведения Апулея «Золотой осел». Древнегреческий писатель описал, как завидуя красивой любви Амура и Психеи, богиня Венера отослала девушку в подземное царство за сосудом с красотой. Его нельзя было открывать, но Психея нарушила запрет, и когда открыла амфору и вдохнула волшебного зелья, ее окутал колдовской сон. Прекрасный Амур разыскал любимую. От его чудесного поцелуя Психея очнулась. Именно эту сцену и запечатлел в 1787 году в мраморе гениальный ваятель.
Скульптура более известна под названием «Амур и Психея». Причем мастер создал две композиции, первая из которых была подарена Лувру в 1800 году, а вторая (1800-1803 гг.) украшает Эрмитаж в Санкт-Петербурге.
Лувр в истории
Крепость, дворец, музей.
Но разве так интересно? Давайте мы немного подробнее расскажем.
Что было в Лувре до музея?
История Лувра насчитывает более 800 лет. Он был построен в начале 13 века как королевская крепость и долгое время перестраивался именно в этом ключе, как королевское жилище. В конце 14 века Карл V надстроил на том же фундаменте дворец побольше и окружил территорию нынешнего двора Наполеона оборонительной стеной от нападений с реки.
В середине 16 века дворец снова перестроили при Генрихе II, именно тогда он приобрел черты французского ренессанса, стал примерно таким, каким мы видим его сейчас, но это все еще был маленький дворец. Вдова Генриха II Екатерина Медичи заложила сад Тюильри в конце 16 века и построила свой личный дворец Тюильри.
Генрих IV пристроил к 600-метровой стене вдоль Сены крытую галерею, которая в последствии станет крылом Денон. Его наследник Людовик XIV увеличил исходный дворец до размеров современного крыла Сюлли. Но после этого он воспылал любовью к Версалю и Лувром почти не занимался.
В 1793 году после Великой французской революции в Лувре был создан музей. В основу коллекции легло конфискованное королевское имущество. Наполеон I построил во дворе арку Карузель и начал строить крыло Ришелье вдоль улицы Риволи. Его военные трофеи значительно обогатили музей.
Последний этап строительства Луврского дворца завершился во время правления Наполеона III. После пожара в Париже в 1871 году дворец Тюильри, который соединял концы крыльев Ришелье и Денон, был разобран. Лувр приобрел современный вид. Завершающий штрих, пирамида, появился в 1989 году.
Что значит слово Лувр?
Есть несколько версий происхождения слова Лувр. Но две из них схожи: на древних европейских языках «лувр» значил «сторожевая башня» или «крепость». Это максимально близко к истине.
Предлагаем вам посмотреть небольшое видео от самого музея об истории его строительства. Оно на английском, но этапы строительства показаны наглядно.
Что почитать перед посещением Лувра?
Если вы не готовы на целую книгу, то как-то раз мы написали очень краткую историю Парижа в одной статье. Почитайте хотя бы ее.
» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Ликбез перед поездкой: 10 главных событий из истории Парижа
Правду ли написал Дэн Браун в своем «Коде да Винчи»?
Очень интересно, что роман так сильно повлиял на читателей. Хотя эта книга – художественная, многие до сих пор ищут в Париже факты соответствия, пытаются подсчитать фрагменты пирамиды и шумят в церкви Сен-Сюльпис. Вы же не поверили Герберту Уэллсу, прочитав «Войну миров»? А Брэму Стокеру и его «Дракуле» верите?
» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Маршрут «Код да Винчи» в Париже!
Может что-то можно посмотреть?
Хороший документальный сериал об истории Парижа называется Метроном (Métronome). Вы легко найдете его в Ютубе. Посмотрите, это очень познавательно и гораздо более достоверно, чем «Код да Винчи».
А настоящие замки в Париже есть?
» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — 10 лучших дворцов и замков в Париже и пригородах
Приятных прогулок по Лувру!
P.S.: Мы обещали вам карту Лувра, вот она:
История Лувра
Лувр — это средневековая крепость, дворец королей Франции и музей в течение последних двух столетий. В архитектуре дворца отразилась более, чем 800 летняя история Франции.
У историков до сих пор нет единого мнения о том, откуда заимствовано название дворца. Одни считают, что произошло оно от слова «леовар», которое на языке саксов означает «укрепление». Другие убеждены, что есть связь с французским словом «louve» («волчица»), сторонники этого мнения доказывают, что на месте дворца стояла королевская псарня, где натаскивали собак для охоты на волков.
История Лувра началась в 1190 году, когда король Филипп-Август перед тем, как отправиться в Крестовый поход, заложил крепость, которая защищала Париж от набегов викингов с запада. Средневековая крепость впоследствии превратилась в шикарный дворец. Первым здесь обосновался Карл V, переехавший сюда с Сите (бывшая резиденция королей), подальше от бунтовщиков, буквально вырезавших у него на глазах друзей и приближенных. Начиная с 1528 года, когда Франциск I приказал снести старую «рухлядь» (как он сам называл прежний дворец) и поставить на ее месте новый, каждый монарх перестраивал Лувр или добавлял новые строения — как, например, Екатерина Медичи, супруга Генриха II, пристроившая к Лувру дворец Тюильри. Архитектор Пьер Леско и скульптор Жан Гужон придали Лувру тот облик, который, несмотря на многочисленные переделки, в основном, сохранился до настоящего времени.
В 1682 году, когда королевский двор был перенесен в Версаль, все работы были заброшены, и Лувр пришел в состояние упадка. В 1750 году даже шла речь о его сносе, автор колоннады на площади Святого Петра в Риме Лоренцо Бернини предложил премьер-министру Людовика XIV Кольберу снести старое здание и построить на его месте новое. Несмотря на большой соблазн, король все-таки решил оставить дворец.
После бурных лет Революции, работы по строительству Лувра были возобновлены Наполеоном. В годы великой Французской революции залы дворца использовались для размещения национальной типографии, академии, а также в качестве частных квартир для обеспеченных французов.
Современный вид замок приобрёл в 1871 году. В мае этого же года Учредительное собрание постановило собрать в Лувре «памятники науки и искусств». 10 августа 1793 года галерея была открыта для посещений и окончательно превратилась в музей. Торжественное открытие музея состоялось 18 ноября 1793 г. В то время экспонаты занимали лишь один квадратный зал и часть примыкавшей к нему галереи. Особый вклад в расширение коллекции внес Наполеон I. С каждой побежденной нации он требовал дань в виде произведений искусства. В наши дни каталог музея насчитывает 400 000 экспонатов.
В 1981 году по решению президента Республики Франсуа Миттерана в Лувре начались реставрационные работы. Самые древние части (развалины главной башни) были восстановлены.
Штурм Дворца Тюильри
Очень жаль, но покрасоваться во всем великолепии замку удалось чуть более 10 лет, поскольку в мае 1871 года разгневанные коммунары устроили грандиозный пожар в ненавистном им гнезде монаршей власти. Лувру сильно досталось – часть его убранства со всеми сокровищами в виде картин, книг, скульптур, хрусталя и мебели погибло безвозвратно, но гораздо больше урона было принесено хоромам Тюильри и крылу «Часы».
Штурм Дворца
Если Лувр еще можно было восстановить после бушующего целых два дня пламени, то некогда прекрасное шато превратилось в пепелище, став прахом одиозного прошлого французов. Третье правительство не захотело отстраивать его заново, но и что делать с припорошенными пеплом руинами тоже не знало, а потому на протяжении 12-и лет они служили печальным памятником былой жизни.
Хотя историки были категорически против, парламент все же вынес решение избавиться от обломков минувшей эры, продав их под снос за 33 000 золотых франков. Разбирали осколки с 1882 по 1883 г.г., а уцелевшие фрагменты впоследствии пошли на строительство виллы Ла-Пунта возле Аяччо – родине Наполеона I.
История Лувра
Лувр это средневековая крепость, дворец королей Франции и
музей в течение последних двух столетий.
На архитектуре дворца остались свидетельства его более
чем 800 летней истории.
Вид с воздуха на дворец.
Рвы средневековой крепости.
Средневековая крепость которая в последствии превратилась
во дворец, была построена Филипп Августом в конце XII.
В дальнейшем Лувр неоднократно перестраивался и достраивался, менял свой
облик. Шли годы, менялись короли. Кто-то предпочитал жить в Лувре,
кто-то за его пределами. Но все они вносили что-то свое в облик
дворца.
Виды Лувра.
Виды Лувра.
В 1682 году, когда королевский двор был перенесен в
Версаль, все работы были заброшены, Лувр пришел в состояние упадка.
В 1750 году даже шла речь о его сносе.
После бурных лет Революции, работы по строительству
Лувра были возобновлены Наполеоном. Современный вид замок приобрёл
в 1871 году. Ядром собрания картин, известного сегодня на весь мир,
стала коллекция Франциска I, начатая им в XVI веке. Ее пополняли
Людовик XIII и Людовик XIV.
10 августа 1793 года галерея была открыта для
посещений и стала музеем. Особый вклад в расширение коллекции
внес Наполеон I. С каждой побежденной нации он требовал дань
в виде произведений искусства. В наши дни каталог музея насчитывает
400,000 экспонатов.
Дворец Лувр. Вторая половина XIX века.
Коллекция лувра включает экспонаты
датирующиеся периодом зарождения древних цивилизаций.
Этим подтверждается энциклопедичное призвание музея.
Из дворца короля Саргона II.
(Ассирия, 8 век до н.э.)
Джузеппе Кастиглион. Изображён музей Лувр в 1865 году.
В 1981 году по решению президента Республики
Франсуа Миттерана начались реставрационные работы в Лувре.
Самые древние части (развалины главной башни) были восстановлены,
а во дворе Наполеона появилась знаменитая пирамида, при помощи
которой осуществляется связь между новыми залами и двором.
Автор пирамиды — американский архитектор китайского происхождения
Йох Минг Пи.
Пирамида.
История Лувра
-
Дворец
- Основание
- Резиденция королей
-
Обновление ‘Великого Лувра’
- Проект
- Пирамида
- Крыло Ришелье
- Великий Лувр: действие III. Новые залы музея.
- Завершение проекта
-
Два века в качестве музея
- Музей Революции и Музей Наполеона
- Реставрация и Музей Чарльза X
- Новый Лувр время Второй Империи
- Музей Республики
- Обновление ‘Великого Лувра’
Коллекция Лувра
-
Коллекция Лувра
-
Коллекция Лувра. Древний Восток
- Месопотамия и Анатолия
- Иран
- Левант и Аравия
- Ислам
-
Коллекция Лувра. Древний Египет
- Цивилизация фараонов
- Религия Египта
- Древнее и Среднее царство
- Новое царство
- Поздний период
- Римский Египет
- Коптский Египет
-
Коллекция Лувра. Древняя Греция, Рим и Этруски
- Греческое искусство в бронзовый век 3200-1015 до н.э.
- Геометрический стиль 900-720 до н.э.
- Псевдовосточный стиль VII век до н.э.
- Греческое искусство VI век до н.э.
- Греческое искусство V век до н.э.
- Греческое искусство IV век до н.э.
- Греческое искусство III-I века до н.э.
- Виллановианское искусство и эпоха принцесс: IX-VII века до н.э.
- Расцвет этрусского искусства: VI-V века до н.э.
- Позднее искусство Этрурии IV-I века до н.э.
- Этап формирования римского искусства: конец Республики
- Искусство ранней римской империи: I-II века н.э.
- Искусство поздней античности: III-VI века н.э.
-
Коллекция Лувра. Живопись
- Франция: XIV — XVI века
- Франция: XVII век
- Франция: XVIII век
- Франция: XIX век
-
Коллекция Лувра. Декоративно-прикладное искусство
- Раннее средневековье
- Средние Века
- Ренессанс
- XVII век
- Стиль рококо XVIII век
- От неоклассицизма к реставрации
-
Коллекция Лувра. Скульптура
- Франция: Средние века
- Франция: Ренессанс
- Франция: XVII-й век
- Двор в Марли: XVII-XVIII века
- Вступительные работы членов Французской академии: XVII-XVIII века
- Франция: XVIII век
- Франция: XIX век
- Италия: VI-XV века
- Италия: XVI-XIX века
- Северные страны и Центральная Европа.
-
Коллекция Лувра. Древний Восток
Экскурсия по Лувру
Рассказ-очерк кандидата искусствоведческих наук Н. Н. Калитиной раскрывает перед читателем удивительные сокровищницы дворца-музея Лувр.
- От автора
- Введение. Париж — город-музей
- Краткая история музейных зданий Лувра
- Как создавалась коллекция Лувра
- Принципы экспозиции
- Античное искусство
- Искусство Древнего Востока
- Искусство Древнего Египта
- Западноевропейская скульптура XII-XVIII веков
- Итальянская живопись XIII-XVII веков
- Северное Возрождение. Фламандское и голландское искусство XVII века
- Французское искусство XVII-XIX веков
- Живопись Нового времени
Виртуальная экскурсия
- Галерея древнего Востока
- Галерея древнего Египта
-
Греческая, Этрусская и Римская галереи
- Галерея скульптур
- Галерея предметов искусства
-
Художественная галерея
- Галерея гравюр
- Средневековый Лувр
- Архитектурные виды
В Лувр без очередей
Музей Лувр очень посещаемый, поэтому вам не избежать длинных очередей, где можно простоять полдня. Есть несколько простых правил, следуя им можно с лёгкостью обогнуть толпы людей, не потратив ни грамма драгоценного времени.
- Билет нужно купить заранее или заказать отдельную экскурсию.
- Предусмотрен специальный вход для обладателей карты или билета. Вход расположен прямо напротив Пирамиды, в небольшом проходе.
- Если нет желания ходить в составе группы, то заранее приобретите аудиогид с русскоговорящим переводом, так вы сэкономите время и деньги, посмотрев только действительно интересные экспонаты.
Большое скопление людей появляется у входа в Лувр, так как в музее усиленные меры безопасности. Турист проходит через металлическую рамку, охрана осматривает все сумки, проверяя их металлодетектором. Очереди у касс почти не бывает, к тому же билеты продаются и через специально установленные автоматы.
Рекомендуем для туристов:
✓Tripster — крупнейший сервис онлайн-бронирования экскурсий в России.
✓Travelata.ru — поиск самых выгодных туров среди 120 надежных туроператоров.
✓Aviasales.ru — поиск и сравнение цен на авиабилеты среди 100 агентств и 728 авиакомпаний.
✓Hotellook.ru — поисковик отелей по всему миру. Сравнивает цены по многим системам бронирования, находя лучшее.
✓Airbnb.ru — самый популярный в мире сервис аренды жилья от хозяев (часто это выходит удобней и дешевле отеля). Перейдите по этой ссылке и получите в подарок на первое бронирование – 25$.
✓Сравни.ру — туристическая страховка онлайн, в том числе для визы.
✓Kiwitaxi.ru — международный сервис бронирования автомобильных трансферов. 70 стран и 400 аэропортов.