Православие и православные святыни в грузии

Различие

Тем не менее, о родстве православной и армянской церквей говорить не имеет смысла. Стоит хотя бы вспомнить тот факт, что православная церковь в наше время очень неоднородна во внутренней структуре

. Так очень авторитетными, практически независимыми от Вселенского Патриарха (формальный глава православной церкви), является Русская православная, Иерусалимская, Антиохийская, Украинская церкви.

Армянская апостольская же церковь является единой, даже несмотря на наличие автокефальной армянской церкви, ведь она признает покровительства над собой главы апостольской церкви.

Отсюда сразу можно перейти к вопросу о руководстве этих двух церквей. Так главой православной церкви является Константинопольский патриарх, а армянской апостольской — Верховный Патриарх и Католикос всех армян.

Наличие абсолютно разных титулов у глав церкви свидетельствует о том, что это совершенно разные институты.

Нельзя не отметить различие традиционной архитектуры этих двух церквей. Так, армянские соборы представляют себе продолжение и дальнейшее развитие традиционной восточной школы строительства. На это во многом повлияли не только культурные предпосылки, но также климат и основные строительные материалы. Армянские церкви, которые возводились еще в средние века, как правило, приземисты и имеют толстые стены (причиной этому являлось то, что они часто были и фортификационными сооружениями).

Православные церкви хоть и не являются примером европейской культуры, но и выглядят совершенно не так, как армянские. Они обычно тянутся ввысь, купола их традиционно озолочены.

Кардинально различаются обряды

, а также время проведения праздников и постов у этих церквей. Так, армянский обряд имеет национальный язык, священные книги. В нем принимает другое количество человек, нежели в православном. Что примечательно, последний до сих пор не имеет такой связи с народом, что в первую очередь связано с языком богослужений.

Напоследок самое главное различие, которое и послужило причиной халкидонского раскола. Армянская апостольская церковь придерживается мнения, что Иисус Христос — это одно лицо, то есть он имеет единую природу. В православной традиции он имеет двойную природу — объединяет в себе и бога, и человека.

Эти различия настолько весомы, что эти церкви считали друг друга еретическими учениями, и были наложены взаимные анафемы. Положительные изменения были достигнуты лишь в 1993 году, когда представители обеих церквей подписали соглашение.

Таким образом Армянская апостольская церковь и православная имеют одни истоки, а также в меньшей степени различаются друг от друга, чем армянская от католической или католическая от православной, на деле являются разными и абсолютно независимыми духовными институтами.

Году армянские представители не приняли участия в IV Вселенском Соборе , а решения Собора были искажены переводом. Отвержение соборных решений обозначило разрыв между православными и антихалкидонитами в среде армян, который потрясал жизнь христиан Армении более двухсот лет. Соборы и католикосы этого периода то примирялись то вновь порывали с Православной Церковью вплоть до Маназкертского Собора в году, по итогам которого среди христиан Армении на века возобладало отвержение Православия. С тех пор Армянская апостольская церковь существует как антихалкидонитское сообщество, в разное время состоящее из ряда административно независимых канонических уделов признающих духовное первенство католикоса «всех армян» с кафедрой в Эчмиадзинском монастыре . В своей догматике придерживается христологической терминологии святителя Кирилла Александрийского (т.н. миафизитство); признаёт семь таинств; чтит Богородицу , иконы . Распространена в местах проживания армян , будучи наиболее многочисленной религиозной общиной Армении и располагая сетью епархий сконцентрированных на Ближнем Востоке , в бывшем СССР , в Европе и в Америке .

Современное состояние Церкви в Грузии

По данным социальных опросов в 2009 году большинство граждан (91% опрошенных) доверяли Церкви. Верующие грузины не просто “верят в душе” или иногда заходят в храм “свечку поставить”, а активно участвуют в церковной жизни приходов. В храме на богослужениях присутствует много молодежи и молодых семей.

В настоящее время патриарший престол в Грузии занимает Католикос Илия II. Его активное служение привлекло в ряды священнослужителей и монашествующих молодую грузинскую интеллигенцию. Патриарх-Католикос Илия II пользуется большим авторитетом среди населения. Для поддержания демографии в стране он пообещал стать крестным каждого третьего ребенка в семье. Свое слово патриарх сдержал. И теперь крестным отцом более чем у 14 тысяч детей является предстоятель Грузинской Церкви.

Протоиерей Павел Великанов описывает свою поездку в Грузию:

Грузинская Православная Церковь ведет активную миссионерскую деятельность. Восстановлена духовная академия, финансируется за счет государства.

Но в последние десятилетия в Грузии ощущается влияние либерального Запада. Населению, как и во многих других странах, навязываются антихристианские ценности. Идет пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений. В Тбилиси светская власть одобрила проведение гей-парада. Это вызвало негодование среди большинства населения, произошли столкновения между активистами ЛГБТ и их противниками. Патриарх-католикос Илий II выразил обеспокоенность происходящим. После столкновений 17 мая 2013 года патриарх объявил 17 мая Днем защиты святости семьи.

Отношение к иностранцам

Как говорилось выше, грузинский народ добродушный, общительный и открытый к гостям. Однако бум туризма несколько деформировал контингент курортных зон и отношение местных к понаехавшим сейчас представляет странный коктейль из традиционного гостеприимства и современной тяги к деньгам. То есть, с одной стороны, тебе широко улыбаются, пожимают руки и на любой вопрос уверяют «все будет хорошо, брат». А когда доходит до дела — вдруг оказывается, что заплатить нужно больше, или завезли непонятно куда или еще какой-то вроде безобидный, но неприятный сюрприз возникает. Безусловно, так происходит не всегда, но тенденция наблюдается и у туристов складывается искаженное впечатление о пресловутом кавказском гостеприимстве.

Фото: Hans Heiner Buhr

В то же время, если путешественник (особенно пеший и с рюкзаком) попадает в глубинку, то от чистосердечных «ухаживаний» местного населения не будет отбоя. Вас, как самого дорогого гостя в Грузии, и накормят, и напоят, и развлекут, и спать в доме уложат, и подвезут, куда нужно.

Такие контрасты отношения кавказцев к иностранцам — это не плохо и не хорошо, это просто факт, с которым нужно смириться.

В каком году страна приняла новую веру?

Впервые христианство проникло на территорию Грузии так давно, что даже конкретной даты не сохранилось. В той части страны, что именовалась некогда Колхидой, многие столетия проживало христианское население, но в официальных источниках зафиксирована цифра 523 – как год, когда страна приняла новую веру.

Древние легенды гласят, что первыми проповедниками христианства в Грузии были апостол Андрей и Симон Канаит.


В истории каждого народа и государства существуют эпохи судьбоносных перемен, каким для Грузии стал 4 век н.э., времена правления царя Мириана, когда Иберия приняла на своей земле гонимую римлянами христианку Нину. Хотя в то время в Грузии уже имелись христианские общины, массового распространения религия не получила, особенно в среде знати.

Святая Нино обладала способностью исцелять больных именем Христа и поэтому снискала благорасположение царской четы. Мириан и его супруга Нана приняли христианскую веру, и после этого христианство стало распространяться по всей стране.

Впоследствии Нина стала основной грузинской святой, почитаемой верующими и по сей день.

Грузины мусульмане

Так, Грузия вновь слышит исламскую проповедь, которая продолжается вплоть до 19 века. В результате из состава грузинского народа выделяются уже целые субэтнические группы грузин-мусульман — лазы, аджарцы, месхетинцы и др. Каких-либо фактов насилия при этом не отмечается.

Во второй половине 19 века многие грузины-мусульмане переселялись в соседнюю Турцию – из-за недовольства установившимся в тот период российским правлением. В результате массового исхода опустели целые деревни в Аджарии и Месхетии.

В Турции грузины — мусульмане сегодня именуются этнонимом “гюрджю”, а сами местные грузины называют себя “шавшетцами” и “имерхевцами” или выступают под собирательным названием “чвенебури”.

Процесс переселения оказал существенное влияние на религиозный состав населения Грузии. Местных мусульман стало гораздо меньше. Но и по сей день ислам — вторая по численности конфессия в этой стране.

В целом надо сказать, что до установления власти Петербурга ислам и мусульмане занимали в Грузии гораздо более заметное положение, чем в наше время, будучи не первой, но значительной неотъемлемой частью народа, его культуры, истории и идентичности. Веками Тбилиси в мире был известен как Тифлис — название, которое использовали еще арабы, а потом турки. Кстати, в официальных русскоязычных документах город именовался Тифлисом аж до 1936 года.

Языковой вопрос

Еще совсем недавно Грузия была двуязычной страной — каждый грузин кроме родного языка изучал в школе русский. Так было во времена СССР и какое-то время продолжалось по инерции после его распада. Сегодня же школьники поголовно изучают английский и к русскому у них нет никакого интереса, особенно на фоне конфликтов стран.

Таким образом наблюдается общая тенденция: молодежь хорошо владеет английским, но не знает русского. Люди старше 45-50 лет довольно хорошо говорят по-русски и оперируют минимумом англоязычных слов. А в возрасте примерно 25-45 лет многие понимают русскоязычную речь, но говорить не могут (или стесняются), английский на хорошем уровне.

Как вести себя с грузинами

На приветствие «Гамарджоба!» отвечают «Гагимарджос!». Руки пожимают мужчины, но возможно и легкое рукопожатие женщине. Хорошо знакомые люди при приветствии обнимаются за плечи и целуют друг друга в щеки или «в воздух».
В Грузии очень быстро переходят на близкую дистанцию общения

Входить в личную зону (ближе, чем расстояние согнутой в локте руки), касаться плеч, обнять за спину — это норма даже после 5 минут знакомства
Некоторых иностранцев это смущает и настораживает, но в таком поведении нет ничего, кроме привычки.
Местные мужчины очень добросердечно, уважительно и осторожно относятся к чужим женщинам, особенно в присутствии другого мужчины с ее стороны (не важно, муж это или просто друг). Если девушка одна или с подругой, могут засыпать комплиментами, разговорами и шутками, при этом не всегда понятно — это просто знак внимания или попытка «закадрить»
Поэтому дамам, не настроенным на курортные романы, лучше «не развешивать уши» и вести себя сдержанно, вежливо поблагодарить, но не строить глазки.
Особо трепетное отношение грузин к детям, для них — это самая большая радость и ценность в жизни

Не удивляйтесь, если вашему карапузу будут улыбаться, выдавать конфетки, гладить по головке и даже могут взять на руки, понести всем показать «какие у нас щечки» и вернут обратно с полными руками вкусняшек. Подробнее об отдыхе с детьми в Грузии.

Фото: eu4business.eu

  • Грузины — эмпатичный народ, зачастую проявляют обеспокоенность чужим горем. Особенно могут встревожиться, если заметят, что их гость расстроен, недоволен, загрустил или не в настроении. Так что, если не хотите рассказывать о внутренних переживаниях или проблемах, придерживайтесь улыбчивой «маски».
  • Если нет веских причин, не отказывайтесь, когда угощают, приглашают в гости. Не предлагайте деньги за угощения, подарки или если вас по-дружески подвезли, пригласили заночевать. Если хотите отблагодарить — не только словами, лучше преподнесите какой-то подарок (даже если это ваша, не новая вещь, например, карманный нож или кулон с шеи). Читайте в статье, что привезти из Грузии в качестве сувенира.
  • Не развивайте политические темы и не спорьте о них.
  • Не богохульствуйте, не критикуйте православие и не восхваляйте мусульманство.
  • Не стесняйтесь выражать свое восхищение Грузией, делитесь впечатлениями, проявляйте интерес к истории, традициям, языку и культуре.

Фото: allwine.ge

  • Старайтесь не нахваливать и не оскорблять в присутствии грузин Турцию, Армению, Азербайджан. И вообще не вмешивайтесь в отношения этих народов — там статус «все сложно».
  • Влюбленным не стоит целоваться в общественных местах (за чрезмерное проявление чувств могут не просто сделать замечание, а даже попросить выйти из магазина, кафе или автобуса). Не забывайте, Грузия — религиозная страна, хотя и немного привыкла к беспардонным туристам.

Фото: imedinews.ge

  • Учитывайте, что грузины — народ неспешный, требовать от них пунктуальности бесполезно. Не торопятся ребята, наверное, потому и живут долго.
  • В сфере обслуживания есть еще один нюанс — то, что мы называем плохой сервис. В отзывах о кафе, магазинах, отелях и перевозчиках много жалоб, что клиентов игнорируют, долго или плохо обслуживают, не вовремя убирают, могут нахамить и так далее. Зачастую такое отношение проявляют к тем иностранцам, которые ведут себя, будто все работники заведения, как прислуга. А для гордого грузинского человека обслуживать — это уже дискомфорт, и когда клиент подчеркивает иерархию, что он выше, что всегда прав и ему все должны, то у грузина скорее включится чувство собственного достоинства, а не вины. Поэтому, если хотите, чтобы к вам отнеслись внимательно и услышали пожелания, нужно изначально проявить к обслуживающему персоналу уважение, дружелюбие и вежливость. Рекомендуем ознакомиться со статьей «Районы Тбилиси», чтоб выбрать, где же вам поселиться и что посмотреть в Грузии.

Христианство в Армении и Грузии

Армения стала христианской раньше Иверии (приняла православие раньше Руси). В церкви Армении есть отличия от православия Византии по некоторым вопросам, в том числе по обрядовости.

Официально православие утвердилось здесь в 301 году, благодаря активной проповеднической деятельности Св. Григория Просветителя и царя Тридата Третьего. Последний ранее стоял на позициях язычества и был ярым гонителем христиан. Он был виновником казни 37 девушек-христианок, бежавших от преследований римского императора Диоклектиана, в числе которых была и святая Нино, будущая просветительница Грузии. Однако, после ряда чудесных событий, произошедших с ним, уверовал в Господа и стал активным проводником христианства среди армян.

Существующие некоторые расхождения в догматах с церковью Грузии и России берут свои истоки во временах четвёртого Вселенского Собора, проходившего в Халкидоне в 451 г. по поводу монофизитской ереси Евтихия.

Отказавшись от решений прошедшего Собора из-за отсутствия своих представителей, армяне фактически ушли в монофизитство, а для православных отрицание двуединства природы Христа есть впадение в ересь.

Также отличия заключается в следующем:

  1. В совершении евхаристии.
  2. Производимое на католический манер исполнение креста.
  3. Отличия некоторых праздников по датам.
  4. Использование при богослужении, как у католиков, органа.
  5. Расхождения в толковании сущности «Благодатного огня».

В 491 г. на поместном соборе в Вагаршапате грузины также отказалась от решений Четвёртого Вселенского собора. Причина такого шага заключалось в видении в постановлениях четвёртого Собора о двух природах Христа возвращения к несторианству. Однако в 607 г. решения 491 года были пересмотрены, от них отказалась, отношения с Армянской церковью, продолжавшей стоять на прежних позициях, были порваны.

Автокефалия, то есть административная независимость церкви, была получена в конце пятого столетия при правителе Иверии Вахтанге Горгасали. Первым главой единой церкви Грузии, католикосом-патриархом, стал Иоанн Окропири (980—1001). После присоединения к России в 19 в., грузинская церковь стала частью Русской, лишившись автокефалии.

Грузинское и русское православие ничем не отличается. Лишь политики пытаются рассорить братьев по вере. Для этого используется любой повод, вплоть до попыток изменить название страны. Так слово Сакртвело переводится с грузинского на русский, как Грузия, а коренной народ, населяющий страну, именуется грузинами. Эти наименования в несколько изменённой форме применяются на языках других народов уже веками.

Однако сегодня некоторые псевдопатриотичные грузинские политики находят в этих названиях влияние России. Ссылаясь на то, что на Западе Грузию многие называют Georgian или Georgia, что, по их мнению, более правильно, так как традиционно принятые привычные названия ассоциируются с тем, что Грузия является частью России. Такие высказывания позволяют себе озвучивать некоторые руководители в правительстве государства.

Однако во внутренней жизни страны православие принимает активное участие и играет важную роль. Об этом свидетельствует лишь один факт того, что на значимые православные праздники государство объявляет о помиловании осужденных. Ежегодной традицией стало проведение обряда крещения лично католикосом-патриархом Илией Вторым. Событие это происходит 14 октября, в память о крещении грузин епископом Иоанном в октябре 324 г. в Куре. Выпущена книга, в которой запечатлены фотографии десятков тысяч крестников патриарха. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок стал крестником патриарха, то постарайтесь приехать сюда к этому времени.

В составе Грузинской Православной Церкви находится 36 епархий, которые возглавляют 36 грузинских митрополитов. Патриархаты располагаются в Мцхете и Тбилиси. Помимо епархий, находящихся внутри государства, существует шесть епархий зарубежных, в которые входят:

  1. Западноевропейская с кафедрой в Брюсселе.
  2. Англоирландская, кафедра находится в Лондоне.
  3. Епархия Восточной Европы.
  4. Канадская и Северо-Американская с кафедрой в Лос-Анджелесе.
  5. Епархия в Южной Америке.
  6. Австралийская.

ГПЦ именуется — Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь. В международной транскрипции — Georgian Apostolic Autocephalous Orthodox Church.

Современное состояние Церкви в Грузии

По данным социальных опросов в 2009 году большинство граждан (91% опрошенных) доверяли Церкви. Верующие грузины не просто “верят в душе” или иногда заходят в храм “свечку поставить”, а активно участвуют в церковной жизни приходов. В храме на богослужениях присутствует много молодежи и молодых семей.

В настоящее время патриарший престол в Грузии занимает Католикос Илия II. Его активное служение привлекло в ряды священнослужителей и монашествующих молодую грузинскую интеллигенцию. Патриарх-Католикос Илия II пользуется большим авторитетом среди населения. Для поддержания демографии в стране он пообещал стать крестным каждого третьего ребенка в семье. Свое слово патриарх сдержал. И теперь крестным отцом более чем у 14 тысяч детей является предстоятель Грузинской Церкви.

Протоиерей Павел Великанов описывает свою поездку в Грузию:

Грузинская Православная Церковь ведет активную миссионерскую деятельность. Восстановлена духовная академия, финансируется за счет государства.

Но в последние десятилетия в Грузии ощущается влияние либерального Запада. Населению, как и во многих других странах, навязываются антихристианские ценности. Идет пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений. В Тбилиси светская власть одобрила проведение гей-парада. Это вызвало негодование среди большинства населения, произошли столкновения между активистами ЛГБТ и их противниками. Патриарх-католикос Илий II выразил обеспокоенность происходящим. После столкновений 17 мая 2013 года патриарх объявил 17 мая Днем защиты святости семьи.

Интересные факты и религиозные праздники христианской Грузии

Одной из религиозных достопримечательностей Грузии является церковь Светицховели, что означает «Животворящий столп», она расположена в городе Мцхета.

Особенностью этого места является невероятная предыстория. Все началось с того, что некий Элиоз купил в Иерусалиме хитон Христа и привез его на родину, в город Мцхету. Когда хитон оказался в руках у его сестры, она скончалась от избытка чувств. Однако даже после смерти, хитон невозможно было изъять из рук женщины, так как она его крепко сжимала. Поэтому пришлось похоронить женщину вместе со святыней.

Знаменитый храм на горе — Джавари

Через некоторое время, на могиле вырос кедр, который впоследствии срубили, чтобы построить церковь. А из самого дерева сделали колонну, однако установить ее на место не удавалось, так как она парила в воздухе.

Уладить сложившуюся ситуацию удалось лишь Святой Нино с помощью молитвы. Так и образовалась чудесная церковь Светицховели. 14 октября – это праздник в честь «мироносного господнего столпа и Ризы Господней». Есть еще одна легенда о Светицхевели, которую можно прочитать здесь.

Недалеко от церкви Светицховели расположен храм Джвари. Он стоит на пригорке, где в свое время Святая Нино установила первый христианский крест из виноградной лозы, связанной ее собственными волосами.

Также существуют и другие религиозные достопримечательности Грузии, разбросанные по всей стране. Для более подробного рассмотрения прославленных святых мест Грузии существуют специальные экскурсии и туры.

Становление христианства на территории Грузии протекало нелегко. Христиане, как и в любой другой стране, подвергались гонению.

Так, в 1226 году произошел акт самопожертвования, масштабы которого не знают сравнению до сих пор. 100 000 человек приняли мученический венец, отказавшись выполнить приказ Хорезмшаха Джалалетдина – осквернить святые иконы, собранные на мосту. В этот период были казнены дети, старики и женщины. Память этих людей чтят 31 октября.

Память Святой Нино чтится 14 января и 19 мая – эти праздники считаются святыми для Грузинской церкви. Остальные христианские праздники празднуются в общепринятые даты: 7 января – рождество, 19 января – крещение и т.д.

христианство

Страница из редкого грузинского библия, датируемый 1030 годом нашей эры, изображающий воскрешение Лазаря

Согласно православной традиции, христианство впервые проповедовали в Грузии Апостолы Симон и Андрей в I веке. Это стало государственной религией Картли (Иберия) в 337 г. Обращение Картли в христианство приписывают Св. Нино из Каппадокия. В Грузинская Православная Церковь, изначально входившая в Церковь Антиохии, получил автокефалия и постепенно развивала свою доктринальную специфику между V и X веками. В Библия был также переведен на грузинский язык в V веке, поскольку Грузинский алфавит был разработан для этой цели. Как и везде, христианская церковь в Грузии имела решающее значение для развития письменного языка, и большинство самых ранних письменных произведений были религиозными текстами. С первых веков нашей эры культ Митра, язычник верования и Зороастризм широко практиковались в Грузии.

Христианство постепенно вытеснило все прежние религии, кроме зороастризма, который стал своего рода второй установленной религией в Иберии после Мир Ацилисене в 378 г. что навсегда поставило грузин на передовую линию конфликта между исламскими и Христианские миры. Грузины оставались в основном христианами, несмотря на неоднократные вторжения мусульманских держав и длительные периоды иностранного господства. После аннексии Грузии Российская империя, то Русская Православная Церковь занял грузинскую церковь в 1811 году.

Грузинская церковь вернула себе автокефалию только после того, как в 1917 году закончилось правление России

Советский режим Однако правивший Грузией с 1921 года не считал возрождение грузинской церкви важной целью. Советская власть принесла жестокие чистки грузинской церковной иерархии и частые репрессии в отношении православного богослужения

Как и везде в Советском Союзе, многие церкви были разрушены или превращены в светские постройки. Эта история репрессий способствовала включению религиозной идентичности в сильное националистическое движение и поискам грузин для религиозного выражения вне официальной, контролируемой государством церкви. В конце 1960-х — начале 1970-х годов лидеры оппозиции, особенно Звиад Гамсахурдиа, раскритиковал коррупцию в церковной иерархии. После того, как Илия II стал патриархом (католикосом) Грузинской православной церкви в конце 1970-х годов, грузинское православие пережило возрождение. В 1988 году Москва разрешила патриарху начать освящение и открытие закрытых церквей, и начался масштабный процесс реставрации. Грузинская Православная Церковь вновь обрела большую власть и полную независимость от государства с момента восстановления независимости Грузии в 1991 году. Это не государственная религия, но ее особый статус признан Конкордат 2002 г..

Помимо Грузинской православной церкви христианство в Грузии представляют последователи Армянская Апостольская Церковь и Русская Православная Церковь, а Грузинская католическая церковь который в основном следует либо Латинский обряд или армянский обряд.

По оценке 2015 года, в стране проживает около 1300 верующих христиан из мусульманского происхождения, большинство из которых принадлежат к той или иной форме протестантизма.

В каком году страна приняла новую веру?

Впервые христианство проникло на территорию Грузии так давно, что даже конкретной даты не сохранилось. В той части страны, что именовалась некогда Колхидой, многие столетия проживало христианское население, но в официальных источниках зафиксирована цифра 523 – как год, когда страна приняла новую веру.

Древние легенды гласят, что первыми проповедниками христианства в Грузии были апостол Андрей и Симон Канаит.В истории каждого народа и государства существуют эпохи судьбоносных перемен, каким для Грузии стал 4 век н.э., времена правления царя Мириана, когда Иберия приняла на своей земле гонимую римлянами христианку Нину. Хотя в то время в Грузии уже имелись христианские общины, массового распространения религия не получила, особенно в среде знати.

Святая Нино обладала способностью исцелять больных именем Христа и поэтому снискала благорасположение царской четы. Мириан и его супруга Нана приняли христианскую веру, и после этого христианство стало распространяться по всей стране.

Крещение Грузии

Получив благословение патриарха и матери, Нина отправилась в дорогу. По пути в Иверию святая Нина чудом избежала мученической смерти от армянского царя Тиридата, которой подверглись её спутницы — царевна Рипсимия, её наставница Гаиания и 35 девушек, бежавших в Армению из Рима от гонений императора Диоклетиана (284–305).

Добралась Нина до Иверии в 319 году. Войдя в Мцхет, древнюю столицу Грузии, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины, разрешилась от неплодства и уверовала во Христа.

Очень скоро Нина стала известной в окрестностях, оказывая помощь многим страждущим. Узнав о силе её молитв, люди стали приходить к ней. Многие из них уверовали в Бога и приняли крещение.

От тяжкого недуга святая Нина исцелила грузинскую царицу Нану, которая также приняла крещение и стала ревностной христианкой. Царь Мириан, несмотря на чудесное исцеление супруги, внимая язычникам, возненавидел святую Нину и даже хотел предать её смерти. Но однажды на охоте его застала гроза, и он ослеп от молнии. Царь дал обещание принять христианство, если его зрение возвратится. Святая Нина исцелила сторонника язычества, и Мириан вместе со своей свитой принял крещение.

Летописи повествуют, что святой Нине, по её молитвам, было открыто, где сокрыт Хитон Господень, и там был воздвигнут первый в Грузии христианский храм (вначале деревянный, ныне каменный собор в честь 12-ти святых Апостолов, Светицховели).

По прошествии нескольких лет, в 324 году, христианство окончательно утвердилось в Иверии. Через несколько лет Нина отправилась в Кахетию, где обратила в христианство царицу Софию.

Сказания и мечты о стране Иверии

В 12 лет Нину поручили на воспитание старице Нианфоре, которая часто рассказывала ей об Иверии (нынешней Грузии), тогда ещё языческой стране. Услышав её рассказы, Нина захотела посетить Иверию.

Однажды Пречистая Дева явилась к Нине во сне и вручила крест, сплетённый из виноградной лозы, со словами: «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него. Я же буду тебе Покровительницею».

Пробудившись, святая Нина увидела в своих руках крест (ныне хранится в особом кивоте в Тбилисском Сионском кафедральном соборе), возрадовалась духом и, придя к своему дяде, Патриарху Иерусалимскому, рассказала о видении. Патриарх Иерусалимский благословил юную деву на подвиг апостольского служения.

В другой раз Нине явился Спаситель и дал ей свиток, в котором было на­пи­сано: «Идите и научите все народы, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Мф. 28, 19).

Христианство [ править ]

Страница из редкой грузинской Библии , датируемой 1030 годом нашей эры, изображающая воскресение Лазаря.

Согласно православной традиции, христианство впервые проповедовали в Грузии апостолы Симон и Андрей в I веке. Это стало государственной религией Картли (Иберия) в 337. Превращение Картли в христианство зачисляется св.Нино из Каппадокии . Грузинская Православная Церковь , первоначально часть Антиохийской Церкви , получила свою автокефалию и разработала свое доктринальное специфику постепенно между 5 и 10 веками. Библия была также переведена на грузинский язык в 5 — м веке, как грузинский алфавитбыл разработан для этой цели. Как и везде, христианская церковь в Грузии имела решающее значение для развития письменного языка, и большинство самых ранних письменных произведений были религиозными текстами. С первых веков нашей эры в Грузии широко практиковались культ Митры , языческие верования и зороастризм .

Христианство постепенно вытеснило все прежние религии, кроме зороастризма, который стал своего рода второй установленной религией в Иберии после мира в Ацилисене в 378 г. который навсегда поставил грузин на передовую линию конфликта между исламским и христианским миром . Грузины оставались в основном христианами, несмотря на неоднократные вторжения мусульманских держав и длительные периоды иностранного господства. После того, как Грузия была присоединена к Российской империи , то Русская Православная Церковь взяла на себя грузинскую церковь в 1811 году.

Грузинская церковь восстановила автокефалию только после того, как в 1917 году закончилось правление России

Однако советский режим , правивший Грузией с 1921 года, не считал возрождение грузинской церкви важной целью. Советская власть принесла жестокие чистки грузинской церковной иерархии и частые репрессии в отношении православного богослужения

Как и везде в Советском Союзе, многие церкви были разрушены или превращены в светские постройки. Эта история репрессий способствовала включению религиозной идентичности в сильное националистическое движение и поискам грузин для выражения религии вне официальной, контролируемой государством церкви. В конце 1960-х — начале 1970-х годов лидеры оппозиции, особенно Звиад Гамсахурдиа, раскритиковал коррупцию в церковной иерархии. После того, как Илия II стал патриархом (католикосом) Грузинской православной церкви в конце 1970-х годов, грузинское православие пережило возрождение. В 1988 году Москва разрешила патриарху начать освящение и открытие закрытых храмов, и начался масштабный процесс реставрации. Грузинская православная церковь вновь обрела большую власть и полную независимость от государства после восстановления независимости Грузии в 1991 году. Это не государственная религия, но ее особый статус признан Конкордатом 2002 года .

Помимо Грузинской православной церкви, христианство в Грузии представлено последователями Армянской апостольской церкви и Русской православной церкви , а также Грузинской католической церкви, которая в основном следует латинскому или армянскому обряду.

Исследование 2015 года оценивает примерно 1300 верующих христиан из мусульманского происхождения в стране, большинство из которых принадлежат к той или иной форме протестантизма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector