Самые старые церкви мира: 10 культовых сооружений, которые пережили не одно столетие

Содержание:

Выдающиеся люди в Старой церкви

В храме похоронены около 400 более или менее известных нидерландцев. Например, Питер Хейн — главнокомандующий флотом во время Восьмидесятилетней войны. Надгробный памятник из единого куска мрамора украшен многочисленными деталями и скульптурой морского героя.

Мартин Тромп был первым командующим при Питер Хейне, а после его смерти стал главнокомандующим. Надгробный памятник изображает офицера в полной амуниции, голова на корабельной пушке, а тело — на штурвале. Памятник говорит об уважении  друзей и врагов — оружие является подарком короля Франции Людовика XIII, а грифоны — короля Англии Карла I.

В 18 веке в церкви было более 250 эпитафий (надписей на стене). Они не только являлись украшением, но и были источником дохода — за каждую надпись церковь получала от 25 до 50 гульденов. На сегодня осталось только 6 надписей

Обратите внимание на эпитафию Клари ван Спарвауде, которая находится на столбе у большого органа. Дочь мастера золотых дел скончалась в 1615 году, предварительно учредив фонд, который осуществлял выплаты при заключении брака бедными потомками

В 1922 году фонд пришлось закрыть, поскольку число бедных потомков, заключающих брак, увеличилось настолько, что сумма каждой выплаты составляла всего 11,35 евро.

В Старой церкви похоронен известный художник Ян Вермеер. Он умер в бедности, поэтому в церковной книге указано «ничего не уплачено». Первоначально его пришлось хоронить в семейном склепе его тещи, о чем напоминает небольшой камень в северном поперечном нефе. Только в 2007 году был установлен большой надгробный камень, украшенный медальоном Святого Луки.

Во времена французской оккупации люди выступали за равенство, свободу и братство, поэтому в начале 19 века почти со всех надгробий были удалены все символы сословий, гербы и флаги, но зато появились сколы от топоров. Лишь несколько надгробных плит сохранились в первоначальном виде и только благодаря тому, что их вовремя перевернули.

Индивидуальные доказательства

  1. Удо Шнелле : Первые 100 лет христианства. 30 — 130 AD UTB, Vandenhoeck & Ruprecht, 2-е издание, 2016 г., ISBN 978-3-8252-4606-8 , стр. 320
  2. Педро Барсело : Римская империя в эпоху смены религии поздней античности. Император и епископы в конфликте . Verlag Friedrich Pustet, Регенсбург 2013, ISBN 978-3-7917-2529-1 , стр. 56.
  3. Бертон И. Мак: Кто написал Новый Завет? Изобретение христианского мифа. CH Beck, Мюнхен 2000, ISBN 3-406-44015-0 , стр. 106 f.
  4. Джоэл Кармайкл : Встань и назови Его имя. Павел, пробудитель христиан и пророк язычников. К. Бертельсманн, Мюнхен, 1980, ISBN 3-570-00056-7 , стр. 59 f.

Спасский собор Андроникова монастыря 1399 – 1427 год

Об этом соборе мало что известно. Монастырь основал митрополит Алексий. Было предпринято две попытки строительства, но соборы постигла печальная участь. Первый сгорел, данные о втором здании и вовсе отсутствуют. Третий Спасский собор строили с 1399 года.

Первые упоминания о нем датированы 1763 годом. В 50-х годах XIX века собор претерпел значительные изменения – неудачная реконструкция. Долгое время храмом никто не интересовался. Его считали поздней постройкой, но в 1933 году было проведено исследование, которое показало истинный возраст сооружения. В 60-х годах ХХ века храму вернули первозданный вид, все наслоения сняли, а верхние формы восстановили «по наитию».

Храм действующий.

Спасский собор Андроникова монастыря 1399 – 1427 год

Об этом соборе мало что известно. Монастырь основал митрополит Алексий. Было предпринято две попытки строительства, но соборы постигла печальная участь. Первый сгорел, данные о втором здании и вовсе отсутствуют. Третий Спасский собор строили с 1399 года.

Первые упоминания о нем датированы 1763 годом. В 50-х годах XIX века собор претерпел значительные изменения – неудачная реконструкция. Долгое время храмом никто не интересовался. Его считали поздней постройкой, но в 1933 году было проведено исследование, которое показало истинный возраст сооружения. В 60-х годах ХХ века храму вернули первозданный вид, все наслоения сняли, а верхние формы восстановили «по наитию».

Храм действующий.

Храм Рождества Богородицы в Путинках

Одна из самых красивых и самобытных церквей столицы. Приходской храм Московского Патриархата. Был построен в 1652 году. Относится к одному из последних примеров русской шатровой архитектуры.

Храм Рождества Богородицы в Путинках

В 1930 – е годы был закрыт. При советской власти в его стенах размещалась репетиционная база одного из цирков. В 1990-м году был возвращён РПЦ. В 1991 году здесь начали приводить богослужения. Долгие годы в церкви велись реставрационные работы.

Адрес: улица Малая Дмитровка, дом 4, строение 2, Москва.

Режим работы: 08:00 – 20:00.

Богослужения: по воскресеньям и праздникам. Литургия в будни проходит в 07:30, в выходные и праздники – в 09:00 и в 18:00.

Метро

Рядом с церковью расположены три станции метро: «Пушкинская» Таганско-Краснопресненской (Фиолетовой) линии, «Тверская» Замоскворецкой (Зелёной) и «Чеховская» Серпуховско-Тимирязевской (Серой).

Храм Рождества Богородицы в Путинках и ближайшие станции метро на карте столицы

Городской наземный транспорт

Буквально в нескольких метрах от церкви находится остановка «Улица Малая Дмитровка». Сюда можно попасть на автобусе №М10.

Храм Рождества Богородицы в Путинках, остановка «Улица Малая Дмитровка»

В 200-х метрах от религиозного сооружения находится остановка автобусов №А и №15 – «Пушкинская площадь».

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря

Спасо-Преображенский собор возвели на берегу реки Великой в Пскове по заказу новгородского архиепископа Нифонта. Точную дату постройки установить не удалось, однако известно, что в 1156 году храм уже существовал.

Здание построено практически без фундамента, местами зодчие даже не стали снимать верхний слой почвы с травой. Дело в том, что берег сложен из песчаника — очень подвижного материала, который сильно расширяется в зимнее время. Фундамент со временем мог треснуть. Вместо него строители подсыпали бутовый камень, а стены укрепили специальным раствором с известью. Поэтому здание не разрушалось, несмотря на процессы в почве.

Храм расписали в 30-х годах XII века греческие мастера. Фрески были выполнены минеральными красками и схожи с византийскими иконами. В XVII веке изображения закрыли штукатуркой и забелили. По случайности это помогло сохранить около 80% рисунков. Сегодня росписи Спасо-Преображенского собора — наиболее полный памятник средневековой фресковой живописи в России.

Подробнее о Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря.

Гипогей (Мальта)

Гипогей Хала Сафлиени на Мальте является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и считается самым старым доисторическим подземным храмом в мире. Подземное сооружение окутано тайной — от удивительных удлиненных черепов до паранормальных явлений. Однако больше всего исследователей и экспертов привлекает уникальные акустические свойства обнаруженные в подземных камерах Гипогеума.

Храм является культурным достоянием исторической ценностью, датируемой 5 000 лет, и единственным примером подземного сооружения “бронзового” века. Его часто называют “Лабиринт”, потому как он состоит из серии эллиптических камер на трех уровнях, доступ к которым осуществляется через специальные коридоры.

Исследователи считают, что храм первоначально предназначался для святилища, возможно, для оракула. Поэтому он имеет такие невероятные акустические свойства, названный “Палатой Оракула”. Многие говорят, что стоять в центре Гипогея, словно внутри гигантского колокола. Также предполагается, что храм специально строился с акустическими эффектами, чтобы воздействовать на психику людей во время мистических ритуалов.

Один из известных фактов, произошедших в наше время, в 1985 году — таинственное исчезновение черепов размещенных в Археологическом музее Валетты и не найденных до сих пор.

литература

Исходные редакции

  • Михаэль Федрович : Справочник святоотечества. Исходные тексты по богословию отцов церкви . Гердер, Фрайбург 2010, ISBN 978-3-451-31293-9 .
  • Питер Гайот, Ричард Кляйн (ред.): Раннее христианство до конца гонений. Документация. Том 1: Состояние. Том 2: Общ . 3-е издание Дармштадт 2006 г.
  • Адольф Мартин Риттер (ред.): Старая церковь (= церковь и богословская история в источниках 1). Нойкирхенер, Нойкирхен-Флюин, 11-е издание, 2015 г.

Введение и общие презентации

  • Карл Баус : От ранней общины до большой раннехристианской церкви . (= Справочник церковной истории . Том I). Гердер, Фрайбург / Базель / Вена, 1962 г. (4-е издание, 1978 г .; специальное издание, 1985 г., № 1999).
  • Норберт Брокс : Раннее христианство. Сочинения по историческому богословию . Под редакцией Альфонса Фюрста, Франца Дюнцля, Фердинанда Р. Простмайера; Фрайбург i. Бр .: Гердер, 2000.
  • Норберт Брокс: Церковная история древности . Дюссельдорф: Патмос в мягкой обложке, 2002. 3
  • Генри Чедвик : Церковь в древнем обществе: от Галилеи до Григория Великого (= Оксфордская история христианской церкви). Издательство Оксфордского университета 2003.
  • Эрнст Дассманн : История Церкви I — II / 2 (= учебники Кольхаммера Теол . 10 — 11.2). Штутгарт, 1991–1999 годы; 2000 г.
  • Карл Сусо Франк , Основы истории старой церкви . 3-е издание, Дармштадт, 1993.
  • Дерс .: Учебник истории старой церкви , Падерборн 2-й А. 1996 г., 3-й А. 2002 г.
  • Гюнтер Готтлиб : Христианство и Церковь в первые три века (= Гейдельбергские учебные буклеты для классических исследований). Гейдельберг 1991.
  • Герт Хендлер : От Тертуллиана до Амвросия. Церковь на Западе с конца II до конца IV века (= церковная история в отдельных представлениях, 1.3). Берлин 1978 г.
  • Герт Хендлер: Западная церковь в эпоху переселения народов (= церковная история в отдельных представлениях, 1.5). 3-е издание, Берлин, 1987 г.
  • Дэвид Бентли Харт : История христианства: вера, церковь, традиции. National Geographic, 2010. ISBN 978-3-86690-189-6 (Перевод: Уте Марейк)
  • Сюзанна Хаусамманн : Старая церковь . Том 1–4. Нойкирхенер, Нойкирхен-Флюин, 2001–2004 гг.
  • Вольф-Дитер Хаушильд : Учебник истории церкви и догм, том 1, Старая церковь и средневековье , 2-е, исправленное. Под ред. Гютерсло, 2000.
  • Ханс-Йозеф Клаук : Религиозная среда раннего христианства (= изучите книги теологии 9). Штутгарт 1995.
  • Кристоф Маркшис : Древнее христианство. Благочестие, образ жизни, институты. Мюнхен 2006.
  • Жан-Мари Майер, Люс Пьетри, Андре Вошез (ред.): История христианства, античность . 3 тома, Специальное издание, Freiburg i. Б. 2005, ISBN 3-451-29100-2 .
  • Карен Пипенбринк , Античность и христианство (компактная история), Дармштадт 2007.
  • Ханс Георг Тюммель : Церковь Востока в 3-м и 4-м веках (= церковная история в отдельных представлениях, 1.4). Берлин 1988 г.
  • Пол Вейн : Когда наш мир стал христианским . CH Beck, Мюнхен, 2008.
  • Филипп Вильхауэр : История раннехристианской литературы. Введение в Новый Завет, апокрифы и апостольские отцы. Учебник Де Грюйтера, Вальтер де Грюйтер, Берлин / Нью-Йорк 1978, ISBN 3-11-007763-9 .

Богословие и история догмы

  • Бертольд Альтанер , Альфред Стюбер : Патрология. Жизнь, писания и учение отцов церкви . 9-е издание, Фрайбург, 1980 г.
  • Отто Барденхейвер : История ранней церковной литературы . 5 тт., 1913-1932 гг.
  • Ганс фон Кампенхаузен : отцы греческой церкви . 8-е издание, Кольхаммер, Штутгарт, 1993.
  • Ганс фон Кампенхаузен: отцы латинской церкви . 7-е издание Kohlhammer, Stuttgart et al. 1995 г.
  • Франц Дюнцль : Краткая история догмата о троице в старой церкви . Гердер, Фрайбург i.Br. я. 2006 г.
  • Майкл Федрович : Апология в раннем христианстве , Падерборн, 2-й А. 2001.
  • Михаэль Федрович: Богословие отцов церкви. Основы раннехристианских размышлений о вере. Фрайбург 2007.
  • Вильгельм Герлингс (ред.): Богословы христианской древности . Дармштадт 2002.
  • Хартмут Леппин : Отцы церкви и их время . Мюнхен 2000.
  • Бернхард Лозе : Эпохи истории догмы (= Гамбургские богословские исследования, 8); 8-е издание, Мюнстер и Гамбург, 1994.
  • Кристофер Стед: Философия и теология , Том 1: Время старой церкви (= Богословская наука, 14.4). Штутгарт и др. 1990 г.
  • Питер Штокмайер : вера и религия в ранней церкви . Фрайбург i. Б. 1973.
  • Роберт Л. Уилкен: Дух раннего христианства . Gütersloher Verlagshaus 2004. ISBN 3-579-05423-6 .

Журналы

  • Раннее христианство
  • Ежегодник античности и христианства
  • Журнал раннехристианских исследований
  • Римский ежеквартальный журнал о христианской древности и истории церкви
  • Ветера Христианорум
  • Vigiliae Christianae
  • Журнал древнего христианства
  • Журнал науки о Новом Завете и древних церковных преданий

Собор Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре, 1405 год

Инициатором строительства монастыря стал звенигородский князь Юрий Дмитриевич, основан монахом Саввой. Собор Рождества – первое каменное здание ансамбля, один из немногих сохранившихся образцов московского зодчества начала XV века. Четырехстолпный одноглавый соборный храм построен из белого кирпича, его особенность – минимум декора, скромность и строгость. Внутренне убранство – результат кардинальной реконструкции, которая была проведена в XVI веке. Есть информация, что первоначально оформлением собора занимались мастера круга Андрея Рублева. В 1913 году реставраторы обнаружили остатки фресок, относящихся к XV веку.

Как уже было отмечено выше, собор находится на территории монастыря, действующий.

Церковь Положения Ризы Божией Матери во Влахерне, 1486 год

Церковь построена в память о спасительном чуде. Татарское войско осадило город. У жителей не было выхода, оставалось только молиться. Наутро татары ушли, оставив все награбленное добро. Правда, первая деревянная церковь сгорела, а эта была построена вместо нее.

Церковь долгое время была домовой (расположенная в учреждении или частном доме) для митрополитов, позже для патриархов. В 1635 году ее передали государю. Тогда же был построен переход, который соединял церковь с покоями царицы.

На данный момент она является одним из самых красивейших зданий Москвы. Это самая маленькая церковь в составе архитектурного ансамбля Кремля. Сейчас службы в ней не проводят. В 1965-м году она получила статус музейного экспоната.

Старая церковь — погост Покровский

Погост — древняя административно-территориальной единица на Руси.
Некий аналог современных сельских поселений,
муниципальных образований районного уровня в областях. Когда-то по погостам
ездил князь со своей дружиной (погостить) собирать налоги (уроки). После распространения
христианства центрами погостов стали села с церквями. Екатерина II отменила
деление на погосты, заменив их волостями.

Начиная с этого времени (XVIII в.) погосты используются в значении «сельское
кладбище».

От старой церкви Рождества Пресвятой Богородицы
в селе Верховлянь к старой церкви Покрова Пречистые Богородицы на речке
Осенке мы идем полевыми дорогами старинного Большого Микулина стана.

Когда-то Большой Микулин стан был крупным территориальным образованием
и входил в состав Коломенского уезда. Большой Микулин стан включал в себя
13 погостов.

Наша цель — погост Юрьевец, что на речке Осенка с церковью Покрова Пречистые
Богородицы.

Хорошо вокруг. Ветер гонит волны по пшеничным полям.

Радуются солнечному дню ромашки.

Изредка мы проходим по березовым лесам, которые выглядят очень празднично.

А так все больше поля, поля.

Копны убранного сена рождают чувство уверенности в завтрашнем дне.

В этих краях много малины, идя по дорогам от церкви к церкви, мы съели,
наверное, каждый малины по целому ведру.

Мы идем по холмам.

Увы, старой церкви Покрова Пречистые Богородицы больше нет. Впрочем, как
и нет древнего погоста Юрьевец.

Сейчас это погост Покровский, сельское кладбище.

На месте старой церкви Покрова Пречистые Богородицы стоит большой деревянный
крест.

Старое кладбище буйно поросло бурьяном и крапивой.

Остались отдельные могилы.

Акакий Тимофеевич Чичин, видимо был, священнослужителем, а у Марии Федоровны
лицо крестьянки.

Когда случилось безумие 1917 года, им было 48 и 40 лет. На их глазах происходило
уничтожение Русского Мира. Может быть от того в их глазах неизбывная скорбь.
А прожили долго: Акакий Тимофеевич — 83 года,
Мария Федоровна — 82 года.

Упокой Господи души усопших раб Твоих.

Мы идем дальше.

Храм Гроба Господня в Иерусалиме

Сердцем христиан всего мира является Храм Гроба Господня, расположенный в Старом городе Иерусалима. Согласно Священному Писанию, там был распят, похоронен и впоследствии воскрес Иисус Христос. Освещение первого храма датируется 335 годом.

Религиозный комплекс стоял в нетронутом виде вплоть до 614 года, когда во время своего царствования Хосров II напал на Иерусалим. Тогда святилище было серьезно повреждено. В 629 году развернулись работы по восстановлению храма, однако в итоге прежнего величия добиться не удалось.

В дальнейшем набеги на религиозный духовный центр христиан не единожды повторялись: к 637 году халифом Умаром, в 1009 году Аль-Хакимом би-Амруллахом, последний приказал подданным начать убивать христиан и разрушать их святыни.

Храм Гроба Господня по сей день привлекает паломников со всего мира, в нем проводят службы представители шести христианских конфессий. Религиозный комплекс включает в себя монастыри, вспомогательные сооружения, галереи т. д.

Храм Гроба Господня

Церковь Зачатия Иоанна Предтечи в Коломне, 1320-е годы

Церковь называют жемчужиной древнерусского зодчества. Располагается в центральной части села Городище. На данный момент оно входит в городскую черту Коломны. До наших дней сохранилась лишь часть церкви, в результате многочисленных исследований было установлено, что храм был перестроен еще в XVI. Большие изменения во внешнем и внутреннем облике церкви произошли в 1780 году. В 1965 году церковь снова отреставрировали, на этот раз попытавшись вернуть ей первоначальный облик. Правда, он всего лишь «предполагаемый XVI века». Выдающаяся святыня — икона «Иоанн Предтеча Ангел пустыни». Хранится она не в церкви, а в Третьяковской галерее.

Храм действует, на его территории совершаются богослужения и работает воскресная школа.

Церковь Зачатия Иоанна Предтечи в Коломне, 1320-е годы

Церковь называют жемчужиной древнерусского зодчества. Располагается в центральной части села Городище. На данный момент оно входит в городскую черту Коломны. До наших дней сохранилась лишь часть церкви, в результате многочисленных исследований было установлено, что храм был перестроен еще в XVI. Большие изменения во внешнем и внутреннем облике церкви произошли в 1780 году. В 1965 году церковь снова отреставрировали, на этот раз попытавшись вернуть ей первоначальный облик. Правда, он всего лишь «предполагаемый XVI века». Выдающаяся святыня — икона «Иоанн Предтеча Ангел пустыни». Хранится она не в церкви, а в Третьяковской галерее.

Храм действует, на его территории совершаются богослужения и работает воскресная школа.

Собор Василия Блаженного

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на РвуСобор Василия Блаженного

Год постройки:

Между 1555 и 1561.

Престолы:

Покрова Пресвятой Богородицы, Адриана и Наталии, Григория Армянского (Просветителя), Николая Чудотворца Великорецкого образа, Рождества Пресвятой Богородицы, Василия Московского (Блаженного), Варлаама Хутынского, Александра Свирского, Входа Господня в Иерусалим, Троицы Живоначальной, Иоанна Милостивого

Богослужение:

в дни главных Престолов (Покрова и Василия Блаженного) проходят патриаршие или владычные службы. У раки Св. Василия Блаженного каждое воскресенье читается акафист.

Адрес:

103012, г.Москва, Красная площадь

Последующие реставрационные и восстановительные работы

В 1547 году Успенский собор вновь был охвачен огнем пожара и получил множество повреждений. Незамедлительно началось его восстановление. Как и два с лишним века назад, необходимые для проведения работ средства собирались всем миром. Завершив реставрацию, кровлю храма покрыли позолоченными медными листами, придав зданию изысканность и благолепие, а внутри к имевшимся ранее образам добавили присланные из Великого Новгорода четыре иконы древнего письма. Так самая старая церковь в Москве принимала знакомые нам всем очертания.

В 1624 году по повелению первого государя из рода Романовых – царя Михаила Федоровича – своды Успенского собора, угрожающе покрывшиеся трещинами, разобрали и, чтобы устранить опасность обрушения, выложили заново, укрепив железным армированием и дополнив особыми подпружными арками. Были внесены также некоторые изменения в конструкцию кровли и системы водостоков.

Собор Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре, 1405 год

Инициатором строительства монастыря стал звенигородский князь Юрий Дмитриевич, основан монахом Саввой. Собор Рождества – первое каменное здание ансамбля, один из немногих сохранившихся образцов московского зодчества начала XV века. Четырехстолпный одноглавый соборный храм построен из белого кирпича, его особенность – минимум декора, скромность и строгость. Внутренне убранство – результат кардинальной реконструкции, которая была проведена в XVI веке. Есть информация, что первоначально оформлением собора занимались мастера круга Андрея Рублева. В 1913 году реставраторы обнаружили остатки фресок, относящихся к XV веку.

Как уже было отмечено выше, собор находится на территории монастыря, действующий.

Никольский монастырь

На Южном конце Старой Ладоги располагается старинный Никольский монастырь, в котором идет комплексная реставрация.

Это огромный комплекс, среди построек которого выделяются затейливые, вполне светского облика Святые ворота, выходящие к Волхову, которые сами по себе уже являются памятником зодчества. Неподалеку от ворот церковь св. Иоанна Златоуста, удивляющая знатоков своей архитектурой. Дело в том, что постройка объединяет в себе черты старорусского и романского стилей, что встречается довольно редко. Три удлиненные нефа, центральный — более высокий, освещен чередой верхних окон и отделен от боковых колоннами. И, вместе с тем, характерные для православных храмов золоченые купола.  

Еще одним знаменательным элементом, который можно здесь увидеть, является недавно перестроенная шатровая колокольня конца XVII в. Это высокое восьмигранное строение со строгими пропорциями  и несколькими ярусами. Весь облик колокольни как бы устремлен к небесам и освобожден от притяжения земли. Внутри имеется отдельно помещение для звонаря.

Это один из старейших монастырей в Старой Ладоге, по легенде основанный князем Александром Невским после его сражения со шведами в устье Ижоры в 1240 году. Возможно на возникновение легенды повлияло то, что неподалеку находится  урочи¬ще Победище, где в старину произошла кровавая битва ладожан с врагами. На то время это было единственное пригодное для битвы место в окрестностях. Со временем битвы смешались в умах местных жителей и монастырь стал ассоциироваться с Невской битвой.

Как бы то ни было, перовое задокументированное упоминание монастыря относится к переписи Водской пятины в 1401 году. В этом документе указывается сколько земель принадлежало монастырю.

Это большой монастырь со множеством построек, центральное место в котором занимает четырех-столпный, трехапсидный, со сводчатым подцерковьем и луковичной главой Никольский собор. Как считается, собор появился здесь раньше монастыря и изначально был посадским. Об этом говорит список создателей обители и расположение фундамента храма в гуще культурного слоя X-XII веков с остатками городской застройки.

В Смутное время, Ладога была захвачена шведскими войсками и монастырь подвергся разорению и многие храмы были разрушены почти до основания. Однако нижняя часть Никольской церкви все же уцелела и в 1668 г. храм был вновь восстановлен на средства горожан. Причем строители ориентировались на его первоначальный облик и возвели как бы двойник ушедшей постройки. Внутри обитель расписана фресковой живописью, характерной для соборов XII века. В ХVII-XIX в.в. к зданию пристроили паперть и два крыльца с севера и запада.

После Революции, в 1927 году монастырь был закрыт. Братия смогла просуществовать здесь до 1937 года, основав рыболовную артель. Однако позднее на территории монастыря разместили складские помещения, моторно-тракторную станцию, ремесленную школу и общежитие.

Только в середине прошлого века, на волне интереса к родной истории было принято решение о возвращении монастырю исторического вида. Однако реставраторы несколько перестарались. Во время реставрации 1958 года было принято решение вернуть храму первоначальный облик, что привело к уничтожению элементов XVII века.

Обнажив штукатурку реставраторы выяснили, что большие части кладки стен составляют целые блоки, сложенные из чередующихся рядов серого плитняка и плинфы на известковом растворе с примесью толченого кирпича. Это послужило еще одним поводом для датировки строительства 1160-ми гг.

Восстановительные работы были заморожены из-за отсутствия средств. В трещины и сколы была залит раствор под давлением. Блоки кладки склеены. Собор был законсервирован.

В 2002 г. монастырь был вновь передан Православной церкви и  23 ноября сюда были привезены частицы мощей святителя, архиепископа г. Мир Ликийских Николая-Чудотворца, в честь которого и назван этот собор. Ларец с мощами помещен в монастырской часовне. До полного восстановления монастыря во всем его великолепии еще далеко, однако работы в этом направлении не прекращаются.

Собор Успения Божией Матери, 1479 год

Один из самых важных соборов в истории России. Его построили по указу московского князя Ивана III. Здесь проходили значимые события: венчания на царство, коронация императоров, оглашение государственных актов, молебны перед военными походами.

Успенский собор имел первенствующее положение. Главы государства следили за тем, чтобы убранство его соответствовало статусу. Расписывать стены и писать иконы могли только самые выдающиеся художники со всей страны. Внутреннее убранство собора – это уникальное собрание памятников русского средневекового искусства. В 1917 году собор стал музеем. С 1990 года здесь возобновлены богослужения.

Церковь Климента Папы Римского

На Пятницкой улице в Москве ощущается особенная атмосфера. Сюда нужно приходить для того чтобы познакомиться с историей Замоскворечья и увидеть голубые купола храма, освященного в честь Климента Папы Римского и священномученика. Его красота поистине необыкновенна, ведь в архитектуре прослеживаются черты подлинного церковного барокко. В храме хранятся совсем нетипичные для православного зодчества иконостасы. Центральный из них изготовлен из дерева и украшен красивыми скульптурами.

Площадь сооружения, достигающая 1,5 тысяч квадратных метров, действительно впечатляет. К большому храмовому залу примыкают 5 приделов, трапезная, а также колокольня. Сегодня церковь является памятником архитектуры федерального значения. Ее посещают в составе паломничеств, а также экскурсий по Золотому Кольцу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector