Исаакиевский собор: стоимость билетов 2021 и режим работы, как добраться и официальный сайт

История строительства

Собор св. Исаакия Далматского представляет собой эталон классического стиля в архитектуре. Его правильные формы и строгое убранство соответствуют духу Санкт-Петербурга.

Первая церковь

По распоряжению Петра I рядом с Адмиралтейством был выделен участок для небольшой церкви. Она предназначалась для работников верфи. Под храм решили переоборудовать чертежный сарай. Работами руководил архитектор из Голландии Герман ван Болес.

Одноэтажное здание увенчали шпилем и возвели небольшой купол над алтарным пространством. Богослужения в церкви начались в 1710 г. На службах часто присутствовал царь. Именно ему принадлежала идея дать имя храму в честь святого, в день памяти которого он родился. В 1712 г. в церкви провели венчание Петра I со второй супругой – Екатериной Алексеевной. Исаакий стал не только покровителем царской семьи, но и всего нового города.

По мере разрастания города, церковь уже не могла удовлетворить нужды прихожан. Корпус был маленьким и тесным, не вмещающим всех желающих. Потому решили построить новое здание на берегу Невы. Деревянный остов разобрали.

Вторая церковь

Камень в фундамент нового храма был торжественно заложен Петром I в августе 1717 г. В строительных работах принимало участие несколько архитекторов:

  • Г. Маттарнови
  • Н.Гербель
  • Г.Киавери
  • Я.Неупокоев
  • М. Земцов

План и художественное оформление корпуса соответствовал тенденциям «петровского барокко». В разрезе основание напоминало латинский вытянутый крест. Внутри церковь делилась на 3 нефа и имела боковые притворы. Общая протяженность здания составляла 60,5 м, а максимальное расширение – 32,4 м. Практически никакого декора внутреннего интерьера не предусматривалось. Окна застеклили, а крышу покрыли железом.

Внешний облик Исаакия отчасти имел сходство с Петропавловским собором. Идентичность двух зданий усиливало наличие изящной звонницы, увенчанной шпилем. Она была оборудована часами-курантами, привезенными из Европы. Исаакиевская колокольня поднималась на высоту 27,4 м. Длина шпиля -13 м. Верхушка заканчивалась флюгером – фигурка ангела с крестом в руках. Иконостас для церкви расписывали московские иконописцы из мастерской И.Зарудного.

В 30 –х гг. 18 в церковь дважды сильно пострадала от удара молний. Были проведены восстановительные работы. Однако вскоре стало ясно, что место, где стоит корпус сильно подтапливается. Фундамент стало размывать. Обследование, проведенное архитектором С. Чевакинским в 1760 г., констатировало необходимость демонтажа и переноса здания на другой участок.

Третий собор

Сенат распорядился назначить Савву Чевакинского главным проектировщиком нового сооружения. Но, составленный им план не был реализован. В разработке эскиза деятельное участие приняла императрица Екатерина II. Она подсказала идею вновь обустроить звонницу над базиликой. Закладка фундамента была произведена в 1868 г. В честь этого знаменательного события даже отчеканили специальную памятную медаль. По приказу Екатерины II, для строительства собора привозили шлифованный камень и гранит из Финляндии.

Собственный план обустройства Исаакиевской церкви предложил итальянский зодчий А. Ринальди. Он предусматривал воздвижение колокольни и 5 куполов, в верхней части сооружения. Для облицовки стен архитектор рекомендовал использовать мрамор. Смерть императрицы не позволила воплотить идею в жизнь. Преемником Ринальди был назначен В. Бренне. Дефицит финансирования вынудили его внести значительные изменения в первоначальный рисунок здания. Оно стало меньшего размера и имело всего один купол. Высота колокольни также была сокращена. Мрамор, заготовленный для отделки, отдали в Михайловский замок.

Храм Исаакия получился малогабаритным и недостаточно красивым. Буквально сразу же после освящения в мае 1802 г, возник вопрос о его переделке.

Северная сторона

Надпись, выгравированная на фризе, гласит: «Господи, силою Твоею возвеселится царь». Фронтон украшает барельеф «Воскресение Христа» работы Лемера. Центральной фигурой является воскресший Христос в окружении ангелов. На заднем плане — испуганные стражи, и потрясенные увиденным женщины.

Пасха – самый светлый и праздник в православии. В честь него возжигают светильники на углах собора, которые удерживают преклонившие колени ангелы. По углам и на вершинах каждого фронтона установлены фигуры двенадцати учеников Спасителя, причем на вершинах помещены скульптуры евангелистов написавших Новый Завет.

Так слева на северном фронтоне скульптура Петра, держащего ключи от райских врат. Справа – изображение Павла. Меч в его руках — олицетворение ревностного служения Спасителю. В центре фигура Иоанна, рядом с ним орел, олицетворяющий полет богословской мысли. Ниши украшены скульптурами «Несение креста» и «Положение во гроб», автор которых скульптор Клодт.

Эль Греко посвящается. Рельефные картины Никоса Флороса (Греция)

Греческий скульптор Никос Флорос в год 400-летия со дня смерти Доменико Феотокопулоса, известного как Эль Греко (1541, Кандия – 1614, Толедо), желая отдать должное замечательному художнику греческого происхождения, создал две превосходные монументальные работы в уникальной технике. Скульптор был вдохновлен работами Эль Греко, маньеризмом художника венецианской школы, следующего византийской традиции, в которой цвет преобладает над линиями.

В 1563 Эль Греко в возрасте 22 лет уже имел титул «маэстро», то есть официально занимался профессией художника, будучи популярным и дорогостоящим. В 26-летнем возрасте критянин посетил Венецию, где был принят на обучение в мастерскую Тициана, некоторое время жил в Риме, и в 1577 году на 36-м году жизни переехал в Толедо. Расцвет его творчества приходится в основном на годы его жизни в Испании, в течение которых он сумел объединить всю полученную информацию и все впитанные им художественные влияния в свой собственный убедительный стиль, с внутренним смыслом и ритмом. Его стиль – сознательно ненатуралистичный, с долговязыми и острыми фигурами, серьезными и отстранёнными лицами, которые относят нас к подвижникам византийской иконописи. Анатомическая эластичность фигур, особая работа со светом (каждая фигура будто излучает свет), их спиральные движения и их иррациональная интерпретация подчеркивают духовный и мистический характер его творчества.

Известный греческий скульптор Никос Флорос, имеющий многочисленные награды и экспонирующий свои работы в музеях всего мира, воспроизводит две работы Эль Греко, используя редкое для произведений искусства современное сырье – цветной алюминий. Результат впечатляет: работы демонстрируют взрывную драматическую плотность, выразительность и излучение. Скульптор аккуратно следует геометрической и цветовой стилизации Эль Греко. Так диалектически развиваются отношения между работами обоих художников, а также  между работами и зрителем. Скульптор создал две несравнимых по красоте мозаично-рельефных картины (для создания монументальных пропорций понадобилось более 10 тысяч кусочков цветного алюминия), повторяя потусторонний, трансцендентный и таинственный характер работ Эль Греко и добившись эффекта нарисованной картины. Впервые в мировой практике картины Эль Греко «Снятие одежд с Христа» и «Воскресение  Христа» были воспроизведены в такой уникальной скульптурной технике вручную из мельчайших кусочков цветного алюминия.  Через работу с алюминием Флорос выражает свою душу, превращая обыденный материал, символизирующий современную культуру, в нечто, превосходящее воображение и  возвышенное, совсем не похожее на его первоначальное применение.

Произведения скульптора ранее были представлены в крупных музеях мира: в Национальном музее женщин в искусстве в Вашингтоне, во дворце Hofburg в Вене, в музее американского искусства Whitney, а также в музее Metropolitan в Нью-Йорке, в Археологическом музее в г. Салоники, дворце Мела Национального банка Греции в Афинах, во Дворце Великого Магистра на Родосе. 

Никос Флорос награжден за вклад в искусство  Первой премией музея костюмов Metropolitan за костюм RedQueen Elizabeth, Первой премией общества «Французское наследие» (костюм Silver Elizabeth I), Золотой медалью искусств и наук Фонда Альберта Швейцера в Вене. Образовательная система Бразилии включила работы скульптора в школьные учебники. 

После успешных выставок Никоса Флороса в России, прошедших под эгидой Департамента культуры Правительства Москвы и Министерства культуры Греции, скульптор получил приглашение от Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» в Санкт-Петербурге и Министерства культуры Греции представить  две уникальные работы в этом величественном  православном храме.

Это предложение явилось для скульптора настоящим вызовом, потому что его скульптуры должны были выразить уважение и трепет не только перед Эль Греко, но и перед именем Иисуса Христа.

Быть представленным в залах такого музея как Исаакиевский собор – огромная честь для скульптора, тем более что это первая в истории выставка греческого автора в данном соборе, являющемся одним из самых важных религиозных музеев России и крупнейших исторических государственных музеев-памятников, который посещает огромное количество туристов.

Мараи Георгус,
историк искусств

Master I & II SORBONNE-Paris IV, по теме «История искусств»
Образование в Лувре по гравюре и музееведению
Доктор наук по истории искусств
Член Греческой организации истории искусств

История

На самом деле современный Исаакиевский собор — далеко не первый петербургский храм, известный под таким названием. Его имя намного старше самого здания. Первоначально так называлась построенная в 1710 году деревянная церковь, которую основал сам Петр I для рабочих, занятых в судостроении. В ней же император венчался со своей супругой Екатериной Алексеевной. Храм был назван Исаакиевским в честь христианского монаха-отшельника Исаака Далматского, которого Петр считал своим святым покровителем.

Литография по рисунку первой Исаакиевской церкви (1845 год)

Спустя 7 лет стало ясно, что для быстро растущего города эта церковь слишком мала, и началось строительство второго храма — уже каменного. О том, каким он был, сегодня можно узнать лишь по сохранившимся рисункам и чертежам архитектора Гербеля. Это здание в результате решили демонтировать, поскольку его начала подмывать вода из Невы.

Южная сторона второй Исаакиевской святыни на рисунке Николая Гербеля (1721 год)

Третий собор строился с 1766 по 1802 год, однако тоже оказался неудачным. Ввиду нехватки средств роскошный дорогостоящий проект пришлось переделать, и в результате здание с красивым мраморным основанием было достроено кирпичом. Современники приняли его не слишком хорошо, по Санкт-Петербургу ходили насмешки и эпиграммы. Поэтому уже через 7 лет после торжественного открытия было принято решение о реконструкции и объявлен конкурс на лучший проект.

Изображение третьего собора на гравюре (И. Иванов, 1816 год)

Ни одна из конкурсных работ так и не пришлась императору по вкусу, и он перепоручил этот вопрос известному инженеру и чиновнику Августину Бетанкуру. Тот решил, что с задачей справится молодой архитектор Огюст Монферран, и оказался совершенно прав. В итоге именно Монферран составил план перестройки храма, в ходе которой от старого здания сохранилась лишь алтарная зона.

Портрет Огюста Монферрана (19 век) — известного зодчего, по плану которого выстроено современное здание Исаакиевского собора

Работы длились в общей сложности около 40 лет, потребовав участия более 400 тысяч человек. Наконец, в 1841 году здание было готово. Началась отделка, также затянувшаяся более чем на десятилетие. Весной 1858 года в Исаакиевском  соборе прошла церемония освящения.

История

На самом деле современный Исаакиевский собор — далеко не первый петербургский храм, известный под таким названием. Его имя намного старше самого здания. Первоначально так называлась построенная в 1710 году деревянная церковь, которую основал сам Петр I для рабочих, занятых в судостроении. В ней же император венчался со своей супругой Екатериной Алексеевной. Храм был назван Исаакиевским в честь христианского монаха-отшельника Исаака Далматского, которого Петр считал своим святым покровителем.

Литография по рисунку первой Исаакиевской церкви (1845 год)

Спустя 7 лет стало ясно, что для быстро растущего города эта церковь слишком мала, и началось строительство второго храма — уже каменного. О том, каким он был, сегодня можно узнать лишь по сохранившимся рисункам и чертежам архитектора Гербеля. Это здание в результате решили демонтировать, поскольку его начала подмывать вода из Невы.

Южная сторона второй Исаакиевской святыни на рисунке Николая Гербеля (1721 год)

Третий собор строился с 1766 по 1802 год, однако тоже оказался неудачным. Ввиду нехватки средств роскошный дорогостоящий проект пришлось переделать, и в результате здание с красивым мраморным основанием было достроено кирпичом. Современники приняли его не слишком хорошо, по Санкт-Петербургу ходили насмешки и эпиграммы. Поэтому уже через 7 лет после торжественного открытия было принято решение о реконструкции и объявлен конкурс на лучший проект.

Изображение третьего собора на гравюре (И. Иванов, 1816 год)

Ни одна из конкурсных работ так и не пришлась императору по вкусу, и он перепоручил этот вопрос известному инженеру и чиновнику Августину Бетанкуру. Тот решил, что с задачей справится молодой архитектор Огюст Монферран, и оказался совершенно прав. В итоге именно Монферран составил план перестройки храма, в ходе которой от старого здания сохранилась лишь алтарная зона.

Портрет Огюста Монферрана (19 век) — известного зодчего, по плану которого выстроено современное здание Исаакиевского собора

Работы длились в общей сложности около 40 лет, потребовав участия более 400 тысяч человек. Наконец, в 1841 году здание было готово. Началась отделка, также затянувшаяся более чем на десятилетие. Весной 1858 года в Исаакиевском  соборе прошла церемония освящения.

Экскурсии

В Исаакиевском соборе проводятся тематические экскурсии, билеты на которые можно приобрести в кассах музея. Для организованных групп необходима предварительная запись.

Название Описание Стоимость билета
Художественное убранство Исаакиевского собора Интерьер собора как образец синтеза различных видов монументально-декоративного искусства Группа от 1 до 5 человек: 600 руб. Группа от 6 до 20 человек: 1 000 руб.

Группа от 21 до 30 человек: 1 500 руб.

Скульптура Исаакиевского собора Рассказ о пластическом убранстве интерьера и наружной скульптуре собора 400 руб.
Библейские сюжеты в живописи Исаакиевского собора Знакомство росписями на сюжеты Ветхого и Нового Завета. Рассказ об основных живописных работах. 400 руб.
Чтобы помнили… Мемориальная выставка в подвале собора посвященная подвигу музейных работников в военные годы. Экскурсия проводится по предварительной записи бесплатно

Для посетителей с ограниченными возможностями в Исаакиевском соборе предусмотрена дополнительная услуга – посещение смотровой площадки с экскурсией.

Экскурсионные программы

Государственный музей-памятник Исаакиевский собор организует автобусные и теплоходные экскурсии по храмам Петербурга. Билеты на прогулку можно приобрести как в кассах, так и на официальном сайте музея. Экскурсии проводятся не каждый день, о датах и времени необходимо уточнить заранее.

Название Программа Продолжительность Стоимость билета
Соборное кольцо Исаакиевский собор с подъемом на колоннаду, Князь-Владимирский собор, Спаса на крови, Музей камня 4 часа 30 минут Полный: 1 200 руб. Льготный: 600 руб.
Небесные покровители и святыни Санкт-Петербурга Часовня Ксении Петербургской, Казанский собор и Иоанновский женский монастырь 3 часа 30 минут Полный: 600 руб. Льготный: 400 руб.
Венценосная семья – Царское село Екатерининский дворец, Государева ратная палата, Феодоровский Государев собор 6 часов Полный: 1 500 руб. Льготный: 800 руб.
Венценосная семья — Петергоф Дворец Петра I в Стрельне, Большой Петергофский дворец, Нижний парк 7 часов Полный: 1 500 руб. Льготный: 800 руб.
Династия Романовых – XVIII век Проводится для организованных групп по предварительной записи. Медный всадник, памятник Екатерине II на площади Островского, Памятник Павлу I, Петропавловский собор, Казанский собор 3 часа 30 минут Стоимость зависит от количества участников
Подвиг блокадного Ленинграда Монумент героической обороне Ленинграда, Московский парк Победы, мемориальная экспозиция Исаакиевсого собора 3 часа 30 минут Полный: 650 руб. Льготный: 500 руб.
Название Программа Продолжительность Стоимость
Соборное кольцо Спас на Крови, теплоходная прогулка по рекам и каналам, Исаакиевский собор 3 часа Полный: 1 200 руб. Льготный: 600 руб.
Северная Венеция Реки и каналы Петербурга. Маршрут проходит по Фонтанке, Мойке и каналу Грибоедова 1 час Полный: 600 руб. Льготный: 400 руб.

К льготной категории граждан относятся:

  • школьники от 7 до 18 лет
  • студенты
  • пенсионеры

При покупке тура необходимо предъявить соответствующие документы.

Стоимость экскурсий в Исаакиевском соборе

Туристы могут отправиться как на групповую, так и на индивидуальную экскурсию. В случае если вы выбираете индивидуальную программу, время начала прогулки с гидом зависит от ваших пожеланий. Расписание же групповых экскурсий оговорено заранее.

Исаакиевский собор снаружи и внутри

Обзорная экскурсия, которая позволит вам узнать все об одной из главных достопримечательностей Петербурга. Гид расскажет и об этапе строительства, и об истории, и о тех, чьи имена навсегда связаны с собором. Узнаете, как собор стал домом для детей Ленинграда во времена блокады, о том, как он помог сохранить главные сокровища России в период войны. Конечно, экскурсовод поведает участникам экскурсии не только проверенные факты, но и тайны, которые окутывают это место.

Продолжительность: 2 часа.

Стоимость: 590 рублей. Это групповая экскурсия, стоимость указана за 1 человека. Максимальный размер группы – 10 участников. Входные билеты оплачиваются отдельно. Расписание: каждый понедельник, четверг, субботу и воскресенье в 10:00.

Подробнее об экскурсии «Исаакиевский собор снаружи и внутри»

Вокруг Исаакиевского собора

Исаакиевский собор прекрасен не только внутри, но и снаружи. Вокруг него достопримечательностей и интересных деталей не меньше, чем под сводами куполов. На этой экскурсии гид расскажет вам обо всех деталях Исаакиевской площади, которые не заметны с первого взгляда. Вы увидите собор, дворцы, улицы, старинные здания с другого ракурса, и сможете почувствовать историческую атмосферу этого места.

После программы, по желанию, вы можете самостоятельно посетить собор и колоннаду.

Продолжительность: 1 час.

Стоимость: 520 рублей за группу до 5 человек.

Подробнее об экскурсии «Вокруг Исаакиевского собора»

Обзорная экскурсия по Петербургу с посещением Исаакиевского собора

Эта экскурсия поможет вам познакомиться с главными достопримечательностями Петербурга в сопровождении опытного гида, который подробно расскажет о каждом из них.

В начале программы – поездка по набережной Невы, где вы увидите главные площади города – Дворцовую и Сенатскую, полюбуетесь Васильевским островом, Медным всадником, Петропавловской крепостью, Зимним дворцом, Летним садом и Марсовым полем. В процессе вы узнаете об истории города.

После обзорной поездки вас ждет посещение Исаакиевского собора. Гид расскажет о его строительстве, убранстве, необычных фактах и таинственных легендах. Внутри вас ждут фрески, мозаики, статуи и другие произведения искусства.

Продолжительность: 2,5 часа.

Стоимость: 1200 рублей. Это групповая экскурсия, стоимость указана за 1 человека. Максимальный размер группы – 25 участников. Входные билеты включены в стоимость.

Расписание: экскурсии проводятся по пятницам, начало в 10:30.

Подробнее об обзорной экскурсии по Петербургу с посещением Исаакиевского собора

Архитектура и легенды Исаакиевской площади

Эта экскурсия позволит познакомиться с архитектурой одного из самых красивых мест Петербурга – Исаакиевской площади. Вы узнаете о строительстве зданий и памятников, об их стилях и эпохах, в которые они были созданы. Гид расскажет о назначениях построек, а также о тайнах и легендах, живущих вокруг памятников архитектуры.

Продолжительность: 1 час.

Стоимость: 600 рублей за 1 человека. Это индивидуальная экскурсия для группы от 1 до 7 участников.

Подробнее об экскурсии «Архитектура и легенды Исаакиевской площади»

2-й Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Когда первая церковь обветшала, был заложен 2-й Исаакиевский храм в камне в 1717 году. Пётр I собственноручно заложил первый камень в основание новой церкви во имя Исаакия Далматского 17 августа 1717 года.

Вторая Исаакиевская церковь строилась в стиле «петровского барокко» по проекту видного зодчего петровской эпохи Георга Маттарнови. После его кончины в 1719 году строительство возглавил Николай Гербель. К этому времени уже были исполнены фундаменты.

По облику церковь напоминала Петропавловский собор. Это сходство ещё более усиливалось благодаря стройной колокольне с часами-курантами в третьем ярусе, привезёнными Петром I из Амстердама вместе с часами для Петропавловского собора. Высота шпиля колокольни почти равнялась высоте шпиля башни Адмиралтейства.

В мае 1735 года удар молнии вызвал пожар в церкви, и она серьёзно пострадала. В результате ремонта по проекту и под наблюдением архитектора Пьетро Трезини отстроили заново стены и галереи, вместо железа купол был покрыт медью, а своды заменены каменными.

В церкви вновь стали проходить богослужения. Но при производстве работ стало ясно, что из-за осадки грунта храму требуется большие исправления или даже совершенная перестройка.

Указом Сената от 15 июля 1761 года Савве Чевакинскому было поручено проектирование нового здания. Проект не был воплощён, но именно Чевакинскому принадлежит идея переноса церкви дальше от реки — в одном из вариантов место для неё было выбрано там, где находится современный Исаакиевский собор.

Фото Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге

  • Изображение этого храма известно каждому, кто интересуется архитектурой Санкт-Петербурга.
  • Рассматривать строение можно с каждой стороны, отмечая все новые и новые детали.
  • С высоты храм выглядит не менее прекрасно и внушительно.

  • Ночью собор подсвечивается, создавая волшебную атмосферу вокруг.
  • Фото внутри Исаакиевского собора позволяют передать лишь малую часть его великолепного убранства.
  • Голубь, который является символом Святого Духа, парит в вышине, под главным куполом.
  • Многочисленные скульптуры видны издалека.
  • Поднявшись на колоннаду, можно полюбоваться панорамой города.

Инженерное чудо

В 1809 году Александр I объявил конкурс проектов на строительство нового храма – красивого, монументального, величественного. Проект Исаакиевского собора одобрили только в 1818 году. Должность «императорского архитектора» получил француз Огюст Рикар де Монферран, который изготовил и передал Николаю I, лично курирующему строительство, 24 проекта будущей церкви. Царь одобрил план пятиглавого храма с колоннами и портиками, который строили 1818-1858 годы.

Исаакиевский собор – образец позднего классицизма, в котором проявились новые направления: неоренессанс, эклектика и византийский стиль. Архитектурный вид храма не характерен для русского храмостроения. Вес собора 300 тысяч тонн, самое тяжелое здание в Петербурге. Высота 101,5метра, ширина 100 метров, диаметр купола 28,5 метра. Внутренняя площадь 4000 квадратных метра, храм вмещает 12000 человек.

Особенности строительства

При строительстве собора использовали оригинальные и дерзкие для своего времени технологии. Для болотистого грунта здание было необычайно тяжелым: потребовалось вбить в основание фундамента 12 000 просмоленных сосновых свай. Здесь покоится 7-метровый гранитно-каменный фундамент сплошной кладки.

В каменоломнях финского побережья, у Выборга, строители вырубали гранитные колонны. Каменотесы изобрели способ извлечения монолитных глыб: сверлили в породе отверстия, вставляли в них клинья и били, пока в камне не появлялась трещина.

В трещину вставляли железные рычаги с кольцами, сквозь которые продевали канаты. Затем 40 человек тянули за них, постепенно выламывая гранитные блоки. Доставляли камни к месту строительства по рельсовым путям, хотя железных дорог в России тогда не было.

Монферран установил 17-метровые колонны до сооружения храмовых стен, что раньше не делалось. С помощью спроектированных лесов 114-тонные колонны, завернутые в войлок, за 45 минут ставились вертикально. На подъем первой колонны с портретом Александра I приехала императорская семья, собрались жители города и иностранцы. Установка 48 колонн заняла два года и завершилась в 1830 году.

Храмовые стены толщиной 5 метров покрывали мрамором с внутренней и внешней стороны. Мрамором закрывали и перекрытия кирпичных сводов с железными каркасами. В стенах собора создавались ходы вентиляции, для естественного освещения предназначались световые галереи.

Работа с куполом храма

Купол храма отлили из смеси металлов: чугуна, железа и бронзы с медью, что облегчило вес, и обшили листами позолоченной меди. Внутри купола для улучшения акустики поместили 10000 керамических горшков. В 1841 году на смонтированное купольное основание подняли 24 колонны весом 64 тонны каждая, для того чтобы установить вокруг купола.

Каждую колонну поднимали вверх по специально разработанной схеме. На золочение колонн потратили 100 кг червонного золота. Колоннада собора – самая высокая обзорная площадка в центре города. Купол собора виден с Финского залива.

400 тысяч крепостных по 16 часов в день в будни, праздники и воскресенья работали на стройке века. Четверть крепостных строителей погибла при несчастных случаях и болезнях. К 1842 году собор возвели, потратив 32 миллиона серебряных рублей. Впереди – отделка сроком на 16 лет. Освятили собор 30 мая 1858 года и открыли для служб.

Долгострой XIX века

Долгострой создавался Монферраном 40 лет. По легенде, прорицатель предсказал архитектору смерть после возведения храма, якобы поэтому зодчий не спешил со строительством. Действительно, Монферран не прожил и месяца после окончания работ.

Легенда гласит, что Александр II, осматривая храм, заметил среди скульптур святых, поклоном приветствующих Исаакия Далматского, самого Монферрана с поднятой головой. Отметив гордыню архитектора, император якобы не подал ему руки и не поблагодарил за работу, отчего зодчий расстроился, слег и умер.

Монферран завещал похоронить себя в Исаакиевском соборе, но император не дал согласия. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг собора, и вдова похоронила мужа в Париже. Так никому не известный на родине француз архитектор Огюст Рикар де Монферран создал шедевр мировой архитектуры, ставший символом Санкт-Петербурга.

Интерьер

Интерьер роскошен: мрамор и порфир, позолота, сложнейшие мозаичные картины. Большинство из которых потребовало скрупулезной работы мастеров в течение нескольких лет!

В отверстии в центральной части купола парит голубь, символ Святого Духа. В атеистическое советское время вместо голубя подвесили маятник Фуко, служивший наглядным доказательством вращения Земли. Сегодня он демонстрируется в одном из боковых приделов

Значительная часть фресок, покрывавших стены, со временем заменили мозаичными панно. Сделали это из-за ужасающей сырости, которую просто не выдерживала живопись на штукатурке.

Алтарную часть Исаакиевского собора украшают красивейшие малахитовые колонны высотой 9.5 метра и диаметром – 1 метр. Они кажутся цельными, хотя на самом деле сделаны из бронзового листа и снаружи оклеены тонкими (толщина 2.5 мм) пластинами малахита.

Купол расписывал знаменитый живописец Карл Брюллов (его эпический “Последний день Помпеи” можно увидеть в Русском музее). Подорвавший на этой кропотливой работе здоровье.

Дело в том, что работать художнику приходилось на большой высоте, в холоде и сырости, на постоянных сквозняках. Так он застудил легкие. И даже санаторный отпуск в Италии не помог –  Карл Брюллов умер в 1851 году, не дожив до освящения собора.

В годы Великой Отечественной войны Исаакиевский собор служил хранилищем для произведений искусства, доставленных из императорских дворцов в пригородах. Здание не отапливалось, в результате чего фрески на стенах буквально разложились – их восстановление затем заняло годы.

Сам собор не получил ни одного прямого попадания, несмотря на свою высоту и видимость далеко за пределами Санкт-Петербурга. Осколки, правда, повредили несколько колонн. Вы можете увидеть военные “шрамы” на восточном фасаде здания.

Внутренний облик и интерьер

Интерьер храма напоминает огромный дворцовый зал, внутренний вид соответствует роскошному внешнему облику. Колоннада украшает собор не только снаружи, но и внутри. 56 колонн из розового финского гранита с золочеными капителями, выстроенные в 4 ряда, делят пространство собора на 3 коридора-нефа.

Центральный неф в 4 раза шире боковых и перекрыт полуцилиндрическим сводом. Боковые нефы перекрывают прямоугольные кессоны. Потолок украшен живописными розетками в виде стилизованных цветов, выполненных из французского алебастра.

Пол выложен серым и розовым карельским мрамором. Ступени и пол алтаря, основание царского места и кафедра облицованы малиновым порфиром. Интерьер жизнерадостный, светский. Свет, льющийся из окон, создает впечатление, что купол парит на высоте.

Выразительность интерьеру сообщают лепные орнаменты и скульптурные композиции. Архитектура, скульптура и живопись, изумительно переплетаясь между собой, создают неповторимый колорит иконостаса, стен, подкупольных столбов (пилонов). Иконостас главного придела декорирован позолотой и трофейным серебром, отнятым у французов.

В центральном нефе на сводах – фреска «Тайная вечеря» и барельеф «Шествие на Голгофу». На центральной стене – барельефы «Несение креста» и «Взятие под стражу» и полотно Карла Брюллова «Взятие Богородицы на небо».

Изящное украшение храма – дарохранительница из уральского цветного камня в виде небольшого храма, поставленного на ступенчатое основание и украшенное портиками. В соборе – надгробие полководца Кутузова, обнесенное решеткой. Над могилой – 6 связок ключей, 5 штандартов и знамя от побежденных городов.

Главная святыня собора – Казанская икона Божьей Матери. В 1579 году пожар уничтожил Казань. Через 2 дня после буйства огня девочке по имени Матрона Онучина приснилась Богородица, повелевавшая на пепелище найти ее икону. В том месте, которое указала Дева Мария, на метровой глубине нашли святой образ.

В день явления иконы – ежегодно 21 июля в Казани совершается многотысячный крестный ход. Перед этой иконой возносил молитвы Петр I в 1709 году перед Полтавской битвой, с 1811 года икона помещена в Казанский собор.

Богородица в характерных для Богородичных икон одеждах. Глава Девы Марии слегка наклонена к Младенцу Иисусу, поднявшему руку со сложенными в благословляющем жесте перстами. Выражение лика Богородицы скорбное в предвидении мук, ожидающих сына. Лик Младенца поражает взрослостью и серьезностью. Их взгляды обращены к молящимся, отчего возникает ощущение, что смотрят прямо в душу.

И верующие, и туристы, войдя в храм, ощущают спокойствие и умиротворение, заботы и тревоги остаются за порогом храма. Люди уверены, что святые стены собора, впитавшие за долгие годы энергетику искренних, идущих из сердца молитв, помогают в этом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector