Аппиева дорога в риме

3Брундизий

Второй участок Аппиевой дороги шел от Капуи через Беневент, Венузию, Тарент, Урию до Брундизия в Апулии. Сначала, в III веке до нашей эры, был проложен путь от Капуи до Беневента. А во второй половине II века до н. э. дорога из Беневента была продолжена до Брундизия. Расстояние от Рима до Брундизия составляет 540 км.

Окончание Аппиевой дороги в Брундизии обозначали две мраморные колонны, возведенные во II веке. Сейчас в порту города находится лишь одна из них, украшенная изображениями Юпитера, Нептуна, Марса и восьми тритонов. Высота ее составляет 19 метров. Вторая колонна была перенесена в 1666 году в город Лечче.

Сегодня Аппиева дорога носит статус государственной, на ее территории расположен региональный парк. Она частично заасфальтирована, но все еще имеет участки с неплохо сохранившимся античным покрытием, на котором можно рассмотреть следы, оставленные древними повозками и колесницами. В праздничные и выходные дни дорога закрывается для транспорта и становится пешеходной.

Описание

Это место сохраняет атмосферное спокойствие, благодаря которому так легко погрузиться в историю и побыть наедине с Вечностью. В выходные дни здесь иногда прогуливаются местные жители, а по будням дороги парка заполняются только за счёт любителей спорта – велосипедистов, любителей роликов и утренних пробежек, нередко получается встретить играющих в гольф или теннис.

На площади можно увидеть руины акведуков, благодаря которым парк получил своё название, а также старые водопроводы, действующие и по сей день. Неподалёку можно освежиться питьевой водой из фонтанчиков. Огромные сосны высажены так, что напоминают роскошные арки.

Значение Тибра в истории Рима

Согласно древнему преданию вечный Рим был заложен в 753 г. до н. э. в 25 км от Остии, на берегу Тибра, в который были сброшены в корзинке его основатели – младенцы Рем и Ромул.

В центре города находится остров Тиберина, который долгое время являлся важным местом для брода. Затем его соединили мостом с берегами. В течение длительного периода Тибр являлся водной границей, отделявшей земли этрусков на западе, римлян на юге и сабинян на востоке.

Водная артерия города имела большое значение для торговли. Река Тибр в Риме была главным судоходным путем, по которому поднимались галеры, заполненные зерном, лесом, камнями и пр

Во времена Пунических войн город Остия, рядом с которым находилось русло, стал важной военно-морской базой

Торговое значение Тибра сохранилось и в поздние века, когда в регион стекались товары со всех колоний Древнего Рима. В это время строились причалы, а также канализационные каналы. Однако возведение последних привело к засорению реки и ее измельчанию, в связи с чем ее коммуникационное значение снизилось.

Кроме многочисленных современных конструкций, в Риме сохранилось несколько древних мостов, пересекающих Тибр.

Долина Каффарелла

Долина Каффарелла — это большой парк, граничащий с северной стороны Via Latina и на юге у Аппиева дорога. Он простирается вдоль Стена Аврелиана до Виа-дель-Алмон и содержит несколько объектов, представляющих археологический интерес, а также действующую ферму, имеющую значительную экологическую ценность, с 78 видами птиц и фауны. В римские времена большую часть территории занимало большое поместье, известное как Triopius. Герод Аттикус был грек, который стал римским сенатором и женился на Анния Регилла он приобрел землю под имение. С того времени датируются два руина в парке: гробница Аннии Регилла и Нимфеум из Эгерия.

История

Идея создания большого археологического парка между Римским Форумом и Альбанскими холмами восходит к наполеоновским временам. После первоначального реставрационных работ на одной могиле по Антонио Канова в 1807 г. и 1808 г. и последующим восстановлением в районе гробницы Цецилии Metella по Джузеппе Валадье , это был папа Пий IX , который сделал первые важные шаги по организации археологических руин Аппиевой дороге , с помощью Луиджи Канины . После объединения Италии были предприняты дальнейшие усилия по развитию археологической прогулки от центра города до юго-востока Рима, но это доходило только до Термы Каракаллы .

В 1931 году новый план предусматривал превращение Аппиевой дороги в большой парк, но эта идея оказалась под угрозой после Второй мировой войны из-за строительства незаконных вилл и спортивных клубов рядом с памятниками и другим жилым домом, которые вторгались на окраину зоны. Более того, новая кольцевая дорога Рима, Гранд-Раккордо-Ануларе , пересекла Аппиеву дорогу на седьмой миле, ошибка, которая была исправлена ​​только построением туннеля перед Великим юбилеем 2000 года. Парк наконец стал реальностью. в 1988 и 2002 годах он был расширен за счет покупки площади, известной как Тор Маранча. 95% парка остается в частных руках: 40% принадлежит аристократическим римским семьям; 25% компаниями; 21% мелких землевладельцев и 10% католической церкви. Попытки передать больше земли в общественное владение сдерживались нехваткой средств. Сохраняются амбициозные планы по расширению парка до Рима до Римского форума в одном направлении и до парка Кастелли-Романи в другом.

1Рим

Аппиева дорога была проложена в 312 году до н. э. при цензоре Аппии Клавдии Цеке. Она шла из Рима в Капую, позднее, во II веке до н. э., была проведена до Брундизия. Аппиева дорога была самой значимой из античных общественных дорог Рима. Уже в древности она называлась «царицей дорог» — regina viarum.

Аппиева дорога имела важное военное, культурное и торговое значение. Она связывала Рим с такими богатыми регионами, как Кампания, Апулия

Первый участок дороги был построен во время второй Самнитской войны (326−304 г. до н. э.), затем использовался в военных целях и во время других конфликтов. В ходе строительства дороги был проведен канал через Понтинские болота, осушивший землю.

Основание дороги было вымощено тесаными камнями из серого вулканического базальта, которые укладывали на слой гальки и цемента. Блоки укладывались таким образом, чтобы дорожное полотно имело немного выпуклую форму, благодаря чему вода сразу стекала. Ширина дороги доходила до 4 метров, что позволяло разъехаться двум колесницам, по бокам дороги шли похожие на тротуар возвышения и глубокие канавы для стока дождевой воды.

Мильный столб

Через каждую римскую милю (1478 метров) на Аппиевой дороге стоял мильный столб. Столб первой мили сейчас заменен на копию, оригинальных столбов не сохранилось. Приблизительно в 16,5 км от Рима, в конце девятой мили, располагалась первая почтовая станция, на которой меняли лошадей. На определенном расстоянии друг от друга находились дорожные станции, служившие местом отдыха. Одну из них — «Три харчевни», расположенную в 45 км от Рима, упоминал Цицерон в письмах, а также в своих произведениях.

Могила Цецилии Метеллы

Так как римский закон запрещал захоронения в черте города, для погребений римляне использовали крупные дороги. Сначала вдоль Аппиевой дороги появились колумбарии с урнами. А начиная со II века зажиточные граждане начали хоронить тела в земле. Самой выдающейся из гробниц считается хорошо сохранившаяся могила Цецилии Метеллы, жены одного из генералов Юлия Цезаря. Среди других выдающихся памятников можно отметить гробницу Марка Сервилия, римского военачальника Секста Помпея, философа Сенеки.

Порта Аппия

Аппиева дорога начиналась у Капенских ворот Сервиевой стены, именно с этого места шел отсчет мильных камней. После строительства Аврелиановой стены в III веке н. э. часть Аппиевой дороги оказалась в черте города. Она выходила из ворот Святого Себастьяна (Порта Аппия), следующие 90 км шла по прямой до Таррацины, пересекая Понтинские болота. Последние 28 км шли параллельно дренажным каналам, что позволяло продолжать альтернативный маршрут на лодке.

Ценность

Вымощенная камнями лента, обрамленная зонтичными соснами, пережила легендарный Рим. Ее значение отмечали византийские императоры, глава остготов Теодорих Великий (нем. Theoderich der Große) и все правители, господствовавшие в Риме вплоть до Средних веков. Затем, «древний путь» остался на откуп паломникам, путешествующим по святым местам.

Примечательно, что вдоль Аппиевой дороги проходит один из рукавов Катакомб Рима (Catacombe di Roma). Раннехристианские мученики и понтифики нашли упокоение в подземных пещерах у главной дороги. Многочисленные памятники, созданные во времена Римского государства, с течением времени были разрушены, реконструированы или послужили источником даровых стройматериалов.

В позднем Средневековье Аппиева дорога, по сути, утратила свои функции, она была частично демонтирована, а большей частью — покрыта новым дорожным полотном. В 18-19 века в окрестностях исторического маршрута происходили обширные раскопки. Древние артефакты разлетелись в сотни частных коллекций и музеев.

Библиография

  • Беречман, Иосиф. 2003. «Транспорт — Экономические аспекты развития римских автомагистралей: пример Аппиевой дороги». Транспортные исследования Часть A 37, вып. 5: 453–78.
  • Коарелли, Филиппо. 2007. Рим и окрестности: археологический справочник. Перевод Джеймса Дж. Клаусса и Дэниела П. Хармона. Беркли: Univ. Калифорнийской прессы.
  • Делла Портелла, Ивана. 2004. Аппиева дорога: от основания до средневековья. Лос-Анджелес: Музей Дж. Пола Гетти.
  • Дуббини, Рахель. 2016. «Новый республиканский храм на Аппиевой дороге, на границе городского пространства Рима». Журнал римской археологии 29: 327–47.
  • Клейн, М. де, Р. де Хонд и О. Мартинес-Руби. 2016. «Инфраструктура трехмерных пространственных данных для картирования Аппиевой дороги». Цифровые приложения в археологии и культурном наследии 3: 23–32.
  • Мальи, Джулио, Эухенио Реалини, Мирко Регуцони и Даниэле Сампьетро. 2014. «Открытие шедевра римской инженерии: проект Аппиевой дороги между Колле Пардо и Террачиной». Журнал культурного наследия 15, вып. 6: 665–69.
  • Петерсон, Джон. 2015. «Моделирование римской геодезии Понтийской равнины». 1-я Международная конференция по метрологии для археологии Беневенто, Италия, 22–23 октября 2015 г. 445–9.

Достопримечательности Аппиевой дороги

Прежде, чем узнать, как добраться до Аппиевой дороги в Риме, стоит ознакомиться с перечнем достопримечательностей.

Путешествие можно начать у ворот Сан-Себастьяно. Это сооружение привлекает туристов разнообразной архитектурой. Обе части ворот имеют свою историю:

  • в III веке до н.э. из обработанного камня был выложен квадратный нижний ярус;
  • в V веке сооружение достроили и укрепили. На квадратной основе появились полукруглые башни, выложенные из кирпича. Они украшены зубцами, имеют небольшие окна.

Все желающие могут посетить здание ворот Сан-Себастьяно, ставшее музеем. За 3 € можно увидеть экспозицию, посвященную истории развития укреплений фортов. В стоимость входит прогулка по стенам, с высоты которых открывается вид на древние оборонительные сооружения. По понедельникам музей закрыт для посетителей.

Недалеко от ворот стоит церковь Domine Quo Vadis. На ее месте произошла встреча Петра и Иисуса Христа.

Следующим этапом путешествия может стать парк Карфарелла. Он занимает обширную территорию, по которой принято передвигаться пешком или на велосипеде. Двухколесные транспортные средства можно здесь же взять напрокат. Карфарелла интересна своими лугами, пещерами, ручьями. Здесь вы не найдете современных пунктов питания: кафе и ресторанов. На пути будут попадаться только небольшие фонтаны с питьевой водой. Можно посетить ферму по разведению овец и приобрести изготавливаемый на ней сыр.

Если гулять по парку не хочется, достаточно свернуть, обойти его. В этом случае экскурсия по Аппиевой дороге продолжится в местах захоронения древних римлян – Catacombe di San Callisto. Посетить достопримечательность можно в любой день, кроме среды. Прогулки по катакомбам разрешены только в присутствии экскурсовод. Стоимость билета 9 €.

Вдоль полотна расположены и другие знаменитые объекты:

  1. Вилла Квинтилиев – руины некогда величественного дома. Здесь произошло убийство членов семьи владельца и императора.
  2. Гробница Сципионов – фамильный склеп, обнаруженный археологами в 18 веке.
  3. Базилика святого Себастьяна, ставшая хранилищем мощей апостола Павла, оригинала плиты со следами стоп Христа. Здесь находятся и другие реликвии: мощи святого, именем которого названа базилика, стрела, вынутая из его тела.
  4. Катакомбы св. Себастьяна, экскурсия стоит 4 EUR.

Как добраться до Аппиевой дороге

Существует два варианта посещения достопримечательности: пешая прогулка или поездка на транспортном средстве. В первом случае туристу придется столкнуться с некоторыми неудобствами:

  • большие затраты времени и сил;
  • отсутствие тротуаров;
  • необходимость постоянно уступать дорогу автомобилям.

Как же доехать до Аппиевой дороги в Риме? Есть несколько решений:

  1. Аренда машины будет стоить 12-25 EUR за сутки.
  2. Путешествие на туристическом автобусе «Археобас», которое начинается со станции «Термини».
  3. Поездка на рейсовых автобусах: № 118 идет от станции метро «Piramide», а № 218 – от собора San Giovanni.

Какой бы способ передвижения вы не выбрали, путешествие по Аппиевой дороге принесет только положительные эмоции!

Памятные места и туристические достопримечательности

Осмотр достопримечательностей вдоль Аппиевой дороги может занять довольно много времени, экскурсионные программы отличаются просто невероятным разнообразием. Туристическая Италия предлагает вам посетить гробницы, церкви, виллы разных исторических периодов, средневековые башни, укрепления, христианские и иудейские катакомбы, другие интересные постройки давно минувших времен.

Погребальные сооружения (гробницы, мавзолеи, колумбарии, катакомбы) вдоль этой дороги стали появляться буквально сразу после ее прокладки. Поскольку на городской территории согласно существующим тогда в Риме законам хоронить не полагалось, эти места считались наиболее престижными для захоронения. Одним из наиболее внушительных подобных сооружений в окрестностях Рима принято считать Мавзолей Цецилии Метеллы, относящийся к 50 г. до н. э. Большой интерес среди захоронений различных видов вызывают также гробница Сципионов, катакомбы Домициллы, святого Себастьяна, святого Каллиста, гробница Марка Сервилия, мавзолей Ромула, колумбарий Помпония Хила и многие другие, поскольку количество их здесь более чем внушительно.

Среди многочисленных загородных вилл, построенных у этой дороги римскими аристократами, выделяются виллы Квинтилиев, философа Сенеки, императора Максенция, Клодия Пульхра.

Гробница сыновей Секста Помпея

Обязательный пункт остановки многих экскурсионных программ – церковь Домине-Кво-Вадис. Это название соответствует ст.-слав. «Камо грядеши, Господи?» (Куда ты идешь, Господи?) и используется намного чаще, чем официальное название церкви Санта-Мария-ин-Пальмис. Причиной тому легенда, согласно которой церковь построена на том самом месте, где бежавший из римской тюрьмы апостол Петр встретил Христа. Задав ему вышеупомянутый вопрос, он получил ответ: «Туда, где вновь буду распят». После чего, устыдившись своей слабости, Петр сам вернулся в покинутый им Рим для принятия мученической смерти. Главная достопримечательность этой церкви – древний камень с отпечатками ног, принадлежащими, согласно легенде, самому Иисусу Христу.

Печальной известности дороге Аппия добавляет и тот факт, что после того, как было жестоко подавлено восстание Спартака (71 г. до н. э.), вдоль нее были распяты 6 с лишним тысяч плененных восставших рабов.

Перечисляя достопримечательности Аппиевой дороги, стоит также упомянуть развалины средневековых крепостей и укреплений, базилику святого Себастьяна, цирк Максенция, колонны Геркулеса и Пия IX, Героический рельеф, башню Капо ди Бове, Базальтовую башню, парк акведуков – эти и многие десятки других древних сооружений выстроились в ряд на протяжении всего пути, ведущего от Рима до Бриндизи.

Гробница Рабириев

Со сменой столетий многие из этих античных и средневековых сооружений достраивались, превращались в крепости или напротив – разрушались или разбирались на стройматериалы. И все-таки весьма значительная их часть сумела устоять до настоящего времени и продолжает напоминать искателям новых впечатлений о былом величии Римской империи и ее богатейшей истории.

История

Ранее был обустроенный тракт, позволяющий добраться из Рима в Кальви (лат. Calvi). Аппий задумал произвести более масштабную реконструкцию дорог, на что истратил большую часть казны. Исторические хроники засвидетельствовали, что строителям приходилось тщательно планировать холмистую местность. Затем, уплотненный грунт был покрыт обтесанным пластами вулканического базальта.

Этапы строительства

В 312 г. до н.э. была построена первая часть Аппиевой дороги — отрезок длинной в 195 км, ведущий в Капую (Capua). Новый путь служил в первую очередь, военным целям. Затянувшаяся война между римлянами и самнитами требовала решительных действий со стороны правителей Рима.

В 3 веке до н.э. Аппий приобрел статус диктатора. Римский правитель решил укрепить позиции государства в регионе Кампания (Campania). С этой целью Аппиева дорога получила продолжение до Беневентума (лат. Beneventum).

Во 2 веке до н.э. римляне решили пробить кратчайший путь к Балканскому полуострову. Продлив Аппиеву дорогу от Беневентума до Брундизия, Рим получил прямой выход на Эгнатиеву дорогу (лат. Via Egnatia), ведущую в страны Востока. Таким образом, была укреплена экономическая позиция империи.

Описание

Удивление качеству строительства дороги не уменьшается и сейчас. На ней нет бед современных дорог в виде ям, выбоин, трещин. Гладкие, ровные плиты восхищают своей упорядоченностью, силой, вечностью. Древние секреты технологии заключались в выполнении следующих этапов строительства:

  • Проведение геодезических измерений, расчётов, тщательной размётки, очистка территории от кустарника, деревьев, мешающих возвышенностей, углублений. Дороги Римлян отличаются прямым направлением на максимально возможном пути. Они редко проходят по болотам, непроходимым местам. Путь через все природные преграды в виде рек, горных ущелий проходил по каменным мостам. Некоторые сохранились и сейчас.
  • Создание специальных углублений в форме длинной траншеи. На дно укладывались каменные плиты из вулканического материала. Их закрывали слоем щебня, гальки и специальным известковым раствором. Боковые стороны траншеи укреплялись вертикальными каменными плитами.
  • Укладка мостовой. После уплотнения подстилки новые каменные плиты с особой аккуратностью укладывались на дороге. Существует легенда, по которой Аппий проверял качество подгонки плит своим кинжалом. Если он проходил между плитами, булыжным материалом, участок дороги переделывали.
  • Благодаря толщине дороги, она всегда находилась выше уровня земли окружающей местности. Вода легко стекала с неё, не образуя луж на поверхности.

Вдоль всей Аппиевой дороги строились удобные указатели, используемые путешественниками. К ним относятся следующие элементы инфраструктуры дороги:

  1. Своеобразная разметка в виде римской мили (1478 м). На конкретном расстоянии устанавливались столбы с табличками, указывающими время правления императоров, другие важные даты страны, путь до ближайшего поселения. Сейчас сохранился мильный камень первой мили с датой окончания строительства дороги. Кстати, метки выполнялись в виде цилиндрических колонн с высотой 4 м, толщиной 80 см в диаметре, весом свыше 2 тонн. Их крепили на мощных кубических основаниях, закреплённых в грунте.
  2. Станции для смены лошадей, ночлега, отдыха располагались каждые 15 км. При этом на три простых станции приходилась одна с возможностью ночлега. Для отличия их красили в красный оттенок. Здесь были удобные конюшни, кузнеца, постоялый двор, харчевня. Часто рядом со станциями вырастал новый город. Законы гостеприимного населения позволяли путешественникам селиться в домах местных жителей. Вдоль дороги были обустроены специальные амбары, склады для хранения продовольствия, поставляемого в Рим.
  3. Организация почтовой, курьерской, охранной службы. Налаженная система сообщения позволяла доставить требуемые письма в любой уголок империи. Курьеры могли проезжать за день расстояние в 75 км. Возможности других дорог тогда не превышали 45 км пути ежедневного передвижения. Для быстрой доставки использовалась верховая езда на лошади. При этом курьер должен был носить отличительный головной убор. При поездке на специальной колеснице почта находилась в коробе. Служба курьером в тот период характеризовалась опасностью нападения разбойников. Чтобы предотвратить подобное злодеяние римляне вдоль дороги строили военные, оборонительные сооружения. Часто они превращались в крепости, а несущие в них службу воины, занимались ремонтом, обслуживанием дороги.
  4. Создание культовых мест, священных памятников вдоль дороги связано с законом, согласно которого по периметру городской черты запрещали хоронить умерших. Вдоль дороги возникли колумбарии, величественные гробницы, некрополи, храмы, мавзолеи. Их основной целью являлось прославление великих личностей империи, победу войск, формирование духовной подпитки путников. Они имели возможность помолиться богу торговли Меркурию, Диане защищающей дороги, другим богам. Сейчас многие из них относятся к древним достопримечательностям Италии, принимающих огромное количество туристов из разных стран. На одной (колонне Трояна) можно увидеть изображение строительства знаменитой Аппиевой дороги.

Описание Аппиевой дороги

Основная часть дороги благодаря мастерству ее строителей прекрасно сохранилась до наших дней. Она представляет собой путь шириной в две римские повозки (около 4-х метров), вымощенный крупными тесаными камнями, которые укладчики дороги очень плотно пригоняли друг к другу. Это делалось из расчета, что по дороге должны были пройти многочисленные римские полчища и проехать огромное количество колесниц и повозок с грузом. По обе стороны этого каменного пути были устроены сточные канавы для отвода лишней дождевой влаги и возвышения для пешеходов, напоминающие современные тротуары.

При закате солнца Аппиева дорога вкупе со всеми гробницами и другими величественными сооружениями, которые высятся практич

Основные достопримечательности, которые можно посетить, прогуливаясь вдоль Аппиевой дороги:

Гробница Цецилии Метеллы
Огромная, в виде башни, гробница знатной римской матроны Цецилии Метеллы. Цециллия была дочерью консула, одного из богатейших граждан Рима. Величественная усыпальница построена в виде округлой башни диаметром 11 метров. Высота сооружения — около 7 метров. Сейчас гробница наполовину разрушена, но все равно является одной из уникальных реликвий Аппиевой дороги, ведь она представляет собой ярчайший образчик римских усыпальниц.

Строительство башни велось без использования соединяющего раствора — в ход шли только каменные блоки, тщательно пригнанные друг к другу. Верхняя часть гробницы искусно отделана мрамором — дорогим материалом, который могли позволить себе лишь богатые люди — и украшена изображениями животных. Останки Цецилии были помещены в саркофаг, который размещался в центральной части гробницы, а позже был перенесен в Палаццо Фарнезе. Гробница украшена надписью, которая говорит о том, что построена она была для любимой дочери и жены.

Знаменитые катакомбы ДомитиллыВо времена Римской империи использовались в качестве первых христианских храмов и молелен. Это одни из самых больших римских катакомб. Основаны были на месте семейной усыпальницы рода Флавиев. Есть версия, что земля эта принадлежала внучке Весписиана (императора) Домитилле. Она была одной из первых христианок, за что и преследовалась, и была замучена насмерть. Со временем подземная галерея усыпальницы была существенно увеличена и стала огромным христианским захоронением, которое представляет и художественную ценность, поскольку украшено прекрасными фресками разных исторических периодов.

Останки Виллы Квинтилиев
Сейчас это прекрасное сооружение практически разрушено, а когда-то оно являло собою настолько роскошную усадьбу двух братьев, что им позавидовал сам император Коммод. Тиран казнил Квинтилиев и присвоил их виллу себе. Но и сейчас она производит потрясающее впечатление на фоне окружающей природы.

Гробница СципионовГробница одного из знатнейших римских родов — Сципионов. Одна из самых древних родовых усыпальниц Аппиевой дороги. Занимает значительную территорию и вмещает более 30-ти захоронений, в том числе и могилу прославленного поэта Рима Квинта Энния (хоть он и не принадлежал к роду Сципионов). Первые захоронения в этом обширном погребальном комплексе производились в III в. до н. э. Последние соотносят приблизительно с I в. н. э. Гробница представляет собой историческую и культурную ценность как один из выдающихся примеров римских захоронений той эпохи.

Происхождение

Порта Сан-Себастьяно — это ворота Аппиа в стенах Аврелиана .

Потребность в дорогах

Аппиева дорога была римской дорогой, которая использовалась в качестве основного маршрута для военных поставок с момента ее строительства для этой цели в 312 году до нашей эры.

Аппиева дорога была первой длинной дорогой, построенной специально для перевозки войск за пределы меньшего региона Большого Рима (это было важно для римлян). Несколько дорог за пределами раннего города были этрусскими и вели в основном в Этрурию

К концу республики римляне распространились по большей части Италии и были мастерами дорожного строительства. Их дороги начинались в Риме, где находился главный маршрут , или список пунктов назначения вдоль дорог, и простирались до границ их владений — отсюда и выражение « Все дороги ведут в Рим ».

Самнитские войны

Римляне были близки к жителям Кампании , которые, как и они сами, прослеживали свое происхождение до этрусков . В самнитских войнах были спровоцированы самнитами , когда Рим попытался союзник с городом Капу в Кампании. В италийских динамиках в Лациуме уже давно покорили и встраиваются в римское государство. Они несли ответственность за преобразование Рима из преимущественно этрусского государства в преимущественно италийское.

Плотное население суверенных самнитов оставалось в горах к северу от Капуи, что к северу от греческого города Неаполис . Около 343 г. до н.э. Рим и Капуя попытались заключить союз. Самниты ответили военной силой.

Барьер Понтийских болот

Гробница Присциллы

Могильный памятник Гаю Рабириусу Постуму Хермодору, Люсии Рабирии Демарис и Усии Приме, жрице Исиды вдоль Аппиевой дороги, недалеко от Quarto Miglio

Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура , расположенный в катакомбах Сан-Себастьяно

Между Капуей и Римом лежали Понтийские болота ( Pomptinae paludes ), болото, зараженное малярией . Извилистая прибрежная дорога, извивающаяся между Остией в устье Тибра и Неаполем . Via Latina последовал его древний и едва ли более доступный путь вдоль предгорий Monti Laziali и Monti Lepini , которые видны возвышающиеся над бывшим болотом.

Во время Первой самнитской войны (343–341 до н. Э.) Римляне обнаружили, что они не могут поддерживать или пополнять войска в полевых условиях против самнитов через болота. Восстание Латинской лиги еще больше истощило их ресурсы. Они отказались от попытки союза и договорились с Самниумом .

Колонизация на юго-восток

Римляне только выжидали своего часа, пока искали решение. Первым ответом была колония , «выращивание» поселенцев из Рима, которые будут поддерживать постоянную базу операций. Второй самнит война (327-304 до н.э.) вспыхнула , когда Рим попытался поместить колонию в Cales в 334 г. до н.э. , и снова Fregellae в 328 г. до н.э. на другой стороне болота. Самнитов, теперь главная власть после победы над греками из Тарента , занятых Neapolis , чтобы попытаться обеспечить его лояльность. Неаполитанцы обратились к Риму, который послал армию и изгнал самнитов из Неаполя.

Начало работ Аппия Клавдия

В 312 г. до н.э. Аппий Клавдий Цек стал цензором в Риме. Он был из рода Клавдия , патриция, происходившая от сабинян, захваченных в раннеримское государство. Ему было дано имя предка-основателя рода Аппий Клавдий (Аттус Клаус на сабинском). Он был народником , т. Е. Защитником простых людей. Человек с внутренней проницательностью, в годы успеха он, как говорили, потерял внешнее зрение и поэтому получил имя caecus , «слепой».

Не дожидаясь, пока Сенат ему скажет, что делать , Аппий Клавдий начал смелые общественные работы по решению проблемы снабжения. Акведук ( Aqua Appia ) обеспечивал водоснабжение города Рима. Безусловно, самым известным проектом была дорога, которая пролегала через Понтийские болота к побережью к северо-западу от Неаполя , где она поворачивала на север, в Капую. По нему любое количество свежих войск могло быть переброшено на театр военных действий, а припасы могли быть в массовом порядке переброшены на римские базы без помех со стороны врага или местности. Неудивительно, что после своего пребывания на посту цензора Аппий Клавдий дважды становился консулом , впоследствии занимал другие должности и был уважаемым советником государства даже в последние годы своей жизни.

Успех дороги

Дорога достигла своей цели. Исход Второй самнитской войны был наконец благоприятен для Рима. В серии ударов римляне изменили свою судьбу, приведя Этрурию к столу в 311 г. до н.э., в самый год их восстания, и Самнию в 304 г. до н.э. Дорога была главным фактором, позволившим им с достаточной скоростью сосредоточить свои силы и обеспечить их достаточное снабжение, после чего они стали грозным противником.

Эгнатиева дорога

Знаменитая римская дорога была проложена через Балканы после того, как римляне завоевали Грецию. Потом она стала основным маршрутом между Римом и Византией.

Большой отрезок этого пути сохранился возле города Кавалы. Эта дорога была мощена большими плитами. Еще до начала 20-го века она соединяла такие города, как Неаполи и Филиппы. Это важный маршрут, как для истории, так и для культуры.

Дорога тянулась на 80 км по таким странам, как Турция, Албания и Македония. На строительство было потрачено много времени и ресурсов. Само возведение пути заняло 99 лет. Строительство осложнялось тем, что в некоторых местах дорога должна была пролегать на участках со сложным рельефом.

Среди них: Охридское озеро, горные перевалы, за которыми шли большие заболоченные долины. Последний капитальный ремонт был сделан еще во время императора Траяна, когда он собирался начинать войну с парфянами.

Как и все остальные древние дороги, она имела очень большое значение, так как соединяла Рим с его владениями

Жизненно важной она была для Византийской империи, так как это был основной путь, который связывал Византию и остальную Европу. Города, возле которых он проходил, стали крупными торговыми центрами

Сейчас на месте этого пути построена современная автострада Эгнатия. Историки определяют маршрут древней дороги по столбикам, которые в то время были прикопаны на обочине.

История

Древняя Аппиева дорога была построена в 312 году до нашей эры. Первоначально она появилась с военной целью, связывая Рим с крепостью Капуя в южной части Аппенинского полуострова. Позже маршрут продлили до города-порта Брундизия (Бриндизи), чтобы наладить сообщение с другими государствами: Египтом, Грецией, территорией Азии и т.д.


Аппиева дорога в древнем Риме. На карте видно, что всю страну пронизывала плотная сеть подготовленных маршрутов

Инициатором строительства самого первого пути был государственный деятель и патриций Аппий Клавдий Цек — именно в честь него и появилось название Виа Аппиа. Но после каждый новый правитель Рима укреплял древнюю трассу и привносил что-то свое. Она обновлялась при Максенции, Константине, Диоклетиане и других, заслужив неофициальное прозвище «Царица дорог». Вдоль каменной мостовой богатые римляне хоронили родственников, выстраивая роскошные гробницы.


Строительство Аппиевой дороги было обязанностью римских легионов, а дорогу могли прокладывать даже через овраги и болота

В Средние века Аппиева дорога утратила часть своей значимости в качестве военной и торговой артерии. Но зато появился большой поток паломников, которые хотели посетить гробницу Святого Себастьяна и римские катакомбы. Это продолжалось до конца 16-го века, когда папа Григорий XIII решил построить Appia Nuova, оттянувшую на себя почти весь поток путешественников.


В 16 веке дорога притянула к себе большое количество паломников разного социального статуса

В начале 19-го столетия в Риме набрал силу интерес к античным достопримечательностям, и древняя Виа Аппиа превратилась в одну из археологических зон. Спустя век, в 1988 году, появился археологический парк Parco Regionale Della’Appia Antica. Он помог сохранить в первозданном виде те километры мостовой, которые еще не превратились в асфальтированную трассу.


Сейчас Аппиева дорога относится к археологическому парку, который поддерживает ее и достопримечательности в должном состоянии

Интересно: после знаменитого восстания Спартака в 71 году до нашей эры Виа Аппиа стала местом казни — вдоль нее прошло массовое распятие рабов. Около 6 000 крестов были возведены от Рима до Капуи.

Мавзолей Присциллы

Очередная усыпальница из тех, которыми располагает Аппиева дорога на своем пути, была построена для жены Тита Флавия, Присциллы. Датирована данная постройка была концом I века. Прямоугольное основание данного сооружения имело две цилиндрические надстройки. Одна из этих надстроек располагала 13 нишами, используемыми под скульптуры с изображением Присциллы.

Фунеральное помещение мавзолея, некогда облицованное травертином, располагало, в свою очередь, тремя нишами. Некогда в них были размещены саркофаги. С начала XI в. эта гробница стала использоваться в качестве фортификационного сооружения. В дальнейшем, в период с XVIII по XIX в. она стала использоваться как уже как помещение, в котором подлежал созреванию сыр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector