По форме государственно территориального устройства страны мира бывают

Коммунизм

В нашей стране старшими поколениями принято считать, что в СССР был коммунизм, но это совершенно не так. Коммунизм является идеей, пропагандирующей общественную собственность, включая всю инфраструктуру, а также средства производства. Коммунизм подразумевает отсутствие разделения на классы и, как следствие, классовой борьбы. Этот общественный и экономический строй является прямой противоположностью экономическому и социальному расслоению, которое лежит в основе капитализма.

В отличие от демократических режимов, коммунистические ограничивают доступ к управлению страной тем, кому чужды ценности общественной собственности или кто может внести капиталистические элементы.

Примера коммунизма пока что не было. Некоторые признаки этого строя присутствовали в СССР, особенно в ранние периоды, до прихода к власти Хрущёва и переориентации на госкапитализм. Что касается Северной Кореи, то это диктатура с госкапитализмом.

Государственный капитализм – где это?

Бытует мнение, что при советской власти существовал строй государственного капитализма. Однако любой капитализм опирается прежде всего на прибыль. Вот теперь – очень похоже на этот строй с его государственными корпорациями. Но в СССР, даже когда Косыгин пытался найти экономические рычаги управления, такого не было вообще. В Советском Союзе строй был переходным, с чертами социализма и – в меньшей мере – капитализма. Социализм проявлялся не столько при распределении общественных потребительских фондов с госгарантиями для престарелых, больных и инвалидов. Вспомним, что даже пенсии для всех появились лишь на последней стадии существования страны.

Но вот организация в управлении общественной жизнью и экономикой была совсем не капиталистической, она полностью была построена на технократических принципах, а не на капиталистических. Однако и социализма в его чистом виде Советский Союз не знал.Разве что наличествовала общественная собственность на средства производства. Однако госсобственность не синоним собственности общественной, поскольку нет возможности ею распоряжаться, а иногда даже и знать, как это делать. Открытость при постоянно враждебном окружении невозможна, поэтому даже на информацию была государственная монополия. Никакой гласности там, где слой управленцев распоряжался информацией как частной собственностью. Социальное равенство – принцип социализма, вполне, кстати, допускающий неравенство материальное. Антагонизма между классами нет, ни один социальный слой другим не подавлялся, а потому и защищать социальные привилегии никому в голову не приходило. Однако существовала мощная армия, а вокруг неё – масса чиновников, имевших не только огромную разницу в зарплате, но и обладавших целой системой льгот.

Диктатура

Диктатура — это общественно-политический строй, где нация управляется одним человеком и отсутствуют демократические процессы. Как правило, диктатором является харизматичный лидер, «вождь», власть которого, в отличие от монархии, не идёт от Бога, а берётся им благодаря определённым заслугам и качествам. Чаще всего диктатуре предшествует демократия с чередой непопулярных у народа правителей.

Одним из самых ярких ответвлений диктатуры является военная диктатура, где вся власть находится в руках военной элиты. Чаще всего в военных диктатурах закон и порядок ставятся выше надлежащих правовых процедур, а также гражданских и политических свобод, а оппозиция подавляется жёсткими методами.

Примером диктатуры является современный Таиланд, где в 2014 году после массовых протестов против правительства были аннулированы выборы, и начался хаос в политической власти. Создавшийся вакуум власти позволил генералу Праюту Чан-Оча объявить военное положение, распустить сенат и взять контроль над страной в свои руки. После этого были урезаны некоторые свободы, к примеру: введён общенациональный комендантский час, наложен запрет на политические собрания, взяты под контроль СМИ.

Социализм

Социализм является социально-политической и экономической моделью, в которой люди владеют основными средствами производства. Социализм отличается от капитализма отсутствием неравноправного разделения благ в обществе и более размытыми классами. Некоторые эксперты сходятся во мнении, что социализм являет собой строгую политику совместного владения и равного распределения ресурсов и тесно переплетается с госкапитализмом.

Другие считают, что социализм может вполне логично существовать со свободным рыночным капитализмом, внедряя в него элементы, уменьшающие классовый разрыв.

Одним из самых известных примеров эффективного социализма является так называемая скандинавская модель, где свободная рыночная экономика сочетается с обширными общественными инициативами, такими как бесплатная медицина и образование, сильное влияние профсоюзов, защита прав и свобод рабочих и так далее.

Что касается СССР, то в нём прослеживался симбиоз госкапитализма и социализма, где вместо свободной рыночной экономики было чёткое плановое разделение благ. В остальном же советский социализм мало чем отличался от скандинавского.

Феодализм

Феодализм — это социальный строй, при котором основной властью являлись дворяне и землевладельцы. При феодализме наблюдалось резкое иерархическое разделение на дворянство, духовенство и крестьянство, и для любого из классов было практически невозможным перемещение вверх или вниз по социальной лестнице. В этой системе крестьяне являлись рабочей силой и воинами, а в обмен получали возможность работать на земле лорда и защиту от внешних сил.

Феодализм был резко децентрализованным и аграрным политическим строем, о чём говорит известная фраза «Вассал моего вассала — не мой вассал».

Ярким примером является Франция образца XI века, когда страна, по сути, была разделена на множество княжеств и уделов, где барон или любой другой землевладелец был единоличным правителем.

Двадцатые годы двадцатого века

Государственный строй Российской империи в это время кардинальным образом поменялся. На всей территории, кроме Прибалтики, Финляндии, Западных Белоруссии и Украины, Бессарабии, настала диктатура большевиков как вариант политической системы с одной партией. Другие советские партии, которые ещё существовали в начале двадцатых годов, были разгромлены: эсеры и меньшевики самораспустились в 1920-м, Бунд – в 1921-м, а в 1922-м лидеров эсеров обвинили в контрреволюции и терроризме, судили и репрессировали. С меньшевиками поступили чуть гуманнее, поскольку мировая общественность протестовала против репрессий. Большую часть просто выгнали из страны. Так с оппозицией было покончено. В 1922 году генеральным секретарём ЦК РКП(б) был назначен Иосиф Виссарионович Сталин, и это ускорило централизацию партии, а также выработку технологии власти — с жёсткой вертикалью в рамках структур местных представительств.

Террор резко уменьшился и быстро исчез окончательно, хотя как такового правового государства в современном понимании построено не было. Однако уже в 1922-м утверждены Гражданский и Уголовный кодексы, упразднены трибуналы, учреждены адвокатура и прокуратура, цензура закреплена Конституцией, а ВЧК преобразован в ГПУ. Конец Гражданской войны стал временем рождения советских республик: РСФСР, Белорусской, Украинской, Армянской, Азербайджанской, Грузинской. Были ещё Хорезмская и Бухарская и Дальневосточная. И всюду во главе находилась коммунистическая партия, и государственный строй Российской Федерации (РСФСР) ничем не отличался от строя, скажем, Армянской. В каждой республике была своя конституция, свои органы власти и управления. В 1922 году советские государства начали объединяться в федеративный союз. Дело это было непростое и нелёгкое, получалось не сразу. Сформировавшийся Советский Союз был федеративным образованием, где национальные формирования обладали лишь культурной автономией, но это было исключительно мощно сделано: уже в 20-е годы создавалось огромное количество местных газет, театров, национальных школ, литература на всех без исключения языках народов СССР массово издавалась, а многие народы, не имевшие письменности, получили её, к чему были привлечены самые светлые умы учёного мира. Советский Союз показал непревзойдённую мощь, несмотря на то, что страна дважды оказывалась в руинах. Однако через семьдесят лет погубила его не война, не лишения, а… сытость и довольство. И предатели внутри правящего класса.

Формы правления

Определение 3

Форма правления представляет собой организацию высших государственных органов, порядок организации и взаимоотношения, степень участия подданных в их образовании.

В зависимости от формы правления государства бывают:

  1. монархии;
  2. республики.

В монархии функции главы государства выполняет монарх, царь, король, император, шах, султан и т.д., они приобретаются по наследству и исполняются единолично и на протяжении всей жизни.

Монархии бывают:

  1. неограниченные;
  2. ограниченные.

В первых (неограниченных) монархиях единственный носитель суверенитета страны – это монарх. Неограниченными выступали деспотические монархии рабовладельческих стран Древнего Востока, а еще абсолютные (или самодержавные) монархии, характерные для последнего периода эпохи феодализма.

В ограниченных же монархиях совместно с монархом носители суверенности страны – это также и иные высшие гос. органы, которые ограничивают власть главы государства. К ограниченным можно отнести сословно-представительные монархии, существовавшие в эпоху феодализма. Сегодня таковыми конституционными монархиями выступает Англия, Бельгия, Швеция, Япония и др.

Определение 4

Республика представляет собой такую форму правления, при которой глава страны – это избранный на установленный период времени единоличный либо коллективный орган.

Замечание 1

Глава государства в республике становится ответственным перед избравшим его органом либо населением.

По своему типу республики могут быть:

  1. парламентскими;
  2. президентскими.

Однако эти названия условные. На самом деле в первой и во второй форме существует как парламент, так и президент. Но реальные функции в данных формах неодинаковые. В парламентских республиках (к примеру, в Германии, Италии и пр.) президент, как правило, исполняет символические функции. В парламентских республиках исполнительную власть выполняет не президент, а правительство во главе с премьер-министром (канцлер, председатель совета министров и т.д.). Состав правительства формируется на основании парламентского большинства. Исполнительная власть осуществляется кабинетом, ответственным перед парламентом. Парламент, в свою очередь, вправе принять вотум недоверия правительству (это означает, что оно уходит в отставку). При данной форме правления функция президента во многом схожа с положением монарха в парламентской монархии (король царствует, но не управляет страной).

Замечание 2

Другое дело президентская республика, при которой, наоборот, президент выступает одновременно главой государства и правительства (Соединенные Штаты Америки).

Различают также промежуточный, компромиссный вариант между парламентской и президентской республиками (так называемая полупрезидентская республика), к примеру, во Франции. Совместно с правительством, который возглавляет премьер и отвечает перед парламентом, во Франции существует также президент с некоторыми прерогативами, которые отличают его от президента в обыкновенной парламентской республике.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Формы государства

Говоря о формах государства, различают форму правления — организацию высших органов власти и форму государственно-территориального устройства — отношения между центральными и местными органами власти, распределение власти по территории страны.

По форме правления государство может быть монархией или республикой.

При монархическом правлении во главе государства стоит монарх и его власть, как правило, передаётся по наследству. Из курса истории вы знаете, что государств с такой формой было множество в разные исторические эпохи. На протяжении столетий существовала монархия и в России. Да и сегодня немало государств можно отнести к монархическим. Правда, во многих из них власть первого лица ограничена конституцией страны или каким-либо представительным органом, чаще всего парламентом. Примером такой ограниченной монархии, где король или королева «царствует, но не правит», может служить Великобритания.

СИТУАЦИЯ

Ещё в Средние века в английском государстве сложился принцип «король не может ошибаться», а следовательно, быть судим. Однако было очевидно, что управление должно быть ответственным — «какие-то лица должны отвечать за действия короля». Королевские приказы стали скрепляться подписью министра. Так постепенно исполнительные полномочия перешли от короля к министрам.

Какой принцип положил начало утверждению ограниченной монархии в Великобритании?

Конституционными монархиями являются Дания, Испания, Швеция, Япония и ряд других государств. В некоторых странах (например, в Саудовской Аравии) сохранились и абсолютные (ничем не ограниченные) монархии.

Перейдём к рассмотрению республиканской формы правления.

ФАКТЫ

Конституция, принятая в 1791 г. во Франции, объявила суверенитет, ранее принадлежащий королю, принадлежащим исключительно нации. В ней было записано, что во Франции нет власти, стоящей над законом, и король царствует только в силу закона.

Можно ли утверждать, что Конституция 1791 г. сохранила в стране монархию? Поясни свой ответ.

В республике высшие органы власти избираются на строго установленный срок. Если в эпохи Древнего мира и Средневековья республиканская форма правления встречалась сравнительно редко (вспомним Древние Афины, Новгородскую республику), то в Новое время многие государства стали республиками. При этом в некоторых из них ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент, перед которым и несёт ответственность правительство. Такие республики называются парламентскими. К ним, в частности, относятся Италия, Германия.

Там же, где велики полномочия всенародно избираемого главы государства — президента, устанавливается президентская республика. Президент в ней руководит исполнительной властью — правительством, может отклонить любой закон, принятый парламентом (наложить вето). Президентской республикой являются США, многие относят к ней и Францию.

По формам территориально-государственного устройства различают унитарные и федеративные государства.

Унитарным считается такое государство, в котором его административные части (губернии, края, провинции) не обладают суверенитетом, у них нет своей конституции, местные органы власти подчиняются центральным. В ряде случаев (например, в Нидерландах) должностные лица на местах назначаются из центра. Вспомним устройство Российской империи. Вся территория государства делилась на губернии, при этом национально-исторические особенности, как правило, не учитывались. Главой исполнительной власти был губернатор, назначаемый императором. Сегодня на политической карте мира мы можем увидеть много унитарных государств с единым для всей страны законодательством. Среди них — Венгрия, Греция, Чехия и ряд других.

Иначе устроено федеративное государство. Здесь отдельные территории (штаты, республики, земли, являющиеся субъектами Федерации) обладают значительной самостоятельностью. Наряду с общими (федеральными) законами и органами государственной власти в субъектах Федерации действуют и собственные законы, и собственные органы управления. В нашей стране распределение полномочий между Центром и субъектами Федерации закреплено в Конституции. К ведению центральных органов отнесено в первую очередь то, что необходимо для поддержания целостности государства и его безопасности (федеральный бюджет и налоги, железнодорожный транспорт, атомная энергетика, внешняя политика, оборона). Центральная власть также берёт на себя защиту прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал.

Помимо России, федеративное устройство имеют Германия, США, Индия, Мексика, Канада и другие страны.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА СТРАН МИРА

Форма правления является главным признаком государственного устройства страны. Основные формы правления стран мира: республика и монархия.

Республика – форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству. Республиканская форма правления возникла ещё в древности (Афинская демократическая республика, Спартанская аристократическая республика), но наибольшее распространение получила в периоды Новой и Новейшей истории.

Различают президентскую республику, где президент возглавляет правительство и наделён очень большими полномочиями (США, Россия, ряд стран Латинской Америки). И парламентскую республику, где роль президента меньше, а правительство возглавляет премьер- министр (ФРГ, Италия, Индия).

Особая форма государственного правления – социалистическая республика, которая возникла в ряде стран в результате социалистических революций. Её разновидности: Советская республика и народно-демократическая республика (Китай, КНДР, Куба).

Монархическая форма правления возникла в условиях рабовладельческого строя. При феодализме стала основной формой правления. Различают три вида монархий.

Подавляющее большинство существующих ныне монархий – конституционные, где законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная правительству, тогда как монарх «царствует», но не правит (Великобритания, Норвегия, Швеция). Однако политическое влияние монарха заметно.

Абсолютная монархия это форма правления, при которой правительство или другие органы власти ответственны лишь перед монархом как главой государства (Саудовская Аравия, Арабские Эмираты, Оман, Бруней).

Ещё одна из монархических форм правления – теократическая монархия, где глава государства является и религиозным главой (Ватикан).

Особой формой правления образуют государства входящие в состав Содружества, возглавляемого Великобританией. Содружество это добровольное объединение суверенных государств, каждое из которых осуществляет собственную политику. Сотрудничая с другими членами с целью « содействия благополучию народов». В состав Содружества входят бывшие британские доминионы – Канада, Австралия, Новая Зеландия и т. д.

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА (АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ)

Таблица 7. Основные формы государственного устройства

Унитарное Федерация Конфедерация Прочие
— единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые не обладают признаками государственного суверенитета. Административно-территориальные единицы в составе федерации имеют определенную политическую и экономическую самостоятельность. Члены конфедерации, сохраняя свою формальную независимость, имеют собственные органы государственной власти, но и создают объединенные органы для координации военных и внешнеполитических действий конфедерации. Содружество — более аморфное, чем конфедерация, объединение государств. Члены Содружества полностью суверенные государства. Сообщество государств — создается на основе межгосударственного договора, усиливает межгосударственные связи стран.
Большинство государств мира: Китай, Чехия, Швеция, Египет и др. cм. табл. «Страны с федеративным административно- территориальным устройством» Швейцария СНГ

Таблица 8. Страны мира с федеративным административно-территориальным устройством

Российская Федерация Африка: Австралия и Океания:
Зарубежная Европа: Федеративная Исламская Республика Коморские острова Австралийский Союз
Молдова Федеративная Республика Нигерия Федеративные Штаты Микронезии
Австрийская Республика ЮАР Америка:
Королевство Бельгия Зарубежная Азия: Федеративная Республика Бразилия
ФРГ Грузия Республика Венесуэла
Швейцарская Конфедерация Республика Индия Канада
Союзная Республика Югославия Малайзия Мексиканские Соединенные Штаты
Испания Союз Мьянма США
ОАЭ
Союзная Республика Пакистан

Федеративные государства, которых в мире насчитывается около 20, создавались, главным образом, на основе этнических или национальных различий (РФ, Швейцария, Индия, Пакистан, Мьянма, Нигерия) или с учетом исторических особенностей становления государственности (США, Канада, Мексика, Бразилия, Венесуэла, ФРГ, Австралия, Федерация Микронезии).

Бельгия до недавнего времени относилась к числу унитарных государств. Однако обострение национальных противоречий между населяющими ее валлонами и фламандцами привело к тому, что в 1993 году парламент специальным законом ввел в этой стране федеративное административно-территориальное устройство.

Источник

Кооперация

Социализм в чистом виде, как видел его Маркс, в отдельно взятой стране построить невозможно. Знаменитый троцкист двадцатых годов двадцатого века Саахобаев утверждал, что спасение мира – только в мировой революции. Но она невозможна, поскольку противоречия в основе своей перенесены из стран первого эшелона индустриализации в страны третьего мира. Зато можно вспомнить незаслуженно попираемые учения Ленина, который предлагал изменить точку зрения и строить социализм в виде общества цивилизованных кооператоров.

Госсобственность не должна при этом передаваться кооперативам, просто на всех предприятиях должны внедряться принципы самоуправления. Евреи поняли его правильно – в кибуцах присутствуют все черты того общества, которое описывал Владимир Ильич. Таким же образом работают профсоюзные предприятия в Америке, да и у нас во время перестройки существовали такого плана народные предприятия. Однако при капитализме процветание таких производств проблематично. В лучшем случае из них получаются предприятия коллективного капиталиста. Только захват всей политической власти пролетариатом может послужить основой для построения социализма.

Формы политико-территориального (государственного) устройства: понятие, разновидности

Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий

  • форму правления,
  • форму государственного устройства и
  • политический (государственный) режим.

В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.

Форма государственного устройства — отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами.

По форме государственного устройства государства подразделяются на

  1. унитарные,
  2. федеративные и
  3. конфедеративные.

Унитарное государство — простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.

В унитарном государстве все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене. Монопольным правом налогообложения обладает государство, а не территория. Взимание местных налогов, как правило, допускается с санкции государства. Территории, в отличие от государства, не вправе по своему усмотрению устанавливать и взимать налоги. Унитарные государства бывают централизованными — Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными — Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы.

Федерация — сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия).

Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая — субъектов федерации; третья — совместной компетенцией союза и его членов.

Конфедерация — временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.

Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982-1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский Союз, существовавшей в 1815 — 1848 гг., трансформировалась в федерацию).

Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, названное содружеством государств. Примером может являться Содружество Независимых Государств (СНГ), в составе которого — государства, ранее входившие в СССР. Это более аморфная и неопределенная форма, чем конфедерация.

Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место и некоторые другие специфические формы — империи, протектораты и пр.

Так, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector