Статуи острова пасхи (моаи)

Кто построил истуканов острова Пасхи?

Со времени открытия острова, ученые со всего мира выдвигают гипотезы о том, как могли местные жители без современных технологий построить статуи и как они транспортировали такие массивные каменные блоки от каменоломни (она находится в 7 км от места расположения статуй). Ведь население острова даже во времена своего расцвета не превышало 4000 человек.

Всего на острове 887 монолитные статуи. Высота моаи колеблется от 4-х до 20-и метров, некоторые из них размещены на постаментах из камня, самые огромные – погружены в почву возле вулкана Рано Рараку. На некоторых статуях присутствует «головной убор» – каменные шапки. Самый огромный из истуканов острова Пасхи высотой 21,6 м, его вес, по оценкам специалистов, около 160 тонн.

Чуть меньше половины статуй (394 шт.) так и остались в каменоломне. Некоторые из них лежат там не завершенные до конца, часть установлена на площадке на склонах кратера. Все эти статуи не вырубили до конца, как будто что-то помешало это сделать. Они так и находятся там, в ожидании своей транспортировки.

Недавно археологи ошеломили мировую общественность, раскопав одну из статуй. Оказалось, что каждая статуя имеет «тело», которое спрятано под землей. На «туловищах» истуканов острова Пасхи обнаружили неизвестные петроглифы, значение которых до сих пор неизвестно.

Многие исследователи, узнав об открытии, предположили, что статуи были засыпаны до уровня шеи в следствие мощного цунами, которое ударило по острову еще во времена Великого потопа. Вода принесла с собой разрушения и грязь, которые в последствии и спрятали тела моаи вглубь почвы.

Но кто же построил эти статуи? Несомненным доказательством того, что это сделала высокоразвитая цивилизация, являются платформы, на которых стоят статуи. А точнее – непонятный метод их изготовления. Они построены по принципу полигональной кладки, когда огромные массивные блоки каменных пород идеально подгоняются друг под друга и укладываются без применения какого-либо связующего вещества (раствор, цемент и т.п.). Такую кладку можно наблюдать в комплексе пирамид в Гизе (Египет), древних сооружения Перу и Боливии и других мегалитических сооружениях, которые с каждым годом все чаще открывают в самых разных точках планеты.

Местные легенды рассказывают о том, что статуи передвигались силой «маны» — мыслями людей, которые их строили. Древнейшие архитекторы, согласно сказаниям, использовали какой-то камень Те Пито Кура, который позволял им концентрировать свою энергию и передвигать огромные предметы по воздуху.

Во время раскопок на острове Пасхи, известный норвежский антрополог Т. Хейердал в 1987 году откопал на глубине нескольких метров массивную стену из камней-мегалитов. Он удивился, так как технология изготовления этих блоков была идентична с той, которую он видел в комплексе Мачу-Пикчу и древнем Баальбеке.

Исследователь из США, Дж. Чечрвард, высказал предположение о том, что строители этих монументов использовали настолько продвинутые технологии, что они в десятки и сотни раз превосходили современные. Он предположил, что истуканы острова Пасхи перемещались в готовом виде благодаря использованию антигравитации. Это позволяло цивилизации, которая по оценкам современных историков, исчезла больше 20 000 лет назад, создавать такие массивные сооружения и с легкостью перемещать огромные объекты.

Также, вызывает интерес, что никто из современных специалистов области лингвистики и дешифровки так и не смог приоткрыть тайну значения иероглифической письменности на закопанных в землю телах истуканов острова Пасхи. Быть может более детальное изучение этих петроглифов даст ответ на вопрос – почему исчезла такая высокоразвитая цивилизация и что с ней случилось?

Истуканы острова Пасхи

У многих людей остров Пасхи ассоциируется с загадочными каменными статуями. Их еще называют моаи, что в переводе с гавайского означает «статуя, истукан, идол».

До сих пор ученые не могут точно понять, каким образом и для чего были созданы эти истуканы-моаи.

Принято считать, что островитяне создавали фигуры в память об умерших родственниках или вождях. Аборигены поклонялись этим идолам веря в то, что они защитят их от бед и дадут им силу. Высота статуй колеблется от 3 до 21 м. На некоторых статуях находятся шапки из красного камня.

Большинство экспертов считают, что моаи передвигали при помощи стволов деревьев, упоров или других конструкций. Доказательством этой версии служит то, что на острове не осталось ни одного дерева, поскольку все они были использованы для транспортировки фигур.

В середине прошлого века известный норвежский ученый и путешественник Тур Хейердал провел интересный эксперимент. Он попытался повторить процесс изготовления истуканов, включая их установку. Хейердал опросил множество островитян, пытаясь узнать принцип всего технологического процесса.

В результате жители показали ученому каменные молотки, которыми пользовались их предки, а затем перетащили истукана волоком в горизонтальном положении. Потом соорудив простой механизм из камней и 3 бревен-рычагов они достаточно просто подняли моаи.

На вопрос Тура, почему туземцы не рассказывали об этом раньше, те ответили, что раньше их об этом не спрашивали.

Также существует мнение, что статуи перемещали стоя, при помощи канатов. В 2012 г. группа исследователей в ходе эксперимента подтвердила эту теорию.

Достопримечательности

Национальный парк Рапануи – самое известное знаковое место острова. Здесь на площади 7 тысяч кв. км сконцентрировано множество каменных скульптур, принесших местности мировую славу. 300 уникальных фигур расположены у подножия вулкана в районе Рано-Рараку поблизости от крупнейшей ритуальной платформы.

Археологический ансамбль Аху Те Пито Кура находится на побережье бухты Ла-Перуз вблизи пляжа Оваэ. В центре ее лежит упавшая скульптура весом 80 тонн и высотой 10 м.

Аху Акиви

В своеобразном сакральном месте Рапа-Нуи, далеко от берега, семь идентичных по величине и форме моаи устремлены к океану. Есть версия, что святилище с ХVI в. служило в качестве небесной обсерватории. Изваяния всегда обращены спиной к восходу солнца. Скорее всего, они выполняли роль защитников и некой границы между океаном и сушей.

Пуна Пау

В этой живописной каменоломне на месте небольшого вулкана добывали красный туф для изготовления головных уборов для моаи. Эти шляпки весили ни много ни мало —  до 12 тонн. Их водружали на идолов, когда те лежали на земле. Остатки этих шапок и сейчас можно увидеть, поднявшись на смотровые площадки.

Гора Маунга Теревака

Самая высокая точка острова находится на уровне 539 м над поверхностью, однако большая часть скалы скрыта под водой. Общая высота этой горы составляет 3,5 км. Вершина весьма живописная, сплошь покрытая зеленью.

Церемониальная деревня Оронго

Поселение вблизи крупнейшего вулкана Рано-Као – главный центр охоты за яйцами черных ласточек на скалах соседнего островка. Здесь по традиции выбирали человека-птицу, а до этого в пещерах проживали охотники, помогавшие предводителю своего клана стать вождем острова.

Пещера Ана-Те-Пау

Это огромный грот с высокими перекрытиями, который находится на территории Национального парка. В старину его использовали для жилья: археологи нашли там место очага. Ана-Те-Пау и две обширные соседние пещеры, образованные лавовыми потоками, были частично затоплены водой.

Интересно, что пещеры стали местом для жизни древних островитян не случайно. В результате кровавых междоусобиц и отсутствия возможности построить себе деревянные дома (леса на острове тогда уже не было), жителям пришлось прятаться в пещерах.

Подводные пещеры

Пещеры наземные плавно переходили здесь в пещеры подводные. Сегодня они стали прекрасным полем деятельности для дайверов. Образованные в процессе вулканических извержений и разрушения почвы под воздействием магмы, эти места представляют собой удивительные  живописные гроты, увлекающие любителей подводного плавания по своим запутанным коридорам…

Загадочные моаи и легенды их происхождения

Островные предания сообщают, что вождь рода Хоту Мату’а приплыл с семьей на остров в поисках нового места обитания. После его смерти, шестеро сыновей поделили территорию на части, а затем это сделали их внуки и правнуки. Истуканы, считавшиеся символами кланов, представляют, по мнению местных жителей, усопших предков, а также передают живым силу их прародителей.

История появления загадочных Моаи

Современные исследования доказали, что Моаи были высечены десятки веков назад. Истуканы появились задолго до пришествия европейцев на остров. Создателями монументов стало племя каменотёсов. Это выяснилось в ходе раскопок у подножья потухшего вулкана Рано-Рараку, где были обнаружены каменоломни. Вместе с этим были обнаружены незавершённые фигуры Моаи. А некоторые экземпляры ещё находились в стадии выпиливания из скальной породы.

Как выяснилось, статуи изображали умерших предков, а местные жители поклонялись им. Население Рапа-Нуи свято верило, что Моаи могут влиять на погоду. А погодные условия имели влияние на уровень жизни семей и насылали проклятье на вражеские племена. Поэтому каждая семья на острове старалась обзавестись статуей своих предков. Чем больше была фигура истукана, тем сильнее было её влияние на погодные условия.

До появления людей на острове Рапа-Нуи изобиловал лесными массивами. В ходе развития жизнедеятельности островитян территория стала скудеть на лесные богатства. Вырубка лесов связана не только с хозяйственной деятельностью и постройками. Стволы деревьев использовались рапануйцами для перемещения статуй Моаи к месту установки на берегу.

По некоторым данным из легенд рапануйцев, истуканов перемещали стоя, перекантовывая фигуру при помощи канатов. Однако лишённая деревьев почва стала менее плодородной, и условия жизни ухудшились. Между племенами началась борьба за оставшиеся ресурсы. Некоторые семьи покинули Рапа-Нуи в поисках нового дома.

Как создавались статуи

Как уже упоминалось, статуи вытесывались из монолитных обломков каменистых пород в каменоломне вулкана. Работа по созданию уникальных исполинов начиналась с лица, постепенно переходя на бока и руки. Все статуи изготовлены в виде длинных бюстов без ног. Когда Моаи были готовы, их транспортировали к месту установки и водружали на каменный постамент. Но как эти многотонные исполины перемещались из каменоломни вулкана до каменных постаментов на огромное расстояние – до сих пор является главной загадкой острова Пасхи. Только представьте себе, сколько силы могло потребоваться на доставку 5-ти метрового каменного исполина, средний вес которого достигал 5 тонн! А иногда встречались статуи более 10 метров в высоту и весом более 10 тонн.

Каждый раз, когда человечество сталкивается с чем-то необъяснимым, рождается масса легенд. Так случилось и в этот раз. Согласно местным преданиям, огромные статуи когда-то умели ходить. Добравшись до острова, они утратили эту удивительную способность и остались здесь навеки. Но это не более чем красочная легенда. Другая легенда гласит, что внутри каждой статуи были спрятаны несметные богатства народности инков. В погоне за легкой наживой, охотники за древностями и «черные археологи» разрушили не одну статую. Но ничего, кроме разочарования внутри их не ожидало.

Ученые разгадали секрет

На предмет предназначения истуканов археологами выдвигалось много гипотез. Ни одну из них не было возможности не опровергнуть, не подтвердить. По словам Джо Анны Ван Тилберг, ей вместе с членами команды ученых удалось найти неопровержимые доказательства с научной точки зрения. Как выяснилось, целью изготовления моаи во все века было улучшение урожайности на острове. К такому выводу ученые пришли после того, как провели тщательный анализ материала, из которого вытесаны моаи.

По словам Ван Тилберг, результат анализа показал: в породе, из которой сделана статуя, в большом количестве присутствует фосфор и кальций. Наличие в почве в достаточном объеме этих микроэлементов – “секрет” хорошего урожая. Поскольку почвы на острове истощались, рапануйцы “задабривали” их путем изготовления истуканов в каменоломнях и последующей установки по всему острову.

Загадки и тайны острова Рапа-Нуи

Остров Пасхи в 1995 г. был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. По одной из версий здесь существовала древняя цивилизация, исчезнувшая в результате антропогенной катастрофы. Наивысшего подъема она достигла XVI-XVII вв., когда число жителей составляло около 10 тысяч человек.

Древняя культура полинезийцев, датируемая пятым веком, сохранилась и в виде исполинских каменных статуй – моаи. Они и есть — хранители этой цивилизации. Ее представителей называли еще «длинноухими» за их обычай непомерно вытягивать мочки ушей.Позднее на острове появились и представители культуры «короткоухих», последователей так называемых птицепоклонников.

В результате соперничества и внезапно возникшей здесь агрессии между людьми, вызванной, как уже отмечалось выше, по одним предположениям — голодом, по другим — перенаселением, древняя культуру аборигенов была искоренена почти полностью.

Осталась лишь фрагментарная информация о былом величии населявшей эти места цивилизации, а также — ряд молчаливых, угрюмых истуканов остова Пасхи…

Птицы в культуре островитян

Среди петроглифов (наскальных рисунков) чаще всего встречаются изображения птиц, особенно рисунки птицы-фрегата и даже человека с головой этого представителя пернатых. Человек-птица считается основным персонажем средневекового рапануйского культа Тангата-Ману.

Один из посвященных ему обрядов состоит в поисках первого яйца темной крачки. Предполагается, что именно этот обряд и предотвратил полное исчезновение островитян, так как позволил выбирать самого сильного и ловкого члена племени, которого, в итоге, люди назначили правителем и готовы были подчиниться, таким образом, островным законам общежития.

Ежегодно в конце января на острове проводится также народный праздник Тапати-Рапа-Нуи. На шумном фестивале музыки и танцев выбирают королеву острова. Претендентка на этот почетный титул, помимо собственной привлекательности, должна выткать еще и самый длинный холст, а ее родственники — наловить больше всех рыбы.

Краткое описание

Остров Пасхи затерян в тихоокеанских просторах на расстоянии 4000 км от Чили. Ближайшие соседи — жители острова Питкэрн — проживают за 2000 км отсюда.

Своё необычное название остров Пасхи получил неслучайно: он был открыт голландским мореплавателем в Пасхальное воскресенье утром 5 апреля 1722 года. Пейзажи острова составляют потухшие вулканы, горы, холмы и луга. Здесь нет рек, основной источник пресной воды — дождевая вода, скапливающаяся в кратерах вулканов. Пасхальцы называют свой остров «Пупом Земли» (Те-Пито-те-хенуа). Этот уединённый и изолированный от остальной части мира уголок манит к себе учёных, мистиков, любителей тайн и загадок.

В первую очередь, остров Пасхи знаменит гигантскими каменными статуями в виде человеческой головы, их называют «моаи». Безмолвные истуканы весом до 200 тонн и высотой до 12 метров стоят спиной к океану. Всего на острове Пасхи обнаружено 997 статуй. Все моаи монолитные. Мастера вырезали их из мягкого вулканического туфа (пемзы) в каменоломне на склонах вулкана Рано-Рораку. Некоторые статуи передвинуты на ритуальную площадку («аху») и дополнены шапкой из красного камня (пукау). По предположениям учёных, когда-то моаи имели глаза: белки выкладывались из коралла, а зрачки — из сверкающих кусочков вулканического стекла.

Очевидно, установка статуй требовала огромных затрат труда. По легенде, истуканы шли сами. Однако гипотезы, подтверждённые научными экспериментами, доказывают, что моаи передвигали жители острова и никто другой, но пока не определено каким именно способом они это делали. В 1956 году норвежский путешественник Тур Хейердал поставил эксперимент с перемещением статуи моаи, наняв бригаду туземцев острова Пасхи, которая успешно воспроизвела все этапы изготовления и установки моаи.

Вооружившись каменными топорами, туземцы вытесали 12-тонную статую, и, ухватившись за канаты, начали тянуть её по земле. А чтобы не повредить хрупкого исполина, островитяне изготовили деревянные салазки, предотвращающие его трение о землю. С помощью деревянных рычагов и камней, подкладываемых под основание статуи, её водрузили на платформу-постамент.

В 1986 году чешский исследователь П. Павел вместе с Туром Хейердалом организовал дополнительное испытание, в котором группа из 17 туземцев довольно быстро установила 20-тонную статую в вертикальное положение, используя канаты.

Художественный стиль выполнения статуй

Стиль, в котором выполнены статуи можно разделить на 4 различных вида.

В 1 виде присутствует только четырёхгранная или сплюснутая голова без туловища. Изготовлена из желтоватого вулканического туфа. К статуям данного типа можно отнести Рано Рараку.

Ко 2 виду статуй можно отнести непропорциональные фигуры в виде высоких столбов прямоугольной формы. Основным материалом для монументов служила красная пемза. Ученые смогли отыскать лишь одного законченного представителя данного вида на острове. Есть еще два, но незавершенных.

3 вид – это самая реалистичная статуя с изображением человека на коленях, возможно произносящего молитву, сделанная из вулканического туфа. Ее смогли отыскать в древнем карьере.

4 вид представляет собой множество крупных скульптур с изображением туловища. Они сделаны из прочного базальта темного цвета, из красной пемзы, из вулканического туфа и муджиерита. Особенностью фигур данного вида является округлый и немного зауженный фундамент. Это говорит о том, что они не могли устанавливаться на возвышении, поэтому фигуры прикапывали в почву. 3 представителя данного вида статуй вывезли в музеи в Лондоне, Данидин и Брюссель.

Легенды об острове Пасхи.

Браун и остальные приверженцы Пацифиды пытались отыскать хоть какие-то следы на дне океана, других близко расположенных островах и даже материках. По утверждению английского ученого, скульптурки Моаи Кавакава, в какой-то степени схожи с куклами Индонезии. На отдельных островах обнаруживаются странные отпечатки бесследно пропавших обитателей, так на Коралловых островах обнаружены останки древних построек, на Маркизских островах — огромные окаменелые монументы, обладающие сходством со статуями с острова Пасхи. Из камня были вытесаны и таинственные скульптуры небольшого острова Питкерн.

Ученые также исследовали письменность разных племен. На рис.7 представлены схожие на первый взгляд знаки, только сделанные неодинаковым шрифтом и разным способом. Ряд слева — это символы долины Инда, справа – иероглифы с таинственных дощечек, найденных на острове Пасхи.

Рис. 7

Эту удивительную схожесть выявил венгерский лингвист Хевеши в 1932 году. Аналогичность бесспорная, в чем заставляют удостовериться собственные глаза. В письменности Кохау ронго-ронго существует около четырехсот всевозможных символов. Тексты на древнеиндийских печатях включают приблизительно такое же количество иероглифов. Из них, как заметил Хевеши, соответствием обладают около ста символов! Некоторое время спустя он выявил сто семьдесят четыре похожих знака. Если это реально соответствует действительности, то говорить о каком-то нелепом совпадении не приходится. Корень этих знаков один.

Ученый с французским происхождением Альфред Метро резко раскритиковал предположение Хевеши. На его взгляд, венгерский языковед придерживается ошибочного мнения, используя для сравнения случайно взятые символы из различных видов письменности. При этом тексты и надписи на печатях выполнены не современным оборудованием, а ручным способом. Утверждение, на мой взгляд, крайне нелепое, ведь факты говорят сами за себя. Явно критика заказная.

Остается непонятным, каким образом может проявляться связь между обитателями карликового острова, заброшенного посреди Тихого океана, и жителями долины Инда? Ведь их разъединяет больше, чем половина земного шара (!), расстояние которой измеряется в нескольких тысячах километров. Кроме того, наблюдается громадная пропасть не только в дистанции, но и во временном промежутке. Рапануйцы рисовали на дощечках во второй половине XIX века (при этом в качестве материала для одной из оставшихся планок использовалось весло европейского производства). А начерченные тексты на знаках долины Инда были вытесаны на пять тысяч лет раньше! Не могут же данные народы осуществить прыжок не только на огромное расстояние, но и значительный временной интервал! Таким образом, определить каким способом, сражаясь со стихиями и недружелюбными племенами, они смогли бы перенять данные элементы письменности, не меняя их внешних очертаний, не получается и сегодня. Идентичность между символами этих племен, конечно, существует и не поменяв вектор своего развития на духовно нравственный наука будет топтаться на месте закрывая глаза на очевидные вещи и выполняя заказы служителей архонтов.

Флора и фауна острова Пасхи

Сегодня растительность Рапа-Нуи небогата: около 30 разновидностей растений завезено сюда с других островов и материков. Лесные массивы и распространенные прежде эндемические растения были уничтожены и вырублены для хозяйственных нужд.

Что же тут росло прежде? В общем-то, растений было немало:

  • невысокое деревце торомиро, использовавшееся для изготовления табличек с пиктограммами, строительства домов и для производства дротиков;
  • тутовое дерево махуте, подходящее для выработки одежды белого цвета (тапы);
  • растение ти, из корней которого делали сахар и краски для тату;
  • древесина макои, пригодная для резьбы.

На склонах кратера растет калифорнийская осока, которую используют для постройки жилищ. В последние годы на острове стали расти эвкалипты, бананы, сахарный тростник.

Островитяне многие годы занимались ловлей разнообразных морских обитателей: черепах, крабов, тюленей. Вымерла обитавшая здесь раньше природная серая полинезийская крыса, употреблявшаяся жителями в пищу. Ее заменила крыса, завезенная на остров европейскими кораблями, которая оказалась переносчицей инфекции.

Прежде здесь разводили и домашних кур. И до сих пор в прибрежных скалах Пасхи гнездится большое количество морских и наземных пернатых.

Без трагедии знакомство с аборигенами не обошлось

Сходя на берег, голландцы были готовы к самому худшему. И хоть ярко раскрашенные местные жители вели себя весьма дружелюбно, европейцы выстроились в боевое каре. Туземцы, никогда не видевшие до этого других людей, были удивлены. Добавим к этому огнестрельное оружие. Естественно, никакого представления о нем рапануйцы не имели.

Трагедия не заставила себя долго ждать. Одному из матросов показалось, что туземцы начали угрожающе жестикулировать и брать в руки камни. Он выстрелил. Следом прозвучал приказ капитана открыть огонь. Последствия были ужасными: десяток туземцев оказались убитыми, примерно столько же людей получили ранения. В испуге аборигены разбежались, однако позже вернулись на место, принеся с собой овощи, фрукты, домашнюю птицу. Так они пытались задобрить “злых и страшных пришельцев”.

Загадочный остров Пасхи

Что же интересного в этом острове? Во-первых, остров Пасхи является одним из самых удаленных мест на Земле, населенных людьми: до побережья Чили около четырёх тысяч километров, до острова Таити — примерно столько же, но в противоположную сторону.

Своё необычное имя остров получил благодаря голландским морякам: они высадились на его землю в первый день пасхальной недели 1722 года. Другие названия этого острова — Рапа-Нуи — Большое Весло, а также Те-Пито-о-Те-Хенуа — Пуп Вселенной — и Мата-Ки-Те-Ранге — Око, Глядящее в Небо.

Население острова всего две тысячи человек. Живут они, главным образом, в небольшом административном поселке Ханга-Роа. На жизнь себе зарабатывают:

  • рыболовством,
  • овцеводством,
  • торговлей.

Остров Пасхи крошечный, имеет форму треугольника со сторонами 16, 18 и 24 километра. На нём около 70 потухших кратеров, но совершенно нет:

  • ни деревьев,
  • ни рек,
  • ни ручьев,

Зато тут и там встречаются:

  • входы в пещеры,
  • каменные площадки,
  • желобчатые аллеи *ведущие прямо в океан),
  • знаки на камнях.

Пещеры и ходы насчитывают несколько уровней. После того, как с десяток человек исчезли в подземельях без следа, на посещение самых нижних уровней наложен запрет.

Но главное — это статуи, которые называются моаи. Именно они так манят сюда путешественников. Размеры каменных истуканов колеблются от 3 до 21 метра, а вес составляет от 10 до 20 тонн, но есть среди них и настоящие колоссы весом до 90 тонн.

Вид у изваяний весьма необычный — большие головы с тяжелым выступающим подбородком, длинными ушами и совсем без тел. У некоторых на макушках «шапки» из красного камня.

Очень многие статуи не закончены. Общая картина создает впечатление внезапного прекращения работ, то ли по воле их создателей, то ли из-за какого-то катаклизма. Много лет назад островитяне искренне верили, что моаи охраняют их землю и их самих от злых духов. Все стоящие истуканы повернуты лицом вглубь острова.

Туристы приезжают сюда, чтобы понять:

  1. как статуи могли появиться на затерянном в океане островке,
  2. кто вытесал их,
  3. приволок на берег,
  4. водрузил на специально сделанные постаменты,
  5. увенчал увесистыми головными уборами?

Стоит сказать, что на днях британские учёные заявили, что вроде бы разгадали тайну красных шапок. Исследователи нашли каменоломню, где изготавливались таинственные головные уборы. Открыть её экспертам помогла дорога, по которой камни от каменоломни доставлялись к статуям.

Сама каменоломня располагалась внутри кратера вулкана, а добытые в ней глыбы перекатывали вручную или с помощью стволов деревьев к месту, где стояли моаи. Однако каким образом камни поднимали и устанавливали на голову статуи, пока остаётся тайной.

И ещё одна загадка кроется в старых картах, на которых около острова Пасхи изображены другие территории. По местным легендам, они медленно спускались под воду, пока совсем не исчезли. Другие предания рассказывают о катастрофе: об огненном посохе бога Увоке, расколовшем землю.

Некоторые ученые предполагают, что до сих пор существует некий орден пасхальцев, который сохраняет секреты предков и скрывает их от непосвященных в древние знания.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо

чили

пещеры

загадки

туристы

истуканы

остров пасхи

Как добраться

Добраться до острова Пасхи можно двумя способами: на самолете или на водном судне. Выбирая авиацию, будьте готовы к пересадкам, ведь рейсы совершаются только из двух мест. Направление обслуживает чилийский оператор LATAM Chile, организующий рейсы из воздушной гавани Сантьяго и перуанского аэропорта Лимы «Хорхе Чавес».

Прогулка до острова Пасхи на яхте или корабле — очень дорогое удовольствие. Круизные лайнеры иногда включают остров в свой маршрут, но цены на билеты также высоки.

Фото статуй моаи на плато Аху Акиви, DK1974

По прибытию заказать экскурсию к статуям моаи можно через отельных гидов или местных туроператоров. Туризм на острове Пасхи — основной источник доходов у населения, поэтому проблем с поиском проводника не возникнет. Самостоятельные путешественники могут дойти до моаи пешком, доехать на такси, велосипеде, мопеде, квадроцикле или машине. Весь транспорт сдается в аренду.

Расстояние до самого популярного Аху Тонгарики от аэропорта Матавери составляет примерно 20 км. На машине их получится преодолеть за 30–40 минут:

Аху Акиви, Аху Тахаи и ряд других площадок располагаются гораздо ближе, в радиусе 10 км от Анга-Роа.

Статуи острова Пасхи: видео

История острова Пасхи

В 1722 г. эскадра из 3-х кораблей под командованием нидерландского путешественника, адмирала Якоба Роггевена (нидерл. Jacob Roggeveen; 1659-1729 гг.), держащая путь из Южной Америки в поисках богатств Неведомой Южной земли (лат.Terra Australis Incognita), в воскресенье 7 апреля, день христианской Пасхи, обнаружила в южном районе Тихого океана небольшой остров.

На совете, собранном адмиралом, капитаны кораблей подписали резолюцию, провозглашавшую открытие нового о-ва. Удивленные путешественники обнаружили, что на острове Пасхи (так его сразу окрестили мореплаватели) мирно уживаются три различные расы: краснокожие, чернокожие и белые люди. Местные жители неодинаково встретили путешественников: кто-то дружелюбно махал руками, а кто-то забрасывал камнями непрошенных гостей.

Сформированный серией больших вулканических извержений, уединенный остров на протяжении миллионов лет служил местом обитания колоний морских птиц. А его крутые, обрывистые берега обозначали путь навигации для кораблей полинезийских мореплавателей.

Легенды гласят, что около 1200 лет тому назад на песчаном пляже Анакена (рап. Anakena) сошел король Hotu Mato-a и взялся за колонизацию острова. Потом, в течение многих столетий, на этом затерянном в океане о-ве существовало таинственное общество. По неведомым причинам, островитяне занимались высечением гигантских статуй, известных как «моаи». Эти истуканы сегодня считаются одними из самых необъяснимых древних артефактов на Земле.

Островитяне строили деревни из домов необычной, эллипсообразной формы. Предположительно, вновь прибывшие поселенцы приспособили для временного жилья свои лодки, перевернув их вверх дном. Потом и дома стали строить подобным образом, большинство из сотен таких построек было уничтожено миссионерами.

Ко времени открытия о-ва, его население составляло 3-4 тыс. чел. Первые поселенцы нашли на острове пышную растительность. Здесь в изобилии росли гигантские пальмы (в высоту достигающие до 25 м.), которые вырубались для строительства жилищ и лодок. Люди завезли сюда различные растения, которые прекрасно прижились в обогащенной вулканическим пеплом почве. К 1500 г. население острова уже составляло 7 — 9 тыс. человек.

По мере роста населения, сформировались отдельные кланы, сконцентрированные в разных частях острова Пасхи, связанные общим строительством изваяний и культом, возникшим вокруг них.

В 1862 г. перуанские работорговцы вывезли большую часть жителей о-ва, разрушили их самобытную культуру. В 1888 г. Рапа-Нуи был присоединен к Чили. На сегодняшний день островитяне занимаются рыболовством, земледелием — выращиванием сахарного тростника, таро, бататов, бананов, а также трудятся на скотоводческих фермах и мастерят сувениры для туристов.

Раскопки на острове

Расширяя представление людей об этой одной из самых таинственных территорий планеты, археологи первой авторитетной экспедиции 1914 г. установили, что видные на поверхности исполинские головы в действительности сидят на туловищах, частично опустившихся в грунт в результате природной эрозии почвы. Однако сведения об этом открытии не были обнародованы еще несколько десятилетий.

В ходе раскопок были найдены также базальтовые глыбы с вырезанным на них рисунком полумесяца. Ученые предположили, что картинки эти символизировали каноэ, запечатлев память о культуре предков. Для островитян, постепенно утрачивающих историческую информацию, этот шаг означал способ самоидентификации.

Международная команда американских, новозеландских и чилийских археологов нашли научные аргументы и в пользу того, что фигуры моаи возводили, якобы, для улучшения урожайности земли. Химический анализ показал наличие в почве ценных элементов, входящих в состав современных удобрений.

Занятия и праздники древних рапануйцев

Древние рапануйцы знали толк в сельском хозяйстве. Они вырубали деревья для постройки жилищ, лодок, для очистки места под посевы, для перемещения моаи. Результатом интенсивной деятельности аборигенов стало уничтожение лесов и вследствие этого — эрозия почвы, приведшая к недостатку пищи и массовому голоду. За несколько десятилетий население резко сократилось.

Среди рапануйцев была широко распространена рыбная ловля. Они умели делать пироги и считались одними из самых лучших пловцов и моряков, которые даже на таких примитивных судах, а точнее, — элементарных лодках, — способны были пересечь океан.

Островитяне умели изготавливать полированные крючки из камня, что также свидетельствует о высоком уровне их цивилизации. Охотились они и на черепах, которые водились здесь в ранние годы в изобилии, как, впрочем, и другая живность.

Сейчас остров Пасхи представляет собой голую местность, однако тысячу лет назад здесь росли непроходимые леса. Первые поселенцы использовали вулканические склоны для разведения батата и ямса. Предания сообщают, что семена культурных растений привезли со своей родины полинезийцы.

Исчезновение цивилизации

В результате уничтожения лесов на острове Пасхи произошла антропогенная катастрофа: исчезли источники питания и материал для постройки каноэ и жилищ. Сократился лов рыбы, и голодающие островитяне вынуждены были воевать за плодородные участки. Все это привело к уменьшению числа местных жителей.

Одним из этапов жизни островитян стало и то, что перуанские солдаты, совершившие нападение на остров, захватили их в рабство и вывезли в Перу, после чего здесь осталось всего несколько десятков человек. В конце ХIХ века территория острова Пасхи была присоединена к Чили.

Климат, погода и лучшее время для посещения

Климат острова теплый, субтропический с довольно умеренной температурой воздуха, благодаря соседству прохладного океанского течения и расположению близко к южной границе области летних юго-восточных воздушных масс.

Инфраструктура и транспорт

Автомобильные трассы с твердым покрытием сконцентрированы здесь в основном вокруг главного города Анга-Роа и в районе аэропорта. Остальные дороги покрыты гудроном.

Пляжи острова Пасхи

На Рапа-Нуи всего два пляжа с песчаным покрытием. На севере — знаменитый Анакена (Anakena), один из немногих, официально одобренных для купания, а также подходящий для серфинга. На юге — опоясанный колоритными горами, безлюдный Овахе: краса и предмет гордости островитян.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector