Французское государство и право

Франция: какой она была до Республики

До появления республиканского строя, Франция была примером абсолютной монархии. Короли правили Францией еще с I века нашей эры. Первая королевская династия — Меровинги. Тогда на территории современной Франции было несколько королевств.

Уже при следующей династии, Капетингов, Франция приобретает более или менее постоянные границы. Далее шла известная династия Валуа вплоть до 1589 года. Затем, Бурбоны, потом дом Бонапартов.

Император Наполеон

21 сентября 1729 года — День Французской Революции. Кровавая, беспощадная, она сместила короля Людовика XVI. По итогам образуется Французская Республика. Она была переименована в Первую Республику в 1804 году Наполеоном. После этого он становится императором.

Французская Революция

Французская революция отменила монархию, по ее итогам:

  • Существует лишь одна Конституция, провозглашенная народом Франции.
  • Личность и Собственность охраняются народом.
  • Монархия упраздняется.

В таких тезисных терминах можно охарактеризовать новую политическую систему Франции.

Хотели бы выучить французский?

Франко-русский союз

Колониальные захваты в Азии и Африке привели Францию к крайне напряженным отношениям с другим колониальным хищником — Англией. Их интересы сталкивались в Египте и Судане. Другой очаг англофранцузского соперничества возник в Юго-Восточной Азии. Завоевание Вьетнама Францией и захват Англией в 1885 г. Бирмы означали начало борьбы за Сиам и южные провинции Китая.

Германские милитаристы стремились использовать политическую изоляцию Франции и готовы были спровоцировать новую войну против Третьей республики. Только благодаря дружественной позиции России Франция была спасена от этой опасности. Тогда же французский капитал стал кредитовать царское правительство, нуждавшееся в деньгах. В 1893 г. был заключен франко-русский союз, который явился ответом на Тройственный союз (см. документ).

Франко-русский союз,упрочил положение Франции в Европе перед лицом Германии. Вместе с тем, опираясь на союз с царской Россией, французские империалисты активизировали захватническую колониальную политику.

ПРЕЗИДЕНТ.

Во Франции, согласно Конституции 1958, президент является главой исполнительной власти. Он избирается сроком на семь лет. Президент назначает премьер-министра и отдельных министров. Он председательствует на заседаниях кабинета министров. При согласии кабинета министров президент имеет право в обход парламента поставить на референдум любой закон или договор, изменяющий характер государственных институтов. Впрочем, таким правом редко пользовался даже основатель и первый президент Пятой республики Ш. де Голль. Президент имеет право распустить нижнюю палату парламента – Национальное собрание – и назначить новые выборы. Вновь избранное Национальное собрание нельзя распустить в течение года после выборов. Статья 16 конституции позволяет президенту вводить в стране чрезвычайное положение и брать в свои руки всю полноту власти. В течение этого времени Национальное собрание не может быть распущено.

Аграрные отношения

На большей части французской территории существовало крупное помещичье землевладение наряду с мелким крестьянским землевладением. Большинство крестьян владели собственными маленькими участками земли и одновременно арендовали землю у помещиков. Лишь на самом юге (в Лангедоке) господствовали крестьянские хозяйства; крупное помещичье землевладение там было полностью уничтожено в ходе гугенотской революции XVI века.

Сельское хозяйство велось патриархальными методами, урожайность была низкой. Вплоть до середины XVIII века во Франции практически не было инноваций в сельском хозяйстве, в то время как в соседней Англии они внедрялись уже в течение нескольких столетий.

Характерной особенностью аграрных отношений эпохи Старого порядка стали баналитеты — «феодальные» обязательства крестьян перед помещиками. К ним относились, например, плата за проезд по дороге, требование в обязательном порядке молоть муку на помещичьей мельнице (за высокую плату), запрет на торговлю вином в пиковый сезон спроса на него, отработка определённого количества дней на помещика (барщина) и т. д. Современные историки установили, что баналитеты не были «пережитком феодализма», как это полагали ранее, а являлись новым феноменом, возникшим в течение XVI—XVIII вв. И ведущую роль в его широком распространении играла не старая потомственная аристократия («дворянство шпаги»), а «дворянство мантии» — новый слой аристократии, выдвинувшийся из числа разбогатевших буржуа. По подсчётам, через баналитеты помещики выкачивали из крестьян, помимо арендной платы за землю, в среднем около 15 % годового валового дохода последних.

Отмена баналитетов стала одним из первых решений Великой Французской революции. Однако во многих случаях это не привело к улучшению положения крестьян: помещики взамен либо увеличивали размер арендной платы с крестьян, либо попросту переименовывали баналитеты, звучавшие слишком одиозно. Поэтому по своему характеру они представляли собой монопольные права крупных землевладельцев, которые отчасти сохранились и после революции.

Характерной чертой Франции той эпохи являлись периодически повторявшиеся голодоморы («кризисы выживания»). Во время сильных голодоморов, повторявшихся приблизительно раз в 15 лет и охватывавших значительную часть страны, смертность среди населения достигала 10-20 %; но мелкие локальные «кризисы выживания» в тех или иных провинциях происходили практически ежегодно. Одну из причин историки видят в существовании крупного помещичьего землевладения. Так, голодоморов не было на юге Франции, где крупное помещичье землевладение ранее было уничтожено. Историк С. Каплан указывает, что голодоморы нередко были следствием спекуляций зерном, организованных местной аристократией — помещиками и чиновниками, чему приводит множество фактов.

Как появились государства

Миллионы лет назад наши предки жили общинами. У них не было чётких границ, вместо законов были обычаи, а власть держалась на авторитете старейшин. Но шли века, людей становились всё больше, а отношения между ними — сложнее. Чтобы поддерживать порядок, возникла централизованная власть — люди, управляющие обществом. Они создавали законы и вводили наказания за их нарушение. Устанавливали границы и снаряжали армию, чтобы стеречь и расширять их. Защищали интересы своих людей и взимали с них налоги. Так племена превращались в государства.  

Существует несколько теорий о том, как именно возникло государство:

  • Теократическая — самая древняя теория; считалось, что право на власть исходит от высших сил.
  • ‍Теория завоевания — согласно ей сильные люди подчинили слабых и стали властвовать над ними.
  • ‍Теория общественного договора — по этой версии люди добровольно ограничили себя в правах, чтобы избежать произвола и вседозволенности.
  • ‍Классовая — создана немецким философом и социологом Карлом Марксом. По его предположению государство — результат борьбы высших и низших сословий. Марксисты считают, что рабовладельцы и феодалы создали государства, чтобы защитить себя от рабов и крестьян. 

Создание государственности — одно из величайших достижений человечества, которое позволило развивать культуру, науку, медицину, повышать уровень жизни людей. Во всяком случае, более эффективного способа организовать общество до сих пор не придумали.

Влияние буржуазной революции XVIII в. на развитие французского права

Общая характеристика. Революционное право было формальным и светским, стремилось к избавлению от феодальной сословности общества. Однако на практике принцип равенства граждан (например, в избирательном праве) проводился крайне непоследовательно: о равенстве мужчины и женщины и говорить не приходилось, во французских колониях даже не было отменено рабство (попытку такой отмены произвели якобинцы), сохранялись многие пережитки элитаризма, сословности.

Источники революционного права:

1. Революционное законодательство, в том числе конституционное и кодифицированное. В 1791 г. комиссией во главе с Ле Шапелье был подготовлен Уголовный кодекс Франции (первый кодекс).

2. Дореволюционные источники, включая неотмененные правовые обычаи.

5 августа 1789 г. решениями Национального учредительного собрания во Франции по сути был отменен феодальный строй: отменялись феодальные привилегии, феодальная иерархия, все лично зависимые крестьяне без выкупа получили свободу. По предложению Талейрана были отменены все церковные привилегии, священники фактически стали государственными служащими.

Со временем революционное законодательство радикализовалось. В частности, национализации подверглось имущество дворян-эмигрантов, их земельные участки были пущены в свободную продажу мелкими кусками, т. е. землевладельцами могли стать (и стали) многие рядовые французы.

Летом 1793 г. якобинцы отменили все оставшиеся феодальные повинности и феодальные связи.

Франция стала мелкобуржуазной страной. Восторжествовал буржуазный принцип свободы договора, были ликвидированы феодальные монополии и откупа, цеховое устройство промышленности.

Буржуазные преобразования в семейном праве носили ограниченный характер. Брак воспринимается как гражданско-правовая сделка, однако с неравным положением сторон (муж выше жены). Революционное семейное право, в отличие от консервативного феодального, допускает развод просто по взаимному согласию сторон.

Не была установлена свобода завещаний, преобладает родственное наследование по закону, по завещанию можно было распоряжаться лишь небольшой долей наследственной массы.

Французское уголовное право стало первой кодифицированной отраслью. Уголовный кодекс Франции 1791 г. был предельно гуманизирован, отменена квалифицированная (с мучениями) смертная казнь и введена гильотина (считавшаяся безболезненной), которую широко потом использовали якобинцы Впервые появился раздел, посвященный преступлениям против конституционного строя.

В уголовно-процессуальном праве была важна рецепция английского института суда присяжных.

Право Великой французской буржуазной революции заложило основу для буржуазно-либерального развития европейского права.

Падение монархии и установление III Республики

Падение Второй империи было предопределено двумя обстоятельствами. Во-первых, цезаристская монархия изживала себя социально-политически: монархические настроения в обществе проигрывали республиканским, и власть могла держаться только политическими интригами и полицейским давлением; это показала либерализация режима Второй империи. Во-вторых, неудачная для Франции война с Пруссией не только дискредитировала режим, но и стала прямым фактором падения монархии. 2 сентября 1870 г. французская армия капитулировала после проигранного сражения под Седаном, Луи-Наполеон был пленен в числе других.

Фактическое низложение императора, пусть с помощью внешней силы, активизировало республиканские настроения в столице и в Законодательном корпусе. Уже с начала августа 1870 г. Париж был охвачен волнениями, в значительной степени подогретыми левыми радикалами и международными организациями коммунистов (Первым Интернационалом К. Маркса и Ф. Энгельса, организацией О. Бланки и др.), в пользу республики. 11 августа был принят закон о начале воссоздания Национальной гвардии для отражения нашествия. 3-4 сентября 1870 г. Законодательный корпус под давлением левых депутатов проголосовал за низложение Наполеона и за организацию переходной правительственной комиссии. Под напором народных демонстраций и требований парижских депутатов 4 сентября 1870 г. было провозглашено восстановление республики во Франции (Третьей в исторической традиции).

Власть была передана правительству национальной обороны во главе с Л. Гамбеттой. В связи с продолжением немецкого наступления правительство разделилось на две части: большинство оставалось в Париже, делегация управляла остальной Францией из Бордо. Гамбетта и члены правительства пытались организовать сопротивление Пруссии «до крайности». Парижская часть повела с немцами переговоры о перемирии. Кроме всего, события в Париже приняли практически неуправляемый характер. В октябре 1870 г. левые радикалы, объединившиеся вокруг сторонников О. Бланки, провозгласили Коммуну (в воспоминание событий 1789-1792 гг. и 1848 г.), попытавшись отстранить правительство. Правительство было вынуждено организовать плебисцит среди парижан, который подтвердил его полномочия (360 тыс.: 62 тыс.).

После вынужденного подписания перемирия при условии капитуляции Парижа правительство приступило к реорганизации системы власти. В феврале 1871 г. прошли выборы в Национальное собрание, проведенные при восстановлении конституционных правил Второй республики. Также аналогично судьбам республики 1848 г. большинство из 750 депутатов оказались сторонниками монархических партий – орлеанистов и легитимистов, ратовавших за восстановление порядка 1814 – 1830-х гг. Окончательное политическое поражение настигло только бонапартистов.

Созванное в Бордо Национальное собрание (12 февраля – 20 марта 1871 т.) отказалось провозгласить республику, объявив, что «решение, к которому должна прийти Франция относительно формы правления», откладывается до стабилизации обстановки. Были приняты несколько важнейших государственно-организующих законов, а также сформирована исполнительная власть во главе с Л. А. Тьером, видным историком и политиком. Тьер должен был управлять государством при помощи им самим выбранных министров, но под наблюдением Собрания. Собрание утвердило низложение Наполеона, одобрило мир с Пруссией и избрало резиденцией государственной власти Версаль.

Становление Третьей республики было осложнено, помимо продолжавшегося режима прусской оккупации, сепаратистскими настроениями Парижа, которые вылились в крупномасштабный мятеж – революционный в социальном и политическом отношении.

Рост франко-германских противоречий. Подготовка Франции к мировой войне

В конце XIX- начале XX в. французские империалисты в своей колониальной политике сталкивались не только с Англией, но и с Германией. Подготовка Германский монополистический капитал проявлял большой интерес к Марокко, французские колонизаторы в свою очередь зарились на его богатства. Они рассматривали Марокко как естественное продолжение давно захваченного ими Алжира.

Поделив с английскими империалистами по соглашению 1904 г. сферы влияния в колониальных и зависимых странах, французские империалисты стали укрепляться в Марокко. Они повели усиленную подготовку к войне с Германией. Началось быстрое перевооружение армии, строились укрепления. Подготовка к войне шла под лозунгом реванша за поражение 1870 г., за возвращение Эльзаса и Лотарингии.

Административное деление

Франция делится на 18 регионов: 12 расположены на европейском континенте, 5 — заморских и остров Корсика. Регионы делятся на департаменты, округа и кантоны. 

Административное деление 

Культурные регионы Франции:

  • Иль-де-Франс — регион, окружающий Париж. Включает пригороды французской столицы, несколько городов, множество культурных памятников и парков. 
  • Северная и Западная Франция (Нормандия, Бретань) — красивое побережье, сельскохозяйственные угодья и особая атмосфера. 
  • Северо-Восточная Франция (Эльзас, Лотарингия) — регион на границе с Германией с красивыми городами и уникальной культурой. 
  • Центральная Франция (Бургундии, долина Луары) — поразительный культурный ландшафт с историческими городками и деревнями, замками и речными долинами.
  • Юго-Западная Франция (Аквитания, Окситания) — прекрасные пляжи Атлантики, Пиренеи и виноградники. 
  • Юго-Восточная Франция (Прованс, Лазурный берег) — основной туристический регион страны с лавандовыми полями, теплым климатом и лазурным морем, а также величественными Альпами. 

Политический строй сегодня

Современный политический строй: президентско-парламентская республика. Во главе стоят:

  1. президент;
  2. премьер-министр;
  3. правительство;
  4. двухпалатный парламент (состоит из Национального собрания и Конституционного совета).

Более мелкие органы управления: департаменты и коммуны. На сегодняшний день было 5 периодов Республики, а значит — 5 принятых Конституций. Первый период начался с приходом Наполеона к власти. Послевоенное время, в начале 20 века — третья и четвертая Республики.Самые влиятельные партии сегодня:

  • французская социалистическая партия;
  • радикалы;
  • коммунисты;
  • объединение в поддержку Республики;
  • республиканцы;
  • социал-демократы;
  • национальный фронт(с 1972 г.);
  • мелкие партии заграничных департаментов.

Выборы проходят методом народного голосования. Поддержанию политической системы, основ Конституции страна уделяет большое значение. Во Франции живет много русских.Состав Франции включает 96 департаментов. У Франции есть 4 заморских департамента (Мартиника, Гваделупа, Реюньон, Гвиана). А еще две территории: Сен-Пьер и Микелон. Самая крупная административная единица — регион.

Карта регионального деления Франции

Форма государственного устройства

От неё зависит, как распределена власть по территории страны. 

Унитарное государство

Слово «унитарное» происходит от латинского unis — «один». В такой стране все территории подчинены единому правительству и парламенту, находящемуся в столице. На них действует одно законодательство, конституция и судебная система. Таково большинство стран мира. 

Федеративное государство

Федеративное государство (от латинского feodus — «союз») устроено сложнее. Оно разделено на субъекты (области, края, республики, штаты), в каждом из которых может быть своё правительство, законодательство и даже конституция. Всего в мире 26 федераций: Россия, США, Индия, ОАЭ, Мексика и другие страны. 

Общая характеристика

Территориальные приобретения Франции в Европе с 1552 по 1798 год

По словам П. Губера, «Старый порядок — это прежде всего, форма общества». Сложившееся во Франции общество до Великой Французской революции довольно сильно отличалось от того, что было в соседних государствах. Марксистские историки полагали, что это было феодальное общество. Однако подавляющее большинство немарксистских историков с этим не согласно, прежде всего по той причине, что в нём отсутствовали основные признаки феодализма. Так, крепостное право во Франции повсеместно исчезло уже к концу XIII века, система вассально-ленных отношений (феодальная лестница) также исчезла задолго до Старого порядка. Сильный удар по феодальным пережиткам был нанесён кардиналом Ришельё в начале XVII века. Как указывает историк Р. Мандру, кардинал уничтожил замки-крепости французских герцогов и баронов, сохранившиеся со времён Средневековья, распустил их частные армии, запретил дуэли и ввёл полицейские ограничения на свободы французской знати. С этого момента во Франции окончательно сформировался абсолютизм — сильная неограниченная власть монарха, которая также нехарактерна для феодализма с его системой рыхлой вассальной зависимости («вассал моего вассала — не мой вассал»).

Вместе с тем Старый порядок имел мало общего и с капитализмом, который бурно развивался в соседних странах Англии, Голландии, Германии и Италии. В отличие от этих стран, Франция той эпохи характеризовалась неразвитостью товарно-денежных отношений и преобладанием натурального обмена (см. далее). А. Токвиль сравнивал некоторые черты Старого порядка с Индией до её колонизации англичанами, другие авторы той эпохи проводили параллель с Персидской империей античной эпохи и сравнивали французские провинции с персидскими сатрапиями, есть много общих черт с Китаем XIV—XVIII веков, что позволяет некоторым авторам относить Старый порядок к особому типу общества, не феодальному и не капиталистическому, который в основном был характерен для стран Востока.

Характерной чертой Старого порядка являлась сословность. Всё французское общество делилось на три сословия — католическое духовенство, дворянство и так называемое третье сословие. В политической сфере делался упор на божественное право королей править своими подданными. Абсолютный монарх (самым знаменитым из которых был «Король-Солнце», Людовик XIV) обладал неограниченной властью.

Старый порядок соответствовал нескольким историческим периодам в истории Франции. Окончательно сложившись к концу эпохи сословной монархии, он в основном существовал в течение эпохи Ришельё и французского абсолютизма. Период до заключения Утрехтского мира (1714), пока могущество Франции шло вверх, принято называть великим веком (Grand Siècle), а последующее время — веком галантным. После революционных потрясений многие французы с ностальгией вспоминали «старые порядки». Талейран как-то заметил, что не жившие при старом режиме не могут знать, что такое сладость бытия.

Государственный строй первой империи

В результате правительственного заговора 9 ноября 1799 г. (18 брюмера VIII г. республики) во Франции был совершен военный государственный переворот. Генерал Наполеон Бонапарт с помощью войск разогнал высший орган законодательной власти – Законодательный корпус и высший орган исполнительной власти – Директорию.

Новая конституция (Конституция Наполеона) была принята на плебисците 24 декабря 1799 г. По этому акту исполнительная власть была передана Исполнительной комиссии, состоявшей из трех консулов. Реальная власть сосредоточилась у первого консула – Н. Бонапарта. Законодательный корпус был заменен двумя законодательными комиссиями. Особенность переворота: осуществлен посредством заговора политической «верхушки» при прямой поддержке армии, ставшей опорой государственной власти в условиях политической неустойчивости и неэффективности системы конституционных органов государственной власти.

Правительство состояло из трех консулов, выбираемых сроком на 10 лет. Первым консулом Конституция назначила Наполеона Бонапарта. Он был фактически диктатором, так как назначал и смещал министров, членов Государственного совета, весь командный состав армии и флота. Второй и третий консулы имели совещательные полномочия.

Законопроекты предлагались от имени правительства первым консулом, редактировались Государственным советом, обсуждались Трибунатом (одна из законодательных палат) и принимались или отвергались целиком без прений Законодательным корпусом (триста «немых») – вторая из законодательных палат. Государственный совет в количестве 30–40 человек назначался первым консулом, Законодательный корпус (300 депутатов старше 30 лет) и Трибунат (100 трибунов старше 25 лет) формировался Охранительным сенатом (24 сенатора, пожизненно избираемых, старше 40 лет) – органом, который осуществлял высший надзор за конституционностью законов, а в дальнейшем получил право изменять конституцию сенатус-консультами. Законодательный корпус и Трибунат формировались следующим образом: все французы старше 21 года (за исключением лиц, служивших по личному найму) выбирали 1/10чи» ела граждан каждого коммунального округа (коммунальный список); граждане, вошедшие в этот список избирали из своей среды 1/10 часть в окружной список; из этого списка тем же самым способом составлялся департаментский список. Из департаментского списка 1/10 попадала в национальный список, и из него Охранительный сенат подбирал членов Законодательного корпуса и Трибуната. Мэров и членов совещательных советов коммун и городов назначало центральное правительство.

По итогам плебисцита 1802 г. Н. Бонапарт был объявлен пожизненным консулом с правом назначения преемника, что означало, по сути, возобновление монархии. 18 мая 1804 г. был принят органический сенатус-консульт XII года. Франция называлась «республикой», управление которой вверялось Наполеону I с титулом императора французов. Наполеон заключил конкордат с римским папой, по которому католицизм признавался религией большинства французов.

Государственный строй Франции периода средневековья

В IX–XII вв. в условиях политической децентрализации и территориальной раздробленности королевская власть стала утрачивать свое былое значение. Власть королей была чисто номинальной в масштабе всей страны. Они считались полновластными монархами только в своей собственной сеньории (домене), т.е. в Парижской и Орлеанской областях. Короли должны были вести постоянную борьбу с крупными феодалами, чтобы спасти свои собственные владения от их посягательств. Вне пределов королевского домена власть принадлежала крупным землевладельцам. Такая форма феодального государства, построенная по принципу сюзеренитета-вассалитета, определялась как сеньориальная монархия. Политическая власть в ней фактически была разделена между королем и феодалами различного уровня, связанными сеньориально-вассальными отношениями, и приобретала тем самым частно-правовой характер.

Высшие органы. Форму правления Франции того периода можно определить как раннефеодальную монархию. Власть короля во Франции была очень слабой и вследствие выборности, хотя нужно отметить, что при этом придерживались династических принципов. Такой порядок был введен в 887 г. после низложения Карла Толстого. В 987 г. на съезде светских и духовных феодалов был избран Гуго Капет, от которого пошла династия Капетингов, которые еще при жизни старались обеспечить избрание и коронование своих наследников. Но только при Людовике VIII (1223–1226 гг.) устанавливается наследственность королевской власти, которая до этого была формально выборной.

На ранних этапах деятельности французского государства при решении важных вопросов, а также выборов короля собиралась феодальная курия, где принимали участие герцоги и графы. Однако по мере превращения в самостоятельных государей они стали мало интересоваться делами всей страны и игнорировали ее работу.

В борьбе за централизацию власти французские короли стали проводить коренную реорганизацию управления в собственных владениях. Создается малый королевский совет, который отличался от королевской курии тем, что его состав был специально подобран королем из угодных ему людей, в число которых входили не только вполне надежные крупные феодалы, но и всякие мелкие люди из рыцарства и духовенства, имевшие юридическое образование, стаж работы в финансовых и судебных ведомствах.

Местные органы. Управление на местах осуществлялось аппаратом управляющего поместьями короля. Во главе округов, на которые были разбиты владения, ставились прево. Их помощниками в деревнях были сержанты, а в городах – майоры. Они осуществляли полицейские и судебные функции. С увеличением королевского домена происходило объединение отдельных округов в более крупные административные единицы – бальяжи. Во главе их стояли бальи, которые осуществляли контроль за сбором налогов, за находившимися под их властью прево, а также за исполнением королевских законов и указов. Они же формировали военные отряды.

Достопримечательности Франции

Эйфелева башня

Эйфелева башня — символ Парижа. Это огромное металлическое сооружение высотой более 320 метров было построено за 2 года и 2 месяца в 1889 году. Названа в честь инженера Гюстава Эйфеля, архитектурное бюро которого её спроектировало и построило. Эйфелева башня была возведена как временное сооружение к Всемирной выставке, но со временем превратилась в главную достопримечательность Парижа. 

Нотр-Дам-де-Пари

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) — старейший и самый известный собор Парижа, расположенный в древнейшей его части на острове Сите. Это великолепный шедевр готики, увековеченный гениальным Виктором Гюго и превратившийся в культовое место столицы Франции. 

Лувр

Лувр — художественный музей в Париже, один из самых знаменитых и больших музеев мира, который ежегодно посещают около 10 млн. человек. Здесь находятся многие из самых известных произведений искусства западной цивилизации, среди которых Мона Лиза да Винчи и скульптура Венеры Милосской. 

Версаль

Версаль — роскошная королевская резиденция в стиле барокко, расположенная в пригороде Парижа. Является одним из самых известных и красивых дворцово-парковых комплексов во всём мире. Версаль считается настоящим произведением искусства и эталоном французского барокко. 

Млн-Сан-Мишель

Мон-Сен-Мишель — древнее аббатство на скалистом укреплённом острове в Нормандии, которое является одной из самых ярких достопримечательностей Франции. Монастырь является чудом средневековой готической архитектуры. А сам остров славится красивыми безмятежными видами.

Шартрский собор

Шартрский собор — великолепный собор, который является шедевром готики и включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

Монблан

Монблан — самая высокая вершина Альп, расположенная на границе Франции и Италии. Это одна из самых живописных и «сильных» природных достопримечательностей Европы. 

Каркассон

Каркассон — сказочный средневековый город, окружённый мощными стенами с башнями. Представляет собой лабиринт узких извилистых улочек из булыжника и причудливых старых домов.

Рокамадур

Рокамадур — живописный средневековый городок на скалах, который известен как место паломничества. В часовне chapelle Miraculeuse хранится Чёрная Богородица — древняя фигура Девы Марии, вырезанная из орехового дерева. Базилика Сен-Совер является крупнейшей церковью этого городка и шедевром романского стиля и готики, а также объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

Шенонсо

Шенонсо — один из самых красивых и известных замков в долине Луары, построенный в 16 веке. Замок построен на реке Шер и является вторым по популярности после Версаля. 

Храм Девы Марии в Ле-Пюи-ан-Веле

Храм Девы Марии в Ле-Пюи-ан-Веле — старинный собор на вершине живописной скалы. Является местом паломничества с средних веков. 

Римское наследие Нима 

Город Ним был основан римлянами и являлся важнейшим городом провинции Галлия. Здесь сохранилось несколько поразительных римский строений, среди которых выделяется амфитеатр и римский храм. 

Реймский собор

Реймский собор — внушительное средневековое религиозное сооружение и шедевр французской готики. Известен как место коронации французских монархов. 

Пон-дю-Гар

Пон-дю-Гар — грандиозный римский акведук, расположенный недалеко от города Ним на реке Гар (Гардон). Является самым высоким среди римских сооружений такого типа. 

Авиньон

Папский дворец в Авиньоне является одним из крупнейших и наиболее важных средневековых готических зданий в Европе. Дворец был построен в 14 веке, когда папы вынуждены были находиться в Авиньоне. 

Шамбор 

Шамбор — один из замков долины Луары, который является шедевром французского ренессанса. Построен в 16 веке в качестве королевской охотничьей резиденции. 

Образование колониальной империи

Во время борьбы с монархистами буржуазные республиканцы надавали народным массам не мало обещаний. Придя к власти, они и не думали их выполнять. Республиканцы отказались уничтожить сенат, отказались они и от введения прогрессивного подоходного налога. Осуществление других обещанных реформ откладывалось до «подходящего момента». Таким образом, с приходом республиканцев к власти сразу же обнаружилось их классовое лицо: они показали себя представителями интересов крупной буржуазии.

В поисках новых мест для наиболее выгодного размещения избыточных капиталов республиканское правительство стало на путь колониальных захватов.

  1. В 1881 г. был захвачен Тунис.
  2. В 1883 г. французские войска захватили Аннам (Центральный Вьетнам) и вторглись в Тонкий (Северный Вьетнам).
  3. Началась война с Китаем, который считал Вьетнам своим вассалом. Война оказалась нелегкой и затяжной, потребовала больших расходов и посылки все новых и новых подкреплений. Весной 1885 г. французские войска потерпели в Северном Вьетнаме тяжелое поражение. Все же французской военщине удалось принудить Китай признать французский протекторат над Тонкином. Но и это не означало прекращения военных действий, так как вьетнамские патриоты не сложили оружия. Только к концу 90-х годов после жестокой колониальной войны весь Вьетнам был порабощен Францией.
  4. В 1894 г. началась война за остров Мадагаскар, длившаяся два года. В 1896 г. остров был аннексирован Францией. Но упорное сопротивление мальгашского народа продолжалось еще в течение нескольких лет.
  5. Крупные захваты были произведены Францией в Западной Африке.

К началу XX в. Франция владела большой территорией в Африке, Индокитае, рядом островов в Океании и в Вест-Индии. Образовалась огромная колониальная империя. Одни только африканские владения Франции по размерам территории в 17 раз превышали собственно Францию.

ПРЕМЬЕР-МИНИСТР И КАБИНЕТ МИНИСТРОВ.

Премьер-министр и кабинет министров ответственны перед парламентом. Правительство обязано уйти в отставку, если вопрос о доверии поставлен самим премьер-министром или т.н. резолюция порицания, исходящая от парламента, соберет определенное количество голосов депутатов. Согласно конституции, министр не может быть одновременно депутатом парламента. Кабинет министров несет полную ответственность за свою деятельность. Высшие правительственные чиновники назначаются кабинетом по предложению премьер-министра или президента.

Главная проблема в работе исполнительной ветви власти состоит в не определенных конституцией отношениях между президентом и премьер-министром. Когда президент пользуется личным авторитетом и имеет солидную поддержку со стороны парламентского большинства (как, например, в период президентства де Голля и в течение первых пяти лет президентства Франсуа Миттерана), премьер-министр является заместителем президента. Когда у президента отсутствует такой авторитет, а правительство основывается на коалиции партий, включающей и партию, возглавляемую президентом, премьер-министр и президент работают как партнеры по коалиции. При этом президент часто вводит ограничения на полномочия премьер-министра. Такой вариант отношений президента и премьер-министра был во время президентства Жоржа Помпиду (1969–1974) и Валери Жискар д’Эстена (1974–1981). Однако, когда имеется парламентское большинство, оппозиционно настроенное по отношению к президентской партии, как, например, после выборов 1986 и 1993, именно представляющий оппозицию премьер-министр в основном определяет внешнюю и внутреннюю политику правительства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector