Дрезденская картинная галерея
Содержание:
- Дрезденская картинная галерея (Галерея старых мастеров)
- Мост «Голубое Чудо»
- Места, которые стоит посетить
- Саксонская Швейцария
- Цвингер
- Коллекция картин
- Шоппинг
- История
- Немецкий музей гигиены
- Дрезденская православная церковь
- Достопримечательности
- Музей «Зелёные своды»
- Драйкенигскирхе
- «Врагу не пожелаешь»
- Дрезденский панометр
Дрезденская картинная галерея (Галерея старых мастеров)
В галерее собрано множество картин старых мастеров, приобретенных саксонскими правителями — Веттинами. Старыми мастерами принято называть выдающихся художников Западной Европы, которые писали свои картины до XVIII столетия. К ним относятся, например, Рембрандт ван Рейн, Рафаэль, Боттичелли, Дюрер и другие. Помимо Дрездена Галереи старых мастеров так же есть в Касселе и Будапеште.
В 1937 году нацистами были уничтожены многочисленные работы немецких экспрессионистов как «искусство упадничества и вырождения». Пострадало около 300 работ. От бомбардировок серьезно пострадало и само здание картинной галереи Земпера. В 1945 году советские войска в качестве трофеев вывезли из Дрездена значительную часть собрания работ и на протяжении 10 лет эти картины хранились в музее им. Пушкина. В 1955 году, во время визита Никиты Хрущева в ГДР, были возвращены 1240 полотен. В 1956 году часть галереи снова открылась для посетителей, а в 1960г здание было восстановлено полностью.
Самыми известными работами Дрезденской картинной галереи являются «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Спящая Венера» Джорджоне, «Портрет молодого человека» Дюрера, «Шоколадница» Жана-Этьена Лиотара и многие другие. Ценители хорошей живописи проведут тут не один час, получая колоссальное удовольствие. Если стоять лицом к «Галерее Старых мастеров» и выходу на Театральную площадь, то слева от нее вы увидите здание Французского павильона.
Знаменит он тем, что в нем располагается платный туалет. Такое название он получил потому, что именно в нем до 1945 года хранились полотна французских художников. Потому здесь находился музей зоологии, а позднее — музей скульптур.
Если пройти насквозь через французский павильон, то окажетесь в Купальне нимф (Nymphenbads).
Купальня нимф представляет собой фонтан и бассейн работы Бальтазара Пермозера.
По периметру купальни располагаются статуи прекрасных нимф — по семь с каждой стороны.
Мост «Голубое Чудо»
В конце XIX веке между пригородами Дрездена, располагавшимися на разных берегах Эльбы, был сооружен мост, который прозвали «Голубым чудом». На то время это была колоссальная конструкция, строительство которой требовало огромной суммы денег. Средства выделялись обоими пригородами и государственной казной. По мосту даже начали ходить трамваи, но в 1986 году линии были закрыты. Комиссия, исследовавшая состояние конструкции, установила, что срок ее эксплуатации закончится до 2027 года. После этого, скорее всего, мост сохранится как исторический памятник города.
Мост «Голубое Чудо»
Места, которые стоит посетить
Список достопримечательностей в этом городе неиссякаемый. Но если не побывать в следующих местах, нельзя утверждать, что вы видели Дрезден.
Государственные художественные собрания Дрездена, куда входят музеи с самой разнообразной экспозицией. Это и Цвингер, и Дрезденский замок-резиденция, и Альбертинум. Посещение хотя бы половины учреждений из этого собрания покажет искусство с новой стороны, познакомит ближе с художниками и традициями предков. Дрезденская государственная опера Земперопер. В этом здании состоялись премьеры произведений Вагнера и Штрауса. Масштабность и детализация строения просто впечатляют
Стоит обратить внимание на свод авансцены, где располагается фриз с известными драматургическими героями. Если выпадет возможность посетить премьеру в таком театре, то шансом обязательно нужно воспользоваться
Фрауэнкирхе, или же «церковь Богородицы». Возведена по всем традициям истинного барокко. Несмотря на достаточно миловидные архитектурные решения, церковь внутри хранит память о нескончаемых разрушениях и пролитых слезах. Эльбские замки. В отличие от множества достопримечательностей три известных замка не имеют устрашающего прошлого. Но прилегающие к ним парки и террасы привлекают жителей и туристов, ведь здесь можно хорошенько отдохнуть от серой суеты будней. Йенидце перевернет понимание о фабриках. Внешне здание напоминает мечеть. На самом же деле Йенидце – это бывшая табачная фабрика. Это первое строение в Германии, в создании которого использовались железобетонные конструкции.
Вечером в городе Дрездене в Германии рекомендуется осмотреть район Дрезден-Нойштадт, «Белый флот» и мост «Голубое чудо». А вот на террасе Брюля можно признаться в любви, провести романтическое свидание и, конечно же, предложить руку и сердце даме сердца.
Саксонская Швейцария
Ещё в 18 веке два художника из Швейцарии излюбленным местом для своих пейзажей выбрали Эльбские горы, сложенные из песчаника. Из-за ландшафтного сходства с швейцарскими Альпами, эти места и назвали Саксонской Швейцарией. Изумительные пейзажи здешних мест вдохновляют художников всего мира. Центр Саксонской Швейцарии – 200-метровой высоты девственные скалы Бастай (бастион), образованные миллионы лет назад под воздействием эрозии.
Необыкновенная живописность скал, покрытых лесом, заставила людей соединить их мостом, сначала деревянным, а позже каменным, по которому сейчас ходят толпы путешественников, приезжающих электричкой или приплывающих по Эльбе на паромчике. Ещё в 1814 году на скальном склоне выбили 487 ступеней лестницы, ведущей наверх.
По ним также поднимается немало народа, жаждущего оказаться среди чудес Бастая и осмотреть изумительные виды с самой красивой смотровой площадки Саксонской Швейцарии. Между скал на 195-метровой высоте был проложен капитальный мост, который представляет собой результат талантливой инженерной мысли и техники. Воздвигнутый на правом берегу Эльбы, он позволяет обозревать милые сельские пейзажи, скалы невероятных форм.
Цвингер
Dresdner Zwinger – дворцовый комплекс с внутренним садом в стиле позднего барокко. Его первое здание было построено в районе крепостных стен города. Отсюда произошло название дворца (zwinger дословно означает «клетку» (для врагов) между оборонительными стенами в городах).
Дворцовый комплекс Цвингер (Dresdner Zwinger)
Цвингер начал строиться в начале XVIII в. по приказу Августа Сильного, как скромная площадка для развлечений на открытом воздухе. Сначала была построена площадь с амфитеатром и разбиты оранжереи с тропическими деревьями внутри крепостной стены.
Затем курфюрст захотел иметь у себя подобие французского Версаля. Три каменных здания по проекту немецкого архитектора Маттеуса Пёппельмана были воздвигнуты к 1732 г. Замкнувшее дворцовый комплекс темное четвертое здание (на заднем плане фотографии), спроектированное Готфридом Земпером (в котором сейчас расположена Галерея Старых мастеров), появилось много позже – в середине XIX в.
Выходящий во двор фасад Галереи, благодаря округлым окнам, гармонирует с появившимися ранее строениями. А противоположный фасад со стороны Театральной площади решен в ренессансном стиле другого творения Земпера – здания Оперы.
Цвингер несколько раз частично разрушался в периоды военных действий. Так было в Семилетнюю войну, во время немецкой Революции 1848–49 гг., и, конечно, в последнюю войну.
Нынешний Цвингер представляет собой комплекс, состоящий из основного здания Картинной галереи, двух круглых и четырех квадратных павильонов, хорошо видных на фотографии. Для лучшего ориентирования путешественников ниже приведена схема строений Цвингера с пояснениями.
Схема строений Цвингера
Слева от картинной галереи (1) на схеме последовательно обозначены: Французский павильон (10), Купальня нимф (12), павильон на валу (9) и Физико-математический салон (7). Справа следуют Немецкий (2), Колокольный (3) и Фарфоровый (4) павильоны. Коронные ворота (5) находятся напротив Картинной галереи.
Цвингер и его музеи открыты во вторник – воскресенье в 10–18 часов.
Стоимость общего билета в Картинную галерею и Музей фарфора – 10 EUR.
Ниже речь пойдет о самых заметных сооружениях Цвингера.
Коллекция картин
Общее количество картин, выставленных в галерее Дрездена, значительно переваливает за тысячу, потому даже просто список займет много места и, при этом, мало что скажет неэкспертам живописи. Далеко не полный список авторов включает имена, известные каждому:
- Рафаэль;
- Тициан;
- Рембрандт;
- Ян ван Эйк;
- Рубенс;
- Вермеер;
- Джорджоне.
Также отдельные картины – настоящие шедевры, гордость коллекции, привлекающие наибольшее внимание и имеющие самую высокую художественную ценность
Сикстинская мадонна
Считается самой главной картиной дрезденской галереи. Написана Рафаэлем в начале XVI века, считается, что в 1512-1513 году для алтаря одной из церквей в Италии. На достаточно большом полотне 265 на 196 сантиметров изображена мадонна с младенцем, святые Сикст и Варвара, а также два ангела.
Изначально полотно небыло особо популярным, хотя его автор в XVIII веке считался одним из лучших мастеров раннего Возрождения. Август III хотел приобрести более известные картины Рафаэля из Рима, но в ходе переговоров с папой договорился лишь про эту. Но уже скоро, в том числе благодаря отзывам представителей культуры того времени, полотно стало основным в экспозиции музея.
Шоколадница
Еще одна известная картина из дрезденского собрания старых полотен. Принадлежит кисти Лиотара, написана в середине XVIII века. На ней изображена молодая девушка-служанка, которая несет кому-то горячий шоколад на подносе. Работу отличает реализм, точность деталей и обаяние девушки, которую нарисовал автор.
Та самая Шоколадница
Но прославилась эта картина как одна из первых торговых марок. Президент компании Baker’s Chocolate, производящей шоколад в США, купил в 1862 году права на это изображение и использовал его в своей рекламе, что и принесло славу Шоколаднице из дрезденской галереи.
Шоппинг
Дрезден — одна из европейских столиц шоппинга. В здешних аутлетах, магазинах и бутиках, очень кучно расположенных в зданиях вокруг старой рыночной площади, ежедневно проходят десятки акций и распродаж. Скидки тут практически не привязаны к сезонам. Новые коллекции вытесняют в категорию товаров со скидкой вещи, еще вчера бывшие ультрамодными. Из Дрездена везут дорогую одежду, современные и классические столовые приборы (особенно местного бренда Villeroy & Boch), обувь, аксессуары, предметы интерьера. Сувениры приятнее покупать на рынке у Фрауенкирхе (собора Богородицы). Дизайнерские и антикварные бутики, а также изысканные рестораны с интернациональной кухней расположены вдоль улицы Konigstrasse.
Магазины открыты с понедельника по субботу с 10:00 до 20:00. Большие супермаркеты и торговые центры работают до 20:00. По воскресеньям все закрыто, за исключением булочных, заправочных и ж/д станций.
Главная торговая улица Дрездена начинается от главного вокзала и простирается от Wiener Platz вдоль Prager Strasse до площади Altmarkt и Wilsdruffer Strasse. Здесь есть магазины международных брендов, крупнейший книжный магазин в Восточной Германии, самый большой спортивно-рыбацкий магазин в Европе. В торговом центре Altmarkt-Galerie более 100 магазинов, кафе и таверн.
В Дрездене можно купить много полезных сувениров и вкусных подарков. Дорогой мейсенский фарфор и его родной брат изящный дрезденский фарфор, сыры (например, из красивейшего магазинчика «Пфунда», попавшего в Книгу рекордов Гиннеса), игристые вина «Август Сильный» и «Графиня Козельская» (по 15-17 EUR за бутылку), дрезденский пряник в жестяной коробочке и дрезденскую горчицу от 1 EUR за баночку, местные пивные кружки и лопатки для тортов из Цвингера.
История
Мейсенская марка 1206–1288 Чешское королевство 1288–1316 Маркграфство Бранденбург 1316–1319 Мейсенская марка 1319–1423 Курфюршество Саксония 1423–1697 Польша-Саксония 1697–1706 Курфюршество Саксония 1706–1709 Польша-Саксония 1709–1763 Курфюршество Саксония 1763–1806 Королевство Саксония 1806–1871 Германская империя 1871–1918 Веймарская республика 1918–1933 Третий рейх 1933–1945 Германская Демократическая Республика 1949–1990 Федеративная Республика Германия от 1990
Впервые Дрезден документально упоминается в 1206 году в связи с судебным разбирательством между Майсеновской церковью и графом фон Дона из-за спорных территорий (Acta sunt hec dresdene). Как город, уже в другом документе, Дрезден упоминается в 1216 году (Acta sunt hec … in civitate nostra dresdene).
С 1270 года Дрезден стал столицей маркграфства Мейсен и был ей вплоть до объединения маркграфства Мейсен и курфюршества Саксонии в 1422 году. В 1485 году произошёл Лейпцигский раздел объединённого государства, в результате которого Дрезден снова стал столицей маркграфства Мейсен (причём маркграфы получили титул герцогов Саксонии).
В 1547 году курфюршество Саксония было вновь присоединено к Мейсену, и Дрезден оказался столицей курфюршества Саксонии. Наибольшего расцвета Саксония (и Дрезден, как её столица) достигла в начале XVIII века при Августе Сильном, который извлекал огромные доходы из управления Речью Посполитой. При нём трудами Пёппельмана и других придворных мастеров центр Дрездена приобрёл знакомый облик в стиле барокко.
Дрезден на одной из ведут младшего Каналетто, который в 1740-е годы работал при дворе местного курфюрста.
В XVIII веке Саксония претендовала на ведущую роль среди немецких княжеств и вела постоянные войны с Пруссией. Во время Семилетней войны Дрезден был захвачен и долгое время удерживался войсками прусского короля Фридриха II. Эта оккупация нанесла большой урон городу, в частности в 1760 году была разрушена Кройцкирхе.
26—27 августа 1813 года в ходе Шестой коалиционной войны при Дрездене произошло крупное сражение между французской армией под командованием Наполеона I и Богемской армией союзников под командованием Карла Шварценберга, победу одержали французы; в этой битве погибли два русских генерала (Ф. А. Луков и А. П. Мелиссино). В результате наполеоновских войн Саксония понесла огромные территориальные потери, значение Дрездена в политических делах Европы снизилось, но он по-прежнему считался одним из крупнейших культурных центров.
Во время революции 1849 года восставшие горожане во главе со С. Борном и М. Бакуниным изгнали из Дрездена короля, который смог вернуть себе власть, призвав на помощь прусского короля. В 1892 г. несколько предместий присоединены к городу.
Дрезден после англо-американских бомбардировок
В конце Второй мировой войны Дрезден подвергся крупномасштабной бомбардировке. С 13 по 14 февраля 1945 года центр города был полностью разрушен в результате серии ударов английской и американской авиации. В это время Дрезден был переполнен беженцами, спасавшимися от боевых действий Восточного фронта, среди которых было много женщин и детей. По ряду причин город практически не был защищён зенитными орудиями, а авиация ПВО не смогла взлететь. Число жертв составляет от 100 до 200 тысяч человек (некоторые источники сообщают о ещё большем их числе), большинство из которых погибло в результате возникшего огненного смерча. Серьёзно пострадал дрезденский замок-резиденция, Цвингер и Опера Земпера были практически разрушены, несколько позднее обрушился купол Фрауэнкирхе. Одним из немногих выживших в этой бомбардировке стал американский писатель Курт Воннегут, впоследствии написавший знаменитый роман «Бойня номер пять», рассказывающий о вышеописанных событиях. После войны в Дрездене находился штаб и некоторые части 1-й гвардейской танковой армии СССР, а также гарнизонное кладбище.
После войны развалины дворцов, церквей, исторических зданий были аккуратно разобраны, все фрагменты описаны и вывезены за город. Остальные развалины были просто снесены. На месте города фактически образовалась ровная площадка с размеченными на ней границами бывших улиц и зданий. Власти ГДР построили вокруг восстанавливаемого исторического центра современные (на тот период) проспекты и многоэтажные здания. Восстановление центра заняло почти сорок лет — для этого, по возможности, использовались уцелевшие фрагменты, недостающие каменные блоки и архитектурные элементы вытёсывались заново — они заметно выделяются светлым оттенком камня. Многие ключевые здания были воссозданы только после объединения Германии. Впереди восстановление исторических зданий на площади Ноймаркт.
Немецкий музей гигиены
В начале XX столетия Карл Август Лингнер, немецкий фабрикант, основал учебный центр гигиены для народа. Он производил ополаскиватель для полости рта и хотел сделать популярной идею заботы о здоровье. В центре можно было узнать много нового о личной гигиене, анатомии, здоровом питании и так далее. Спустя несколько десятилетий музей перебрался в новое, специально построенное для него здание. Тогда же был создан самый популярный экспонат музея — стеклянный человек, который до сих пор представляет интерес.
Экспозиция имеет несколько разделов — «Жизнь и смерть», «Еда и питье», «Сексуальная жизнь», «Мышление», «Движение», «Красота». В последние годы появился еще один интересный раздел — «Детский музей». Интерактивные стенды демонстрируют маленьким посетителям органы чувств в простой и занимательной форме.
Дрезденская православная церковь
Во второй половине XIX века в Дрездене по инициативе представителей русской общины началось строительство храма, в котором могли бы проводиться службы для русскоязычного населения. Церковь была построена на протяжении 2 лет и уже в 1874 году ее освятили. Храм несколько раз закрывали, но в итоге он был возвращен православным верующим. Он оформлен в русско-византийском стиле и сильно отличается от других святынь города. Его украшают многочисленные кокошники, арки и пилястры. Эту церковь в свое время посетил император Александр II, о чем свидетельствует надпись на памятной доске, расположенной на одной из стен здания.
Дрезденская православная церковь
Достопримечательности
Природной достопримечательностью города является река Эльба. На её протяжении находится Дрезденская Долина – заповедник. Здесь расположены красивейшие заливных луга, нетронутая природа. А на набережной реки, в городе находится знаменитая Терраса Брюля. В девятнадцатом веке именно здесь любили прогуливаться знатные люди.
Терраса Брюля
Очень компактная старая часть города располагается вокруг Театральной площади, центром которой является Дрезденская опера
Неподалеку находится Цвингер – дворцово-парковая зона с великолепными коллекциями и собраниями ценностей, хранящихся в четырех музеях. Роскошный комплекс был возведён в восемнадцатом веке. Занимает огромную территорию с различными парками, аллеями и фонтанами.
Цвингер – дворцово-парковая зона
Приехав в Дрезден, нужно совершить экскурсию по молочному магазину братьев Пфунд, который был основан еще в 1880 году. Необыкновенные украшения из мозаики и керамической плитки, ручная роспись стен, полов и прилавков позволили ему стать красивейшей молочной лавкой во всем мире. В 1998 году он даже попал на страницы книги рекордов Гиннеса.
Молочный магазин братьев Пфунд
Площадь Нойштедтер-Маркт знаменита скульптурой Августа Сильного, который являлся саксонским курфюрстом и польским королем. Открытие Золотого всадника произошло в 1736 году. Во время войны памятник был спрятан и бережно сохранен. На прежнее время он был возвращен в 1526 году, когда праздновали 750-летие города.
Золотой всадник
Немало интересного можно увидеть и в окрестностях Дрездена. Это — великолепное ущелье на Эльбе (Лужицкие горы), архитектурные и исторические памятники, сказочные замки и дворцы (Морицбург, Пильниц), а также чудеса природы. Здесь же расположены комфортабельные и уютные курорты.
Достопримечательностью города является Дрезденский замок – резиденция. Именно здесь заседали саксонские правители. Первое сооружение появилось на этом месте в конце тринадцатого века и со временем достраивалось. Сейчас это роскошный замок в разных архитектурных стилях. На одной из стен замка сохранилось, в оригинале, великолепное панно, выложенное из плитки — «Шествие князей».
Дрезденский замок – резиденция
Архитектурным памятником является здание – Йенице, изначально оно принадлежало фабрике. Здание построено в классическом «восточном» стиле. Здание венчает стеклянный купол, где в настоящее время находится ресторан.
Здание – Йенице
В Дрездене находится Лошвицкий мост, который соединяет два района. Построен мост был в девятнадцатом веке и на тот момент был самым прогрессивным. В настоящее время мост дополнил список местных достопримечательностей, до сих пор функционирует.
Лошвицкий мост
Уникальный мост проложен между прибрежных скал – Бастай. Возвели его в девятнадцатом веке, с него открываются панорамы на окрестности.
Церкви
В городе сохранились церкви и соборы, которые могут посетить желающие. Церковь Богородицы – Фрауэнкирхе, возведена в восемнадцатом веке, была разрушена во время войны и восстановили её лишь в двадцатом веке, по первоначальному облику.
Церковь Богородицы – Фрауэнкирхе
Католическая церковь – Хофкирхе была построена в конце восемнадцатого века. Церковь тоже была отреставрирована после войны.
Католическая церковь – Хофкирхе
Одна из самых больших и старых церковной города – это церковь Святого Креста. Здесь поёт знаменитый хор мальчиков. Во время войны церковь разрушили и сохранилась лишь некоторая часть.
Церковь Святого Креста
Музеи
Дрезден богат музеями. Именно здесь находится знаменитый Альбертинум – художественный музей. В залах выставлены работы эпох импрессионизма, романтизма и реализма.
Альбертинум – художественный музей
На территории дворца Цвингер, расположена Галерея старых мастеров. Здесь выставлены работы периода Возрождения. Во время войны коллекция была вывезена из города, благодаря чему и сохранилась.
Дрезденский музей гигиены расскажет все о строении человека, открыт в двадцатом веке.
Музей «Зелёные своды»
Если кто-то до посещения музея «Зелёные своды» думал, что видел много сокровищ, то он заблуждался. Огромное количество всевозможных предметов, относящихся к сокровищам, находится именно здесь, в супербогатейшей сокровищнице мира. Экспонаты сражают наповал своим обилием и сверкающей красотой, изяществом и виртуозностью ювелирного мастерства. Находится всё это богатство в роскошном Дрезденском дворце, дополняя свои содержимым внешнее величие дворца.
С учётом бесспорной ценности экспонатов, разработаны соответствующие правила для посетителей, предусматривающие вход в сокровищницу без верхней одежды, сумок и телефонов (их оставляют в камере хранения). В залах выставлены уникальные изделия в виде Чаши Ивана Грозного, рукомойники из перламутра, диковинные предметы посуды, украшения, драгоценные камни. Посещение «Зелёных сводов» – это путешествие по 10 тематическим залам.
В каждом из них есть свои шедевры и уникумы типа «сапфира», подаренного Петром I; «зелёного бриллианта», образованного в течение миллионов лет; ювелирный шедевр братьев Динглинер – композиция из драгоценностей «Двор Великого Могола…» и ещё много удивительнейших экспонатов. Зелёный бриллиант уникален, по мнению минералогов, подобных аналогов в мире не существует. В своё время он был приобретён за баснословную сумму в 400 тысяч талеров (примерная стоимость строительства Дрезденского собора). Впечатляют экспонаты «Янтарного кабинета», каждый из которых – художественный шедевр. Пребывание в стенах музея «Зелёные своды» – величайшее эстетическое удовольствие.
Адрес: Taschenberg 2
Драйкенигскирхе
Еще один старинный храм Дрездена заслуживает внимания гостей города – церковь Трех Волхов. Строительство святыни началось в 1732 году. Неф церкви возвели до середины XVIII века, а сооружение колокольни пришлось отложить на 100 лет из-за нехватки средств. Только в 1854 году строительные работы возобновили. Всего за 4 года над храмом возвысилась величественная необарочная колокольня. Она даже уцелела после бомбежек города в 1945 году авиацией английской и американской армий, хоть неф церкви практически сровняли с землей. Сегодня весь храм полностью реконструирован. В нем посетители могут увидеть фриз «Пляска смерти», созданный в XVI столетии.
Драйкенигскирхе
«Врагу не пожелаешь»
C 13 по 15 февраля 1945 года объединенные британские и американские ВВС бомбили Дрезден. Более 1400 бомбардировщиков сбросили на город бомбы, 75% которых были зажигательными. Дрезден горел несколько дней, огненный смерч буквально крошил здания, плавил асфальт и выжигал с корнями деревья. Официально жертвами налета стали двадцать пять тысяч человек, а по неофициальным данным – в несколько раз больше. Очевидно, что никакой необходимости уничтожать город не было (Дрезден имел низкое военное значение), и подобная акция союзников преследовала вполне определенную цель – запугать. Причем и Германию, и Советский Союз. Эта акция расценивается как демонстрация военной мощи, того, что «кара» может настигнуть любой населенный пункт, если что-то пойдет вразрез с планами западных лидеров. Иногда это трагическое событие называют «бомбовым холокостом» и характеризуют как военное преступление.
В результате британского авианалета под кодовым названием «Удар грома» был частично разрушен архитектурный комплекс Цвингер – место хранения шедевров Дрезденской галереи, среди которых картины Рафаэля, Тициана, Рембрандта и других выдающихся европейских живописцев. Машина, перевозившая 150 картин в день бомбардировки, сгорела дотла. Что стало с другими полотнами, предстояло выяснить советскому командованию. Перед Красной Армией была поставлена задача в короткие сроки отыскать и спасти экспонаты галереи. Возглавил группу поиска картин младший лейтенант Леонид Наумович Рабинович, служивший в 164-м рабочем батальоне 5-й гвардейской армии 1-го Украинского фронта (впоследствии об этом эпизоде он напишет повесть «Семь дней»). До начала войны он был художником и знал, что именно находится в Дрезденской галерее. Кроме того, Рабинович прекрасно владел немецким и мог подробно расспросить уцелевших жителей о пропавших шедеврах.
Руины Дрездена после бомбардировки
Сначала младшему лейтенанту удалось добыть совсем немного информации: ходили слухи, что в январе 1945 года нацисты вывезли из Дрезденской галереи несколько железных и деревянных ящиков. Помогла Леониду Рабиновичу хранительница скульптурного собрания: женщина утверждала, что некоторые экспонаты могли спрятать в здании Академии изобразительных искусств. И она оказалась права. В одном из неразрушенных помещений действительно обнаружили скульптуры, а главное – «подсказку», где искать картины. Чтобы приблизиться к цели, советским военным предстояло расшифровать карту с непонятными значками и буквами.
Дрезденский панометр
Дрезденский панометр. | Фото: wikimedia.
В 2006 году австрийский художник иранского происхождения Ядегар Азизи воплотил концепцию музея-панорамы в Дрездене, выставив свои панорамные картины в бывшем газовом хранилище (газгольдере), находящемся в городском районе Райк. Для демонстрации панорам Дрездена разных исторических эпох используется все внутреннее пространство бывшего газгольдера.
При открытии необычного музея была выставлена огромная панорама с изображением Дрездена середины XVIII века – периода его расцвета и могущества. Размеры картины составляют 27 м в высоту и 127 м в окружности. В 2015 году, через 70 лет после бомбардировки Дрездена в музее появилась панорама, которая дает представление о масштабах разрушений (и работ по восстановлению) города.
Вход к панораме предваряет небольшая выставка со сценами из истории Дрездена. Особенно живописны виды города эпохи барокко, отчасти вдохновленные пейзажами Каналетто.
Адрес: Panometer, Gasanstaltstraße 8B, 01237 Dresden, Германия.