Какая религия в тайланде?

Северные народы


Северные народы

В нескольких регионах этой части страны проживают тайцы, выходцы из Бирмы, несколько малых народов. Из числа последних особенно интересны:

  • Карены. Многим они знакомы по высоким металлическим украшениям под цвет золота – их надевают женщинам на шею. Народ этот многочисленный. Помимо Тайланда, карены населяют другие страны, в том числе Китай и Бирму.
  • Акха. Низкие, с кривыми ногами, они напоминают коренных жителей Монголии, Тибета и Хакасии. Прославились своим умением изготавливать настоящие шедевры из стали: их оружие, украшения для головных уборов, браслеты и т. п. получили известность далеко за пределами этой территории. Сегодня представителей акха на территории Тайланда осталось не так много, но они чтут свои традиции, стараются сохранить культурное и языковое наследие.
  • Лису и лаху. Проживают на территории, покрытой лесами. Отличительная особенность этих народов – яркие наряды, богато украшенные бисером. Женщины сами изготавливают ткани, из которых затем шьют одежду. Мужчины занимаются разведением лошадей и дрессировкой слонов.
  • Кайены. Их в Тайланде всего около 5000. Жизнь этого народа во многом похожа на быт лису и лаху.

Некогда все эти племена были воинами. Они служили у соседних народов или занимались разбоем на знаменитом Шелковом пути. Постепенно отошли от своего основного занятия, поселились на территории современного северного Тайланда и посвятили себя мирным занятиям. Сегодня в местах их проживания можно видеть обширные кофейные, чайные, хлопковые плантации. Еще одно направление их деятельности – изготовление натуральных шелковых тканей.

В Таиланде король считается не только главой государства, но и защитником всех религий

Какая вера у тайцев главная, в принципе абсолютно неважно. Дело в том, что король Таиланда является не только главой государства, но и покровителем, защитником всех религий

Если в стране наступает кризис, в том числе и в межрелигиозных отношениях, он выступает в качестве примиряющего посредника, не занимая чью-либо сторону.

Король Таиланда считается национальным лидером и национальным символом страны. Он стоит над политикой и его задача вмешаться в неё только для того, чтобы предотвратить кровопролитие.

Маха Вачиралонгкорн, король Тайланда. Король Тайланда — покровитель всех религий в стране. Фото: upload.wikimedia.org

Такое положение вполне в традициях буддизма, ведь Королем Таиланда может быть только буддист. При этом уважение к королевской семье носит в Таиланде — по утверждению официальных представителей — почти религиозный характер.

Именно поэтому королевским символом является белый слон, очень почитаемый в стране. Кроме того, в последние 100 лет каждому царствующему королю, так же как и членам его семьи, официально приписывается личное участие в благополучии и процветании всех его подданных.

Религиозная демография

Страна имеет площадь 198 000 квадратных миль (510 000 км 2 ) и население 70 миллионов человек. По данным Национального статистического управления правительства , приблизительно 94,8 процента населения составляют буддисты и 4,5 процента — мусульмане ; однако, по оценкам неправительственных организаций , ученых и религиозных групп, примерно от 85 до 90 процентов населения исповедуют буддизм Тхеравады и до 10 процентов населения — мусульмане. Христиане , в основном католики , составляют 0,7% населения. Есть небольшие анимисты , конфуцианцы , индуисты , евреи , сикхи и даосы . По данным Департамента по делам религий (RAD) Министерства культуры , количество атеистов или лиц, не исповедующих религиозную веру, составляет менее одного процента населения.

Доминирующая религия — буддизм Тхеравады . Буддийское духовенство, или Сангха , состоит из двух основных школ, которые управляются одной и той же церковной иерархией. Монахи, принадлежащие к более старой школе Маханикая, намного превосходят по численности монахов школы Дхаммаюттика , ордена, выросшего из реформаторского движения 19-го века, возглавляемого королем Монгкутом (Рама IV).

Ислам является доминирующей религией в четырех из пяти самых южных провинций, граничащих с Малайзией . Большинство мусульман являются этническими малайцами , но мусульманское население включает группы различного этнического и национального происхождения, включая потомков иммигрантов из Южной Азии , Китая , Камбоджи и Индонезии . По сообщению RAD, в 64 провинциях зарегистрировано 3 567 мечетей , из которых 2289 расположены в 5 самых южных провинциях. По данным РАД, 99 процентов этих мечетей связаны с суннитской ветвью ислама. Шиитские мечети составляют оставшийся 1 процент.

Согласно статистике RAD, в стране приблизительно 351 987 христиан , что составляет 0,5 процента населения. Существует несколько протестантских конфессий, большинство из которых принадлежит к одной из четырех зонтичных организаций. Самая старая из этих группировок, Церковь Христа в Таиланде , была образована в середине 1930-х годов. Самым крупным из них является Евангелическое братство Таиланда . Баптисты и адвентисты седьмого дня признаны властями как отдельные протестантские конфессии и организованы под схожими зонтичными группами.

Согласно последнему правительственному обследованию, проведенному в 2002 году, насчитывается 9 признанных племенных групп (чаохао), насчитывающих примерно 920 000 человек. Синкретические практики, почерпнутые из буддизма, христианства, даосизма и поклонения духам, распространены среди племенных групп. По оценкам Совета сикхов Таиланда, население сикхов составляет около 70 000 человек, большинство из которых проживают в Бангкоке , Чиангмае , Накхонратчасиме , Паттайе , Самуи и Пхукете . В стране 18 сикхских храмов. Согласно статистике RAD и местным индуистским организациям, в стране насчитывается около 95 000 индуистов.

Этническое китайское меньшинство (китайско-тайское) сохранило некоторые популярные религиозные традиции Китая, включая приверженность популярным даосским верованиям. Члены горного племени Миен исповедуют одну из форм даосизма.

Буддизм Махаяны практикуют в основном небольшие группы иммигрантов из Китая и Вьетнама . По всей стране расположено более 675 китайских и вьетнамских буддийских святынь и храмов Махаяны.

Религиозные группы свободно обращаются в свою веру . Монахи, работающие в качестве буддийских миссионеров (Дхаммадута), проявляли активность с конца Второй мировой войны , особенно в приграничных районах среди племенного населения страны. По данным Национального бюро буддизма, по состоянию на декабрь 2006 г. в стране работало 6 458 дхаммадутов. Кроме того, правительство спонсировало международную поездку еще 1414 буддийских монахов, посланных своими храмами для распространения религиозной информации. Мусульманские организации сообщают, что небольшое количество граждан работают миссионерами в стране и за рубежом. Христианские организации сообщают о гораздо большем количестве миссионеров, как иностранных, так и тайских , работающих в стране.

См. Также [ править ]

  • Буддизм в Таиланде
  • Религия в Мьянме
  • Религия в Китае
  • Религия в Лаосе
  • Религия во Вьетнаме
  • Джайнизм в Юго-Восточной Азии
.mw-parser-output .navbar{display:inline;font-size:88%;font-weight:normal}.mw-parser-output .navbar-collapse{float:left;text-align:left}.mw-parser-output .navbar-boxtext{word-spacing:0}.mw-parser-output .navbar ul{display:inline-block;white-space:nowrap;line-height:inherit}.mw-parser-output .navbar-brackets::before{margin-right:-0.125em;content:»»}.mw-parser-output .navbar li{word-spacing:-0.125em}.mw-parser-output .navbar-mini abbr{font-variant:small-caps;border-bottom:none;text-decoration:none;cursor:inherit}.mw-parser-output .navbar-ct-full{font-size:114%;margin:0 7em}.mw-parser-output .navbar-ct-mini{font-size:114%;margin:0 4em}.mw-parser-output .infobox .navbar{font-size:100%}.mw-parser-output .navbox .navbar{display:block;font-size:100%}.mw-parser-output .navbox-title .navbar{float:left;text-align:left;margin-right:0.5em}vтеРелигия в Таиланде
буддизм
Школы и движения
  • Тхеравада
  • Маха Никая
  • Дхаммаюттика Никая
  • Лесная традиция
  • Традиция Дхаммакая
  • Санти Асоке
Другие темы
  • Тайское храмовое искусство и архитектура
  • Wat
  • Список храмов
  • Изображения Будды
  • Верховный Патриарх
  • Maechi
Другие религии
  • христианство
    • католицизм
    • Протестантизм
    • Православие
    • Библейское общество Таиланда
  • индуизм
  • ислам
  • Иудаизм
  • Сикхизм
  • Тайская народная религия
  • Народная религия Яо
Другие темы
  • Свобода религии
  • Дом духа
  • более
vте Статьи о Таиланде
История
  • Предыстория
  • Население
  • Тайские народы
  • Ранняя история
  • Начальные состояния
  • Королевство Сукхотай
  • Королевство Аюттхая
  • Королевство Тхонбури
  • Эпоха Раттанакосин
  • Сиамская революция
  • 1932–1973
  • 1973–2001
  • с 2001
География
  • Границы
  • Города и поселки
  • Климат
  • Экорегионы
  • Экологические проблемы
  • Острова
  • Горы
  • Охраняемые территории
  • Регионы
  • Реки
  • Вулканы
  • Дикая природа
  • Объекты всемирного наследия
Политика
  • Конституция
  • Монархия
  • Выборы
  • Парламент
  • Правительство
  • премьер-министр
  • Заместитель премьер-министра
  • Кабинет
  • Министерства
  • административные округи
  • Международные отношения
  • Права человека
  • Судебная власть
  • Закон
  • Местничество
  • Военный
  • Полиция
  • Политические партии
Экономика
  • сельское хозяйство
  • банки
  • Бат (валюта)
  • Автомобильная промышленность
  • Энергия
  • Фондовая биржа
  • Телекоммуникации
  • Туризм
  • Транспорт
Общество
  • Преступление
  • Демография
  • Образование
  • Этнические группы
  • Языки
  • ЛГБТ
  • Здоровье
  • Здравоохранение
  • Больницы
  • Расизм
  • Религия
  • Секс-торговля
  • Женщины
Культура
  • Анимация
  • Архитектура
  • Изобразительное искусство
  • Кинотеатр
  • Одежда
  • Кухня
  • Драма
  • Исполнительское искусство
  • Этикет
  • Фольклор
  • Литература
  • Имена
  • Брак
  • Средства массовой информации
  • Боевые искусства
  • Музыка
  • Праздничные дни
  • Спортивный
  • Символы
    • гимн
    • эмблема
    • флаг
  • тайцы
  • Время
    • лунный календарь
    • солнечный календарь
  • Видео игры
  • Контур
  • Индекс
  • Категория
  • Портал
vтеРелигия в Азии
Суверенные государства
  • Афганистан
  • Армения
  • Азербайджан
  • Бахрейн
  • Бангладеш
  • Бутан
  • Бруней
  • Камбоджа
  • Китай
  • Кипр
  • Восточный Тимор (Тимор-Лешти)
  • Египет
  • Грузия
  • Индия
  • Индонезия
  • Иран
  • Ирак
  • Израиль
  • Япония
  • Иордания
  • Казахстан
  • Северная Корея
  • Южная Корея
  • Кувейт
  • Кыргызстан
  • Лаос
  • Ливан
  • Малайзия
  • Мальдивы
  • Монголия
  • Мьянма
  • Непал
  • Оман
  • Пакистан
  • Филиппины
  • Катар
  • Россия
  • Саудовская Аравия
  • Сингапур
  • Шри-Ланка
  • Сирия
  • Таджикистан
  • Таиланд
  • индюк
  • Туркменистан
  • Объединенные Арабские Эмираты
  • Узбекистан
  • Вьетнам
  • Йемен
Государства с ограниченным признанием
  • Абхазия
  • Арцах
  • Северный Кипр
  • Палестина
  • Южная Осетия
  • Тайвань
Зависимости и другие территории
  • Британская территория Индийского океана
  • Остров Рождества
  • Кокосовые (Килинг) острова
  • Гонконг
  • Макао
  • Книга
  • Категория
  • Портал азии

Социальные злоупотребления и дискриминация

Не поступало сообщений о злоупотреблениях в обществе или дискриминации на основе религиозных убеждений или обычаев; однако религиозные группы, тесно связанные с этническими меньшинствами, такие как мусульмане, подвергались некоторой социальной экономической дискриминации . Такая дискриминация, по-видимому, больше связана с этнической принадлежностью, чем с религией. Продолжающееся насилие в южных регионах страны способствовало формированию негативных стереотипов о мусульманах, удерживаемых лицами из других географических регионов страны. Убийства, явно направленные против буддистов, усилили этническую напряженность между мусульманскими и буддийскими общинами на крайнем юге.

Акты насилия, совершенные подозреваемыми боевиками-сепаратистами в провинциях Наратхиват, Паттани, Сонгкхла и Яла с преимущественно мусульманским населением, повлияли на способность некоторых буддистов в этом преимущественно мусульманском регионе осуществлять весь спектр своих традиционных религиозных обрядов. В течение отчетного периода 13 подозреваемых были арестованы и находились в процессе судебного разбирательства по делу о гибели буддийского монаха и двух послушников в результате нападения на буддийский храм в провинции Паттани в октябре 2005 года.

Почти ежедневно предполагаемые боевики-сепаратисты совершали нападения в самых южных провинциях страны как на правительственных чиновников, так и на буддистов и мирных мусульман. 14 марта 2007 года нападавшие устроили засаду на фургон в провинции Яла, убив восемь пассажиров-буддистов, в том числе двух девочек-подростков. В тот вечер 2 бомбы взорвались возле близлежащей мечети и чайного магазина, в результате чего 3 мусульман были убиты и 20 ранены. 19 марта 2007 г. боевики убили трех учеников-мусульман и ранили еще семерых в исламской школе-интернате в провинции Сонгкхла. Насилие способствовало созданию атмосферы страха и подозрений в южных провинциях. В результате серии все более провокационных нападений уровень напряженности между местными мусульманскими и буддийскими общинами продолжал расти. Правительственные чиновники и наблюдатели выразили обеспокоенность тем, что насилие может привести к открытому межобщинному конфликту.

11 октября 2006 г. в провинции Наратхиват в результате взрыва бомбы был ранен монах. Еще трое были ранены в ходе отдельного инцидента 23 октября. Монахи выполняли утренний ритуал получения пожертвований еды и охранялись тремя вооруженными солдатами, один из которых впоследствии умер от взрыва.

На конец отчетного периода никто не был арестован за убийство в 2004 году трех буддийских монахов и обезглавливание одного гражданского буддийского каучука, а также за нападения 2004 года на буддийские храмы и одну китайскую святыню в южных провинциях страны. . Правительство продолжало расследование этих инцидентов в контексте операций по обеспечению безопасности, связанных с продолжающимся насилием со стороны сепаратистов на юге. Буддийские монахи продолжали сообщать, что они напуганы и поэтому больше не могут свободно путешествовать по южным общинам, чтобы получать милостыню. Они также утверждали, что непрофессионалы иногда отказывались помогать им в их повседневной деятельности из-за страха стать жертвами боевиков. В ответ на убийства правительство разместило войска для защиты религиозных деятелей и структур всех вероисповеданий в общинах, где существует вероятность насилия, и, при необходимости, обеспечило вооруженное сопровождение буддийских монахов во время их ежедневных обходов для получения милостыни.

Демография [ править ]

Религия в Таиланде (2015)
Религия Процентов
буддизм 94,50%
ислам 4,29%
христианство 1,17%
индуизм 0,03%
Неаффилированные / другие 0,01%

Ват Арун , буддийский храм Тхеравады, в сумерках.

Китайский храм Майтрейи в сельской провинции Чианграй .

По официальным данным переписи около 95% тайцев исповедуют буддизм. Однако религиозная жизнь страны сложнее, чем то, как ее изображают такие статистические данные. Из большого тайского китайского населения большинство последователей буддизма были интегрированы в доминирующую традицию тхеравады , и лишь незначительное меньшинство сохранило китайский буддизм . В остальном значительная часть тайских китайцев сохранили практику этнической китайской религии , включая даосизм , конфуцианство и китайские религии спасения (такие как Игуандао и Церковь добродетели).). Несмотря на то, что эти религии исповедуются свободно, они не имеют официального признания, а их последователи считаются буддистами Тхеравады в статистических исследованиях. Кроме того, многие тайцы и исаны исповедуют свою этническую народную религию тай .

Мусульмане являются второй по величине религиозной группой в Таиланде и составляют от 4% до 5% населения. В самых южных провинциях Таиланда — Паттани , Яла , Наратхиват и часть Сонгкхла и Чумпхон — проживает большое количество мусульман, включая этнических тайцев и малайцев.

Христиане , в основном католики , составляют чуть более 1% населения. Небольшая, но влиятельная община сикхов в Таиланде и некоторых индуистов , в основном проживающих в городах страны, занимается розничной торговлей. В Таиланде также есть небольшая еврейская община , восходящая к 17 веку.

Представители других религий в Таиланде

Король Таиланда обязан быть буддистом в соответствии с законом. Но в его задачу входит покровительство и другим религиям. Для страны характерна свобода вероисповеданий. Поэтому, кроме буддистских храмов, вы сможете увидеть и мусульманскую мечеть, и христианский храм.

Ислам является второй по значимости религией Таиланда. Её исповедуют около 4,6% населения.

Это жители южных провинций. Мусульманство появилось в стране благодаря соседям-малазийцам и арабским морякам-торговцам. А уже начиная со второй половины XX века в Таиланде стали создаваться мусульманские учебные заведения, где можно получить среднее и высшее образование. Быстрыми темпами строились мечети, сейчас их более 2000.

Христианство исповедуют всего от 0,7% до 1,7% населения страны. Это в основном жители северных горных регионов. Первыми христианами считаются армяне, католики-миссионеры, появившиеся в этих краях в 16 веке. На сегодняшний день христианство исповедуют выходцы из Европы. Это православные, католики, протестанты. Самая большая численность прихожан у католиков.

Христианские церкви вы сможете увидеть в столице, в провинциальных центрах и больших городах. Службы ведутся на английском, французском, немецком и тайском языках.

А вот православное христианство здесь представлено всего несколькими приходами Русской православной церкви. Служба в них может проводиться как на русском, так и на тайском языках.

В Таиланде менее 0,7% представителей других религий. Это люди, исповедующие иудаизм, индуизм, сикхизм. В Таиланде относятся терпимо ко всем вероисповеданиям. Поэтому последователи любой религии чувствуют себя здесь комфортно.

Правила посещения буддийских храмов

Храмы Таиланда еще не успели превратиться в туристические аттракционы, а по-прежнему продолжают являться религиозными объектами, поэтому при их посещении необходимо соблюдать определенные нормы:

  1. В храме совсем не обязательно что-либо делать, вполне допустимо просто зайти в него и осмотреть. Людям, которые не являются буддистами, не следует выполнять никаких религиозных обрядов.
  2. На всей территории храма женщинам запрещено прикасаться руками к монаху – это считается страшным грехом. Также не следует разговаривать со священнослужителями в монастыре, любые вопросы нужно уточнять при входе.
  3. Приходить в монастырь можно исключительно с чистыми руками и ногами, в некоторых храмах их можно вымыть при входе, но лучше позаботиться об этом заранее.
  4. В Таиланде можно посещать большую часть храма в обуви, но приближаться к святыням и ходить по местам, покрытым коврами, разрешается исключительно босиком.
  5. Не разрешается трогать статуи или другие святыни руками, а также подходить к ним слишком близко, также нельзя указывать пальцем или громко разговаривать.
  6. При входе в храм или любое другое святое место следует обязательно снять головной убор. Посещать храм можно практически в любой одежде, но рекомендуется избегать слишком открытых нарядов: шорт, блузок с вырезом, маек, мини-юбок. Женщинам желательно надевать длинную юбку, а не брюки, и избегать макияжа. В отдельных случаях на входе туристам могут выдавать специальную одежду.
  7. В храме запрещено лежать или садиться на возвышения, также нельзя садиться на пол ногами к алтарю. Чтобы не нарушить религиозных норм, лучше вообще не садиться ни на что кроме скамеек, поэтому посещать храмы не следует уставшим, желательно делать это утром.
  8. Запрещено разговаривать по телефону или заниматься решением проблем, не связанных с религией, это будет расценено как неуважение, а вот фотографировать можно, исключения встречаются довольно редко, обычно о них предупреждают заранее.
  9. В храме желательно не поворачиваться к алтарю спиной, а обходить статуи следует по часовой стрелке.

Что повлечет за собой невыполнение одного из этих правил? В большинстве случаев ничего, тайцы с пониманием относятся к неосведомленности европейцев о нормах их религии, главное – не выказывать неуважения к чужим верованиям.

Территориальное деление Тайланда


Территориальное деление Тайланда Часто задаваемые вопросы
Какая религия в Таиланде? Большая часть жителей страны – буддисты. Также в Таиланде проживают католики, мусульмане, сикхи, но их процент не превышает 5% от всего местного населения.

Современный Тайланд занимает 22 место среди стран с самой высокой численностью населения. Условно государство можно разделить на 4 крупные области:

  1. Север. Граничит с Бирмой. Особенности рельефа – много гор. Это в какой-то мере накладывает отпечаток на занятия жителей. Среди них немало переселенцев из Китая, Гималайских гор и Тибета – они перебрались сюда еще в XYвеке.
  2. Северо-восток. Занимает территорию Исана, граничит с Лаосом и Кампучией. Недалеко от северо-восточной части Тайланда находится Вьетнам. Жители этой части страны в основном земледельцы.
  3. Юг. Располагается между Андаманским морем и Сиамским заливом. Большая часть населения – малайцы, их религия – ислам. Немало на юге и других народностей.
  4. Центральная часть. Основу составляет коренное население, отличающееся светлой кожей и высоким ростом. Жители говорят преимущественно на тайском языке, близком к литературному.

Жители населяют Тайланд равномерно по всей территории. 95 % исповедуют буддизм, Бангкок стал центром деятельности Всемирного братства последователей этой религии. Остальные 5 % – это мусульмане, католики, сикхи. В горных районах можно встретить тех, кто исповедует древние религии.

Таиландцы в подавляющем большинстве буддисты

Основная религия Таиланда — буддизм. На сегодняшний день буддизм в Таиланде исповедуют 94% населения. Таиландские буддийские храмы характеризуются высокими золотыми ступами, по архитектуре схожи с бирманскими, лаосскими и камбоджийскими.

При этом буддизм появился в стране задолго до того, как туда поселились тайские народы. Буддийскую религию в стране, по преданию стал распространять легендарный индийский царь Ашока. Археологические раскопки свидетельствуют о появлении здесь буддийских общин во II веке н. э., когда была создана огромная ступа в Након-Патоме.

Царь Ашока, 3-й император Мауриев. Считается, что буддизм в Таиланд принес легендарны царь Ашока

Буддизм в Таиланде официально был признан в XIII веке в виде буддизма хинаяны, что означает «малая колесница». В этом учении существуют свои строгие правила, в отношении которых недопустим пренебрежительный тон (особенно туристами) — это уважение к изображению Будды, к храмам, монахам, а также некоторые ограничения свободы поведения для женщин, однако обряды и ритуалы в целом гораздо проще, чем в индийском буддизме махаяны.

В 1350 году появилось тайское государство Аютая (Сиам), а с середины XV века в нём был установлен культ дева-раджи («бога-царя»). Таким образом, был установлен культ «бога-царя». В королевском декрете 1740 года подчёркивалось, что «только король — наивысший на земле, он подобен богу.

В Таиланде буддизм распространил легендарный индийский царь Ашока.

При Раме III (правил в 1824—1851) контроль за сангхой (буддийская община из монахов, монахинь, мирян и мирянок) стал осуществляться с помощью экзаменов, проводившихся 1 раз в 3 года. Его приемник Рама IV разделил сангху на 2 секты: Маха-никая и Тхаммают-никая; для последней характерно строгое соблюдение монашеского образа жизни.

К концу XIX века концепция «бога-царя» заменена на концепцию просвещённого монарха — защитника и покровителя сангхи. В 1902 обнародован декрет о создании административной системы сангхи, тождественной государственной системе. В 1941 религиозное образование отделено от светской системы просвещения.

Вид на Большой королевский дворец с реки Чаупхрая. В Таиланде существует культ короля— защитника и покровителя сангхи (буддийской общины). Фото: upload.wikimedia.org

В наше время около 50 тыс. деревень сведены в 5100 тамбонов. Тамбон состоит из 10—20 деревень и включает минимум 5 монастырей. Самой мелкой административной единицей является монастырь, которых в стране более 32 тыс.

Для тайского буддизма характерно вовлечение в жизнь буддийской общины всех жителе того или иного муниципалитета. При такой системе религиозными активистами оказываются не только 400 тыс. членов сангхи, но и сотни тысяч уважаемых граждан страны.

При этом стоит отметить, что конце 1970-х гг. в Таиланде появились новые буддийские общества в университетах и вузах, ставящие целью обновление буддизма. Новое идеологические направление буддизма имеет историческую перспективу и, вероятнее всего, станет политическим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector