30 главных храмов минска
Содержание:
- Гервяты. Троицкий костел
- Мосар. Костел Святой Анны
- Видзы. Костел Святой Троицы
- Солы. Костел Богоматери Руженцовой
- История
- Индура. Костел Пресвятой Троицы
- Праграма ўрачыстасцяў у Нацыянальным санктуарыі Маці Божай Будслаўскай
- 5. Боруны. Костел Святых Апостолов Петра и Павла
- История Красного костела в Минске
- 7. Могилев. Костел Святого Станислава
- Росица. Костел Святой Троицы
- Свирь. Костел Святого Николая
- Топ-3 костелов Минска
- Прозороки. Костел Вознесения Девы Марии
- Мядель. Костел Божьей Матери Шкаплерной
- Лучай. Костел Святого Тадеуша
- Камаи. Костел св. Иоанна Крестителя
- Каментарый. Пра пост у Вялікім посце
Гервяты. Троицкий костел
Красота — понятие субъективное. Но это не мешает костелу в Гервятах неофициально считаться самым красивым в Беларуси. При знакомстве с неоготическим сооружением сложно не восхититься и не «залипнуть» на минутку-другую, восхищаясь симметрией и выверенностью форм. Жители Гервят еще до начала строительства явно догадывались, что храму суждено очаровывать не одно поколение белорусов, и ответственно подошли к вопросу. Для возведения костела в деревне специально построили кирпичный завод, а черепицу для крыши заказали в Германии. Средства на новый храм собирали всем миром — не остались в стороне и представители рода Домейко, тогдашние владельцы Гервят. Масштабное строительство завершилось к 1903 году. Уже в наше время силами ксендза Леонида Нестюка вокруг костела был разбит роскошный ландшафтный парк с фигурами апостолов и редкими декоративными растениями.
Рассказываем о храмах в Гервятах, Солах, Островце, Сморгони, Михалишках. Все костелы можно посетить за один день. Смотрим!
Мосар. Костел Святой Анны
Классицистический храм в Мосаре появился в конце XVIII века по распоряжению владельцев местечка — Роберта и Анны Бжестовских. В 1838 году в костел из мядельской кармелитской церкви перевезли мощи Святого Юстина, некогда подаренные папой римским Антонию Кощицу, владельцу Старого Мяделя.
Мосарский костел работал по назначению и в советское время, не помешало даже отсутствие священника: с 1961 по 1981 год сельчане проводили службы своими силами.
Новую жизнь в храм вдохнул ксендз Юозас Булька. Он до неузнаваемости преобразил прикостельную территорию, разбив дендропарк с живописными аллеями, живыми изгородями, прудами, скульптурами: Мосар может похвастаться копией знаменитой «Пьеты» Микеланджело и первым в стране памятником Иоанну Павлу II. Все 22 года своей службы в деревне — с 1988 по 2010 год — ксендз яро боролся с пьянством: открыл антиалкогольный музей, проводил профилактические беседы с местными жителями, добился запрета на продажу спиртного в сельпо. Алкоголь в магазине не продают до сих пор.
Рассказываем, где искать храмы с изображением глаза в треугольнике и что он символизирует.
Видзы. Костел Святой Троицы
Завершает подборку потрясающий образец неоготики. Вместе с храмами в Гервятах и Шиловичах костел в Видзах считается одним из самых высоких в Беларуси: его высота составляет 59 метров.
Троицкий костел строился почти 14 лет: с 1900 по 1914 год. Начавшаяся вскоре Первая мировая война нанесла храму серьезный урон: здание несколько раз подвергалось обстрелам — линия фронта проходила совсем рядом с местечком. В 1920-е годы костел восстановили, а в память о военных действиях в стены вмуровали снаряды.
Храм в Видзах освящен в честь Святой Троицы. Но можно встретить и другое его название — Рождества Пресвятой Девы Марии. Дело в том, что костел находится в распоряжении одноименного прихода.
После Второй мировой войны храм не избежал преобразования под хозяйственные нужды: сначала здесь размещался льняной склад, позже — спортивный зал. В итоге от оригинального убранства почти ничего не осталось. Сегодня, после проведенной реставрации, костел действует по своему прямому назначению.
Менее раскрученные, но от этого не менее прекрасные белорусские костелы в нашем отдельном материале.
Только полезное »
Делимся топовыми новостями и выгодными акциями туроператоров. Разбираем курорты, пляжи, новые экскурсии.
Солы. Костел Богоматери Руженцовой
Миниатюрный храм в Солах за характерную красную черепичную крышу сравнивают с пряничным домиком из сказки про Гензель и Гретель. И это далеко не единственная изюминка костела. Во-первых, он был возведен на деньги, вырученные от продажи драгоценностей из клада — в 1930-е годы местные жители решили построить каменный костел на месте когда-то сгоревшего деревянного и во время рытья котлована наткнулись на церковные сокровища XVII века. Во-вторых, здание является памятником стиля модерн — редкость для культовых сооружений Беларуси. В-третьих, внутри храма можно найти необычную фреску. На ней запечатлено «Чудо на Висле» — победа польских войск над Красной армией в битве под Варшавой в 1920 году. Во времена Советов фреску не закрасили, а в самом храме проводились службы. Что это, если не чудо?
История
Строительство храма началось в 1905 году. Строительством руководил минский дворянин Эдвард Войнилович, он же пожертвовал крупную сумму на строительство храма. Автором проекта стал польский архитектор Томаш Пайздерский. Костёл получил имена святых Симеона и Елены в память двух рано умерших детей Войниловича. Осенью 1908 года были завершены основные строительные работы, в 1909 году на башню подняты колокола, а 20 сентября 1910 года архиепископ Ключинский освятил храм. Храм был целиком построен из красного кирпича, что принесло ему народное прозвище «Красный костёл».
В 1923 году почти все храмовые ценности были экспроприированы, а окончательно костёл был закрыт в 1932 году. Сначала в нём располагался Государственный польский театр БССР, затем он переоборудован под киностудию. В 1942 году во время оккупации города немецкими войсками храм был вновь открыт, но сразу после войны был закрыт и уже надолго. Существовали планы полного уничтожения здания, которые не были реализованы. В здании размещались службы киностудии, затем — Дом Кино Союза кинематографистов БССР и Музей истории белорусского кино.
В советское время здание подверглось перестройке: появились пристройки на левом фасаде; три апсиды были соединены в одну. Вся живопись в интерьере была закрашена, но несмотря на это храм был объявлен памятником архитектуры республиканского значения. В 1970-е годы сделаны новые витражи, которые воплощали аллегории пяти видов искусств, автором которых был белорусский художник-монументалист Гавриил Ващенко, а также люстры из меди.
В 1990 году костёл святых Симона и Елены был возвращён Католической церкви в безвозмездное пользование, но без передачи в собственность. В ходе немедленно начавшихся реставрационных работ на сводах и в пресвитерии были расчищены росписи. В 1996 году у костёла была установлена скульптура Архангела Михаила, пронзающего змея. В 2000 году был установлен памятник «Колокол Нагасаки». В 2012 году здание костёла было передано из республиканской собственности в коммунальную собственность города Минска.
В 2017—2019 годах «Мінская спадчына» (специализированное предприятие Мингорисполкома по эксплуатации и ремонту памятников истории и архитектуры) провело реставрацию костёла. После окончания реставрации Мингорисполком начал ежемесячно начислять религиозной общине счета на крупные суммы («компенсации за земельный налог, амортизацию и налог на недвижимость»), которые к июлю 2020 года достигли 156 тысяч рублей (около 65 тысяч долларов). Предполагается, что в случае невыплаты этой суммы и последующих платежей у общины могут отозвать право пользования костёлом. Ежемесячно начисляемая сумма была рассчитана исходя из суммы затрат городского бюджета на реставрацию костёла: в Мингорисполкоме считают, что община должна возместить затраченные средства, поскольку она не освобождена от льгот по возмещению затраченных средств, что, в свою очередь, вызвано тем, что община не является собственником здания. Представители Минско-Могилёвской архидиоцезии утверждают, что приход не имеет возможности оплачивать подобный налог (13 тысяч рублей в месяц) на регулярной основе, указывают, что прихожане активно участвовали в реставрации костёла (помимо официально проводимой реставрации), а также ссылаются на постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1194 от 22 декабря 2012 года, освободившее костёл от уплаты некоторых налогов, в т. ч. налога на недвижимость. При этом община продолжает уплачивать текущие коммунальные счета. В ответ на очередное ходатайство общины о передаче костёла в собственность прихода Мингорисполком заявил, что «не видит оснований для передачи здания костёла и приходского дома в собственность религиозного сообщества». О существовании проблемы стало известно 12 июля 2020 года. 24 июля 2020 года стало известно, что община проиграла связанное с этим вопросом дело «о самовольном строительстве» в суде Московского района и подала апелляцию в Минский городской суд.
Индура. Костел Пресвятой Троицы
Каменный костел в Индуре существовал уже в XIX веке. Однако в начале XX века храм значительно реконструировали в стиле эклектики, придав ему черты необарокко и неоклассицизма.
История индурского костела во многом уникальна: храм оставался действующим и во время Второй мировой войны, и в советский период. Даже отсутствие ксендза в какой-то момент не привело к закрытию: с 1978 года и по 1984 год службы здесь проводились по большим праздникам силами приезжих священников.
В одном из боковых алтарей храма находится чудотворная икона Матери Божьей Индурской, которая датируется XVII веком. С XIX века сохранился барочный орган.
Праграма ўрачыстасцяў у Нацыянальным санктуарыі Маці Божай Будслаўскай
5 ліпеня, пятніца
13:00-17:00 — сустрэча і прывітанне пілігрымаў пробашчам будслаўскай парафіі кс. Дзмітрыем Дубовікам17:30 — прэзентацыя каталіцкай прэсы, прысвечаная 25-годдзю часопiса «Дыялог» (заснаваны ў студзені 1994 г.), і новых выданняў выдавецтва Pro Christo18:00 — св. Імша з удзелам новапрэзбітэраў; цэлебрацыю ўзначальвае біскуп Казімір Велікаселец, які сёлета адзначае 20-годдзе біскупскага пасвячэння і 35-годдзе святарства20:00 — Акафіст у суправаджэнні хору Грэка-Каталіцкай Царквы20:30 — Марыйныя нешпары21:30 — рахунак сумлення22:00 — прэзентацыя сямейных рухаў Беларусі23:30 — працэсія са свечкамі і з копіяй абраза Маці Божай Будслаўскай
6 ліпеня, субота
0:00 — урачыстая св. Імша; цэлебрацыю ўзначальвае Апостальскі Нунцый у Беларусі арцыбіскуп Габар Пінтэр2:00 — моладзевая праграма ў намётавым гарадку2:00 — Боская Літургія паводле грэка-каталіцкага абраду4:00 — адарацыя Найсвяцейшага Сакрамэнту5:30 — Гадзінкі аб Беззаганным Зачацці Найсвяцейшай Панны Марыі6:00 — Фацімскі ружанец7:30 — св. Імша перад абразом Маці Божай у базыліцы (на польскай мове); цэлебрацыю ўзначальвае біскуп Пінскі Антоні Дзям’янка8:30 — прэзентацыя Рады па справах сям’і пры ККББ9:00 — прэзентацыя каталіцкай прэсы, прысвечаная 25-годдзю часопiса Ave Maria (заснаваны ў лістападзе 1994 г.) і новых выданняў выдавецтва Pro Christo10:00 — урачыстая св. Імша і Эўхарыстычная працэсія; цэлебрацыю ўзначальвае арцыбіскуп Тадэвуш Кандрусевіч, мітрапаліт Мінска-Магілёўскі, старшыня ККББ, які сёлета адзначае 30-годдзе біскупскага пасвячэння
Напрыканцы літургіі адбудзецца прэзентацыя паслясінадальнай Апостальскай адгартацыі папы Францішка Christus Vivit, прысвечанай моладзі, і катэхізіса для моладзі YOUCAT.
На працягу ўсіх урачыстасцяў у Будславе можна прыступіць да сакрамэнту пакаяння.
5. Боруны. Костел Святых Апостолов Петра и Павла
Асимметричный барочный костел в Борунах входит в состав бывшего монастырского комплекса базылиан — некогда важного центра униатства в Беларуси. История строительства монастыря и костела связана с чудотворным образом Матери Божьей Борунской
Cчитается, что в конце XVII века местный шляхтич Николай Песляк получил икону в дар от родственника и с ее помощью избавился от слепоты. Под впечатлением от чудесного исцеления он принял духовный сан, заложил храм и велел основать монастырь. Икона никогда не покидала костел в Борунах: сегодня она почитается как католиками, так и православными. А еще здесь прямо в костельной крипте бьет святой источник — +1 повод зайти внутрь, не ограничиваясь внешним осмотром.
История Красного костела в Минске
Эдвард Войнилович прожил долгую жизнь: он пережил как счастливые, так и трагические дни. Именно из-за несчастья, постигшего его семью, он решил вложить деньги в строительство нового храма. Двое его детей – мальчик и девочка ушли из жизни слишком рано. Симеону было лишь 12, Елене – 18 лет. Есть сведения, что дочь мецената мечтала о красивом красном костеле, эту мечту воплотил в жизнь ее отец.
Имеет большое значение, что личное желание минского дворянина полностью совпало со стремлением горожан построить новый католический собор. С конца 19 века они обращались в Городскую думу с такой просьбой. Несколько тысяч жителей Минска были заинтересованы в строительстве. Требовался не только участок, но и значительные средства.
Утрата подвигла Эдварда Адамовича к особому поступку: на строительство пошли все деньги, которые он мог бы оставить в наследство своим детям. Новый яркий храм Святого Симеона и Святой Елены стал украшением города. В 2006 г. здесь перезахоронили останки самого мецената – представителя древнего шляхетского рода. Внутри храма установлен бюст Войниловича. Его дети покоились на фамильном кладбище в Савичах, откуда в костел перевезли надгробную плиту сына Эдварда – Симеона.
Заслуги белорусского шляхтича
Эдвард Войнилович был выдающейся личностью своего времени – вице-председателем, а с 1907 года председателем Минского общества сельского хозяйства. Его деятельность по достоинству оценили не только земляки. Он являлся их представителем в Государственном Совете Российской империи. Председатель Госсовета, председатель Совета министров П.А. Столыпин предлагал ему занять высокий пост в министерстве сельского хозяйства.
После событий 1918 года, когда имение Войниловичей было разграблено, а Эдвард и его супруга чудом спаслись от налетчиков, они переехали в Польшу. Умер известный белорусский политический деятель в возрасте 81 года, оставив книгу воспоминаний и красивый собор на родной земле.
7. Могилев. Костел Святого Станислава
Костел Святого Станислава строился в середине XVIII века как храм монастыря кармелитов и назывался костелом Успения Девы Марии. После вхождения этих земель в состав России был переосвящен, обзавелся статусом кафедрального и по сути стал главным католическим храмом империи: в подчинении Могилевской архиепархии находились церкви латинского обряда по всей стране. Тогда же к барочному костелу добавились черты классицизма — к фасаду пристроили характерный портик с колоннами. В советское время здесь находился архив: сперва центральный архив БССР, после — областной. Это оставило печальный след во внутреннем убранстве костела: часть оригинальной фресковой росписи была сурово замазана зеленой краской. Сегодня храм возвращен верующим, ежегодно здесь проходит фестиваль духовной музыки «Магутны Божа».
Драматический театр, костел Святого Станислава и еще 15 точек must see в когда-то «белорусской Праге».
Росица. Костел Святой Троицы
Строгий и величественный костел в Росице — яркий представитель неороманского стиля в Беларуси. Строился он в начале XX века на средства местной шляхты и прихожан. Первоначально храм венчали шатровые башни, однако они были снесены в межвоенный период: советские власти посчитали их удобной мишенью для «вражеской Польши».
Во Вторую мировую войну костел стал свидетелем масштабной трагедии: в 1943 году, во время карательной операции «Зимнее волшебство», фашисты устроили здесь сортировочный пункт. Кого-то отправили в концлагеря, кого-то сожгли в хатах и конюшне. Всего за время «Освейской трагедии» в Росице погибло 1528 человек. В том числе ксендзы Юрий Кашира и Антоний Лещевич, которые были сожжены вместе со своими прихожанами (по другим данным, Антоний был застрелян). Католическая церковь причислила росицких ксендзов к лику блаженных. Сегодня в Росице в память о тех страшных событиях установлен мемориал.
Свирь. Костел Святого Николая
Монументальный костел в живописном поселке Свирь — памятник эклектичной архитектуры с элементами необарокко. Его возводили в начале XX века, используя элементы более древнего барочного храма: на охранительной табличке через звездочку можно увидеть две даты постройки — 1653 и 1909 год.
Службы здесь проводились и при Советах — вплоть до 1961 года. Потом костел, все же, был закрыт и не избежал судьбы многих храмов Беларуси: его переоборудовали под хозяйственные нужды. Причем складом дело не обошлось — здесь размещался цех по производству автомобильных номеров. В наше время после масштабной реставрации здание вернули верующим.
Топ-3 костелов Минска
Костел Святых Симеона и Елены
Адрес: Минск, улица Советская, 15
Наш топ открывает визитная карточка столицы, одна из самых ярких доминант центра города — храм Святых Симеона и Елены, более известный как «Красный» костел. История его появления драматична, судьба сложна, да и само существование памятника архитектуры не раз было под угрозой.
Вот несколько интересных фактов о «Красном» костеле:
-
Храм построен в 1909 году в память о рано ушедших из жизни детей Эдварда Войниловича. Симону было всего 12 лет, Алене — 19.
-
Его украшают три колокола. У каждого из которых — свое имя (Эдвард в честь инициатора строительства, Симон в честь его сына и Михаил в честь архангела);
-
Здание уцелело благодаря киноискусству. Костел передали киностудии «Советская Белоруссия», а затем, в 1975 году, его переоборудовали под Дом кино. В советские времена многие культовые сооружения использовались в качестве складов и хранилищ и до их сохранности никому не было дела, а за состоянием «Красного» костела как раз следили.
Кстати, Минск и кинематограф тесно связаны: многие достопримечательности столицы Беларуси не раз становились декорациями популярных фильмов и сериалов.
Собор Пресвятой Девы Марии
Адрес: Минск, площадь Свободы, 9
Архикафедральный собор Минска был заложен еще в 1700 году и является одним из старейших зданий столицы. Инициаторами его строительства выступили иезуиты, которые, впрочем, владели приходом недолго: в 1773 году Папа Римский запретил деятельность этого христианского ордена. Костел неоднократно перестраивался, в советские времена две его башни снесли, роскошные фрески замазали краской, а в самом помещении разместилась тренировочная площадка спортивного общества «Спартак». Однако сейчас об этом практически ничто не напоминает: фрески восстановлены, из самой Австрии доставлен орган и регулярно проводятся службы.
Фото костелов Беларуси не передают всю красоту этих шедевров архитектуры. Поэтому наша подборка экскурсий по Минску придется как нельзя кстати, если вы хотите воочию убедиться в величии этого белоснежного храма.
Интересный факт от VETLIVA: строители, которым было приказано перекроить храм под сталинский ампир, догадывались, что, возможно, однажды храм вернет былое величие. Они тщательно зафиксировали все, что смогли: чертежи костела, архитектурные особенности и многое другое. Во многом благодаря им этот католический храм Беларуси так хорошо выглядит.
Костел Святого Роха
Адрес: проспект Независимости, 44А
Завершает топ-3 костелов в Минске небольшой, но очень красивый храм. Костел Святого Роха (он же Троицкий) находится в старинном квартале Минска — Золотой Горке. Если у вас есть в запасе несколько дней на знакомство со столицей — обязательно сюда загляните!
VETLIVA рассказывает: Святой Рох считается покровителем хирургов и защитником от чумы. Средства на строительство храма в его честь собирали не только католики, но и представители других конфессий, потому что покровительству этого святого приписывают также спасение Минска от эпидемии холеры.
Прозороки. Костел Вознесения Девы Марии
На рубеже XIX – XX веков Прозороки представляли собой довольно «продвинутый» населенный пункт. Здесь работали суд, почта, фельдшерский участок, активно велось строительство культовых сооружений.
Неороманский костел, что мы видим в Прозороках сегодня, был построен в 1899 – 1907 годах на месте более старого костела и монастыря, которые пострадали во время сильного пожара в 1892 году.
В советский период здесь около 40 лет находилось зернохранилище. Только в конце 80-х храм был возвращен верующим, отреставрирован и повторно освящен.
Недалеко от костела в Прозороках расположена могила Игната Буйницкого — основателя первого профессионального белорусского театра.
Мядель. Костел Божьей Матери Шкаплерной
Компактный храм, дополненный граненым куполом, — памятник позднего барокко. Костел вместе с монастырем босых кармелитов был возведен в 1754 году на средства владельца Старого Мяделя Антония Кощица. Считается, что таким щедрым даром он благодарил небеса за рождение долгожданного наследника. Долгое время в кармелитском храме хранились мощи Святого Юстина, подаренные Антонию папой римским. После закрытия монастыря реликвия была перевезена в костел в Мосаре, где хранится до сих пор. Мядельский же храм успел побывать православным, снова католическим, пережить забвение в советское время и вернуться к верующим.
Лучай. Костел Святого Тадеуша
«Описывать бесцельно, смотреть!». В свое время немецкий археолог Людвиг Борхардт так написал о найденном бюсте царицы Нефертити. Костел в Лучае вызывает точно такую же словесную реакцию: едва ли эпитеты вроде «великолепный», «превосходный», «впечатляющий» в полной мере могут передать красоту и масштаб сооружения.
История костела связана с монахами-иезуитами: некогда род Огинских предоставил ордену землю и средства для строительства храма. Костел был освящен в 1776 году в честь Святого Тадеуша — небесного покровителя Тадеуша Огинского.
Изначально храм строился в стиле барокко, со всеми обязательными элементами вроде пышных интерьеров. Позже костел приобрел черты классицизма. Такое сочетание стилей придает ему особый шарм и делает уникальным с точки зрения архитектуры.
Лепнину во внутреннем убранстве храма заменяют фрески в технике гризайль. Этот вид живописи позволяет сымитировать барельефы, скульптуры и другие объемные элементы.
Хватает у костела и других фишек: установленная здесь скульптура папы Бенедикта XVI считается первым памятником этому понтифику в мире.
Камаи. Костел св. Иоанна Крестителя
Построенный еще в 1606 году, готико-ренессансный костел в Камаях никогда не прекращал свою работу, даже во время ВОВ и послевоенную эпоху — большая редкость в нашей стране. Внутри сохранились оригинальные фрески Альфреда Ромера, белорусского художника XIX века, прославившегося росписями на религиозную тематику. Еще одно звучное имя в истории камайского костела — Казимир Свояк. Известный белорусский поэт и общественный деятель несколько месяцев служил здесь настоятелем во время Первой мировой войны.
При посещении костела обратите внимание на бойницы и внушительную толщину стен — в костеле присутствуют элементы оборонительного сооружения. Костелы в Камаях, Гнезно, Сморгони, церкви в Сынковичах и Мурованке, синагоги в Слониме и Быхове
Рассказываем о культовых постройках с элементами оборонительного зодчества по всей стране
Костелы в Камаях, Гнезно, Сморгони, церкви в Сынковичах и Мурованке, синагоги в Слониме и Быхове. Рассказываем о культовых постройках с элементами оборонительного зодчества по всей стране.
Каментарый. Пра пост у Вялікім посце
17 лютага ў Каталіцкім Касцёле адзначаецца Папяльцовая серада (Папялец) — першы дзень Вялікага посту. Вялікі пост з’яўляецца перыядам супольнага пакаяння. Што кажуць нам пра гэты перыяд дакументы Касцёла?
Гэты час павінен «…настроіць вернікаў на святкаванне Пасхальнай таямніцы дзякуючы больш уважліваму слуханню Божага слова і стараннай малітве» (Канстытуцыя Sacrosanctum concilium п. 109).
Згодна з касцёльным наказам, у перыяд Вялікага посту неабходна ўстрымлівацца ад удзелу ў забавах.
Устрыманне ад мяса абавязковае ва ўсе пятніцы Вялікага посту і ўсяго каляндарнага года, калі на іх не прыпадае літургічная ўрачыстасць. Такое ўстрыманне абавязковае для вернікаў, якія дасягнулі 14-гадовага ўзросту.
Абавязак устрымання ад мяса не датычыць спажывання яек, малочных прадуктаў і дадаткаў з жывёльнага тлушчу да страваў (пар. Апостальская Канстытуцыя Paenitemini, III. — § 1).
У Папяльцовую сераду і Вялікую пятніцу для вернікаў прадпісана не толькі ўстрыманне ад мяса, але і пост (сціслы пост), які заключаецца ў абмежаванні колькасці спажыванай ежы.
Пры такім посным абмежаванні дапускаецца адзін раз паесці дасыта, не забараняецца спажыць невялікую колькасць ежы раніцай і ўвечары (пар. Paenitemini, III. — § 2). Такі пост з’яўляецца абавязковым для вернікаў з 18 да 60 гадоў.
Не з’яўляецца грахом незахаванне посту і ўстрымання ад мяса, калі няма магчымасці зрабіць гэта па аб’ектыўных прычынах. У некаторых мясцовасцях прынята захоўваць пост таксама ў Вялікую суботу.
Пробашч парафіі, па справядлівай прычыне і згодна з прадпісаннямі дыяцэзіяльнага біскупа, у паасобных выпадках можа ўдзяліць дыспенсу (вызваліць ад абавязку) адносна захавання пакаяннага дня або замяніць гэты абавязак на іншыя пабожныя ўчынкі (пар. кан. 1245 Кодэкса Кананічнага Права).
Вялікі пост заканчваецца перад Імшой Вячэры Пана ў Вялікі чацвер. Імшою Вячэры Пана пачынаецца Пасхальны Трыдуум.