Ислам и другие религии в узбекистане

Численность населения Узбекистана превысила 33 миллиона человек

Узбекистан

Marina Kozlova

in

19 Янв 2019

Численность населения Узбекистана на 1 января 2019 года, по данным Госкомстата республики, составила 33254,1 тысячи человек, увеличившись за год на 597,4 тысячи. Речь о постоянно проживающих в республике.

Численность городского населения составила 50,5 процента от общей численности — только в столице страны, Ташкенте, проживает 2510,8 тысяч человек, что на 45,9 тысяч больше, чем на 1 января 2018 года.

Плотность населения в среднем в Узбекистане составляет 74,1 человека на 1 кв.км, наибольшая плотность в Андижанской(713,2 человек на 1 кв.км), Ферганской (544,8 человек) и Наманганской (370,0 человек) областях, наименьшая — в Навоийской области (8,8 человек) и Каракалпакстане (11,2 человек). Столица идет вне конкуренции — в Ташкенте на 1 кв.км проживает 7384,7 человек.Yep.Uz|MKozlova

В 2018 году в республике родилось живыми 768,3 тысячи детей (средний возраст матери при рождении первого ребенка 23,7 лет), было зарегистрировано 154,7 тысячи смертей.

Наибольший процент смертности приходится на болезни кровообращения (60,3 процента). Процент умерших от новообразований — 9,7 процентов, от несчастных случаев, отравлений и травм — 6,5 процента, от болезней органов пищеварения — 5,6 процента, от болезней органов дыхания — 4,0 процента, от инфекционных и паразитарных заболеваний — 1,5 процента. Мужчин умерло больше, чем женщин.

Детей в возрасте до 1 года умерло 7500 человек – 60,5 процентов смертей приходится на состояния, возникшие в перинатальном периоде (с 22 недели беременности до недели жизни после рождения).

Органами ЗАГС зарегистрировано 311,4 тысяч браков и 32,3 тысячи разводов. Причем, наибольшее число браков и разводов пришлось на октябрь месяц.

На 1000 населения трудоспособного возраста приходится 681 человек, которые в силу своего возраста не работают (так называемый коэффициент демографической нагрузки), из которых 509 человек моложе трудоспособного возраста (дети) и 172 человека старше трудоспособного возраста (пенсионеры).

В страну из-за рубежа на постоянное жительство прибыло 2849 человек, а покинуло 19006 человек. Наибольшее число прибывших в Узбекистан из Таджикистана (28,1 процента), Казахстана (27,5 процента), России (24,1 процента) и Кыргызстана (9,7 процента).

Больше всего население уезжает в Россию (47,2 процента), Казахстан (47,1 процента), США (1,2 процента) и Израиль (0,7 процента).

А вы какие тенденции замечаете в численности населения Узбекистана и демографической ситуации?

Демографические данные (численность населения) Узбекистана на 1 января 2020 года вы можете найти здесь.

Прочитано:
5 415

Хотите, чтобы моя аудитория узнала о вашем продукте? Жмите, чтобы проверить возможности рекламирования на сайте Yep.Uz.

Перспективы развития

После смерти президента Каримова Узбекистан ждут досрочные выборы. Уход лидера был неожиданным, в то время как в стране многое зависело от его единоличных решений. Поэтому чёткой стратегии на будущее пока не выработано. Политика страны будет определяться тем, какие решения примет новый глава страны и насколько жёстко он будет проводить их в жизнь. Пока он не избран, есть определённый риск нестабильности. Но большинство аналитиков сходится во мнении, что устоявшуюся систему будет сложно пошатнуть, т. к. оппозиция имеет минимальные шансы оказаться у власти.

В технологическом плане ставка делается на источники возобновляемой энергии. Узбекистан имеет серьёзные намерения занять лидерские позиции в регионе.

Кыргызы

Источник фотографии: Albert Dros

— кыргызский язык более грубый, в алфавите отсутствуют гласные буквы, которые есть в казахском языке

— кыргызы прямолинейные, и они могут свободнее говорить на разные темы

— большинство людей в Бишкеке после девяти часов вечера отключают мобильные телефоны, чего не скажешь о жителях Казахстана

— с бишкекчанами легко найти общий язык, они готовы поддержать любую тему для разговора

— коренные жители Бишкека всегда выходят на улицу нарядными, даже если просто идут за хлебом

— летом кыргызы отдыхают на Иссык-Куле

— кыргызы в плов добавляют рис, который растет в горах

— на Наурыз кыргызы готовят сумелек

— бешбармак в Кыргызстане готовят с более концентрированным соусом, называемым чык, бульон с куртом

— у кыргызов куырдак жарится в нескольких видах: кара куурдак, солкулдак куурдак, борпошо куурдак

— в Кыргызстане пьют чай с добавлением соли.

Национальный состав и численность населения Узбекистана

Узбекистан – многонациональное государство. Здесь проживают десятки национальностей и народностей среди которых жители среднеазиатского региона: узбеки, каракалпаки, таджики, туркмены, казахи, киргизы, уйгуры, дунгане; западные и восточные славяне: русские, украинцы, белорусы, поляки; многочисленными диаспорами в Узбекистане представлены корейцы, иранцы, армяне, грузины, азербайджанцы, татары, башкиры, немцы, евреи, литовцы, греки, турки и многие другие национальности.

Этническая пестрота населения Узбекистана обусловлена разными историческими событиями. Многие представители коренных народов союзных республик СССР были эвакуированы в Узбекистан во время Второй мировой войны (русские, татары, армяне, белорусы, украинцы, немцы, евреи и др.). Представители отдельных наций были депортированы из мест постоянного проживания в годы сталинских репрессий (корейцы, крымские татары, чеченцы и другие). Да и в мирное время происходила активная миграция, особенно это касалось молодежи, которая принимала участие в масштабных стройках и проектах по поднятию и освоению новых земель, оставаясь впоследствии на обжитых местах.

Узбекистан – самое густонаселенное государство в Средней Азии и по численности населения стоит на третьем месте среди стран СНГ, уступая лишь России и Украине. Численность населения Узбекистана превышает 31,5 млн. человек (по состоянию на 1 января 2016 года). Около 80% современного населения Узбекистана — узбеки, свыше 10% – представители других народов Средней Азии (4,5% – таджики , 2,5% – казахи, 2% – каракалпаки, 1% – киргизы, а также туркмены и другие.). Одним из крупнейших этнических меньшинств остаются русские и другие славянские народы (10%).

Узбеки – народ тюркского происхождения. В антропологическом отношении это народ смешанного этногенеза с европеоидным и монголоидным компонентами. Формирование узбекской народности тесно связано с древними народами Средней Азии – согдийцами, бактрийцами, сако-массагетскими и другими племенами, на протяжении веков населявшими Среднеазиатское Двуречье и соседние с ним районы. Однако само название – узбеки – утвердилось только в конце 15 – начале 16 веков. Сегодня узбеки составляют основное население Узбекистана. Также большое количество узбеков проживает в соседних республиках Центральной Азии, Афганистане, странах СНГ. По вероисповеданию современные узбеки – мусульмане-сунниты.

Государственным языком Узбекистана и языком межнационального общения является узбекский язык. Однако большая часть населения может изъясняться также на русском языке. В некоторых областях, например, в Самарканде, Бухаре, население говорит на таджикском языке.

Из-за жаркого и сухого климата, преобладания горного и пустынного ландшафтов в Узбекистане, жители расселились по территории неравномерно. Население концентрируется в основном в оазисах. В пустынных районах республики плотность населения очень низкая. Например, в Каракалпакстане и Навоийской области на один квадратный километр территории приходится всего 7-9 человек, тогда как в самом густонаселенном регионе Узбекистана — Ферганской долине — около 500 человек на квадратный километр. Это самый высокий показатель плотности населения не только среди стран СНГ, но и один из самых высоких в мире.

Процесс урбанизации привел к росту числа городов и к увеличению городского населения Узбекистана. Сегодня в городах Узбекистана проживает более 42% населения. Самый крупный город Узбекистана это — Ташкент — столица страны с населением более 2,5 млн. человек. Именно в Ташкенте расположены многие промышленные предприятия республики, здесь находится административный и деловой центр страны, сосредоточены офисы крупных компаний, построены крупнейшие театры, музеи, парки и многое другое. Другие крупные города Узбекистана: Самарканд, Бухара, Хива, Андижан, Фергана, Навои, а также Алмалык, Ангрен, Зарафшан и Чирчик.

Узбекские семьи, как правило, многодетны, особенно на селе: средний размер узбекской семьи – 5-6 человек. Семья в Узбекистане, в соответствии с многовековыми традициями и менталитетом узбекского народа, была и остается одним из важнейших жизненных приоритетов современного общества.

Семья и отношение к женщинам

Узбекские мужчины издревле играют главенствующую роль в семье. На них лежит ответственность за принятие решений и забота о нуждах членов семьи. Женщины Узбекистана с детства воспитываются в подчинении главенству мужчин, они видят в нем не ущемление своих прав, а защиту.

Важная роль женщины в семье – забота о домашнем хозяйстве и воспитание детей. В городах все чаще представительницы слабого пола устраиваются на работу. В селах женщины, как и в давние времена, занимаются рукоделием, помогают мужьям на земельном участке, разводят скот.

Узбекские семьи крепкие: развод здесь редкое явление. По традиции супругу для сына выбирают родители, ориентируясь на достаток и положение в обществе семьи будущей невесты. Конечно, современные браки все чаще заключаются по инициативе молодых, а не по выбору родителей.

Современный институт семьи в Узбекистане переживает большие перемены: на протяжении многих веков по мусульманским традициям допускалось многоженство. Теперь же исламский брачный обряд – никах, проведенный без регистрации в ЗАГСе, преследуется по закону. Такое решение было принято, чтобы защитить права женщин и детей в узбекских семьях. Также ранние браки в 13–14 лет были обычным явлением. Согласно последним принятым законам минимальный возраст для вступления в брак для мужчин составляет 18 лет, для женщин – 17 лет.

Узбеки трепетно относятся к детям. Даже мужчины балуют и лелеют детей. Малыши с младенчества учатся слушаться старших. Матери прививают глубокое уважение к авторитету отца.

Права и положение женщин в семье узбеков

Современные узбекские женщины находятся в лучшем положении, чем их соседки в Афганистане. В Узбекистане борьба за равноправие мужчин и женщин во времена Советской власти принесла определенные плоды: женщины получили некоторые свободы не только в деловой сфере, но и в семейных отношениях. Однако по-прежнему женщинам бывает трудно себя защитить. Подвергшись насилию в семье, им часто некуда обратиться за помощью, поэтому многие вынуждены безропотно терпеть плохое обращение.

До недавнего времени в стране семьи с 8–10 детьми были нормой. Однако в целях контроля рождаемости правительство обязывало врачей проводить тайную стерилизацию узбекских матерей. Такая практика вызвала возмущение мировой общественности. В настоящее время о случаях принудительной стерилизации сообщается редко. Однако количество детей в семьях узбеков редко превышает 5 человек.

Жизнь простых людей в Узбекистане нельзя назвать легкой. Они вынуждены справляться с различными трудностями и проблемами. Но есть основания надеяться на лучшее будущее узбекских граждан.

Читайте далее:

Численность, происхождение, этнический состав населения в Республике Узбекистан

Неповторимые национальные узбекские узоры и орнаменты

Тюбетейка, чапан, халаты и другие элементы узбекского национального костюма

Узбекские мясные блюда

Национальные танцы Узбекистана

Они сажают женщин за отдельный стол

В узбекской семье выстроена строгая иерархия взаимоотношений: детей держат в строгости, женщина во многом подчиняется мужу и свекрови, последнее слово всегда остается за мужчиной. Жену уважают как мать, супругу, хранительницу семейного очага, но часто рассматривают лишь как домохозяйку несмотря на то, что свободные женщины Востока занимаются наукой и политикой, заседают в сенате и руководят предприятиями. Главная обязанность женщины — забота о семье и доме. Даже если она работает наравне с мужем, это не отменяет приготовления ужина к его приходу.

До сих пор в быту многие вещи делятся по гендерному признаку: утренний плов готовят мужчины, повседневную еду — женщины, мужчины собираются в чайхане, женщины — во дворе. Раньше дом делился на мужскую и женскую половину, а сейчас на свадьбе и других праздниках мужчины и женщины нередко сидят за разными столами. Даже хоронят их в разных частях кладбища.

Получение вида на жительство

Несмотря на то что основная доля трудоспособного населения уезжает на заработки и постоянное место жительство за рубеж, преимущественно в Россию, находятся те, кто переезжает в Узбекистан. Для этого надо получить ВНЖ, дающий право жить в стране 5 лет. Документ подлежит продлению.

На него могут претендовать лица с государственной принадлежностью к другой державе, бывшие узбекские граждане, утратившие этот статус по той или иной причине. Для оформления вида на жительство потребуется заявление, заполненное по форме, утвержденной МВД республики. К нему надо присовокупить перечисленные ниже бумаги:

  • действующий паспортный документ;
  • бумага из ЗАГС, в которой зафиксирован факт появления претендента на свет;
  • справка с места проживания;
  • документ о семейном положении;
  • фотографии, можно черно-белые, в количестве 5 штук;
  • чек об уплате госпошлины.

Комплект сдается в ближайшее территориальное подразделение Министерства внутренних дел по адресу проживания претендента в республике. Оттуда документы передаются по вертикали, окончательное решение принимает Главное управление миграции и оформления гражданства МВД. При положительном вердикте заявителю оформят статус и прописку, при отрицательном – его проинформируют о причинах отказа.

После пяти лет действия ВНЖ его можно продлить или подать ходатайство на гражданство Узбекистана. Получить паспорт гражданина республики могут лица, прожившие легально 5 и более лет в стране, финансово независимые и оформившие отказ от предыдущей государственной принадлежности. Претенденты должны соблюдать законы и Конституцию Узбекистана.

Статистические данные

Численность населения

По данным на 2016 год общая численность населения Узбекистана составляет 31,807 миллиона человек. Это третье по населению государство СНГ, а в мировых масштабах страна занимает 39-е место.

Численность населения постоянно растёт. Пик рождаемости пришёлся на 2010–2013 года, а после этого темпы роста населения снизились. Но оно всё равно продолжает увеличиваться. Это происходит за счёт высокой рождаемости. Женщины вступают в брак рано (в среднем в 22 года) и за продолжительную супружескую жизнь успевают вырастить нескольких детей.

Рождаемость в сельской местности выше, но оттуда идёт постоянный отток населения в города. 51% населения живёт в городах и посёлках городского типа. Это очень высокий процент, но объясняется он тем, что в 2009 году около тысячи сельских поселений были переведены в статус городов.

Средняя продолжительность жизни

Люди в Узбекистане живут в среднем до 65 лет. Это меньше, чем в России, Беларуси, Украине и соседнем Казахстане. Из стран Средней Азии раньше умирают только в Таджикистане. Женщины живут дольше мужчин (в среднем 68,6 и 61,6 лет соответственно). Это соотношение традиционно для многих стран, но Узбекистан показывает очень большую разницу. В целом население страны молодое, что объясняется высокой рождаемостью.

Миграция

За рубежом постоянно находится 6–8 миллионов узбеков. В основном это мужчины среднего возраста, которые выезжают на заработки в соседние страны. В России узбекистанцы составляют самую многочисленную нацию среди рабочих мигрантов. Для Узбекистана характерна массовая «маятниковая миграция». Это значит, что население из небольших населённых пунктов выезжает в города на работу или учёбу. После трудового дня или на выходные люди возвращаются домой.

Узбекское гостеприимство и чаепитие

Традиции Узбекистана содержат множество правил о гостеприимстве и проведении чаепития. Вновь прибывших гостей всегда встречают у двери или у ворот дома, обязательно здороваясь и справляясь о здоровье. В доме гостя всегда сажают за самое почтенное место. Чем более значим и важен гость для главы семьи, тем дальше от входа его усаживают.

Старинная традиция говорит об обязанности женщины и мужчины сидеть за разными столами, но сейчас такой обычай соблюдают только в селах и небольших городах.

Любой прием пищи в Узбекистане всегда начинается и заканчивается одним и тем же – чаепитием. Гостям и владельцам дома подают пиалы с чаем и восточные сладости. Перед этим глава дома произносит молитву и только после нее начинается чаепитие, а затем и трапеза.

Количество налитого в пиалу чая показывает, насколько уважительно к гостю относятся в доме. Чем меньше количество жидкости, тем почетнее гость. Данная традиция объясняется по-разному. Одни говорят, таким жестом проявляется забота о госте, чтобы не обжегся, если чая в пиале будет слишком много. Другие же объясняют тем, что гость будет чаще обращаться к главе семьи за добавкой чая, тем самым показывая свое уважение к нему.

Едят плов в шесть утра

Традиция, иначе названая Обряд утреннего плова, сопровождает собой каждую и поминки. День заранее назначается семьей, которая принимает гостей, но обязательно согласуется со всеми приглашенными. Вечером, за день до утреннего плова, происходит еще один обряд – шинкование моркови для блюда. После распределяются обязанности по подаче и приготовлению утреннего плова. Принимать непосредственное участие могут только мужчины.

Блюдо подается после утренней молитвы. Звуки предупреждают участников о начале обряда. Все усаживаются за стол и пьют чай с лепешками, высказывая пожелания принимающему лицу. Затем подается посуда с пловом. Гости едят, снова высказывают пожелания главе семьи и уходят. Обряд повторяется несколько раз, чтобы дом смог принять больше гостей. Весь процесс исполнения традиции утреннего плова сопровождается музыкой. В конце обряда самым уважаемым гостям преподносят дорогие подарки.

Наливают гостям половину пиалы чая

Во время традиционного чаепития в Узбекистане количество налитого чая имеет прямое отношение к степени уважения гостя. Чаще всего почитаемым гостям наливают лишь половину посудины, чтобы гость не обжегся и еще не один раз обратился за добавкой к главе семьи. Если во время того как гостям доливают жидкость на дне пиалы остается чай – хозяйка дома выливает остатки напитка и снова наполняет чашу наполовину.

Бросают камешки в праздничное угощение

Одно из самых знаменитых угощений Узбекистана – сумаляк – сваренное проросшее зерно, настоявшееся в течение ночи в воде. Блюдо, напоминающее плов, но совершенно отличающееся от него. Готовят сумаляк только раз в году. Участие в приготовлении блюда принимают только женщины. Связана традиция с легендой о появлении сумаляка. Однажды женщина, которой нечем было кормить семью, отчаявшись найти еду, бросила в кастрюлю с водой проросшие зерна и оставила на ночь. Утром она проснулась и увидела наполненную теплой массой до краев кастрюлю.

Сейчас узбекский сумаляк готовят, непрерывно помешивая его в течение 12 часов. В хозяйке дома помогают родственники и друзья. На дно посуды для приготовления складывают несколько камней, предотвращающие возможность подгорания жидкости. А во время еды человек, в чьей посуде окажется камешек, загадывает желание.

Узбеки и таджики

Этот процесс этногенеза, как он происходил с XVI в. и вплоть до наших дней, проявлялся в двух основных формах: во-первых, в постепенном сближении и ассимиляции пришельцев—«узбеков» с аборигенами—«таджиками»; во-вторых, в нивелировке и консолидации самого «узбекского» элемента, в преодолении его первоначальной племенной раздробленности.

Сближение и ассимиляция «узбекского» этнического типа с «таджикским» имеет в свою очередь две стороны: языковую и культурную. При этом, что чрезвычайно интересно, в языковом отношении побеждал узбекский тип, а в культурном — таджикский.

Узбекский язык до сих пор гораздо чаще одерживал победы над таджикским, чем наоборот. И в городах, и в кишлаках Средней Азии многие таджики переходили постепенно на узбекский язык. Ведь и «сарты», о которых говорилось выше, были в основном узбекизированными таджиками. Нередко до революции можно было слышать от дехкан и горожан: «Мы таджики, но наши дети будут уже узбеками».

В процессе этой языковой ассимиляции складывалось одно весьма характерное явление: двуязычие, которое особенно резко выражено в некоторых городах Средней Азии (Самарканд, Бухара). Очень многие жители их одинаково хорошо говорят на таджикском и узбекском языках.

Если, таким образом, говорить о процессе языковой ассимиляции, то переход происходил до сих пор в основном от таджикского (иранского) языка к узбекскому (тюркскому). Но процесс этот, конечно, не мог привести, а тем более не приводит сейчас, к исчезновению таджикского языка: напротив, последний получил сейчас не меньшие возможности свободного развития, чем другие языки, особенно на территории, отошедшей к Таджикистану. Однако в отношении культуры дело обстоит иначе: ассимиляция здесь зашла гораздо дальше, и единый культурный тип установился еще до революции. И в нем преобладают оседло-земледельческие аборигенные элементы, которые поглотили и ассимилировали кочевническую стихию, пришедшую из степи. Элементы этой степной кочевой культуры сохраняются лишь в виде слабых, постепенно исчезающих пережитков.

Итак, в-целом современный узбекский народ отнюдь не является потомком кочевников «узбеков», завоевавших в начале XVI в. под предводительством Шейбани-хана Среднюю Азию. Напротив, в большинстве — это потомки древнего аборигенного населения, прошедшего сложный многовековой процесс этногенеза, впитавшего в себя разнообразные культурные и языковые группы, тюрко- и ираноязычные. Собственно «узбеки», давшие свое имя народу, составили лишь поздний и сравнительно небольшой этнический слой этого народа. Недаром среди узбекского населения решительно преобладает чисто местный европеоидный антропологический тип, тот же, что и у таджиков.

Процесс формирования узбекской нации через слияние отдельных племенных и областных групп до революции тормозился феодальной политической раздробленностью и экономической отсталостью страны. «Узбеками» называло себя в массе лишь население Хивы, среди ферганских, самаркандских; бухарских узбеков этот термин был распространен мало. Лишь Октябрьская социалистическая революция покончила с отсталостью и раздробленностью. После национального размежевания 1924—1925 гг. термин «узбек» распространился на все основное тюркоязычное население Хивы, Бухары, Ташкента и других городов и кишлаков. Так завершился в советскую эпоху вековой процесс узбекского этногенеза, так произошла на наших глазах консолидация узбекской нации.

Сейчас узбеки расселены в основном в пределах Узбекской ССР несколькими основными массивами: на Нижней Аму-Дарье (Хорезмская обл. — хивинские узбеки), на нижнем и среднем Зеравшане (Бухарская, Самаркандская обл.), на Кашка-Дарье, на верхней Сыр-Дарье (Ферганская, Андижанская, Наманганская обл. — ферганские узбеки). Часть узбеков живет в Таджикской ССР, особенно в юго-западных ее районах. Около 1 миллиона узбеков живет за рубежом — в северных районах Афганистана и в Синьцзянском Уйгурском автономном районе.

Выводы

Узбекистан – колоритная страна с особой восточной спецификой и богатейшей историей. Особенности поведения местного населения в обществе и семье определяются мусульманскими правилами. Ислам служит базой в бытовых, мировоззренческих и иных вопросах, а также в политике и искусстве. Ежедневный пятиразовый намаз является необходимым. Действуют строгие правила во время поста в священный месяц рамадан. Но, за редким исключением, узбеки не являются религиозными фанатами. Они очень гостеприимны и добросердечны.

Здесь можно прекрасно отдохнуть, увидеть много интересных древних исторических ценностей. Особенностью страны является то, что для гостей из других держав стоимость билетов на экскурсии в два-три раза дороже, чем для местного населения. Сегодня все меньше молодых людей владеют русским языком. Устроиться на работу европеоиду сложно. Из-за коррупции и преемственности получить хорошую должность практически невозможно. Достойные зарплаты платят чиновникам и сотрудникам структур МВД.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector