Роль хазар в этногенезе кумыков

Социальное устройство

В кумыкском обществе существовало четкое иерархическое деление. Во главе отдельных территориальных объединений стояли князья. Следующими по значимости были уздени, выполнявшие обязанности княжеской охраны. Этим категориям запрещалось работать, в их задачи входило управление вверенной территорией и людьми, решение социальных, общественных вопросов.
Низшие сословия — крестьяне и холопы. Теоретически они находились в зависимости у князей, однако имели право переходить от одного хозяина к другому, заниматься мелкой предпринимательской деятельностью. Фиксированного размера дани не значилось, подати регламентировались в каждом отдельном случае. Например, один из князей раз в год принимал дань повозкой дров и выделением одного человека из семьи на время посева, пахоты, сбора урожая.
Формально власть находилась в руках у князя, фактически он не выступал в качестве судьи: эту роль играло собрание узденей. Споры решались согласно нормам адата — кодекса морально-этических правил, или шариата. Во втором случае в качестве судьи выступал религиозный служитель конкретной общности.

 

Генетика кумыков

Кумыки не мыслят себя вне тюркского историко-культурного мира и поддерживают национально-культурные связи с другими тюркскими народами, однако следует отметить, что их «тюркость» ничего общего с идеями пантюркизма не имеет. При гаплогруппах кумыков J1-25%, J2-20%, R1b-25%, G -13% , R1а- 12%

и J1-60%, R1b- 30% у дагестаноязычных этносов «обращает на себя внимание отсутствие у исследованных кумыков тюркских гаплогрупп: C, Q, N, т.е. гaплогрупп, чаще встречающихся у тюрков, которые как известно сформировались в сев

Китае во второй половине I тыс. до н. э.

1 из 3

Для кумыков, как и для других коренных этносов Дагестана, мажорной (основной) оказалась гаплогруппа, маркирующая автохтонный (местный) дагестанский субстрат, – J1-M267, уровень концентрации которой достигает 35 %. У нетюркоязычных народов Дагестана эта гаплогруппа встречается еще чаще: в среднем 72 % и доходя практически до 100 % у цезской группы. В других популяциях Кавказа гаплогруппа J1-M267 редка, у тюркоязычных народов Кавказа еще меньше (в среднем 2 %).

Следующими по частоте гаплогруппами в генофонде кумыков оказались J2a-M172 и субгаплогруппа R1b1a2-M269, которые представлены примерно в равных пропорциях и достигают рубежа чуть более 20 %. Мировой максимум J2a-M172 отмечен на Северном Кавказе у народов нахской группы: 79 % у ингушей и 55 % у чеченцев. Эта гаплогруппа также указывает на кавказский, но «заимствованный» субстрат в структуре генофонда кумыкского этноса. J2a-M172 не свойственна для многих коренных этносов Дагестана, исключение составляют этносы лезгинской группы языков: и , которые имеют в своем генофонде 23 и 14% соответственно, что указывает на возможное его проникновение в генофонд Дагестана из Закавказья, а не от этносов, у которых выявлен мировой максимум.

Основной территорией распространения субгаплогруппы R1b1a2-M269 является Западная Европа (до 80 %). Она представлена у всех народов Дагестана, но с высокими частотами – у лезгин (30 %) и аварцев (14 %).

Обращает на себя внимание наличие в генофонде кумыков гаплогруппы G2a-P15 примерно в той же пропорции (15 %), что и у автохтонных этносов Дагестана: цахуров, аварцев и лезгинов (10–14 %)

[править] История

Согласно И. Клапроту, кумыки появились в Дагестане одновременно с хазарами. Некоторые авторы считают кумыков потомками хазар.

Как и хазары кумыки исповедовали тенгрианство и частично, возможно, иудаизм.

Отмечаются гебраизмы (Шабагат гюн — Шаббат, Тёре — «закон», от Тора и т. д.).

Кумыкский топоним Шура напоминает название Саркел.

С хазарами связаны некоторые древние предания кумыков.

Во всяком случае, территория на которой традиционно живут кумыки не просто входила в состав Хазарского каганата, но и являлась её изначальным центром.

В таких бывших когда-то хазарских городах как Эндирей, Буйнакск, Гаша, Герменчик, Кака-Шура, Какамахи, Карабудахкент, Каякент, Кизляр, Махачкала, Тарки и Хасавюрт живут и кумыки, в некоторых населённых пунктах они составляют большинство.

Вероятно хазарская столица Семендер ныне представляет собой населённый кумыками город Тарки или Махачкала.

После крушения Хазарии в 965 году у кумыков было государство Шамхальство Тарковское.

Во время революции кумыкская интеллигенция приняла активное участие в создании Горской Республики. Гайдар Баммат являлся министром иностранных дел и одним из главных идеологов государства, князь Рашитхан Капланов — министром внутренних дел, одним из военачальников — князь Нух Бек Шамхал Тарковский, Зубаир Темирханов — председателем Союзного Совета («Союзного меджлиса», парламента) Горской Республики.

Авторы Гайдпарка

  • Борис Ихлов

    Последствия бегства США и Афганистана

    Читать полностью

  • Светлана Никитина

    Активисты СС теперь — цензура в России? Мракобесие рулит вопреки конституции

    Читать полностью

  • Александр Рохмистров

    Запад теперь точно не признает итоги выборов! У Путина на часах, стояла другая дата

    Читать полностью

  • Дмитрий Сидоров

    Честность регионов РФ на выборах по оценке экспертов

    Читать полностью

  • Александр Головенко

    Теперь-то я точно не буду колоться жижей от Гинцбурга

    Читать полностью

  • Игорь Авдеев

    Против

    Читать полностью

  • Сергей Слизников

    Демократия и Россия – два несовместимых понятия

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Подходящая пара: он старенький, а она страшненькая

    Читать полностью

  • WikiLeaks

    В Белоруссии отмечается новый государственный праздник

    Читать полностью

  • Наталия Хроникер

    Признание Соловьева

    Читать полностью

  • ПЕРЕД ПРОЧТЕНИЕМ СЖЕ

    О чём молчал Марк Твен

    Читать полностью

  • Александр Попов

    Новые города будут строить не только в Сибири, но и в Крыму

    Читать полностью

Внешность

Антропологический состав кумыков неоднороден, различаются характерные внешние особенности. Их относят к европеоидной расе, ориентировочно каспийского и кавкасионского подтипов. Это связано с историческим расселением народности по разным сторонам реки Сулак. По одной из версий, предками кумыков являлись половцы, что нашло отражение в преобладающих европеоидных чертах внешности северных кумыков: высокий рост, крепкое телосложение, светлые глаза, волосы и кожа.

У южных кумыков преобладают азиатские черты внешности: узкий разрез глаз, темная пигментация глаз, кожи, волос. Исследователи не пришли к единому мнению относительно появления ярко выраженных тюркских признаков во внешности южных кумыков. Рассматриваются следующие версии:

  1. В формировании внешности кумыков принимали участие хазары, появившиеся в регионе после распада Хазарского каганата.
  2. Предками кумыков стали смешанные монголо-тюркские народы, пришедшие из Передней и Средней Азии.

 

Одежда

Национальный мужской кумыкский костюм не отличался от черкесского. Нательные штаны и рубаха с высоким воротом дополнялись буркой: темного цвета —для повседневной носки, светлых оттенков — для праздников. Поверх надевали черкеску, чаще черного цвета, папаху. В холодное время года носили короткую шубу из овечьей шерсти, традиционную бурку.
Женское повседневное платье прямого или туникообразного кроя, вниз надевали шаровары. Для выхода за пределы дома и при приеме гостей носили плотное верхнее платье распашного типа. Женщинам полагалось ходить с покрытой головой. Традиционный головной убор — чепец чутху, поверх которого надевали платок. Кумыкские мастерицы славились в регионе, как искусные создательницы платков. Популярными были платки из шелка, ажурные платки, связанные крючком.
Традиционный вариант праздничного платья — къабалай. Наряд шился из дорогостоящих материалов: шелка, шерсти, парчи. По крою напоминал повседневное распашное платье, верх кроили более облегающий. Его дополняли нагрудником, богато декорированным вышивкой, серебряными или золочеными украшениями. Оригинальным был покрой рукавов, состоящих из двух слоев. Первый плотно прилегал к руке, имитируя наличие нижнего платья. Верхний был разрезным, широким и длинным, часто доходящим до пола.

 

История

Существует несколько версий возникновения кумыкского народа:

Кумыки появились в регионе вместе с кыпчаками в XII—XIII.
Народ в составе хазаров проник в регион, ассимилировав местное население.
Кумыки являются исторически проживавшими в регионе горцами, подвергшимися тюркизации.
Кумыки являются автохтонным населением Дагестана, поскольку античный автор Плиний упоминал народ «камак» в трудах, датированных первым веком новой эры.

Взаимодействие тюркских и европеоидных племен с коренными народами Северного Кавказа к XVII столетию привело к завершению формирования кумыкского этноса. До этого времени на территории расселения народности образовывались и распадались следующие государства: Джидан, Тюменское ханство, Тарковское шамхальство, Утамышский султанат и другие.

В XVI столетии начинается борьба за привлекательные территории Кумыкской плоскости со стороны Ирана, Османской империи и России. Кумыки, объединившись с соседними ногайцами, пытались дать отпор наступающими армиям, однако силы были неравны. В 1725 году Шамхальство разбито и разорено: сожжено порядка 20 селений, среди которых столица Тарки.
Кавказская война заставила местные народы объединиться: кумыки показали себя отважными и смелыми воинами, устраивали антирусские восстания с 1818 по 1878 гг

Важно отметить, что идеологический представитель кавказских народов Шамиль, объединивший разрозненные этносы под флагом ислама, имел кумыкское происхождение

 

После революции кумыкская интеллигенция пыталась создать независимое государство Горскую республику. Попытка удалась, было сформировано местное правительство, но просуществовало объединение недолго: в 1921 г. кумыки вошли в состав образованной Дагестанской СССР. В конце Великой Отечественной войны кумыков, наряду с рядом других кавказских народов, депортировали в Среднюю Азию по подозрению в предательстве. Несмотря на притеснения, народность не оставила идею получения независимости и национального самоопределения. В 1989 году, в период перестройки, образовалось кумыкское народное движение, ратовавшее за создание автономной Кумыкской Республики в составе РСФСР. Однако кардинально изменившаяся политическая ситуация не дала планам сбыться.

Жизнь

 

Кумыкская равнина отличается необыкновенно плодородными землями, на протяжении всей истории освоения дающими богатый урожай. Здесь обнаружены целебные минеральные источники, залежи газа и нефти. Сегодня 70% дагестанской экономики обеспечивают территории расселения этноса.
Исторически кумыки занимались земледелием, единственные из всех северо-кавказских народностей повсеместно использовали методы ирригации. Выращивали пшеницу, просо, рис, кукурузу, занимались садоводством, огородничеством, виноградарством, пчеловодством. Благодаря обилию пригодных для выпаса лугов широко развито скотоводство: разводили буйволов и овец, занимались коневодством.

Тайны истории

Как я уже заметила, среди учёных нередко вспыхивают споры относительно исторических вопросов, связанных с прошлым кумыков. Пример тому – проблема происхождения народа. Этногенез так и остаётся загадкой для исследователей. Впрочем, существует несколько версий, каждая из которых имеет свои “плюсы” и “минусы”.

Советский археолог К.Ф.Смирнов высказывался в пользу принадлежности кумыков к потомкам коренного населения Кумыкской равнины. Его коллеги отмечали, что кумыки появились практически одновременно с кыпчаками, что позволяет считать их родственными этносами.

Кыпчаки – предположительно родственный кумыкам этнос / cont.ws

А вот И.Клапрот, напротив, отмечал, что кумыки имеют немало общего с хазарами. Многие советские историки полагали, что кумыки стали предками горских народов, на которых заметно отразилось тюркское влияние.

Если обобщить самые разные теории и версии, можно выделить несколько вариантов происхождения кумыков. Первая теория говорит о том, что этнос появился в регионе вместе с кыпчаками в XII-XIII веках. Другая версия отмечает родственность кумыков и хазар.

Третье предположение склоняет к тому, что кумыки стали потомками автохтонного населения Дагестана. При этом не стоит забывать и о горской теории происхождения. В последнем случае кумыки тюркским народом изначально не являлись. Каждая из описанных версий сложна, имеет немало недостатков, хотя и опирается на определённые аргументы. А потому споры учёных вокруг этногенеза продолжаются.

Хазары – возможные предки кумыков / The Forward / 24tv.ua

Внешность кумыков

За долгую историю кумыкам пришлось пережить немало потрясений и войн, однако они сумели остаться достаточно многочисленным народом. На Кавказе они являются вторым по численности тюркским этносом. Несмотря на тюркские аспекты в языке и происхождении, кумыки отличаются ярко выраженными внешними европейскими чертами.

Считается, что предками северных представителей этого народа могли быть половцы, из-за чего многие кумыки северных регионов имеют высокий рост, крепкое и стройное телосложение, правильные черты лица, светлые волосы и глаза. Азиатские внешние особенности можно заметить у южных кумыков.

Внешность кумыков может быть разной – от абсолютно европейских черт лица до азиатского типа / almode.ru

Среди них встречаются люди с раскосыми глазами, невысокие по росту, смуглой кожей и тёмными волосами. Мне кажется, именно такие внешние аспекты помогают решить проблему споров о происхождении кумыков.

Нельзя исключать, что в этом народе есть несколько ответвлений, в каждом из которых доминирующую роль играли разные этносы. Так, к примеру, на формирование северных кумыков могли оказать влияние хазары, а южных – тюркские народы.

Абдул-Вахаб, сын Мустафы из Казаниша, выдающийся кумыкский архитектор XIX века, 1860 год / Ф. ПетровМестонахождение: Государственный русский исторический музей, Москва, Россия

Представления кумыков о загробном мире

Кумыки верили, что душа (джан) бессмер­тна и требует постоянной заботы о себе. Она может прийти в дом в любое время, наблюдать за тем, как живут родственни­ки, потомство, как они заботятся о своих умерших предках.

С этим, в свою очередь, был связан целый ряд похоронных обрядов. Та­ковыми были, например: обряд обливания водой могилы, чтобы «разбудить покойни­ка»; обычай оставлять на кладбище на не­сколько часов одного из близких родствен­ников, который должен был охранять моги­лу после похорон, чтобы покойник, проснув­шись и увидев свое новое место, не испугал­ся. Вот от­рывок песни-причитания (ясы) оплакивания покойника:

Существовало также поверье, что голодные души, вернее, голодные предки, могут вредить дому, проклинать сородичей. Кумыки верили в существование «неблаго­дарных», «ненасытных» покойников.

Кумыкские надгробные памятники (сын таш)

Изучение надгробных надписей представляет несомненный историко-культурный интерес. Всякий мемориал в момент его создания – свидетельство понимания взаимосвязи настоящего с прошлым людьми определенного времени и социального положения. Наиболее распространенный тип надгробных памятников, встречающихся в Кумыкии, представляет собой вертикально установленную каменную плиту.

Специфической особенностью кумыкских надгробных памятников является наличие на них рисунков. Вероятно, желая оставить потомкам хоть какую-то информацию о предках, на плитах создавались рисунки, обозначающие род деятельности покойного.

На мужских надгробиях изображались конь, гребень для расчесывания коня, кинжал, сабля или шашка, пистолет, ружье, пороховница, патронташ, кнут, обувь (чаще всего сапоги). На надгробных памятниках более раннего периода, до XIX в., изображались лук, стрелы, колчан, щит, копьё.

1 из 2

Могила Месей шамхала сына Махди дочери Адильгерея шамхала.

Весьма примечательно, что, мотивы орнаментов надмогильных памятников и войлочных узорчатых ковров «арбабашей», производимых на Кумыкской плоскости, идентичны. Один символ изображен на большинстве памятников, установленных представителям правящего класса, символизируя собой подобие атрибута власти. Большое количество памятников с этим символом сохранилось в Тарках и в селении Казикумух – горной резиденции кумыкских шамхалов.

Эта фигур напоминает грушеобразный медальон, заполненный растительными формами. Оказывается перстневая печать с аналогичной миндалевидной формой служила удостоверением личности всех членов династии Джучидов, к роду которых возводили себя Тарковские шамхалы.

Кумыкские ремесла

Традиционные занятия кумыков — пашенное земледелие, скотоводство, садоводство, виноградарство, шелководство, добыча соли, домашние ремесла, торговля.

Домашние промыслы: обработка овчины, шерсти, кожи, безворсовое и ворсовое ковроткачество, производство сукна, войлока, шелковых тканей, кузнечное и оружейное дело, золотое шитье, басманные изделия (вид чеканки), кружевоплетение.

Близость крупных торговых центров, возможность приобретать там необходимые товары и предметы быта, а не изготовлять их собственноручно, тесные культурно-экономические связи как с горцами Дагестана, так и с народами Северного Кавказа, оказали решающее значение на развитие Материальной и бытовой культуры кумыков, которая по ряду показателей была достаточно высокой. При этом в силу тех же объективных причин кумыки не создал и та кой целостной художественно-конструктивной системы в архитектуре и прикладном искусстве как другие дагестанские народы, в их культуре меньше сохранилось архаичных элементов и в целом она имеет более светский характер.

Кумыкские войлочные ковры «Арбабаш»

У кумыков было развито ковроткачество, причем все видов — ворсовое, безворсовое, войлочное.

Войлочное ремесло — один из древнейших промыслов, больше всего оно было развито в предгорных районах северо-восточной части Дагестана и Ногайской степи.

1 из 3

Ковер цветов воды и огня

Арбабаш изготовлялся из двух или нескольких войлоков, окрашенных в различные цвета: синий, красный, серый, фиолетовый и т.д. Войлоки обычно накладываются один на другой и по трафарету прорезается намеченный орнамент. Затем орнамент одного цвета вшивается встык в фон другого, в конечном счете, получается два арбабаша с одинаковым рисунком, но разного цвета. Шов прикрывается белой тесьмой, скрученной из простых ниток вручную. Узор на таких коврах всегда растительный, со сглаженными и плавными очертаниями. На некоторых арбабашах узор своей тонкостью и четкостью напоминает орнамент ювелирных украшений.

Кумыкские шелковые платки — тастары

Кумычки также занимались ткачеством сукна и шелковых тканей, золотым шитьем, кружевоппетением, изготовлением галуна, тесьмы, кистей и бахромы из золотых и серебряных нитей. Все это использовалось в качестве декоративной отделки как женской, так и мужской одежды (черкесок, башлыков).

Золотое шитье, найдите 9 птиц

Особого мастерства кумычки достигли в плетении тастаров: легкие, как летний ветерок, прозрачные, как сотканная паутина, традиционные кумыкские платки тастары считались символом женственности. Сейчас эта традиция уходит в прошлое, так как изготовить такой платок стоит большого труда. Прежде чем научиться плести настоящие шелковые тастары, уходят долгие годы. Каждая клеточка – тяжелый труд, кропотливая работа. Не все выдерживают. Один неправильно завязанный узелок – и пропала вся работа.

1 из 7

Кумыкские шелковые платки — тастары
 

Плетение – это только часть дела. Самое сложное – приготовление ниток. Это очень ответственный этап. Раньше нити плели из кокона тутового шелкопряда. Сотканный из каких бы то ни было других нитей не считается настоящим тастаром.

[править] Источники

  1. О влиянии хазарских евреев на этнос и культуру кумыков
  2. Религия, предшествовавшая исламу
  3. Справочник)

Тюркские народы

Азербайджанцы | Алтайцы | Балкарцы | Башкиры | Гагаузы | Долганы | Жёлтые уйгуры | Казахи | Караимы | Каракалпаки | Караманлиды | Карапапахи | Карачаевцы | Кашкайцы | Крымские татары | Крымчаки | Кумандинцы | Кумыки | Киргизы | Нагайбаки | Ногайцы | Салары | Сибирские татары | Татары | Теленгиты | Телеуты | Тофалары | Трухмены | Тубалары | Тувинцы | Турки | Турки-месхетинцы | Туркмены | Туркоманы | Узбеки | Уйгуры | Хакасы | Халаджи | Челканцы | Чуваши | Чулымцы | Шорцы | Юрюки | Якуты

Более 10 млн человек Русские 
От 1 до 10 млн человек Татары • Украинцы • Башкиры • Чуваши • Чеченцы • Армяне 
От 500 тысяч до 1 млн человек Аварцы • Мордва • Казахи • Азербайджанцы • Даргинцы • Удмурты • Марийцы • Осетины • Белорусы • Кабардинцы • Кумыки 
От 200 тысяч до 500 тысяч человек Якуты • Лезгины • Буряты • Ингуши • Немцы • Узбеки • Тувинцы • Крымские татары • Коми-зыряне • Карачаевцы • Цыгане • Таджики 
От 100 тысяч до 200 тысяч человек Калмыки • Лакцы • Грузины • Евреи • Молдаване • Корейцы • Табасараны • Адыгейцы • Балкарцы • Турки • Ногайцы • Киргизы 
От 30 тысяч до 100 тысяч человек Коми-пермяки • Греки • Алтайцы • Черкесы • Хакасы • Карелы • Поляки • Ненцы • Абазины • Езиды • Эвенки • Туркмены • Рутульцы • Агулы • Литовцы • Ханты 
От 10 тысяч до 30 тысяч человек Китайцы • Болгары • Курды • Эвены • Финны • Латыши • Эстонцы • Чукчи • Вьетнамцы • Гагаузы • Шорцы • Цахуры • Манси • Нанайцы • Абхазы • Ассирийцы • Трухмены

Население и нынешняя площадь поселения

Кумыки составляют 14% населения Республики Дагестан, третьего по величине населения Чечни и пятого по величине населения Северной Осетии, которые все являются частями Российской Федерации .

Кумыки являются вторым по величине тюркского -speaking этнической группы после того, как азербайджанцы в в Causasus , крупнейшие тюркские народы Северного Кавказа и третья по величине этнической группы Дагестана.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в России насчитывалось более 500 000 кумыков.

Российская Федерация

Российский территориальный субъект (край, область, республика и др.) численность населения
2002 г.
2010 г.
Дагестан 365 804 431 736
Тюменская область 12 343 18 668
Северная Осетия 12 659 16 092
Ханты-Мансийский автономный округ 9,554 13 849
Чечня 8,883 12 221
Ямало-Ненецкий автономный округ 2 613 4 466
Ставропольский край 5744 5639
Москва 1,615 2351
Московская область 818 1,622
Астраханская область 1,356 1,558
Ростовская область 1,341 1,511
Волгоградская область 895 1,018
в таблице представлены только регионы с населением более 1000 человек.

Турция и Ближний Восток

В XIX веке, во время и после Кавказской войны , некоторое количество кумыков было подвергнуто или добровольно переселено (совершено хиджрой ) в Османскую империю в результате российских депортационных кампаний в этом регионе.

В 1910-1920-е годы, во время большевистской революции , прошла очередная волна эмиграции в Турцию. Среди мухаджиров (переселенцев) того периода было много выдающейся кумыкской знати.

Кумыкское население в коренных районах Северного Кавказа

Кумыки также переезжали в Сирию и Иорданию, где до сих пор живут несколько кумыкских семей. Сирийское село Дар-Фул было основано в 1878-1880 годах кумыкскими эмигрантами.

В Турции нет официальной государственной переписи этнических меньшинств (этнические или расовые переписи запрещены), но, согласно исследованиям 1994–1996 годов, было более 20 населенных пунктов с кумыкским населением.

Семейный уклад

Важную роль в жизни кумыков играли родовые отношения. Родственные семьи селились скученно в пределах одного квартала селения, насчитывали от 20 до 150 человек. Во главе рода стоял старший по возрасту, наиболее уважаемый человек, обычно мужчина. Он решал важные семейные вопросы, выступал в качестве представителя семьи на общественных собраниях.
К XIX веку выделяется культура малой семьи, обычно трехпоколенной. Брачный возраст девушек наступал в 15-16 лет, порой встречались невесты 12-14-летнего возраста. Юноши вступали в брак с 16-17 лет, считалось, что они должны быть старше невест на 3-4 года. Разрешалось вступать в брак лишь с равными по статусу, женихов и невест из более бедных или сословно низших семей родственники не принимали. Чаще кумыки имели одну жену, зажиточные мужчины брали от 2 до 4 жен, максимально разрешалось приводить в дом 7 женщин.
Положение женщины в семье регламентировалось нормами шариата, однако не считалось унизительным. Старшие участвовали в семейных советах, полностью руководили хозяйственными вопросами. Женщина играла роль примирительницы: брошенный на землю платок прекращал любую драку. Для избегания кровной мести убийца приходил к матери убитого, вставал на колени, молил о прощении. Если та его прощала, срезала с головы виновника прядь волос, что означало прекращение мести и давало возможность откупиться деньгами.
В кумыкском фольклоре сохранилось множество пословиц, передающих идею значимости женщины, как хранительницы домашнего очага, души дома, верной спутницы и советчицы мужа. Например:

  • Жена скажет, муж согласится.
  • У кого не погибала жена, тот горя не познал.
  • Основа мужского счастья — жена.
  • Отец умер — ребенок полусирота, мать умерла — ребенок полный сирота.

 

Мужчины брали на себя решение общественных вопросов, защиту семьи, тяжелую работу по дому и в поле, выпас животных. Однако существовали табу: например, мужчине запрещалось заходить на кухню, это считалось великим позором. Иногда, спасаясь от гнева мужа или отца, жена и дети убегали на кухню, зная, что мужчина за ними не последует. Мужьям запрещалось оставаться с женой наедине в течение дня, свободное время они проводили в кунацкой или отдельной комнате.
Кумыки предпочитали создавать многодетные семьи, количество детей посторонним не говорили, это считалось дурной приметой. Главной радостью считалось рождение сына, что отразилось в народных пословицах-пожеланиях:

  • «Чтобы жена родила тебе сына» — так мужчин благодарили за услуги.
  • «Чтобы ты рожала сыновей и была сытой» — традиционное свадебное пожелание невесте.

Во время родов будущий отец уходил из дома, роженице помогала повитуха. Появившегося на свет младенца от сглаза купали в соленой воде, на дно таза клали серебряную монету. Первые 40 дней ребенка нельзя оставлять одного. Для защиты от злых духов к чепцу привязывали яркую ленту, лоб и щеки мазали сажей.

Имя малышу выбирал семейный совет, обычно ребенка называли именем погибшего родственника. Практиковался обряд имянаречения: в одно ухо младенцу шептали молитву, в другое выбранное имя и имя отца. После устраивали праздник с застольем, на которое приглашались родственники и друзья, приносившие подарки. Отец ребенка должен по случаю рождения дочки в качестве угощения выставлять барана, если рождался сын — двух.

Музыка и танцы

У кумыков, как и у всех остальных тюрков, Агач-кумуз является древнейшим музыкальным инструментом. Имеет узкий деревянный долблёный совкообразный корпус с трезубцем внизу и плоской деревянной декой, небольшую шейку с 5-7 врезанными ладами и слегка отогнутую головку. Как правило, он сопровождает мужское сольное и ансамблевое пение.

Язык

Кумыки говорят на кумыкском языке, который является частью кипчакско-куманского подсемейства кипчакской семьи тюркских языков . Он является прямым потомком хазарских языков и, кроме того, содержит слова из булгарского и огузского субстрата .

Николай Баскаков , основанный на знаменитом Священном Писании XII века под названием Codex Cimanicus , включал современный кумыкский, карачаево-балкарский, крымскотатарский, караимский и язык мамлюкских кипчаков на половинно-кипчакских языках. Александр Самойлович также считал куман-кипчаков близкими к кумыкским и карачаево-балкарским.

Кумык был языком общения на большей части Северного Кавказа, от Дагестана до Кабарды , до 1930-х годов.

В 1848 году профессор кафедры «Кавказские татары» (кумыки) Тимофей Макаров опубликовал кумыкскую грамматику — первую в истории грамматику, написанную на русском языке для языка, на котором говорят на Северном Кавказе.

Кумык был официальным языком общения между народами Северо-Восточного Кавказа и российской администрацией.

Среди кумыкских наречий — кайтагский , терский (гучук-юртовый и брагуны), буйнакский ( темир-хан-шура ) и хасавюрт . Последние два стали основой литературного языка.

Кумык — древнейший письменный литературный язык Дагестана и Кавказа. В течение ХХ века письменность языка менялась дважды: в советское время в 1929 году традиционное арабское письмо (называемое аджамом ) было заменено латинским , а затем в 1938 году — кириллицей .

Ближайшими языками к кумыку являются карачаево-балкарский , крымскотатарский и караимский языки.

Более 90% кумыков в России, согласно переписи 2010 года, также говорят на русском языке, а жители Турции и Леванта ( Шам ) говорят на турецком и арабском языках.

Национальная одежда

Традиционный мужской кумыкский наряд практически не отличается от черкесской одежды. В качестве дополнения использовали бурку, а в зимнее время в качестве верхней одежды выступала шуба из овечьей шерсти.

Женский наряд состоял из длинного платья и шаровар. Представительницам прекрасной половины не полагалось ходить с непокрытой головой. Национальным кумыкским головным убором для женщин считается чепец чутху. Поверх него надевали платок.

Национальная одежда кумыков не слишком отличается от черкесской / mahachkala.bezformata.com

Кстати, до сих пор среди кумыкских женщин немало мастериц, что изготавливают платки. Материалом может служить шерсть или шёлковые нити – всё зависит от предназначения изделия. Кумыкские рукодельницы славятся своими тёплыми платками и кружевными шалями, что подойдут даже для праздничного выхода.

Прошлое столетие, несмотря на значительные потрясения, стало порой расцвета кумыкской культуры. Эти люди оказали влияние на соседние народности. В традиционных песнях, присказках и поговорках чувствуется, что кумыки – люди интеллигентные и добрые, но не лишённые чувства юмора. Свою жизнь они не могут представить без музыки и танцев. Что интересно, одних только видов лезгинки у кумыков насчитывается более двадцати.

Кумыки дорожат своими национальными традициями и культурой и бережно передают их от старшего поколения к младшему / aedvil.eu

Кумыки – народ, что дорожит своим прошлым. Как считают представители этого народа, наследие предков надо сохранять и передавать новым поколениям. Главной ценностью для каждого кумыка является его семья, ведь за ней – будущее всей нации. Наверное, именно поэтому при произнесении пожеланий в адрес друга или просто хорошего человека кумыки желают пополнения в семействе. Именно дети становятся теми, кто продолжает многовековые традиции.

На обложке: Anton Apostol / antonapostol.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector