Об орлах, грифонах и флагах
Содержание:
- Что символизируют цвета на гербе Российской Федерации
- Серп и молот
- Что символизируют цвета
- Что изображено на гербе РФ
- Описание
- Короны
- У каких мировых держав на гербах имеются двуглавые орлы
- Как образовались символы на гербе (орел, короны) и что они означают для России
- Значение элементов
- Дальнейшая история герба Вологды
- Москва — Третий Рим
- Откуда на гербах орлы
- Гербы, включённые в большой датский герб в разные периоды
- Интересные факты
- Другие населенные пункты
- Чей же лук со стрелами
- Как выглядит флаг Молдовы
- Версии герба
- Описание современного герба
Что символизируют цвета на гербе Российской Федерации
Цвета всегда играли важную роль в символике стран. Они используются не только на флаге, название которого триколор, но и на гербе.
Рассмотрим основные значения российского официального герба:
- золотой (орел) – богатство, благополучие и справедливость,
- серебряный (Георгий Победоносец) – поиск истины, чистота,
- красный (фон) – кровь людей, которые проливали ее при защите государства,
- черный (дракон) – скорбь и постоянство.
На фото часто синим цветом выделяют плащ Победоносца. Сделано это во многом для того, чтобы выделить символ.
Красный цвет означает и агрессию – готовность Российской Федерации защищать свои интересы.
Серп и молот
Эта символика зародилась очень давно, вынашивалась в народе долгие годы, существовала в его представлении, отражалась в поэзии и песнях.
Во многих любимых народом песнях прославлялся простой человек труда, освободитель из тяжкой неволи. Часто таким человеком, выразителем народных дум и чаяний, был кузнец. Известна песня, которую в 1824 г. сочинили поэты-декабристы Кондратий Федорович Рылеев и Александр Александрович Бестужев:
Уж как шел кузнец Да из кузницы — Слава! Нес кузнец Три ножа — Слава! Первый нож На бояр, на вельмож — Слава! Второй нож На попов, на святош — Слава! А молитву сотворя, Третий нож на царя — Слава!
Оба поэта стали жертвами царского самодержавия, а песня жила. Она переходила из уст в уста, переписывалась и тайно распространялась. Образ кузнеца-освободителя веками жил в народе, нашел свое отражение в былинах и преданиях. В начале 900-х годов появилась песня, которую и сейчас знает каждый:
Мы кузнецы, и дух наш молод, Куем мы к счастию ключи! Вздымайся выше, тяжкий молот, В стальную грудь сильней стучи!
И, наконец, образ кузнеца нашел свое отражение в величественнейшей песне, которую когда-либо знало человечество. Ее сочинил французский поэт-коммунар Эжен Потье в 1871 г. С тех пор «Интернационал» распространился по всему миру.
А рядом с кузнецом всегда воспевалась жница с ее немудреным орудием — серпом. О серпе сочиняли песни уже тысячи лет. Пели о серпе деревянном и костяном, каменном и бронзовом и, наконец, о серпе железном. Ему посвятил свои стихи А. С. Пушкин:
И сверкали в светлом поле Серп и быстрая коса...
Славен человек не богатством, а своим трудом, своими рабочими мозолистыми руками. И в народной, и в революционной поэзии прославляется тема труда. О труде, свободном, радостном, счастливом мечтали люди во все времена. А чтобы отобразить свою мечту в рисунках, брали орудия труда, которые было легко рисовать и смысл которых ясен всем. Графическое воплощение труда проявляется именно в изображениях серпа, молота, топора, кирки и т. п. как наиболее выразительных и наглядных.
В поэзии борцов за свободу народа находим воплощение еще одного символа — восходящего солнца, символа радостной, свободной жизни:
Разбей мозолистой рукою Капитализма тяжкий гнет, Тогда свобода пред тобою, Как солнце яркое, взойдет.
Мирный труд под солнцем свободы и стал главной символикой первого Советского государства. Труд, который до революции был тяжким бременем, уделом «низших», превратился в советском обществе в дело чести и славы, стал радостной потребностью каждого гражданина.
Поэтически образно описано создание герба в стихотворении Ярослава Смелякова «Наш герб».
…Только что отгремела революция. Разруха, холод, голод, враги со всех сторон стремятся задушить победивший царское самодержавие народ. А в это время в холодный кабинет Ленина в Кремле сошлись на совет полноправные граждане нового государства: кузнец, жница, батрак, ткач и солдат с винтовкой в руке.
Пришли они на совет с руководителями государства, все вместе должны были решить, какой же будет эмблема их государства. Жница отдала свой серп, кузнец присоединил к нему молот, батрак принес с собой сноп пшеницы, а ткач перевил все это кумачом.
Внес свой вклад в создание герба и солдат: Хотел солдат — не смог солдат смолчать — свою винтовку для герба отдать. Но вождь народов воину сказал, чтоб он ее из рук не выпускал. С тех пор солдат — почетная судьба! — стоит на страже нашего герба.
Что символизируют цвета
Цветовое оформление играет значительную роль в геральдике, это оптимальное средство передачи конкретизированного значения языка символов. Существует и общепринятое толкование, допускающее незначительную вариативность. Щит, являющийся фоном, изображается красным, что означает кровь, пролитую защитниками Родины в многочисленных сражениях против внешних врагов во имя сохранения независимости. Наряду с мужеством и отвагой, оттенок олицетворяет яркое чувство, в частности — любовь к Отечеству, которая проявляется в бескомпромиссной стойкости его граждан, готовности защищать рубежи, в братском отношении к соотечественникам разных этнических групп.
проект Г. А. Ильина. 1918
Двуглавый орёл имеет золотистый цвет, что отражает богатство во всех смыслах. Речь идёт не только о материальных ресурсах и благах, но и о природном достоянии, а также духовной, душевной составляющей. Последнее понятие тесно связано с проявлениями качеств, выполняющих роль духовной канвы в православии — сострадания, милосердия, смирения, великодушия и верности. Во времена Петра Первого орёл окрашивался в чёрный цвет, как выражение преемственности имперских традиций Византии, а золотистый цвет «вернулся» к птице только в 1993 году.
Щит на груди орла — вновь красный, а «заключённая» в его границах композиция воспроизведена с преобладанием серебристых тонов. Таким создан всадник, копьё и конь. Светлые тона — чистота мыслей и намерений, благородные устремления к высшим идеалам. Ярким элементом на таком фоне кажется плащ воина — он синий, что обозначает освобождение или стремление к достижению и сохранению свободы, а также мирное небо над головой. Змей под копытами коня — чёрный, это знак, олицетворяющий зло, альтернативная трактовка побуждает воспринимать чёрный цвет как символ памяти, неизбывной скорби о погибших в кровопролитных войнах разных эпох, одновременно это и демонстрация постоянства в преодолении тяжёлых испытаний.
Проект герба предлагавшийся Конституционной комиссией РФ
Что изображено на гербе РФ
Каждый объект и прорисованная деталь являются неотъемлемой частью общей концепции, олицетворяющей единство независимого государства, его исторически сформированные ценности, приверженность традициям и сохранение самобытности. Фоновой основой является геральдический щит с чётко очерченными верхними и закруглёнными нижними краями, внизу по центру — заострённый пик.
Многоцветный без геральдического щита
Доминантное изображение на щите — двуглавый орёл с расправленными крыльями. Каждая голова венчается короной, сверху по центру — корона большего размера, соединённая с двумя малыми — лентой. В когтях левой лапы орёл держит золотой шар с крестом, именуемый державой, когти правой — сжимают укороченный жезл.
Интересно: за счёт особенностей верхнего окончания скипетра герб России можно обоснованно называть настоящим фракталом. Древнейший символ власти венчает вновь двуглавый орёл, идентичный по внешнему виду тому, что в более крупном размере изображен на щите. Интересная особенность, отображающая ярко выраженное подобное множество, возвела герб РФ в статус самого фрактального во всём мире.
На груди, между распростёртыми орлиными крыльями изображён очередной щит, идентичный по форме базовому, на нём — сюжетная композиция в виде всадника, поражающего копьём дракона. Поверженное мифическое чудовище лежит на спине под копытами коня.
Описание
- Животные на гербе города Хабаровска (медведь и тигр с изображения образца 1991 г.) остались такими же. Они держат золотой щит французской формы, где изображена голубым цветом перевёрнутая Y-образная фигура, в вилке которой – красная рыба (осетр).
- Над щитом – пятизубчатая башенная корона с изображением на ней золотого лаврового венка. Позади неё – два скрещенных обнаженных серебряных меча с золотыми рукоятями.
- Внизу щита, прямо по центру, — ярко-розовый лотос и красная лента с пятью синими полосами (лента ордена Октябрьской революции, которым награждён г. Хабаровск в 1971 г.).
- Сине-жёлтые ленты внизу щита – декоративный элемент, повторяющий гербовые цвета, служит основанием для щитодержателей.
Короны
В период правления Ивана Грозного было принято изображать одну корону, украшенную крестом. Она располагалась между головами орла. С приходом к власти Феодора Блаженного и установлением патриаршества в 1589 году каждая орлиная голова обретает свою корону, а между ними помещается крест как символ единой православной церкви, возглавляемой патриархом. В начале XVII столетия, когда на российском престоле утверждается первый монарх из династии Романовых, на государственном гербе воспроизводится три короны. Изменения в количестве атрибутов монархической власти трактовалось как знак расширения земельных владений и объединения новых территорий (Сибири, Астраханского и Казанского царства) под властью единого правителя. В настоящий момент существует 3 интерпретации значения:
- ветви власти (судебная, законодательная и исполнительная) как оплот демократического устройства;
- братство народов (России, Украины, Белоруссии);
- уровни реализации властных полномочий (местное самоуправление, региональные и федеральные структуры).
Хронология
Глобальный смысл заключается в тотальном единстве составляющих и нерушимости общего концепта. Лента, скрепляющая три короны, стала изображаться только в первой четверти XVIII века.
У каких мировых держав на гербах имеются двуглавые орлы
В свое время двуглавый орел был популярен в Европе, как наследие христианской Византии. Двуглавый орел красовался на гербе Российской империи, Священной Римской империи, Австро-Венгрии (династии Габсбургов), то есть на гербах всех основных европейских образований (даже на гербе сельджуков, которых сейчас именуют турками).
Не будем вдаваться в конспирологию и выяснять, что именно обозначает двуглавый орел. Я не нашел ни одного ценного источника, который бы это документально объяснял. А потому просто принимаю за данность существование этой «птицы» на государственных гербах.
Со временем Империи с гербами двуглавых орлов канули в прошлое, но двуглавый орел и поныне находит центральное место на гербах некоторых стран.
Что это за страны и каковы корни происхождения этих орлов? Давайте разберемся.
1. Россия. Тут все просто, наследница Российской империи, Российская Федерация, без всяких раздумий взяла двуглавого орла на свой герб в 1991 году.
Если рассматривать вкратце историю вопроса, то Русь переняла этот герб от Византийской империи, которая, в свою очередь, руководствовалась римским гербом императора Константина образца 330 года до н.э.
Герб Российской Федерации. Источник изображения: liveinternet.ru
Именно из Византии пришли первые «греки», предлагая славянам Православие, в качестве религии. Именно из Византии привозили рукописные первые книги. А с крещением государства Киевского и вовсе Византия стала старшей сестрой Древней Руси.
Но Византия гибнет. Порфирородная царевна Софья Палеолог в ноябре 1472 года выходит замуж за православного русского князя Ивана III (Васильевича). В качестве приданого же она привозит на Русь Православную свой древний герб — двуглавого орла, ведь спасенные драгоценности ее погибшей родины уже присвоил жадноватый католический Рим.
2. Албания. Европейская страна с преобладающим мусульманским населением, тем не менее в своем гербе использует двуглавого орла, который на гербах исламского Востока не используется. Почему?
Герб Албании. Источник изображения: xprimm.com
У черного двуглавого орла Албании тоже византийские корни. И берет он свое начало с момента противостояния княжества захватчикам, предков современных турок. Противостояние это захлебнулось, теперь население всей страны составляют мусульмане, а вот исторический герб остался.
3. Сербия. Герб современной Сербии полностью копирует герб королевства Сербии, который был принят в качестве герба королевской династией Обреновичей в 1882 году.
Герб Сербии. Источник изображения: YouTube
Но изображение двуглавого орла было использовано еще на гербе царства Сербского в XIV веке. Правда, орел тогда был красного цвета. И следует сказать, что каждая королевская династия сербов видоизменяла орла на свой лад (впрочем, Рюриковичи и Романовы этим тоже грешили), но в итоге он стал таким, белым.
А вот история этого герба не такая, как у Албании. Если албанцы дрались за свою независимость вместе с византийцами, то сербские отряды царя Стефана Душана, напротив, использовав гражданскую войну в Византии, просто захватывали византийские крепости и города и подчиняли их себе. Заодно и герб у византийцев взяли.
4. Черногория. Герб Черногории полностью повторяет герб черногорских королей династии Петровичей.
Флаг и герб Черногории. Источник изображения:
Герб Черногории очень похож на российский. И тоже он берет свои корни из Византии, только в отличии от Сербии, черногорские князья помогали византийцам Палеологов в борьбе с турками. Герб символизирует единство и взаимосвязь Церкви и Государства, так как долгое время княжество было теологическим, управляемым епископом.
Источник
Как образовались символы на гербе (орел, короны) и что они означают для России
Геральдика, наука о происхождении знаков, помогает расшифровать эмблемы и дополнить уже имеющуюся информацию новыми фактами. Учеными установлено значение каждого из элементов государственного атрибута.
Двуглавый орел. Он смотрит в две противоположные стороны. Можно предположить, что таким образом птица охватывает взглядом всю Азию и Европу, что демонстрирует единство этих могущественных начал. Его расположение указывает на объединение многонациональных российских земель.
Короны. Три монарших убора обозначают суверенитет РФ, соединение ранее завоеванных царств или же Пресвятую Троицу.
Предметы на гербе. Держава олицетворяет государственную власть и могущество. Стоит отметить, что скипетр имеет идентичного двуглавого орла с таким же символом в сильной лапе.
Георгий Победоносец. Значение этого образа – победа сил добра над злом. Воин стал олицетворением защитника Отечества.
Тройной ряд из перьев. В современном трактате – это отсылка к единству таких понятий, как доброта, истина и красота.
Щит. Еще один атрибут, говорящий о защите земли от врага.
Изначально герб имел в своем составе изображение единорога, но позже оно было заменено серебряным всадником. Воин на коне воспринимался как образ самого государя. При правлении Ивана Грозного была утверждена власть Москвы, а конника убрали с герба. Стоит отметить, что святого Георгия считают покровителем столицы. Сейчас можно утверждать, что образ на гербе несет в себе информацию и об основной вере для народа России – о православии. Автор современного знака, украшающего знамены, печати, монеты – Евгений Ильич Ухналев. Сам художник родом из Санкт-Петербурга.
При создании нового образа национальной эмблемы он оставил основные элементы. Целостный вариант включает детали из разных эпох и подчеркивает многолетнюю и неразрывную связь событий российской истории. Внешний вид современного герба строго регламентирован законодательством.
Значение элементов
Герб г. Смоленска содержит в себе множество загадок и неясностей. Наличие пушки и птицы в нем до сих пор вызывают многочисленные вопросы у историков и геральдистов.
Существует несколько версий толкования, изображенных элементов:
- Пушка. Она изображена здесь как символ защиты, силы. Она подчеркивает значимость города, защитника земли Русской, выдвигая на первый план оборонительное значение г. Смоленска. Историки пришли к выводу, что во второй половине XIV столетия Смоленск уже мог иметь пушки, полученные из Литвы. Еще некоторые из них согласны с мнением С.Н. Тройницкого, который предположил, что «Гамаюн», возможно, — наименование реально существовавшего смоленского артиллерийского орудия.
- Птица Гамаюн (она же — Райская птица) означает на гербе города Смоленска счастье, благополучие, мир, обновление. Также она олицетворяет защиту и покровительство, царственность и благородство, процветание и победу. В XVII-XIX столетии эта птаха изображалась безногой и бескрылой. Считалась вещей птицей, посланницей богов. Эта птица — вестник: она якобы предсказывает владычество тому, кого коснется крылом. А безногость ее объясняется тем, что большую беду обозначает прерванный полет птицы. Некоторые исследователи высказывают такую гипотезу: чуткая птица сидит на смоленской пушке, предсказывая и предупреждая о нападении на город врагов-захватчиков. Часто ошибочно называют гербовую птицу г. Смоленска Фениксом. Путаница происходит, вероятно, из-за отнесения обеих птиц к мифическим, а еще благодаря способности каждой из них к возрождению.
Полная версия
Кроме этих исторических гербовых символов, в полной версии герба использованы конкретные предметы (ордена, знамена, ленты, девиз, звезда) прямо указывающие на исторические факты, связанные с городом:
- Наличие шапки Мономаха объясняется тем, что город в свое время был столицей княжества.
- Знамена около щита появились благодаря Александру II, который отметил таким образом заслуги смолян перед Отечеством в войне с французами во время правления его отца, Александра I.
- На статус города-героя, полученного Смоленском в 1685 г., указывает звезда за гербовым щитом.
- Смоленск дважды награжден советскими орденами, что тоже отражено на гербе: Отечественной войны – в 1966 г., Ленина – в 1983 г.
- В качестве девиза использованы слова М.И. Кутузова, обращенные в 1812 г. к смолянам. Он состоит из двух слов, в каждом из них по девять букв – Восславлен крепостью. Данная фраза указывает на оборону города во время Смутного времени и просьбу о помощи в борьбе с Наполеоном. Эта фраза усиливает значение основной символики герба и выделяет основную отличительную особенность города-крепости Смоленска, издавна охраняющего границы российского государства.
Современный герб города Смоленска, сочетая в себе исторические гербовые символы, такие как пушка и птица, дополнен советской символикой – звездой героя и орденскими лентами. Это соседство знаковых символов Смоленска разных лет подчеркивает его славное прошлое со дня своего основания и до сегодняшних дней, отражая древнюю и современную историю города, всегда стоящего на защите столицы России.
Цветовое решение
Несмотря на обилие деталей на гербе г. Смоленска его палитра довольно немногочисленна. Основные цвета, использованные здесь, относятся к популярным геральдическим оттенкам, таким как желтый, серебряный, червленый.
В желтый окрашены звезда, шапка Мономаха, Георгиевская лента, древко знамен и Гамаюн. Серебряным обозначен щит и лента с девизом. Красный (червленый) присутствует в окраске знамен и орденских лент. В эти три цвета окрашены самые крупные гербовые элементы, в основном защитовые.
В меньшей степени здесь представлены более редкие для геральдики цвета, как зеленый, лазоревый, черный, коричневый. Они использованы в основном в рисунке на щите, за исключением коричневого, которым обозначена соболиная опушка шапки Мономаха.
Символика цвета в данном случае выражена слабо, потому что в основном, цвета гербовых элементов соответствуют цветам реальных предметов, изображенных здесь. Трава зеленая, пушка черная, знамена красные, шапка — золотая с коричневой опушкой.
И, тем не менее, серебряный фон щита подчеркивает благородство и преданность города и его жителей государству, его воинскую славу и доблесть, а желтый цвет Гамаюн указывают на ее царственность, приближенность к богам.
Дальнейшая история герба Вологды
При Екатерине II Вологодская провинция превращается в Вологодское наместничество. В 1780 году по приказу императрицы герб изменяется А. А. Волковым.
В самом щите рука стала держать не только меч, но и саму державу (ранее рука в нее только упиралась). Скорее всего, исполняющий обязанности герольдмейстера побоялся того, что рука с мечом будто попирает державу. Это могло быть неверно истолковано Екатериной II. Да и сама императрица выказала желание того, чтобы символ города отражал ее великую милость. Так и вышло, что означает герб Вологды тех времен лишь пропагандистские идеи императрицы.
Москва — Третий Рим
Впервые орел появился в 1497 году на печати Ивана III — одного
из величайших русских монархов. Под его властью периферийное Московское государство
стало превращаться в могучую державу — Россию.
Символ орла привезла в Москву жена Ивана III — Софья Палеолог.
Она была племянницей последнего императора Византии Константина IX Палеолога. Незадолго
до этого Византийская империя пала под ударами турков-осман. Сам император погиб
при обороне Константинополя.
Двуглавый орел был гербом династии Палеологов. Византия же
считалась наследницей Римской империи. Таким образом, московский великий князь, женившись
на представительнице византийской династии, вместе с гербом получал право на императорские
претензии.
Так родилась концепция Третьего Рима, из которой сотни лет черпали вдохновение идеологи
российского величия. Сформулирована она была старцем
псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофеем. «Два убо Рима падоша, а третий
стоит, а четвертому не быти», — гласила теория.
На современный язык в вольном изложении ее можно перевести
так: первый Рим (Римская империя) пал, второй Рим (Византия) тоже пал, третий
(Москва) — стоит, а четвертого Рима не будет.
Откуда на гербах орлы
Схожесть двух гербов на самом деле не удивительна. Подобные символы присутствуют на многих эмблемах. Они размещаются на символах Сербии, Албании, Армении. Раньше двуглавый орёл изображался в геральдике баварских правителей и рыцарей Голландии, на гербе Австрии, Болгарии, Ирана и других государств или регионов.
В мировой культуре этот образ появился очень давно. Первые следы двуглавой птицы фиксируются ещё у цивилизаций шумеров и хеттов. Изображение этой необычной птицы использовали персы, арабы, индусы, турки-сельджуки и т.д. Первичное значение символа остается загадкой, но со временем стал ассоциироваться с верховной властью и управлением государством.
Предполагается, что в Европу орёл «прилетел» после крестовых походов. Так или иначе, там он появился примерно в XII веке на символике Священной Римской империи и Византии. Двуглавый орёл был эмблемой византийской династии Палеологов, от которых он, скорее всего, и перешёл на герб Черногории, России и различных Балканских стран.
По одной из версий, на гербе России он появился после женитьбы Софии (Зои) Палеолог и московского князя Ивана III Васильевича.
Гербы, включённые в большой датский герб в разные периоды
Большой герб Дании в разное время включал в себя множество городских гербов и геральдических символов, указывая на те территории, которыми владела Дания в тот или иной временной промежуток или на какие земли претендовала.
Это очень внушительный список стран и провинций:
- Норвегия: золотой лев Олава с топором на красном фоне (с конца XIV до начала XIX в.).
- Швеция: старый герб — золотой коронованный восставший лев с красным вооружением на фоне шести скошенных полос белого и голубого цвета (XIV- XV вв.); новый герб — три короны две над одной жёлтого цвета на синем фоне. Первоначально выступали как символ королевства Швеция и лишь значительно позже стали использоваться как знак унии.
- Исландия (принадлежала Дании с XVI по 1944 г.): белый сокол на голубом поле (1903-1948 гг.); серебряная вяленая рыба на красном щите (с XVI в. по 1903 г.).
- Бавария (1440-1448 гг.): щит, поделённый на бело-голубые ромбы.
- Пфальц (1440-1448 гг.): золотой лев в короне на красном щитовом поле.
- Гольштиния (1440 – 1972 гг.): на красном фоне белый лист крапивы, где красный щит с белым прямоугольником и три серебряных гвоздя.
- Померания (IV-V в.): грифон красного цвета на белом поле.
- Штормарн (1496-1972 гг.): белый лебедь с золотой короной на шее на красном фоне.
- Дитмаршен (1563-1972 гг.): на красном щите всадник в золотых латах на белом коне. Рыцарский меч занесён над головой, расположен горизонтально.
- Лауэнбург (1819-1972 гг.): на красном — золотая голова лошади.
- Эйзель (1570-1645 гг.): чёрный орёл на белом фоне.
- Фемарн (1666-1839 гг.): золотая корона в голубом.
- Остров Готланд (XVI в.): в красном — белый ягнёнок с крестовой хоругвью.
- Остров Борнхольм (1665-1839 гг.): на красном – дракон золотого цвета.
Кроме того, также входили следующие символы:
- Королей готов (1449-1972 гг.): леопардовый лев синего цвета, с девятью красными сердцами под ним.
- Королей вендов (1440 -1972 гг.): золотой линдворм (вымышленное драконообразное существо) в короне на красном поле.
Интересные факты
Расцветка флага Молдовы идентична румынскому стягу. У этих двух соседних государств много общего (религия, вехи истории, культура, традиции). Однако в центре молдавского триколора находится герб. На флаге Румынии — нет никаких рисунков.
На обороте молдавского знамени также находится герб. Правда, оборотная сторона стяга Молдовы имеет другой порядок цветов (сначала — красный, в центре — желтый, с краю — синий), из-за чего часто возникает путаница.
У Молдавской Республики только один государственный атрибут. Около древка находится синяя полоса, в центре — желтая, с краю — алая. В центре (на желтом фоне) обязательно изображен герб.
Другие населенные пункты
Почему бы не рассказать и об официальных символах маленьких городов Свердловской области?! Они также представляют интерес для тех, у кого вызывает любопытство история этих мест.
- Лесной – один из городов, входящих в состав Свердловской области. Герб Лесного утвержден в январе 2009 года. Он представляет собой прямоугольный щит зеленого цвета. На нем изображены два скрещенных меча, которые находятся в серебряных ножнах. Оружие окружено изящной серебряной внутренней каймой, снаружи она украшена сосновыми шишками такого же цвета. Поверх мечей положен символ атома в золотом цвете. Щит венчает корона.
- Артемовский – еще один населенный пункт, входящий в состав Свердловской области. Герб Артемовского был принят в 2002 году. Это прямоугольный щит зеленого цвета, на котором изображен серебряный восстающий бобр. В левой лапе зверя можно увидеть шахтерскую лампу такого же цвета с червленым пламенем. На плече бобра находится серебряная кирка и двое золотых колосьев. Сверху щит украшен композицией из черно-золотых ромбов, снизу – узкой зубчатой лазоревой лентой, завершенной серебром.
Чей же лук со стрелами
В предыдущей главе мы уже упоминали загадочный герб «короля Руси» — синий щит с изображением двух рук, натягивающих лук перед выстрелом. Точно такой же герб изображен и в практически копии гербовника Конрада Грюненберга — гербовнике Георга Ортенбурга, 1602 года.
Герб «Короля Руси» в гербовнике Конрада Грюненберга. 1480 г.
Тот же русский герб в Гербовника Георга Ортенбурга. 1602 года (фактически — копия рисунка из Грюненберга).
Украинские исследователи считают, что это одно из первых изображений герба города Киева. Действительно изображение самострела, арбалета или куши — первый известный городской символ Киева. Однако есть ряд обстоятельств, заставляющих засомневаться в «киевской» версии:
Как правило, древние гербовники имеют четкую структуру: например, сначала описываются гербы королевств в пределах Священной Римской империи, затем королей, не входящих в империю, затем — восточных владык, информации о которых мало, затем — полуфантастические государства, затем — страны, о которых вообще почти ничего не известно (вроде полумифического царства пресвитера Иоанна или страны людей с собачьими головами); а после завершения описания гербовладельцев королевского сана начинают рассказывать о следующих в феодальной иерархии группах: великих герцогах, герцогах, епископах и т.п.
Давайте посмотрим, в какой части гербовника Конрада Грюненберга расположен якобы киевский герб. Итак листаем гербовник: идет рассказ об императоре Священной римской империи, королевствах в пределах Германии, затем — соседи Германии, потом окраины Европы — короли Сицилии и Калабрии; потом другая окраина — король Польши (вместе с гербами Литвы и Руси с центром во Львове); затем короли Наварры, Гранады, короли Далмации и Хорватии; со следующей страницы начинаются сомнительные гербы короля Эфиопии, библейской Сабы, несколько индийских королей, императоры Китая. Персии, несколько гербов татарских ханов, герб Эдома близ Иудеи, герб библейского короля Балтазара, несколько неизвестных гербов, и наконец — герб «КОРОЛЯ РУСИ». После него идут еще несколько сложноидентифицируемых «королей», а затем автор переходит от фантазий к вполне адекватной информации о следущей ступени иерархии — европейских герцогах.
Будь герб с руками, луком и стрелой действительно гербом Киева, он должен был размещаться либо в разделе Польского королевства (там же, где герб Руси с центром во Львове), либо в разделе великих герцогов (князей), рядом с Мазовией. А фактически руки с луком размещены среди малоизвестных европейцам азиатских «королевств», но именно самостоятельных королевств, а не зависимых от них герцогств или княжеств. Наиболее естественно было бы разместить там именно герб Московской Руси, информации о которой (тем более, достоверных сведений о ее гербе, у европейцев не было).
Вы спросите, а почему же не осталось никаких поздних свидетельств о связи лука со стрелой и герба Московии? Во-первых, герб в гербовнике Грюненберга скорее всего фантазийный, приписанный Москве (равно как и большинство гербов азиатских «королей»), а во вторых — свидетельства остались: на хорошо известной в древности карте Олафа Магнуса рядом с сидящим на троне царем Иваном Васильевичем изображен как раз гербовый щит со всадником, натягивающим лук (а совсем не копейщик).
Морская карта Carta Marina Олафа Магнуса 1539 г. Рядом с царем Иваном Васильевичем (MAGNUS PRINCEPS MOSCOVITAR) изображен герб — всадник, стреляющий из лука.
Как выглядит флаг Молдовы
Современное знамя Молдавии — триколор (сине-желто-красный стяг) с гербом страны в центре. Все три полоски имеют одинаковую ширину и располагаются вертикально. Пропорции полотнища — 1:2. Дизайн стяга официально узаконен 03.11.1990.
Герб Республики — орел (со щитом на груди), держащий в своих лапках — ветку оливы (справа) и золотистый скипетр (слева). В центре композиции — голова тура, у которого между полукруглыми рогами находится светящаяся звезда с 8 лучиками. По бокам изображены — роза (справа) и полумесяц (слева). В клюве у птицы — золотистый крест. Орел изображен в светло-коричневом цвете. Фигура птицы имеет черную окантовку.
Версии герба
Датский герб представлен в двух формах. В современном виде они существуют с 5 июля 1972 года.
Малый
Щит герба Дании испанской формы:
- На золотом фоне три шествующих голубых леопардовых льва, поставленных в столб, чётко один под другим.
- Звери опираются на три лапы, четвёртая (правая передняя) вытянута вперед и поднята вверх. Левая передняя и правая задняя лапы изображены одинаково: выставлены вперёд, а левая задняя – вытянута назад. Головы хищников изображены в профиль, львы смотрят прямо перед собой. Из пасти далеко вперёд высунуты красные языки. Головы львов украшают золотые короны.
- Каждый лев изображён в окружении трёх красных сердец (между передними лапами, выше спины животного и под кисточкой хвоста). Всего на щите 9 сердечек.
- Гербовый щит увенчан королевской короной короля Кристиана V (XVII век).
Большой (королевский)
Гербовый щит рассечён на четыре части крестом Даннеборга, имеющим прямую форму – белый крест с каймой красного цвета:
- В I и IV четвертях – изображения идентичны малому гербу Дании.
- Во II части – герб провинции Шлезвиг, бывшей датской до середины XIX в: два шествующих лазоревых леопардовых льва без корон на жёлтом фоне щита с высунутыми красными языкам.
- III часть сложная и имеет трехчастную структуру. Данная часть имеет голубой фон:
- В верхней части – три шведские золотые короны. Сейчас это знак Кальмарской унии, однако ранее данное изображение обозначало Швецию и притязания датчан на это королевство.
- В нижней левой части, если смотреть на изображение – герб Фарерских островов: серебряный овен с золотыми рогами и копытами.
- В нижней правой части – герб Гренландии: белый медведь с поднятой левой передней лапой. Язык зверя высунут и окрашен в красный цвет.
Центральный щит — герб Ольбенбурга: на жёлтом фоне две горизонтальные красные полосы. Обозначает здесь правящую датскую династию Глюксбургов, которая является ветвью Ольбенбургской династии.
Гербовый щит держат с двух сторон дикие люди. Данные щитодержатели-великаны имелись на династическом гербе Ольденбургов. На гербе они появились в 1449 г. Изображение их классическое:
- Два бородатых обнажённых атлетически сложенных дикаря, в правых руках держащих опущенные дубинки.
- Из украшений – набедренная повязка из листьев и венок.
- Цвета натуральные: туловища – телесного цвета, дубинки – коричневые, листья венка и повязки – зеленые.
Значение этого элемента герба – защита от порчи, болезни, нездоровья. Щит и щитодержатели стоят на простой платформе.
Королевский герб дополнен двумя орденами:
- Орден Слона. Данный орден – высшая награда датчан. На цепи, состоящей из слоников, — белая фигурка слона с поднятым хоботом. На слоновьей шее – тёмная фигурка в красном головном уборе и набедренной повязке – погонщик. Боевая башенка расположена на спине животного, её верх, — кольцо, соединяющее эту фигурку слона с цепью.
- Орден Даннеброга: белый крест с красным ободком на цепи.
Все вышеперечисленное помещено в центр горностаевой мантии, украшенной короной, идентичной той, что на малом гербе Дании.
Описание современного герба
Новый герб Смоленска был утвержден 27 апреля 2001 года. Всерьез задумались о восстановлении городских гербов после развала СССР. Несмотря на рекомендации Государственной герольдии при Президенте РФ, согласно которым все гербы городов, утвержденные до 1917 года, стали законными, самоуправление Смоленска все же утвердила символику с изменениями. Авторы пожелали на гербе Смоленска отобразить, кроме древнего прошлого, и его славное участие в Великой Отечественной. Для них сделали исключение. Поэтому на гербе в новой редакции фоном щита служит золотая пятиконечная звезда. На щите, как и раньше, птица гамаюн восседает на черной пушке, опирающейся на золотой лафет. Венчает его шапка Мономаха. По обеим сторонам расположены красные знамена, на которых золотые вензеля «Ш» и «А І», древка овиты Георгиевской лентой. Под щитом, что видно на фото герба Смоленска, размещены награды в виде лент: Орден Отечественной войны, Орден Ленина. Под ними еще один новый элемент – девиз: «Восславлен крепостью». Он тоже размещен против законов геральдики, в порядке исключения.