Храм артемиды эфесской

Где находится храм Артемиды в Эфесе?

Добраться до памятника истории можно благодаря многочисленным указателям. Он расположился в Артемисионе.

Туристу нужно повернуть сразу же после того, как он выехал из Сельчука на трассу в Кушадасы. Свернув на первом же повороте, можно легко добраться до места.

Вся прогулка по храму не отнимет больше пятнадцати минут от силы, с прочтением информационного стенда на месте, где раньше располагалось четвертое чудо света — храм Артемиды в Эфесе.

Пройти и посмотреть, где был храм, можно абсолютно бесплатно.

В городе Сельчук стоит зайти в музей истории Эфеса. Там хранятся некоторые находки из храма богини Артемиды.

Другие храмы Артемиды

Храмы Артемиды были разбросаны по нескольким странам, в первую очередь по Греции и Турции. Также были обнаружены святилища и в Иордании. Всё это доказывает значимость богини для греков и народов других земель. Хоть и они тоже сейчас представляют из себя руины, но былое величие видно и в них.

Среди других наиболее известными были храмы Артемиды:

  • храм богини Артемиды Левкофрины – город Магнесия-на-Меандре, Турция;
  • храм Артемиды в древнем городе Сарды, ранее столица Лидии; теперь находится рядом с турецким городом Измир;
  • храм Артемиды Гемеры на острове Пелопоннес;
  • храм на острове Корфу в Ионическом море, Греция;
  • святилище Артемиды Орфии в Спарте;
  • храм в древнем городе Герасе (современный Джараш) в Иордании.

Храм Артемиды в Дажраше, Иордания.

Поджог и восстановление

Некоторые люди мечтают прославиться своими творениями, а другие предпочитают идти по пути разрушения. Храм Артемиды поражал величием и роскошью и простоял 200 лет

Но однажды это творение привлекло внимание грека по имени Герострат. Этот человек не имел никаких талантов, но он хотел оставить свой след в истории античного мира

Поэтому Герострат сжёг храм Артемиды. Внутреннее убранство сооружения, которое в основном было сделано из дерева, полностью сгорело. От храма остались лишь почерневшие колонны и свод.

Поджигатель не стал прятаться и скрывать своё деяние. Он считал себя героем и с гордостью рассказывал всем о своём поступке. Греки так разозлились, что решили никогда не произносить его имя. Они не пожелали оставить о нём никаких воспоминаний в исторических записях.

Однако имя Герострата всё-таки осталось на страницах трудов историка Феопомпа, который хотел сохранить любую информацию о храме богини Артемиды. В истории этот человек запомнился всем как величайший глупец, решивший поджечь самое прекрасное сооружение в мире. Некоторые люди используют выражение «геростратова слава», говоря о человеке, который заработал себе известность преступлением или неблаговидным поступком.

Поскольку Артемисион превосходил все постройки того времени как по красоте, так и по размеру, его решили восстановить. Эту работу доверили архитектору Хирократу. При восстановлении храма он внес некоторые изменения:

  1. Хирократ поднял ступенчатое основание сооружения, которое возвышалось над всеми соседними строениями.
  2. Число ступеней было увеличено.
  3. Двери и потолочные элементы сделали из кедра, привезённого с острова Крит.

Реконструкция сооружения закончилась в III веке до н. э. Поскольку Александр Македонский выделил немало средств на строительные работы, его изобразили на стене храма. В руке полководца была молния, которая как будто выходила за рамки картины. Заказчики, принимавшие полотно, были изумлены шедевром и заплатили автору 25 золотых талантов. Столько не получал ни один художник за последующие три столетия. Портрет Александра Великого был размещён недалеко от статуи Артемиды.

5. Храм в последующие эпохи

В 263 году святилище Артемиды было разграблено готами. Во времена императора Феодосия I, когда в 391—392 гг. были запрещены все языческие культы, храм Артемиды в Эфесе закрыли. На месте храма была построена церковь, которая позже тоже разрушилась.

Мраморную облицовку с него стали растаскивать на разные постройки, была разобрана и крыша, нарушено единство конструкции. И когда начали падать колонны, то их обломки засасывало болотом, на котором стоял храм. А ещё через несколько десятилетий под жижей и наносами реки скрылись последние следы лучшего храма Ионии. Даже место, где он стоял, постепенно забылось.

Долгие месяцы потребовались английскому археологу Вуду, чтобы отыскать следы храма. 31 октября 1869 года ему повезло. Полностью фундамент храма был вскрыт только в двадцатом веке. А под ним — следы храма, сожжённого Геростратом.

В настоящее время на месте храма стоит одна восстановленная из обломков колонна.

Местоположение и история

Слава Храма Артемиды была известна в эпоху Возрождения , что продемонстрировано в этом воображаемом изображении храма на раскрашенной вручную гравюре XVI века Мартина Хеемскерка .

Храм Артемиды был расположен недалеко от древнего города Эфес, примерно в 75 километрах (47 миль) к югу от современного портового города Измир в Турции. Сегодня это место находится на окраине современного города Сельчук .

Священное место ( теменос ) в Эфесе было намного старше, чем само здание Артемизии . Павсаний был уверен, что он предшествовал ионической иммиграции на много лет, будучи старше даже оракульного святилища Аполлона в Дидиме . Он сказал, что доионическими жителями города были лелеги и лидийцы . Каллимах в своем « Гимне Артемиде» приписал самый ранний теменос в Эфесе амазонкам , чье поклонение, как он представлял, уже было сосредоточено на образе ( bretas ) Артемиды, их богини-матроны. Павсаний говорит, что Пиндар считал, что амазонки-основатели храма участвовали в осаде Афин. Тацит также верил в основание амазонок, однако Павсаний считал, что храм появился раньше амазонок.

Современная археология не может подтвердить наличие амазонок Каллимаха, но рассказ Павсания о древности этого места кажется вполне обоснованным. Перед Первой мировой войной при раскопках Дэвида Джорджа Хогарта были выявлены три последовательных храмовых здания. Повторные раскопки в 1987–88 годах подтвердили, что это место было заселено еще в бронзовом веке , с последовательностью керамических находок, которые восходят к временам Средней геометрии , когда периферийный храм с полом из плотно утрамбованной глины был построен в вторая половина 8 века до нашей эры. Периферийный храм в Эфесе представляет собой самый ранний пример периферийного типа на побережье Малой Азии и, возможно, самый ранний греческий храм, окруженный колоннадами где-либо.

В 7 веке до нашей эры наводнение разрушило храм, оставив более полуметра песка и обломков на первоначальном глиняном полу. Среди обломков наводнения были остатки резной доски из слоновой кости с изображением грифона и Древа жизни , по всей видимости, северной Сирии, а также несколько просверленных капель желтого цвета в форме капли эллиптического поперечного сечения. Вероятно, когда-то они украшали деревянное изображение ( ксоанон ) Ефесской леди, которое, должно быть, было разрушено или восстановлено после наводнения. Баммер отмечает, что, хотя это место было подвержено затоплению и поднято из-за иловых отложений примерно на два метра между VIII и VI веками и еще 2,4 м между шестым и четвертым веками, его дальнейшее использование «указывает на то, что сохранение идентичности фактического расположение сыграло важную роль в сакральной организации ».

Гераклит положил свою книгу «О природе» как посвящение Артемиде в большом храме.

Трудные времена Артимесона

В первозданном виде храм Артемиды простоял 200 лет. Величие и роскошь святилища взволновали местного юношу Герострата. Его сверстники, сильные и ловкие, крепкие и мужественные, участвовали в соревнованиях и битвах, и душой Герострата завладела зависть и скорбь. Он – ни умный, ни ловкий, страстно желал славы и решил, что в этом ему поможет Артемида.

Герострат поджег храм. Огонь мгновенно охватил потолок, изготовленный из дорогого ливанского кедра, и вскоре святилище превратилось в гору раскаленных камней. Преступник с гордостью заявил, что хочет оставить в истории память о себе как о величайшем разрушителе.

Суд приговорил его к смертной казни, а разгневанные жители Эфеса постановили навсегда вычеркнуть Герострата из списков и никогда о нем не вспоминать. Древнегреческий историк Феополт, нарушив запрет, оставил в записях имя Герострата как величайшего глупца, который уничтожил одно из чудес света.

Возрождение после пожара

Храм, подожженный летом 356 года, полностью выгорел изнутри, остались закопченные колонны и свод. Деньги на реконструкцию Артимесона дал Александр Македонский. В III веке до н.э.храм возродился, стал более величественным и пышным. Руководил работой Александр Дейнократ, который повысил храм ещё на один уровень.

Теперь гранитные колонны храма возвышались на 22 метра. В центре зала – статуя Артемиды в пышном драгоценном убранстве. Испорченные плиты облицовки заменили другими. Внутренние помещения украсили статуями и драгоценными вазами, которые преподносили посетители.

Благодарные жители города в знак признательности заказали Апеллесу портрет полководца Алесандра Македонского, который разместили в центре храма недалеко от статуи богини. Художник изобразил Македонского в образе Зевса с мечом-молнией в руках. При взгляде на картину складывается впечатление, будто остриё меча выходит за рамки картины, а глаза Зевса следят за перемещением посетителей.

Упадок и разорение

Слава о красоте и сокровищах Артемисона облетела античный мир, и в 263 году до н.э. сюда нагрянули орды готских племен, которые захватили Эфес и разорили святилище.

После завоевания Греции Римской империей храм Артемиды постепенно разрушался. Культ Артемиды сменился поклонением Деве Марии, а разоренное святилище пришло в упадок.

Для украшения церковных постаментов разобрали крышу храма. Потеряв устойчивость, колонны начали падать , и их отправили на постройку Софийского храма. Горожане брали в развалинах Артимесона мраморные плиты для строительства домов. Все, что осталось от храма, поглотило вязкое болото.

В 1426 году Эфес захватили турки, которые обнаружили на месте храма развалины. Завоеватели не стали восстанавливать город, а построили в долине городок Сельчук, используя мрамор древних руин как строительный материал. Теперь на окраине провинциального турецкого городка – болото, поглотившее остатки храма.

Предложения по обету [ править ]

Подношения по обету, найденные в Святилище Артемиды Ортии, чаще всего были небольшими, но представлены в большом количестве. В течение архаической временной шкалы эти подношения появлялись во многих вариациях и формах, что привело к предположению, что предметы не были специально выбраны как что-то, что могло бы иметь отношение или быть связанным с восхваляемым богом / богиней. Вместо этого считалось, что подношения были выбраны с более личной точки зрения, а не из чего-то более репрезентативного по отношению к почитаемому. Идея щедрости была важнее самого предмета, который давался, и связи, которую он мог иметь с богом / богиней.

В святилищах, расположенных в Лаконии, часто можно было делать подношения из свинца и принимать различные формы, наиболее распространенной из которых была форма венка. Многие из этих венков часто можно было найти связанными между собой оставшимся проводом, все еще подсоединенным к используемому оборудованию. Свинцовые подношения составляют более 100000 свинцовых подношений (сейчас хранящихся в коллекциях Ливерпуля), которые были обнаружены во время профессиональных раскопок в Святилище Артемиды Ортии. Самые популярные статуэтки, обнаруженные в Святилище, состояли из воинов, женских персонажей, олимпийских божеств, музыкантов и танцоров. Что касается изображения животных, оленей обычно предлагали и признавали замещающим обетом, непосредственно связанным с охотой и охотой.

Вазы крошечного размера, еще один тип обетного подношения, впервые появились в Святилище Артемиды Ортии в самом начале архаической временной шкалы. Многие из крошечных ваз, которые были найдены, были изготовлены вручную, в то время как другие были созданы с помощью колеса и имели ручки, прикрепленные к бокам. Чаще всего крошечные вазочки не затушевывались, но иногда их можно было найти затененными черным.

Было обнаружено, что в святилище также использовались подношения из терракоты, которые, как правило, изготавливались самостоятельно или придавали различные формы и размеры. Одними из самых уникальных терракотовых обетов, обнаруженных в Святилище Артемиды в Ортии, были маски, которые, по-видимому, были созданы, чтобы имитировать человеческий облик. Считалось, что эти обетные маски идеально вписываются в структуру лица человека, однако некоторые из обнаруженных масок оказались меньше по размеру.

Кем был разрушен Храм Артемиды в Эфесе?

Согласно историческим летописям, впервые храм пострадал от рук Герострата в июле 356 г. до н. э. Свою варварскую выходку он объяснил возникновением дикого желания прославиться любой ценой. Как свидетельствует одна из легенд, в ночь сожжения храма богиня Артемида была занята рождением сына Александра Македонского, поэтому она и не смогла спасти сооруженный в ее честь храм. Впоследствии повзрослевший Александр задумал восстановить пострадавшую от рук варвара конструкцию, но горожане его не поддержали. И только тогда, когда сына Артемиды уже не было в живых, эфесцы все-таки восстановили божественный храм собственными силами.

На этом приключения величественного чуда света не заканчиваются. В 263 году н.э. он был разрушен повторно, но эфесцы на этот раз потрудились восстановить его побыстрее. Их желание привести храм в порядок объяснялось тем, что многие горожане стали христианами сразу после того, как они увидели раскол алтаря Артемиды на множество частей. Это событие описано в книге Деяний Иоанна во 2 веке одним из Апостолов. Так в 4 веке н.э. многие эфесцы приняли христианство, но римский император Феодосий возжелал закрыть все языческие храмы. И вот в 401 году н.э. храм пострадал в третий раз – теперь уже от группы людей, возглавленной Иоанном Златоустом. Но предприимчивые эфесцы приспособили остатки храма для строительства других новых зданий. Сама природа скорбила из-за совершенного мародерства, и упрятала сооружение под землю, подмыв его водами подземной реки. Постепенно о Храме Артемиды в Эфесе забыли.

Достопримечательности Эфеса

В античный город приезжают, в основном, любители истории. В прошлом он вмещал в себя до 250 тысяч человек. На протяжении веков над городом стремились обрести власть римляне, персы, лидийцы. Однако ему удалось сохранить некоторую свободу и самоуправление. Эфес прославился, как религиозный центр не только у античных народов. В период распространения христианства он являлся главным центром во всей Греции.

Эфес на карте Турции на русском языке

Интересно знать! Согласно легенде, Эфес был основан сыном афинского правителя Андроклом, влюбившемся в амазонку. Звали ее Эфисия, соответственно, в честь ее и назван город.

На сегодняшний день, Эфес один из самых масштабных исторических комплексов. У него есть 2 входа, но удобнее идти нижней дорогой для осмотра исторических ценностей.

Вход на территорию Эфеса платный, билеты приобретают в кассе самообслуживания. Стоимость билета составляет 30 лир*. Дополнительно придется заплатить по 5 лир* за вход на террасы, в музей археологии и за посещение Базилики Святого Иоанна.

Часы работы музея:

  • 8:30 – 19:00 с апреля по октябрь;
  • 8:30 – 17:00 с ноября по март.

Храм Артемиды в Эфесе

Описание всех достопримечательностей города начинается именно с него, ведь это 3 чудо света. Храм был возведен 27 веков назад в честь Древнегреческой богини Артемиды Эфесской. Ей поклонялись как богине процветания, плодородия.

До наших дней храму сохраниться не удалось, остались руины и реконструкции, созданные по находкам археологов. Величественное сооружение было уничтожено целых два раза:

  • его сжег Герострат, лишь для того, чтобы оставить свое имя в веках;
  • в 260-е гг. храм разграбили готы.

После первого разрушения желание восстановить храм изъявил сам Александр Македонский. Он выделил на это собственные деньги. Все пропорции и размеры сохранили. В высоту он простирался на 18 метров, длиной был более 100 м. Храм стоял на 127 колоннах. На сегодняшний день от него осталась лишь 1 колонна, та самая, что осталась от пожара Герострата.

Руины Храма Артемиды

Дом Святой Девы Марии

Одна из главных христианских достопримечательностей Турции расположена в Эфесе. Это место почитаемо христианами, так как согласно легенде Божья Матерь провела здесь последние годы жизни. Иоанн, чтобы защитить Деву Марию от преследований, привез ее в этот портовый город.

Сегодня отремонтированное здание привлекает не только последователей христианства, но и всех туристов. За домиком с церквушкой расположена стена желаний. Посетители здесь просят о помощи Божью Матерь и завязывают памятные ленточки на стене.

Это интересно! Дом Девы Марии любят посещать и местные мусульмане. Они поверили в его чудесную силу после лесного пожара. Выгорела вся местная территория, а дом остался нетронутым.

Амфитеатры Эфеса

Одеон (Булевтерий)

Одеон был построен во 2 в. до н. э. Театр имеет два уровня, разделенных на четыре секции. В древние времена малый театр использовался для заседаний Сената, вмещал в себя 5000 человек. В перерывах между выступлениями политиков здесь показывали спектакли, концерты, проводили религиозные церемонии.

Дом Девы Марии в Эфесе

Большой театр

В 3 веке до н. э. был возведен самый большой амфитеатр в регионе. Когда-то верхние ряды здания доходили до высоты 30 метров, сегодня лишь до 18. Трехъярусная постройка вмещала в себя 25 тысяч зрителей, наблюдавших бои гладиаторов, представления и концерты.

Библиотека Цельса

Здание было возведено в начале второго века, получило название в честь видного государственного деятеля – Тиберия Юлия Цельса. Библиотека стала хранилищем 12 тысяч свитков и усыпальницей Юлия Цельса. В постройке был также зал для лекций и подземный ход в публичный дом.

Готы сожгли дотла старое здание, остался только фасад. Двухэтажный фасад, украшенный скульптурами муз Мудрости, Добродетельности, Познания и Мысли — любимое место для фотосессий туристов.

  • Храм Домициана. Величественный в старые времена храм представляет на сегодняшний день несколько колонн и руины;
  • публичный дом. На пересечении улиц Мраморной и Куретов находился дом терпимости. При этом Мраморная дорога считалась частью священного пути к храму богини Артемиды. Рекламой данного заведения служил след от женской ноги. Он указывал нужное направление к дому;
  • террасные дома. Богатые дома горожан соединены между собой террасами. До наших дней сохранились даже полы, выложенные мозаикой. Снаружи древность оградили от любопытных глаз туристов: хочешь увидеть – плати. Чтобы посетить, придется заплатить дополнительную стоимость в 15 лир*. Выйдет чуть дешевле, если билет взять сразу на входе в Эфес;
  • фонтан Поллио. Скинувшись средствами, жители Эфеса возвели 6-ти метровый фонтан. Из нескольких мест вода наполняла резервуар на радость местного населения.

Храм Артемиды славился своим богатством

Богатство храма составляли не только деньги, но и земли. А основным источником пышности храма были дары, которые преподносили богине благочестивые граждане. Многие по завещанию оставляли храму свое имущество. Благодарственные декреты с именами дарителей, преподнесших богине особо щедрые подарки, выбивались на камне и выставлялись в храме для поощрения остальных. Среди тех, кто удостоился особой благодарности, был знатный и богатый житель Эфеса – Дамиан. На свои средства он выстроил вдоль дороги, шедшей от города к храму портик длиной 200 метров. В портике, названном именем жены Дамиана, могли укрыться во время непогоды все идущие в храм.

На нескольких каменных плитах был выбит благодарственный декрет римскому всаднику Вибию Салютарию, который пожертвовал храму Артемиды много серебряных и золотых статуй и крупную сумму денег. Этими статуями эфесцы очень дорожили. За ними ухаживал специально назначенный жрец, а в дни больших праздников их под охраной переправляли в театр и устанавливали на постаменте.

Римляне оставили за Артемисионом и традиционно существовавшее у него право убежища – ни один государственный преступник или беглый раб не мог быть схвачен на территории храма. Считалось, что он находится под защитой самой богини Артемиды.

Библиография

  • Маски и девушки: женщины и святилище Артемиды Ортии, Торин Саддаби, журнал для студентов бакалавриата по истории и классике: осень 2014 г., ТОМ 6 NO 1M.
  • (На французском) Эдмон Леви, Sparte: histoire politique et sociale jusqu’à la conquête romaine, Seuil, коллекция «Points Histoire», Париж, 2003 г. ISBN 2-02-032453-9
  • Роббинс, Эммет. «Геракл, гиперборейцы и лань: Пиндар», О.Л. «3», Феникс 36.4 (зима 1982 г.), стр. 295–305.
  • Р.М. Докинз (ред.) Святилище Артемиды ОРТИИ В СПАРТЕ (1929).
  • Докинз Р.М. (Ричард Макгилливрей), Святилище Артемиды Ортии в Спарте. (1929), Общество содействия эллинистическим исследованиям, стр. 1871–1955.
  • Ллойд-Джонс Хью, Артемида и Ифигния Журнал эллинских исследований. (1983), 103, стр. 87–102.
  • Храмы, звезды и ритуальные пейзажи, потенциал археоастрономии в Древней Греции. Американский журнал археологии, 115 (1) стр. 55.
  • Аристид, Элий, Аристид в четырех томах. Издательство Гарвардского университета. (1973).
  • Томпсон М.С., Азиатская или Крылатая Артемида. (1909). Журнал эллинистических исследований, 29 (1), стр. 286–307.
  • Фишер-Хансен, Тобиас; Поульсен, Брайт, От Артемиды до Дианы: богиня человека и зверя. (2009). Музей Tusculanum Press.
  • Reesor, Margaret E; Либаниос, Шоулер Бернар, Либаниос. Дискурс Мораукс. De l’insatisfaction (Discours 6) (1975). Классический мир 69 (3) с. 212.
  • Салапата, Джина. Чем больше, тем лучше? Подношения по обету в наборах.
  • Маскетт, Горгина. Подношения по обету из святилища Артемиды Ортии, Спарта, в собраниях Ливерпуля. (2014). Ежегодник Британской школы в Афинах, 109 (1), стр. 159–173.
  • Гимацидис, Стефанос. Пир и приношение богам в древнегреческих святилищах: монументализация и миниатюризация в керамике. (2011). Pallas Revue d’etudes antiques, 86 (1), стр. 75–96.

Особенности возведения Храма Артемиды Эфесской

Однако не все было так гладко, как хотелось архитектору. И первая трудность, с которой ему пришлось столкнуться, заключалась в отсутствии большого месторождения мрамора и известняка. Но власти города сделали все возможное, чтобы нужные материалы были найдены в достаточном количестве, и через некоторое время храм был успешно сооружен. Что касается 127 мраморных колонн, которые являлись «лицом» уникальной конструкции, их везли к месту строительства прямо из каменоломен, и рабочие для их доставки проделывали путь в десяток километров, ведь строительная площадка и каменоломни были расположены далеко друг от друга.

Чтобы не допустить разрушения храма при землетрясении, а история Эллады насчитывает их немало, конструкцию для поклонения Артемиде было решено возводить на болотистой местности. Строительство начиналось с рытья огромного котлована, который впоследствии был наполнен древесным углем и шерстью. Такая «начинка» фундамента храма и должна была послужить гарантом его устойчивости при любых обстоятельствах, поскольку подземные толчки при землетрясениях в той местности имели самую разную мощность и были способны разрушать любые сооружения.

Несущие конструкции храма были представлены мраморными колоннами, высота которых достигала 20 м. Неподъемные глыбы, из которых их собирали, сначала ставили на место при помощи специальных блоков, и лишь после этого скрепляли металлическими штырями. Когда здание было возведено полностью, и на нем появилась крыша, к работе приступили художники, украсившие его орнаментами и скульптурами.

Почему же Храм Артемиды со временем вошел в семь чудес Древнего мира? Дело в том, что украшением его главного зала стала 15-метровая статуя богини, инкрустированная золотом и драгоценными камнями. А к художественному оформлению помещения приложили руку самые талантливые скульпторы и художники, славные своим мастерством на всю древнюю Элладу. Слухи о святыне небывалой красоты практически мгновенно распространились по всей античной земле. Так Храм Артемиды за счет своей необычности и был причислен к чудесам света. И по сегодняшний день он считается крупнейшим храмом античной классики, превосходящим по размерам сам Парфенон – достопримечательность Афин. О величии Храма Артемиды можно судить даже только по одним размерам его платформы – она занимала 131 м в длину и 79 м в ширину.

Жертвы Артемиды

Приносит естественную смерть женщинам (как Аполлон мужчинам), но может быть и кровожадной, часто пользуясь стрелами как орудием наказания. Среди её жертв также Мелеагр и Орест.

Жертвы гнева Артемиды:

  • Агамемнон. Богиня потребовала принести в жертву Ифигению (по поздней версии мифа — пощажена богиней).
  • Адонис. Наслала на него кабана.
  • Актеон. Превращен в оленя.
  • Алоады. Артемида превратилась в лань, и они убили друг друга.
  • Алфей. Влюбился в Артемиду.
  • Амфион и его дочери. Убиты стрелами.
  • Ариадна.
  • Аталанта и Гиппомен. Превращены во львов.
  • Бротей. Бросился в огонь.
  • Буфаг из Аркадии. Поражен стрелой.
  • Гиппа (дочь Хирона), она же Меланиппа. Превращена в кобылицу.
  • Гратион (гигант). Убит.
  • Дриант из Танагры.
  • Каллисто. По версии, поражена стрелой.
  • Кенхрей. Случайно убит ею.
  • Коронида (дочь Флегия). Убита.
  • Лаодамия (дочь Беллерофонта).
  • Лимон (сын Тегеата). Поражен стрелой.
  • Меланипп и Комефо. Принесены в жертву Артемиде.
  • Мера (дочь Прета). Убита.
  • Ойней. Она послала калидонского вепря.
  • Орион. Убит Артемидой (версия).
  • Титий. Убит.
  • Фалек. Тиран, его убила львица, посланная Артемидой.
  • Филонида (она же Хиона). Убита стрелой.
  • Фоант из Посидонии. На него упала голова кабана.
  • Эфимия. Убита.

Интересные факты

  • История гласит, что первый храм в честь богини охоты был возведён в середине VI в. до н.э. Гигантские колонны были насажены на колёса и были доставлены к месту возведения с помощью упряжек быков.
  • В 356 г. до н.э. случился пожар, устроенный «одним безумцем», гражданином Эфеса Геростратом, с целью прославиться как величайший разрушитель. Поскольку в храме существовало много деревянных элементов, его внутренние помещения выгорели полностью, остались лишь свод с почерневшими колоннами.
  • К III в. до н.э. на денежные средства, выделенные легендарным полководцем Александром Македонским, храм был успешно восстановлен по первоначальному плану, а само здание было приподнято на высоком ступенчатом основании.
  • Одна из колонн была выполнена известным в ту пору скульптором Скопасом, а алтарь – Праксителем, над росписью и фресками трудился Апеллес. В благодарность Александру Македонскому, в храме был размещён портрет завоевателя с молнией в руке. Работа выполнялась Апеллесом и необычайно реалистичной.
  • В 263 г. храм, как и другие постройки поселения, был разграблен готами (германцами), однако вновь был восстановлен жителями Эфеса. После, во времена правления Феодосия I, провозгласившего православие государственной религией, языческие культы были категорически запрещены, поэтому святилище было закрыто и пришло в упадок.
  • Местные жители, не долго думая, начали разбирать мраморную облицовку храма и его черепицу для своих построек, часть плит была вывезена в Стамбул для строительства Айя-Софии.
  • В результате подобных действий колонны, теряя устойчивость, начали падать, а их обломки постепенно засасывало болото, на котором святыня была возведена. После падения Римской империи Эфес стал подчиняться турецким султанам и постепенно к XV в. богатый и цветущий полис полностью исчез. Спустя 300 лет город возродился под другим названием.
  • В 1869 г. следы постройки были обнаружены английским археологом Джоном Вудом, а вскрыть фундамент удалось лишь в XX в. Под ним были найдены следы первого храма, уничтоженного безумцем Геростратом. Обломки колонн, украшенных рельефами, находятся в Лондоне, в Британском музее, другая часть экспонатов была перенесена в турецкий археологический музей.

Кто построил храм Артемиды

Согласно легенде, древний храм Артемиды был построен легендарными амазонками, которые считались также и основательницами города. В VI веке до н. э. жители города решили построить новый храм, который красотой и величием превосходил бы все предшествующие святилища.

Возведение храма было поручено архитектору Херсифрону из Кносса. Он предложил проект гигантского мраморного диптера (тип храма, при котором святилище опоясывалось двумя рядами колонн). Выбор в качестве материала белого мрамора отчасти обусловлен тем, что именно в тот период залежи белого мрамора были обнаружены недалеко от Эфеса.

Витрувий рассказывает об этом так: «Когда эфесские граждане задумали построить Диане храм из мрамора и обсуждали, доставлять ли его из Пароса, Проконнеса, Гераклеи или Фасоса, случилось, что пастух Пиксодар погнал своих овец пастись на это самое место; и там два бежавших друг другу навстречу барана проскочили один мимо другого, и с налету один из них ударился о скалу, от которой отскочил осколок ослепительно белого цвета. Тут, говорят, Пиксодар бросил овец в горах и бегом принес осколок в Эфес в самый разгар обсуждения помянутого вопроса».

Храм предполагалось построить возле устья реки Каистр, где почва была влажной и болотистой. Подобный выбор был обусловлен желанием предохранить храм от часто случающихся в Эфесе землетрясений. По предложению Херсифрона был вырыт котлован, в который насыпали смесь древесного угля и шерсти. Затем началась закладка фундамента.

Длительное стороительство

По преданию, строительство Артемисиона продолжалось 120 лет. В нем, так или иначе, принимали участие все города Малой Азии. Херсифрон умер, когда работы были в самом разгаре. Какая именно часть была построена при нем, точно неизвестно. Сведения древних авторов на этот счет противоречивы. Ученые сходятся лишь в том, что он успел закончить основное здание и колоннаду.

Строительство верхней части храма продолжил его сын Метаген. Возведение этого сооружения способствовало совершенствованию техники строительного дела и появлению новых, неизвестных ранее приемов. Метаген также не дожил до завершения грандиозного объекта. Закончили постройку храма архитекторы Пеонит и Деметрий. Артемисион вызывал восхищение у всех, кто его видел. Правда, простоял он недолго, около 100 лет.

Грек сжегший храм Артемиды

В 356 году до н. э. некто Герострат, житель Эфеса, решил оставить свое имя в анналах истории, уничтожив главную святыню Малой Азии. Он поджег храм. Здание было сильно повреждено. Крыша рухнула, колонны и стены обгорели. Весть о гибели Артемисиона потрясла весь эллинистический мир. Существует легенда, что в тот день, когда был уничтожен храм Артемиды Эфесской, родился Александр Македонский.

Жители всех ионийских городов приняли совместное решение нигде и никогда не произносить имя Герострата. Но как видите, мы знаем это имя, Герострат увековечил свое имя!

Писатели не должны были упоминать его даже во время рассказа о пожаре в храме. Тем самым они хотели, чтобы желание Герострата прославиться, толкнувшее его на уничтожение величайшей святыни, не было исполнено. Тем не менее имя его осталось в истории, но это не та слава, которой стоит гордиться. Не случайно выражение «геростратова слава» стало синонимом известности, достигнутой путем преступления или какого-либо неблаговидного поступка.

Жители Эфеса не могли смириться с гибелью храма и решили начать сбор средств на его восстановление. Горожане щедро отдавали сбережения и драгоценности. Храм отстраивали заново по прежнему плану, но он был поднят на более высокое ступенчатое основание, для того чтобы святилище не затерялось среди тех зданий, которые были сооружены после его разрушения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector