Свято-троицкая александро-невская лавра

Комплекс зданий

На сегодняшний день Александро-Невская лавра – крупный ансамбль в очертании каре, состоящий из нескольких зданий. Он окружен трапециевидным двором с сооружениями в форме башен по углам. В состав комплекса входят следующие архитектурные объекты:

  • Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. Его построили по проекту архитектора Швертфегера во времена правления Петра I. В 1750-х его разобрали и в 1774-1790 гг. воздвигли заново по новому плану Ивана Старова;
  • Храм Святителя Николая Чудотворца (1868–1871). Собор был возведен при Засоборном погосте, в дальнейшем, переименованном в Никольское кладбище Александро-Невской лавры – 1877 год;
  • Лазаревская усыпальница (1717). Изначально храм был построен как гробница царевны Натальи Алексеевны;
  • Духовской корпус (1717);
  • Корпус Митрополичий (1756–1764);
  • Феодоровская церковь (1742–1747). С XVII по начало XX века в храме проводились захоронения;
  • Федоровский корпус (1725–1748);
  • Благовещенский собор (1717);
  • Семинарский корпус (1756–1761);
  • Собор Сошествия Святого духа (1717–1725);
  • Корпус Просфорный (1761–1771);
  • Надвратная церковь (1784–1786);
  • Собор Божией матери (1869). Церковь была возведена при кладбище, которому в 1876 году присвоили имя Тихвинское;
  • Исидоровский собор (1890–1891). Название храм получил в честь освятившего ее митрополита Исидора;
  • Библиотечный корпус, используется как древлехранилище, библиотека, архив.
  • Консистория (1900).

К монастырскому ансамблю Петербурга также относятся 4 погоста:

  • Лазаревский – Некрополь Александро-Невской лавры XVIII;
  • Казачий;
  • Тихвинский (Мастеров искусств);
  • Никольский.

Некрополь XVIII века и Тихвинский могильник относятся к Государственному музею скульптуры, основанному в 1932 г.

Возведение архитектурного комплекса Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге

Руководство строительством монастыря осуществлял архитектор К. Конрат. В 1720 году зодчий Т. Швертфегер выполнил новый проект собора Святой Троицы. По православным религиозным канонам собор алтарной частью был повернут на восток, а главным входом – на запад. Для придания симметричности монастырского фасада вдоль набережной реки Невы в юго-западной части по проекту Швертфегера возвели еще одну церковь. По проекту архитектора Д. Трезини в 1723 году на месте деревянной была построена каменная Благовещенская церковь в стиле петровского барокко (в наши дни эта постройка является самой старой на территории Лавры). Позже напротив Благовещенской церкви был построен мост. В 1725 году был достроен двухэтажный, спланированный в три уступа Духовской братский корпус.

В 1727 году начались работы по возведению Троицкого собора и южной части монастырского комплекса. В разные периоды строительством монастыря занимались архитекторы Швертфегер, Аничков, Земцов, Еропкин. В 1742 году строительство южной части монастыря продолжил архитектор П. Трезини, в 1750-х годах было завершено возведение стен Федоровской церкви, строилась крыша трех уступного Федоровского братского корпуса. По проекту П. Трезини архитектор А. Антониетти возвел южный Семинарский и северный Просфорный корпусы, Митрополичий корпус, расположенный в западной части монастыря. Под руководством зодчего И. Росси были достроены Федоровская церковь и Федоровский братский корпус. В1760-70-е годы были возведены Юго-Западная Библиотечная и Северо-Западная Ризничная башни.

В 1774 году циркумференции замкнули территорию монастыря, за исключением места, на котором планировалось возвести главный монастырский храм. По повелению Императрицы Екатерины II Свято-Троицкий собор с большим куполом на высоком барабане и двумя, выдвинутыми вперед, башнями-колокольнями был спроектирован и сооружен русским архитектором И. Е. Старовым. Строительство началось в 1779, завершение строительства и освящение собора – в 1790 году. Свято-Троицкий собор является шедевром архитектуры в стиле раннего русского классицизма. В том же 1790 году из Благовещенской церкви в новый храм была перенесена рака с мощами Святого Благоверного князя Александра Невского. По проектам архитектора И. Е. Старова были построены въездные ворота в монастырь и надвратная церковь во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Старовым так же была выполнена перепланировка площади Александра Невского. В результате расширения Духовского корпуса Александро-Невской Лавры в 1820-х годах были сооружены каменные ворота со стороны реки Монастырки (бывшей Черной речки).

Рядом с Лазаревским кладбищем, ставшим тесным для захоронений, появилось Ново-Лазаревское – некрополь деятелей искусств. В 1861 году к востоку от Александро-Невской Лавры было основано Никольское кладбище. В наши дни оно является единственным местом на территории Лавры, где возможны захоронения.

В XX веке Александро-Невская Лавра в Санкт-Петербурге как религиозно-духовный центр пережила все перипетии истории, которые выпали на долю Советского Союза и России. В наши дни Лавре возвращены почти все монастырские постройки и храмы (на территории Лавры расположено примерно 16 церквей). Александро-Невская Лавра является зримым воплощением духовных устремлений православных христиан в прошлом, настоящем и будущем.

Об издательстве

Издательство «Невская Лавра» основано в 2002 году. Издателем и учредителем является Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра (мужской монастырь). Деятельность издательства осуществляется под  духовным руководством наместника Александро-Невской Лавры, епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии Назария. Издательство выпускает общегородскую церковную газету «Вестник Александро-Невской Лавры» информационно-публицистического содержания. Главный редактор – наместник Александро-Невской Лавры епископ Назарий.

Кроме того, издательство выпускает литературу богословского, нравственно-воспитательного, церковно-публицистического содержания.

География распространения литературы и номеров газеты: Россия, Белоруссия, Украина. Из стран дальнего зарубежья газета поступает в Джорданвилль (США).В 2015 году в издательстве созданы принципиально новые приложения к газете, рассчитанные на широкий круг интеллектуальной и неравнодушной публики:- научно-публицистический журнал «Источник надежды», содержащий большое количество статей на различные актуальные темы современности;- литературно-художественный журнал «Свет юности», предлагающий вниманию молодёжной аудитории высокохудожественную прозу и поэзию как маститых мастеров, так и начинающих авторов, а так же материалы по истории, до сих пор малоизвестные широкой публике;- детский литературно-художественный журнал «Вербочка», предназначенный для читателя младшего возраста;- Брошюры и буклеты из общей серии «Святыни Лавры».

Издательство приглашает к сотрудничеству православных авторов, журналистов, фотографов, корректоров.

Газета «Вестник Александро-Невской Лавры» принимает заказы на размещение рекламных статей и модульной рекламы.

Печатня при Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре существует с момента начала существования монастыря. Одно из первых упоминаний о типографии при Лавре относится к 1719 году.

Печатня изначально обеспечивала монастырь богослужебными и научными книгами, иллюстрациями, записками для церковного пользования, и помогала вести Церкви просветительскую деятельность в течении 3-х веков.

После годов гонений в 2002 году с благословения наместника монастыря, епископа Кронштадтского Назария при Лавре была возобновлена работа издательства «Невская Лавра», выпускающего газету «Вестник Александро-Невской Лавры» (с приложениями); а в 2011 году, совместно с благотворительным Фондом помощи инвалидам «Кедр» и Комитетом по занятости населения правительства Санкт-Петербурга, произошло открытие типографии «Печатня Лавры».

Монастырская традиция возобновилась. Современное типографское оборудования позволяет производить полиграфическую продукцию высокотехнологического уровня, а опытный персонал обеспечивает качественное оформление и преемственность традиций распространения печатного дела на Руси.Часть заработанных средств идёт на оплату труда инвалидов, ведётся просветительская и благотворительная деятельность.С 2014 года издательством и печатней руководит насельник монастыря архимандрит Нектарий (Головкин).

Типография располагает современной цифровой техникой нового поколения, что позволяет при невысокой цене обеспечивать высокое качество на уровне мировых полиграфических стандартов.

НАШИ ВОЗМОЖНОСТИ:

— Цветная печать от визиточного до плакатного форматов (А2-А0);- Ризография;- Сканирование, оцифровка печатной продукции до формата А3;- Ксерокопирование;- Изготовление листовок, флаеров, евробуклетов, блокнотов, календарей, брендбуков, папок;- Печать и вёрстка книг от 1 экземпляра;- Сборка на пружину, скрепку, термоклей;- Фальцовка, биговка, обрезка, ламинирование пакетное и рулонное;- Изготовление плакатов, копий картин, высококачественная широкоформатная печать;- Допечатная подготовка любого уровня сложности;- Изготовление оригинал-макетов и логотипов фирменного стиля;- Индивидуальная работа с заказчиками.

Обращаться в редакцию можно по телефону +7 (911) 289-72-99 и электронному адресу izdat.lavraspb@mail.ru

Приобрести газету  «Вестник Александро-Невской Лавры» и печатную продукцию редакции «Невская Лавра» можно в киосках Свято-Троицкого собора, на территории Лавры и в редакции (Просфорный корпус, комната 103)

Издательство Александро-Невской Лавры продолжает собирать материалы для книги об архимандрите Елеазаре. Просим Вас направлять всю корреспонденцию по адресу: 119167, Россия, Санкт-Петербург, набережная реки Монастырки, 1 (в Издательство Александро-Невской Лавры)

Ярмарки

В Митрополичьем саду регулярно устраивают православные выставки-ярмарки, приуроченные к временам года. У подобного мероприятия несколько составляющих: духовно-просветительская, культурная и гастрономическая.

Посетители ярмарки могут подать молитвенные прошения о родных и близких, узнать ответы на интересующие вопросы о церковной жизни, сделать полезные приобретения. Каждый желающий может купить:

  • церковную утварь, иконы, свечи
  • сезонные натуральные продукты: мед, травы, ягоды, грибы, орехи, сухофрукты
  • прочие деликатесы от фермерских хозяйств: мясную и рыбную продукцию, выпечку, сыр
  • товары для здоровья: травяные настойки, мази
  • предметы одежды, ткани
  • сувенирную продукцию от мастеров искусств

Также в программу ярмарки входят выступления различных музыкальных ансамблей.

Некрополи Александро-Невской лавры

В 1716 году на землях обители было образовано Лазаревское кладбище (Некрополь XVIII века). Здесь упокоился цвет того времени: фельдмаршал Б. Шереметев, адмирал В. Чичагов, литератор Д. Фонвизин, архитектор И. Старов, учёный-энциклопедист М. Ломоносов.

В 20-х годах XIX века к Александро-Невской лавре приписали Тихвинское кладбище (Некрополь мастеров искусств). Здесь похоронены скульптор П. Клодт, писатель Ф. Достоевский, историк Н. Карамзин, баснописец И. Крылов, композиторы М. Глинка, П. Чайковский, художники А. Иванов, А. Куинджи, актриса В. Комиссаржевская.

В 60-х годах XIX века к этим некрополям добавляется ещё и Никольское кладбище, где находятся могилы сына А. Ахматовой Л. Гумилёва и первого мэра Санкт-Петербурга А. Собчака.

Некрополи, а также Лазаревская и Благовещенская церкви лавры сейчас относятся к Государственному музею городской скульптуры.

Лавра стала оживать в середине XX века — в 1957 году возобновились службы в Троицком соборе, а спустя 32 года туда были возвращены мощи Александра Невского.

Монашеское служение в стенах Александро-Невской лавры снова началось в 1996 году под руководством епископа Назария (Лавриненко). Через четыре года жизнь монастыря была налажена, а вместе с ней были возрождены и традиционные ремёсла — ювелирное, иконопись, христианской оловянной миниатюры, а также по работе с дорогими породами дерева.

В 2002 году на площади перед лаврой появился монумент, посвящённый князю Александру Невскому (скульптор В. Козенюк).

Ежегодно тысячи людей со всего света приезжают в Александро-Невскую лавру, чтобы насладиться красотой и величием монастыря, отдать дань памяти великим деятелям, нашедшим здесь упокоение. Несмотря на десятилетия безбожья и гонений, она и по нынешний день сохранила своё духовное предназначение.

Состояние некрополей

К настоящему времени бывшие лаврские кладбища Лазаревское и Тихвинское (под названием «Некрополь мастеров искусств») можно увидеть уже при входе в монастырь, они расположены по сторонам от него. Кладбища не принадлежат обители, вход на них платный, стоит около 500 р. При желании в той же кассе можно оплатить экскурсию.

Однако, желающим осмотреть некрополи стоит иметь ввиду происшедшие кардинальные изменения. Ведь с 1930-х на их базе открыли Музей городской скульптуры, куда свозили памятники с закрываемых столичных кладбищ, из храмов, где были погребены известные люди. Поэтому ныне расположение надгробий весьма приблизительно соответствует местам захоронений, многие утрачены. 

Несколько более сохранно Никольское кладбище. Здесь есть братский участок, а также продолжают погребать известных людей.

Казачье кладбище

Наконец, уникально четвертое, возникшее в советские годы «Казачье», где с первых послереволюционных лет хоронили… представителей коммунистической власти! Среди погребенных близ Троицкого собора – участники обороны Ленинграда, известные архитекторы, ученые, строители. Захоронения происходили здесь до 1970-х гг. 

Кладбища

В границах монастырского комплекса расположено несколько кладбищ с усыпальницами выдающихся деятелей науки, искусства, культуры, политики и государства.

Лазаревское кладбище

Старейшее из сохранившихся в Санкт-Петербурге: его заложили еще в начале строительства монастыря. Служило оно местом погребения городской знати и представителей княжеских сословий.

Именно поэтому с самого начала захоронений практически все усыпальницы и надгробия на кладбище – настоящие произведения мемориального искусства: каменные или чугунные надгробия с колоннами, скульптурами, гербами, художественной резкой и лепниной. В 1717 году освятили церковь, основанную на кладбище во имя Святого Лазаря.

Здесь похоронены архитекторы, принимавшие участие в создании облика Санкт-Петербурга и Александро-Невской лавры. Среди них:

  • Дж. Кваренги
  • К. И. Росси
  • А. Н. Воронихин
  • И. Е. Старов

На Лазаревском кладбище находится могила ученого, академика М. В. Ломоносова с установленным надгробием в виде мраморной стелы. Памятник установил граф Михаил Воронцов, являющийся покровителем и другом ученого.

Тихвинское кладбище или Некрополь мастеров искусств

При открытии именовалось Новым Лазаревским, так как расположилось напротив самого старого – Лазаревского. В 1873 году здесь освятили церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери, и кладбище переименовали в Тихвинское.

Здесь погребены известные творческие люди – величайшие писатели, композиторы, актеры, художники:

  • Ф. М. Достоевский
  • П. И. Чайковский
  • И. А. Крылов
  • И. И. Шишкин и многие другие гении культуры и искусства

Никольское кладбище

Его основали в лавре третьим по очереди, в 1861 году, и освятили на его территории церковь в честь святого Николая Чудотворца. Здесь похоронены многие представители лаврского духовенства и известные люди своего времени. Например, первый мэр Санкт-Петербурга А. А. Собчак.

К концу прошлого века территория кладбища оказалась сильно запущенной и разрушенной, многие могилы были разорены. За последние годы там провели восстановительную работу, сейчас кладбище действующее, в церкви регулярно проводят богослужения.

Мемориальная часовня в честь святых благоверных князей Александра Невского и Дмитрия Донского в память о воинах, павших в ходе героической обороны Ленинграда

Рахьинское городское поселение, посёлок при станции Ладожское Озеро (Всеволожский район Ленинградской области), на территории музея «Дорога жизни»

Часовня весьма молода в сравнении с аналогичными культовыми сооружениями. Она была заложена 29 мая 2018 года и возведена при поддержке Федеральной службы безопасности и Министерства обороны Российской Федерации. Инициаторами выступили Центральный военно-морской музей и Межрегиональная общественная организация «Ветераны военной контрразведки».

Торжественное открытие и освящение состоялось 22 июня 2018 года.

Подобные часовни возведены в Псковской, Смоленской, Ленинградской (пос. Невская Дубровка), Калининградской, Мурманской областях, а также городах-героях Волгограде и Севастополе, городах воинской славы Волоколамске и Хабаровске.

Фото: globus.aquaviva.ru

Начало строительства и первые этапы развития Александро-Невской лавры

В указанном месте с соблюдением всех православных традиций была возведена часовня. Спустя три года, 25 марта 1713 было проведено освящение церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. На этом мероприятии, где также были положены основания для будущих братских деревянных келий, присутствовал Петр Первый. Заниматься планировкой территории вокруг монастыря и постройкой всего комплекса в целом было поручено итальянскому мастеру Трезини.

Собор Троицы Живоначальной

Именно Трезини разработал и составил планы для возведения всех каменных зданий монастырского комплекса. На работу понадобилось два года, и в 1716 году царь проверил подготовленный план строительства и собственноручно на нем начертал «Во имя Господне делать по сему»! Так началась великая и, безусловно, очень важная для каждого истинно верующего патриота государства своего, важнейшего исторического и духовного центра православия – Александро-Невской лавры.

Во время строительства обители в самые первые годы в сторону столицы протянули дорогу, сейчас это часть известного на весь мир Невского проспекта Петербурга.

Собор Троицы Живоначальной

Дальнейшее развитие комплекса происходило одновременно с ростом города. А в 1717 году был заложен храм, возводимый во имя святого Александра Невского. После того, как храм был освящен в 1723г., в обстановке невероятного торжества и духовного подъема верующих, сюда были перевезены святые мощи. С тех пор, каждый год 30-го августа от Исакиевского и Казанского собора в направлении созданного и обустроенного церковно-исторического комплекса, проходит величественный крестный ход.

Помощь в разработке проекта итальянцу Трезини оказывал русский мастер И. Старов. В ходе развития комплекса, в нем были построены не только сами церкви, но и специальные комнаты для монахов – кельи, а также покои для митрополита и много других необходимых строений. Комплекс выстраивался в виде огромной буквы «П» и со всех сторон украшался цветами и клумбами.

Собор Троицы Живоначальной

Развиваясь, обитель обзаводилась и необходимыми для своего функционирования объектами. Так, в 1720 году была запущена собственная типография, а чуть позже открыта семинария. В последующем семинария преобразовалась в духовную академию, действующую и поныне.

Приблизительно в середине 18 века под руководством архитектора М.Расторгуева возводятся Митрополичий дом, а также Семинарский и Просфорный корпуса. И в это же время знакомые очертания приобретает площадь перед входом, выполненная в виде круга. Монастырский комплекс не только продолжал активно развиваться, но и оказывал очень сильное влияние на развитие государства Российского. За эти и другие заслуги в 1797 году по указу царствовавшего тогда Павла Первого монастырю был присвоен высший церковный статус – Лавры!

Библиотечная (Юго-западная) башня

В годы наивысшего расцвета обитель состояла из двенадцати церквей и была одним из самых богатых и влиятельных мест во всем мире. Однако до нашего времени достояли лишь три церкви. Остальные были разрушены, разодраны или переназначены за годы существования власти большевиков, как известно, ненавидевших любое упоминание о церкви и вере православной.

Архитектура, убранство и устройство собора

Однокупольный храм с двумя двухъярусными башнями-колокольнями
решён в формах раннего классицизма. Внутреннее пространство собора,
крестообразное в плане, разделено на три нефа массивными пилонами,
поддерживающими своды. Собор увенчан куполом на высоком барабане. В
общую композицию включены две монументальные колокольни,
возвышающиеся по сторонам лоджии главного входа, оформленной
портиком из 6 колонн римско-дорического ордера. Фасады обработаны
пилястрами и неглубокими филёнками.

Над южным и северным входами помещены барельефные панно,
изображающие события из Ветхого и Нового заветов, исполненные
скульптором Ф. И. Шубин; над главным входом в центре —
«Жертвоприношение царя Соломона в день освящения Иерусалимского
храма»; ниже находится скульптурная группа, изображающая ангелов с
орденским знаком святого Александра Невского.

Крестный ход с мощами св. Александра Невского — spbpda @ Flickr

Внутри здание сочетает базиликальную форму с крестово-купольной
и в плане представляет собой латинский крест.

Главный неф декорирован приставными коринфскими колоннами с
золочеными капителями. Основное освещение происходит через
шестнадцать окон барабана, поддерживающего купол.

Иконостас в виде полукруглой ниши с царскими вратами в глубине,
выполнен А. Пинкетти из белого итальянского мрамора. Бронзовые
детали сделал П. П. Ажи, а образа в царских вратах написали И. А.
Акимов и Я. Меттенлейтер. В написании остальных образов иконостаса
участвовал Г. И. Угрюмов.

В парусах — изображения четырех евангелистов, написанные Я.
Меттенлейтером.

Первоначальную роспись интерьера исполнил Ф. Д. Данилов, но она
была вскоре частично утрачена в связи с долгим отсутствием
отапливания в соборе; и в 1806 году А. делла Джакомо заменил её
другой, используя эскизы Д. Кваренги. В 1862 году П. С. Титов
заново расписал своды по эскизам Ф. Г. Солнцева.

Лепка была поручена Ф. Ламони и Д. Фонтана, 20 барельефов и
статуи святых — скульптору Ф. И. Шубину. В западной части собора
был помещён мраморный барельеф митрополита Гавриила (Петрова).

Без названия — spbpda @ Flickr

В алтаре, за престолом, находился образ Благовещения Пресвятой
Богородицы кисти Рафаэля Менгса. Над южными вратами — картина
«Спаситель Благословляющий» Антониса ван Дейка, на восточной стене
— «Воскресение Христово» Питера Пауля Рубенса. Картины Ван Дейка,
Бассано, Гверчино, Строцци и других были переданы в собор из

Эрмитажа в 1794 году по указанию Екатерины II. Ко дню освящения
Екатерина II подарила также образ «Моление о чаше», отчеканенный из
золота в Италии.

Над царским местом висел портрет Екатерины II кисти Д. Г.
Левицкого, напротив — портрет Петра I.

Над ракой святого Александра Невского находилась большая икона
кисти И. Г. Адольского.

Без названия — spbpda @ Flickr

У гробницы стоял серебряный аналой с киотом, где лежали иконы и
«ковчежцы» с частицами мощей. Он был подарен собору в 1806 году
императором Александром I. Слева от раки находился образ
Владимирской Божией Матери, которому предание приписывало
принадлежность самому Александру Невскому, справа — Нерукотворный
Спас с частицей Ризы Господней.

В 1862 году в собор из
Таврического дворца поступила малахитовая сень для плащаницы,
изготовленная в Париже в 1827—1828 годах в мастерской П.-Ф.
Томира.

Большое серебряное паникадило, весившее около 210 килограмм,
было пожертвовано Екатериной II.

Ярмарки

В Митрополичьем саду регулярно устраивают православные выставки-ярмарки, приуроченные к временам года. У подобного мероприятия несколько составляющих: духовно-просветительская, культурная и гастрономическая.

Посетители ярмарки могут подать молитвенные прошения о родных и близких, узнать ответы на интересующие вопросы о церковной жизни, сделать полезные приобретения. Каждый желающий может купить:

  • церковную утварь, иконы, свечи
  • сезонные натуральные продукты: мед, травы, ягоды, грибы, орехи, сухофрукты
  • прочие деликатесы от фермерских хозяйств: мясную и рыбную продукцию, выпечку, сыр
  • товары для здоровья: травяные настойки, мази
  • предметы одежды, ткани
  • сувенирную продукцию от мастеров искусств

Также в программу ярмарки входят выступления различных музыкальных ансамблей.

История Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

Считается, что на том месте, где Чёрная речка (ныне Монастырка) впадает в Неву, 15 июля 1240 года произошла битва дружины князя Александра Невского со шведами. В память о тех событиях, а также в честь победы над шведами в 1704 году, Петром I было принято решение о строительстве здесь монастыря и дано ему название — Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь. Князь Александр Невский был канонизирован церковью за свои благие дела для Отечества. В народе монастырь называли Александров храм.

Заложен монастырь был в 1710 году по проекту Доменико Трезини и И. Старова. В 1712 году рядом с монастырем появляются первые строения. Были построены деревянные Благовещенская церковь и часовня. В 1713 году церковь была освящена. Застраивается монастырская слобода.

По проекту в комплекс монастыря входили церкви, кельи (жилые комнаты монахов), покои митрополита и другие постройки. Корпуса были построены «покоем» — буквой П с церквями по углам. На территории монастыря был разбит сад с цветником.

Основное здание монастыря расположено у речки Монастырки. И. Старов также выполнил проект церкви Божьей Матери Всех Скорбящих Радость — Надвратной церкви, которую так назвали из-за ее расположения над воротами монастыря.

Одним из первых строений монастыря является Благовещенская церковь, расположенная на правом берегу Монастырки (архитекторы Д. Трезини и Т. Швертфегер, 1724 год). Здание церкви сохранилось до наших дней. Оно было построено на месте деревянной Благовещенской церкви. Церковь имеет прямоугольную в плане форму и украшена пилястрами. Увенчана восьмигранным куполом на высоком барабане. Именно сюда первоначально были перенесены мощи Святого Александра Невского. Здесь находится прах Анны Леопольдовны, Алексея Разумовского, Александра Суворова.

В середине 18-ого века строятся еще несколько корпусов, в том числе Митрополичий дом, Семинарский, Просфорные корпуса (архитектор М. Д. Расторгуев). И. Старов спроектировал также круглую площадь перед входом на территорию монастыря.

В 1720 году при монастыре была открыта типография. Позже в монастыре находилась семинария, которая была преобразована в Духовную академию, которая действует и сейчас. Указом Павла Первого в 1797 году монастырь приобрел высший статус – статус лавры.

Духовской корпус

план лавры

Духовской корпус Александро-Невской лавры связывает Благовещенскую церковь с Троицким собором. Строительство этого корпуса началось в 1717 году в соответствии с проектом архитектора Д. Трезини. Предложенное им решение плана тремя уступами представляет особый интерес. С помощью этого композиционного приема, повторенного и в Федоровском корпусе, Трезини усилил черты живописности, присущие всему монастырскому ансамблю.В 1820 — 1822 годах архитектор В.П. Петров перестроил часть Духовского корпуса, устроив здесь новую монастырскую церковьСошествия Святого Духа. Перестройка не отразилась на главном фасаде, обработанном полуколоннами, но повлекла за собой внутреннюю перепланировку, а также возведение обширной пристройки к заднему фасаду. Фасад Духовского корпуса, обращенный во внутренний двор, первоначально имел два яруса открытых аркад. В 1760-х годах они были застеклены и превращены в окна, так как открытые галереи оказались неудобными в климатических условиях Петербурга. Из числа внутренних помещений Духовского корпуса представляют интерес большой, декорированный коринфскими колоннами двусветный зал (б. церковный) и ряд других парадных помещений. Духовской корпус послужил образцом при создании симметричного ему Федоровского корпуса и определил архитектурное решение других зданий монастыря.

При Екатерине I и А. Д. Меншикове строительство продолжалось с прежним размахом. Швертфегер, получавший теперь непосредственные распоряжения от Меншикова, оказался во
главе строительных работ, которые были частью грандиозной стройки города. На территории монастыря одновременно велись работы по возведению каменного городка, по расширению Подмонастырной слободы и созданию производственной базы строительства.
До 1724 года был разбит огромный сад на месте, предусмотренном планом Швертфегера, построены оранжереи. К каменному городку вела «большая першпективная дорога», обсаженная березками (только в 1724 году их высадили до пятисот), упиравшаяся в деревянный, сначала наплавной, позднее подъемный мост напротив Благовещенской церкви. Кирпичную высокую стенку, укрепляющую и поныне берег Монастырки у моста, впервые выложили в 1723 году. К 1723-1725 годам относятся большие «деревянные работы» на левобережье Черной речки и застройка у монастыря «першпективной дороги» по обе ее стороны домами и усадьбами работавших на строительстве. Рядом со стройкой поселился и Т. Швертфегер.
Это был опытный строитель, несомненно одаренный архитектор, работавший в России с 1713 года. После назначения вместо Д. Трезини главным архитектором постройки каменного городка и переработки его первого генерального плана Швертфегер, как уже говорилось выше, вначале руководил завершением строительства Благовещенской церкви и сообщающихся с ней трех уступов главного корпуса или, как его называли, главной линии. К 1725 году они были в основном закончены. Так же, как и Благовещенская церковь, композиция и декор этих построек отличаются особенностями, свойственными творчеству спроектировавшего их Трезини.В 1725 году, то есть ко времени окончания уступов Духовского корпуса, по другую сторону строящегося главного собора начали бить сваи под фундамент последних трех уступов главной линии, повторяющих композицию и всю структуру Духовского корпуса.
 

В колонном зале Духовского корпуса располагается Духовно-просветительский центр Александро-Невской Лавры . 

Концертный зал Александро-Невской Лавры  приглашает всех желающих на вечера, посвященные русской традиционной и современной православной культуре.ДПЦ «Святодуховский»

Строительство

Место под строительство было выбрано не случайно. Согласно историческим летописям, на месте будущего монастыря располагалась деревня Вихтула. Считается, что именно здесь, на месте впадения Черной речки в Неву, 15 июля 1240 года состоялась историческая битва дружины Александра Невского со шведами. Идея постройки монастыря впервые появилась у Хутынского архимандрита Феодосия, который поведал ее князю Меншикову. Последний же рассказал о ней Петру І, пообещав отдать часть своих имений под монастырские земли.

Строительство монастыря было начато по указу Петра І 20 февраля 1712 года. Как и многие строительства тех времен, возведение монастыря продолжалось достаточно долго – до 90-х годов 18 столетия. День проведения первой Литургии, 25 марта 1713 года, принято считать днем начала существования святой обители.

Создание проекта будущего монастыря было возложено на Доменико Трезини, а наблюдением за строительством было возложено на Христофа Конрата. В 1712 году начали появляться первые деревянные постройки, а 25 марта 1713 года было проведено освящение церкви.

Монастырь выполнял не только духовные функции. К 1720 году в его стенах была открыта типография, а 1721 году школа, позднее ставшая семинарией, а после – академией.

Проект монастыря был готов уже в 1715 году, а через год его утвердил Петр І.

Христофор Конрат занимался его строительством до 1 июля 1720 года, после чего ему пришлось уехать. Вместо него руководство строительством в свои руки взял Теодор Швертфегер. Им был составлен новый проект главного монастыря. Причиной тому стала непредусмотрительность архитектора Трезини. Согласно первому проекту, собор должен был быть расположен фасадом в сторону Невы, а входом на восток. Такое расположение противоречило правилам строительства православных храмов, согласно которым вход в храм должен располагаться на западе, а алтарь на востоке.

В 1717-1723 годах вместо Благовещенской церкви был возведен каменный храм, который в наши дни является самым старым строением на территории лавры.

Немного позднее мощи Александра Невского из Владимира были перенесены в Александро-Невский монастырь.

Работы над тремя уступами главной линии монастырского комплекса были завершены 1725 году. Работы над южной частью были начаты в конце 1727 года.

Возведение главного Троицкого храма шли не равномерно: то ускоряясь, то останавливаясь. Однако, когда собор был уже почти достроен, он оказался неугоден императрице, и по ее приказу его разобрали вплоть до фундамента.

Здания Просфорного (северо-западного) и Семинарского (юго-западного) корпусов построены к 1762 году. Позднее, с западной стороны Благовещенской церкви был пристроен двухэтажный павильон.

В 1756 году вокруг монастырского двора началось строительство циркумференции, спроектированной итальянским архитектором Джузеппе Венероне. Он же создал проект нового главного собора.

Отделка интерьера Федоровской церкви была завершена к 1766 году, а освящение было совершено в 1770 году.

Завершение строительства циркумференции состоялось в 1774 году, благодаря чему территория монастыря стала замкнутой практически полностью. Оставалось «заполнить брешь» на месте главного храма. В феврале 1776 года Екатериной ІІ был утвержден новый проект храма, созданный Иваном Егоровичем Старовым. 30 августа 1778 года в присутствии императрицы произвели закладку Свято-Троицкого собора.

По проектам того же архитектора были возведены въездные ворота с надвратной церковью, перепланирована площадь перед лаврой и построены два одноэтажных дома, сохранившихся до наших дней.

Освящение Свято-Троицкого собора состоялось 30 августа 1790 года. Раку с мощами Александра Невского из Благовещенской церкви перевезли в том же году

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector