Хакасский народ
Содержание:
- Субэтнические группы[править | править код]
- Язык
- Что везти из Хакасии
- Интересные факты
- Происхождение народа
- Ссылки [ править ]
- Культура хакасов
- Распределение по группам
- Подземный мир края
- Генетика[править | править код]
- Жилище
- Волосы — настоящее украшение женщины
- Озеро Шира
- Отели
- Главный бог хакасов — Тенгри, он связан с небом
- ТЕХНОГЕННОЕ ЧУДО СВЕТА
- Кто мы по самоопределению
- Кто мы по вере
- Быт хакасов
- Физическая антропология
- Еда
- История хакасов
- История
- Культура хакасов
Субэтнические группы[править | править код]
Делятся на субэтнические (диалектные) группы:
- качинцы (хааш, хаас) — в русских источниках[каких?] впервые упоминаются[кем?] с 1608 года, когда служилые люди прошли в землю управлявшуюся князем Тюлькой;
- койбалы (хойбал) — кроме тюркоязычных групп по некоторым данным включали группы, говорившие на диалекте камасинского языка, принадлежавшего к южной подгруппе самодийской группы языков уральской языковой семьи;
- кызыльцы (хызыл) — группа хакасского народа, проживающая в долине Чёрного Июса на территории Ширинского и Орджоникидзевского районов Республики Хакасия;
- сагайцы (сағай) — впервые упоминаются в известиях Рашид ад-Дина о монгольских завоеваниях; первые упоминания в русских документах относятся к , когда указывалось, что у них «уложено ясаку не платить и ясачников побивать». В составе сагайцев как этнографическая группа известны бельтыры (пилтір), ранее выделялись бирюсинцы (пӱрӱс).
К хакасам по культуре и языку близки теленгиты, телеуты, чулымцы, шорцы.
Язык
Хакасский язык относится к уйгурской (староуйгурской) группе восточно-хуннской (восточнотюркской) ветви тюркских языков.
По другой классификации относится к самостоятельной хакасской (кыргызско-енисейской) группе восточных тюркских языков, к которой помимо хакасов также относятся шорцы (мрасское шорское наречие), чулымцы (среднечулымское наречие), юйгу (жёлтые уйгуры) (сарыг-югурский язык). Они восходят к древнекыргызскому или енисейско-кыргызскому языку. Помимо этого к хакасскому по языку близки (хотя и относятся к западно-тюркской северо-алтайской группе) кумандинцы, челканцы, тубалары (и кондомское шорское наречие, и нижнечулымское наречие), а также (хотя и относятся к западно-тюркской киргизско-кыпчакской группе) — киргизы, алтайцы, телеуты, теленгиты.
Хакасский язык включает четыре диалекта: качинский, сагайский, кызыльский и шорский. Современная письменность создана на основе кириллицы.
Что везти из Хакасии
Талган — сам десерт купить увезти с собой сложно, а вот одноименную муку, из которой делают сладость, чтобы потом приготовить дома самим, — пожалуйста.
Черемуха — ее тут любят и добавляют во все — пряники, торты, конфеты. На местном рынке можно найти на развес и в банках.
Ирбен-чай — хакасский напиток, в основе — чабрец. Хакасия пока что не создала собственный бренд и почему-то продает чаи под названиями «Алтайский» или «Таежный», хотя состав в них — из того, чем богата сама Хакасия, — курильский чай, чабрец и кедровые орехи.
Кедровые орехи, а еще грильяж и другие сладости с добавлением кедровых орехов.
Хакасские конфеты — в Абакане есть производство собственных шоколадных конфет с разными начинками — конечно же, надо брать с черемухой.
Форель — свежевыловленную рыбу из Енисея увезти проблематично, но можно купить, чтобы хотя бы поесть на месте.
Интересные факты
Многие россияне слышали о Хакасии, но не знают, кто там живет. Здесь проживают свыше ста национальностей. Первое место по численности национального состава занимают русские, затем хакасцы, немцы, украинцы, татары.
Республика Хакасия в народе имеет второе название – Теплая Сибирь. Зима здесь мягкая, а лето жаркое. Котловина, в которой находится данный регион, хорошо защищена от холодных порывистых ветров.
Республика Хакасия имеет свои сокровища, среди которых:
- Дикая природная красота.
- Таёжные чащи.
- Бескрайние степи.
- Полноводные реки.
- Невероятные по красоте водопады.
- Целебные соленые озера.
- Этнографический колорит.
Коренное население Хакасии традиционно поклонялось духам природы. Здесь пользовались почетом шаманы, есть они и сейчас.
В России не много регионов где собрано столько культовых объектов как в Хакасии. Перечислим их:
1. Горная гряда Сундуки.
2. Менгиры – это каменные плиты, вкопанные в землю. Каждая плита весит до пяти тонн. Наиболее почитаемы в Хакасии два древнейших менгира, которые носят название Большие ворота.
3. Кошкулакская пещера – довольно мрачное место. Здесь настолько страшно, что некоторые люди даже теряют рассудок. В пещере нашли древние обгоревшие кости. Исследователи предполагают, что здесь приносили людей в жертву.
Еще одно интересное место Хакасии это эталонный кедровый лес, который находится в пределах заповедной зоны – Малый Абакан.
Происхождение народа
Хакасы — это минусинские, абоканские или ачинские татары, как их раньше именовали в России. Сам же народ называет себя кадарами. А официально, это потомки древнего поселения Минусинской котловины. Название народа пошло от слова, которым называли китайцы поселение — хягасы. История происхождения такова:
-
- I тысячелетие н.э. На территории Южной Сибири проживали киргизы.
- IX век. Создание нового государства — Киргизского каганата на реке Енисей (средняя часть).
- XIII век. Набег татаро-монголов и падение каганата.
- IX век. После распада Монгольской империи племена создали — Хонгорай. Новообразование послужило появлению хакасского народа.
- XVII век. Появление на территории представителей русского народа обернулось войной. После больших потерь территорию отдали по договоренности (Буринский договор).
https://youtube.com/watch?v=IM4t3AskGNQ
Ссылки [ править ]
- (Всероссийская перепись 2010 г.)
- Карл Skutsch (7 ноября 2013). . Рутледж. С. 705–. ISBN
- Пол Фридрих (14 января 1994). . GK Hall. ISBN
- . Эльзевир. 6 апреля 2010 г. С. 611–. ISBN
- EK Brown; RE Ашер; JMY Simpson (2006). . Эльзевир. п. 224. ISBN
- Джованни Старый; Алессандра Поцци; Юха Антеро Янхунен; Майкл Вейерс (2006). . Отто Харрасовиц Верлаг. С. 112–. ISBN
- Юха Янхунен (1996). . Финно-угорское общество. п. 112. ISBN
- Юха Янхунен (1996). . Финно-угорское общество. С. 111–112. ISBN
- Юха Янхунен (1996). . Финно-угорское общество. п. 59. ISBN
- Марджори Мандельштам Бальцер (1995). . ME Шарп. С. 75–. ISBN
- . ME Sharpe Incorporated. 1994. стр. 42.
- Эдвард Дж. Вайда (29 ноября 2004 г.). . Издательская компания Джона Бенджамина. С. 215–. ISBN
- Сью Бриджер; Фрэнсис Пайн (11 января 2013 г.). . Рутледж. С. 55–. ISBN
- Марджори Мандельштам Бальцер (1995). . ME Шарп. С. 71–. ISBN
- Эдвард Дж. Вайда (29 ноября 2004 г.). . Издательская компания Джона Бенджамина. С. 215–. ISBN
- . Университет острова Принца Эдуарда. 1997. стр. 149.
- Джеймс Б. Минахан (30 мая 2002 г.). . ABC-CLIO. С. 979–. ISBN
- Джеймс Минахан (1 января 2002 г.). . Издательская группа «Гринвуд». С. 979–. ISBN
- Джеймс Б. Минахан (10 февраля 2014 г.). . ABC-CLIO. С. 140–. ISBN
- Сью Бриджер; Фрэнсис Пайн (11 января 2013 г.). . Рутледж. С. 55–. ISBN
- . Państwowe Wydawn. Наукове. 1994. стр. 157.
- . ME Sharpe Incorporated. 1994. стр. 38.
- Пол Фридрих (14 января 1994). . GK Hall. п. 186. ISBN.
- Кира Ван Деузен (2003). Поющий рассказ, исцеляющий барабан: шаманы и сказители тюркской Сибири . Издательство Университета Макгилла-Куина . С. 8–9. ISBN 0-7735-2617-X.
- Джеймс Форсайт (8 сентября 1994). . Издательство Кембриджского университета. С. 300–. ISBN
Культура хакасов
В самобытной культуре хакасов с древности растворились китайские и конфуцианские, индийские и тибетские, тюркские, позже русские и европейские ценности. Хакасы издавна считали себя людьми, рожденными духами природы, и придерживались шаманизма. С приходом православных миссионеров многие крестились в христианство, тайком проводя шаманские обряды.
Священной вершиной для всех хакасов является пятиглавый Борус, заснеженный пик в западных Саянах. Многие легенды рассказывают о вещем старце Борусе, отождествляя его с библейским Ноем. Наиболшее влияние на культуру хакасов оказали шаманизм и православное христианство. Обе эти составляющие вошли в менталитет народа.
Хакасы высоко ценят товарищество и коллективизм, помогавшие им выжить среди суровой природы. Важнейшей чертой их характера является взаимовыручка и взаимопомощь. Им присуще гостеприимство, трудолюбие, радушие и жалость к старикам. Множество поговорок говорят о том, что нужно дать нуждающемуся человеку то, что нужно.
Гостя всегда встречает хозяин-мужчина, принято узнать о здоровье хозяина, членов семьи, их скота. Разговор о делах всегда ведется почтительно, следует произнести особые приветствия старшим. После приветствий хозяин приглашает гостей отведать кумыса или чая, за отвлеченной беседой хозяева и гости приступают к трапезе.
Как у других народов Азии, у хакасов присутствует культ их предков и просто старших. Старики всегда были в любой общности хранителями бесценной житейской мудрости. Многие поговорки хакасов говорят об уважении к старшим.
К детям хакасы относятся с мягкостью, особой сдержанностью и уважением. В традициях народа не принято наказывать или унижать дитя. Вместе с тем, каждый ребенок, как всегда у кочевников должен знать своих предков сегодня до седьмого или как раньше до двенадцатого колена.
Традиции шаманизма предписывают бережно и с почтением относиться к духам окружающей природы, с этим связаны многочисленные «табу». Согласно этим неписанным правилам живут среди девственной природы, почитая духов родных гор, озер и речных водоемов, священных вершин, источников и лесов хакасские семьи.
Как и все кочевники, хакасы жили в переносных берестяных или войлочных юртах. Только к XIX веку юрты стали замещаться стационарными рубленными однокомнатными и пятистеными избами или рубленными юртами.
Посередине юрты располагался очаг с треножником, где готовилась пища. Мебель была представлена кроватями, разными полками, кованными сундуками и шкафчиками. Стены юрты обычно украшали войлочными яркими коврами с вышивкой и аппликацией.
Традиционно юрту делили на мужскую и соответственно женскую половины. На половине мужчины хранились седла, узда, арканы, оружие, порох. На половине женщины хранились посуда, нехитрая утварь, вещи хозяйки и детей. Посуду и необходимую утварь, многие предметы быта хакасы делали сами из подручных материалов. Позже появилась посуда из фарфора, стекла и металла.
В 1939 году учеными-лингвистами создана уникальная письменность для хакасов на основе русской кириллицы, в результате налаживания хозяйственных связей многие хакасы стали русскоязычными. Появилась возможность познакомиться с богатейшим народным фольклором, легендами, поговорками, сказками, героическим эпосом.
Исторические вехи становления хакасского народа, его сформировавшееся мировоззрение, борьба добра со злом, подвиги богатырей изложены в интересных героических эпосах «Алыптыг нымах», «Алтын-Арыг», «Хан Кичигей», «Албынжи». Хранителями и исполнителями героических эпосов были весьма почитаемые в обществе «хайджи».
Распределение по группам
Хотя это и небольшой народ, но он имеет этнографическое деление и каждая группа представителей будет отличаться своими умениями или традициями. Деление по группам:
- качинцы (хаас или хааш);
- кызылцы (хызылы);
- койбалы (хойбалы);
- сагайцы (са ай).
Все разговаривают на хакаском языке, который относиться к тюрской группе алтайской семьи. Только 20% всего населения поддерживают русский язык. Встречается местная диалектика:
- сагайская;
- шорская;
- качинская;
- кызыльская.
Хакасы долго не владели письменностью, поэтому она создана на основе русского языка. Среди хакасов встречаются смешанные компоненты с енисейскими киргизами, котами и аринами, камаминцами и маторами.
Подземный мир края
В Хакасии, достопримечательности которой являются главной причиной посещения самобытного края, находится огромное количество горных массивов. Неслучайно эта местность славится подземными лабиринтами, вызывающими чувство восхищения у гостей.
На юго-восточном склоне горы Кашкулак располагается одноименная пещера, состоящая из нескольких гротов. Ученые установили, что ранее здесь проводились культовые обряды, и неслучайно нерукотворный шедевр признан одним из самых загадочных уголков на планете. Древние хакасы приносили жертвы, стараясь задобрить духов. Считается, что пещера впитала в себя темную энергию, а обнаруженные кости домашних животных и людей являются свидетельством творившихся здесь кровавых убийств.
Представляющая интерес для спелеологов пещера Крест находится на территории Ефремкинского карстового участка. Ее протяженность составляет 380 метров. Подземное царство славится причудливыми натечными образованиями, а также гигантскими сосульками из чистого льда. А на ее дне образован ледник толщиной около 4 метров. Чтобы пройти пещеру, необходима хорошая физическая форма и специальное снаряжение.
Генетика[править | править код]
Распределение гаплогрупп Y-хромосомы у хакасов характеризуется наибольшей частотой гаплогруппы N1b (около 44 %); на втором месте R1a1a (около 28 %), на третьем N1с (около 20 %) (см. также Гаплогруппы Y-ДНК среди народов мира).
Гаплогруппа | Частота встречаемости, % (N) | |||||||
Аскизский район(сагайцы) | Таштыпский район(сагайцы) | Ширинский район(качинцы) | ||||||
сёла Усть-Есьи Полтаков(N=44) | с. Усть-Чуль(N=41) | с. Кызлас(N=34) | сёла Матури Анчул(сагайцы/шорцы)(N=46) | сёла Большая Сеяи Бутрахты(N=35) | с. Малый Спирин(N=22) | с. Топанов(N= 29) | Всего(N=251) | |
С3 (хМ77) | — | — | — | — | — | — | 7 (2) | 0,8 (2) |
Е (М1) | — | — | — | — | 3 (1) | — | — | 0,4 (1) |
N* (хР43, М178, М128) | 4,5 (2) | — | — | — | — | — | — | 0,8 (2) |
N1b (Р43) | 34,5 (15) | 56 (23) | 50 (17) | 15,2 (7) | 11 (4) | 86,5 (19) | 89,5 (26) | 44,2 (111) |
N1с (М178) | 25 (11) | 24 (10) | 15 (5) | 39,2 (18) | 14 (5) | 4,5 (1) | — | 19,9 (50) |
Q (хМ3) | — | — | — | 2,1 (1) | 28 (10) | — | 3,5(1) | 4,8 (12) |
R1a1a (хМ458) | 36 (16) | 20 (8) | 32 (11) | 43,5 (20) | 36 (13) | 9 (2) | — | 27,9 (70) |
R1b1b1 (М73) | — | — | 3 (1) | — | 6 (2) | — | — | 1,2 (3) |
Генное разнообразие погаплогруппам | 0,703 ± 0,027 | 0,602 ± 0,055 | 0,642 ± 0,052 | 0,663 ± 0,036 | 0,765 ± 0,042 | 0,255 ± 0,116 | 0,197 ± 0,095 | |
Генное разнообразие помикросателлитным гаплотипам | 0,942 ± 0,019 | 0,931 ± 0,024 | 0,959 ± 0,021 | 0,957 ± 0,017 | 0,985 ± 0,011 | 0,792 ± 0,086 | 0,704 ± 0,081 |
Жилище
Хакасы образовывали селения, состоящие из 10-15 жилищ. Они назывались аалы. Часто их составляли родственные семьи. Традиционным жильем хакасов считается юрта. Строения делали просторными, с большой конусообразной крышей. Ранее они были переносными, так как племена кочевали с места на место. Их делали из жердей, войлока и бересты. С 19 века стали строить деревянные юрты. Стены складывали из бревен, крышу покрывали досками или корой. Юрты имели форму правильного многоугольника (с количеством углов от 6 до 12). В середине располагался очаг, обложенный камнями, над которым было отверстие для дыма. Пол утаптывали, ничем не покрывая. Входная дверь всегда выходила на северную сторону.
Справа была женская половина, слева — мужская. На женской располагали домашнюю утварь, ткацкий станок, принадлежности для шитья. В мужской развешивали оружие, раскладывали рабочие инструменты. Пищу принимали за низким столиком. Для хранения вещей использовались сундуки. Хакасские семьи имели множество посуды, которая была деревянной, медной, берестяной, глиняной. Ее расставляли на полках. Девушки имели богатое приданое. Они приходили в дом мужа с несколькими сундуками утвари, ковров, одежды.
Волосы — настоящее украшение женщины
У хакасов много внимания уделялось женской прическе. По ней можно было узнать социальный статус и семейное положение. В народе верили, что после захода солнца жизненная сила каждого человека таится под корнями его волос. Чтобы не потерять ее, с наступлением темноты не разрешалось расчесывать и заплетать волосы. Это занятие оставляли на светлое время.
Волосы, которые были вычесаны или острижены, нельзя было выбрасывать. Люди верили, что, если волосы найдет птица и совьет из них гнездо, человек будет мучиться головной болью. Все волосы собирали и сжигали в специально отведенный день.
Ходить без платка разрешалось только маленьким девочкам. Для девушек и женщин это было неприемлемо. Кроме того, для каждого статуса существовала и своя прическа.
До замужества молодым девушкам нужно было заплетать большое количество мелких косичек, сурмистир. Делали это обязательно по часовой стрелке. Распределяли их так: на спине оставляли 3-5 кос (это киджеге сюрмес), на плечах с каждой стороны было еще по 5-7 кос. Прическу украшали подвязками и подвесками.
Помолвка означала, что на месте многочисленных косичек появятся всего две (тулунг). Пока в семье молодых не рождался ребенок, две косы с середины соединялись в одну. Разделить их можно было только после рождения ребенка.
После замужества косы заплетались против часовой стрелки. При этом со стороны затылка к основным косам женщины могли приплетать маленькие косички. Делалось это в том случае, если у женщины были родные братья. Считалось, что души братьев таким образом притягиваются к сестре и охраняют ее в чужой семье.
Замужним женщинам не полагалось завязывать концы своих волос, в них вплетались накладные косы (они назывались сугынды). Завязывать концы волос было принято у вдов.
Женщины, родившие ребенка без мужа, должны были носить всего одну косу, которую им заплетала мать. Если у хакаски было 3 косы, это означало, что женщина была старой девой.
Озеро Шира
Шира (Хакасия) – это известное целебное озеро в Республике. Оно находится в степной зоне этого края. О свойствах водоема человечество знало больше века тому назад. Про эту его чудодейственную силу рассказывается в различных легендах и сказаниях
Так, первым человеком, обратившим внимание на лечебные функции вод озера, был Цибульский З. М. – купец-золотопромышленник из Томска
Это была энергичная и деловая особа. Но однажды он охотился в этой местности вместе со своей собакой и нечаянно ранил свою верную спутницу. Ранение было весьма серьезным, а потому расстроенный купец оставил пса погибать на одном из берегов Ширы
– купец-золотопромышленник из Томска. Это была энергичная и деловая особа. Но однажды он охотился в этой местности вместе со своей собакой и нечаянно ранил свою верную спутницу. Ранение было весьма серьезным, а потому расстроенный купец оставил пса погибать на одном из берегов Ширы.
Но, вероятнее всего, псина каким-то образом смогла искупаться в водоеме. Она проделала это не один раз, выздоровела и вернулась в свою родную обитель. Золотопромышленник весьма заинтересовался таким поворотом событий, тем более что его донимал застарелый радикулит. Так, в 1874 году он организовал на Шире для себя юрту, каждый день купался в озере и смог победить недуг. А в феврале 1891 года тут стал обустраиваться курорт.
Отели
В Абакане достаточное количество гостиниц на любой вкус и кошелек:
Название гостиницы | Адрес | Номера | Услуги | Стоимость |
«Абакан» | ул. Ленина, 59 | 60 номеров. Разные категории. В номерах санузел, ТВ, холодильник. | Шведский стол, тренажерный зал, летняя терраса, парковка, ресторан, Wi-fi. | От 3500 руб. стандарт, от 6800 руб. апартаменты. |
«Азия» 4* | ул. Кирова, д. 114, стр. 1. | 116 номеров от стандарта до апартаментов с 2 спальными. В номерах ванная, ТВ, мини-бар, сейф, кондиционер. | Wi-Fi, лобби-бар, Food&Bar, парковка. | Стандарт 3100 руб., апартаменты от 13000 руб. |
Анзас 3* | ул. Вокзальная, 7а | 34 номера категорий стандарт, студия. Оборудованы ТВ, холодильником, сейфом, кондиционером, в ванной душевая кабина. | Wi-Fi, сауны с бассейнами, банкетный зал, кафе-бар. | Завтрак включен. Стандарт от 4200 руб., студия от 3950 руб. |
«Дружба» 3* | пр. Дружбы Народов, 2а | 32 номера. Оснащены холодильником, душевой, ТВ. | Кафе, сауна, студия загара, магазины, кофейни, Wi-Fi. | Стоимость от 1000 руб. |
«Аэроотель» | пр. Дружбы народов, 57 | 30 номеров на 1-2 места, улучшенные, люкс. Есть санузел, ТВ, кондиционер, чайник, в некоторых номерах — холодильник. | Бильярдная, лифт, Wi-fi. | От 1500 руб. |
Хостел «Заезжий двор» | ул. Торосова, 15 | 6 номеров, есть общие для мужчин и женщин, семейный, 2-х местный. Туалет общий, в семейном отдельная ванная, в номерах есть холодильники, микроволновка. | Wi-Fi, общая кухня, парковка. | От 500 руб. |
Аренда однокомнатной квартиры в Абакане обойдется в сумму от 1500 руб. В курортных поселках цена зависит от сезона, можно арендовать квартиру, дачу или вагончик. Цена варьируется от 1000 руб.
Главный бог хакасов — Тенгри, он связан с небом
Древнейшее из сохранившихся изображений Тенгри
Сложно случайно указать народ, чей главный бог не был бы богом неба. Это и не удивительно, ведь небо — это лучший символ пропасти между человеком и миром духовного. Кажется, поднимешь голову — и вот он, вездесущий Бог, который видит всю твою жизнь как на ладони.
Но попробуй до него дотянуться. Даже с самой высокой горы не получится! И всё же горы имеют для представителей тенгризма особую святость. Да, собственно, для какого народа это не так? Олимп, Кайлас, Меру, Храмовая гора и пр. Список мог бы быть очень длинным!
Статуэтка Умай — матери-земли в тенгризме. Фото: matma.ru
Тенгри — ещё одно божество неба в ряде десятков других:
- Зевс;
- Юпитер;
- Один;
- Дьяус.
Это мужчина. В противовес ему есть женское божество Умай. Эта та самая, узнаваемая в десятках религий Мать-земля.
Ещё один интересный персонаж — Эрлик. Это жутковатого вида старик, который обитает под землёй. Вряд ли речь идёт о злом существе. Понятие безусловного негодяя характерно для монотеистических традиций. Языческие верования, как бы ни изображали своих божеств, никогда не считали их однозначно злыми.
У хакасов нет дьявола, но есть бог умерших.
Любопытно, что на некоторых изображениях Эрлик очень похож на буддийского бога Яму. К слову, тёска Ямы есть и в индуизме. Там он бог смерти, но выглядит не так страшно. Всё это указывает нам на общий источник этого образа. Можно сделать предположение, что восходит всё к арийским временам.
Это религия, призывающая к общей гармонии, а не к борьбе света и тьмы. В противовес нижнему миру есть мир высший (божественный), а также средний мир, где люди взаимодействуют с духами.
Эрлик — владыка нижнего мира, повелитель мёртвых, но никак не дьявол. Никакого дьявола нет в тенгризме
ТЕХНОГЕННОЕ ЧУДО СВЕТА
В Хакасии есть свое техногенное чудо света. Это Туимский провал. В начале пятидесятых годов прошлого года на этом месте был рудник по добыче меди и молибдена, и по мере выработки его запасов верхняя часть горы стала оседать, а шахта обваливаться.
Рудник законсервировали, и в результате обвала подземных горных выработок сформировалась впадина, диаметр которой сегодня достигает 300 м. На дне впадины образовалось озеро с водой бирюзового цвета. По разным оценкам, глубина озера от 90 до 200 метров. Высота от вершины горы до кромки воды – 120 м.
Отвесные стены провала стали площадкой для любителей экстремальных ощущений: с самой высокой точки скалы можно прыгнуть с тарзанки прямо в пропасть.
Кто мы по самоопределению
Степень распространения российской самоидентификации у жителей Хакасии можно считать средней: 43,3% опрошенных чаще всего относят себя к гражданам РФ. На первом месте у жителей нашего региона — идентификация себя с жителями Хакасии (43,6%). Этническую самоидентификацию указали менее 8% опрошенных, а религиозную — менее 4%.
Отношения между представителями различных национальностей в Хакасии большинство опрошенных оценивает как нормальные, бесконфликтные (62,7%), доброжелательными их считают 15,9% респондентов. В целом положительно оценивают межнациональные отношения в РХ 78,6% населения республики. Менее 10% опрошенных признают их напряженными, конфликтными, а взрывоопасными — лишь 0,8%. Интересны данные об отношении жителей Хакасии к межнациональным бракам. Почти половина опрошенных готовы признать, что национальность в браке не имеет значения (47,6%), а еще 16,7% признают, что межнациональные браки способствуют укреплению согласия между народами. Почти столько же допускают иногда возможность таких браков (16,1%). В той или иной
степени негативно оценивают межнациональные браки 10,9% опрошенных. При этом среди русских респондентов наибольшие доли тех, кто считает, что смешанные браки иногда допустимы (16,7%) и национальность в браке не имеет значения (48,1%). Среди респондентов-хакасов — о том, что смешанные браки негативно влияют на нацию, говорят 9,9%, и о том, что межнациональные браки разрушают нацию, — 5,3%. Среди абаканцев на вопрос «Способствуют ли межнациональные браки укреплению согласия между народами?» «да» ответили 13,3%, «иногда допустимы» — 15% опрошенных. По наблюдению авторов исследования, чем ниже уровень образования, тем больше доля тех, кто считает, что межнациональные браки разрушают нацию.
По поводу возможности возникновения конфликтов на межнациональной почве в Хакасии респонденты высказывались в основном отрицательно, почти половина опрошенных считает их так или иначе невозможными — 48,6%. Но почти треть жителей РХ все-таки полагают, что они в той или иной степени возможны — 30%. Подавляющее большинство жителей Хакасии не собираются принимать участие в массовых выступлениях на национальной почве — 80,9%.
Кто мы по вере
Уровень религиозности жителей Хакасии можно назвать относительно высоким. Большинство респондентов считают себя верующими (57,5%), неверующие составили треть опрошенных (33,1%), а 9,5% затруднились определить свое отношение к вере. Среди абаканцев на вопрос «Считаете ли вы себя верующим человеком?» положительно ответили 49,2%, не считают себя верующими 37,7% опрошенных горожан, остальные затруднились с ответом. При этом среди русских — наибольшая доля считающих себя верующими (60,9%), среди хакасов — не считающих (39,1%), а затруднившихся — среди представителей других национальностей (13,4%).
Что касается вероисповедания (его указывали только считающие себя верующими и неопределившиеся), то здесь подавляющее большинство составили приверженцы православия (88,4%). В Абакане к православным себя причислили 85% опрошенных. В целом к православным относят себя 92,8% русских, 88,1% хакасов и 58,4% представителей других национальностей. При этом участие населения, относящего себя к верующим, в отправлении религиозного культа, совершении обрядов показывает, что уровень религиозности в целом довольно низкий. Никогда не посещают места отправления религиозных обрядов 22% опрошенных, считающих себя верующими, и не определившихся в отношении к вере. Наибольшую долю составили те, кто бывает в церкви несколько раз в год (46,1%). Менее 20% опрошенных в сумме составили те, кто посещает места отправления религиозного культа раз в месяц или раз в неделю. К примеру, в Абакане на вопрос «Как часто вы посещаете церковь, мечеть, синагогу или другое место, где люди отправляют религиозные обряды?» ответы были такие. «Примерно раз в неделю» — 4,4%, «раз в месяц» — 14,6%, «несколько раз в год» — 43,9%, «никогда не посещаю» — 22,4%, остальные — затруднились с ответом.
Быт хакасов
Традиционным занятие хакасов является полукочевое скотоводство. Они разводили крупный рогатый скот, овец и лошадей, из-за чего и назывались иногда «трёхстадным народом». Местами разводили свиней и домашнюю птицу.
Не последнее место в хозяйстве хакасов занимала охота, считавшаяся исключительно мужским занятием. А вот земледелие было распространено лишь в некоторых районах, где основной посевной культурой являлся ячмень.
Женщины и дети в прежние времена занимались собирательством (съедобных коренья кандыка и сараны, орехи). Корни перемалывались на ручных мельницах. Для сбора кедровых шишек применяли нохы, который представлял собой большую чурку, насаженную на толстую жердь. Жердь эту упирали в землю, а нанося удары по стволу дерева.
Основным видом хакасских селений были аалы — объединения 10-15 хозяйств (обычно родственных). Поселения подразделялись на зимние (хыстаг), весенние (частаг), летние (чайлаг), осенние (кустег). Хыстаг обычно располагался на берегу реки, а чайлаг в прохладных местах у рощ.
Жилищем хакасов была юрта (иб). До середины XIX века бытовала переносная круглая каркасная юрта, которую летом покрывали берестой, а зимой ещё и войлоком. В позапрошлом веке распространились стационарные срубные многоугольные юрты. В центре жилища был расположен выложенный из камня очаг, над которым в крыше делали дымовое отверстие. Вход располагался с восточной стороны.
Физическая антропология
В 1920-е физическую антропологию хакасов изучал один из основоположников советской антропологии — А. И. Ярхо. Начиная с 1930-х, антропология древнего и современного населения Хакасии была предметом исследования крупнейших отечественных антропологов — Г. Ф. Дебеца, В. П. Алексеева, В. В. Бунака и др.
Хакасы подразделяются на два антропологических типа смешанного происхождения в целом относящиеся к переходной между монголоидной и европеоидной большими расами[источник не указан 1157 дней]:
- уральский (бирюсинцы, кызыльцы, бельтыры, часть сагайцев)
- южносибирский (качинцы, степная часть сагайцев, койбалы).
Еда
Хакасская кухня разнообразна и питательна. Она составлена на основе мяса домашних животных, молочных продуктов, рыбы, даров леса. Мясо заготавливали впрок, для этого его вялили, сушили, делали колбасу. У хакасов существует множество вкусных блюд на основе баранины, конины, лесной дичи. После того как забивали скот, делали мясные заготовки — ысты. Брали ребра, позвоночник, лопатки, сало, печень, сердце и делали из них наборы. Части туши заворачивали в желудок, замораживали. Так оно хранилось длительное время. На основе коровьего, овечьего молока делается сметана, творог, масло, различные сорта сыров. Эти продукты употребляются отдельно и входят в состав других блюд. В качестве гарнира используются картофель, выращивать который хакасы научились у русских, корнеплоды, ячмень. Ягоды, орехи, мед служат для приготовления десертов. Популярные блюда хакасской кухни:
1.Хыйма. Домашняя колбаса из конины с чесноком и приправами. Рубленый фарш набивают в кишки и варят. Колбасу подают горячей, политой бульоном.
2.Мюн. Бульон из мяса дичи. Утку или куропатку варят до готовности, добавляют овощи, приправы. Затем мясо убирают, подают отдельно. Мюн едят из пиал.
3.Потхы. Горячее блюдо на основе пшеничной муки и сметаны. Сметану кипятят, затем всыпают муку, добавляют яйцо.
4.Чулма. Туша барана, запеченная целиком. Сначала тушу опаливают над костром, затем удаляют внутренности, закапывают ее в угли. Там мясо томится в собственном соку.
5.Харбан. Мясное блюдо на основе баранины. Мясо мелко нарезают вместе с салом, варят в казане с луком.
6.Хандых потхы. Каша из кандыка. Клубни сушеного растения толкут до получения муки, заливают сметаной, кипятят до готовности. Это блюдо готовят на праздники.
В качестве напитков используются айран, кумыс, травяные чаи. На основе айрана традиционно делали молочную водку — арака. Напиток изготавливался с помощью самогонных аппаратов. Водку применяли на праздниках для угощения гостей, а также в религиозных обрядах. Употреблять напиток разрешалось мужчинам с 25 лет, женщинам — после рождения 2-3 детей.
История хакасов
В 1604-1703 годах кыргызское государство, располагавшееся на Енисее, подразделялось на 4 владения (Исарское, Алтырское, Алтысарское и Тубинское), в которых сформировались этнические группы современных хакасов: качинцы, сагайцы, кызыльцы и койбалы.
До революции хакасов называли «татарами» (минусинскими, абаканскими, качинскими). В то же время в документах XVII — XVIII веков Хакассия именовалась «Кыргызская земля» или «Хонгорай». В качестве самоназвания у хакасов употребляется «хоорай» или «хыргыс-хоорай».
В XVII — XVIII веке хакасы проживали в Минусинской котловине разрозненными группами и находились в зависимости от феодальной верхушки енисейских кыргызов и монгольских алтын-ханов. В первой половине XVIII они были включены в состав Русского государства. Территория их проживания была поделена на «землицы» и волости, во главе которых стояли башлыки или князьцы.
Термин «хакас» появился лишь в 1917. В июле был образован союз инородцев Минусинского и Ачинского уездов под названием «Хакас», которое было образовано от слова «Хягас», упоминавшегося в древности в китайских летописях.
20 октября 1930 года в Красноярском крае была образована Хакасская автономная область, а в 1991 году была образована республика Хакассия, вошедшая в состав России.
История
Распространенная версия происхождения хакасов говорит о том, что они являются потомками енисейских киргизов, населявших Саяно-Алтайский регион. Еще до нашей эры с ними вели войны древние китайцы. Постепенно племена динлинов (прародителей енисейских киргизов) были вытеснены в Джунгарию, оттуда на Алтай, Минусинскую котловину. Там они смешивались с местными жителями. Внешность этих людей описывалась как европеоидная: светлая кожа, белокурые или рыжие волосы, серые, голубые глаза. Несколько веков подряд древние кыргызы воевали с тюрками, уйгурами. Затем был образован Кыргызский каганат, подчинивший себе Центральную Азию (9 век). Период с 13 по 15 века был периодом властвования Монгольской империи, которая включила в свой состав разгромленные княжества Кыргызского каганата.
16 век стал началом освоения Сибири. Русские войска присоединили Хакасию и разделили ее на 4 региона: Томский, Кузнецкий, Красноярский, Ачинский. Население было обращено в христианство. После революции 1917 года официально появился термин «хакасы». Республика Хакасия образовалась после распада Советского Союза и вошла в состав РФ.
Культура хакасов
Традиционным мужским видом одежды хакасов была рубаха, женским — платье. Рубаха была с поликами (ээн) на плечах, разрезом на груди и отложным воротником, который застёгивался на одну пуговицу. Подол и рукава рубахи были широкими. Платье не слишком сильно отличалось от рубахи – разве что длиной. Задний подол был длиннее переднего.
Нижняя часть одежды мужчин состояла из нижних (ыстан) и верхних (чанмар) штанов. Женщины также носили штаны (субур), которые обычно шились из синей ткани и практически не отличались по виду от мужчин. Концы штанов женщины обязательно заправляли в голенища сапог, так как их не должны были видеть мужчины. Мужчины и женщины также носили халаты. Замужние женщины поверх халатов и шуб по праздникам носили безрукавку (сигедек).
Украшением хакасских женщин служил нагрудник пого, который был обшит перламутровыми пуговицами и узорами, выполняемыми кораллом или бисером. По нижней кромке делалась бахрома с мелкими серебряными монетками на концах. Традиционной пищей хакасов служили мясные и молочные блюда. Наиболее распространёнными блюдами были мясные супы (угре) и бульоны (мун). Праздничное блюдо — кровяная колбаса (хан-сол) Традиционный напиток – айран, приготовлялся из кислого коровьего молока.
Основные праздники хакасов были связаны с земледелием и скотоводством. Весной хакасы отмечали Урен Хурты — праздник убиения зернового червя, традиции которого были призваны охранять будущий урожай. В начале лета отмечали Тун Пайрам — праздник первого айрана – в это время появлялось первое молоко. Праздники обычно сопровождались спортивными состязаниями, которые включали конные скачки, стрельбу из лука, борьбу и прочее.
Наиболее почитаемым жанром хакасского фольклора является героический эпос (алыптыг нымах), исполняемый под аккомпанемент музыкальных инструментов. Героями песен являются богатыри (алыпы), божества, духи. Сказители пользовались в Хакасии уважением и кое-где даже освобождались от налогов.
В старину у хакасов был развит шаманизм. Шаманы (камы) также выполняли функции лекарей. На территории Хакасии сохранилось множество культовых мест, где совершались жертвоприношения (обычно баранов) духам неба, гор, рек. Национальной святыней хакасов является Борус — вершина на Западных Саянах.