Историко-культурный комплекс «линия сталина» в минске

Линия Сталина: цена билета

Цена билета на вход в музей Линия Сталина 10 бел рублей (~ 5 долларов) для взрослых и 5 бел руб (2,5 доллара) для школьников и студентов. Позже мы увидели приписку, что эта цена оказывается для граждан Беларуси, а для граждан России и СНГ стоимость посещения в 1,5 раза выше. Мы заезжали на машине с белорусскими номерами, поэтому платили как за граждан Беларуси, да и вообще я не видела, что бы у кого-то на въезде спрашивали гражданство и паспорт

Дополнительно по желанию оплачивается экскурсия по музею – 25 бел руб (12,5 долларов) за группу от 1 до 5 человек. Мы экскурсию не брали, возможно и зря, т.к. мне, как девочке, гулять по комплексу было не очень интересно, т.к. вся эта военная техника и сооружения мне ни о чем не говорят

На территории комплекса большая платная стоянка – 2 бел руб (1 доллар) за машину.

Въезд на территорию платный

Большая парковка

Так же за дополнительную плату на Линии Сталина можно

Пострелять и сфотографироваться с оружием. Один выстрел – 4 бел руб (2 доллара)

Вот на таких лодках можно покататься по небольшому озеру

А самое интересное, можно покататься на танке! Это не дешевое удовольствие. Стоимость катания на Т-55 – 600 бел руб (да, это 300 долларов) за группу до 10 человек, на танке ПТ-76 – 200 бел руб (100 долларов) за группу до 10 человек. Написано, что катают 20 минут. Но мы наблюдали катание группы людей на танке ПТ-76 – мне показалось, что их катали минут 10, не больше. Но желающих было много, даже за такую цену!

Катание на танке недешевое удовольствие!

Все хотят покататься на танке

Видео: катание на танке на Линии Сталина

 В кафе можно попробовать солдатскую кашу – 2 бел руб за порцию

Конечно же можно купить сувениры: магнитики и даже бюсты Сталина! Мы не покупали, мне бы не хотелось на холодильнике иметь магнит с танком.

Как я уже говорила, территория музейного комплекса Линия Сталина большая и поделена на несколько частей: экспозиция укрепрайона с ДОТами, командно-наблюдательными пунктами, окопами, озеро с переправой,  выставочная часть с военной техникой.

План схема (карта) территории музейного комплекса Линия Сталина

Мы провели в комплексе около двух часов, но посмотрели далеко не все.

Сперва мы мимо озера отправились в выставочную часть комплекса, где осмотрели самолеты-вертолеты, инженерную технику, инженерные сооружения, технику ПВО. Почти все экземпляры можно потрогать, а на некоторые даже залезть.

Сперва осматриваем вертолеты-самолеты

Фотографируемся на и около разных боевых машин и танков

Проходим мимо различных военно-инженерных сооружений

Осматриваем технику ПВО

Мост через озеро почему-то был закрыт и назад пришлось возвращаться опять мимо озера.

Проход по мосту через озеро закрыт. Жаль

Возле парковки большая площадка с боевой техникой и самое интересное: ДОТы, траншеи, окопы. Везде можно зайти, потрогать, полазить.

Я не люблю музеи, связанные с войной, даже в Киеве мое самое нелюбимое место в городе – возле родины-мать, там где военная техника. Но прогуляться по природе и подышать чистым воздухом очень даже ничего. А вот детям и мужчинам думаю будет очень интересно на Линии Сталина. Видели довольно много иностранных туристов, которые с интересом слушали экскурсовода и рассматривали технику.

А еще в музейном комплексе часто проходят разные празднования и военно-историческая реконструкция боев. Думаю, в такие дни интересно посетить Линию Сталина.

Если вы еще думаете, что посмотреть возле Минска, то музей под открытым небом Линия Сталина хороший вариант для поездки на пол дня. Рядом еще можно заехать в городок Заславль, но у нас почему-то не сложилось с этим городом. О нем расскажу как-нибудь в другой раз. Подписывайтесь на мой блог Go2Weekend.ru, что бы не пропустить все самое интересное. Внизу под статье есть форма подписки.

«Линия Сталина» – важнейшая ударная стройка довоенных лет

В конце 1929 года на территориях Ленинградского и Белорусского военных округов начались работы по строительству первой серии укрепрайонов. В сводках тех лет значится, что из запланированных 20-ти УР, к лету 1935 года удалось закончить 6. Они стали первыми бастионами, в общем оборонительном комплексе «Линия Сталина». Минск, Полоцк, Псков, Кингисепп, а также Мозырь и значительная часть Карелии оказались, таким образом, в зоне, защищённой сложным комплексом инженерно-технических фортификационных сооружений. Столь же интенсивные работы проводились одновременно и в Киевском, а также Одесском военных округах.

Как и все строительные объекты довоенных лет, линия обороны Сталина возводилась ударными темпами, и в 1937 году командование инженерных войск уже докладывало Сталину о создании 3096 инженерных сооружений, находившихся на территориях укрепрайонов. Однако оборонная промышленность страны не успевала снабжать их достаточным количеством вооружения. Известно, что лишь 13,5% построенных УР были оснащены артиллерийскими орудиями, на вооружении остальных имелись в лучшем случае пулемёты.

Прорыв линии обороны

Внезапное начало войны застало врасплох строителей, возводивших укрепления на новой границе, а также гарнизоны уже завершённых объектов. Недостроенная и плохо вооружённая линия обороны была прорвана немцами в течение первых же часов наступления.

В результате тысячи советских солдат и офицеров, лишённых возможности оказать сопротивление, оказались во вражеском плену. Кроме того, противнику досталось огромное количество строительных материалов, разнообразного снаряжения, боеприпасов и привезённого, но не установленного на огневых точках вооружения.

Усугубил тяжесть сложившейся обстановки приказ Генерального штаба, предписывающий войскам отступать к старой, основательно разорённой и полностью обезоруженной линии обороны. Такое решение командования явно свидетельствует о полном незнании действительного положения вещей и о том состоянии, в котором находилась тогда прежняя «Линия Сталина».

Танки противника уже 25 июня, то есть всего через три дня после начала войны, достигли укрепрайона, прикрывавшего путь к Минску. Поскольку все его объекты были законсервированы, согласно ранее отданным приказам, к бою он был непригоден, и попытки остановить немцев полностью провалились. Прорвав оборону, которую всё же пытались организовать части 13-й армии, фашисты устремились вглубь страны.

С интервалами в несколько дней пали Слуцкий, Полоцкий, Себежский и все прочие находившиеся на пути неприятеля укреплённые районы. Не смогли противостоять врагу также участки «Линии Сталина», расположенные в Киевском и Одесском военном округах. Их защитники после ожесточённых боёв также были вынуждены отступить.

Исключение составил лишь Карельский УР, защитникам которого удалось остановить вторжение финской армии. Придав войне позиционный характер, они продержались так до июня 1944 года, когда в ходе наступления, предпринятого войсками Ленинградского фронта, враг был отброшен за пределы страны.

Каменец-Подольский УР

Каменец-Подольский укрепрайон строился в 1938-41 годах.
Ширина по фронту – 60 км,
имел 159 сооружений. Размещалось 4 артиллерийско-пулемётных
батальона. С 5 июля 1941 – также 96-я горнострелковая дивизия.

7 июля 1941 Ставка Главного
Командования директивой № 00226 приказала командующему войсками Южного фронта:

«Из Каменец-Подольского
УРа снять вооружение и оборудование и гарнизоны
вывести на усиление обороны коридора между Летичевским
и Могилев-Ямпольским УРами
на участке Копай-Город, Ольховец.»

Этот рубеж
был на 80 км
восточнее Каменец-Подольского. По сводкам штаба
Южного фронта, из укрепрайона было вывезено 22 орудия (из имевшихся 102), 300
станковых пулемётов и 1,5 млн патронов (из имевшихся
11 млн). В директиве № 00319 (13 июля 1941) Ставка
Верховного Командования выразила своё недовольство этим фактом.

11 июля 1941 укрепрайон без боя пройден
венгерскими войсками.

Память военных лет

Подводя итоги минувшей войны, историки приходят к заключению, что снятая с боевого дежурства в 1940 году «Линия Сталина» (фото отдельных её объектов приводятся в статье), тем не менее, сыграла определённую роль в ходе первых и самых тяжёлых дней войны. На отдельных её участках продвижение врага удалось приостановить на срок от 2-3 дней до нескольких недель, что в обстановке боевых действий сыграло немаловажную роль.

В наши дни создан целый ряд мемориальных музеев на территориях бывших укрепрайонов, из которых состояла «Линия Сталина». Беларусь стала одной из первых республик бывшего Советского Союза, создавшей такой военно-исторический комплекс. К шестидесятилетнему юбилею Победы группой активистов был организован музей под открытым небом. Он находится в районе бывшего Минского УР, и его центральные экспозиции размещены в одном из сохранившихся до наших дней ДОТов.

Примеру минских активистов последовали жители другого белорусского города Заславля, открывшие 24 июля 2012 года памятник морским пехотинцам и морякам. Местом для его установки был также выбран один из участков историко-культурного центра «Линия Сталина».

День ото дня пополняются экспозиции уже существующих мемориальных комплексов и, наряду с этим, создаются новые. Так, в 2009 году открылись два музея боевой славы – в Псковской области и в Сестрорецке – муниципальном образовании, входящем в Курортный район Санкт-Петербурга. Этот мемориал, получивший название «Сестрорецкий рубеж», состоит из ДОТа, позывные которого в дни обороны Ленинграда были «Слон» (его так и стали называть в последующие годы), а также нескольких малых огневых точек. Этот укрепрайон также входил в общую оборонительную систему «Линия Сталина».

Как доехать до мемориального комплекса «Сестрорецкий рубеж»? Проще всего это сделать на электропоезде с Финляндского вокзала Санкт-Петербурга. Расписание поездов составлен таким образом, что даже в будние дни интервал между ними не превышает одного часа. Кроме того, можно воспользоваться маршрутным такси №305 от метро «Старая деревня» или №827 от «Проспекта Просвещения». Те, кто располагает личным транспортом, могут добраться до Сестрорецка по Приморскому шоссе. Расстояние составляет 36 км, и с учётом загруженности трассы дорога обычно занимает около 40 минут.

В 2014 году на экраны страны вышла четырёхсерийная документальная кинолента режиссёра Олега Четверикова «Линия Сталина». Фильм во всех подробностях повествует о строительстве этой уникальной, и не имевшей аналогов в мировой истории системы оборонительных сооружений. При его создании использованы многие архивные материалы, нигде ранее не опубликованные, и представляющие большой интерес для всех, кому дорога память военных лет.

Время работы, цена билетов, парковка

Музей «Линия Сталина» под Минском работает ежедневно с 10:00 до 18:00. Но на территории комплекса расположено много разных экспозиций и аттракционов: холощенная стрельба, катание на технике и так далее. У каждой такой секции свой отдельный график работы, который можно уточнить на официальном сайте музея.

Цена на билеты очень демократическая: вход для взрослого стоит почти 450 рублей, а для ребенка – 220 рублей. На территории музея предусмотрены две стоянки для автотранспорта. Они платные. За легковой автомобиль и микроавтобус посетителям придется отдать около 100 рублей, а за туристический автобус – 125 рублей.

В связи с тем, что на территории исторического музея часто проходят реконструкции боев, цена билетов может меняться. Для получения дополнительной информации туристы могут ознакомиться с онлайн афишей «Линии Сталина».

Минский УР

Минский
укрепрайон был самым мощным из советских УРов.
Занимая по фронту около 140
км (от истока реки Вилия на
севере до истока реки Неман на юге), прикрывал Минск с северо-запада, запада и
юго-запада. Имел 33 артиллерийских бункеров, 114 сооружений для противотанковых
орудий, 401 пулемётных ДОТов, 32 командных бункеров.

К 25 июня
1941 года Минский УР занимали четыре пулеметно-артиллерийских батальона. 26
июня укрепрайон заняли также 64-я и 108-я стрелковые дивизии и 49-й корпусной
артполк 44-го стрелкового корпуса 13-й армии. За линией укреплений разместилась
161-я стрелковая дивизия. На окраинах Минска располагалась 100-я стрелковая
дивизия.

26 июня между укреплениями северного
сектора Минского УРа беспрепятственно прошла немецкая
7-я танковая дивизия (из 3-й танковой группы Гота).

27 июня через центральный сектор
Минского УРа прорвались 20-я и 12-я танковые дивизии
(той же группы Гота), а через южный сектор Минского УРа
прошла 18-я танковая дивизия (из 2-й танковой группы Гудериана).

28 июня 1941 немецкая 20-я танковая
дивизия взяла Минск. Вечером этого дня советская Ставка Верховного
Главнокомандования издала директиву № 0068 командующему войсками Западного
фронта генералу армии Павлову:

«С целью разгрома подвижной группы
противника в районе Радошковиче, опираясь на Минский укреплённый район, силами 21 и
44 ск 28 и 29.06 нанести удар со стороны Молодечно на Красне, Радошковиче
и со стороны Минска на Ракув, Грудск,
Молодечно и, не допустив её отхода на запад,
уничтожить. Наступательные действия не прекращать и ночью.»

Очевидно,
советское верховное командование в Москве не имело понятия, что Минск уже взят
немцами, а остатки частей 21-го и 44-го корпусов находятся в окружении.

Далее в той
же директиве приказывается силами 47-го стрелкового корпуса «прочно занять и оборонять Слуцкий УР».

Линия Молотова

Так называемая Линия Молотова — система укреплений, построенных Советским Союзом в 1940—1941 годах, вдоль новой западной границы после того, как СССР присоединил страны Прибалтики, западные области Украины, Белоруссии и Бессарабию.

17 сентября 1939 года, с началом Второй мировой войны, Советский Союз ввёл войска на территорию Восточной Польши (современные западные области Украины и Белоруссии). Подписанный с гитлеровской Германией 28 сентября того же года Договор о дружбе и границах устанавливал западную границу СССР в целом по линии Керзона, за исключением района Белостока, где она прошла несколько западнее. После освобождения Западной Украины и Западной Белоруссии «Линия Сталина» потеряла своё значение и рубеж обороны был перемещён на 300 километров западнее, где и возникла Линия Молотова. Бытует мнение, что это изменение границы является прямым следствием Пакта Риббентропа-Молотова, подписанного Вячеславом Молотовым, отсюда и название линии Линия Молотова. Название носит неформальный характер и вошло в обиход сравнительно недавно.

Линия простиралась от Балтийского моря до Карпат. Она состоит из 13 укрепленных районов. Большинство из них защищало около 100 км границы. Она является частью более крупной оборонительной системы СССР вдоль его западных границ, простирающейся от Северного Ледовитого океана до Чёрного моря.

Каждый укрепленный район состоит из большого числа долговременных оборонительных сооружений (ДОС) — бетонных бункеров (ДОТов) с пулемётами, противотанковыми пушками и прочей артиллерией. Бункеры были построены группамми для взаимной поддержки, каждая группа образовывала батальонный узел обороны, к которым были приписаны отдельные пулемётно-артиллерийские батальоны (опаб), из бойцов которых состояли гарнизоны ДОС. Численность гарнизонов ДОТов в зависимости от типа сооружения составляла от 8-10 до 30-40 человек. Полевое заполнение укрепрайонов должны были обеспечивать армейские части.

По состоянию 22 июня 1941 г. из 5807 долговременных оборонительных сооружений, возводимых СССР вдоль западных границ в составе 13-ти укрепрайонов «Линии Молотова», было завершено строительство лишь 880. Готовность укрепрайонов составляла в среднем 15-20 %.

В ночь на 22 июня 1941 года в соответствии с «директивой № 1» лишь часть ДОТов приграничных УРов была занята своими гарнизонами до начала немецко-фашистского вторжения. Полевое заполнение УРов не было обеспечено, либо было крайне недостаточным. В результате линия Молотова в целом не сыграла сколько-нибудь значительной роли в ходе приграничных сражений. Узлы обороны, которые успели занять советские войска, обходились и блокировались немцами в первые дни, а затем уничтожались штурмовыми группами. Последний ДОТ 2-й роты 17 опаб был подорван немцами 30 июня 1941 года. Только на 12-й день войны замолчали орудия и пулемёты штабного ДОТа «Орёл», который защищала группа бойцов (25-27 человек) под командованием лейтенанта И. И. Федорова. Отдельные ДОТы линии Молотова оказывали сопротивление до двух недель, находясь в полной изоляции.

Развалины этих сооружений можно найти сегодня в Литве, Польше, Белоруссии и на Украине, многие из них хорошо сохранились.

Название

В Советском Союзе эти укрепрайоны официально никогда не называли «Линией Сталина». Так их именовала только немецкая пропаганда и западная пресса. Это название впервые возникло в декабре 1936 года, в статье русскоязычной газеты «Сегодня», издававшейся в Латвии. Затем эта статья была перепечатана в британской газете «Daily Express», и термин «линия Сталина» получил распространение. Широко его использовали в своих мемуарах также и бывшие генералы вермахта.

Однако в постсоветское время этот термин получил широкое распространение и в отечественной литературе о предвоенном периоде и о Великой Отечественной войне.

Кто же разрушил Линию Сталина?

В одной из книг широко известного автора Суворова-Резуна есть глава под названием «Зачем Сталин уничтожил Линию Сталина?». В этой главе автор красочно (хоть и совершенно неграмотно) описывает огромную мощь советских укрепленных районов, а затем не менее красочно описывает, как их разрушали и зачем.

Фантазии Резуна появились не на пустом месте. В послевоенных исторических трудах и мемуарах, неоднократно высказывалась мысль, что если бы Линию Сталина не разрушили, то немцы не дошли до Москвы и Ленинграда, во всяком случае, так быстро. Информация о разрушении ДОТов Линии Сталина служила хорошим и понятным объяснением причины поражений. Причём виноватым был сам Сталин, якобы отдавший приказ уничтожить линию укреплений, названную его именем. Кстати, название «Линия Сталина» в СССР никогда до войны не использовалось, оно вообще появилось на западе.

Однако, реальное положение дел, кардинально отличалось от описываемого.

Во-первых, мощь укрепленных районов была существенно преувеличена, а сравнение с французской Линией Мажино или бельгийскими укреплениями, не выдерживает никакой критики.

Изначально было построено 13 укрепрайонов. Подавляющее большинство укреплений в них представляли простейшие одно- реже двухамбразурные ДОТы с пулеметным вооружением, предназначенные для фронтального огня. Количество артиллерийских ДОТов не превышало 10%. Глубина обороны была небольшой, интервалы между укрепленями слишком велики.

Как показала проведенная в 1938-1939 годах инспекция, укрепленные районы оказались совершенно небоеспособны. Планы по строительству не выполнены, а построенные сооружения не соответствовали требованиям. Артиллерийскими орудиями они были обеспечены лишь на треть, причем почти всё это были артиллерийские системы 1877-1895 годов, взятые со складов после долгого хранения. Не лучше обстояло дело и с пулеметным вооружением, среди которого был очень высокий процент иностранных образцов.

Тогда было принято решение срочно ликвидировать недостатки и начать строительство ещё восьми новых укрепрайонов. Причем в новых УРах процент артиллерийских сооружений должен был уже составлять 20-30%.

Однако, вскоре началось строительство оборонительных сооружений на новой границе, известных как Линия Молотова, которые потребовали значительных ресурсов. Поэтому планы по усилению Линии Сталина не были реализованы.

Михаил Свирин в статье «Зачем Сталин уничтожил Линию Сталина?» ещё в 1997 году привел массу фактов вопиющей неготовности большей части объектов укрепрайонов. Он же сообщает и полном отсутствии данных о каком-либо уничтожении укреплений на Линии Сталина или её разоружении. Укрепрайоны просто не были достроены. Причины тому были как объективные: слабые возможности промышленности, так и субъективные, проще говоря, обычная бесхозяйственность.

Пушки и пулеметы, старые и новые

Линия Сталина, в отличие от Линии Молотова имела очень мало артиллерии. В тринадцати УРах к началу 1938 года имелось лишь 222 капонирных пушки и 99 орудий полевой артиллерии. Впрочем, согласно «Энциклопедии отечественной артиллерии» А. Широкорада в 1936 году в РККА капонирных установок с 76-мм пушками обр. 1900 г. было 54, а с 76-мм пушками обр. 1902 г. — 472. А надо учесть, что в это время строилось ещё и тринадцать укрепрайонов на Дальнем Востоке.

Столь малое количество артиллерии отнюдь не свидетельствовало о том, что руководство РККА собиралось сдерживать наступление врага одними пулеметами. Возможности промышленности не позволяли удовлетворить требования армии. Не то чтобы в РККА не хватало вооружения, его было больше чем в любой стране мира, но Красная Армия постоянно росла в размерах и требовала все больше и больше современных образцов оружия и техники. Промышленность же не справлялась с возрастающими требованиями, постоянно срывая планы.

Потому создаваемые укрепления вооружать было нечем. Чтобы как-то решить вопрос, стали использовать устаревшее и трофейное вооружение со складов. В результате Линия Сталина превратилась в подобие артиллерийско-пулеметного музея. Кроме отечественных «Максимов» там стояли пулеметы Гочкиса, Виккерса, Кольта, оставшиеся ещё с Первой Мировой. Среди полевых орудий встречались даже 3,42-дм полевые пушки обр. 1877 года. Тяжелая артиллерия была представлена 6-дм пушками в 120, 190 и 200 пудов и их французскими ровесницами калибра 155 и 120 мм. В качестве противотанковых орудий в ДОТы ставили морские 47-мм пушки Гочкиса и 37-мм батальонные пушки Розенберга. Использовались танковые башни и отдельные 45-мм танковые пушки.

При строительстве Линии Молотова противотанковой обороне уже уделяли гораздо больше внимания . Если на Линии Сталина около 10% ДОТов имели артиллерийское вооружение, то в УРах на новой границе этот показатель планировали увеличить до 30%. В СССР были разработана и принята на вооружение установка ДОТ-4 с 45-мм пушкой и пулеметной установкой Силина. До начала войны их успели выпустить более 800, но в войска поступило лишь 410 установок. Были созданы казематные установки с 76-мм пушкой Л-17 и ДОТ-2. Первых заказали 600 единиц, вторых — 200 в 1939 и ещё 200 в 1941 году.

Разрабатывались бронированные башни с 45-мм и 76-мм пушками, казематные установки 57-мм и 107-мм пушек, но все это не было принято на вооружение.

Примечания[править]

  1. В годы Второй мировой «линиями» также называли рубежи с обычными полевыми укреплениями, пусть даже усиленные бетонными сооружениями. Разница примерно как между домом «нового русского» и избушкой лесника: если довоенные линии специально проектировались для прикрытия участков границы и включали в себя сооружения на грани платёжеспособности страны (доты-миллионники), то линии времен войны усиливались ДОТами по мере возможности, чаще всего из сборного железобетона, и на тех позициях, которые были.
  2. Квадрат со стрелками вверх-вниз (410) — капонир
  3. Треугольник, вписанный в круг (407) — артиллерийский наблюдательный пункт
  4. Небольшие квадратики с тройными стрелками (405, 406) — орудийные площадки ТАУТ.
  5. В боях под Ленинградом было как минимум два места, где нами же вырытый ров стал крепкой немецкой позицией: Невский пятачок и район Красного Бора
  6. Противотанковые рвы ДОЛЖНЫ продольно простреливаться артиллерией — иначе они бесполезны

Знаменитые оборонительные линии

В кампаниях начального этапа Второй мировой войны некоторые из укреплённых линий стали важными объектами ведения боевых действий. Самой мощной и знаменитой считалась французская линия Мажино, названная так по фамилии военного министра Франции, ставшего инициатором её сооружения. Линия Мажино была построена по последнему слову фортификационной техники. Французы не пожалели на неё бюджета, потратив 3 млрд. франков (1 млрд. тогдашних долларов), вместо того, чтобы расходовать эти средства на модернизацию своей армии и создание новых видов вооружения.

Линия Мажино прикрывала только непосредственную границу Франции с Германией. В ходе войны германские войска обошли её через территорию Бельгии. Линия Мажино оказалась совершенно бессмысленной в стратегическом плане. Вероятно, если бы немцы атаковали её в лоб, то французы могли держаться на ней долго. В июне 1940 года вермахт атаковал и прорвал линию Мажино на отдельных участках, но это произошло уже после падения Парижа, когда немецкие танковые дивизии зашли защитникам линии в тыл.

Фильмы о Линии Сталина

Про «Линию Сталина» было снято несколько документальных фильмов, и пять из них мы предлагаем Вам посмотреть.

Первый — из серии «Искатели» под названием «Затерянный бункер» про Киевский УР, снятый российским Первым каналом.

Второй — об истории «Линии Сталина» на примере Тираспольского укрепрайона, показанный в 2013 году по телеканалу ТСВ.

Третий, снятый спутниковым оппозиционным польско-белорусским Белсатом «Линия Сталина: честь или позор?» («Лінія Сталіна: гонар ці ганьба?»), который больше рассказывает о самом музейном комплексе, чем о истории этих сооружений.

Четвертый фильм «Линия Сталина: трагедия Минского укрепленного района» телеканала «Звезда» подробно расскажет об истории конкретно Минского УР, о котором и написана наша статья.

Ну и пятый, тоже снятый «Звездой», посвящен полоцкому укрепрайону, который сыграл немаловажную роль во время наступления фашистских войск: «Линия Сталина: полоцкий рубеж».

Возведение новой линии обороны и консервация старой

Поскольку строившаяся в течение десяти лет и поглотившая огромные бюджетные средства линия обороны оказалась в глубоком тылу и потеряла своё стратегическое значение, пришлось срочно строить новую. Необходимость этого была в значительной мере обусловлена обострившейся к тому времени международной обстановкой и ухудшением советско-немецких отношений. Летом 1940 года вдоль новой границы страны началось строительство новой оборонительной полосы, которую должны были составить 20 укрепрайонов.

Что же касается старой и потерявшей актуальность линии обороны, то всё находящееся в ней вооружение было решено изъять, а составлявшие её инженерные сооружения законсервировать. Такое решение было принято, главным образом, потому, что в начале 1941 года стало очевидным, что советская оборонная промышленность неспособна в полной мере обеспечить нужды РККА, и возникший в результате этого дефицит вооружения пытались компенсировать за счёт ранее произведённой боевой техники.

Это вполне разумное, но недобросовестно выполненное решение привело к тому, что вооружение, изъятое на объектах старой линии обороны, вместо того, чтобы попасть в новые укрепрайоны, осело на складах. В результате очередная, спешно возводимая «Линия Сталина» в начале войны оказалась неспособна отразить удары фашистов. Кроме недопоставок оружия, её низкая боеспособность объясняется и тем, что приказом Генерального штаба, численность личного состава гарнизонов УР была уменьшена почти на треть.

Кто же разрушил Линию Сталина?

В одной из книг широко известного автора Суворова-Резуна есть глава под названием «Зачем Сталин уничтожил Линию Сталина?». В этой главе автор красочно (хоть и совершенно неграмотно) описывает огромную мощь советских укрепленных районов, а затем не менее красочно описывает, как их разрушали и зачем.

Фантазии Резуна появились не на пустом месте. В послевоенных исторических трудах и мемуарах, неоднократно высказывалась мысль, что если бы Линию Сталина не разрушили, то немцы не дошли до Москвы и Ленинграда, во всяком случае, так быстро. Информация о разрушении ДОТов Линии Сталина служила хорошим и понятным объяснением причины поражений. Причём виноватым был сам Сталин, якобы отдавший приказ уничтожить линию укреплений, названную его именем. Кстати, название «Линия Сталина» в СССР никогда до войны не использовалось, оно вообще появилось на западе.

Однако, реальное положение дел, кардинально отличалось от описываемого.

Во-первых, мощь укрепленных районов была существенно преувеличена, а сравнение с французской Линией Мажино или бельгийскими укреплениями, не выдерживает никакой критики.

Изначально было построено 13 укрепрайонов. Подавляющее большинство укреплений в них представляли простейшие одно- реже двухамбразурные ДОТы с пулеметным вооружением, предназначенные для фронтального огня. Количество артиллерийских ДОТов не превышало 10%. Глубина обороны была небольшой, интервалы между укрепленями слишком велики.

Как показала проведенная в 1938-1939 годах инспекция, укрепленные районы оказались совершенно небоеспособны. Планы по строительству не выполнены, а построенные сооружения не соответствовали требованиям. Артиллерийскими орудиями они были обеспечены лишь на треть, причем почти всё это были артиллерийские системы 1877-1895 годов, взятые со складов после долгого хранения. Не лучше обстояло дело и с пулеметным вооружением, среди которого был очень высокий процент иностранных образцов.

Тогда было принято решение срочно ликвидировать недостатки и начать строительство ещё восьми новых укрепрайонов. Причем в новых УРах процент артиллерийских сооружений должен был уже составлять 20-30%.

Однако, вскоре началось строительство оборонительных сооружений на новой границе, известных как Линия Молотова, которые потребовали значительных ресурсов. Поэтому планы по усилению Линии Сталина не были реализованы.

Михаил Свирин в статье «Зачем Сталин уничтожил Линию Сталина?» ещё в 1997 году привел массу фактов вопиющей неготовности большей части объектов укрепрайонов. Он же сообщает и полном отсутствии данных о каком-либо уничтожении укреплений на Линии Сталина или её разоружении. Укрепрайоны просто не были достроены. Причины тому были как объективные: слабые возможности промышленности, так и субъективные, проще говоря, обычная бесхозяйственность.

Киевский УР

Киевский
укрепрайон прикрывал подступы к Киеву с северо-запада, запада и юго-запада,
упираясь флангами в западный берег реки Днепр. Ширина по фронту – около 85 км, имел 24 артиллерийских
бункера, 184 пулемётных ДОТа, 12 командных бункеров.
С июля 1941 укрепрайон оборонялся 5 пулемётными батальонами, 2 гаубичными
артполками, 3 противотанковыми артдивизионами, 2 воздушно-десантнымибригадами, 2 артиллерийскими училищами,
полком войск НКВД, а также подразделениями двух стрелковых дивизий, отошедших с
запада.

Утром 11 июля
1941 на подступах к укрепрайону появились немецкие разведдозоры (13-й танковой
дивизии). Бои в юго-западном секторе укрепрайона начались с 3 августа. 7 августа немецкие войска
прорвали южный фас укрепрайона, подошли к пригородам Киева, но к 15 августа
были оттеснены частями советской 37-й армии (сформированной из войск,
оборонявших Киевский укрепрайон, под командованием генерал-майора А.А.Власова).

16 сентября главнокомандующий войсками Юго-Западного направления
маршал Тимошенко, располагавшийся со своим штабом под Полтавой,отдал устный приказ (по свидетельству Баграмяна)
оставить Киев и отходить на реку Псёл (200 км восточнее Киева),
поскольку не только Киевский укрепрайон, но и все армии Юго-Западного фронта
были почти окружены немецкими войсками. 17
сентября
1941 (в 23:40) Ставка Верховного Главнокомандования директивой №
002087 разрешила оставить Киевский укрепрайон и город Киев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector