Амритсар. золотой храм

Исторические сведения

Географы и политологи иногда называют Индию субконтинентом, имея в виду не только почти миллиардную численность населения, но и огромное количество национальностей, религий и рас народов, проживающих здесь. Все это с давних времен приводило к постоянно возникающим конфликтам, часто военным. Особенно жестким было противостояние между индуистами и мусульманами.

Позднее британские колонизаторы разделили территорию по принципу вероисповедания, образовав два государства – Индию и Пакистан, что несколько смягчило агрессивные настроения сторон. Но еще до этого шага индийская провинция Пенджаб являлась разделяющей полосой между непримиримыми воюющими сторонами.

Именно здесь в 1469 г., в небольшой деревушке Талаванди родился будущий основоположник сикхизма. Помогая отцу, сборщику налогов, Нанак Дэва выучил несколько языков и мог свободно общаться с людьми разных верований. В 30 лет он оставил дом и семью и ушел бродить по миру.

Обойдя пешком всю Индию, побывав в соседних странах, посетив многие святые места, он вернулся в Пенджаб. Его целью стало создание новой религии, которая бы не разделяла, а объединяла людей.

Великий Нанак, создавая сикхизм, заявил, что вести человеческую душу к Богу должен один человек – духовный учитель (гуру). На него возлагалась важнейшая задача учения – научить людей быть честными, добрыми, порядочными, с огромным чувством долга.

На этапе становления новой религии Нанак Дэва возложил эту миссию на себя. «Ученик» по-пенджабски – «сикх», что и определило название учения.

Преемником Нанака стал гуру Амар Дас, который сплотил организацию, гуру Рам Дас начал строить город Амритсар в Пенджабе. Он был поставлен на берегу священного пруда, в центре которого, на острове стоит Золотой храм. Здесь находилась резиденция всех следующих гуру, здесь же происходили самые важные события сикхской истории.

Долгие годы сан гуру передавался по наследству, и только десятый гуру, Гобинд Сингх, почитаемый также глубоко, как и создатель учения, изменил это правило. Он прервал процесс наследования и отдал власть самой общине – хальсе. Со временем здесь было создано «государство в государстве», имеющее свои законы, вождей, армию.

Гобинд Сингх

До середины XIX в. это была сильная и процветающая община, удачно отражающая нападения иноверцев на свою территорию.

Первые крупные поражения сикхи понесли от колонизаторов. Британцы дважды одержав значительные победы в сражениях, разделили свои колонии на Индию и Пакистан, уменьшили, но не прекратили этим конфликт между мусульманами и синкхами. В борьбе за свою свободу община вызвала неудовольствие властей, которое перешло в 1984 г. в открытое столкновение.

Премьер-министр Индии направила войска к Золотому храму в Амритсаре, который стал крепостью синкхов. Акт мести – убийство Индиры Ганди собственными телохранителями-синкхами – вызвал новые погромы и гибель людей с обеих сторон.

Индира Ганди

Несмотря на кровопролитную историю, ныне сикхи одни из самых миролюбивых людей. Члены этой религиозной общины занимают государственные посты. Они есть и в правительстве страны, и в ее армии. Но в соответствии с давними традициями они носят небольшие, уже символические кинжалы, тюрбаны, куда их предки в походах прятали деньги и документы, и с оптимизмом смотрят в будущее.

Инцидент

После звонков службы экстренной помощи около 10:25 утра по центральному тихоокеанскому времени полиция отреагировала на стрельбу в сикхской гурдваре, расположенной в Оук-Крик , штат Висконсин. По прибытии они вступили в бой с преступником, позже идентифицированным как Уэйд Майкл Пейдж, который застрелил нескольких человек в храме, убив шестерых. Пейдж ранил офицера; после того, как другой выстрелил ему в живот, он смертельно выстрелил себе в голову. Он был вооружен 9-мм полуавтоматическим пистолетом Springfield XD (M) . Пейдж на законных основаниях приобрел пистолет в Висконсине. Четыре человека были убиты внутри храма, а три человека, включая Пейджа, погибли снаружи. Пейдж убил пятерых мужчин и одну женщину в возрасте от 39 до 84 лет.

В больницу Froedtert были доставлены трое мужчин , в том числе один из ответивших офицеров.

В первоначальных сообщениях говорилось, что преступник скончался в результате выстрела сотрудниками полиции на месте происшествия, но позже ФБР выяснило, что Пейдж, будучи застрелен офицером, скончался от огнестрельного ранения в голову, нанесенного себе самому.

Власти обнародовали аудиозапись инцидента, во время которой боевик застрелил первого ответившего офицера, лейтенанта Брайана Мерфи. В нем были слова «Кто-то идет ко мне по подъездной дорожке. Мужчина с ружьем, в белой футболке», за которыми последовали звуки выстрелов. В сентябре 2012 года власти обнародовали видеозаписи, сделанные патрульными машинами во время инцидента, в том числе моменты, когда Мёрфи был застрелен, а стрелявшего стрелял другой офицер. Пейдж выстрелил в Мерфи пятнадцать раз, но выжил.

В храме готовили лангар , общую сикхскую трапезу, для позднего вечера. Свидетели предположили, что во время инцидента женщины и дети были в храме, готовясь к трапезе, поскольку детские занятия должны были начаться в 11:30.

Joint терроризма Целевая группа исследовала место, и начальник полиции Оук Крик Джон Эдвардс заявил , что его силы рассматривали инцидент как « внутреннего терроризма инцидент» в «начальной стадии этого исследования». Полиция Оук-Крик передала расследование ФБР . Они также исследовали возможные связи с группами сторонников превосходства белой расы и другие расовые мотивы . ФБР заявило, что нет никаких оснований полагать, что к атаке причастен кто-то еще, и им не было известно о каких-либо прошлых угрозах храму. Генеральный прокурор США Эрик Холдер охарактеризовал инцидент как «террористический акт, акт ненависти, преступление на почве ненависти

Кто и как становится сикхами

Сикхом может стать, в принципе, любой человек, если у него есть истинное желание окунуться в эту веру. Достаточно при этом разделять убежденность в сущность Единого Бессмертного Бытия. И далее — к человеку приходят знания, с постижением которых его вера лишь укрепляется.

В начале этого пути необходимо пройти через специальный обряд посвящения или крещения. Этот обряд предполагает то, что новому адепту следует причаститься специальным нектаром амрит или паухал из священного озера Саровар (Sarovar), которое находится в Золотом храме Хармандир Сахиб (Harmandir Sahib), что означает обитель Бога. Храм этот является одной из самых древних и уникальных достопримечательностей Индии.

Ритуал посвящения в сикхи

Со времен Десятого гуру по имени Гобинд Сингх, учредившего хальсу или братство чистых (традицию святых воинов-сикхов), практикуется следующий ритуал:

  • избирается пять наиболее уважаемых членов сикхской общины (Панч Пьяре);
  • первый сикх знакомит новичков с принципами хальсы (сикхской веры) и уточняет, готовы ли новые люди ее принять;
  • далее читается специальная молитва;
  • сразу же готовится и особый напиток, олицетворяющий собою символ бессмертия. Вода для него берется из храмового пруда, в нее добавляются сладкие ингредиенты, которые размешиваются мечом;
  • сначала новички пьют воду из пригорошней, потом из сосуда, также произнося при этом особую молитву.

Любопытно, что древние обряды посвящения отличались еще и тем, что новые сикхи, принимая эту религию, должны были пить воду, в которой гуру омывал свои ноги. И это было знаком полного подчинения его воле и принятия ученичества (сикхизма) в полном смысл этого слова.

Что касается женщин

О женщинах в связи с сикхизмом стоит сказать отдельно. Интересно, что в Индии были времена, когда они  наделялись весьма высоким статусом. Но было это, как свидетельствуют исторические источники, очень давно. И в эпоху появления сикхизма роль женщины была уже совершенно утилитарная.

Гуру, третий Учитель, Амар Дас положил конец этому изуверству. Женщина стала равноправным и уважаемым членом общества и вдовам даже было разрешено вторично выходить замуж.

А возвращаясь к ритуалу посвящения, стоит отметить, что венчает все это великолепное действо обращение к священному писанию: в центре храма, в алтаре находится его Священная книга.

Сооружения и архитектура

В храме проживает 15000 человек, и он должен стать главным религиозным и общественным храмом всех сикхских гурдвар в стране. Храм имеет семиэтажную башню из плит, где расположены общественные объекты, хотя основные объекты находятся в Центре сикхов в Джалан Букит Мера . Здание было также награждено наградой за архитектурный дизайн Сингапурского института архитекторов (SIA) за входную навес / ворота в 1986 году.

Его религиозные сооружения состоят из огромного молитвенного зала , столовой и кухни. Молитвенный зал без колонн , с кондиционером и ковровым покрытием, зал расположен под 13-метровым куполом . Второй этаж вмещает от 400 до 500 сидящих и 1500 стоячих. Здание отделено от оживленного движения на Серангун-роуд тремя внешними сторонами, а четвертая внутренняя стена выходит к декоративному бассейну . Столовая и кухня расположены на первом этаже, а подземная автостоянка на 50 мест.

В башне есть небольшое общежитие , комнаты для туристов, резиденции до четырех священников, класс для религиоведения, библиотека и музей, посвященный статьям книг, связанных с сикхизмом , а также административные помещения.

В здании использован сардинский розовый гранит , полированный и обожженный, а для внутренней отделки использованы различные сорта мрамора , в том числе Perlato Royal , Sepergiante , Crema Marfil и Botticino . 13-метровый купол покрыт белой, серой и золотой мозаикой внутри и белой мозаикой снаружи. Здание выполнено в современном стиле, за исключением купола, имеющего традиционный дизайн.

Что посмотреть в Амритсаре

Посетить Золотой храм и шоу опускания флагов с закрытием границы между Индией и Пакистаном.
Время на это: достаточно одного дня, без ночевки.
Прилетаете рано утром и сразу же в Золотой храм. Там фотографируете, смотрите, гуляете.
В 16:00 можно брать такси до границы до местечка Вагах.
Шоу заканчивается в 19:00, до аэропорта от границы ехать минут 30.
Вечерним рейсом улетаете в Дели. Вот такой возможный план

В аэропорту Амритсара нас встретила лестница в небо. Такси до города берется после оплаты тарифа доставки в будке напротив выхода из аэропорта. В центре города жить не рекомендую — зачем вам сутолока, шум и неприличный вид из окна? Селитесь на окраине, как поступили мы и имейте на здоровье бассейн на крыше, хороший ресторан, бар со спиртными напитками и wi-fi интернет. Рядом с нами был винный магазин, офис AirTel. Такси до Золотого храма стоило 20 рупий по счетчику (на ресепшене отеля решают все ваши пожелания)

Пенджаб — штат Индии, где большинство населения это сикхи, наиболее образованная и организованная часть индийского общества (где-то читал). Их отличие — тюрбан на голове:
Столица штата, который был поделен между Индией и Пакистаном в 1947 году в результате военных действий, Чандигарх. А в Амритсаре находится святыня сикхов: Хармандир-Сахиб (Золотой храм, где хранится священная книга сикхов Гуру Грантх Сахиб). Это наша цель.
Когда самолет заходит на посадку, внизу, на поверхности плодородной равнины были видны трубы. Создавалось впечатление, что растут они из под земли. Подозреваю, что это были кирпичные заводы.


Сам город старый и как большинство индийских городов — похож на трущобы. Он заполнен шумом хаотично движущего и сигналящего транспорта, поэтому когда попадаешь внутрь Золотого храма, кажется, что ты попал в рай — место тихое и спокойное (только не по выходным)

По выходным здесь многолюдно.
Приходят не только сикхи и туристы, но и индусы.
Заметил, что стража храма не пускает к купанию в Амрит Сароваре (водоем, который окружает храм) несикхов, отгоняя их от воды пинками.

           

Женщины купаются отдельно от мужчин — для них есть специальная постройка на воде, закрытая от посторонних глаз.
Как происходит купание: мужчина раздевается до трусов и вступает в воду, держать руками за специальную цепь.
Потом несколько раз окунается, как у нас окупаются в прорубь и вылезает обратно.
Однако некоторые подолгу сидят в воде и молятся.

Посещение храма бесплатно.
В специальном месте, недалеко от входа вы сдаете вашу обувь на хранение и получаете жетончик.
Вход на территорию храма через ворота и их несколько.
При входе происходит омовение ног.
Стражники следят, чтобы головы входящих были покрыты, поэтому купите за 5 рублей оранжевую бандану перед входом на территорию храма.

Пройдя через ворота вы попадаете на большую площадь, ограниченную зданиями белого камня, с большой водоемом квадратной формы.
На середине водоема стоит сам Золотой храм.
Чтобы попасть в него, надо отстоять большую очередь, поэтому посещение внутренностей мы пропустили и просто ходили по часовой стрелке по периметру водоема и фотографировали, фотографировали, фотографировали.
В первый день не взял с собой фотоаппарат, поэтому снимал на айфон.

Как заметил выше — когда из городского хаоса попадаешь внутрь,туда где играет медитативная музыка, кажется что попал в райское место. Наступает умиротворение и спускается спокойствие. К туристам относятся нормально, но лучше вести себя сдержанно: не орать, не бегать, не слепить молящихся вспышками.
Место энергетически никакое как мне показалось, но очень на моленное, поэтому спокойное.
Просто приятно походить вокруг Золотого храма

В тени зданий, под арками расположились люди.
Кто-то лежит и медитирует, а может отсыпается.
Кто-то сидит и кушает: в храме дают бесплатную еду: что-то на листе, похоже на сладкий рис с орехами.
Так же наливают чай и воду.

Это место рекомендую к посещению.
Возможно, что вам захочется попасть внутрь Золотого храма, а если нет, то просто приятно прогуляться по его территории.
Недалеко от входа на мостик, соединяющий храм с берегом каждый день говорит гуру. Видимо какую-то проповедь. Гуру с седой бородой, позади него несколько помощников и музыкант с ситарой.
Люди садятся на коврики и слушают.
Это все вызывает уважение:

На следующий день — в субботу — народу в храме было гораздо больше.
Было очень много молодежи и все почему-то считали своим долгом со мной сфотографироваться.
Подходили, просили разрешения, а потом благодарили.
Я их понимаю — сам на фоне стражников фотографировался.

Недовольных взглядов в храме не заметил.
Старички в высоких тюрбанах — стражники храма улыбались по-доброму, когда я их просил сфотографироваться вместе со мной. Вообщем место дружелюбное и хорошее.

Что такое сикхизм?

Это вероучение возникло в Пенджабе в XV столетии. Его проповедники отвергают кастовость общества, принятую в Индии. Собрания в храме за едой – своего рода молебен в сикхизме.

В Золотом храме в Амритсаре все люди равны, как на кухне или в столовой за едой. Бескорыстное служение – второй принцип сикхизма. Сикхи стараются придерживаться этих принципов в своей повседневной жизни.

Сикхизм – одна из этнических и даже националистических религий Индии, ее название происходит от санскритского слова «ученик». Большинство сикхов – единая этническая общность из Пенджаба. Немало сикхов живет в штате Харьяна.

Ни один священник этой религии никогда не призывал к аскетизму, отрешению от мира. Сикхи наоборот идут в народ и проповедуют свои идеи, работают, поют гимны во славу своего бога, призывают к всеобщему равенству перед богом.

На ранних этапах развития доктрина сикхизма была очень похожа на суфизм. В XVI веке были сформулированы идеи этого вероучения, установлены религиозные праздники, центры паломничества, сложен ряд гимнов, построен Храм сикхов.

Тогда же в этой религии появились принципы единого Бога, общности индусов и мусульман, Сикхские общины расселились по всему Пенджабу. Они вместе занимались созерцанием бытия, без всяких священников и канонов.

Путь спасения в этом вероучении – это пять этапов духовного очищения и совершенствования. Сикх должен постоянно размышлять о Боге, произносить его имя, медитировать и обязательно служить людям, как Богу.

По мере развития общины строились молельные дома, бесплатные столовые начали возникать в XVI веке во времена правления гуру Ангада. В них люди любой касты могли бесплатно получить обед.

Несколько десятилетий спустя, гуру Рам Дас установил, что власть в сикхском сообществе передается по наследству, появилось территориальное деление сообщества, заложили столицу сикхов Амритсар.

Гуру Арджун известен тем, что составил канон сикхизма, т.е. Священное писание своей религии. В XVII веке Пенджаб стал частью Империи Великих Моголов, а сикхи приобрели свой знаменитый могущественный военный дух.

История храма

Город Золотого Храма Амритсар – чрезвычайно значимый центр религиозной и политической истории сикхов. Возведение этого храма в городе началось в XVI веке при гуру Рам Дас, а закончилось в самом начале XVII века при его приемнике.

Сегодня Золотой храм по праву считается главным религиозным памятником Амритсара. Он привлекает к себе многие сотни тысяч паломников из Индии и окрестных стран, очень интересуются им и туристы.

Город Амритсар с прошлого века известен массовыми убийства в ходе вооруженных конфликтов. В начале XX века, во времена Британской Империи, рядом с Золотым храмом произошла кровавая резня, погибло более тысячи индийцев.

В те времена из Индии и был выделен мусульманский Пакистан. Земли Пенджаба разделили Индия и Пакистан. Все это привело к негативным последствиям, изменило взгляды сикхов Амритсара, ведь город он оказался на границе вооруженного конфликта.

В середине 80-х годов прошлого века Золотой храм был занят сикхами, борющимся за независимую государственность. Власти Индии решили бороться с сепаратистами, и армия атаковала их в храме, которому был причинен ущерб.

Через несколько месяцев Индира Ганди погибла от рук сикхов. Они отказались от денежных средств, предложенных индийским правительством на восстановление Золотого храма сикхов, и сделали ремонт исключительно самостоятельно.

Мука и мухи

При входе на территорию сикхского храма, гурдвары, следует оставить обувь в специальном хранилище и покрыть платком голову. Путь от Восточных ворот лежит через кухни. Уже в воротах, прямо на полу, сидят женщины, дети и старики. Одни шелушат чеснок, другие режут картошку, третьи голыми руками рвут стручки красного жгучего перца.

— Ты хочешь помогать? — спрашивает меня высокий сикх в оранжевом тюрбане. — Люди обычно сами садятся и делают. Но здесь работники уже есть. Иди печь хлеб, тебе понравится.

Соседняя пристройка — всего лишь бетонная коробка с кирпичными колоннами и пустыми провалами вместо окон. Жужжат вентиляторы и шипят плиты. Из-за храмовых стен доносится молитвенное пение, и все, что ты здесь делаешь, проходит под эти мелодичные речитативы. Женщины сидят вокруг расстеленной на полу простыни. Молодые девушки кажутся седыми от налипшей на волосы мучной пыли. Здесь делают чапати — пшеничные лепешки. В обычный день в обеденных залах храма таких лепешек съедают около 250 тысяч, в праздничный это число может увеличиться в четыре раза.

— Меня зовут Амала, — индианка в малиновом сари ставит передо мной трехногую табуретку и натирает мукой скалку. — Мы раскатываем тесто. Старайся тоньше. Сегодня запустили только одну машину. Вся надежда на нас.

Основы верования, идеи и положения религии сикхизма

Новая религия возникла в Индии от слияния ислама и индуизма. Это произошло в результате многих, порой, кровавых, исторических перипетий. Известно, что после вторжения в 14-м веке в страну Тамерлана и присутствия здесь с 16-го века Великих Моголов Индия попала под исламское влияние. Но известно также, что многие из сикхских гуру пытались противостоять исламизму и отстаивали свое особое вероучение, не щадя своей жизни.

Так, например, первым мучеником за свою сикхскую веру стал гуру Арджун (Арджан), которого мусульмане за отказ принять ислам долго пытали и потом сварили заживо. Четверо детей еще одного их сикхских гуру также предпочли смерть принятию ислама. Сын Арджуна, гуру Хар Гобинд, продолжил дело отца, заложив в сикхизме военные традиции, чтобы противостоять Моголам и насильственно внедряемой ими среди сикхов исламской вере.

Суть сикхизма, можно сказать, объединяет в себе общечеловеческие стремления, и это — вера, любовь и свобода выбора для каждого. Специфика этого вероучения довольно проста и прозрачна, и ее можно сформулировать в двух словах: будь человеком.

Ко всем людям сикхи относятся по-братски

и проповедуют любовь и уважение — вне зависимости от пола, касты или веры. Не случайно в основе этой религии заложены и элементы древней индийской дхармической религии джайнизм, возникшей еще до нашей эры и проповедующей непричинение вреда любому существу, живущему на земле. А также она провозглашает непрерывное совершенствование души и отрицание системы каст.

Граница Индии и Пакистана. Шоу флагов

Вторая часть дня была посвящена поездке на границу Индии и Пакистана, на шоу спуска флагов и закрытия границы.
Такси туда-обратно и час ждет вас = 1200 рупий был заказан в отеле.
Подозреваю, что повез нас чей-то родственник из персонала.
Ехать до места около 45 минут.
Машина остается перед въездом в пограничную зону и дальше надо топать пешком.

Не знаю — каждый ли день на границе столпотворение, но в тот день, когда мы были там — была страшная давка.
Идущую толпу дробят на небольшой ручеек, далее осмотр одежды, чтоб не пронесли оружее, потом индусы идут на народные трибуны, а мы, как умные туристы заворачиваем к заветной калиточке с надписью VIP.

Часовой строго спрашивает в списке ли мы, мы утвердительно качаем головой из стороны в сторону (так индусы подтверждают ответ «да», почти как у нас подтверждают отрицательный ответ).
Пропускают, но требуют предъявить паспорт.
У меня он с счастью был с собой, прошли по одному паспорту.
И таких калиточек мы прошли около 5.
То есть не все так просто.
На заключительном этапе нас снова обыскивают, а далее мы садимся на удобную трибуну недалеко от ворот и флагштоков.
По другую сторону — Пакистан.

На той стороне так же построены трибуны, и видно невооруженным взглядом, что заполнены они до отказа.
Ну и у нас народ прибывает.
В 18:00 начинается шоу, когда солдаты смешно маршируют, разыгрывая спектакль.
Примечательно то, что с Пакистанской стороны происходит тоже самое, симметрично или зеркально.
Правда плохо видно — мешает забор

Нам — туристам конечно все равно, лишь бы красочно было, но подозреваю, что данное действо это способ поднять патриотических дух индийцев и пакистанцев с другой стороны.
Перед шоу индийцы бегают с государственными флагами перед трибуной, танцуют индийские танцы, и тоже самое происходит на пакистанской стороне.
Потом проходит как бы соревнование «кто кого переорет»…
Вообщем непонятное нам, но хорошо понятное местным жителям действо происходит и так каждый вечер.

Вообще тема очень болезненная и это заметно — у многих по ту сторону границы остались родственники так как резали штат в 1946 году по живому.
Поэтому каждый день шоу неформальное, не для галочки.
Красиво. Рекомендую посмотреть.

Как я уже заметил, посещение Амритсара можно (наверное нужно) уложить в один день без ночевки.
Посетив утром Золотой храм, мы болтались без дела до вечера.
Зато поели, попили и позагорали.

Так же встретили интересного персонажа.
Вот его фото

        
а еще маленькую девочку, которая играла вот в такой конструктор лего:

         
Жалко детей, которые вынуждены играть на замусоренной улице в такие игрушки…..

Прилетев в Дели мы воссоединились с Олегом, который куковал в Дели уже второй день и просто истосковался по деятельности.
Утром у нас был самолет в Варанаси и тут начинается самое интересное: Варанаси — город мертвых

Золотой храм. Индия.

Золотой храм расположен в священном городе Амритсар и считается духовным центром религии Сикхов, расположен в  Индии. Также еще называют Шри Хармандир Сахиб, его основал четвертый гуру Сикхов, Амардас Сахиб, а завершил строительство его приемник гуру Арьян Дев.

При постройке Золотого храма были использованы сочетание Индуистского и Мусульманского стиля. Который был построен между 1588 и 1601 годами в Индии Он стоит в середине платформы и занимает площадь 67 фунтов

Золотой Храм отличается своей своеобразностью, ярким архитектурным блеском его панелей, большим куполом и малым минаретом, который привлекает внимание многочисленных туристов со всего мира, а также людей всех религий. Храм имеет четыре двери, каждая из которых смотрит на восток, запад, север и юг

Сюда едут Сикхийские паломники со всего мира, так как этот храм является их святыней, религии народа Сикхов.

 История Золотого Храма. Индия.

Все началось с того, что у пятого Нанак, гуру Арьян Сахиба родился в Индии, идея о создании центрального места, где могли собраться и поклонятся Богу Сикхи, Он в свою очередь спроектировал архитектуру здания и запланировал так, чтобы этот золотой храм был записан на счет третьего Нанак, гуру Амардас Сахиба, который был казнен по приказу гуру Рамдас Сахиба.

Ранее была приобретена земля в Индии для строительства Золотого храма. Одновременно строительные работы на платформе началась в 1588 году, и закончились в 1601 году.

Структура золотого храма трехэтажная. Здание, которой выходит на мост, украшен неповторимыми узорами, лепниной, огромной аркой, а крыша первого этажа находится на высоте 7,92 метров. Построен золотой купол и его стали называть Золотой храм. Купола были покрыты 100 кг золота. Его архитектура так уникальна, что подходит как мусульманам, так  и индусам и по праву он может считаться одним из самых лучших, гармоничных в современной истории архитектурным памятником Индии и мира.

У Золотого Храма имеется арка под названием Даршани Деори, который стоит на берегу в конце дамбы. Ее каркас имеет высоту 3,05 метра. Дверь панели оформлена в художественном стиле. Так же имеется мост, с шириной 3,96 метров. Откуда можно попасть в главную святыню Золотого Храма.

На главной святыни храма на первом этаже проводятся чтение «Гуру Грантх Сахиб». На втором этаже имеется  впечатляющий зал, покрытый зеркалами.

Посетители могут легко добраться до храма через торговый зал базара. При заходе на золотой храм посетители должны мыть руки, ноги, и покрывать голову головным убором.

На храме есть так называемая «парикраму» это широкий мраморный проход. Заходившей туда должен прочитать молитву состоящий из 68 почитаемых пунктов, расположенных вдоль нее. Посетивший двигается в направлении по часовой стрелке вокруг «парикраму». Далее люди проходят около дерева «Бханиани Бер», останавливаются около него. Этому дереву около 450 лет.  Позади него находится «Иангар Халл», который символизирует разрушение всех социальных барьеров, здесь едят все вместе, независимо от касты и вероисповедания.

История

В 1849 году, после того как британцы завоевали индийский штат Пенджаб , многие пенджабцы начали мигрировать за границу, в такие места, как Сингапур. Британцы решили нанять сикхских мигрантов в качестве сил безопасности в поселениях Проливов . Сикхи начали прибывать в Сингапур в 1881 году, чтобы сформировать сикхский контингент полиции Проливных поселений.

Первый сикхский храм, или гурдвара , был построен в полицейских бараках , но вскоре он не мог вместить растущее сикхское сообщество. Бунгало было приобретено для нового храма на Куин — стрит в 1912 году, при содействии синдхского купца по имени Wassiamull . Сикхи использовали эту землю для постройки гурдвары. Гурдвара позже стал известен как «Центральный сикхский храм», когда были основаны другие храмы. Имя Вада Гурдвара в переводе с английского означает «Большой храм». Центральный сикхский храм был реконструирован в 1921 году, и зал собраний располагался на первом этаже, а другие помещения — на первом этаже. У гурдваров есть обычай обеспечивать своих гостей едой и ночлегом . Помимо того , что храм был местом поклонения , он также использовался для благотворительных и образовательных услуг.

Внутренние конфликты между сикхскими общинами преследовали прихожан храма, который позже был разделен на три фракции из разных районов Центрального Пенджаба , а именно Маджха , Малва и Доабха . Их борьба за лидерство привела к расколу в руководстве храма. В 1917 году управление храмом было передано Управлению по делам мусульман и индуистов , что сикхи восприняли как оскорбление. В 1930-х годах община сикхов публично протестовала против руководства Мусульманского и индуистского совета по пожертвованиям. В 1940 году колониальное правительство создало Постановление о гурдваре на Куин-стрит , согласно которому сикхи могли назначать свой собственный попечительский совет , и каждая из трех фракций имела равное представительство в совете.

В 1955 году был сформирован общефракционный строительный комитет для строительства нового храма. В 1959 году комитет приобрел собственность, состоящую из девяти домов, примыкающих к Центральному сикхскому храму. Были также планы построить новый храм в Ньютоне , хотя многие предпочли остаться на Куин-стрит. Архитектурные планы были составлены и утверждены правительством в 1963 году. Однако планы нового храма были отложены из-за внутренних разногласий. В 1976 году правительство приобрело землю, на которой стояли девять домов, в рамках программы реконструкции города, а через год храм попросили освободить. Позже Куин-стрит была объявлена историческим памятником . Храм временно переехал на улицу Сенг По в поместье Тионг Бару в декабре 1979 года, заняв старое здание общественного центра Букит Хо Сви . Альтернативное место было найдено недалеко от Таунер-роуд, и строительство началось в 1984 году и было завершено в 1986 году. Храм был открыт в ноябре 1987 года, что совпало с 518-летием Гуру Нанака , первого сикхского гуру .

О месте Золотой Храм — Хармандир-Сахиб

Хармандир-Сахиб является главным храмом сикхов – одной из многочисленных народностей Индии. Он находится в городе Амритсар, построенном вокруг святого места – одноименного водоема, который выкопал духовный лидер сикхизма Гуру Рам Дас.

Как добраться

До Амритсара вы сможете добраться по воздуху или на наземном транспорте:

  • Самолет из Дели ежедневно летает до аэропорта Раджа Санси. Билеты стоят около пятидесяти долларов, а полет длится не больше полутора часов.
  • Из столицы регулярно ходят поезда до Амритсара. Переезд займет десять-двенадцать часов, поэтому лучше ехать ночным рейсом. Отправляться нужно от железнодорожной станции «Нью-Дели».
  • Добираться автобусом проще и дешевле. На билеты придется потратить от 500 до 2000 рупий (в зависимости от типа автобуса), а дорога займет примерно девять часов.

После прибытия в город можно нанять рикшу или сесть на бесплатный туристический автобус, следующий от центрального автовокзала. Его легко узнать благодаря ярко-желтой окраске. Храм расположен в самом центре города, близ парка Jallianwala Bagh.

Интересные факты

Началом строительства Золотого храма принято считать создание искусственного водоема, который индусы называют сегодня “источником нектара бессмертия”. Верхние ярусы храма покрыты золотыми листами. В нем до сих пор хранится оригинал священной книги сикхов – «Ади Грантх».  Чтобы увидеть его, придется пройтись по узкому мостику из мрамора. Это символизирует пропасть между раем и адом.

В конце XIX века Хармандир-Сахиб посетил российский император Николай II. До 1984 года храм использовался в качестве базы для сикхских сепаратистов. В нем производилось огнестрельное оружие и гранаты. Только ценой многочисленных жертв со стороны мирного населения индийская армия решила эту проблему.

Советы туристам

Перед посещением храма требуется омыть ноги и покрыть голову – поэтому возьмите с собой панамку, шляпу или платок

Также обратите внимание на свою одежду. Не стоит надевать мини-юбку, шорты или майку без рукавов

Два раза в день (04:00 и 21:40) проводятся ритуальные церемонии. В дневное время посетителей бывает достаточно много: приготовьтесь к длительному ожиданию в очереди. В столовой можно бесплатно попробовать блюда национальной кухни: ежедневно здесь угощают до ста тысяч человек.

Ритуалы и главные символы сикхизма

Первый гуру сикхов Нанак не был сторонником и поклонником каких бы то ни было ритуалов и считал, что сикхам они не нужны и для исполнения, что называется, не рекомендуются Тем не менее, со временем они заняли в этой религии свое место.

К ним относятся процедура инициации или крещения, утренние и вечерние молитвы, церемонии присвоения детям имен, ритуалы бракосочетания и погребения. Существует также и своя символика, так называемая “5 К”, которую строго соблюдают члены сикхского сообщества.

Все они всегда имеют при себе пять особых предметов. К ним относятся:

  1. Шестиметровая чалма, куда убираются волосы и борода (стричь их запрещено) — кэш;
  2. Особый гребень для волос и ухода за ними — кангха;
  3. Кинжал, который прячется в складках одежды или в чалме; без него не выходят из дома даже женщины, и называется он кирпан;
  4. Специальный браслет с отточенными краями, также служивший раньше оружием — кара;
  5. И особого пошива нательная одежда в виде специальных трусов, смиряющих плотские желания – качла.

Закон кармы

Общеизвестно, что кармические законы, которые так чтят в восточных религиях, превращают человека в заложники его прошлых деяний, и ему приходится вечно нести на себе бремя своей прошлой грешной жизни, не имея возможности хоть как-то освободиться от гнета предначертанной судьбы.

Религия сикхизма также учитывает эти законы, однако она и здесь более милосердна к людям. Согласно ее учению, Бог готов смягчать человеческую карму, и она вовсе не является чем-то неизбежно фатальным

Важно при этом вести духовную, праведную жизнь: и тогда можно рассчитывать на некоторые послабления ударов судьбы, так как человеческая личность, в этом случае, может возродиться заново, и грешник может превратиться в праведника и даже приобрести святость, достигнув просветления

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector