Исаакиевский собор в санкт-петербурге

Содержание:

Расписание богослужений

Кроме маршрута необходимо еще знать режим работы Исаакиевского собора в Санкт Петербурге.

Ежедневно с 10:30 до 18:00. выходным днем принято считать среду. Кассы с продажей билетов работают до 17.30. С 1 мая по 30 сентября с 18.00 до 22.30 можно посетить вечернюю экскурсию «Художественное убранство Исаакиевского собора».

Есть еще также и определенный порядок проведения богослужений в Исаакиевском соборе Санкт Петербурге. Необходимо помнить о том, что на территории храма работает историко-художественный музей. Но богослужения проводятся регулярно, по воскресным дням и всем Великим праздникам. Прочие службы ведутся как и в обычных храмах. Для более детальной информации можно позвонить в храм или зайти на сайт обители.

Как бы там не было, Санкт-Петербург очень красивый город и туда стоит поехать. А вот посетите Вы данный храм или нет – это уже другой вопрос. Если Вы все-таки решите потратите немного времени на него, то поверьте, он Вас не разочарует.

Храни Вас Господь!

Православные монастыри, соборы и церкви

собор

Освящение собора

Освящение Исаакиевского собора проходило очень торжественно — 30 мая 1858 года. На семичасовой церемонии присутствовал Александр II. Вокруг собора оборудовали платные места для зрителей. Билеты стоили недешево, до 100 рублей. Был проведен крестный ход. Особое впечатление на зрителей произвел церковный хор из более тысячи певчих.

Не все оценили новый храм, и некоторое время собор называли «чернильница», намекая на пропорции сооружения.

А вы знали? О. Монферран хотел быть похороненным в соборе, которому посвятил 40 лет жизни. Император не разрешил этого сделать. Вдова архитектора увезла его тело в Париж, там его и похоронили.

История строительства собора

История Исаакиевского собора началась задолго до строительства того самого здания, которое мы можем видеть в городе Санкт-Петербурге сейчас, на Исаакиевской площади 4. Церковь сменила два местоположения. И только на третьем месте обосновалось окончательно.

В 1707 году была освящена временная деревянная Исаакиевская церковь, расположенная напротив Адмиралтейства. И только 6 августа 1717 года царь Петр I заложил первый камень Исаакиевской церкви, но уже каменной, недалеко у реки Невы. Там где сейчас располагается памятник «Медный всадник». Каменная церковь строилась около 10 лет, но из-за близкого расположения речных вод и неустойчивого грунта, она дала трещины. Вторая Исаакиевская церковь была разобрана в 1763 году.

И лишь спустя пять лет, по указу Екатерины II, в 1768 году, в память о Петре I, началось строительство уже третьей по счёту Исаакиевской церкви. Строительство длилось долгих 34 года. Проект для новой церкви был разработан Антонио Ринальди — пять красивейших куполов и высокая изящная колокольня, облицованные мрамором. Но этому проекту не суждено было сбыться. Смерть царицы и отъезд Ринальди за границу внесли свои коррективы. Церковь достраивал Винченцо Бренна, по приказу царя Павла I. Здание достроили «как смогли», учитывая отсутствие средств и нужных материалов. Церковь вызывала много насмешек из-за своего неказистого образа – низ был возведён из красивейшего мрамора, а на верх клали обычные кирпичи. Александром I было принято решение об очередной перестройке церкви. В 1809 году был объявлен конкурс, а в 1818 году по проекту французского архитектора Огюста Монферрана началось строительство храма, с обязательным условием – сохранить большую часть церкви, созданной по проекту Ринальди.

Где остановиться

Туристам стоит заранее задуматься, а где же они будут жить в Санкт-Петербурге в период знакомства с его достопримечательностями. Рядом с Исаакиевским собором находится три гостиницы – «Англетер», «Астория», «Ренессанс балтик».

  • «Ренессанс балтик» – это пятизвездочный отель, который предлагает гостям города на Неве поселиться в уютных одно- или двухместных номерах.
  • «Англетер» – гостиница, известная прежде всего тем, что именно здесь свел счеты с жизнью Сергей Есенин. Сегодня это современный комплекс, где гости найдут все необходимое.
  • «Астория» – одна из знаменитых питерских гостиниц, в которой останавливались многие известнейшие люди.

Как создавался четвертый собор

Решено было строить новое сооружение, которое могло восхитить и удивить весь мир своими размерами, архитектурой, роскошью.

Александр I решил провести конкурс и с его помощью выбрать проект и архитектора. Основным условием было – сохранить алтари старого храма. Это условие и стало проблемой. Опытные архитекторы понимали, как сложно объединить новые и старые части здания. Был очень велик риск проседания сооружения, что впоследствии могло привести к разрушению. Все представленные на конкурс проекты предполагали полный снос старого здания. Ни один проект не был выбран.

В 1813 году был проведен еще один конкурс, который завершился так же, как и предыдущий. Император от своей идеи не отказался, но решил обойтись без конкурса.

В 1816 году создали комитет, основной задачей которого было улучшение архитектурного облика Петербурга. Членами комитета были опытные специалисты в области строительства, возглавил комитет Агустин Бетанкур – талантливый инженер. Именно ему Александр I поручил найти архитектора для строительства собора. Бетанкур предложил кандидатуру француза Огюста Монферрана.

Строительство, которое длилось 40 лет

Многие были удивлены такому выбору, так как Монферран не имел опыта строительства подобных сооружений и был более известен как художник. Француз работал над проектом почти год и результатом этих трудов стали 24 эскиза. И хотя его эскизы не были совершенными, опытные архитекторы критиковали некоторые решения, император назначил Монферрана придворным архитектором и утвердил его работу.

Недостатки проекта

В 1818 году Монферран был назначен на свою должность, а через 2 года издал альбом, в котором были эскизы будущего храма. На архитектора обрушился шквал критики, причем вполне обоснованной. Специалисты указывали на ряд недостатков, таких как недостаточная прочность фундамента, неправильная конструкция основного купола. Были и те, кто завидовал успехам молодого архитектора, и кроме справедливой критики допускали личные выпады.

Была создана специальная комиссия, которая рассмотрела все претензии и пришла к выводу – проект необходимо доработать. К этому моменту на строительство потратили почти 5 000 000 рублей, начали разбирать старое здание и сооружение фундамента, так что более целесообразно было переделать проект, чем отказаться от него. Строительство приостановили.

Кроме того, комиссия провела проверку расходования материалов и денежных средств. Проверяющий сообщил о растрате. После проверки Монферран был отстранен, как сейчас говорят, от денежных потоков.

Новый проект

Император распорядился переделать проект. Члены комиссии, опытные русские архитекторы, 3 месяца работали над ошибками Монферрана, который согласился с мнением более опытных коллег. Француз исправил расчеты, неточности, учел замечания членов комиссии и рассмотрел их предложения, после чего разработал новый проект, более совершенный.

По этому проекту здание становилось более пропорциональным, менялось внутреннее пространство, коснулись изменения и главного купола. Изменения были одобрены императором в 1825 году. Монферран сохранил свою должность – эту битву он выиграл, но впереди были 40 сложных лет.

Где находится и как добраться

Расположен Исаакиевский собор по адресу: Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, строение 4.

  • Телефон канцелярии 31-44-096;
  • экскурсионного отдела – 31-59-732;
  • референта – 31-54-361;
  • код – 812.

Как добраться:

  • На метро: доехав до станции Адмиралтейская, выйдите в город и пройдите два квартала по Малой Морской. От станций Спасская, Садовая, Сенная площадь можно выйти на площадь Сенную, откуда повернуть в переулок Гривцова. Дойдя до набережной Мойки, снова сверните налево, и через пару минут вы окажетесь у храма.
  • Доехать до собора можно и автобусами №27, 2, 22.
  • Сюда довезут троллейбусы №22 или 5.

Православный храм

Так как Исаакиевский собор является не только музеем, но и православным храмом, для женщин не лишним будет захватить платок, чтобы покрыть голову. Нарядов с декольте, а также коротких юбок или шорт стоит избегать. Оптимально будет надеть скромное платье средней или максимальной длины. Тем не менее, даже если вы придете в джинсах, вас пропустят, а если забыли свой головной убор, то его любезно предоставят бесплатно при входе в лавру, но все же с точки зрения гигиены оптимально иметь свой платок.

В храме проходят утренние и вечерние службы в 9.00 и 16.00, ежедневно, кроме среды. С более подробным расписанием можно ознакомиться здесь.

История Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге кратко

В соборе крестили членов императорской семьи, храм являлся центром городских празднеств. Тем не менее, с него долго не снимали строительные леса. Официальная версия гласила, что храм требует периодического ремонта. Но по городу ходили слухи, что, если леса убрать, то дому Романовых придет конец.

В 1920 году из Исаакиевского собора была вывезена масса драгоценных металлов, камней, икон. В 1928 году храм был передан Главнауке, с него сняли колокола, в юго-западную колокольню добавили шахту лифта. В 1931 году в нем открыли музей, установили и запустили маятник Фуко в Исаакиевском соборе, как триумф науки над религией.

Фасад храма практически не пострадал во время бомбежек блокадного Ленинграда, но его интерьеру был нанесен немалый ущерб. Собор не отапливался зимой и промерз настолько, что внутренние колонны покрылись инеем. Весной по стенам потекла вода, испортившая множество картин и гравюр.

Интерьеры собора

Ротонда Исаакиевского собора

Роскошное внутреннее убранство храма и его масштабы поражают воображение. Здесь устроено сразу три алтаря. Главный из них посвящен Исаакию Далматскому, правый – Александру Невскому, левый – Мученице Екатерине. Интерьерные плоскости отделаны ценными породами камня: малахитом, мрамором, лазуритом, алевролитовым сланцем, шунгитом и так далее. Отдельные сюжеты выполнены с использованием позолоченной бронзы, стеклянной и каменной мозаики.

Над картинами здесь работали многие знаменитые русские художники XIX века: К. Брюллов, Ф. Рисс, Ф. Бруни, И. Бурухин и другие. Среди скульпторов трудились П. Клод, И. Витали, Н. Пименов. В окне главного алтаря присутствует такой необычный для православного храма элемент как витраж. Он изображает сцену воскрешения Спасителя. Эскизы и непосредственное воплощение такой большой стеклянной картины (более 28 метров квадратных) – творчество немецких мастеров.

Интерьер Исаакиевского собора

В целом, внутри храма разместилось больше 150 шедевров от мастеров русской живописи. Роспись Исаакиевского собора проходила не без трудностей: классические фрески были признаны методом, непригодным из-за климатических особенностей местности. Художники приняли решение расписывать интерьер масляными красками, но и эта идея оказалась не самой удачной: грунт плохо сох, отставал от основы. Из-за этого художникам приходилось иногда переписывать заново целые картины.

Только в 1855 году был изобретен пригодный к росписям состав. Кроме того, стены начали украшать мозаиками, которые было значительно проще воплотить в здешних климатических условиях. Эти наборные панно получили очень высокую оценку на Всемирной выставке в Лондоне, проходившей в 1862 году. Эффектное сочетание позолоты, цветного стекла и камня создает возвышенную атмосферу внутри храма.

Под куполом: Богоматерь в окружении святыхИконостасПотолок

Это интересно: Иверский Самарский женский монастырь — в общих чертах

Конкурс проектов нового собора.

В ноябре 1800 года Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Этому решению предшествовал конкурс на лучший проект нового храма, проведенный в 1799 г. В этом конкурсе участвовали: выдающийся зодчий строгого классицизма Чарльз Камерон, только что прибывший в Россию архитектор Жан Тома де Томон и живописец-декоратор, мастер паркостроения, Пьетро Гонзаго. Однако ни одному из конкурсантов не удалось найти решения, которое бы удовлетворило требованию монарха включить в проект колоннаду, подобную римской. Более всех проектов Павлу понравился проект Ч.Камерона, который задумал охватить невысокими колоннадами площадь перед западным фасадом собора без выхода на Невский проспект. В ноябре 1800 года Павел предписывает петербургскому губернатору фон Палену: «Я поручил архитектору Камерону составить проект Казанской церкви в Петербурге. Уведомляю Вас о сем для того, чтобы вы оказали ему содействие, сделав распоряжение. Благосклонный к Вам Павел». Однако вскоре произошел неожиданный поворот. 14 ноября того же года император утвердил другой проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим А.Н.Воронихиным. Бывший крепостной графа А.С.Строганова в 1797 г. получил от Академии художеств звание академика перспективной и миниатюрной живописи и только в 1800 г., по представлению президента Академии Строганова, — звание архитектора. Не исключено, что в выборе Павла I между проектами Камерона и Воронихина сказывалась его неприязнь к Камерону, пользовавшемуся благосклонностью Екатерины II. В то же время император считался с мнением графа Строганова, который сыграл решающую роль в утверждении проекта Воронихина. После долгих  творческих поисков, Воронихин находит оригинальное решение. Проект Воронихина действительно очень напоминает собор святого Петра в Риме. Однако колоннады римского храма, пристроенные Бернини через сто лет после долголетнего строительства собора святого Петра, играют вспомогательную роль, лишь формируя площадь перед собором. А колоннады Воронихина органически связаны с массивом собора и включают собор в ансамбль Невского проспекта. Купол более стройный и легкий, чем купол собора святого Петра, и во многом напоминает купол парижского Дома инвалидов или церкви св.Женевьевы (Пантеон). Кроме того, колоннады Казанского собора скрывают определенную асимметрию храма. По православной традиции главным входом в собор является западный, напротив которого, с восточной стороны, размещается алтарь. Поэтому у Казанского собора, представлявшего в плане латинский (вытянутый) крест, основной вход ориентирован не на Невский проспект — парадную коммуникацию города, а на узкую Большую Мещанскую улицу. Купол же расположен не в центре храма, а значительно сдвинут от него в сторону востока. Эта асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Виден только купол, находящийся между двумя крылами колоннады, создающих зрительную иллюзию его центрального положения в самом здании. По проекту предполагалось возведение двух колоннад — с северной и с южной стороны храма и создание вокруг храма трех площадей — с северной, южной и западной сторон. Колоннады завершаются боковыми порталами — проездами со стороны набережной Екатерининского канала и Большой Мещанской улиц. В связи с начавшимся строительством была реконструирована вся прилегающая территория. Собор возводился южнее церкви Рождества Богородицы, которая оставалась на месте до конца строительства собора. Работы развернулись 22 ноября 1800 г., через восемь дней после утверждения проекта Воронихина. Павел I приказал: «Для построения Казанской церкви по конформированному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину». К январю 1801 года была составлена расходная смета и определены сроки строительства. Комиссия определила расходную смету в сумме 2 843 434 руб. и, подчиняясь повелению Императора, обязалась построить собор в три года. Павел собственноручно определил жалование архитектору три тысячи рублей в год. Сумма по тем времена большая, учитывая, что рабочий каменщик получал не более трехсот рублей в год.

Экскурсии

В Исаакиевском соборе проводятся тематические экскурсии, билеты на которые можно приобрести в кассах музея. Для организованных групп необходима предварительная запись.

Название Описание Стоимость билета
Художественное убранство Исаакиевского собора Интерьер собора как образец синтеза различных видов монументально-декоративного искусства Группа от 1 до 5 человек: 600 руб. Группа от 6 до 20 человек: 1 000 руб.

Группа от 21 до 30 человек: 1 500 руб.

Скульптура Исаакиевского собора Рассказ о пластическом убранстве интерьера и наружной скульптуре собора 400 руб.
Библейские сюжеты в живописи Исаакиевского собора Знакомство росписями на сюжеты Ветхого и Нового Завета. Рассказ об основных живописных работах. 400 руб.
Чтобы помнили… Мемориальная выставка в подвале собора посвященная подвигу музейных работников в военные годы. Экскурсия проводится по предварительной записи бесплатно

Для посетителей с ограниченными возможностями в Исаакиевском соборе предусмотрена дополнительная услуга – посещение смотровой площадки с экскурсией.

Экскурсионные программы

Государственный музей-памятник Исаакиевский собор организует автобусные и теплоходные экскурсии по храмам Петербурга. Билеты на прогулку можно приобрести как в кассах, так и на официальном сайте музея. Экскурсии проводятся не каждый день, о датах и времени необходимо уточнить заранее.

Название Программа Продолжительность Стоимость билета
Соборное кольцо Исаакиевский собор с подъемом на колоннаду, Князь-Владимирский собор, Спаса на крови, Музей камня 4 часа 30 минут Полный: 1 200 руб. Льготный: 600 руб.
Небесные покровители и святыни Санкт-Петербурга Часовня Ксении Петербургской, Казанский собор и Иоанновский женский монастырь 3 часа 30 минут Полный: 600 руб. Льготный: 400 руб.
Венценосная семья – Царское село Екатерининский дворец, Государева ратная палата, Феодоровский Государев собор 6 часов Полный: 1 500 руб. Льготный: 800 руб.
Венценосная семья — Петергоф Дворец Петра I в Стрельне, Большой Петергофский дворец, Нижний парк 7 часов Полный: 1 500 руб. Льготный: 800 руб.
Династия Романовых – XVIII век Проводится для организованных групп по предварительной записи. Медный всадник, памятник Екатерине II на площади Островского, Памятник Павлу I, Петропавловский собор, Казанский собор 3 часа 30 минут Стоимость зависит от количества участников
Подвиг блокадного Ленинграда Монумент героической обороне Ленинграда, Московский парк Победы, мемориальная экспозиция Исаакиевсого собора 3 часа 30 минут Полный: 650 руб. Льготный: 500 руб.
Название Программа Продолжительность Стоимость
Соборное кольцо Спас на Крови, теплоходная прогулка по рекам и каналам, Исаакиевский собор 3 часа Полный: 1 200 руб. Льготный: 600 руб.
Северная Венеция Реки и каналы Петербурга. Маршрут проходит по Фонтанке, Мойке и каналу Грибоедова 1 час Полный: 600 руб. Льготный: 400 руб.

К льготной категории граждан относятся:

  • школьники от 7 до 18 лет
  • студенты
  • пенсионеры

При покупке тура необходимо предъявить соответствующие документы.

Колокольня

Звонницы Исаакиевского собора расположены по углам главного здания. Колокола изготовлены из сплава меди, олова и серебра. Их отливали на заводе Ивана Стуколкина на Малой Охте в 1845-1846 годах. Для отливки с Монетного Двора было отпущено 4 тысячи пудов старинных сибирских пятаков.

Звонница

  • В 1848 году на северо-западной колокольне установлен главный колокол весом 30 тонн, украшенный изображениями государей России. Масса языка этого колокола составляла одну тонну.
  • На северо-восточной звоннице установили второй по величине колокол — Воскресный, массой 15 тонн
  • На юго-западной стороне — Полиелейный колокол для благовеста в средние полиелейные праздники
  • На юго-восточной звоннице — восемь колоколов различных размеров.

Большое число жителей Санкт-Петербурга собиралось в Исаакиевском соборе и рядом с ним в дни празднования Светлого Христова Воскресенья, когда после трех выстрелов пушки Петропавловской крепости начинал звенеть главный колокол храма. После звона раздавался звук колоколов звонниц города.

Огромной утратой стало снятие и переплавка колоколов в 30-е годы. В 2012 году принято решение о воссоздании. Первым в декабре этого же года установлен Полиелейный колокол. Затем в декабре 2013 года на юго-восточную звонницу подняли 14 колоколов.

Колокол Благовест весом в 16 тонн подняли на северо-западную звонницу 30 ноября 2015 года. Это самый большой колокол на звоннице храма. Главный колокол первоначально весил 30,5 тонн. Его восстанавливать пока не планируется — на его месте находится лифт.

В день звон колоколов Исаакия горожане могут услышать три раза. В 9:00, во время утренней службы, в 16:00 — во время вечерней, а в полдень одновременно с пушкой Петропавловского собора звонит колокол Благовест, отбивая 12 раз.

Интерьеры храма

Исаакиевский собор – единственный собор, в отделке которого использовано много природного цветного камня. Камнерезные работы выполнены с величайшим мастерством. Стены и пол выложены плитами из русского, французского, итальянского мрамора. Стены облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. При отделке использовано 16 тонн малахита, 500 кг лазурита, 400 кг золота, 1000 тонн бронзы.

Собор изнутри расписывали маслом, но высокая влажность мешала работе. Масляную роспись заменили мозаичными панно из смальты. Живописные и мозаичные картины лучших художников, посвященные библейским и евангельским сюжетам, украсили храм. Коллекция состоит из 103 стенных росписей и 52 картин на холсте, созданных русскими мастерами: Огюст Монферран был против привлечения к работе иностранных художников.

Над северными дверями – роспись «Чудесное насыщение пятью хлебами пяти тысяч голодающих». Главный купол украшен росписью «Богоматерь во славе» работы Карла Павловича Брюллова.

Сюжет росписи площадью 816 квадратных метров – молящаяся Богоматерь с предстоящими Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом. Рядом с ними – святые покровители дома Романовых. Композицию плафона венчает посеребренная скульптура голубя – символа Святого Духа. Под куполом на стальном тросе на 80-метровой высоте парит полутораметровая фигура голубя.

Карл Брюллов, расписывавший купол, поплатился жизнью. Во время работы на лесах простудился, заболел – лечение за границей не помогло, художник умер.

Восхищает мастерство мозаичистов: издали мозаика смотрится, как живопись, структура полотна видна лишь вблизи. 62 мозаики украшают храм, в том числе:

  • Тайная вечеря;
  • Бичевание;
  • Поцелуй Иуды;
  • Несение креста.

Иконы

Иконы расположены в богато орнаментированных мраморных рамах в 20 нишах. Под ними – на бордовом мраморе поясняющие надписи золоченой бронзой. Работа профессора Флорентийской академии художеств Чезаре Муссони «Крещение Господа», В. Сазонова «Блудный сын» и «Милосердие самарянина», работы кисти К. Штейбена «Святые праведные Иоаким и Анна», «Распятие».

Кисти известного художника Т.А.Неффа принадлежат полотна:

  • Рождение Богоматери;
  • Сошествие Святого Духа на апостолов;
  • Вознесенье Господне;
  • Введение Богоматери в храм;
  • Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня;
  • Иисус посылает свой образ Авгарию;
  • Покров Пресвятой Богородицы.

Стены и окна

Стены, из плоскости которых выступали 12 статуй ангелов, облицованы белым мрамором. Все скульптуры в храме выполнены из меди. Через высокие арочные окна в собор льется умиротворяющий свет, отражаясь в меди, играет, создавая торжественную и праздничную обстановку.

Между фигурами ангелов – живописное изображение 12 апостолов кисти художника Басина. Окно главного алтаря украшено изготовленным в Германии витражом воскресшего Спасителя.

Витраж – нетипичный элемент русской церковной архитектуры. Во время богослужений, когда открываются царские врата, перед прихожанами возникал образ Христа, будто спускающегося с небес. Торжественность и трепет явлению придавало освещение витража газовыми горелками: на фоне языков пламени фигура Иисуса Христа оживала.

Алтарь и иконостас

В храме три алтаря. Главный посвящен Исаакию Далматскому, алтарь справа – святой великомученице Екатерине, левый – святому благоверному князю Александру Невскому. Иконостас главного алтаря облицован белым мрамором, украшен колоннами из уральского малахита в стиле русской мозаики.

Царские врата украшены двумя колоннами из афганского лазурита и скульптурной группой «Христос во славе». В таком количестве лазурит не использован нигде в мире. В храме установлен маятник Фуко, показывающий, что земля вертится.

Фото Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге

  • Изображение этого храма известно каждому, кто интересуется архитектурой Санкт-Петербурга.
  • Рассматривать строение можно с каждой стороны, отмечая все новые и новые детали.
  • С высоты храм выглядит не менее прекрасно и внушительно.
  • Ночью собор подсвечивается, создавая волшебную атмосферу вокруг.
  • Фото внутри Исаакиевского собора позволяют передать лишь малую часть его великолепного убранства.
  • Голубь, который является символом Святого Духа, парит в вышине, под главным куполом.
  • Многочисленные скульптуры видны издалека.
  • Поднявшись на колоннаду, можно полюбоваться панорамой города.

Стоимость экскурсий в Исаакиевском соборе

Туристы могут отправиться как на групповую, так и на индивидуальную экскурсию. В случае если вы выбираете индивидуальную программу, время начала прогулки с гидом зависит от ваших пожеланий. Расписание же групповых экскурсий оговорено заранее.

Исаакиевский собор снаружи и внутри

Обзорная экскурсия, которая позволит вам узнать все об одной из главных достопримечательностей Петербурга. Гид расскажет и об этапе строительства, и об истории, и о тех, чьи имена навсегда связаны с собором. Узнаете, как собор стал домом для детей Ленинграда во времена блокады, о том, как он помог сохранить главные сокровища России в период войны. Конечно, экскурсовод поведает участникам экскурсии не только проверенные факты, но и тайны, которые окутывают это место.

Продолжительность: 2 часа.

Стоимость: 590 рублей. Это групповая экскурсия, стоимость указана за 1 человека. Максимальный размер группы – 10 участников. Входные билеты оплачиваются отдельно. Расписание: каждый понедельник, четверг, субботу и воскресенье в 10:00.

Подробнее об экскурсии «Исаакиевский собор снаружи и внутри»

Вокруг Исаакиевского собора

Исаакиевский собор прекрасен не только внутри, но и снаружи. Вокруг него достопримечательностей и интересных деталей не меньше, чем под сводами куполов. На этой экскурсии гид расскажет вам обо всех деталях Исаакиевской площади, которые не заметны с первого взгляда. Вы увидите собор, дворцы, улицы, старинные здания с другого ракурса, и сможете почувствовать историческую атмосферу этого места.

После программы, по желанию, вы можете самостоятельно посетить собор и колоннаду.

Продолжительность: 1 час.

Стоимость: 520 рублей за группу до 5 человек.

Подробнее об экскурсии «Вокруг Исаакиевского собора»

Обзорная экскурсия по Петербургу с посещением Исаакиевского собора

Эта экскурсия поможет вам познакомиться с главными достопримечательностями Петербурга в сопровождении опытного гида, который подробно расскажет о каждом из них.

В начале программы – поездка по набережной Невы, где вы увидите главные площади города – Дворцовую и Сенатскую, полюбуетесь Васильевским островом, Медным всадником, Петропавловской крепостью, Зимним дворцом, Летним садом и Марсовым полем. В процессе вы узнаете об истории города.

После обзорной поездки вас ждет посещение Исаакиевского собора. Гид расскажет о его строительстве, убранстве, необычных фактах и таинственных легендах. Внутри вас ждут фрески, мозаики, статуи и другие произведения искусства.

Продолжительность: 2,5 часа.

Стоимость: 1200 рублей. Это групповая экскурсия, стоимость указана за 1 человека. Максимальный размер группы – 25 участников. Входные билеты включены в стоимость.

Расписание: экскурсии проводятся по пятницам, начало в 10:30.

Подробнее об обзорной экскурсии по Петербургу с посещением Исаакиевского собора

Архитектура и легенды Исаакиевской площади

Эта экскурсия позволит познакомиться с архитектурой одного из самых красивых мест Петербурга – Исаакиевской площади. Вы узнаете о строительстве зданий и памятников, об их стилях и эпохах, в которые они были созданы. Гид расскажет о назначениях построек, а также о тайнах и легендах, живущих вокруг памятников архитектуры.

Продолжительность: 1 час.

Стоимость: 600 рублей за 1 человека. Это индивидуальная экскурсия для группы от 1 до 7 участников.

Подробнее об экскурсии «Архитектура и легенды Исаакиевской площади»

Правила поведения в соборе

В помещениях собора и на колоннаде запрещено:

  • находиться в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • приносить чемоданы, громоздкие сумки и рюкзаки;
  • передвигаться на роликовых коньках и кроссовках с колесами, велосипеде, самокате, скейтборде;
  • употреблять еду и напитки;
  • заходить за ограждения и в служебные помещения, облокачиваться на стойки и витрины храма;
  • оказывать услуги коммерческого и экскурсионного характера;
  • слушать музыку, петь и шуметь;
  • курить и мусорить;
  • приходить с животными;
  • производить профессиональную фото-и видеосъемку, а также съемку со вспышкой во время экскурсии.

Татьяна Лискер

Мифы и легенды Исаакиевского собора

Затянувшееся строительство храма, его неординарная архитектура и сложная история породили огромное количество слухов и мистических домыслов, часть из которых все же имеет под собой определенные основания.

Собор и династия Романовых

Даже после официального открытия собора в 1858 году здание постоянно ремонтировали, устраняя мелкие дефекты и недоделки. Леса, окружавшие храм, не разбирали, считая их демонтаж нецелесообразным. Так появилась легенда об их связи с правлением семьи Романовых. Горожане считали, что династия будет править, пока строительные леса не уберут. Это случилось в 1916 году, и уже через несколько месяцев последний царь отрекся от престола.

Пророчество о смерти архитектора

Существует легенда о предсказании известного провидца, который заявил, что архитектор Монферран будет жить до окончания строительства Исаакиевского собора. Многие очевидцы тех событий были уверены, что из-за пророчества мастер затягивал процесс его возведения. Никто точно не знает, было ли это на самом деле, но Монферран действительно умер почти сразу после освящения собора. Современники считали причиной скоропостижной смерти архитектора пренебрежительное отношение Александра II к многолетнему труду французского зодчего. Государь не подал руки ожидавшему благодарности архитектору, от чего тот впал в уныние и скончался.

Чудо во время блокады Ленинграда

Исаакиевский собор мистическим образом уцелел во время бомбардировок города. Естественно, многие жители Cеверной столицы поверили в то, что у прекрасного храма есть сильный небесный покровитель. Снаряды падали рядом, но прямого попадания в здание не было ни разу! Более того, в подвалах святыни хранились бесценные произведения искусства из дворцов Гатчины, Ломоносова, Павловска и Петродворца. Потеря этой части культурно-исторического наследия стала бы невосполнимой.

Однако у этого чуда нашлось вполне материалистическое объяснение. Вероятнее всего, войска неприятеля использовали купол собора в качестве ориентира для пристрелки, поэтому его сохранение для них имело стратегическое значение.

Исчезнувший малахит

Главный алтарь храма украшают малахитовые колонны, на изготовление которых ушло примерно 15 тонн первоклассного камня. После создания этих удивительных элементов внезапно прекратилась его добыча на территории России. Материалистическое объяснение – экономическая нерентабельность таких предприятий. Однако существует легенда, согласно которой хозяйку Медной горы оскорбило то, что её малахитом украсили православный собор, и она от обиды спрятала весь камень на недосягаемую глубину.

Пропадающие сваи

Как утверждали очевидцы, во время строительства фундамента происходило необъяснимое – только вбитые в землю сваи моментально исчезали. Многие считали, что место для возведения храма было выбрано не правильно, материалисты же были уверены, что причиной пропажи являлась болотистая почва. Существует миф, что процесс вбивания закончился только после получения письма из Америки, в котором была одна фраза – «Вы испортили мостовую».

Интерьеры

Внутреннее убранство базилики поражает своим великолепием. Стены украшены:

  • фресками
  • картинами
  • мозаикой
  • скульптурами и барельефами

В работах по оформлению интерьера принимали участие:

  • живописцы — П.В. Васин, В. Шебуев, К.Брюллов, Ф.Бруни
  • ваятели – И.Витали, С.С. Пименов, П.К. Клодт, А.В. Логановский

Мозаичные полотна составлены из кусочков поделочного камня разных оттенков.

Собор имеет сразу 3 алтаря. Они посвящены памяти:

  • Исаакия Далматского – покровителя Санкт Петербурга (центральный)
  • великомученицы Екатерины (правый)
  • святого князя Александра Невского (левый)

Пространство за главным иконостасом занимает разноцветный витраж «Воскресение Христа». У царских ворот размещена скульптурная композиция «Христос во славе».

Где находится и как добраться

Расположен Исаакиевский собор по адресу: Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, строение 4.

  • Телефон канцелярии 31-44-096;
  • экскурсионного отдела – 31-59-732;
  • референта – 31-54-361;
  • код – 812.

Как добраться:

  • На метро: доехав до станции Адмиралтейская, выйдите в город и пройдите два квартала по Малой Морской. От станций Спасская, Садовая, Сенная площадь можно выйти на площадь Сенную, откуда повернуть в переулок Гривцова. Дойдя до набережной Мойки, снова сверните налево, и через пару минут вы окажетесь у храма.
  • Доехать до собора можно и автобусами №27, 2, 22.
  • Сюда довезут троллейбусы №22 или 5.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector