Музей сальвадора дали
Содержание:
- Мадрид
- Судьбоносная встреча Дали с Галой
- «Фам фаталь» или Елена Дьяконова (Гала)
- Мыс Креус (Cap de Creus)
- Музей Дали в Барселоне: уютная атмосфера дома-музея Дали в Кадакесе
- Театр-музей в Фигерасе: архитектуру можно создавать из хлеба и яиц
- Связь Сальвадора Дали и Кадакеса
- Дом-музей Дали в Кадакесе
- 1921 год — смерть матери
- Гала
- Фигейрас
- Билеты в музеи Дали онлайн
- Дом-музей Сальвадора Дали в Кадакесе: устройство музея
- Внутренний дворик
- Как все начиналось в Кадакасе
- Замок Пубол
- Другие комнаты
Мадрид
После смерти матери Дали принял решение уехать в Мадрид. Он уговорил отца отпустить его и оказать помощь в поступлении в Академию изящных искусств.
В 1922 году Сальвадор Дали подготовил для вступительных экзаменов рисунок, который оказался слишком мал. Смотритель из Академии сказал об этом отцу Дали, а тот, уже устав от причуд сына, по-хорошему попросил его перерисовать. Времени оставалось три дня, но Сальвадор не торопился писать, чем доводил отца до белого каления. В день экзамена юноша сообщил отцу, что рисунок он сделал, только ещё меньше предыдущего, для родителя такой вызов стал сильным ударом. Но комиссия рассмотрела в работе Дали высокое мастерство и приняла его в Академию.
Он начал учёбу в Мадриде и поселился в студенческом общежитии для одарённых молодых людей. Наряду с учёбой Дали сильно увлекался работами Фрейда, щеголял в обществе, заводил новые полезные знакомства.
Сальвадор много писал в это время, вносил в свои картины новые течения: кубизм и дадаизм.
Но в 1926 году, несмотря на талант, Сальвадора выгнали из Академии за отвратительное высокомерное и пренебрежительное отношение к педагогам. В этом же году он уехал в Париж.
Судьбоносная встреча Дали с Галой
В этом городе произошла встреча начинающего, еще никому не известного художника с Галой, которую Дали впоследствии любил всю жизнь. Она служила мастеру в качестве музы, менеджера и друга долгие годы. Эта судьбоносная встреча произошла в 1929 году. 25-летний художник с первого взгляда влюбился в 36-летнюю обаятельную женщину.
Стоит отметить, что когда Сальвадору было семь лет, ему сделали презент в виде обычной авторучки с нарисованной на ней девушкой в зимней упряжке. Мальчик был влюблен в нее, а после встречи с Галой понял, что на авторучке изобразили именно ее. Появление саней на рисунке он мотивировал тем, что его возлюбленная из снежной России.
В то время у Галы был муж и дочка. Любовники у женщины постоянно менялись. Она владела секретами обольщения мужчин и была замужем за Полем Элюаром, которого позвал в гости молодой неизвестный художник Сальвадор Дали.
Будущий знаменитый провокатор был подготовлен к встрече. Он появился перед гостями в рваной эпатажной шелковой рубашке, вымазал подмышки синькой и придумал духи, основными ингредиентами которых были лаванда, рыбный клей и козлиный помет, но нанести на себя он их не успел, так как заметил подходящую к дому Галу. Он был очарован ею. У Дали отняло речь. Он издавал только нервный смех и хотел быть поближе к красавице.
«Фам фаталь» или Елена Дьяконова (Гала)
Одна удача приходила на смену другой. В жизни Дали появляется русская женщина, родом из Казани — Елена Дьяконова. В богеме она давно прослыла как «грешная муза Гала».
Сальвадор Дали и Гала в студии художника-сюрреалиста в Париже в 1934 году
Жена поэта Поля Элюара стала для Сальвадора той единственной, блистательной и безмятежной музой, которой он посвятил не один десяток своих творений. Ради Дали она оставляет мужа с дочерью и уходит к молодому гению.
Галарина. 1945. Театр-музей Дали, Фигерас, Испания
Это был невероятный союз на целых полвека. Десять лет разницы в возрасте не смущали никого. Они нашли друг друга.
Для Сальвадора Гала была самой покладистой натурщицей. Ее шарм зашкаливал и вдохновлял Сальвадора и как художника, и как мужчину. А для Галы молодой дон стал тем самым денежным потоком. Ее чутье никогда не подводило, и в этот раз она не ошиблась.
Все обязанности менеджера Гала берет на себя, а Сальвадор упорно работает над картинами. Спустя некоторое время, сюрреалисту и его музе становится тесно в Париже. Гала решает отправиться в Америку.
Настоящий фурор
Интуиция не подвела меркантильную женщину. Именно там, в стране, привыкшей к разнообразным лихорадкам, не хватало только сюрреализма. Дали преподнес его со всеми своими фантазиями.
«Сон» 1937. Это хрупкая, неустойчивая реальность в мире подсознания.
Восхищению американцев не было предела, они признали эпатажного Дали безусловным лидером мировой живописи. Для Дали в живописи не было законов, только темперамент и разнузданные фантазии.
Метр достиг наивысшего уровня и позволял себе такие вольности, как например, в случае с Арамом Хачатуряном. Слух о танце с саблей облетел весь мир. Да, это было сумасшедшее зрелище. Великого дона понесло. Судя по всему, его не интересовали мировые трагедии, настолько маэстро был увлечен своей гениальностью.
В то время когда на родине художника шла война, он успешно разогревал американский народ своими выходками и бурными фантазиями. Изображения на его картинах были настолько причудливы, что даже догадаться невозможно, что витало в мыслях творца сюрреализма.
«Геополитическое дитя, наблюдающее рождение Нового человека», 1943 год, США
У современников положение дел мэтра вызывает зависть. Этот человек делал все, что хотел. Писал то, что приходило на ум, да еще и своими выходками сколотил целое состояние.
Мыс Креус (Cap de Creus)
Мыс Креус я впервые увидела в «Непутевых заметках» Дмитрия Крылова. Та передача как раз была посвящена «треугольнику Дали».
Мыс находится почти на самой границе с Францией. Это самая восточная точка Пиренейского полуострова.
Сальвадор Дали восхищался и вдохновлялся необычностью этого места, рисовал его. В частности, мыс Креус изображен на его известной картине «Призрак сексуальной привлекательности».
Дорога на мыс Креус извилиста и узка, она проходит через скальное плато и заканчивается возле маяка.
Место и вправду необычное, сейчас здесь устроен природный парк. Скалы здесь не обтесаны ветром, а словно встрепаны и взволнованы, слои выворочены в разные стороны, все застыло кое-как, коряво, наспех. Ощущение дикости и природной силы.
Дует ветер. Кое-где среди скальных разломов видны маленькие фигурки, спускающиеся к морю. Оборачиваешься назад – видишь продолжение моря в камне. Такие пейзажи еще называют лунными.
Возле маяка – ресторан.
В тот воскресный вечер, когда мы приехали на мыс Креус, на открытой площадке возле ресторана пел человек под гитару. Вокруг собрались слушатели. Кто-то сидел за столиками, кто-то – на уступах скал. Изрезанная линия берега пропадала в тумане, вокруг вздымались причудливые каменные изваяния. Запоминающийся вечер!
Музей Дали в Барселоне: уютная атмосфера дома-музея Дали в Кадакесе
Одной из главных достопримечательностей Кадакеса является дом-музей Дали, где Сальвадор жил и пускался в творческие эксперименты. Место уже несколько десятилетий хранит память и дух бескомпромиссности, которая читалась в образе художника. Дом-музей Дали в Кадакесе встретил первых гостей в 1997 году.
Неприметная рыбацкая избушка шаг за шагом трансформировалась в храм сюрреализма, где главенствовали характерные образы, любимые Сальвадором. Кадакес нельзя назвать ведущим городом в пределах Каталонии, который способен в чем-то тягаться с Барселоной, но славные страницы его истории заслуживают внимания путешественников.
Театр-музей в Фигерасе: архитектуру можно создавать из хлеба и яиц
Театр-музей Сальвадора Дали в его родном Фигерасе
…Как-то летним вечером Дали обратил внимание на выразительную кирпичную кладку старого театра Принсипаль в Фигерасе. В сопровождении художника Жоакима Бека де Кареды он осмотрел живописные руины и предложил использовать это место для музыкальных спектаклей
Но тогда его предложение не встретило одобрения: о каких спектаклях может идти речь на сущих развалинах, в которые превратился к тому моменту театр!
Тем не менее, Дали вернулся к идее в 1961 году, когда рассказал Рамону Гуардьоле, мэру Фигераса, и Мелито Казальсу, своему доверенному фотографу, о намерении построить здесь необычный музей. Место для художника было знаковым: ведь именно здесь, в здании старого театра, в 1918 году проходила первая выставка 14-летнего Дали. Несмотря на рвение, гениальному художнику пришлось целое десятилетие ждать осуществления своей мечты.
Изначально Дали не хотел выставлять здесь свои оригинальные работы – только фотографии. Тем не менее, мэрии удалось уговорить художника передать в музей оригиналы картин. И в октябре 1970 года после того, как конфликт был улажен, начались работы по реконструкции здания театра.
Во внутреннем дворе Театра-музея
Заметим, идея театра-музея, как и концепция его наполнения, безраздельно принадлежат самому Дали. Музейный комплекс состоит из здания старого муниципального театра, а также части средневековых городских стен и башни «Галатея» – по воле судьбы впоследствии ставшей последней резиденцией художника. Строился музей 14 лет. На все необходимые работы ушла большая часть состояния Дали, немалого к тому времени, а также выделенные испанским правительством субсидии и пожертвования многих его друзей.
-…Я хочу, чтобы мой музей был монолитом, лабиринтом, огромным сюрреалистическим объектом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон…» – писал о музее Сальвадор Дали.
Для работ над куполом необычного театра Сальвадор Дали привлек своего друга, архитектора Эмилио Переса Пиньейро. Созданная им выпуклая крыша из стекла и стали стала символом международного поп-арта. Создавая эту конструкцию, автор вдохновлялся работами американского дизайнера Ричарда Фуллера.
Купол Театра-музея Дали хорошо виден чуть ли не ото всюду в Фигерасе
…Постройка с ярко-алыми стенами видна еще издалека. Театр-музей поражает, в первую очередь, гигантскими яйцами, водруженными на мощную кирпичную кладку стен. Почему яйца? Выбор, считают исследователи творчества Дали, совсем неслучаен: художник использовал этот образ во многих своих картинах, художественных акциях и скульптурах. Помимо того, что яйцо – это во многих культурах символ жизни, — ампурданские яйца, особенно желтые, — это еще и пищевой бренд, они славятся своим качеством и ценятся на рынке гораздо дороже остальных.
Главный принцип сюрреализма — сочетай несочетаемое – используется здесь на каждом шагу. Пока строился музей, жители окрестных домов с удивлением наблюдали, как фасад постепенно покрывается булками крестьянского хлеба. Рисунок из булок на стене напоминал старинные мавританские дворцы, где часто использовался орнамент «в крапинку». Дело в том, что Дали преклонялся перед хлебом и тоже часто использовал его в картинах. Сам Дали не раз признавался:-…Хлеб стал одним из давних предметов фетишизма и навязчивых идей в моих произведениях, это номер один, которому я был более всего верен…
«Пищевая» архитектура Сальвадора Дали
Другой характерный образ — женская фигура с батоном хлеба и костылем, ещё одним часто используемым и значимы предметом образного мира художника. Сквозные отверстия в солнечном сплетении женской фигуры иллюстрируют идею Дали о том, что информация содержится в пустом пространстве.
12 октября 1983 года к театру был присоединен еще и соседний дом Горгот. Согласно распоряжению художника, он был погребен в Фигерасе, в своем Театре-музее, как раз под модернистским куполом, который сооружал Эмилио Пиньейро. Произошло это 25 января 1989 года. Гениальному художнику были отданы все полагающиеся почести.
Связь Сальвадора Дали и Кадакеса
Бухта Порт Лигата – обязательный пункт путешествия по следам Сальвадора Дали. Именно здесь находится дом-музей великого художника. Для того, чтобы оказаться в бухте, необходимо проехать 5 километров от Кадакеса. Это место было выбрано Сальвадором Дали и его женой как лучшее для постройки собственной резиденции. Мастер жил здесь со второй половинкой вплоть до ее смерти, после чего принял решение отправиться в Фигерас и обосноваться в замке Пуболь.
Сальвадор Дали обожал принимать у себя гостей и регулярно встречался с другими видными деятелями искусства, которые оставили своей след в истории. К нему наведывались Габриэль Гарсия Лорка, Пабло Пикассо и сам Уолт Дисней.
Необычные фантазии Сальвадора Дали, воплощенные в его творчестве, видны уже в первые секунды после входа в дом-музей. Художник полагал, что его дом – живой организм, за которым требуется особый уход и регулярные изменения. В течение четырех десятков лет Сальвадор Дали работал над его внешним обликом и внутренней планировкой, постоянно совершенствуя исходный проект. Так был создан шедевр, который доказывает, что талантливый человек талантлив во всем.
Картинами и скульптурами Сальвадора Дали украшены все зоны жилища, сад, не пропущено ни одной комнаты. Дом-музей станет отличным вариантом путешествия в другую реальность, созданную руками признанного мастера сюрреализма. Идеи Сальвадора Дали никогда не покинут этот дом.
Дом-музей Дали
Дом-музей Дали в Кадакесе
Сальвадор Дали с детства любил Кадакес, приморский городок в 10 км от Фигераса. В Кадакесе был дом его отца, и Сальвадор обычно проводил там лето.
Именно в Кадакес в гости к молодому художнику приехал французский поэт Поль Элюар со своей женой Галой. Вскоре после этой встречи Гала оставила Элюара и стала жить с Дали. А мужу на прощанье сказала: «Я могла бы жить с талантом, но предпочитаю жить с гением».
После ссоры с отцом, не принявшим Галы, в 1930 году Сальвадор Дали приобрел дом в рыбацкой деревне Порт-Льигат, расположенной на берегу соседней бухты.
Изначально маленький, дом с годами разрастался за счет приобретаемых соседних владений, так что в конце концов получилось здание странной ступенчатой формы с большой оливковой рощей впридачу. Благосостояние семьи росло, рос и дом.
Гала и Дали много путешествовали, несколько лет жили в Америке, но неизменно возвращались в свой дом на берегу моря.
Первой его покинула Гала — перебралась в построенный для нее замок Пубол и стала жить отдельно от Дали. А после ее смерти в Пубол переехал и сам Дали.
1921 год — смерть матери
Сальвадор Дали очень любил свою мать и был опустошен потерей близкого человека. Все детство художник провел в окружении любящих его женщин — матери, тети, сестры и бабушки, тогда как отец проводил время на работе. Возможно, поэтому во взрослой жизни Дали искал в спутнице такую силу любви, которую давали ему его близкие в детстве, и ту безусловную любовь, которую испытывают матери к детям. Позже все это он нашел в Гале — гармонию, свой идеал, заботу и любовь.
Своей матери Дали посвятил картину «Загадка желания: Мою мать, мою мать, мою мать» (The Enigma of My Desire or My Mother, My Mother, My Mother).
Гала
Польстившись на дешевый отдых, в Кадакес приехали Поль Элюар, один из лучших поэтов Франции, вместе со своей женой Галой и дочерью, Рене Магритт с супругой и галерист Гоеманс.
Остановились они, естественно, в «Мирамаре». Дали приходил туда навестить друзей. Тощий, бронзовый от загара, с волосами иссиня-черного цвета, узкие брюки, шелковая рубашка с жабо и болтающиеся бусы — Дали больше напоминал исполнителя аргентинского танго.
Эта сюрреалистическая компания потрясена его видом и поведением: он надрывается от беспричинного смеха, бросается на землю в приступе истерии. В довершение всего Дали демонстрирует гостям картину, на которой изображен сеньор в панталонах, перемазанных козьим навозом.
Друзья боятся за психическое здоровье Дали и уговаривают Галу поговорить с ним. Недаром она славится своим умением «приручать». Когда какой-нибудь художник становился известным, говорили: неудивительно, ведь теперь он с Галой.
Русская Муза французского сюрреализма. (Настоящее имя Галы — Галина Дьякова.)
Они встречались на мысе Креус. Это был личный рай Сальвадора Дали. В этих бухтах он плавал, как рыба, и лазил по горам.
Все правда, что писали об этом месте. Скалы всевозможной формы, то мягкие, барочные, то твердые, как готические замки, то красного, то желтого цвета, есть мрачные — как вход в ад. В этих местах побывал архитектор Ан- тонио Гауди и навсегда заболел этими скалами, пытаясь повторить их в своем соборе Саграда Фамилья — «Святое семейство», что в Барселоне.
Ошибка — от бога. Поэтому не старайтесь исправить ошибку. Напротив, попробуйте понять ее, проникнуться ее смыслом, притерпеться к ней. И наступит освобождение.Сальвадор Дали
Мы стоим на мысе Креус — самой восточной точке полуострова. Дали говорил, что здесь он первым в Испании встречает рассвет. Мыс Креус — мыс Крест. Имя «Сальвадор» переводится как «Спаситель». Справа — залив Роз, слева — залив Льва.
Так Дали оказался на своем Кресте, между Розами и Львом, между своими параноидальными страхами и Галой. Он выбирает Розы и будет спасен.
Здесь, на мысе Креус, Дали впервые поцеловал Галу. Она забывает о Лазурном береге, о богемной небедной жизни в Париже. Она берет его за руку: «Теперь, малыш Дали, мы не расстанемся уже больше никогда…» Сальвадору 25, Гале — 35 лет.
Она не вернется к Элюару, забудет про дочь. Она отгонит всех терзающих его демонов, его нарождающуюся шизофрению.
Гала проживет 87 лет. Ей удастся почти до конца оставаться молодой и желанной. До 65 лет она загорает на пляжах Порт-Льигата в открытом купальнике.
В 75 лет заканчивается последний ее роман с Джефом, молодым красавцем, исполнителем роли Иисуса Христа в бродвейской постановке. Да-да, в этой семье были странные отношения.
Только после 70 лет она начинает делать многочисленные операции- подтяжки. В результате кожа на лице стала лопаться, появляются незаживающие раны.
Она лежала на кровати в Порт-Льигате, отделенная ширмой от стоявшей рядом кровати Дали. Ему было больно смотреть на нее, но жить без своей Галы он не мог…
Фигейрас
Но самым любимым блюдом Дали был лангуст в шоколаде. Что-то нам подсказывало, что мы найдем его на обратном пути в Фигейрас, город, где художник родился.
В центре Фигейраса на нас выплыло здание Музея-Театра Сальвадора Дали. Оно радовало своей жизнерадостностью и сумасшествием. Представьте: все оно выкрашено в темно-розовый цвет, а окантовочка — кремовая.
На стенах — какие-то финтифлюшки, то ли калачики, то ли ракушки, то ли экскременты… Венчают эту розовую вакханалию безупречного китча знаменитые яйца Дали, наверное, метра два высотой. Каждый день здесь разыгрывается одна и та же пьеса.
Диснейленд для взрослых, придуманный Дали.
Гала — единственная моя муза, мой гений и моя жизнь, без Гала я никто.Сальвадор Дали
Голод погнал нас из Музея-Театра. Напротив дом, где родился Дали, где в шкафу он накладывал на радость папе кучки, которыми теперь восхищается просвещенный мир. На Старой площади гостиница и ресторан «Дюран», там мы и решили пообедать. Небольшой холл в красных тонах, справа стойка, слева бронзовый бюст художника.
Оказалось, что Дали обожал этот ресторан, в 50 метрах от музея на Старой площади, устраивал здесь ужины и обеды для своих друзей. Собственноручно оформлял меню.
Здесь в 1971 году он отпраздновал с Галой, ее другом Джефом и Амандой Лир открытие своего музея. Отец нынешнего хозяина ресторана Луиса Дюрана был большим приятелем Дали.
— А лангуста в шоколаде у вас подают?
— В шоколадном соусе,- вежливо поправил нас сеньор Луис.
Мы поглощали омара, сидя на том самом месте, на том самом стуле и за тем самым столом, где сиживали Дали и Гала. Это самое старое помещение в ресторане. Ему лет триста.
Белые стены и черные дубовые прокопченные балки. В центре — колодец. Рядом огромный дубовый стол, сцена, где разыгрывалось немало представлений.
И тут Гала с невозмутимым лицом говорит: «Как, однако, милочка, вы много едите. Эдак мы вас не прокормим». «Я попросила вторую порцию из вежливости»,- оправдывалась Аманда. «Кто тут говорит о вежливости? Явились в дом моего мужа в шортах по самое «не балуй» и еще говорите о хороших манерах!»
Дали, не проронив ни слова, сидел и смеялся. Ему нравились скандалы и скандальчики. Да он и сам мог в разгар обеда перевернуть стол.
Сеньор Луис, сама любезность, поведал нам секрет шоколадного соуса: оказалось, что он только на десять процентов состоит из горького шоколада, остальное — приправы.
После обильной еды Дали поднимался наверх, где честно исполнял испанский ритуал — сиесту, послеобеденный сон. Самое удивительное, что это не музей. В этой комнате каждый может остановиться, и стоит номер столько же, как и любой другой в этой гостинице.
Билеты в музеи Дали онлайн
Чтобы гарантированно попасть в музеи Дали, лучше заранее купить билеты онлайн через сайт salvador-dali.org. Во всяком случае, в первые два музея точно – в Фигерасе и Порт-Льигат.
В замок Пубол мы спокойно, без всякой очереди взяли билеты в кассе.
В театр-музей Дали купили билеты на сайте. В кассу была большая очередь – мы прошли по билетам сразу.
А вот с Порт-Льигат мы дали маху – понадеялись, что купим билеты в музее, а когда приехали, выяснилось, что на ближайшую неделю все билеты раскуплены. Пришлось ограничиться посещением «садов» при доме-музее.
При покупке билетов надо выбрать время дату и время посещения. Собственно, поэтому и не взяли заранее билеты в Порт-Льигат – не знали, в какое время попадем в Кадакес. За это и поплатились.
Стоимость билетов: в театр-музей Дали в Фигеросе – 14 евро, в Порт-Льигате – 11 (только сады – 5), в Пуболе – 8 евро. В августе еще предлагается ночное посещение театра-музея в Фигерасе. Набирается организованная группа в 25 человек (в разные дни – экскурсии на разных языках). Начало ночной экскурсии в 22-30, стоимость — 15 евро.
Дом-музей Сальвадора Дали в Кадакесе: устройство музея
Залы дома-музея Сальвадора Дали можно разделить на три части.
Во-первых, это комнаты, где протекала жизнь супругов.
Во-вторых, это невероятная художественная мастерская Сальвадора Дали.
В-третьих, сказочный сюрреалистический сад-лабиринт, где принимали гостей и устраивали невероятные преформансы.
Посещение лабиринта начинается в Эль-Ресидор-дель-Осо, и через его коридоры вы попадаете в разные комнаты.
Вначале вас встретит огромное чучело белого медведя. Оно выполняет множество функций, таких как лампа, подставка для зонтов, подставка для писем. Это подарок Эдварда Джеймса, миллионера, поэта и скульптора, приятеля Дали.
Столовая
В столовой мы видим длинный деревянный стол с двумя большими лампами
Как всегда, когда дело касается Дали, внимание привлекают множество необычных деталей и предметов, о значении которых бывает сложно догадаться
Библиотека
В этом зале, помимо всего прочего, взгляд останавливается на лебедях. У Галы и Дали в качестве домашних питомцев были четыре домашних лебедя, которые жили в бассейне. Когда лебеди умерли, они решили сделать чучела их и поместить в разные комнаты дома.
Дом-музей Сальвадора Дали в Кадакесе: мастерская Сальвадора Дали
Одно из самых притягательных мест в доме, конечно же, мастерская Сальвадора Дали. Она остается такой, какой ее оставил художник. Две незавершенные работы, кисти, банки с краской и растворителями. Кажется, художника отлучился всего на минуту.
От окна с прекрасным видом на залив Портлигат просто невозможно оторвать взгляд.
В модельном зале рядом с мастерской находятся различные оптические приборы и инструменты, которые использовал художник.
Желтый салон
Называют его так из-за цвета софы, которая занимает весь зал.
В центре находится столик из дерева и стекла и часы- улитка. Их Дали купил в нью-йоркском магазине Тифани.
Птичий зал
Птичья комната — это прихожая в главную спальню. В этой комнате нас удивляют две вещи. В центре мы видим большую птичью клетку, отсюда и название. Плюс миниатюрная клетка для цикад. Дали нравилось засыпать под их пение.
Однако самым поразительным элементом этой комнаты является зеркало. Оно обращено к кровати и отражает свет, который попадает в окно. Дали говорил, что он был первым человеком в Испании, который видел восход солнца. Первый луч солнечного света дня проецировался на его кровать.
Спальня
Спальня состоит из двух кроватей, украшенных красным цветом. Гала и Дали спали на отдельных кроватях, но в одной комнате.
Русский самовар в углу спальни неизменно вызывает улыбку.
Овальная комната
Наконец, вы войдете в очень любопытный зал, Овальная комната.
Овальный зал — это личная комната музы художника, его жены Галы. Доступ к нему осуществляется через гардеробную Гала, заполненную фотографиями знаменитой пары.
Говорят, что Гала раньше пряталась от суеты вечеринок в этой комнате. Сюда она уходила одна или в сопровождении ближайших друзей.
Акустика этой овальной комнаты позволяет говорить шепотом, эхо распространяется по всей комнате.
Дом-музей Сальвадора Дали в Кадакесе:сад
Дом окружает потрясающий сад из оливковых деревьев.
Как и все, к чему прикасалась рука Дали, сад стал настоящим произведением искусства. Без сомнения, это самый необычный сад в котором приходилось бывать.
В саду вы также найдете любопытные уголки и сюрреалистические экспонаты.
Например, башня, увенчанная большим яйцом. Символ жизни, любви и надежды. Яйца часто присутствуют в творчестве художника. В доме-музее Сальвадора Дали в Кадакес они тоже нашли свое место.
Башня Горшков
Это круговая башня, состоящая из горшков с отверстиями. Дали нравилось слушать шум, когда дует ветер с моря. Еще одна из причуд гения.
Христос из обломков
Христос из обломков находится в оливковой роще. Дали соорудил его из различных обломков, собранных в результате наводнения.
Двор
В зоне бассейна далианский китч проявляется во всей красе.
Представьте, фигурки тореадоров и танцовщиц фламенко, розовый диван в форме губ, человечки Мишлен. Все это на фоне интерьеров, которые напоминают дворах Альгамбры в Гранаде.
IMG_0141
IMG_0142
IMG_0180
IMG_0211
IMG_0225
IMG_0227
IMG_0240
IMG_0274
IMG_0275
IMG_0288
IMG_0297
IMG_0312
Внутренний дворик
В доме отсутствуют приемные и гостевые комнаты. Посторонние не бывали здесь никогда. Друзей семьи собирали во внутреннем дворике.
Для побелки всего дома использовалась специальная известь с соком агавы, поэтому все стены отливали голубоватым свечением. По ночам казалось, что дом сияет.
Для оформления бассейна во дворике был выбран восточный стиль. Внешне он похож на водоемы Альгамбры, на что и рассчитывал художник. Бассейн имеет довольно откровенную форму.
Центр дворика оборудован беседкой, которая напоминает обычную оберточную упаковку от радиоприемника. Она украшена кувшинами, переплетенными ветками, камышами, свернутыми гобеленами, бантиками, фигурками Венеры Милосской, носорогов и львов. Оформление беседки – это сочетание модерна, поп-арта и авангарда. Местами чувствуется влияние знаменитого испанского архитектора Гауди.
Все экскурсионные программы по Кадакесу включают посещение дома-музея Дали.
Как все начиналось в Кадакасе
Кадакес еще с детства было для Дали чем-то особенным. Сюда он приезжал на лето с родителями, у его отца был здесь небольшой домик. Позже сюда он приезжал уже сам, черпая вдохновение в удивительной природе Кадакеса.
Именно здесь в Кадакесе он встретил свою Гала, которая была для него другом, импресарио, музой и любовью всей его жизни. Случилось это в 1929 году, когда Дали было 25 лет, а Гала или как ее звали по-настоящему Елене Дьяконовой, 36. Но еще в семилетнем возрасте, он объявил, что встретил свою любовь. Тогда ему подарили обычную авторучку, на которой была нарисована девушка в зимней упряжке. Именно в нее и влюбился Дали, а когда встретил Гала, то его мечта воплотилась в реальность – девушка из упряжки была перед ним. Позже Дали рассказывал, что Гала из России, где много снега, поэтому на авторучке она изображена в санях.
На время встречи Гала уже была замужем, имела дочь, успела поменять несколько любовников. Вообще это была выдающаяся женщина, которая знала, как очаровать и удержать мужчину. Ее муж Поль Элюар был приглашен к молодому, неизвестному художнику, куда она пошла вместе с мужем, так как Гала интересовалась искусством и круг ее друзей в основном состоял из богемы.
Гала
Гала
Но и Дали готовился к этой встрече. Он изорвал одну из своих эпатажных, шелковых рубах, покрасил подмышки синькой и даже изобрел «шикарные» духи из козлиного помета, рыбного клея и лаванды, и только хотел намазать голову этой термоядерной смесью, как увидел ее… Гала. Больше в этот вечер Дали не смог ничего сказать, он целый вечер только кружил вокруг женщины, и нервно хихикал.
Но чем же смог покорить Гала такой немного сумасшедший человек? Гала, была умной женщиной и сумела разглядеть гений Дали. Любила ли она его? Безусловно, любила, поэтому и мирилась со всеми его чудачествами, и даже поддерживала многие из них.
Через год после знакомства Дали начал подыскивать дом и Кадакесе для себя и своей возлюбленной. Так как денег на покупку достойного жилища не было, он приобрел полуразвалившуюся лачугу в четыре квадратных метра, с прогнившей крышей. На это ушли все его сбережения, а ремонт дома помог сделать уже один из меценатов. Позже супруги начали скупать одну за другой окрестные лачуги, соединяя из переходами между собой, так рождался дом Дали и Гала. Смотря на этот дом и зная, кому он принадлежал, я даже не удивлялась – это далеко не самая большая странность связанная с именами парочки.
Вот так дом Дали и Гала выглядит сейчас.
Дом Дали и Гала в Кадакесе
Дом Дали и Гала в Кадакесе
Но, пока еще денег не было, Гала ежедневно оббивала пороги всевозможных выставок и галерей, тормошила и задействовала всех своих знакомых, чтобы ей помогли устроить для Дали выставку или продать картины. Первой победой Гала, которая символизировала признание Дали, как художника, был чек на 29 000 франков, выписанных на еще не нарисованную картину. За ее хищническую манеру вести дела и пробивать путь к славе женщины называли Гала-чумой, а Дали… что может гений, который во власти всех своих сюрреалистически образов, беспомощный перед реальностью. Гала стала для него всем, а его заставляла творить без остановки. Именно она добилась того, что толпы миллионеров осаждали их дом, умоляя продать им картину гения. Она всячески поддерживала в нем уверенность в его исключительности, каждый день повторяя: «Ты гений, и это не обсуждается», в конце концов Дали уверовал в свои силы и произнес: «Сюрреализм – это я», тем самым обидел своих коллег и не смог закончить художественный институт.
В 1934 году Гала везет художника в Америку, откуда он возвращается уже всемирно известным мультимиллионером. Но, несмотря на это именно Кадакес и ту рыбацкую лачугу Дали считает своими настоящим домом. Правда это уже была не совсем лачуга – почти сорок лет дали посвятил обустройству своего дома, и в итоге это такое же творение, как и его бессмертные картины.
Замок Пубол
Третья вершина «треугольника Дали» – замок Пубол. Когда-то в молодости Дали пообещал Гале построить для нее замок. А исполнил обещание только в конце жизни.
В местечке Пубол недалеко от Жироны Дали купил средневековый замок 11 века и творчески его переработал. Как только замок был закончен, Гала в него перебралась, а сам Дали допускался в гости к жене только по предварительной договоренности. На тот момент у каждого из них были партнеры помоложе. Широко известна фотография Галы в замке Пубол, где она, сидя на полу в цветастом наряде, слушает игру на рояле своего молодого друга – пианиста.
Умерла Гала в местной больнице, в одиночестве. Дали посадил умершую жену, словно живую, в «кадиллак» и отвез в замок. В подземелье замка уже была заготовлена крипта под два захоронения: для Галы и Дали.
На похоронах не присутствовал.
После смерти Галы Дали переехал жить в замок Пубол.
Из его жизни словно вынули стержень. Стремительно развивалась болезнь Паркинсона. Он измучил своих сиделок бесконечными выходками и под конец жизни сделался совершенно невыносимым. Из замка Пубол его перевезли в башню Галатею в Фигерасе.
В итоге их с Галой договоренность быть похороненными бок о бок в замке Пубол была им нарушена – он подготовил себе место захоронения в театре-музее в Фигерасе. Предпочел лежать среди демонстрации своих трудов и людского почитания, чем рядом со своей музой в тишине уединенного замка.
Деревушка Пубол, в которой стоит замок Галы, небольшая и, можно сказать, захолустная. В отличие от побережья, где дома обычно беленые, в глубинке дома, как правило, сложены из необработанного камня.
Стоит она в окружении бесконечных полей, с которых сильно тянет органическим удобрением. Запах навоза весьма ощутим и в садике перед замком.
Замок Пубол
Однако, проходим в сам замок. Посетителей немного, билеты берем свободно. Билет в замок Пубол стоит 8 евро.
На входе стоит чучело белой лошади. Это была любимая лошадь Галы. После смерти лошади из нее сделали чучело, а на втором этаже, прямо под прозрачным журнальным столиком Дали сделан прозрачный пол, чтобы Гала всегда могла глянуть на свою лошадку. Уж не знаю, доставило бы мне удовольствие смотреть на чучело любимого животного.
Вид на чучело лошади с второго этажа
Из внутреннего двора поднимаемся наверх и попадаем ни много ни мало – в тронный зал, или Зал Гербов.
Роспись на потолке
Затем следует фортепьянный салон, спальня.
В спальне был обнаружен интересный акустический эффект: если, стоя в определенной точке, что-то произнести, то слышишь свой голос как бы издалека и отовсюду.
Спальня Галы
Ванная комната Галы
Многочисленные ее наряды
Альбомы с фотографиями
Гала (Елена Дьяконова)
Молодые и счастливые Дали и Гала в Порт-Льигат
В подвале — крипта с двумя надгробными плитами. Под одной из них лежит Гала, второе место пусто. У изголовья выстроились забавные зверюшки
Терраса с плетеными стульями под широким навесом. С террасы — вид на сад.
Под террасой — ее «кадиллак» и повозка для конных прогулок.
Садик совсем маленький. Узкие дорожки среди зеленых стен ведут к фонтану.
По пути встречаются тонконогие скульптуры слонов и жирафов.
Пубол производит грустное впечатление. Отчего-то здесь ощущается, что последние годы, прожитые Галой и Дали в этом замке, были тяжелы для обоих. Гала отчаянно боролась за молодость, красилась, наряжалась, окружала себя молодыми любовниками. Дали после ее смерти погрузился в глубокую депрессию.
Так что рекомендовать посещение Пубола я бы стала только большим любителям творчества Дали или сильно интересующимся жизнью этой эксцентричной пары. Либо тем, кто приехал в соседнюю Жирону (вот уж, действительно, восхитительный город!) и имеет некоторое количество свободного времени.
Другие комнаты
Недалеко отсюда можно побывать в библиотеке, где расположены стеллажи со старинными книгами. Шкафы оформлены чучелами лебедей, которыми художник часто любовался на территории залива.
Мастерская Дали похожа на чулан со всевозможным хламом – недорисованными картинами, разбросанными кисточками, открытыми тюбиками с краской, барельефами, очками, кусками старых штор, мячом для регби и статуей Аполлона, на лицо которого надета фехтовальная маска. Стены оформлены инсталляциями в виде сломанных детских игрушек.
В желтой комнате есть изысканное черное зеркало, а в комнате с птицами художник работал над картиной «Птицы в клетке». Можно побывать в овальной комнате Галы, в которой находятся мягкие кресла, а подушки разбросаны по полу. Почти все предметы в доме Дали изобразил на своих картинах. Ему хотелось запечатлеть любимые интерьеры на века.