Теремной дворец

История строительства Большого Кремлёвского дворца

У Большого Кремлёвского дворца в том виде, в котором он известен нашим современникам, длительная история. И начинается она с тех пор, когда столица Российской Империи была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург. Многие московские дворцы в то время стали быстро терять свое значение и либо начинали разрушаться, либо уничтожаться пожарами. И даже несмотря на то, что императрица Анна Иоановна большую часть времени любила проводить в Москве, на состоянии Кремлевского дворца это никак не сказывалось, в отличие от множества других строений государственного значения.

Вид на Большого Кремлёвского дворца с Москвы реки

Дело в том, что в 18 веке дворцы, построенные ещё во времена Средневековья, стали терять свою актуальность. Однако всё изменилось, когда императрица поручила знаменитому архитектору Б.Ф. Расстрелли возвести новый дворец, так называемый Зимний Анненгоф. Этот дворец был построен из дерева в соответствии с модным тогда архитектурным стилем барокко.

Уже позже, когда на престол взошла Елизавета Петровна, было принято решение о строительстве в Кремле новой императорской резиденции. Так уже в 1749 году было снесено 3 царские палаты (Столовую, Среднюю и Набережную), и на том же фундаменте был возведен новый дворец. Как и Зимний Анненгоф, московский дворец был исполнен в стиле барокко. По тем историческим документам, которые сохранились до нашего времени, новый московский дворец больше всего напоминал Большой Петергофский дворец.

Однако следующей императрице, Екатерине II, новый дворец не понравился — по её мнению, он был слишком скромен и не соответствовал в полной мере величию Российской империи. Поэтому в очередной раз было принято решение о перестройке московской императорской резиденции. Архитектором Баженовым В.И. был разработан проект нового дворца.

Вид на южный фасад Дворца

Масштабы постройки предполагались немалые — дворец должен был занимать всю околоречную территорию Кремля, начиная от Боровицкого холма и до самого берега Москвы-реки. Для реализации данного проекта на территории Кремля было уничтожено несколько объектов. Например, были снесены приказы, располагавшиеся восточнее Архангельского собора. Подверглась разрушению и часть кремлёвской стены между Первой, Второй и Петровской Безымянными башнями и Тайницкими воротами. Официальная закладка нового дворца была осуществлена в 1773 году. Но, что самое интересное, уже в 1774, через год после торжественной церемонии, проект был признан слишком масштабным и нецелесообразным для тех задач, которым он должен был отвечать. В итоге практически все разрушенные объекты были восстановлены, а на подготовленном месте было возведено одно здание — московское отделение Сената. При этом не забыли о старом дворце — его решили обновить и немного перестроить.

История постройки большого Кремлёвского дворца на этом не заканчивается. Когда в Москве приступили к постройке храма Христа Спасителя, в очередной раз пришла идея об его обновлении. Основанием послужила мысль о том, что новый Кремлевский дворец должен был бы символизировать обновление города.

Инициатором создания нового дворца на месте старого отделения Сената выступил российский император Николай I. Архитектор Константин Тон приступил к разработке нового проекта в 1837 году. Следует отметить, что тот же Константин Тон спроектировал и построил храм Христа Спасителя.

Рюрики. Призвание на княжение

Надпись:

«В Руси самодержавное царское правление начаста от Рюрика, иже приде из варяг со двема братома своима и с роды своими, иже бе от племени Прусова. Прус же брат бысть единаначальствующаго на земли римскаго кесаря Августа и великий же князь Рюрик в Великом Новгороде царствуя, остави сына своего Игоря»Во всех окнах палаты в откосах были написаны в каждом окне по два изображения великих князей и государей московского колена, начиная с вел. кн. Ярослава I, а над ними в своде каждого окна — херувимы. В том числе в окнах по сторонам царского места, справа — Ярослав Всеволодович и Александр Невский и слева — Данило Александрович и Иван Калита. В надписях все князья после Мономаха наименованы царями, как и Данило Александрович.

Планировка Теремного дворца

Первый цокольный этаж имеет два уровня и практически полностью отведён под всевозможные хозяйственные помещения, а также под личные покои царицы и наследников. Тут размещались мастерские серебряников и ювелирных дел мастеров, оружейников, чеканщики, кружевницы и т.д. Интересно, что именно здесь на 100% изготавливался гардероб царской семьи. Мастерицы кроили, а потом вручную расшивали повседневную и парадную одежду золотым и серебряным шитьём, жемчугом, драгоценными камнями.

Наибольший интерес вызывают четыре палаты на четвёртом этаже:

  • Проходные сени — тут по утрам бояре ожидали приёма у царя.
  • Гостиная (Думная) комната, где собирались царь с боярами для обсуждения самых важных государственных дел, а изредка принимались иностранные послы. Примечательно, что христиане попадали сюда через Благовещенский собор, а вот для представителей остальных конфессий была предусмотрена отдельная лесенка.
  • Престольная или Золотая Палата — она же царский кабинет и малый тронный зал, где находится кресло, покрытое красным бархатом, а в XVIII веке в шкафах и на полках стояла золотая и серебряная посуда, сейчас хранящаяся в Оружейной палате. Поверхность стен и потолка, и даже обитые кожей двери расписаны золотом. Среднее окно оборудовано специальным ящиком, куда каждый мог положить свою челобитную царю.
  • Опочивальню, где находилась кровать царя, посещал только сам государь, тогда как царевны и царица жили отдельно.

Кроме этих помещений на этаже есть ещё своя церковь, молельня с иконами XVI века в золотых и серебряных окладах, портретный коридор, буфетная. А вот пятый — самый верхний этаж отведён под покои царевича. По одной из версий, здесь 30 мая 1672 года родился Пётр I, а в дальнейшем воспитывался и обучался.

Теремок

И еще мимо одной комнаты, на пятом этаже Теремного дворца, никак нельзя пройти. В старину ее называли Каменным чердаком или Теремком. И устроили по повелению царя Михаила Федоровича для детей — царевичей Алексея и Ивана. По сводам комнаты порхают разноцветные птицы в натуральную величину, создается полная иллюзия, что вы в райском саду. А многократно усиливается это ощущение на открытой галерее пятого этажа, откуда открывается просто фантастический вид на столицу. Вдумайтесь: вы стоите выше почти всех зданий современной Москвы. И это постройка XVII века!

Многое изменилось в России при Петре Великом: на европейский манер поменялся уклад жизни двора, столицу перенесли в Санкт-Петербург. Но своим указом Петр приказал сохранить Теремной дворец как «дом своих предков». И ничего не менять на западный манер.

Поэтому сегодня мы смогли побывать в XVII веке нашей истории. А потомки Петра сделали все, чтобы связь времен не разорвалась. И построили удивительный Владимирский зал, который объединяет четыре эпохи — XV, XVI, XVII и XIX века.

Кто рано встаёт…

В первой комнате Теремного дворца — Передней палате, или Проходных сенях, — собирались, чтобы приветствовать царя, немногие ближние бояре, имевшие доступ в личные покои. Иногда во время больших праздников — Рождества или Пасхи — ставили столы и угощали посетителей.

Рабочий день начинался рано, в семь часов утра, и опаздывать к царскому выходу было никак нельзя; можешь лишиться не только места, но и головы. Иностранцев во дворце не принимали. Но при царе Алексее Михайловиче было сделано дипломатическое отступление. Три посольства посетили Переднюю палату в XVII веке: английского короля, польского и австрийского императоров.

Роскошных паркетов еще не было. Полы выкладывали половицами из лиственницы, натирали воском, прокладывали войлоком, а сверху драгоценными персидскими коврами в два слоя.

Печи на парадном этаже не топились. Они размещались на первом этаже, откуда по специальным керамическим трубкам теплый воздух поднимался наверх. Удобная и пожаробезопасная система отопления, которую мы переняли у Византии еще XV веке. «Византийский след» и на великолепных изразцах, которыми украшены царские печи. Почти все изразцы московского производства имеют растительно-цветочный орнамент.

Окна, традиционно выходившие на солнечный юг, украшались цветными витражами. Солнце, проходя через них, создавало эффект радости и сияния — истинно райского места, коим и должен являться царский дворец.

Но даже здесь были палаты разного ранга. Если и в первую, где мы побывали, впускали немногих, то во вторую проходили только приближенные особы государя.

История дворца

В январе 1648 года молодой царь Алексей Михайлович обвенчался с Марией Милославской. Почти сразу же в Кремле началось строительство дворца для его тестя. Под палаты выбрали место рядом с Царским дворцом, где до этого стояли различные хозяйственные постройки. Земельный участок был неудобным, вытянутым, и это определило архитектуру здания. Строительные работы завершились в 1651 году, и Милославский смог въехать в новый дворец.

Примечательно, что Алексей Михайлович неуважительно относился к своему новому родственнику и называл его «Ильей — не тестем». Царская немилость определялась поведением Милославских. Представители возвысившегося рода имели репутацию жадных чиновников, которые охотно брали взятки. Тесть царя и его ближайшие родственники без стеснения пользовались открывшимися возможностями при дворе и быстро обогатились. В конце жизни в Москве даже стали появляться «воровские листы». Так называли объявления на улицах города, в которых упоминался сам Милославский и его приближенные.

Боярин прожил в своих хоромах 16 лет и скончался в 1668 году в возрасте 72 лет. Через год при родах умерла его дочь и жена царя — Мария Милославская. После этих событий дворец перешел в дворцовый приказ, и бывшие боярские палаты соединили каменным переходом с Царским дворцом.

Вид на Потешный дворец и церковь Похвалы Богородицы

В 1671 году Алексей Михайлович вступил во второй брак с Натальей Николаевной Нарышкиной. Вскоре во дворце, который начали называть «Потешным», стали устраивать различные представления для царя, членов его семьи и приближенных. Царские потехи были первыми в России театральными постановками.

Основателем придворного театра считают возвысившегося при Алексее Михайловиче Артамона Сергеевича Матвеева. В истории России он остался, как один из первых «западников». Матвеев попал во дворец в возрасте 12 лет и был безгранично предан царю. Он очень ценил западные новинки и общение с иностранцами. Матвееву удалось собрать первую труппу актеров, которые развлекали государя, царицу, царевичей и царевен. Известно, что в бывших боярских палатах был впервые поставлен балетный спектакль, рассказывающий трогательную историю об Орфее и Эвридике.

Увеселения при дворе продлились недолго и закончились в 1676 году, когда от сердечного приступа в возрасте 47 лет умер царь Алексей Михайлович. Артамон Матвеев попал в опалу. Вдова царя Наталья Нарышкина вступила в противостояние с жаждущими власти Милославскими и вместе с сыном вынуждена была много времени проводить в Коломенском и Преображенском.

В 1679 году царица с детьми переехала в Потешный дворец. Перед этим небольшое здание расширили. Петр I недолюбливал Москву, и старался жить в других местах. Во времена его правления во дворце размещался Полицейский приказ.

Западный фасад дворца

В начале XIX века постройку реконструировали по проекту известного российского архитектора Ивана Еготова. Смотрящий на Дворцовую улицу фасад превратили в главный и украсили его модными псевдоготическими деталями. Кроме того, к зданию для симметрии с севера пристроили крыло. После переделок, с 1806 года во дворце поселился комендант Москвы, и разместили его канцелярию.

В 70-е годы XIX века архитектор и реставратор Николай Александрович Шохин предпринял немало усилий, чтобы сделать дворец таким, каким он был в середине XVII века. Однако, в результате получилась лишь стилизация под постройку того времени.

В 1918 году в гараже, расположенном во дворе здания, расстреляли Фанни Каплан, которая совершила покушение на Ленина. Потом во дворце жили семьи партийных и государственных лидеров. В 1932 году в квартире Сталина застрелилась его жена Надежда Аллилуева. Трагедия произошла в одной из комнат, окна которой обращены в сторону Александровского сада.

Варварство Наполеона

В 1812 году здесь располагался штаб императора Наполеона. Именно тогда погибла старинная обстановка Теремного дворца: французы поломали и сожгли большую часть мебели, вместе с их уходом исчезли драгоценные ткани и серебро, украшавшие комнаты.

Наполеон находился здесь 38 дней. Уходя 7 октября 1812 года (по старому стилю), приказал маршалу Мортье взорвать Кремль. Под фундамент было заложено 180 000 фунтов пороха (90 000 килограммов). По замыслу Наполеона Кремль должен был сложиться в огромную яму-воронку. Взрыв намечался в ночь на 12 октября, но начался сильный ливень, под его прикрытием кремлевским партизанам удалось обезвредить самые опасные боеприпасы. Конечно, не все…

В результате страшных взрывов была разрушена часть южной стены, упала в реку Водовзводная башня, сильно пострадал Арсенал, где хранились порох и оружие. Двадцать лет — с 1815 по 1835 год — восстанавливали стены и башни. Но главные постройки Кремля и стены сохранились…

Что касается внутреннего убранства Теремного дворца, оно было восстановлено при реставрации 1836-1849 годов, которой руководил Ф.Ф. Рихтер. Он старался воспроизвести в обстановке и декоративном облике интерьеров мотивы русской старины. Конечно, они уступают в сложности убранству покоев государя в XVII веке, когда стены палат покрывались золочеными кожами, атласными и парчовыми тканями, а дворец был убран драгоценными коврами и наполнен чудесной золотой и серебряной утварью.

Небоскреб ХVII века

Первый опыт постройки каменного жилья в Кремле заметно сказался на архитектурной композиции Теремного дворца, его планировке и украшении. Это не просто высокое сооружение. По меркам XVII века — небоскреб! Но отнюдь не «новодел». Ведь два нижних этажа — остатки дворца 1499-1508 годов, возведенного при отце Ивана Грозного, государе Василии III. Архитектура Теремного дворца сохранилась до наших дней без кардинальных изменений.

На входе два каменных льва держат вензель императора Николая I, еще раз напоминая, кому мы обязаны удивительным архитектурным комплексом в центре Москвы. Первые этажи в богатых русских теремах никогда не были жилыми. На первом располагались печи и кухни, второй был служебным, третий жилым, и наконец, парадный, четвертый этаж — гостевым. Сюда мы и входим сейчас, минуя служебные этажи. Но если вы хотите увидеть наш Кремль до постройки БКД, всмотритесь в чудесные акварели художника Федора Алексеева. А еще лучше — неторопливо перелистайте «Книгу об избрании и венчании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича», миниатюры для которой были написаны в 1672 году Иваном Максимовым и Сергеем Рожковым (книга хранится в Оружейной палате Московского Кремля).

Отдельные здания Теремного дворца были связаны сложной сетью лестниц, галерей, открытых внутренних дворов. Сложную композицию дополнял богатый и многоцветный декор зданий. Излюбленными цветами XVII века были яркая киноварь (оттенок красного) и травянисто-зеленый, дополнявшийся позолотой. Цветовое богатство Кремлевского дворца дополняла зелень «Красных верховых садов», которые устраивались на сводах каменных зданий на уровне второго и третьего этажей. Своды опаивались свинцовыми досками, сверху насыпался слой земли, после чего разбивались грядки, высаживались деревья, кусты. Пруд, фонтаны, купола церквей меж каменных зданий…

Рай в центре большого города!

Но за 380 лет дворец претерпел немало невзгод.

Давно ли Кремль разорванный дымился? Что зрели мы? Во прахе дом царей; Бесславие разбитых алтарей; Святилища, лишенные святыни; И вся Москва как гроб среди пустыни. И что ж теперь? Стою на месте том, Где супостат ругался над Кремлем, Зажженною любуяся Москвою, — И тишина святая надо мною; Москва жива; в Кремле семья царя; Народ, теснясь к ступеням алтаря, На празднике великом воскресенья… Василий Жуковский

Архитектурные особенности здания

Казаков хотел, чтобы дворец символизировал гражданские идеалы, законность и правосудие, что и воплотил в жизнь в форме античной архитектуры. Лаконичное здание усиливает выразительность Красной площади как главной площади Москвы.

Сенатский дворец – трехэтажная постройка в форме равнобедренного треугольника, разделенного на три равных части. Внешний периметр 450 метров, внутренний – 360.

У наружных фасадов три ризалита. Часть строения выступает за линию фасада от фундамента до крыши, придавая сооружению изящность и законченность. Ризалиты выделены пилястрами – плоские вертикальные выступы на поверхности стены усиливают архитектурную выразительность дворца.

Первый и цокольный этажи рустованы, отесанная лицевая поверхность камня в рустовке подчеркивает монументальность и объем здания, углы которого срезаны и обработаны ризалитами. Отделка фасада – ритмичное чередование пилястр и лопаток.

Дворец венчает большой зеленый купол, расположенный по вертикальной оси Красной площади, который подчеркивает ее красоту. Центр фасада в виде триумфальной въездной арки, ведущей во внутренний двор, декорирован строгим портиком.

Варварство Наполеона

В 1812 году здесь располагался штаб императора Наполеона. Именно тогда погибла старинная обстановка Теремного дворца: французы поломали и сожгли большую часть мебели, вместе с их уходом исчезли драгоценные ткани и серебро, украшавшие комнаты.

Наполеон находился здесь 38 дней. Уходя 7 октября 1812 года (по старому стилю), приказал маршалу Мортье взорвать Кремль. Под фундамент было заложено 180 000 фунтов пороха (90 000 килограммов). По замыслу Наполеона Кремль должен был сложиться в огромную яму-воронку. Взрыв намечался в ночь на 12 октября, но начался сильный ливень, под его прикрытием кремлевским партизанам удалось обезвредить самые опасные боеприпасы. Конечно, не все…

В результате страшных взрывов была разрушена часть южной стены, упала в реку Водовзводная башня, сильно пострадал Арсенал, где хранились порох и оружие. Двадцать лет — с 1815 по 1835 год — восстанавливали стены и башни. Но главные постройки Кремля и стены сохранились…

Что касается внутреннего убранства Теремного дворца, оно было восстановлено при реставрации 1836-1849 годов, которой руководил Ф.Ф. Рихтер. Он старался воспроизвести в обстановке и декоративном облике интерьеров мотивы русской старины. Конечно, они уступают в сложности убранству покоев государя в XVII веке, когда стены палат покрывались золочеными кожами, атласными и парчовыми тканями, а дворец был убран драгоценными коврами и наполнен чудесной золотой и серебряной утварью.

Реконструкция дворца[править | править код]

Первоначальное внутреннее убранство и стенопись Теремного дворца практически не сохранились и были восстановлены в XIX веке по образцам и рисункам времен Алексея Михайловича. Реконструкция зданий производилась в 1836—1849 годах одновременно со строительством Большого Кремлевского дворца.

В 1836—1837 годах под руководством Фёдора Солнцева и Петра Герасимова и при участии Фёдора Рихтера были выполнены росписи, установлены резные деревянные оконные рамы с цветными стёклами, резная деревянная мебель стиля XVII века и поставлены изразцовые печи. В 1870-х годах художник Тимофей Киселев выполнил росписи по золотому фону. В 1992 году была проведена реставрация фасадов Теремного дворца Московского Кремля.

В настоящее время Теремной дворец входит в ансамбль Большого Кремлёвского дворца и является резиденцией Президента Российской Федерации. Дворец закрыт для свободного посещения. Посетить его можно в составе экскурсии в Большой Кремлевский дворец, на что требуется специальное разрешение комендатуры Кремля.

Краткая история

Россия — огромная страна, и в каждом её уголке всегда найдутся вещи, интересные взгляду любознательного путешественника. Но особое место для приверженцев исторических экскурсов занимает столица Российской Федерации — Москва.

К одной из красивейших достопримечательностей российской столицы по праву относится Теремной дворец входящий в комплекс строений, известных как Московский Кремль. Теремной дворец был возведен в первой половине XVII столетия (закончен в 1636 году)

4-мя авторитетными в то время мастерами-архитекторами: Огурцовым, Константиновым, Шарутиным и Ушаковым.

Однако при постройке Теремного Дворца использовались и сохранившиеся части старых строений — в частности, царские палаты, созданные ещё для Ивана 3-го, и Мастерские палаты ХVI века. Открытая площадка, окружающая терема по периметру, образовалась по причине отступа в их надстройке на основание стен предыдущего строения.

История

После прихода к власти новой династии — Романовых, в кремле начинается строительство дворцовых помещений, которые отражали представления о том, как должна выглядеть царская резиденция. Сначала на территории крепости появился царский дворец с каменными жилыми покоями, позднее его стали называть Теремным дворцом. Затем был возведен Патриарший дворец для патриарха Никона. В 1651 году были выстроены боярские хоромы для Ильи Дмитриевича Милославского, который приходился царю Алексею Михайловичу тестем. Позднее их стали называть Потешным дворцом.

Для строительства была выбрана территория рядом с царской резиденцией, однако стоит отметить, что место было не самым удачным — участок был сильно вытянут, с одной его стороны находилась крепостная стена, а с другой узкая улица, что повлияло на архитектуру здания. Оно состояло из парадного и хозяйственного дворов, соединенных проездной аркой. Сооружение украшал белокаменный резной декор, который отделял этажи друг от друга, расположение жилых помещений было схоже с анфиладной планировкой.

Интересной архитектурной особенностью стала домовая церковь Похвалы Богородицы, расположенная над средней частью восточного фасада дворца. По канонам алтарь церкви не должен был находиться над жилыми помещениями нижнего этажа, поэтому его вынесли наружу. Для этого было придумано интересное решение — архитектор спроектировал наклонные машикули, поддерживающие алтарь церковного сооружения. В основе этой опоры находятся прочные белокаменные блоки, вставленные в кирпичную кладку. Такое решение нетипично для русской архитектуры, возможно, его увидел сам Милославский во время поездок в Германию или Голландию, есть предположения, что там он мог нанять мастеров, которые занимались постройкой дворца.

pavlov-kld

В одной из частей сооружения имелась плоская крыша с висячими садами, ее использовали как церковную паперть. После смерти Милославского хоромы отошли в казну, позднее к ним пристроили каменный переход, соединяющий их с дворцом царя. Во дворце жили члены царской семьи, со временем здесь стали проводиться потехи — театральные представления, которые с удовольствием посещали представители правящей династии и придворные. В силу этого дворец стали называть Потешным. Известно, что выступала на сцене и царевна Софья, дочь Алексея Михайловича от первого брака с Марией Милославской.

С приходом к власти Петра I во дворце стало размещаться полицейское управление, после переноса столицы в Санкт-Петербург и отъезда царского двора в здании проживал комендант крепости, и размещались службы канцелярии. В 1806 году сооружение было перестроено — завершение церкви разобрали, а фасады приобрели характерные особенности неоготики. Во второй половине XIX века архитектор Шохин провел работы по возвращению зданию исконной архитектуры, однако это не было полноценной реставрацией, имела место лишь стилизация.

После прихода большевиков к власти в самом Потешном дворце и его пристройках жили со своими семьями члены Совета народных комиссаров. Известно, что несколько лет во дворце находилась квартира Иосифа Сталина и его семьи. С этим связана и трагическая история — в одной из комнат сооружения совершила самоубийство его жена Надежда Аллилуева.

В 1970-е годы проводились исследования дворца, реставраторы разработали проект воссоздания глав домовой церкви, который удалось реализовать только в начале 2000-х годов. В ходе реставрации фасадов на наличниках парадного этажа удалось обнаружить белокаменную резьбу, на которой можно увидеть изображения реальных и фантастических животных, цветы, сцены рыцарских турниров. Была отреставрирована часть фасадов, которым возвратили исторический цвет. Работы коснулись и некоторых интерьеров сооружения, в ходе которых специалисты обнаружили интересные детали — белокаменный кессонированный потолок и орнаментальные росписи на стенах.

В наши дни во дворце размещаются служебные помещения Комендатуры Кремля.

Татьяна Лискер

Современный облик дворца

К сожалению, первозданный вид внутренних покоев в Теремном дворце до наших дней не сохранился — виной тому многочисленные пожары. Порой уцелевали только каменные стены, а всё содержимое палат, включая драгоценные фрески и деревянные кружева, полностью уничтожалось огнём. В XIX веке проводилась одна из последних масштабных реконструкций, в ходе которой росписи восстанавливались по сохранившимся со времён Алексея Михайловича рисункам. Тогда же происходило строительство Большого Кремлёвского дворца, который архитектор Константин Тон объединил с Теремным.

Своё значение резиденции русских царей дворец утратил после возникновения Санкт-Петербурга, куда при Петре I была перенесена столица государства. С этого момента внутренние помещения и даже внешние пристройки многократно перестраивались в соответствии со своими назначением на конкретный момент. Последняя масштабная реконструкция и реставрация были проведены в 1992 году.

Как попасть на экскурсию?

Свободного посещения для горожан и туристов нет. Попасть на экскурсию можно только в составе группы, допущенной к посещению Большого Кремлёвского дворца с разрешения комендатуры Кремля. В настоящее время Теремной дворец является частью резиденции Президента РФ. Попасть на такую экскурсию — большая удача и гарантированные незабываемые впечатления от сказочного убранства резиденции русских царей.

Архитектурные особенности дворца

Дворцовое здание занимает небольшой участок между Государственным Кремлевским дворцом и Кремлевской стеной. Оно было построено вслед за Теремным дворцом, и поэтому верхний ярус боярских хором выглядит как терем. Характерной особенностью Потешного дворца является поэтажное членение его фасадов. Этажи отделены друг от друга выразительной белокаменной резьбой. Считается, что оба дворца стали примером первых в Москве каменных жилых построек и определили стиль, который позднее стали копировать по всему городу.

Дворец со стороны Троицкой башни

Первоначально с юга от дворца стоял парадный двор и пристройка с парадным крыльцом, а с севера находился большой хозяйственный двор. Помимо этого, дворцовое здание обладало проездной аркой, которая соединяла все его части.

Сейчас дворец имеет три этажа и глубокий каменный подвал. С трех сторон к нему примыкают хозяйственные постройки. В основной объем отлично вписана изящная церковь Похвалы Богородицы, построенная в 1651 году одновременно с боярскими палатами и освященная, как домовый храм Милославских. Позолоченные купола на тонких барабанах заметно возвышаются над постройками и поэтому видны издалека.

С восточной стороны, на уровне третьего этажа, можно увидеть массивные кронштейны, похожие на машикули средневековых крепостей. Они предназначены для поддержки церковного алтаря, который устроен над жилыми комнатами и по традиции находится в восточной части церкви. Чтобы повысить прочность кронштейнов, строители вставляли в кладку из кирпичей белокаменные блоки.

В прежние времена в качестве церковной паперти служила плоская крыша с висячими садами, сделанная в западной части дворца. Потом вместо нее достроили невысокий четвертый этаж здания. Во дворце также сохранилась башенка на четырех столбах, возведенная над трапезной церкви. Долгое время ее использовали в качестве колокольни и дозорной вышки.

Вид дворца со стены Кремля

Четыре палаты царских покоев

Второй этаж Теремного дворца занимают царские покои. Всего их четыре. Это относительно небольшие палаты, примечательными архитектурными элементами которых являются сомкнутые своды с рапалубками.

Каждая палата имеет свое название:

  • Проходные сени
  • Гостиная (Думная) комната
  • Престольная
  • Опочивальня

Древнее искусство изготовления интерьеров из дерева здесь ещё даёт о себе знать — например, так были созданы деревянные хоры.

Проходные сени

При постройке хоров использовался прием, часто применяемый в русской деревянной архитектуре — по способу соединения раздельных клетей. Причудливый растительный орнамент украшает своды и стены палат. Когда-то над созданием орнамента трудился архитектор Ушаков, нынешние изображения созданы относительно недавно, в XIX столетии по рисункам, предложенным Т.А. Киселевым и Ф.Г. Солнцевым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector