Зимний дворец в санкт-петербурге

Революционный период

В 1904 году, при Николае II государева семья переезжает в Александровский дворец в Царском Селе и Зимний складывает с себя полномочия главной царской резиденции. Он начинает использоваться, как музей и особняк для торжественных приемов во время кратковременных царских приездов.

В 1917 году в Зимнем разместилось Временное правительство. Когда в знаменательный день 25 октября 1917 года (по старому стилю) начался штурм Зимнего дворца – кабинет министров, заседавший в Малой столовой, был захвачен большевиками. Здание было национализировано и первые несколько лет после штурма, в его чертогах рассредоточились всевозможные правительственные учреждения.

В 1922 году шедевр архитектуры был передан в ведение Государственного Эрмитажа и с этого момента начинается его активная музейная деятельность.

Потерянный и вновь обретенный дворец

Зимний дворец Петра I — здание, в котором смешаны разные архитектурные стили разных времен. Дело в том, что сегодня этот дворец — 600 м2 комнат, выполненных в стиле петровского барокко, внутри Эрмитажного театра, построенного для Екатерине Великой архитектором-классицистом Кваренги. Огромный фрагмент петровской эпохи нашелся в театре в конце XX века, во время реконструкции. С помощью архивных данных археологи смогли понять, что обнаружили тот самый дворец, в котором первый российский император прожил свои последние 5 лет и скончался. Это здание оказалось шестым из домов, сохранившихся в Петербурге со времен Петра.

Кваренги, строя Эрмитажный театр для Екатерины I, был очень стеснен во времени, поэтому он использовал дворец первого императора как готовый фундамент: старое здание засыпали, и установили столбы, поддерживающие сцену театра. Сейчас всё, сделанное при Екатерине, убрано, археологи раскрыли петровскую кладку, которая показана в помещениях дворца с помощью зондажей (фрагментов стен без штукатурки). Император, кстати, жил не в самом дворце, а в двухэтажном флигеле рядом, и он тоже очень хорошо сохранился.

Основную часть здания строил архитектор Горг-Иоганн Маттарнови, но во дворце есть и части, сделанные позже: галереи Парадного двора, которые строились под руководством Доминико Трезини в 1722—1723 годах, а также элементы, которые императрица Екатерина I приказала добавить уже после смерти Петра в 1725—1727 годах.

Маттарнови строил дворец по плану, который разработал сам Петр I. Рисунок царя сохранился и находится сейчас в Институте истории Академии наук. Петр очень любил море, и спроектировал свои покои в виде адмиральского блока на стопушечном корабле. «Малые палатки», как потом император назовет свой дворец, окружены с трех сторон водами Невы и Зимней канавки, что тоже придает сходство с морским судном. Наконец, все комнатки царя маленькие, как на корабле. Площадь — по 15−18 м2,отделаны они голландской плиткой и французским паркетом, которые, впрочем, сохраняют скромность интерьера. Это личное желание Петра Великого — он любил не большие роскошные залы, украшенные серебром и золотом, а именно такие компактные удобные помещения. Петр любил перенимать все новые европейские достижения, поэтому его дворец был оснащен центральным отоплением вместо печного, и функционирующие печи находились только в проходной галерее и чулане истопника, а не в каждой комнате. Помимо этого, в покоях императора был водопровод с горячей и холодной водой, подававшейся по свинцовым трубам.

История создания Летнего дворца

С началом строительства на левом берегу Невы Адмиралтейства началось также строительство жилых зданий. Участок берега Невы между Безымянным ериком (Фонтанкой) и речкой Мьей (Мойкой) Пётр I выбрал для своей летней резиденции.

Сначала Пётр I жил в деревянном домике, построенном в 1903 году и совсем непохожем на царскую резиденцию. Этот деревянный дом Пётр и назвал своим «летним дворцом», а потом это название по наследству перешло к новому зданию, в котором царская семья действительно жила в летнее время.

После того, как Мойку соединили с Невой Лебяжьим каналом, образовался небольшой остров. В северной его части в 1710–1714 годах был сооружен Летний дворец, который был одним из первых каменных дворцов в Санкт-Петербурге. Автор проекта — архитектор Д. Трезини. Внутренние интерьеры созданы под руководством немецкого скульптора и архитектора Андреас Шлютер. По преданию, царь поручил построить дом так, чтоб здание символизировало новую политику России. Тогда Д. Трезини расположил здание резиденции так, что шесть из его двенадцати окон смотрели на восток, а другие шесть — строго на запад. «Так и наша Россия одинаково обращена и к Западу, и к Востоку», — пояснил архитектор, и царь одобрил такое выражение своих идей. Пётр I любил Летний дворец и жил в нем со своей семьей с весны до поздней осени.

В резиденции царя была построена первая система канализации города. Вода подавалась в дом насосами, а уходила в Фонтанку. Поскольку дом с трёх сторон омывался водой, движущей силой системы было течение Фонтанки. После наводнения 1777 года небольшая бухта перед домом — Гаванец, была засыпана, а система канализации перестала действовать.

В вестибюле дома было совершено покушение на Петра I одним из раскольников.

В 1925 году Летний дворец передан Русскому музею, а с 1934 года ему присвоен статус самостоятельного Историко-бытового музея.

В 60-х года XX века удалось восстановить многие первоначальные элементы Летнего дворца в ходе научной реставрации музея, проведенной под руководством архитектора А.Э. Гессена.

Портреты Петра I и Екатерины I

После смерти Петра I и Екатерины I в их доме почти никто не жил. Одно время в нём проходили заседания Верховного Тайного совета, а позже сюда приезжали отдыхать императорские придворные. Сами цари тут бывали редко.

Внешний облик дворца за три века почти не изменился. Это объясняется тем, что ещё при жизни императора, у Лебяжьей канавки, построили новые летние палаты. После постройки большого Летнего дворца Елизаветы Петровны на берегу Мойки (на месте нынешнего Михайловского замка) старый дворец Петра I оказался заброшенным. Это спасло его от переделок и сохранило его первоначальный вид. В прежнем виде сохранился Зелёный кабинет, столовая и помещения, в которых жили фрейлины Екатерины I.

Столовая

Зелёный кабинет

Остались личные вещи Петра и Екатерины, ставшие позже главными экспонатами музея.

Кровать в спальне Екатерины I

Светлое настоящее Зимнего

Дворец получился поистине шедевральным. Крылья здания, обращенные к Адмиралтейству, образуют парадный вход. Фасад, выходящий на Неву, украшен белыми колоннами, составляющими два яруса, чтобы подчеркнуть высоту здания и придать массивному сооружению легкость. Расстояние между колоннами различно, этот прием создает игру света и тени. Наличники окон украшены элементами, присущими барокко.

Масштабы здания весьма впечатляют:

  • высота — 23,5 метра;
  • длина со стороны Невы — 210 метров, со стороны Адмиралтейства — 175;
  • общее количество залов — 1050;
  • окон — 1945;
  • больших и малых лестниц — 117;
  • дымовых труб — 329;
  • крышу украшают 176 скульптур, которые чередуясь с вазами, оживляют строение.

Николай Первый издал указ, регулирующий высоту столичных жилых домов, которая не должна была превышать 11 саженей (23,47 метра). Хотя это не говорилось прямо, но каждый знал, что царь не желает, чтобы в столице появились дома, выше его резиденции.

Каждый император, восходивший на престол, вносил свои коррективы в облик Зимнего дворца или в его внутреннее убранство. При Николае Первом он стал поистине символом могущества Империи.

История строительства

Идея создания особого здания, выполняющего роль царской резиденции, зародилась в первые годы после закладки северной столицы. Строительство Зимнего дворца осуществлялось в несколько этапов с 1711 по 1764 гг. Современный облик, в стиле русского барокко, дворец приобрел по проекту Б.Растрелли. До 1904 г. в помещениях проживала в зимнее время императорская семья, и размещались дворцовые службы.

Николай II распорядился перебазировать резиденцию в Царское Село. Во время 1-ой мировой войны дворец переоборудовали под нужды госпиталя, находившегося под патронатом цесаревича Алексея. После февральского переворота 1917 г. комплекс стал основным местом пребывания Временного правительства. Советская власть передала Зимний дворец в ведение музея революции, а позже Государственного Эрмитажа.

Свадебные палаты Петра Великого

По приказу Петра I на территории между Миллионной улицей и Невой в 1708 г. был построен дом в 2 этажа из дерева. Своей черепичной крышей и высоким крыльцом здание напоминало голландскую архитектуру. В качестве подарка к бракосочетанию царя с Екатериной Алексеевной, Александр Меньшиков преподнес так называемые Свадебные палаты. Они были сооружены из камня в 1712 г. на месте прежней резиденции.

Зимний дворец Петра I

За возведение нового здания, по распоряжению Петра I, взялся архитектор Г.Маттарнови. Место было выбрано в излучине Зимней канавки и Невы. Работы продолжались 4 года (1716 -20). Дворец был приспособлен для комфортного проживания царской семьи в зимнее время года, откуда и произошло его наименование. В апартаментах Зимнего дворца скончался Петр Великий в 1725 году.

Зимний дворец Анны Иоанновны

В 30-х гг. 18 в. Растрелли спланировал переустройство резиденции, согласно пожеланиям императрицы Анны Иоанновны. Площадь участка для стройки была увеличена. Новое сооружение имело сразу несколько фасадов, обращенных в разные стороны:

  • на Адмиралтейство
  • на Дворцовую площадь
  • на Неву

Дом был завершен в 1735 г. Новый дворец отличался масштабами. В нем имелись:

  • 70 парадных залов
  • 100 спален
  • комнаты дворцовой канцелярии
  • караульные помещения
  • галерея
  • капелла
  • театр
  • лестницы

Вплотную к главному корпусу примыкали служебные помещения, конюшни и другие служебные пристройки. При Елизавете Петровне расширение Зимнего дворца продолжилось. Архитектор настаивал на выборе другого участка для строительства. Императрица не захотела переезжать в иное место, потому приняла решение возводить корпус заново.

Четвёртый (временный) Зимний дворец

В 1754-55 гг. сооружен временный дворец по проекту Растрелли. Его возвели у пересечения набережной Мойки и Невского проспекта. Комплекс просуществовал 7 лет, до 1762 г. Параллельно в этот период строилось основное здание современного Зимнего дворца.

Пятый (существующий) Зимний дворец

Постройка нынешнего Зимнего дворца началась при Елизавете Петровне и завершилась после воцарения Екатерины II. К созданию архитектурного ансамбля были привлечены:

  • Б. Растрелли
  • Ю. Фельтен
  • Ж. Валлен-Деламот
  • А. Ринальди
  • И.И.Бецкой

Площадь всех внутренних помещений дворца составила 60 тыс. кв. м. Кроме того, это было самое высокое здание в Санкт-Петербурге. Екатерина II распорядилась обустроить часть помещений для размещения коллекции живописных полотен, включающую 317 картин европейских художников. Для них выделили отдаленные апартаменты, которые стали именовать «Местом уединения» (по фр. Эрмитаж). Отделкой апартаментов занимались Д. Кваренги и И. Старов.

В первой половине 19 вв. были оборудованы новые залы:

  • Аполлонов
  • Георгиевский
  • Фельдмаршальский
  • Петровский
  • Гербовый

Кроме того, оформлены 2 галереи – Мраморную и Военную.

Пожар

Грандиозный пожар, бушевавший в течение трех дней в декабре 1837 г., практически полностью уничтожил внутреннее убранство дворца. Кроме того, сильно пострадали мебель, утварь, картины.

Работы по восстановлению здания были поручены В. П. Стасову. Под его руководством сооружение укрепили, перекрыли новой кровлей, воссоздали дизайн апартаментов. Реконструкция продолжалась 2 года.

Интерьер Летнего дворца

На каждом этаже здания располагаются семь небольших жилых комнат. Больших залов здесь нет. Вестибюль отделан резными дубовыми панелями, расчлененными пилястрами ионического ордера. Барельефное изображение Минервы исполнено скульптором Н. Пино.

В первом этаже находились покои царя, во втором — его жены Екатерины и детей. Здесь в приёмной он принимал письменные и устные просьбы и жалобы. Рядом с приёмной был обустроен карцер для провинившихся. Из приёмной можно было попасть в большую комнату — ассамблею. На первом этаже также расположены спальня и поварня со столовой, комната для дежурного ямщика и гардеробная.

Столовая

Нижняя поварня

Здесь же находится токарня и станок, на котором Петр любил работать.

Токарня

Токарные станки Петра I

На втором этаже здания, кроме поварни, гардеробной и комнаты для фрейлин, расположены тронная, спальня и детская, а также комната для танцев.

Спальня Петра I

Тронная

Особенно привлекателен Зелёный кабинет, украшенный живописными вставками, лепкой и позолотой.

Зелёный кабинет

Кабинет императора и поварни украшены уникальными голландскими изразцами, камины — лепными барельефами. Живописно расписаны плафоны кабинета (мастер Г. Гзель).

Кабинет Петра I

Кабинет Петра I

Интерьеры здания в форме аллегории прославляют победу русского оружия в Северной войне.

В оформлении комнат участвовали русские художники А.Захаров, И.Заварзин и Ф.Матвеев. Гостиные сохранили ту же атмосферу, что царила и в прежние времена. Многие комнаты облицованы изразцами и резным деревом, выполненными еще в давние времена.

Приемная Екатерины I

Здесь также мы видим полотна с изображениями морских судов и сражений, редкие портреты, а также пейзажи. Среди раритетов музея — привезенный из Дрездена ветровой прибор. Флюгер в виде фигуры Георгия Победоносца, установленный на крыше, приводит в движение механизм этого прибора.

Дом Петра I до сих пор сохранил уютную семейную атмосферу.

Летний дворец – филиал Русского музея

Летний дворец Петра является одним из старейших сооружений Петербурга и уникальным памятником русской истории и культуры. Интересно, что уже при Александре Первом дворец Петра был открыт для публичного осмотра. А в 1840 году была проведена частичная реставрация и систематизация имеющихся исторических ценностей. 

Летний дворец Петра Первого во второй половине 19 века

В период Великой Отечественной войны дворцовое здание было сильно повреждено, особенно крыша и оконные рамы. Сразу же после войны начался ремонт дворца, который перерос в крупномасштабную реставрацию. Новая реставрация была проведена в 2014-2018 годах. Сегодня Летний дворец является филиалом Русского музея и открыт для многочисленных туристов Северной столицы все дни, кроме вторника.

Находится Летний дворец в Летнем саду, но побывать в нем можно только в составе экскурсионной группы, которые организуются в 12, в 14 и в 16 часов. Со временем планируются и вечерние экскурсии. Группы организуются небольшие и билеты быстро заканчиваются, поэтому при желании посетить музей, лучше сначала купить билет, а потом в ожидании экскурсии, погулять по удивительным аллеям Летнего сада.

Перед посещением Дворца можно погулять по алеям Летнего сада

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Елизаветинское барокко

Сооружение, задуманное Елизаветой Петровной и воплощенное благодаря архитектурному гению Растрелли, имело три этажа и высоту 22 м. Оно стало самым высоким строением Северной столицы. Согласно указу от 1762 года, в Санкт-Петербурге запрещалось возводить здания выше Зимнего дворца. По этой причине компания «Зингер» в свое время отказалась от идеи постройки в Санкт-Петербурге высотки, подобной нью-йоркским небоскребам. Пришлось довольствоваться 6-этажным домом с мансардой, увенчанным башней с глобусом.

Зимний дворец отличался внушительными размерами, богатой внешней отделкой и роскошью интерьеров. Он имел вид прямоугольника с гигантским внутренним парадным двором. Главные фасады смотрели на набережную и оформившуюся позже площадь. Со стороны Невы он смотрелся как нескончаемая и неприступная стена с двумя ярусами колонн. Южный фасад считался главным и имел 7 членений. В центре располагался широкий, богато украшенный ризалит с 3-мя въездными арками. Кровлю по периметру украшали статуи и вазы.

Масштабы строения для того времени были впечатляющими:

  • длина (вдоль набережной) – 210 м;
  • ширина – 175 м;
  • высота – 22 м;
  • общая площадь – 60 тысяч м²;
  • залы – 1000 шт.;
  • лестницы – 117 шт.

Вдоль набережной Невы и по центру сооружения находились две цепи парадных залов. Покои членов императорской семьи располагались на 2-м этаже. Для служебных и хозяйственных помещений были выделены площади на первом этаже. Третий этаж занимали придворные.

Интерьеры императорской резиденции были украшены огромными зеркалами, канделябрами и люстрами, на стенах блистала резьба с позолотой, на полах – узоры из наборного паркета. Во дворце было два храма, богатая библиотека, музей, канцелярия, зимний сад, аптека.

Зимний дворец был выдержан в стиле елизаветинского барокко, но впоследствии его интерьеры многократно перестраивались. В разное время над внутренним убранством трудились Монферран, Кваренги, Росси, Стасов, Брюллов. Изначальные барочные элементы сохранились далеко не везде. Одним из ярчайших примеров пышного елизаветинского стиля является Иорданская лестница.

Зимний дворец во время блокады

С самого начала войны во дворце велась самоотверженная работа по сбережению художественных ценностей. Уже 22 июня 1941 года был выпущен приказ директора Эрмитажа И. А. Орбели об эвакуации сокровищ музея.

Было сформировано 2 эшелона с бесценными произведениями искусства. Они благополучно были отправлены на Урал в город Свердловск. Началось формирование третьего эшелона, но кольцо блокады замкнулось, и он остался стоять на железнодорожных путях вокзала.

Была проделана сложнейшая работа по консервации шедевров и размещению их в подвалах Эрмитажа. В Зимнем было создано 12 бомбоубежищ для сотрудников и их семей. Строение было перекрашено в серый цвет и сделана тщательная светомаскировка.

Однако авианалеты и артобстрелы принесли строению некоторые разрушения. В него попало около 20 снарядов и 2 авиабомбы. Стараниями реставраторов повреждения в кратчайший срок были исправлены.

В 1944 году открылась постоянная выставка, а к осени 1945 года почти все эвакуированные ценности вернулись в музей и его залы распахнулись для любителей прекрасного.

Архитектурные особенности здания

Одним из лучших произведений В. Растрелли был Зимний дворец в Петербурге. Дворец этот — не первая зимняя царская резиденция в столице, а пятая.

К шестьдесят второму году работы по строительству дворца были почти закончены, и в апреле во дворец въехал новый царь Петр Третий.

Еще за несколько дней до его переезда луг перед дворцом был так загроможден развалившимися лачугами, кирпичом, бревнами, досками, что подъехать к нему было невозможно. Тогда генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга разрешил столичной бедноте взять себе остатки строительного материала. К концу дня все было унесено до последней щепки. Перед дворцом расстилалась огромная площадь, в глубине которой возвышалось сильно вытянутое по фасаду здание дворца. В плане оно представляло собой прямоугольник с выступами по углам и несколькими внутренними дворами. О размерах этого дворца могут дать представление следующие цифры: длина его равна почти две сотни метров, ширина сто шестьдесят метров, высота двадцать два метра, протяженность карниза, окаймляющего здание, — почти двум километрам. Создание Зимнего дворца сыграло большую роль в дальнейшем оформлении архитектурного ансамбля центра столицы, а длина фасада предопределила размеры будущей Дворцовой площади. На зеленом фоне стен красиво выделяются два яруса белых колонн.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

В центре фасад прорезан тремя арками, за ними — парадный двор. В восемнадцатом веке арки закрывались резными деревянными воротами, которые широко распахивались в те дни, когда во дворец на торжественные церемонии собиралась петербургская знать. Золоченые кареты медленно въезжали на парадный двор и останавливались у среднего подъезда, против въездных арок. В те годы двор был выложен булыжником.

Иначе выглядит боковой фасад дворца со стороны Адмиралтейства. Он гораздо короче, чем фасад, обращенный к площади, и кажется еще меньше оттого, что Растрелли разбил его на три части, выдвинув вперед два боковых крыла.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Большая часть колонн этого фасада как бы “сбежалась” к центру, к парадному подъезду. Над подъездом — щит для вензеля, так называемый картуш, обрамленный причудливыми завитками. Над окнами — большие пышные маски. Выше — фронтон, украшенный пушками, знаменами и увенчанный двумя сидящими фигурами. Все это сразу притягивает взгляд к середине фасада, к подъезду.

Теперь посмотрим на дворец со стороны Невы. Перед нами вновь фасад такой громадной длины, что на близком расстоянии его трудно охватить одним взглядом. В центре — выступающая колоннада подъезда; ныне здесь главный вход в музей.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

На крыше здания расставлено более сотни скульптур. Среди них Геракл с львиной шкурой, воины, нимфы, богини, а на фронтоне у Главного подъезда — полулежащие фигуры бога огня и кузнечного дела Вулкана и бога морей Нептуна. Придавая зданию еще большую парадность, фигуры как бы смягчают однообразие горизонтальной линии крыши. В восемнадцатом веке статуи и вазы были высечены из камня. В конце прошлого столетия сильно обветшавшую каменную скульптуру заменили металлической.

Обилие зимних дворцов

Свадебные палаты Петра I

Первый в Петербурге. На участке между Невой и Миллионной улицей,там где сейчас базируется Эрмитажный театр. Именно здесь в 1708 году построили первый в городе так называемый «Зимний дом» — небольшой по своим размерам,двухэтажный,из дерева и с высоким крыльцом.

Спустя 4 года к свадьбе Петра I и Екатерины Алексеевны губернатор Санкт-Петербурга Александр Меншиков построил каменный дворец — Свадебные палаты Петра I.

Первый дворец — Свадебные палаты

Public domain/wikipedia.org

Дворец Петра I

В 1716 году царь Петр I отдал приказ построить новый Зимний дворец. Его возведением занялся архитектор Георг Маттарнови. Сооружение решили возвести на «Зимнедомном канале» — на углу Невы и Зимней канавки. Уже к 1720 году император со всем своим семейством переехал в новый дворец. Там же в 1725 году он умер.

Второй дворец -Зимний дворец Петра I

Public domain/wikipedia.org

Дворец Анны Иоанновны

После своего восхождения на престол в 1730 году,императрица Анна Иоанновна задумалась о расширении дворца. На следующий год после коронации она поручила его перестройку Франческо Растрелли.

По проекту архитектора,дворец занимал бы территорию собственности графа Апраксина,Морской Академии и некоторые другие существующие постройки. Все эти здания выкупили и снесли. Строительство началось в 1732 году и завершилось спустя 3 года. Императрица переехала туда на постоянное жительство.

Третий дворец -Анны Иоанновны

Public domain/wikipedia.org

Фасады здания были направлены на Неву,Адмиралтейство и Дворцовую площадь. На четырех этажах уместились 70 парадных залов,более 100 спален,галерея,театр,большая капелла,служебные и караульные помещения,комнаты дворцовой канцелярии. Почти сразу после своего переезда Анна Иоанновна начала пристраивать к дворцу технические помещения,конюшни и сараи.

Сооружать пристройки продолжили и при следующей императрице,Елизавете Петровне. К 1750 году дворец стал пестрым и грязным. Только 1 января 1752 года императрица приказала создавать пристройки в едином стиле.

Чтобы уместить их все,пришлось вновь выкупать участки по соседству. Архитектор пристраивал новые корпуса,а в конце 1752 года Елизавета Петровна загорелась идеей увеличить высоту дворца с 14 до 22 метров. Проект Зимнего дворца нужно было переделать настолько,что архитектор предложил строить его в новом месте с нуля.

Последний Зимний дворец

Императрица подписала новый проект 27 июня 1754 года.

К тому же,9 марта 1755 года Сенат постановил выслать в Петербург дополнительную рабочую силу: каменщиков,плотников,столяров,литейщиков и других. Для повышения спроса на должности потенциальным кандидатам сулили три рубля. Но по приезду людям приходилось соглашаться на любые условия — вернуться обратно самостоятельно не представлялось возможным.

Елизавета Петровна до окончания строительства не дожила. Частично работу принимал Петр III — 6 апреля 1762 года. Однако летом 1762 года правителя свергли с престола,строительство закончилось только при Екатерине II.

Общая площадь дворца составила порядка 60 тысяч кв.м. В самом здании уместилось около 1,5 тысяч комнат. Архитектора Растрелли,который занимался проектированием,с работы сняли. Отделкой интерьеров дворца при новой императрице занимались уже другие иностранные архитекторы под руководством Бецкого. По окончанию строительства дворец имел желтые оттенки в окраске. В середине XIX века появились красные оттенки.

Послепетровская эпоха

После того как были построены Зимний и Летний дворцы, Петр I больше не проживал в этом доме. Он простоял заброшенным до 1731 года, после чего вокруг него была возведена каменная галерея. Однако осенью 1777 года наводнение повредило все постройки. После этого Екатерина II приказала заключить домик Петра I в каменный чехол и зашить крышу кровельным железом. В 1784 году распоряжение было выполнено, и в таком состоянии постройка пребывала 60 лет, пока ее не разобрали.

В 1844 году по проекту архитектора Р. И. Кузьмина внешняя защита была полностью переделана. Было сооружено 16 небольших колонн с арками, однако без отделки штукатуркой. Почти в таком состоянии домик и сохранился до нашего времени.

К концу XIX века со стороны Невы высадили сад, а затем окружили его чугунной оградой. В 1875 году рядом с домиком установили бюст Петра I из бронзы. Строение сохранилось до наших дней практически в первозданном виде, а все переделки были устранены в ходе реставраций.

Зимний дворец Санкт-Петербурга: что посмотреть

Даже если вы не особенно любите искусство, Зимний дворец в Санкт-Петербурге будет интересно посмотреть. Уникальность его состоит в том, что именно это здание использовалось как резиденция царей и место для приема гостей, официальных лиц. Тут сохранились интерьер и быт, какими они были 100-200 лет назад. Посетители могут посмотреть будуары и гостиные, где жили монаршие особы и их приближенные, полюбоваться на их наряды, мебель, коллекцию украшений.

Зимний дворец, который мы знаем, был заложен в Санкт-Петербурге Анной Иоанновной в 1732 году. До этого на его месте были деревянный, а затем каменный дом Петра Первого. Окончательно завершила строительство Екатерина Вторая, именно при ней Зимний обрел нынешнее великолепие. Кроме того, она является основательницей Эрмитажа, так как впервые начала собирать во дворце предметы искусства. А вот открыл резиденцию для посетителей Николай Первый, хотя до революции музей могли посещать только очень состоятельные люди.

Экспозиции и выставки Зимнего дворца в Санкт-Петербурге

В залах и хранилищах Эрмитажа собрана коллекция из более, чем 3 миллионов экземпляров предметов искусства, в основном – картин. Список актуальных выставок можно посмотреть на официальном сайте Эрмитажа hermitagemuseum.org. Основные экспозиции музея Зимнего Дворца в Санкт-Петербурге расположены следующим образом:

  • на первом этаже – античность и древности (Средняя Азия, античный мир, древности Европы). Справа от входа – дворцовые интерьеры, затем – Древний Египет;

  • на втором этаже – русская и европейская культуры, в том числе декоративно-прикладное искусство Франции, выставка оружия, экспонаты культуры Средневековья, коллекции картин, зал Рафаэля, коллекция европейской скульптуры 19 века, итальянские художники, искусство Фландрии, голландская живопись, Зал Рубенса, Рембрандта, Леонардо Да Винчи и др. Кроме того, здесь расположены личные апартаменты императрицы Марии Александровны (золотая гостиная и будуар), библиотека Николая Второго, Большой тронный зал и портретная галерея династии Романовых, которые будут интересны поклонникам истории;

  • на третье этаже демонстрируются культура Византии, Дальнего Востока и Центральной Азии, а также Западной Европы 20 века.

Выставка на третьем этаже

Знатоки советуют начинать осмотр со второго этажа.

Жемчужины коллекции искусств

За один день однозначно не обойти коллекцию, которая хранится в Зимнем. Как утверждают знатоки, чтобы уделить каждому экспонату хотя бы минуту, придется потратить 8 лет жизни. Но хотя бы известные предметы искусства, «звезды» музея, посмотреть вы обязаны.

Итак, как их найти:

  • Иорданская лестница – шедевр архитектурного искусства. Ее не надо искать: именно отсюда начинаются все туристические маршруты. Вы ее точно не пропустите;

  • коллекция импрессионистов. Зимний дворец в Санкт-Петербурге известен своими коллекциями картин, и, в частности, импрессионистов. Моне, Ренуар, Дега, Гоген и другие художники ждут туристов на третьем этаже, в залах 316-350. Здесь же хранится знаменитая «Дама в саду Сент-Адресс» Клода Моне;
  • «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» – картины Леонардо Да Винчи, две из 14 сохранившихся. К слову, Эрмитаж в этом смысле держит твердое первенство после Лувра, где можно увидеть 5 картин мэтра. Обе картины можно посмотреть в зале 214.

История создания Летнего дворца

С началом строительства на левом берегу Невы Адмиралтейства началось также строительство жилых зданий. Участок берега Невы между Безымянным ериком (Фонтанкой) и речкой Мьей (Мойкой) Пётр I выбрал для своей летней резиденции.

Сначала Пётр I жил в деревянном домике, построенном в 1903 году и совсем непохожем на царскую резиденцию. Этот деревянный дом Пётр и назвал своим «летним дворцом», а потом это название по наследству перешло к новому зданию, в котором царская семья действительно жила в летнее время.

После того, как Мойку соединили с Невой Лебяжьим каналом, образовался небольшой остров. В северной его части в 1710–1714 годах был сооружен Летний дворец, который был одним из первых каменных дворцов в Санкт-Петербурге. Автор проекта — архитектор Д. Трезини. Внутренние интерьеры созданы под руководством немецкого скульптора и архитектора Андреас Шлютер. По преданию, царь поручил построить дом так, чтоб здание символизировало новую политику России. Тогда Д. Трезини расположил здание резиденции так, что шесть из его двенадцати окон смотрели на восток, а другие шесть — строго на запад. «Так и наша Россия одинаково обращена и к Западу, и к Востоку», — пояснил архитектор, и царь одобрил такое выражение своих идей. Пётр I любил Летний дворец и жил в нем со своей семьей с весны до поздней осени.

В резиденции царя была построена первая система канализации города. Вода подавалась в дом насосами, а уходила в Фонтанку. Поскольку дом с трёх сторон омывался водой, движущей силой системы было течение Фонтанки. После наводнения 1777 года небольшая бухта перед домом — Гаванец, была засыпана, а система канализации перестала действовать.

В вестибюле дома было совершено покушение на Петра I одним из раскольников.

В 1925 году Летний дворец передан Русскому музею, а с 1934 года ему присвоен статус самостоятельного Историко-бытового музея.

В 60-х года XX века удалось восстановить многие первоначальные элементы Летнего дворца в ходе научной реставрации музея, проведенной под руководством архитектора А.Э. Гессена.

После смерти Петра I и Екатерины I в их доме почти никто не жил. Одно время в нём проходили заседания Верховного Тайного совета, а позже сюда приезжали отдыхать императорские придворные. Сами цари тут бывали редко.

Внешний облик дворца за три века почти не изменился. Это объясняется тем, что ещё при жизни императора, у Лебяжьей канавки, построили новые летние палаты. После постройки большого Летнего дворца Елизаветы Петровны на берегу Мойки (на месте нынешнего Михайловского замка) старый дворец Петра I оказался заброшенным. Это спасло его от переделок и сохранило его первоначальный вид. В прежнем виде сохранился Зелёный кабинет, столовая и помещения, в которых жили фрейлины Екатерины I.

Остались личные вещи Петра и Екатерины, ставшие позже главными экспонатами музея.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector