Марийцы (народ)

Обычаи и традиции

С древних времен марийцы объединялись в общины, куда входили жители нескольких селений. За невесту принято было платить выкуп, а ее родители, в свою очередь, давали приданное. Свадьбы были очень шумными и веселыми. Туда могли прийти все желающие, ведь создание новой семьи считалось грандиозным событием. Многие свадебные традиции сохранились у народа и по сей день. Жених с невестой и гости часто облачаются в национальные костюмы, звучат старинные марийские песни.

У луговых марийцев была развита народная медицина. Если кто-то болел, то принято было обращаться к знахарю, который обладал необъяснимой силой. Целители и сейчас очень сильно ценятся, а запись к ним составляется на несколько месяцев вперед. Луговые марийцы верят, что знахари могут излечить любые болезни.

Внешность

Антропология марийцев восходит к древнеуральской общности, которая сформировала отличительные черты внешности народов финно-угорской группы в результате смешения с европеоидами. Генетические исследования показывают наличие у марийцев генов гаплогрупп N, N2a, N3a1, которые есть также у вепсов, удмуртов, финнов, коми, чувашей и прибалтийцев. Аутосомные исследования показали родство с казанскими татарами.

Антропологический тип современных марийцев — субуральский. Уральская раса является промежуточной между монголоидной и европеоидной. У марийцев же наблюдается больше, по сравнению с традиционной формой, монголоидных признаков.Отличительными чертами внешности являются:

  • средний рост;
  • желтоватый или более темный, чем у европеоидов, цвет кожи;
  • миндалевидные, чуть раскосые глаза с опущенными вниз внешними уголками;
  • прямые, плотные волосы темного или русого оттенка;
  • выступающие скулы.

Одежда

Мужские и женские традиционные костюмы были схожими по комплектации, однако женский украшался более ярко и богато. Так, повседневный наряд состоял из похожей на тунику рубахи, которая у женщин была длинной, а мужчин не доходила до колен. Под нее надевали просторные штаны, сверху кафтан.

Нательная одежда шилась из домотканой материи, которую производили из конопляных волокон или шерстяных нитей. Женский костюм дополнялся расшитым передником, орнаментами украшали рукава, манжеты и ворот рубахи. Традиционные узоры — кони, солярные знаки, растения и цветы, птицы, бараньи рога. В холодное время года поверх нее надевали сюртуки, тулупы и шубы из овечьей шкуры. Обязательный элемент костюма — пояс или поясная обмотка из полотняного куска материи. Женщины дополняли ее подвесками из монет, бисера, ракушек, цепочек. Обувь изготавливали из лыка или кожи, в болотистой местности ее снабжали специальными деревянными платформами. Мужчины носили высокие шляпы с узкими полями и накомарники, поскольку большую часть времени проводили вне дома: на поле, в лесу или на реке. Женские головные уборы славились большим разнообразием. От русских была заимствована сорока, популярностью пользовался шарпан, то есть повязанное вокруг головы полотенце, скрепленное очельем — узкой полоской ткани, расшитой традиционными орнаментами. Отличительный элемент свадебного костюма невесты — объемное нагрудное украшение из монет и металлических декоративных элементов. Оно считалось семейной реликвией и передавалось из поколения в поколение. Вес такого украшения мог доходить до 35 килограммов. В зависимости от места проживания, особенности костюмов, орнаментов и расцветок могли значительно различаться.

Ухаживание и сватовство

Послушание и почитание старших — основа культуры марийцев. Главы общин имели полное право вмешиваться в семейную жизнь, чтобы сохранить мир в семье. Развод также был невозможен без их участия. Вопросами брака, выбором невесты и жениха, занимались исключительно родители или главы общества. Молодежь права голоса в данном вопросе не имела, хотя никто не запрещал им общаться, устраивать посиделки и развлечения

Возникшие чувства могли быть приняты во внимание, если партия казалась подходящей старшим родственникам с обеих сторон

Кроме брака по сватовству, у марийцев был обычай похищения невесты, который часто проходил с полного согласия похищаемой. Такой путь позволял пренебречь мнением родственников девушки и избежать непомерных свадебных расходов.

Юношей старались женить как можно раньше, по достижении шестнадцати лет. При этом, невеста могла быть старше на 3-6 лет. Причины такой разницы сугубо практичные. Живя под кровом родителей, девочка работала по хозяйству, поэтому ее старались удерживать при семье как можно дольше. Ранняя женитьба сыновей на уже зрелых девушках преследовала ту же цель: он приводил в дом опытную помощницу.

Невест выбирали из соседних деревень, среди знакомых и друзей. При этом, тщательно высчитывалась степень родства. Браки родственников до седьмого колена были строго запрещены. При выборе претендентки учитывалась масса нюансов. Жена должна быть работящая, здоровая, не иметь ярко выраженных уродств, да и вся родня тщательно проверялась. Как только кандидатура одобрялась всеми старшими родственниками, назначались смотрины. Отец юноши и сват приезжали в дом девушки и заявляли о своих намерениях ритуальными фразами: «телка потерялась, всю округу обошли, не у вас ли она приблудилась». Если отказа не следовало, вместе с родителями будущей невесты обсуждались условия дальнейшего сватовства.

Лучшим днем для этого действа считалась ночь с четверга на пятницу. Представители юноши приходили со своим угощением. Их встречали накрытым столом и оговоренными ранее подарками. Подтверждение на свадьбу в разных деревнях обставлялось по-разному. Где-то девушка должна была выпить предложенное вино, где-то — обе стороны должны надкусить хлеб с маслом в знак согласия.

Образ жизни

Луговые марийцы с древних времен занимались земледелием. Выращивали рожь, овес, гречиху, репу, ячмень. Практически все семьи имели свои огороды, где сажали овощи и плодовые деревья для своих нужд. Большинство представителей марийцев разводили скот: коз, коров, овец, лошадей. В настоящее время очень хорошо развито в республике Марий Эл пчеловодство, а мед, собранный на пасеках марийского края, славится по всей стране. Благодаря тому, что марийцы проживают вблизи рек и крупных водоемов, они всегда имели возможность ловить рыбу. Также пользуется популярностью охота. Многие занимаются лесными промыслами: лесозаготовками, смолокурением.

Местные и их верования

Марийцы-селяне старшего и среднего поколений действительно во многом остались многобожниками, но на деле все осложняется христианизацией, которая идет здесь уже четыреста лет. Формально все или почти все являются христианами, и вопрос об обратном даже не обсуждается.

К примеру, мой дед часто упоминает о том, что они — христиане, причем самые настоящие христиане, более настоящих во всем мире нет. Что не мешает ему после службы в церкви пойти молиться в священную рощу Кӱсото и даже приносить там жертвы в виде птицы и баранов. То есть мы имеем дело с типичным двоеверием: христианство сверху и лютое почитание старых богов внутри.

Как видно, противоречие жесткое и даже шизофреничное, но за столетия его удалось преодолеть. Молясь верховному божеству, которое носит имя Ош Кугу Поро Юмо (Белый Великий Добрый Юмо), или просто Юмо, марийцы верят, что это — тот же христианский Бог, просто у них он немножечко свой. А упоминания жертвоприношений в самой Библии довольно мощно укрепляет их в вере, что Господь очень любит баранье мясо и блины. В этом смысле местные двоеверцы похожи на кастанедовских индейцев яки, которые поклонялись Деве Марии, Иисусу и поедали священный галлюциногенный пейот, искренне считая, что ничего более христианского в мире просто не существует.

Священная роща, как правило, выглядит как небольшой лес, оставленный прямо посреди урожайного поля.

При этом существует и немногочисленная группа так называемых «чимари», то есть абсолютных и непререкаемых язычников, которые отвергают любую связь с христианством, принципиально не крестятся и негативно относятся ко всему, что навязано русскими иноверцами. Они стараются сохранить обряды и религию, которую называют «Марий йӱла», и в целом очень скрытны. Таких я встречал довольно редко, они есть и среди моих родственников, но по причине того, что я не владею марийским, их отношение ко мне, мягко говоря, специфическое.

В целом, марийцы не такие уж ксенофобы, они скорее мизантропичные космополиты и в равной степени не любят всех подряд вне зависимости от расы, веры и так далее. Разумеется, кроме жителей соседних деревень — тех они не любят гораздо сильнее. Но что касается религии, все довольно жестко и безальтернативно: не будучи чистокровным марийцем, попасть в священную рощу, например, почти невозможно.

Традиции

Наиболее полно древние традиции сохранились в свадебных и похоронных обрядах. Свадьба всегда начиналась с шумного выкупа, после молодые на телеге или санях, покрытых медвежьей шкурой, направлялись к карту для совершения обряда венчания. Всю дорогу жених щелкал специальной плеткой, отгоняя злых духов от будущей жены: этот хлыст затем оставался в семье на всю жизнь. Кроме того, руки их связывали полотенцем, что символизировало связь на всю оставшуюся жизнь. До сих пор сохранилась и традиция печь на утро после свадьбы блины для новоиспеченного мужа.

Особый интерес вызывают похоронные обряды. В любое время года умершего доставляли на погост на санях, а в домовину клали в зимней одежде, снабжая набором вещей. Среди них:

  • льняное полотенце, по которому он спустится в царство мертвых — отсюда пошло выражение «скатертью дорога»;
  • ветки шиповника, чтобы отгонять собак и змей, охраняющих загробный мир;
  • скопленные при жизни ногти, чтобы цепляться ими за скалы и горы на пути;

Спустя сорок дней совершали не менее жуткий обычай: друг покойного облачался в его одежду и садился с близкими умершего за один стол. Его принимали за погибшего и задавали ему вопросы о жизни на том свете, передавали приветы, сообщали новости. Во время общих праздников поминовения также вспоминали о покойных: для них накрывали отдельный стол, на который хозяйка ставила понемногу все угощения, что приготовила для живых.

Мужской, женский, свадебный костюм

Мужчины надевали рубаху, штаны, подпоясывались, покрывали голову шляпой или фуражкой. Если было прохладно, костюм дополнялся кафтаном, зимой – тёплым кафтаном или шубой.

Нарядные образы

Праздничные костюмы были отличимы от будничных более сложными орнаментами из вышивки, наличием большего количества монет на поясе, рубашке, головном уборе. Ткани для одежды были лучшими. Например, кафтан для будней шили чёрным, а для праздников – белым, выполняя отделку чёрным домотканым холстом. Шляпы валяли из чёрной шерсти для будней, а белая шерсть предназначалась для обрядов и праздников.

Костюмы для свадьбы

Обязательное свадебное покрывало (вÿргенчык), сшитое из трёх полос белого холста и расшитое традиционными орнаментами, служило головным убором невесты

Религия

Особую роль в жизни народа мари во все века играла религия. До сих пор сохранилась традиционная религия мари, которая является официально зарегистрированной. Ее исповедует около 6% марийцев, однако ритуалы соблюдают многие. Народ всегда толерантно относился к другим вероисповеданиям, поэтому и сейчас национальная религия соседствует с православием. Традиционная религия мари провозглашает веру в силы природы, в единство всех людей и всего сущего на земле. Здесь верят в единого космического бога Ош Кугу-Юмо, или Большого Белого Бога. Согласно легенде, он поручил злому духу Йыну вынуть из Мирового океана кусок глины, из которой Кугу-Юмо сделал землю. Свою часть глины Йын бросил на землю: так получились горы. Из этого же материала Кугу-Юмо сотворил человека, а душу принес ему с неба.

Всего в пантеоне насчитывается порядка 140 богов и духов, однако особо почитают лишь некоторых:

  • Илыш-Шочын-Ава — аналог Богоматери, богиня рождения
  • Мер Юмо — управляет всеми мирскими делами
  • Мланде Ава — богиня земли
  • Пурышо — бог судьбы
  • Азырен — сама смерть

Массовые ритуальные моления происходят несколько раз в год в священных рощах: всего их насчитывается от 300 до 400 по всей стране. Одновременно в роще могут происходить служения одному или нескольким богам, каждому из которых приносят жертвы в виде еды, денег, частей животных. Алтарь сделан в виде настила из еловых веток, установленного возле священного дерева.

Пришедшие в рощу в больших котлах готовят принесенную с собой еду: мясо гусей и уток, а также особые пирожки из крови птиц и крупы. После под руководством карта — аналога шамана или священника, начинается молитва, которая длится до часа. Заканчивается обряд употреблением приготовленного и уборкой рощи.

Название

Самоназвание марийского народа восходит к слову «мари» или «марий», что значит «человек». Ряд ученых считает, что оно может быть связано с именем древнерусского народа мери, или меря, обитавшего на территории современной Центральной России и упоминавшегося в ряде летописей.

В древности горные и луговые племена, обитавшие в Волго-Вятском междуречье, назывались черемисами. Первое упоминание о них в 960 году встречается в письме кагана Хазарии Иосифа: он упоминал «царемисов» в числе народностей, плативших каганату дань. Русские летописи отметили черемисов гораздо позже, лишь в XIII столетии, наряду с мордвой причислив их к народам, обитавшим на реке Волге. Значение названия «черемис» до конца не установлено. Доподлинно известно, что часть «мис», так же, как и «мари», означает «человек». Однако каким был этот человек, мнения исследователей расходятся. Одна из версий отсылает к тюркскому корню «чер», означающему «сражаться, воевать». От него же происходит и слово «янычар». Эта версия выглядит правдоподобно, поскольку марийский язык является самым тюркизированным из всей финно-угорской группы.

Марийская культура

В культуре марийцев сохранились многие обряды, например свадебные и погребальные ритуалы. Один из обрядов — сурем ужо — изгнание из целой деревни злого духа. По мнению марийцев, он избавляет деревню от злых сил в пастбищный период.

Сурем ужо проходит в ночь на 6 мая. На окраине деревни собираются марийцы, разводят костер и прыгают через него — это обряд самоочищения. Затем его участники отправляются в деревню и обходят все дома с шумом, криками, звоном колоколов. Жители домов встречают их и угощают яйцами, хлебом и картошкой. Потом процессия идет на другую окраину деревни, снова разжигает костер, ставит котелки и варит угощения. Часть еды марийцы закапывают — так они подносят дары земле; остальное съедают. Длится обряд до самого утра.

Сохранился в культуре марийцев и традиционный танец — кандыра, или «Веревочка». Обычно в нем участвуют два парня и одна девушка. Так как одновременно могут танцевать сразу несколько пар, часто получается целая цепочка танцоров, которая может достигать километра. Один из элементов танца — дробушка, или тывырдык (быстрое движение ногами на одном месте). Четкий ритм кандыра поддерживают ритуальные марийские народные инструменты — барабан и шувыр (разновидность волынки). Марийцы верят, что во время этого танца-молитвы из тела выходит вся плохая энергия.

Самобытен и марийский костюм. Ткань для него изготавливается из конопляного холста или из шерстяных нитей домашнего прядения. Называется такая ткань пестрядью, потому что создается из разноцветных нитей. Затем марийские женщины расшивают костюмы с изнанки, а узор получается на лицевой стороне. В вышивке используется древний орнамент: птицы, кони, солярные знаки, бараньи рога, растения — всё это символы плодородия и обновления жизни. Женские и девичьи костюмы умелицы дополняют нагрудными украшениями яга, которые изготавливают из бисера и монет. Марийцы верят: звон серебра отпугивает нечистую силу, оберегая свою хозяйку.

Вятские мари

Posted Втр, 20/10/2020 — 12:15 by Кэп

Вятские марийцы — одна из локальных групп луговых мари, проживающая за пределами Республики Марий Эл, на юго-востоке Кировской области. В ранних литературных источниках эта диалектная группа марийского народа, отличающаяся от других своими песнями, танцами, костюмами, известна под названием кировские мари. 

Основанием для выделения вятских мари в отдельную локальную группу послужили также особенности их говора (луго-восточный диалект марийского языка) и пения, характеризующегося специфическими вокальными техниками и многоголосием. Кировские мари разделены на несколько ареальных групп, живущих в компактно расположенных деревнях и селах.  

Поминки по умершему у мари

После погребения все возвращаются в дом, чтобы помянуть умершего. Поминальными днями у марийцев являлись и являются 3-й, 7-й и 40-ой дни и годовая. Поминки нужны, чтобы “накормить душу умершего”. В народе верят, что благополучие души на том свете во многом зависит от живых: если они поминают умершего в положенные дни, то их души на том свете ни в чем не нуждаются и всегда сыты.

Почему именно эти дни являются у марийцев поминальными? В 3-й день, как и у русских, поминают в честь тридневного Воскресения Христа и во образ Пресвятой Троицы, 40-й день — время окончания мытарства и решение Всевышнего о поселении в рай или ад, а вот в 7-й день поминают только марийцы, считая, что душа в течение этого времени обозревает 7 миров и способна возродиться до 7 раз.

В 7-й день поминать приходят немногие: близкие родственники и копальщики. На поминки идут со своим угощением, несут вино и выпечку. Раньше в этот день поминали шире, присылали покойнику блинов на могилу.

Сороковой день отмечается более торжественно. Накануне приглашают умершего и покойных родителей в баню, для чего едут на кладбище. Обращаются с такой просьбой: «Вот и настал твой 40-й праздник, приходи на него. Все родители приходите. Помойтесь в бане с нами».

С утра накрывают столы, большей частью горячей пищей и выпечкой. Когда люди приходят, начинают все вместе поминать: делают 40 поклонов и зажигают 40 свечей. Присутствие ряженого, играющего роль покойного, обязательно. «Его называют именем умершего, одевают в любимую одежду покойного и делают для него круглую свечку — коло-сорта (в форме спирали). Эту свечку ставят на стол рядом с блюдом, куда кладут угощение». (И.М.Лукоянова, 1932 г.р).

Рядом с блюдом ставят череповой горшок для вина. Сначала подают человеку, который играет роль покойного, потом всем остальным. Угощать начинают родные, затем это делает каждый. Из рюмки вино раньше лишь немного отпивали и чуть-чуть наливали в горшок. Представляющий покойного сидит за крайним столом.

Занятия

Основное занятие – пашенное земледелие. Почва обрабатывалась сохой (шогавуй), плугом (агавуй, сабан), бороной (тырма, шюре), мотыгой (катман).

Главные полевые культуры – рожь, овёс, ячмень, просо, полба, гречиха, картофель; технические – конопля, лён, хмель; овощные – лук, капуста, редька, морковь.

У горных марийцев в XIX в. получило развитие садоводство.

Марийцы разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец, домашнюю птицу; свиней и коз почти не держали, считая их «нечистыми», непригодными для жертвоприношений.

Охота, рыболовство, бортничество (позднее – пасечное пчеловодство), собирательство имели подсобное значение.

Промыслы, связанные с обработкой дерева, растительного волокна, шерсти, кожи (углежжение, смолокурение, кулеткачество, выделка плетёных изделий и др.), сохраняли своё значение в домашнем хозяйстве, но в период развития капиталистических отношений их продукция приобрела товарную ценность. К развитым художественным ремёслам относятся: ювелирное искусство (изготовление серебряных женских украшений), резьба по дереву, ткачество, вышивка.

Известные марийцы

  • Арбан (Деревяшкин) Николай Михайлович — прозаик, драматург, музыкант, художник, первый заслуженный деятель искусств Марийской АССР, народный писатель Марий Эл.
  • Айзенворт (Деревяшкин) Анатолий Карпович — писатель, литературовед.
  • Тыныш Осып (Борисов Иосиф Алексеевич) — писатель, исследователь, педагог, член Союза писателей СССР.
  • Васикова Лидия Петровна — профессор, доктор филологических наук, первая среди женщин-мари.
  • Васильев Валериан Михайлович — языковед, этнограф, фольклорист, литератор.
  • Васин Ким Кириллович — писатель.
  • Вишневский Семён Алексеевич — поэт, переводчик, журналист.
  • Герасимов Михаил Степанович — поэт и баснописец.
  • Григорьев Александр Владимирович  — художник.
  • Евсеев Тимофей Евсеевич — этнограф, краевед, педагог, основатель Национального музея Республики Марий Эл.
  • Ефимов Измаил Варсонофьевич — художник, герольдмейстер.
  • Ефруш Георгий Захарович — писатель.
  • Ефремов Тихон Ефремович — просветитель.
  • Зотин Владислав Максимович — 1-й Президент Марий Эл.
  • Игнатьев Никон Васильевич — писатель.
  • Йыван Кырла — поэт, киноактёр.
  • Искандаров Алексей Искандарович — композитор, хормейстер.
  • Казаков Николай Иванович — поэт.
  • Кириллова Сарра Степановна — режиссёр, заслуженный деятель искусств Марийской АССР, народная артистка Республики Марий Эл, лауреат Государственной премии МАССР.
  • Колумб Валентин Христофорович — поэт.
  • Конаков Александр Фёдорович — драматург.
  • Коршунов Константин Максимович — актёр, драматург, режиссёр, заслуженный артист МАССР, лауреат Государственной премии МАССР.
  • Лашманов Пётр Ильич — поэт, прозаик, переводчик, этнограф, краевед, педагог.
  • Лекайн Никандр Сергеевич — писатель.
  • Луппов Анатолий Борисович — композитор.
  • Макс Майн — поэт, переводчик, журналист, редактор.
  • Матюковский Геннадий Иванович — поэт, прозаик, переводчик, журналист.
  • Мосолов Василий Петрович — агроном, первый академик из мари.
  • Мухин Николай Семёнович — поэт, переводчик.
  • Николаев Сергей Николаевич  — драматург.
  • Олык Ипай — поэт.
  • Орай Дмитрий Фёдорович — писатель.
  • Осмин Йыван — поэт, прозаик, журналист, редактор, педагог.
  • Петров Иван Петрович  — государственный и общественный деятель, первый председатель Марийского ОБИК.
  • Палантай Иван Степанович — композитор, фольклорист, педагог.
  • Першуткин Пётр Григорьевич — поэт.
  • Прохоров Зинон Филиппович — гвардии лейтенант, Герой Советского Союза.
  • Рыбаков Николай Фёдорович — драматург, писатель, журналист, артист.
  • Сави Владимир Алексеевич — писатель.
  • Савинов Эчан — писатель-драматург, переводчик, журналист, актёр.
  • Сануков Ксенофонт Никанорович — доктор исторических наук, журналист.
  • Сапаев Эрик Никитич — композитор.
  • Суворов Сергей Романович — первый Герой Советского Союза из народа мари.
  • Тойдемар Павел Степанович — музыкант.
  • Чавайн Сергей Григорьевич — поэт и драматург.
  • Чалай Васлий — поэт, прозаик.
  • Четкарёв Ксенофонт Архипович — этнограф, фольклорист, писатель, организатор науки.
  • Шабдар Осып — писатель.
  • Шадт Булат — поэт.
  • Шкетан Яков Павлович — писатель.
  • Элексейн Яков — прозаик, журналист, педагог.
  • Эшкинин Андрей Карпович — писатель.
  • Эшпай Андрей Яковлевич — советский композитор.
  • Эшпай Яков Андреевич — этнограф и композитор.
  • Юзыкайн Александр Михайлович — писатель.
  • Юзыкайн Алеко — писатель, журналист.
  • Юксерн Василий Степанович — писатель.
  • Ялкайн Яныш Ялкаевич — писатель, критик, этнограф.
  • Ямбердов Иван Михайлович — художник.
  • Князь Мамич-Бердей
  • Чоткар патыр
  • Полтыш князь Малмыжский, погиб в битве с русскими войсками
  • Чумбылат, легендарный марийский князь XII века

Вера луговых марийцев

Несмотря на то, что марийцы были вынуждены под давлением принять православную веру, они не отреклись от своих традиционных обычаев. С древних времен они посещают священные рощи, которые на марийском языке называются кусото. В рощах проводятся моления и совершаются обряды. Самое большое и красивое дерево играет важнейшую роль, ведь оно считается главным. Луговые марийцы верят в верховного Бога Юмо, а также поклоняются его помощникам. В священной роще нельзя шуметь и петь

Это место очень важно для каждого представителя марийского народа. Во время посещения священной рощи мужчины разжигают костры, устанавливают котлы и варят еду

Главному Богу приносят дары: хлеб, мед, блины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector