Православие в абхазии

Большинство абхазских христиан — православные

Зачем нужна религия

Православная церковь в Абхазии доминирует среди христианских деноминаций. В Абхазии сейчас работает несколько десятков православных храмов. При этом необходимо отметить, что действующая ныне Сухумо-Абхазская епархия ранее была подчинена Грузинской православной церкви.

После того, как в Грузии началась гражданская война между грузинами и абхазами, епархия фактически вышла из её подчинения и с тех пор существует самостоятельно, провозгласив автокефалию. Автокефалия другими православными Церквями не признается. Главной православной святыней в Абхазии считается монастырский комплекс, расположенный на Новом Афоне.

Патриарший Собор в Пицунде. Большинство абхазов-христиан считают себя православными. Фото: upload.wikimedia.org

Абхазские православные объединены в рамках Православной церкви в Абхазии (Пицундинский католикосат). Это православная церковь с неурегулированным самопровозглашённым автономным статусом в Абхазии.

Её территория иными поместными Церквами, включая Московский патриархат, де-юре признаётся юрисдикция Грузинской церкви.

Де-факто же православные клирики в Абхазии с начала 2000-х годов состоят в ведении Майкопской епархии РПЦ. С мая 2011 года внутри Православной церкви в Абхазии имеет место раскол. Он был учинен при участии иеромонахов Дорофея (Дбара) и Андрея (Ампара), за что они и были запрещены в священнослужении.

Современная Православная церковь в Абхазии находиться в состоянии раскола.

Католическая церковь в Абхазии по своему влиянию значительно уступает православной. Так католическая община республики насчитывает всего лишь 150 человек. Большинство её членов прожимает в Сухуме.

Небольшие группы католиков находятся также в Гагре и Пицунде. Большинство прихожан составляют армяне и поляки. В настоящее время сухумская католическая община принадлежит Апостольской Администратуре Кавказа.

Костёл святого апостола Симона в Сухуме. Количество католиков в Абхазии не превышает 120 человек. Фото: upload.wikimedia.org

С 2002 года в Сухуме рядом с католическим приходом существует лютеранский приход святого Иоанна, состоящий в основном из лиц немецкого происхождения. Он также немногочисленен. Кроме того, в республике действуют также иные представители протестантизма.

Большинство последователей иудаизма в Абхазии покинули республику

Ранее в Республике Абхазия проживали грузинские евреи. Их родным языком был грузинский. После начала Грузино-абхазского конфликта они были вынуждены уехать из Абхазии.

В 1993 году абхазское объединение евреев «Сохнут» организованно вывезло из охваченной войной республики евреев в Израиль, часть их переселилась в собственно Грузию. В Абхазии остались только те евреи, которые являются ашкеназскими евреями и говорят, в большинстве своем, на русском языке.

Синагога в Сухуми. Большинство абхазских евреев выехали из Абхазии с началом грузино-абхазского конфликта. Фото: upload.wikimedia.org

В 2004 году состоялся первый официальный визит представителя израильского министерства иностранных дел в непризнанную Республику Абхазию. При этом стоит отметить, что представители других мировых религий государственность Абхазии не признают.

На 2012 год в Абхазии действовала одна синагога в городе Сухуме, при этом общая численность евреев в Абхазии составляла около 200 человек.

2012
в этом году в Абхазии действовала всего одна синагога и насчитывалось около 200 иудаистов

Единственными организациями, которые оказывают благотворительную помощь еврейской общине Абхазии, являются ростовский филиал международного гуманитарного фонда «Джойнт» и еврейская община Сочи.

«Абхазская религия»

Согласно исследованиям, проведенным Институтом востоковедения РАН в 1994—1998 годах, по существу большинство абхазов исповедуют свою традиционную религию (абхазский монотеизм), даже если формально считают себя христианами или мусульманами. Это проявляется во всех сферах жизни абхазов.

Значительная часть опрошенных жителей Абхазии, причисляющих себя к христианам, не признают Иисуса Христа как Сына Божия, не посещают христианские храмы, не причащаются и не соблюдают постов. Абхазы, относящие себя к мусульманам, едят свинину, пьют вино, не делают обрезания (считая такой поступок недостойным мужчины) и не посещают Мекку. Судя по опросам, практически никто не читает Евангелие или Коран. Все религиозные праздники — христианские, мусульманские и традиционные — отмечаются совместно представителями разных религий и сводятся к общему застолью.

Адепты абхазской традиционной религии утверждают, что верят в Единого Бога — Творца всего сущего (Анцәа), невидимого и вездесущего. По мнению некоторых краеведов, абхазская религия — «уникальный» пример изначального монотеизма, якобы «древнейшей религии человечества» — реликт, доживший до наших дней. Идеологи современной абхазской религии позиционируют её как пантеистическую, так как Анцва имеет бесконечное множество проявлений на земле (то есть, он сам Природа), он не является только добрым или только злым — он средоточие обоих понятий.

Проведенное Институтом востоковедения РАН осенью 1997 года анкетирование населения Гагрского и Гудаутского районов свидетельствует о сильном влиянии на современных абхазов традиционной дохристианской религии. Так, в ходе опроса 199 человек или 47,4 % из числа 420 абхазов, назвавших себя христианами, признали, что они сами или их родственники имеют традиционные святилища, либо обращались за помощью к таким святилищам. У остальных этот показатель следующий: 163 или 66,5 % из 245 мусульман, 34 или 47,2 % из 72 затруднившихся определить свою религиозную принадлежность, 27 или 37,5 % из 72 неверующих, 12 или 70,6 % из 17 язычников, 6 или 60 % из 10 приверженцев «абхазской веры», и 7 или 43,8 % из 16 атеистов.

Начиная с 1990-х годов абхазская традиционная религия восстанавливает свои позиции. В Абхазии имеется семь святилищ (аныха), совокупность которых называется быжныха («семь святилищ»). К настоящему времени возобновлена деятельность пяти из них, это — Дыдрыпш-ныха, Лашкендар-ныха, Лдзаа-ныха, Лых-ныха и Ылыр-ныха. Шестое святилище Инал-Куба находится в горной долине Псху, населенной ныне русскими. По поводу имени и расположения седьмого святилища нет единого мнения, некоторые называют таковым Бытху — древнее святилище убыхов. Реже в качестве седьмого святилища назывались Лапыр-ныха, Напра-ныха, Геч-ныха и Капба-ныха.

Жрецами — аныха паю (в переводе «сыновья святилища») семи главных абхазских святилищ могут служить только представители определенных абхазских жреческих фамилий: Гочуа (Лдзаа-ныха), Харчлаа (Лашкендар) Чичба (Дыдрыпш-ныха), Шакрыл (Лых-ныха) и Шинкуба (Елыр-ныха).

3 августа 2012 года в Сухуме на учредительном собрании воссоздан Совет жрецов Абхазии.

См. также: Народное христианство

В современной Абхазии традиционная национальная религия активно возрождается

Идеологи современной абхазской религии позиционируют её как пантеистическую. Дело в том, что Анцва имеет бесконечное множество проявлений на земле (то есть, он сам Природа).

При этом Анцва не является только добрым или только злым — он средоточие обоих понятий. Несмотря на сильное давление ислама и христианство, национальна религия Абхазии не только сохранилась, но и активно развивается.

Жрец святилища Дыдрыпш Заур Чичба. За каждым абхазским святилищем закреплен жрец из определенного рода (фамилии)

Так проведенное Институтом востоковедения РАН осенью 1997 года анкетирование населения Гагрского и Гудаутского районов свидетельствует о сильном влиянии на современных абхазов традиционной дохристианской религии.

Дело в том, что в ходе этого опроса 199 человек или 47,4 % из числа 420 абхазов, которые назвали себя христианами, признались в посещении абхазских святилищ.

47,4%
столько абхазских христиан посещают абхазские святилища

Во времена СССР национальная религия абхаз подвергалась гонениям. Начиная с 1990-х годов, она начала восстанавливать свои позиции. Святилища у наших абхазских друзей — это семь мест, расположенных на территории Абхазии, которые почитаются абхазами в качестве священных. Вот этот перечень:

Святилище Местонахождение Район
Дыдрышп-ныха Гора Дыдрыпш-ныха у села Ачандра Гудаутский район
Лых-ныха поляна Лыхнашта, центр села Лыхны Гудаутский район
Лдзаа-ныха около села Лдзаа в районе Пицунды Гагрский район
Инал-Куба гора Инал-Куба у села Псху Сухумский район
Адагуа ныха гора Адагуа в районе села Цабал Гульрипшский район
Лашкендар гора Лашкендар около города Ткуарчал Ткуарчалский район
Елыр-ныха Село Илор Очамчырский район

Совокупность семи святилищ в Абхазии называется быжныха («семь святилищ»). К настоящему времени возобновлена деятельность пяти из них, это — Дыдрыпш-ныха, Лашкендар-ныха, Лдзаа-ныха, Лых-ныха и Ылыр-ныха. Шестое святилище Инал-Куба находится в горной долине Псху, населенной ныне русскими.

По поводу места нахождения седьмого святилища до сих пор нет единого мнения. Так некоторые исследователи называют в качестве такового Бытху — древнее святилище убыхов.

Реже в качестве седьмого святилища назывались Лапыр-ныха, Напра-ныха, Геч-ныха и Капба-ныха. 3 августа 2012 года в Сухуме на учредительном собрании воссоздан Совет жрецов Абхазии.

Архиереи

  • Герман (Гоголашвили) (8 сентября 1851 — 2 сентября 1856)
  • Свт. Александр (Окропиридзе) (2 сентября 1856 — 6 октября 1857, 4 марта 1862 — 30 мая 1869) в первый раз — в/у, архим.
  • Геронтий (Папиташвили) (6 октября 1857 — 16 ноября 1859)
  • Свт. Гавриил (Кикодзе) (30 мая 1869 — 1886) в/у, еп. Имеретинский
  • Геннадий (Павлинский) (28 декабря 1886 — 31 марта 1889)
  • Александр (Хованский) (29 мая 1889 — 12 февраля 1891)
  • Агафодор (Преображенский) (2 марта 1891 — 17 июля 1893)
  • Петр (Другов) (19 сентября 1893 — 17 января 1895)
  • Арсений (Изотов) (2 февраля 1895 — 26 марта 1905)
  • Сщмч. Серафим (Чичагов) (10 апреля 1905 — 3 февраля 1906)
  • Сщмч. Кирион (Садзаглишвили) (3 февраля 1906 — 25 января 1907)
  • Димитрий (Сперовский) (25 января 1907 — 25 июля 1911)
  • Андрей (князь Ухтомский) (25 июля 1911 — 22 декабря 1913)
  • Сергий (Петров) (22 декабря 1913 — 1920)

В составе Русской Православной Церкви

  • Антоний (Романовский) (30 ноября 1924 — 1927) в/у, еп. Ереванский
  • Серафим (Протопопов) (23 ноября 1928 — 3 апреля 1930) в/у, еп. Бакинский

В составе Грузинской Православной Церкви

  • Исп. Амвросий (Хелая) (1918/1919 — 1921)
  • Иоанн (Маргишвили) (15 октября 1921 — 7 апреля 1925)
  • Христофор (Цицкишвили) (7 апреля 1925 — 21 июня 1927)
  • Ефрем (Сидамонидзе) (1927) в/у, еп. Цилканский
  • Мелхиседек (Пхаладзе) (1927 — 1928)
  • Павел (Джапаридзе) (1928)
  • Варлаам (Махаидзе) (1929 — 1934)
  • Мелхиседек (Пхаладзе), 2-й раз (1935 — 1943)
  • Антоний (Гигинейшвили) (1952 — 24 ноября 1956)
  • Леонид (Жвания) (1957 — 1964)
  • Роман (Петриашвили) (1965 — 1967)
  • Илия (Гудушаури-Шиолашвили) (1 сентября 1967 — 23 декабря 1977)
  • Николай (Махарадзе) (1978 — 1981)
  • Давид (Чкадуа) (1983 — 1 октября 1992)
  • Даниил (Датуашвили) (1992 — 21 декабря 2010) с 1993 вне епархии
  • с 21 декабря 2010 — епархия под прямым управлением католикоса-патриарха всея Грузии

Пицундский храм

Расположенный на территории заповедника «Великий Питиунт» в центре Пицунды собор Андрея Первозванного – ярчайший памятник христианства. Его возвели в 4 веке н. э. в честь святого апостола, проповедовавшего веру Христа в 1 столетии н. э. Он считается основателем Абхазской церкви наряду с Симоном Кананитом. Их мощи покоятся в соборной усыпальнице.

Современный вид Патриарший собор (другое его название) получил в 10 в. Великолепное сооружение поражает своей могучей архитектурой, напоминающей крепость. Толстые стены, сложенные из дикого камня и кирпича, впечатляют мощью. Внизу здания находится усыпальница, расписанная изумительными фресками.

В 1975 г. собор переоборудовали в концертный зал. Иконы, мозаику, кресты вывезли в музей Тбилиси. В помещении установили раритетный орган немецкого производства, с уникальным звучанием. Толпы людей приходят сюда, чтобы осмотреть собор, руины других древних строений и послушать органную музыку. Внутри святилища сохранились средневековые росписи, купол украшен фреской с ликом Христа.

Посетители поднимаются вверх, располагаясь на небольших балкончиках, с которых хорошо видна сцена с органом. Звучание настолько сильное, что от вибраций осыпается краска с фресок. Сейчас решается вопрос о переносе инструмента в другое место, чтобы сохранить ценные росписи.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Признанный шедевр архитектуры, воплотивший в себе христианскую религию. Единственный в стране сохранил свой аутентичный вид. Уникальное сооружение 10 века находится в пос. Лыхны, на поляне Лыхнашты. Прошедшее тысячелетие практически не отразилось на церкви, но во избежание повреждений религиозный памятник сейчас защитили от дождя навесом.

Он ценен как образец северокавказской церкви, которые строили абхазские архитекторы по указу епископов. В эпоху насаждения в стране язычества оставался православным, находясь под защитой князей Шервашидзе. Один из сыновей князя похоронен в церкви. После 10 лет забвения (1820-30 гг.), когда российская армия вошла в село, церковь опять стала функционировать.

Интересна архитектура церковного строения. По виду это крестово-купольный собор, но в отличие от других сооружений подобного типа, у него маленький диаметр купола, узкие нефт и трансепт. Так же необычны 2 пристройки, с запада и с юга, некий синтез притвора и портика. Сегодня этот объект активно посещается туристами и жителями республики.

Нельзя не изумляться тысячелетними стенами, выстоявшими 1000 лет. Они выложены из обтёсанного известняка и кирпича. Богатая роспись (14 в) покрывающая внутренние стены, поражает воображение. Выразителен облик Богоматери с младенцем на руках в окружении 2-х ангелов (в центре аспиды). Талантливо изображены ангелы и святители, Иисус Христос, Авраам, Иоанн Предтеча и т. д.

Бедийский собор

Небольшое село Агу-Бедиа широко известно не только всей Абхазии, но и за её пределами. Сделал его знаменитым старинный Бедийский храм, построенный при правлении абхазского царя Баграта 3-го (999 г). Выбранное им среди гор место делало собор и окружающие его постройки надёжной цитаделью. В день открытия святилища царь и царица-мать вручили в дар храму золотой кубок (потир).

Сегодня ценный сосуд и прекрасное ювелирное изделие находится в Музее искусств города Тбилиси. Крестово-купольное строение освятили в честь иконы Божьей Матери Влахернской (сегодня северо-запад Стамбула). В настоящее время образ покровительницы византийских императоров хранится в Успенском соборе в Москве.

Бедийский собор выстроен в византийском стиле, в его архитектуре воплотились черты других памятников христианства той эпохи. Массивные стены сложены из серого камня грубой обработки. Внутреннее пространство разделено на 3 помещения: центральный зал и 2 боковых, отделённых от него арочной колоннадой. От настенных росписей остались лишь отдельные фрагменты.

Западная стена украшена изображением императора Византии Константина как защитника христиан. Бедийский собор был действующим до вторжения османов в начале 17 в. Почти 2 века он был заброшен и прошёл реставрацию в конце 18 в. Обновились его фасады и купол. Вблизи религиозного памятника видны руины епископского дворца – объект осмотра туристами.

Собрание паствы Священной Митрополии Абхазии

5 июня 2019 г. в соборном храме монастыря св. апостола Симона Кананита в Новом Афоне состоялось собрание прихожан монастыря и паствы Священной Митрополии Абхазии. На собрании также приняли участие жители Нового Афона, общественные деятели Абхазии, депутаты Народного Собрания — Парламента Республики Абхазия, православные христиане из других регионов Абхазии.

Кроме того, на собрании присутствовали клирики Сухумо-Пицундской епархии АПЦ: иеромонахи Игнатий (Киут), Василиск (Лейба), Давид (Гвазава) и иерей Далмат (Гопия).

Архимандрит Дорофей (Дбар), открывая собрание, кратко ознакомил пришедших со сложившейся в последние дни ситуации вокруг абхазской церковной проблемы и с итогами переговорного процесса, модераторами которого выступили глава Администрации Нового Афона Фелик Даутия, председатель городского Собрания Нового Афона Рамаз Смыр, депутат Народного Собрания — Парламента Республики Абхазия Натали Смыр и общественный деятель Мирон Чалмаз. 4 июня 2019 г. было составлено обращение на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в котором излагалась просьба Президента Республики Абхазия Р. Д. Хаджимба и Председателя Церковного Совета Абхазской Православной Церкви иерея Виссариона Аплиаа о приостановлении прещений в священнослужении, наложенных на архимандрита Дорофея (Дбар) и иеромонаха Андрея (Ампар) в 2011 г., и триджы продлеваемого впоследствии вплоть по настоящее время.

Далее выступила депутат Народного Собрания — Парламента Республики Абхазия Натали Смыр, поблагодарившая всех участников переговорного процесса за усилия в составлении Обращения, также выразила благодарность духовенству Сухумо-Пицундской епархии АПЦ в лице иерея Виссариона Аплиаа и Президенту Республики Абхазия Р. Д. Хаджимба.

М. М. Чалмаз от лица членов Совета и сотрудников Священной Митрополии Абхазии также поблагодарил всех участников переговорного процесса за достигнутые результаты.

Завершая собрание, председатель Совета Священной Митрополии Абхазии архимандрит Дорофей (Дбар) выразил признательность всем собравшимся за активное участие в деле решения абхазской церковной проблемы.

По завершении все участники собрания были приглашены на фуршет в трапезную монастыря св. апостола Симона Кананита.

Согласно достигнутым договоренностям, Священная Митрополия Абхазии предоставляет возможность 5 и 6 июня 2019 г. в дни празднования Вознесения Господня — двунадесятого праздника Православной Церкви, провести соответствующие богослужения в Ново-Афонском монастыре в следующем порядке:

• 5 июня, в 17:00 в центральной части соборного храма монастыря св. апостола Симона Кананита будет совершена Великая вечерня с литией духовенством Священной Митрополии Абхазии во главе с архимандритом Дорофеем (Дбар), в 18:30 в приделе св. Александра Невского соборного храма монастыря св. апостола Симона Кананита будет совершено Всенощное бдение духовенством Сухумо-Пицундской епархии АПЦ.

• 6 июня, в 7:00 в центральной части соборного храма монастыря св. апостола Симона Кананита духовенством Священной Митрополии Абхазии будет совершена Утреня и в 9:00 Божественная литургия. В 10:30 в приделе св. Александра Невского соборного храма монастыря св. апостола Симона Кананита духовенством Сухумо-Пицундской епархии АПЦ будет совершена Божественная литургия.

По завершении праздничных богослужений Вознесения Господня 5 и 6 июня 2019 г. и вплоть до получения соответствующего ответа на Обращение Президента Республики Абхазия Р. Д. Хаджимба и Председателя Церковного Совета Абхазской Православной Церкви иерея Виссариона Аплиаа, все клирики Священной Митрополии Абхазии и Сухумо-Пицундской епархии АПЦ продолжают деятельность в своих приходах и монастырях.

Все участники собрания надеются и будут молиться о том, чтобы изложенная в Обращении просьба была услышана священноначалием Русской Православной Церкви и церковная проблема абхазского народа, милостью Божьей, нашла свое разрешение.

Илорский храм

Популярный среди верующих религиозный объект расположен в Илорах, небольшом посёлке. Возведён в XI в. и носит имя Георгия Победоносца. С момента его возведения он слыл образцом богатого убранства внутренних интерьеров. Ёмкости для литургии из золота и серебра, золотая престольная чаша, серебряный меч-складень, кованые иконы с серебряными окладами хранились в роскошной ризнице.

Одна из серебряных икон с изображением Георгия Илорского считается чудотворной. Сюда на поклонение ей прибывали паломники и миссионеры из разных стран. Чудодейственной силой, по мнению прихожан, обладает и икона Евстафия Апсильского, замученного в арабском городе Харане (738 г.).

В 19 веке в обветшавшей церкви сделали железную крышу, покрыли стены слоем штукатурки. Мастера сохранили все барельефы и надписи на фасадных стенах, воссоздали аутентичную булыжниковую ограду. После советского периода закрытия церковь обрела прежнее величие, пользуясь необыкновенной популярностью верующих и туристов.

Каждый год в день Св. Георгия (21 октября) при большом стечении народа здесь организовывают торжественную литургию. Внешняя красота белоснежного строения не может не восхищать.

🕘 История постройки

Достоверно неизвестно, в правление какого князя был построен этот храм, но дата его сооружения установлена достаточно точно, это начало X века. Предполагается, что Лыхненский храм – образец зодчества абхазских архитекторов под руководством какого-то могущественного местного епископа, проповедовавшего христианство в этих краях.

Более точных данных о том, кто строил храм, нет. Позднее, в XIV веке, стены были расписаны византийского стиля фресками. До наших дней дошли лишь фрагменты уникальных творений средневековых мастеров.

В XV веке в Абхазии наблюдался упадок христианства, но Лыхненский храм сохранился, благодаря тому, что находился под покровительством князей Шервашидзе, до XVIII века остававшихся православными христианами. После они перешли в Ислам, но храм, тем не менее, не разрушили. Сафар-Бей, сын мусульманина Келеш-Бея, снова крестился, умер православным и был похоронен в стенах Лыхненского храма.

После 1830 года, когда в Абхазию пришли русские, они возродили церковную жизнь и храм вновь стал действующим.

Совет Жрецов Абхазии — руководящий орган национальной абхазской религии

Жрецами — аныха паю (в переводе «сыновья святилища») семи главных абхазских святилищ могут служить только представители определенных абхазских жреческих фамилий: Гочуа (Лдзаа-ныха), Харчлаа (Лашкендар) Чичба (Дыдрыпш-ныха), Шакрыл (Лых-ныха) и Шинкуба (Елыр-ныха).

Большинство этнических абхаз, даже признающих себя христианами и мусульманами, почитается большинством этнических абхазов. Каждое святилище имеет свой жреческий род (фамилию).

Место принесения клятвы в святилище Дыдрыпш. В абхазском святилище принято говорить только правду, поэтому местные правоохранительные органы часто используют их в качестве «судей» для преступников. Фото: forumimage.ru

Кроме указанных семи святилищ, исторически являющихся общеабхазскими, практически у каждого абхазского рода имеется своё маленькое святилище (абх. ажьыра). Обычно оно является местом проведения родовых молений.

Перед святилищем нельзя врать, поэтому правоохранительные органы Абхазии нередко используют святилища в качестве «судей». Большинство абхазов признают в качестве главного святилища — Дыдрыпш. Моления на горе Лашкендар были торжественно возобновлены в середине 1990-х годов.

В середине 1990-х годов в Абхазии возобновились моления на горе Лашкендар.

Власти Абхазии поддерживают национальную религию страны. Так первые лица государства также нередко участвуют в молениях. В 1992 году во время грузино-абхазской войны моление на горе Дыдрыпш-ныха проводил лично глава Абхазии Владислав Ардзинба. Он просил у святилища покровительства и защиты Абхазии.

Анакопийский храм

Прикоснуться к древней истории, ощутить дыхание далёкого прошлого в настоящем могут все, кто хоть однажды посетит Иверскую гору. Она расположена в окрестностях Нового Афона. Но не сама гора столь интересна путешественникам, а старая Анакопийская крепость – первый центр христианства в стране.

Возвели цитадель на вершине горы в 4 веке на высоте 345 м над уровнем моря и назвали Анакопией. За мощными каменными стенами располагались 2 башни, осадный колодец и Анакопийский храм. Он был посвящён великомученику Феодору Тирону. В своё время он был знаменит нерукотворным образом Пресвятой Богородицы. Об иконе сложена легенда, повествующая о её чудесном появлении в крепости.

Религиозный объект зиждится на возвышении в центре территории. Он сложен из известняковых блоков и крупной гальки, с вкраплениями кирпича. Последним отделаны оконные ниши. Церковь почти полностью утратила свой первоначальный облик в результате неоднократных перестроек. Хорошо сохранилась алтарная ниша в форме широкой апсиды.

Здесь хранятся известняковые плиты с греческими надписями и изображениями кипарисов, рыб, крестов, символизирующих раннее христианство. Эти фрагменты были сняты со стен здания. Факты, запечатленные в средневековых рукописях, свидетельствуют о чудесах исцеления, даруемых образом Пресвятой Богородицы. Сегодня сюда приходит множество посетителей, чтобы осмотреть благородные руины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector