Кул-шариф

Посещение мечети Кул Шариф

Главная мечеть в Казани — это не только молельное сооружение, но и культурно-просветительский центр Татарстана. В Музее ислама можно познакомиться с историей религии, а также ее распространения на территории Поволжья, посмотреть на традиционную мусульманскую атрибутику — четки, различные предметы для проведения намаза. В сувенирной лавке можно приобрести что-либо из товаров на память о посещении мечети.

Вход в здание свободный и бесплатный. Заплатить символическую сумму придется лишь на входе в Музей ислама. Двери мечети открыты для посетителей любых вероисповеданий круглогодично.

Однако во время знаменательных мусульманских праздников туристу бывает сложно попасть внутрь из-за огромного количества паломников со всего Татарстана и соседних регионов.

Мечеть Кул Шариф в Казани поражает своей архитектурой, интерьерами, величием и красотой. Не стоит огорчаться, если по каким-то причинам не удалось попасть в молельные залы или на балконы для туристов.

Архитектурный комплекс оставляет неизгладимое впечатление даже при любовании им лишь снаружи. Тем более, в темное время суток мечеть подсвечивается, что выгодно подчеркивает ее архитектурные особенности.

«Предлагали семь площадок»

Как пояснила официальный представитель казанского Кремля Лилия Галимова, «по поручению Рустама Нургалиевича решение о месте строительства соборной мечети будет приниматься с учетом мнения общественности». Пока, по ее словам, лишь высказываются предложения на уровне духовенства. Но каких-то конкретных утвержденных вариантов, из которых можно было что-то выбрать, еще нет: этот вопрос находится «на стадии обсуждения и проработки».

— Мы, как узнали об этом, предложили построить мечеть на территории бывшего ресторана «Акчарлак». Год назад собрали целую тетрадку подписей и передали в ДУМ РТ. Здесь удобное место: сюда ходят трамваи, автобусы, людям будет легко добраться, — сообщил Рауф Ибрагимов.

Помимо «Акчарлака», среди предложений назывались площадь Тысячелетия, парк Тысячелетия, парк «Кырлай», буферная зона Кремля, берег Казанки у речного порта, в Троицком лесу, около НКЦ «Казань» и на месте обувной фабрики «Спартак».


Камиль Исхаков: «Было много предложений, что должно войти в комплекс мечети. Мы с Рустамом Нургалиевичем все обсуждаем, но пока ни на одном пока не остановились». Фото Михаила Козловского

— Окончательно еще не выбрана ни одна площадка под мечеть, хотя предлагали к рассмотрению семь таких мест, — рассказал «Реальному времени» Камиль Исхаков. — Поскольку площадки нет, нет ни состава проекта, ни числа объектов — это ведь целый этап. Пока рано говорить о площади и вместимости. Было и много предложений, что должно войти в комплекс мечети. Мы с Рустамом Нургалиевичем все обсуждаем, но пока ни на одном пока не остановились.

Он добавил, что идея строительства соборной мечети в городе витает в воздухе не один десяток лет. Еще в 1992 году на правом берегу Казанки (на месте нынешней «Казанской Ривьеры» и «Леруа Мерлен») при участии Талгата Таджуддина и архитектора Мунира Агишева был заложен первый камень в основание, даже было забито 1 600 свай.

У так и не построенного храма было даже название — «Тюльпан». Но проект не был реализован. К слову, через несколько лет, в 1998 году, соборная мечеть с похожим наименованием появилась в Уфе — «Ляля-Тюльпан». И открывал ее все тот же верховный муфтий Талгат Таджуддин.

Описание и архитектура мечети

Проект здания был разработан архитекторами Ш. Х. Латыповым , М. В. Сафроновым, А. Г. Саттаровым, И. Ф Сайфуллиным. Им удалось подчеркнуть былое величие разрушенной мечети. Она имеет 5 этажей, включая цокольный и технический: на первом этаже находится молельный зал для мужчин, кабинет имама, на втором — смотровые площадки в виде балконов для туристов и молельная зона для женщин. На цокольном этаже находятся музей ислама, гардеробы, помещения для омовения. В комплекс мечети входят также библиотека и издательство. Небольшое здание с голубой крышей возле мечети — это здание пожарной части.

Фасад здания облицован мрамором, гранитом, ониксом и змеевиком. Благодаря голубому цвету наверший минаретов и купола религиозная достопримечательность известна в народе как «голубая мечеть».

Высота каждого из минаретов и соответственно мечети — 57 метров.

В молельный зал можно попасть с северной стороны, в музей ислама — с южной.

Вместимость здания — 1,5 тысячи человек, а площадь перед ней может вместить еще 10 тысяч молящихся. Зелеными квадратами на асфальте обозначены места для молящихся.

Внутреннее убранство элементов ансамбля

Интерьеры в молельном и хозяйственно-административном пространстве – плод реализации тысячелетних ремесленных традиций татарского народа. Вам предстанут шедевры уже названных зодчих, художников (дизайнеров, мастеров росписи и специалистов по арабской вязи), резчиков по камню, граверов, кузнецов, лепщиков, краснодеревщиков и каменщиков. Многие из них явились по сути реставраторами.

Гранит, оникс, змеевик и мрамор плавно переходят в резные изгороди из алебастра (ганча или ганджа) или красиво расписанного дерева. А еще выше – в цветастые орнаменты на приделанных холстах или в позолоченную вязь исламских текстов. И по большей части перед нами предстают главные суры Корана. Они взывают к мудрости, доброте и аскезе.

В создании стекол для оконных проемов использованы витражи. Кстати, окна самого купола вырезаны в форме тюльпанов. А все из-за того, что у арабов слово «тюльпан» («лале») похоже по буквам на идиому «во имя Аллаха».

Часть интерьеров украшена сложной причудливой мозаикой (есть еще в Казани такие «прикладники»). Люстра приехала сюда из Чехии (вы увидите натуральное богемское стекло). Ковры, по которым будете ходить – подарок от правительства Ирана. Лепнину же создавала интернациональная артель узких специалистов по восточной орнаментальной пластике.

Основное здание членится на башенку для хранения Корана (сюда поднимается священнослужитель), обзорные веранды, молельных залов для мужчин и женщин, музея (он выше) и комнаты для подготовки к никаху (о нем читатель узнает дальше).

В дополнительном строении (также купольном, но одноуровневом) кроме администрации и прочего персонала пребывают штатные пожарники со всем своим нехитрым инвентарем.

Интересные факты

  • В конце 90-х годов строящаяся Кул-Шариф была признана высочайшей мечетью в Европе. Но сейчас она проигрывает по росту уже нескольким европейским религиозным постройкам.
  • В библиотеке, устроенной на одном из уровней, есть книга, где вписаны имена каждого, кто пожертвовал средства на строительство указанной джумы. И это тысячи человек.
  • На втором этаже главного строения в 2006 г. был открыт Музей распространения ислама в Поволжье. Как раз его сотрудники проводят туры, описанные выше. Здесь вам расскажут намного подробнее по той теме, которая затронута в самом начале обзора.
  • Потолок (внутренняя часть купола) был оформлен сначала на холстах. Их крепили наверх. Диаметр люстры – 5 метров. Она выполнена в виде распустившегося цветка. Ее вес составляет почти две тонны. Разумеется, конструкцию доставляли по мелким частям.

  • В одном из помещений проводится никах – скромное бракосочетание по законам шариата. Свадьба выдает себя лишь нарядами. Ритуал набирает в татарской среде все большую популярность. В настоящий момент молодожены бронируют комнаты уже за три месяца!
  • Осветительные приборы расположены на пяти разных уровнях сооружения. В итоге ночью оно как бы выплывает из темноты, воспринимаясь намного ярче, чем на солнце.
  • Всего в Кремле (до взятия города войсками Ивана Грозного) было целых пять мечетей.

Правила посещения

Если вы желаете зайти внутрь, то оставляйте обувь у входа (разрешается использовать бахилы). Одежда посетителя должна быть закрытой. Головные уборы обязаны присутствовать на голове как женщин, так и мужчин.

Представительницы слабого пола не могут заходить на мужскую половину и наоборот. Ни в коем случае тут нельзя громко шуметь, что-то жевать, распивать какие-либо напитки (особенно спиртные) или курить.

Во время намаза турист не должен отвлекать молящегося (вообще не рекомендуется покидать смотровые балкончики – они присутствуют и внутри). Щелканье затворов фотоаппаратов и вспышки также не приветствуются. Они оскорбляют чувства верующих.

Интересные факты о Кул-Шариф

  1. Все мечети мира смотрят в одном направлении — это Мекка Кааба. Чтобы люди сразу поняли, в какую сторону встать лицом, есть выступ. Он может быть совсем маленький или побольше. Молиться нужно только к нему лицом и ни в какую другую сторону.
  2. Мекка — город в Саудовской Аравии, родной город Пророка Мухаммеда. В городе находится главная святыня Кааба, которой поклоняются и совершают марш.
  3. Архитектурный проект разрабатывался заново, так как не было никакой информации о том, как выглядело здание в XVI веке. Считается, что она имела восемь минаретов как напоминание о восьми провинциях Волжской Булгарии и располагалась на месте бывшего юнкерского училища.
  4. Все осветительные приборы мечети, в том числе и огромная люстра, изготовлены в Чехии по эскизам татарстанских художников.
  5. Для строительства мечети Кул Шариф везли материалы со всей страны. Все двери мечети сделаны из краснодарского дуба, а для внутренней облицовки здания был использован мрамор, доставленный из Челябинской области.
  6. Оформление потолка сделано художниками Татарстана на холстах, которые по окончании поднимали к потолку.
  7. В библиотеке находится книга со вписанными именами каждого, кто пожертвовал деньги на восстановление достопримечательности.
  8. Тюльпан — важный символ в Исламской культуре. Он цветет 2-3 недели, потом быстро сохнет и все зарастает травой. Луковица маленькая, уходит очень глубоко под землю и создается ощущение, что тюльпан совсем умер. Но каждую весну происходит чудо, тюльпан вновь возрождается к жизни молодой и красивый. Люди смотрят на цветы и думают: почему Бог тюльпану дает такую возможность, а людям нет? Но мечта об этом сохранилась и символ того, что эта мечта может быть реальностью, воплощен в цветке тюльпана — никогда не умирающем. Цветок победы над смертью. Цветок Бога.
  9. Второе значение тюльпана — мистическое. Если мы напишем Аллах — Бог и лалла — тюльпан, написание на арабском языке будет практически идентичное. Для любой религии в древние времена это очень важный момент.
  10. В религиозном искусстве форма продиктована содержанием. Каждая сура — глава (в Коране 114 сур) рассказывает историю пророка Нуха — библейского Ноя.
  11. Ислам зародился в Саудовской Аравии, где финик — это хлеб пустыни. Основа рациона питания самых широких масс населения.
  12. Макет мечети, выполненный из золота и серебра, получил несколько наград на международных выставках.

Правила посещения

Если вы желаете зайти внутрь, то оставляйте обувь у входа (разрешается использовать бахилы). Одежда посетителя должна быть закрытой. Головные уборы обязаны присутствовать на голове как женщин, так и мужчин.

Представительницы слабого пола не могут заходить на мужскую половину и наоборот. Ни в коем случае тут нельзя громко шуметь, что-то жевать, распивать какие-либо напитки (особенно спиртные) или курить.

Во время намаза турист не должен отвлекать молящегося (вообще не рекомендуется покидать смотровые балкончики – они присутствуют и внутри). Щелканье затворов фотоаппаратов и вспышки также не приветствуются. Они оскорбляют чувства верующих.

Купол мечети


У мечети Кул Шариф очень красивый купол, тексты все коранические. И все короткие тексты, которые мы видим — это часть 99 имен Бога. Тексты подлиннее, например в основании купола, в центре — это важнейшие суры Корана, произносимые на Намазе. Мотив тюльпана хорошо виден на боковых поверхностях купола.


В центре — люстра в форме цветка лотоса из богемского стекла — хрусталя. Диаметр более 5 метров, общая масса вместе с креплениями около 1800 кг. С правой стороны от михраба лесенка-возвышение минбар — место проповеди.

В христианстве день проповеди воскресенье, а у мусульман пятница. Проповедь читается на языке понятном общине, в Казани это современный татарский. Имам поднимается наверх, но никогда не встает на последнюю ступеньку.

Помимо самой мечети, в комплекс входят музей Исламской культуры, библиотека, издательский центр, экскурсионное бюро и управление имама. Мусульманские праздники широко отмечаются в Казани, это выходные дни.

История первоначальной мечети и амира Кул Шарифа

«Руководитель Долины» или «Предводитель Колена (Рода)» – именно так переводится арабско-татарское понятие «Кул-Шариф». И так на самом деле звали религиозного деятеля Казанского ханства, проживавшего во времена покорения этого государства Москвой и возглавлявшего его оборону (как мы знаем, тщетную).

3D-панорама Голубой мечети

В описываемый период времени Кул-Шариф являлся верховным имамом казанских татар. Он относился к роду сейидов (потомков пророка Мухаммеда). Исследователи считают: именно к крымской династии.

Стоит уделить внимание минаретному храму, место которого с 1996 г. начал занимать строящийся комплекс соборной (джума) мечети

Дело в том, что исконное помещение для отправления культа было возведено еще в годы жизни Кул-Шарифа.

Оно носило иное название и считалось в те времена архитектурной доминантой всего Казанского Кремля. А располагалось в западной части. Судя по старинным изображениям, тогдашний «Дом Бога» имел много башен.

В основном, нынешнее сооружение копирует свою предтечу. Но рисунки путешественников очень смутные. И проектировщики многое додумывали сами. В частности, непонятно – 6 или 8 минаретов было у старой мечети. Дело в том, что в тогдашнем ханстве имелось 8 провинций. Элементы декора тоже так и остались тайной.

Последней страницей биографии храма-оригинала явился пожар, случившийся во время прорыва московских войск внутрь города. В неравной схватке погибли и мечеть, и амир, в честь которого и был назван сегодняшний архитектурный ансамбль.

Наименование нынешней джумы – дань памяти этому самоотверженному человеку, мудро разрешавшему многие споры, политические и религиозные разногласия. Кул Шариф считается «великим героем», а один востоковед считает его автором эпического произведения «Зафернаме и вилайет-и Казан», посвященного истории развития ханства. Сейида Кул Шарифа убили, когда он находился на крыше собора, а тело столкнули вниз.

Читайте в тему — мечеть Ирек в Казани

Указ о возведении новой мечети был подписан еще в 1995 г. – лично президентом Шаймиевым. Проект был отобран в результате конкурса среди архитекторов. Победила совместная работа группы из четырех специалистов – Латыпова, Саттарова, Сайфуллина и Сафронова.


Фото: https://nat-geo.ru/

Строительство стартовало через несколько месяцев подготовительного цикла. А спустя 10 лет комплекс был полностью завершен. Открытие мечети Кул-Шариф в Казани прошло в рамках празднования тысячелетия города. Оно традиционно проходит 24 июня. 400 млн. рублей – как раз столько было потрачено на возведение комплекса строений. Ему присвоен статус действующего музея Распространения Ислама в Поволжье.

Сеид Кул Шариф

Потомки пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), которые были в родовой линии, уходящей к его внуку Хусейну, у мусульман называются сеидами. Кул Шариф также был сеидом, его род возводился к Мухаммаду. То есть Кул Шариф – прямой потомок пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха).

Современные историки недавно обнаружили и опубликовали генеалогию сеидов Шакуловых, которые были из Касимовского ханства. Литературовед М.И.Ахметзянов показал таким образом, что данная геология действительно восходит к Мухаммаду и Хусейну. Вследствие этого, Кул Шарифа причислили к сеидам.

В 15-16 веках каждое отдельное татарское ханство имело по нескoлько сеидов, и только один из них мог быть верховным. Он так и назывался – великий сеид. Судя по данным из истории, которые до нас дошли, можно полагать, что Кул Шариф, так же как и Кул Мухаммад, был крымским сеидом. Кул Шариф некоторое время проживал с сеидом Мансуром в Астраханском ханстве. Мансур был предположительно его отцом. Литературовед Ахметзянов в свое время выдвинул гипотезу, что Кул Шариф является автором сочинений «Зафернаме-и вилайет-и Казан» (1550 г.), стихотворений «Шариф Хаджитархани» и «Кул Шариф». И действительно, после того, как Кул Шариф стал главным сеидом, в русских источниках продолжали упоминать о том, что Шариф является муллой. Из всех сочинений и стихотворений было замечено, что автор очень образован, он обладал знаниями в астрономии, знал татарскую и русскую историю, интересовался государственными делами. Первое его произведение «Зафернаме-и вилайет-и Казан» можно назвать прозой, здесь довольно много поэзии.

Страшное время Кул Шарифа

Кул Шариф жил в те времена, когда Казанское ханство было в трагической ситуации, приближающейся к гибели. Поэт потрясающе описал трагедию своего народа в своей прозе «Зафернаме-и вилайет-и Казан». О Казани он говорил, что ей неоткуда ждать поддержки, никто не помогает. Только правительство Тенгри и помощь ангелов вдохновляли ее. Кул Шариф рассказывает о тяжелой ситуации всего города, о том, что сложно было обеспечить безопасность всего государства, о том, что им пришлось подписать соглашение с немусульманами. Ради благополучия народа в 1550 году Казань заключала договор с Москвой о взаимопомощи и взаимопонимании. После заключения этого договора, каждая сторона еще не раз отправляла своих послов для урегулирования конфликта.

Но в следующем году русские войска нарушают мир и вступают в бой, летом они уже обступают всю Казань. Тогда для народа Кул Шарифа начались тяжелые времена. Казанцы отправляют русским воеводам послания о мире, чтобы те утихомирили свой гнев. Эти данные до нас дошли из Патриаршей летописи. С такими требованиями к Шах Али и русским главным воеводам отправлялись мулла Кул Шариф с тюменским князем Бибарсом Растовым. Таким образом, они выполняли волю своего народа. Это видно по грамоте, которую казанцы тогда отправили Ивану Грозному. Однако послы долгое время не соглашались идти на уступки. Это следует из летописи 1551 года. Тогда завоеватели решили пригрозить, если татары не примут решение русских воевод, то придется брать их силой. И лишь после этих угроз, послы согласились и приняли условия, поставленные Москвой.

Нужно отметить, что в принятии такого решения личной вины у Кул Шарифа и Бибарса не было. Они лишь выполняли государственный долг, так как являлись дипломатами того времени.

О, Шарифи, если ты еще надеешься на лучшее,
Не уходи с этой земли,
Ибо если ты уйдешь, кто же будет сахибом города Казани?Из прозы «Зафернаме-и вилайет-и Казан»

Убийство Кул Шарифа

Кул Шариф погиб во время взятия русскими Казани в 1552 году. Философ и историк Марджани, изучив народные предания, говорит о том, что Кул Шариф и его последователи, которые объединились в некое военное подразделение, погибли героически. Ученики Шарифа были молодыми студентами, они оборонялись отступая.

Кул Шариф, их предводитель, по словам Марджани, поднялся на крышу мечети, где его и убили, и упал вниз. Вот так трагически погибла выдающаяся личность всей эпохи Казанского ханства Кул Шариф.

Именно в честь сеида Кул Шарифа была названа впоследствии одна из крупнейших мечетей в Европе, с её историей вы можете ознакомиться здесь

Особенности экстерьеров реконструированного комплекса

По откликам, все, кто оказываются в Казани, мечеть Кул-Шариф осматривают в первую очередь. Ведь это – жемчужина площади Тысячелетия. Поражает масштабом конструкций, богатством фактуры и тектоники фасадов. Текстурой отделочных материалов, а также яркими цветовыми сочетаниями, создающими атмосферу некоей свежести (об этом ниже).

На данный момент вас ждут запоминающиеся достопримечательности. 6 минаретов высотой 58 метров (в 1996 г. они были самыми высокими в РФ, теперь такая слава перешла к мусульманскому храму в городе Грозный). Кстати, площадь, которую занимает суннитский собор, равна 10000 квадратных метров.

У главной религиозной обители свой двор. Он находится все в той же (западной) части Кремля. Ландшафтно связан с бывшим Юнкерским училищем (к тому ведет парадная лестница). Внутри основное здание, располагающее двумя пристроенными к нему полупавильонами. Четыре башни встроены по углам. Две поодаль. По разным сторонам.

Имеется также хозяйственно-административная постройка. Стилистика у всех элементов ансамбля единая – «ханафитская». Кроме того, она пересекается с канонами татарского (правильнее говорить, булгарского) гражданского строительства. Достаточно посмотреть на все здания Кремля. Каждый вышестоящий уровень меньше, но имеет больше граней.

Что касается материалов отделки, использовано эффектное сочетание ослепительно белого мрамора (при ярком солнце розоватый оттенок почти не заметен) и элементов бирюзового оттенка.

Упомянутые цвета олицетворяют у ханафитов непорочность и строгое следование букве Корана. Бирюза заменяет ритуальный зеленый цвет (ведь она погранична по отношению к голубому и изумрудному). Что касается дизайнеров, то для них такие тона – лучший способ передать ощущение чистоты и свежести. И оно есть!!!

Нижние уровни и поверхность сотворены из живописного по текстуре гранита. Венчают основную конструкцию традиционные для всех исламских направлений шпили и купол (кстати, последний изображает аутентичную шапку татар…). 2 роскошных балкона созданы специально в целях панорамного обзора (ведь сооружение изначально задумывалось для туристов). Арочные порталы и окна стрельчатые. Весьма высокие.

Наконец, на некоторых этажах использованы оникс и змеевик. Большинство пород добывали на Урале. В Казани «Голубая мечеть» (так прозвали культовое сооружение в народе) имеет внушительную высоту подкупольного пространства – оно составляет целых 39 метров. Для сравнения – купол кончается на страте 13-го этажа гражданского здания.

Бронзовые надписи фасада цитируют различные исламские мудрости. В качестве шрифта использована арабская вязь (так прописал единый закон для всех школ мусульманского зодчества).

Над буквами расположена изящная кованая изгородь (на крыше полупавильонов, считающихся первым уровнем). В здешних помещениях использовано много граней. Бросаются в глаза резные элементы П-образных фризов, кантующих все порталы.

В двух шагах протекает живописная извилистая река Казанка. От берега вас поднимает тротуар с поребриком из мрамора, где установлены современные светильники. Описанное пространство рассчитано на одновременное пребывание 1,5-2 тысяч верующих. На площадке перед зданием свободно встанут еще 10000 человек!

Тротуарная плитка с зелеными и красными узорами символизирует административную атрибутику Республики Татарстан. В наличии у каждого строения подсветка, придающая мечети эффектный облик даже в темное время суток. Зеленое убранство состоит из цветников, ухоженного газона, подстриженных деревьев.

Важные символы культуры


На фото скамейки и панно — важнейшие символы, связанные с культурой Татаро-Ислама. Скамейки являются наследием древнего кожевенного ремесла — татарская кожаная мозаика. Использовалась при изготовлении сапог — ичиг. Каждый кусочек вырезан по отдельному лекалу и сшит с другими особым двойным швом. Мы видим то, что было актуально вплоть до XX века. Виден мотив тюльпана. Также символ, связанный с древним источником жизни — рог барана.

Второй очень важный символ — это вечное древо жизни. Кувшин, как символ сотворения мира. Все цветы разные, есть только похожие, но не одинаковые. Каждый листочек немного отличается от других. Это все благодаря мудрости божьей, создал мир таким многообразным, что никогда в нем ничего не повторится. Ни один человек не будет копией другого, ни один день не будет повторением предыдущего. Кроме того, это мир радости: дерево цветущее, красочное

Важно уметь видеть радость и благодарить каждый день за то, что ты имеешь счастье жить в этом мире, наслаждаться его прелестями. В зале 4 панно и все разные

Внутреннее убранство элементов ансамбля

Интерьеры в молельном и хозяйственно-административном пространстве – плод реализации тысячелетних ремесленных традиций татарского народа. Вам предстанут шедевры уже названных зодчих, художников (дизайнеров, мастеров росписи и специалистов по арабской вязи), резчиков по камню, граверов, кузнецов, лепщиков, краснодеревщиков и каменщиков. Многие из них явились по сути реставраторами.

Гранит, оникс, змеевик и мрамор плавно переходят в резные изгороди из алебастра (ганча или ганджа) или красиво расписанного дерева. А еще выше – в цветастые орнаменты на приделанных холстах или в позолоченную вязь исламских текстов. И по большей части перед нами предстают главные суры Корана. Они взывают к мудрости, доброте и аскезе.

В создании стекол для оконных проемов использованы витражи. Кстати, окна самого купола вырезаны в форме тюльпанов. А все из-за того, что у арабов слово «тюльпан» («лале») похоже по буквам на идиому «во имя Аллаха».

Часть интерьеров украшена сложной причудливой мозаикой (есть еще в Казани такие «прикладники»). Люстра приехала сюда из Чехии (вы увидите натуральное богемское стекло). Ковры, по которым будете ходить – подарок от правительства Ирана. Лепнину же создавала интернациональная артель узких специалистов по восточной орнаментальной пластике.

Основное здание членится на башенку для хранения Корана (сюда поднимается священнослужитель), обзорные веранды, молельных залов для мужчин и женщин, музея (он выше) и комнаты для подготовки к никаху (о нем читатель узнает дальше).

В дополнительном строении (также купольном, но одноуровневом) кроме администрации и прочего персонала пребывают штатные пожарники со всем своим нехитрым инвентарем.

Описание объекта

Строительство мечети Кул Шариф осуществлялось с 1996 по 2005 годы под руководством архитекторов фирмы «Татинвестгражданпроект» А.В. Головина, А.И. Исхакова, И.Ф. Сайфуллина, А.Х. Саттарова, М.В. Сафронова, С.П. Шакурова.

Здание плане представляет собой 2 наложенных друг на друга под углом 45 градусов квадрата, что образовывает 8-угольник. Стены мечети выполнены в виде 8 пересекающихся стрельчатых арок, обрамленных высеченными в мраморе аятами (структурная единица Корана, стих) и орнаментальными косичками.

В композицию стен вписаны высокие стрельчатые окна (в виде полукруглой арки) с витражами (из цветного стекла). Мечеть имеет восьмилотковую крышу, а её центральный объём по центру перекрыт куполом с вершиной высотой 36 метров и диаметром 17 метров. В куполе прорезаны окна в форме тюльпанов.

Мечеть венчают четыре главных минарета (башня, с которой осуществляется призыв на молитву), расположенных по углам основного объема здания. Главные минареты имеют высоту 55 метров. Мечеть имеет также 2 малых минарета и 2 полуминарета на углах главного входа в здание, которые выполняют функцию архитектурного декоративного элемента и акцентируют вход. На вершине каждого минарета – полумесяц.

Здание мечети облицовано белым мрамором, купол и вершины минаретов имеют окраску бирюзового цвета. Фасад главного здания украшен бронзовыми металлическими надписями арабской вязью и гранями порталов.

Мечеть Кул Шариф имеет 5 ярусов, включающих цокольный и технический, несколько площадок вспомогательного и технического назначения. В цоколе здания размещен Музей исламской культуры, гардеробы, помещения для омовения. На первом ярусе находится молельный зал для мужчин, кабинет имама, на втором – смотровые площадки в виде балконов для туристов и молельная зона для женщин.

При отделке здания применялись уникальные отделочные работы: керамические панно и росписи, выполненные по технологии XVI в., резной ганч, римская мозаика, ручная резьба по дереву и камню, классические витражи и цветные стекла по технологии запекания, позолотные работы и золотое шитье, облицовка фасада мрамором и гранитом. Паркетные полы мужского и женского зала устланы персидскими коврами. В отделке интерьеров применены естественные каменные материалы – гранит, мрамор разных цветов, мраморный оникс, змеевик. Мрамор, использовавшийся при создании мечети, привезён с Урала, внутреннее убранство – ковры – подарок правительства Ирана, цветная хрустальная люстра диаметром пять метров и весом почти две тонны сделана в Чехии.

Мечети Казани

Казань, «третья столица России» – крупный культурный центр РФ. Это город, где мирно и спокойно сосуществуют две мировые религии – ислам и христианство. Здесь имеется множество старинных и современных мечетей, красивых, изящных, величественных. Они завораживают и восхищают. Итак, мы расскажем о мечетях города Казани.

Мечеть Кул-Шариф в Казани

На территории Казанского Кремля расположена главная мечеть Казани – Кул-Шариф. Это современное здание, строительство которого производилось с 1995 года по 2005 год, имеет древние корни. Известно, что до 1552 года на его месте находилась мечеть столицы Казанского ханства, разрушенная армией Ивана Грозного. Архитектура Кул-Шарифа впитала традиции исламского зодчества, присущего татарам. Вокруг купола в форме казанской шапки-короны простираются четыре основных минарета высотой 58 м.

Голубая мечеть в Казани

Так называемая Голубая мечеть была основана в начале XIX века на средства местного купца Ахмета Аитова-Заманова. Выстроена она в классическом стиле, а само название было дано благодаря цвету стен. Интересно, что при СССР минарет у мечети был снесен, а здание использовалось в качестве жилого фонда. В 1993 году сооружение снова стало исполнять религиозное предназначение.

Азимовская мечеть в Казани

Среди мечетей Казани Азимовская впечатляет своей красотой. Выстроенная из кирпича, мечеть оформлена в стиле эклектики с восточно-мавританским направлением, что, в частности, просматривается в витражах здания.

Мечеть Марджани в Казани

Сооруженная в 1766-1770 гг., мечеть Марджани более двухсот лет являлась центром татаро-мусульманской духовности Татарстана. Построено здание в татарском средневековом архитектурном стиле с элементами барокко. Из крыши двухэтажного сооружения ввысь устремляется трехъярусный минарет.

Закабанная мечеть в Казани

Мечеть была возведена в честь 1000-летия принятия ислама в Среднем Поволжье в 1924-1926 годах по личному разрешению Сталина. Этот памятник татарско-исламского зодчества являет собой стиль романтического модерна с вкраплениями восточно-мусульманских мотивов.

Мечеть Медина в Казани

Эта современная мечеть была построена в 1997 году в лучших традициях деревянного зодчества татар. Особенностью здания является минарет с восьмигранными балконами.

Бурнаевская мечеть в Казани

В архитектуре мечетей Казани выделяется Бурнаевская мечеть, здание которой представляет собой органичное сочетание элементов русской, традиционной татарской и восточно-мусульманской архитектуры со стилем эклектики.

Султановская мечеть в Казани

Гордо возвышается трехъярусный минарет Султановской мечети, строительство которой было завершено в 1872 году. Это один из пяти ордынских минаретов, существующих в мире.

Особенности экстерьеров реконструированного комплекса

По откликам, все, кто оказываются в Казани, мечеть Кул-Шариф осматривают в первую очередь. Ведь это – жемчужина площади Тысячелетия. Поражает масштабом конструкций, богатством фактуры и тектоники фасадов. Текстурой отделочных материалов, а также яркими цветовыми сочетаниями, создающими атмосферу некоей свежести (об этом ниже).

На данный момент вас ждут запоминающиеся достопримечательности. 6 минаретов высотой 58 метров (в 1996 г. они были самыми высокими в РФ, теперь такая слава перешла к мусульманскому храму в городе Грозный). Кстати, площадь, которую занимает суннитский собор, равна 10000 квадратных метров.

У главной религиозной обители свой двор. Он находится все в той же (западной) части Кремля. Ландшафтно связан с бывшим Юнкерским училищем (к тому ведет парадная лестница). Внутри основное здание, располагающее двумя пристроенными к нему полупавильонами. Четыре башни встроены по углам. Две поодаль. По разным сторонам.

Имеется также хозяйственно-административная постройка. Стилистика у всех элементов ансамбля единая – «ханафитская». Кроме того, она пересекается с канонами татарского (правильнее говорить, булгарского) гражданского строительства. Достаточно посмотреть на все здания Кремля. Каждый вышестоящий уровень меньше, но имеет больше граней.

Что касается материалов отделки, использовано эффектное сочетание ослепительно белого мрамора (при ярком солнце розоватый оттенок почти не заметен) и элементов бирюзового оттенка.

Упомянутые цвета олицетворяют у ханафитов непорочность и строгое следование букве Корана. Бирюза заменяет ритуальный зеленый цвет (ведь она погранична по отношению к голубому и изумрудному). Что касается дизайнеров, то для них такие тона – лучший способ передать ощущение чистоты и свежести. И оно есть!!!

Нижние уровни и поверхность сотворены из живописного по текстуре гранита. Венчают основную конструкцию традиционные для всех исламских направлений шпили и купол (кстати, последний изображает аутентичную шапку татар…). 2 роскошных балкона созданы специально в целях панорамного обзора (ведь сооружение изначально задумывалось для туристов). Арочные порталы и окна стрельчатые. Весьма высокие.

Наконец, на некоторых этажах использованы оникс и змеевик. Большинство пород добывали на Урале. В Казани «Голубая мечеть» (так прозвали культовое сооружение в народе) имеет внушительную высоту подкупольного пространства – оно составляет целых 39 метров. Для сравнения – купол кончается на страте 13-го этажа гражданского здания.

Бронзовые надписи фасада цитируют различные исламские мудрости. В качестве шрифта использована арабская вязь (так прописал единый закон для всех школ мусульманского зодчества).

Над буквами расположена изящная кованая изгородь (на крыше полупавильонов, считающихся первым уровнем). В здешних помещениях использовано много граней. Бросаются в глаза резные элементы П-образных фризов, кантующих все порталы.

В двух шагах протекает живописная извилистая река Казанка. От берега вас поднимает тротуар с поребриком из мрамора, где установлены современные светильники. Описанное пространство рассчитано на одновременное пребывание 1,5-2 тысяч верующих. На площадке перед зданием свободно встанут еще 10000 человек!

Тротуарная плитка с зелеными и красными узорами символизирует административную атрибутику Республики Татарстан. В наличии у каждого строения подсветка, придающая мечети эффектный облик даже в темное время суток. Зеленое убранство состоит из цветников, ухоженного газона, подстриженных деревьев.

Строительство новой мечети

Почти четыре с половиной сотни лет о старой казанской мечети напоминали только немногочисленные исторические документы, народные предания и стихи. Советская власть вела борьбу с любой религией, поэтому о возрождении храма не могло быть и речи. Только в середине 1990-х годов, когда отношение к Церкви изменилось, был поставлен вопрос о строительстве в Казанском кремле новой мечети.

Общий вид мечети Кул-Шариф

На воссоздание исторического храма ушло почти 10 лет. Стройка проходила с 1996 по 2005 годы. Никто не знал, где стояла старая мечеть, поэтому Кул-Шариф решили возвести на территории, которая раньше принадлежала Юнкерскому училищу. Деньги на храм внесли более сорока тысяч граждан и организаций Татарстана.

Чтобы точно определить ориентацию мечети на Мекку, строители использовали навигацию на космическом спутнике. Храм открыли в середине лета 2005 года, когда жители города отмечали 1000-летие Казани.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector