Красный костел (минск)

Засвирь. Троицкий костел

Костел в Засвири — один из немногих сохранившихся памятников сарматского барокко в Беларуси. Стиль отличается упрощенными лаконичными чертами, внешней неприступностью, которая часто контрастирует с богатыми интерьерами. 

Здание храма пристраивалось в XVIII веке к уже существовавшему здесь ранее монастырю босых кармелитов. Во время восстания Кастуся Калиновского в подвале костела держали пленных повстанцев. Монахи сжалились и отпустили заключенных. За такое неповиновение царские власти передали храм православной церкви. 

В межвоенный период в Засвирь приезжал художник, скульптор и поэт Язеп Дроздович, которого за многопрофильность талантов прозвали белорусским Леонардо да Винчи. В то время ксендзом храма служил друг Дроздовича — поэт и общественный деятель Казимир Свояк, который принципиально вел службы на белорусском языке.

Сегодня костел является действующим, а вот от монастыря остались только руины. Возможно, когда-нибудь сюда доберутся руки реставраторов.

Только полезное »

Делимся топовыми новостями и выгодными акциями туроператоров. Разбираем курорты, пляжи, новые экскурсии.  

Восстановление исторической справедливости

Первый костел после советского периода в Молодечно был построен в 1997 году – это храм св. Иосифа возле кинотеатра «Родина» на улице Притыцкого. До этого в ХХ веке в городе было два католических храма – св. Иосифа примерно на месте теперешнего суда, разрушенный Советами в начале 60-х годов, и св. Пио при монастыре тринитариев, на месте которого сейчас находится станкозавод. Костелы именно под этими титулами было решено возродить в городе в конце ХХ – начале ХХІ веков.

Неофициально Молодечно сейчас делится на два прихода по такому принципу: к костелу св. Пио относятся 4, 6, 10, 11 микрорайоны и территория до ул. Хмельницкого, ограниченная улицей Волынца. Все остальное – приход св. Иосифа. Но на самом деле верующие могут ходить в любой костел, только основные религиозные практики (венчание, крещение и т.д.) лучше вести постоянно в одном приходе.

«Если бы не было нашего костела, – говорит отец Ариуш Малыска, – в храме св. Иосифа пришлось бы проводить воскресные мессы каждый час – столько католиков приходит по воскресеньям. У нас проходит четыре мессы, в святого Иосифа, где костел больше, – три. Мы думаем над тем, чтобы ввести пятую мессу из-за переполненности святыни».

По словам отца Ариуша, епископом  определена возможность создания в Молодечно уже и третьего прихода, но пока в нем нет острой необходимости. Пока можно просто увеличивать количество месс по воскресеньям. Правда, в крупные праздники, Рождество и Пасху, люди уже с трудом помещаются в двух храмах.

Убранство собора и реликвии

Отреставрированный Красный костел в Минске интересен не только прихожанам. Здесь можно полюбоваться витражами и росписью, познакомиться с новыми для себя духовными и эстетическими ценностями.

Стоит обратить внимание на копию Туринской плащаницы, находящуюся здесь, а также на памятник при входе в храм: Архангел Михаил, поражающий крылатого змея. Стиль архитектуры храма – неоготика или неороманский

Не избежал проект костела виляния стиля модерн, популярного в начале 20 века. Три башни Красного костела имеют разную высоту, самая высокая – 50 м, две другие – по 36 м. Возле храма – небольшой дом священника, построенный одновременно с собором

Стиль архитектуры храма – неоготика или неороманский. Не избежал проект костела виляния стиля модерн, популярного в начале 20 века. Три башни Красного костела имеют разную высоту, самая высокая – 50 м, две другие – по 36 м. Возле храма – небольшой дом священника, построенный одновременно с собором.

Еще одна реликвия – генеалогическое древо Войниловичей, созданное в 1905 году польским скульптором. Она хранится в историческом музее в Минске. Очевидно, что заказчик переживал утрату детей как настоящую трагедию: прекратилось развитие династии, прославившейся в веках. Род Войниловичей происходил от Войнилы – героя Грюнвальдской битвы (1410 год).

Свирь. Костел Святого Николая

Монументальный костел в живописном поселке Свирь — памятник эклектичной архитектуры с элементами необарокко. Его возводили в начале XX века, используя элементы более древнего барочного храма: на охранительной табличке через звездочку можно увидеть две даты постройки — 1653 и 1909 год.

Службы здесь проводились и при Советах — вплоть до 1961 года. Потом костел, все же, был закрыт и не избежал судьбы многих храмов Беларуси: его переоборудовали под хозяйственные нужды. Причем складом дело не обошлось — здесь размещался цех по производству автомобильных номеров. В наше время после масштабной реставрации здание вернули верующим.

Минский Бисмарк

Строительство храма обошлось Эдварду Войниловичу в 300 тысяч рублей, сегодня это почти 12 миллионов долларов. Эти деньги он заработал сам — своими руками и своим умом. Успешная учёба и работа привели его на должность представителя Минской губернии в России.

Приехав по работе в Петербург, побывав на заседании Госсовета, он получил от Столыпина предложение — стать вице-министром сельского хозяйства. «Минский Бисмарк» — так назвал Столыпин Войниловича

Чтобы не только самому подумать, но и посоветоваться с женой, Эдвард уезжает домой. Но дома, в родных стенах решает отказаться от высокой должности. Решив лично сообщить Столыпину о своём решении, Войнилович опять возвращается в Петербург.

Немного задержавшись в дороге, он прибывает на место и узнаёт о покушении на Столыпина, в котором погибли и ожидающие его приёма люди. А он ведь тоже мог бы быть там и ожидать аудиенции! Так судьба уберегла его в первый раз.

Похожий случай удивительного спасения произошёл в 1918 году, когда в имение, где жила семья Войниловичей ворвались бандиты и стали крушить всё подряд. Они ломали мебель, сожгли огромную библиотеку с ценными, редчайшими книгами и, самое главное, уничтожили весь семейный архив, который начинался ещё с 16 века. Сам Эдвард с женой — полуодетые и испуганные — успели скрыться в саду и переждали нападение там.

После этого трагического события, не найдя другого выхода, они уехали в Польшу, где Эдвард умер в возрасте 81 года. Перед смертью он написал книгу своих воспоминаний, которая намного позже, но всё-таки попала в руки читателя. В ней он описал свою жизнь: как учился, работал, как был на приёме у российских царя и царицы, как всегда хотел приносить пользу своему Отечеству и что из этого получилось.

В 2006 году его останки, согласно последнему желанию, были перевезены в Минск и перезахоронены в костеле святых Симеона и Елены.

Сейчас над этим местом установлена скульптура Спасителя и памятная табличка с годами жизни этого выдающегося деятеля: 13.10.1847-16.06.1928.

Это интересно: Проспект Независимости (видео)

История местности

Существует три версии происхождения названия местности. Первая выводит его от литовского слова Игаки, которое означает перекрёсток дорог, который на самом деле в этом месте существует. Другая указывает на легенду про князя, который потерял тут деталь седла, которая называется «троки». Третья утверждает, что жители Трокелей переселились из города Троки, который находится рядом с Вильнюсом, и назвали свою новую деревню Малыми Троками, или Трокелями.

На протяжении истории поселение находилось сперва в составе Великого Княжества Литовского, потом Речи Посполитой, а теперь входит в состав Беларуси. Некогда оно относилось в Виленскому воеводству и было сначала в Лидском, затем, с 1791 года, в Ошмянском, а в конце XIX века, снова в Лидском уезде. Теперь территориально Трокели входят в состав Вороновского района Гродненской области.

Сначала Трокели были собственностью литовского шляхетского рода Гаштольдов, что подтверждается письмом Зигмунда Кястутавича от 1433 года. После смерти последнего наследника рода Гаштольдов – Станислава, виленского воеводы – оно перешло в собственность короля. Следующими собственниками Трокелей стали отцы-иезуиты из Вильны, которые поменяли на это поселение Ширвинты, более отдалённые от Вильны и поэтому менее удобные для них.

История

Строительство храма началось в 1905 году. Строительством руководил минский дворянин Эдвард Войнилович, он же пожертвовал крупную сумму на строительство храма. Автором проекта стал польский архитектор Томаш Пайздерский. Костёл получил имена святых Симеона и Елены в память двух рано умерших детей Войниловича. Осенью 1908 года были завершены основные строительные работы, в 1909 году на башню подняты колокола, а 20 сентября 1910 года архиепископ Ключинский освятил храм. Храм был целиком построен из красного кирпича, что принесло ему народное прозвище «Красный костёл».

В 1923 году почти все храмовые ценности были экспроприированы, а окончательно костёл был закрыт в 1932 году. Сначала в нём располагался Государственный польский театр БССР, затем он переоборудован под киностудию. В 1942 году во время оккупации города немецкими войсками храм был вновь открыт, но сразу после войны был закрыт и уже надолго. Существовали планы полного уничтожения здания, которые не были реализованы. В здании размещались службы киностудии, затем — Дом Кино Союза кинематографистов БССР и Музей истории белорусского кино.

В советское время здание подверглось перестройке: появились пристройки на левом фасаде; три апсиды были соединены в одну. Вся живопись в интерьере была закрашена, но несмотря на это храм был объявлен памятником архитектуры республиканского значения. В 1970-е годы сделаны новые витражи, которые воплощали аллегории пяти видов искусств, автором которых был белорусский художник-монументалист Гавриил Ващенко, а также люстры из меди.

В 1990 году костёл святых Симона и Елены был возвращён Католической церкви в безвозмездное пользование, но без передачи в собственность. В ходе немедленно начавшихся реставрационных работ на сводах и в пресвитерии были расчищены росписи. В 1996 году у костёла была установлена скульптура Архангела Михаила, пронзающего змея. В 2000 году был установлен памятник «Колокол Нагасаки». В 2012 году здание костёла было передано из республиканской собственности в коммунальную собственность города Минска.

В 2017—2019 годах «Мінская спадчына» (специализированное предприятие Мингорисполкома по эксплуатации и ремонту памятников истории и архитектуры) провело реставрацию костёла. После окончания реставрации Мингорисполком начал ежемесячно начислять религиозной общине счета на крупные суммы («компенсации за земельный налог, амортизацию и налог на недвижимость»), которые к июлю 2020 года достигли 156 тысяч рублей (около 65 тысяч долларов). Предполагается, что в случае невыплаты этой суммы и последующих платежей у общины могут отозвать право пользования костёлом. Ежемесячно начисляемая сумма была рассчитана исходя из суммы затрат городского бюджета на реставрацию костёла: в Мингорисполкоме считают, что община должна возместить затраченные средства, поскольку она не освобождена от льгот по возмещению затраченных средств, что, в свою очередь, вызвано тем, что община не является собственником здания. Представители Минско-Могилёвской архидиоцезии утверждают, что приход не имеет возможности оплачивать подобный налог (13 тысяч рублей в месяц) на регулярной основе, указывают, что прихожане активно участвовали в реставрации костёла (помимо официально проводимой реставрации), а также ссылаются на постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1194 от 22 декабря 2012 года, освободившее костёл от уплаты некоторых налогов, в т. ч. налога на недвижимость. При этом община продолжает уплачивать текущие коммунальные счета. В ответ на очередное ходатайство общины о передаче костёла в собственность прихода Мингорисполком заявил, что «не видит оснований для передачи здания костёла и приходского дома в собственность религиозного сообщества». О существовании проблемы стало известно 12 июля 2020 года. 24 июля 2020 года стало известно, что община проиграла связанное с этим вопросом дело «о самовольном строительстве» в суде Московского района и подала апелляцию в Минский городской суд.

Архитектура костёла

Костёл Святого Станислава. Обмеры начала XX века

Костёл построен из кирпича, типичного для тогдашнего монументального зодчества ― размера 27×12×5 см. Объём костёл имел 40 тыс. м³, высота ― 28 м, наибольшая ширина фасада ― 25 м. В главной части фасада костёла имелись боковые крылья, завершаемые полукружиями стен с арочными проёмами. На фасаде также имелись две 11-метровые трёхъярусные башни. Кресты находились на высоте 28 м.

Как в большинстве иезуитских костёлов, внутренние деревянные стены костёла Святого Станислава были украшены художественной резьбой, свод ― фреской «Иисус, воскрешающий Лазаря». Внутри костёла стояли попарные колонны. Над боковыми нефами на втором и третьем этажах размещались пространства для хоров.

Историк белорусской архитектуры Т. Габрусь предполагает, что «интерьеры костёла и коллегиума, наверно, украшали художники-иезуиты Якуб Бретзер (1690—1733) и Игнатий Доретти (1703—1763). Стены костёла были расписаны фресками на темы жития св. Станислава».

В 1749—1753 годах архитектор Ян Тупальт (1707—1769) затеял крупную перестройку костёла. Искусствовед С. Адамович пишет: «Именно тогда были возведены каменные башни вместо деревянных, фасады украшены гипсовыми скульптурами, а с обеих сторон фасада возведены оригинальные крылья, которые служили также колокольнями. По свидетельству современников, костёл впечатлял не только своими размерами, но и особой работой лучших европейских мастеров, создавших галерею великолепных фресок, украсили интерьер храма резьбой по дереву, скульптурными композициями, изделиями из бронзы».

После упразднения ордена иезуитов в 1773 году костёл обновлялся после пожара и обвала перекрытий ― то есть, он, видимо, был целиком перестроен в третьей четверти XVIII века в стиле позднего барокко.

В Белоруссии существовал ещё один костёл Святого Станислава (1454—1842) ― в Мяделе.

Рядом с храмом

Колокол Нагасаки

Совсем рядом с Красным Костелом в Минске установлен памятник «Колокол Нагасаки». Это копия колокола «Ангел», чудесным образом не разрушенного при атомной атаке одноименного японского города. Этот колокол передал в дар белорусам японский народ.

29 августа 2001 года в основании мемориала заложены капсулы с землей из Иерусалима, из Хиросимы, Нагасаки и Фукусимы, из районов пострадавших от катастрофы в Чернобыле.

12 декабря 2013 года сода привезли еще одну капсулу с землей из американского города Аламогордо (штат Нью-Мексико), где американцами были произведены испытания первой атомной бомбы.

Посвящён этот памятник жертвам атомной бомбардировки. Теперь, с даты открытия памятного знака, колокола трёх городов одновременно звучат реквиемом по погибшим в полдень по воскресным дням. Такая вот красивая и одновременно печальная традиция.

Скульптура Архангела Михаила

Прямо у входа в храм стоит скульптура из бронзы, где архангел Михаил копьём пронзает крылатого змея. Эта композиция символизирует собой вечную победу Небесных воинов добра над злом.

Я обратила внимание, что на копье, которое вонзается в пасть страшного дракона, прикреплены белые цветы. Этот памятник был установлен в 1996 году

Этот памятник был установлен в 1996 году.

Юность

А эта скульптурная композиция под названием «Юность» находится во дворе, справа от католического костела.

Она символизирует молодость и вечную любовь. А ранней весной на фоне распускающихся деревьев смотрится просто завораживающе.

Возможно, летом здесь работает фонтан (трубки для водяных струй имеются). Но чуть подробнее об этом памятнике речь пойдет в статье «Что посмотреть и куда сходить в Минске. Ищем интересные места города».

Реликвии и святыни Будславского костёла

В алтаре костёла хранится икона Будславской Божьей Матери, признанная главной католической святыней Белоруссии. В 1598 году минский воевода Ян Пац получил эту икону в подарок от папы римского Климентия VIII в связи с принятием католичества.

После смерти Паца икона досталась его придворному священнику Исаку Солокаю. В 1613 году Солокай, совершив паломничество в Будслав, под впечатлением от мессы и по просьбе монахов пожертвовал святыню костёлу.

Вид на храм с севера-востока

В XVII веке глава бернардинцев Флориан Колецкий подарил иконе серебряный оклад с арабесковым орнаментом, который и сегодня сохраняет святыню. На самой иконе изображена Божья Матерь с младенцем на руках. Правой рукой Иисус благословляет, а в левой — держит плод граната, символизирующий бессмертие и воскрешение. Впервые чудо исцеления икона явила в 1617 году — к 5-летнему мальчику Иосафату Тышкевичу вернулось зрение, как только он переступил костёльный порог.

В благодарность Иосафат стал монахом. По милости божьей Регинальд Тышкевич избавился от эпилепсии, мучающей его 7 лет. Пани Полония Ягальская исцелилась от паралича ног. Эти чудеса исцеления и ещё 40 случаев оздоровления, прославивших икону, были описаны настоятелем Элевтерием Зелеевичем в книге «Зодиак на земле» в 1650 году. В годы Великой Отечественной войны икона Богоматери уберегла Будслав от разрушения. Хотя через Будслав трижды проходила линия фронта, ни один снаряд не упал на посёлок и костёл.

Вид на заднюю сторону храма

В 1994 году Папа Римский Иоанн Павел II присвоил костёлу почётный титул малой базилики, что подчёркивает особую связь белорусского храма со Святым Престолом в Ватикане. Стоит отметить, что великих базилик в мире всего пять — четыре в Риме и одна в Иерусалиме, а статуса малой базилики удостоена 1601 церковь. В 1998 году в знак благодарности за чудеса на земле состоялась коронация иконы Будславской Божьей Матери. Кардинал Римско-католической церкви Казимир Свёнтек возложил папские короны на икону, объявив её покровительницей всей Белоруссии. 2 июня 2007 года во время ежегодных торжеств, посвящённых восхвалению Будславской Божьей Матери, возле костёла установили необычный крест. Он изготовлен из древесины, вырубленной 500 лет назад монахами-бернардинцами в здешних лесах.

Старый алтарь

Эти исторические брёвна изъяли из стен Виленского монастыря и доставили из Вильнюса тем же путём, что и 5 веков назад — по реке на лодках. Сегодня каждый паломник может прикоснуться к историческому кресту и попросить заступничества у Будславской Божьей Матери.

Семейная трагедия и чудесное творение

Теперь давайте всё же вернёмся к истории костёла святого Симеона и святой Елены. С декабря 1910 года в нём начали проводиться службы. Храм мог вместить в себя одновременно до полутора тысяч человек.

Стены были украшены восхитительными окнами в форме розы, на потолке — люстры из меди. Изумительные витражи были выполнены в белорусских мотивах. Большой орган с медными трубами поражал прихожан своим великолепным звучанием.

Главный портал был украшен гербом семьи Войниловичей. На башнях звонили три колокола. Каждый из них имел своё имя: «Эдвард» в честь самого инициатора строительства, «Симон» как его погибшего сына и «Михаил» в честь покровителя Минского архиепископства.

Красный цвет костёл приобрёл тоже не просто так. Рассказывали, что незадолго до начала болезни, Елена увидела это здание во сне и поутру нарисовала его. Эти наброски и стали основой проекта.

Основным условием для начала строительства безутешных родителей было то, что городские власти должны принять именно тот проект, который предложили Эдвард и Олимпия, взяв за основу рисунки дочери.

Специально для костёла святых Симеона и Елены красный кирпич, упакованный в бумагу, и черепицу привозили из польских городов.

Войнилович не захотел принимать пожертвования на строительство от других людей. Только от своих друзей он согласился взять 1000 рублей на башенные колокола и 200 рублей на храмовый орган.

Ещё в дар Эдвард принял старинную икону Божьей Матери и деревянное изумительное распятие, которое когда-то предназначалось для Фарного костёла в Слуцке.

Рядом с Красным костёлом построили каменную плебанию — жилой дом с постройками для священнослужителя. Железная ограда с красивыми кованными воротами окружала всю храмовую территорию.

Кстати, уважая все направления веры, Войнилович построил позже православную церковь и синагогу в городе Клёцке.

После революции в России роскошный костёл разграбили — большая часть ценностей исчезла. Но службы ещё некоторое время продолжались.

В 1932 году здание было отдано польскому театру, затем киностудии «Советская Белоруссия». А в 1975 году там разместился Дом кино. При этом помещение костёла разделили на 2 зала по 250 мест, а одну из башен переоборудовали под Музей кино.

В 80-х годах 20-го столетия планировался полный снос здания. К счастью, этим планам не суждено было реализоваться.

И ещё один интересный факт: за всё время своего существования, за более чем вековую историю, пережив такие страшные времена, такую ужасную войну Красный костёл выстоял и сохранился, не получив ни одного более-менее серьёзного разрушения.

Архитектура и интерьеры Будславского костёла

Будславский костёл, выстроенный в стиле позднего барокко, к настоящему времени практически не изменил свой облик. Центральный неф, в глубине которого установлен алтарь, сильно растянут по сравнению с боковыми. Чтобы разместить как можно больше верующих вблизи алтаря, к храму пристроили трансепт. Место пересечения трансепта с продольными нефами увенчано куполом, скрытым внутри крыши.

Вид на храм с севера

Фасад костёла обильно декорирован пилястрами, резными капителями и полуколоннами. Богато украшенная центральная часть здания завершена фронтоном, похожим на фигурный гребень. В убранстве костёла пластика форм достигла совершенства. Интерьеры расписаны так искусно, что лишь вплотную подойдя к колоннам, можно обнаружить, что на самом деле их нет — это не скульптура, а объёмная живопись.

Храм Всех Святых

В 1991 г. на Всехсвятской улице был заложен первый камень будущего храма Всех Святых, но активное строительство началось лишь в 2006 году. 2 июля 2010 г. церкви и храмы Минска пополнились новым, красивейшим и современным культовым сооружением, одним из самых высоких на территории СНГ.

Всехсвятская церковь построена в форме шатра, увенчанного пятью золотыми куполами с крестами, высотой в 74 метра. Это не только один из самых высоких храмов, но и самый вместительный — во время богослужения может принять до 1200 человек.

Храм Всех Святых в Минске стал храмом-памятником 10 млн белорусам погибшим в войнах, революциях и насильственных переселениях.

Церковь поражает своим великолепием и богатством убранства. Храм украшают иконостасы уникальные и неповторимые. Это работы палехских мастеров. Все деревянные панели, церковная утварь и убранство выполнено вручную и являются произведениями современного искусства.

Церковь Александра Невского

Единственный православный храм, полностью сохранивший свой первоначальный внешний вид находится на улице Козлова 11, на территории Военного кладбища. Уникальная церковь Александра Невского была освящена в 1898 году.

Храм спроектирован белорусским архитектором Струевым Виктором в 1896 году в стиле барокко XVIІ—XVIII веков. На возведение было определено более 11 тысяч рублей войсками местного военного подразделения, родными погибших воинов.

Внутри церкви размещены имена 118 погибших бойцов 30-й артиллерийской бригады и 119-го Коломенского полка на мемориальных досках. Погибли воины-белорусы во время захвата болгарской Плевны. Церковь строилась в 1877–1878 годы в почтение победы России над Турецкой Республикой.

Удивительным есть тот момент, что во время Великой Отечественной войны внутрь храма попало взрывное оружие и, к счастью, не взорвалось. Бомба проникла в помещение через купол и упала возле иконы Николая Угодника. В наше время в минской церкви Александра Невского проходят богослужения, упоминаются все имена погибших воинов во время российско-турецкой войны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector