История создания храма василия блаженного

Постник, Барма или заезжий гений

В том же тексте впервые встречается упоминание мастеров Постника и Бармы. Казалось бы, вопрос с авторством решен, но не всё так однозначно. У исследователей вызвало удивление, что первый из зодчих (Постник) назван именем, второй (Барма) — «по реклу», то есть прозвищем. Значение и возможное происхождение прозвища Барма специалисты толкуют по-разному. Оно может быть связано с названием части торжественного одеяния царей и высшего духовенства, спускавшегося от головного убора на плечи. Подобные бармы обычно были богато украшены, так что прозвище могло свидетельствовать о художественных способностях его обладателя. Другой вариант связан с устаревшей языковой характеристикой непонятной, невнятной речи. До наших дней сохранилось схожие слова «бормотать» или «обормот». Можно предположить, что у носителя прозвища были проблемы с дикцией или особенная манера говорить, скажем, какой-то диалект. В тексте «Русского Летописца» находим такое утверждение:

Автор цитаты

Репродукция эскиза декорации художника Федора Федоровского к опере композитора Михаила Глинки «Иван Сусанин»

Никакого Постника уже нет, только Барма. А еще до нас дошел подлинник царского указа от 15 декабря 1555 года, направленного в Новгород дьякам Федору Еремееву и Казарину Дубровскому, в котором государь повелевал

Автор цитаты

Здесь фигурирует мастер Постник Яковлев, но нет Бармы. А если допустить чередование в упоминаниях его имени и прозвища, то речь может идти об одном человеке — Постнике Яковлеве по прозвищу Барма. Есть здесь и четкое указание на псковское происхождение мастера и его работу в Казани.

Последнее документальное свидетельство относится к 1633 году. Это запись в рукописи Судебника 1550 года, гласящая, что документ хранился у «стряпчего и слуги московские службы Дружины Тарутьева сына Посникова, по реклу Бармы». Возможно, это еще одно подтверждение того, что Постник и Барма — имя и прозвище одного человека. После работы в Москве Постник Яковлев по прозвищу Барма был командирован в Казань, где возводил крепость и соборы. Точных данных нет, но по художественному почерку специалисты склонны считать его работами Благовещенский сбор и Спасскую церковь Казанского кремля и, возможно, Успенский и Никольский храмы в Свияжске — небольшой крепости, заложенной Иваном IV в качестве форпоста для взятия Казани.

Иван IV (Грозный). Портрет из Царского титулярника

До конца XIX столетия о создателях храма не было ничего известно, что лишь подкрепляло уже упомянутую легенду об их ослеплении Иваном Грозным. Первые данные о зодчем появились лишь в 1896 году, благодаря изысканиям священника Ивана Кузнецова, обнаружившего упомянутые летописные источники в закромах Румянцевского музея. Его сведениями воспользовался известный историк и археолог И.Е. Забелин, правда, он считал, что Барма и Постник это разные люди. Без всякой критики эта версия и царила до недавнего времени, кочуя по туристическим буклетам и школьным учебникам. Сейчас большинство ученых относятся к ней скептически.

Во-первых, достоверность используемых письменных источников крайне сомнительна, а во-вторых, уж очень сильно выбивается Покровский собор из традиций новгородско-псковской архитектуры и других творений «церковного и городового мастера» Постника Яковлева. В последней посвященной собору значительной работе профессора А.Л. Баталова («Собор Покрова на Рву: история и иконография архитектуры») предпочтение отдается версии, что собор построил специально приглашенный зарубежный архитектор. Он вдохновлялся традициями русского зодчества (каменного и деревянного), переосмысливая их в духе европейского Ренессанса. Впрочем, крепких доказательств этого варианта тоже нет, так что вопрос авторства собора по сей день можно считать дискуссионным.

Экскурсии

В соборе регулярно проводятся экскурсии самых различных направлений. Стоимость каждого вида экскурсии разнится, но почти всегда дополнительно к ним придется купить отдельный билет на вход в собор.

  • Специальные экскурсии – особенные мероприятия. Они включают в себя специалиста-гида и посещение собора в особое время, например, вечернее посещение, на котором можно послушать выступление вокального ансамбля. Такие экскурсии закрыты и проводятся в определенное время, при наличии минимальной группы. Специальные экскурсии могут проводиться за 1 ч до открытия или за 1 ч после, но для таких экскурсий также нужна минимальная группа. Эти экскурсии подойдут тем, кто хочет получить необычные впечатления.

    В храме на Красной площади в Москве (Василия Блаженного) есть специальные экскурсии для детей и мастер классы

  • Обзорные экскурсии – подойдут для всех возрастов, от учащихся начальной школы до старшеклассников и взрослых. Стоимость таких экскурсий ниже, чем у специальных, а группа относительно небольшая. Во время экскурсии можно будет обойти весь храм, узнать обо всем понемногу: и об истории, и о живописи, и о размещении храма и основных исторических вехах.
  • Тематические экскурсии – приурочены или к особенному событию, или к отдельной конкретной тематике. Например, экскурсии, на которых разбирается исключительно архитектура, иконы или живопись. Такие экскурсии подойдут тем, кто хочет углубиться в какой-то конкретный аспект истории и узнать об этом подробнее.

Город Москва – Третий Рим. Нельзя оказаться там и не посетить Красную площадь, а оказавшись на Красной площади, не посетить знаменитый на весь мир храм. Этот собор несет в себе многовековую историю и культуру, он — значимый памятник древнерусского зодчества и уникальный ансамбль из 10-ти церквей, именуемый «каменным цветком».

Оформление статьи: Мила Фридан

Доработки и изменения

Храм на Красной площади в Москве не сразу имел изначальный вид, а несколько раз видоизменялся. После основной постройки его постоянно улучшали. По задумке архитекторов собор был полностью белым и построенным из белокаменных глыб, но в XVII веке это изменилось. Вместо белых стен – орнаментальная живопись.

Вместо золотистого купольного покрытия – декоративная обработка в современном ее виде. Окончательно неизвестна полная разгадка такой цветности куполов. Есть только предположения, что строятся на предании об Андрее Юродивом, который и связан с праздником Покрова Божией Матери. Он видел в своем сне Небесный Иерусалим в виде цветущего сада.

Постепенно все детали собора улучшались без резких изменений в архитектуре. Деревянные ненадежные шатровые постройки заменялись каменными, купола полностью были сделаны из металла. В подклет собора, подземное перемещение, были перенесены для сохранности престолы из разобранных церквей.

Там хранились престолы из церквей «на крови», которые располагались на старых местах публичных казней. По различным сведениям, таких престолов было от 13 до 20. Тогда же перенесены и несколько престолов из сгоревших московских храмов.

Переименовываются и несколько приделов: по ходатайству богатой вкладчицы церковь Киприана и Иустины переименовывают в церковь ее святых покровителей Адриана и Наталии, а церковь Трех Константинопольских патриархов теперь носит название в честь Александрийского патриарха Иоанна Милостивого.

Эти названия будут закреплены до XX-го века. Так же в Покровскую церковь переносится иконостас из кремлевской церкви. Добавляется травный орнамент на парапетах и внутренней отделке галерей и, в целом, собор почти завершает все реставрационные работы.

Троицкий пожар в 1737 г. почти полностью уничтожил внутреннее убранство собора. Его восстановление затянулось надолго, так как тогда пострадала вся Москва

Особое внимание реставрации было уделено в период 1784-1786 гг. В это время внешний вид собора был изменен: надстроенную Феодосиевскую церковь разобрали

Изящный хаос

Считается, что по замыслу митрополита Макария Покровский собор и построенное в то же время Лобное место составляют единую библейскую композицию: храм символизировал Небесный Иерусалим, а Лобное место — Голгофу. Кстати, собор раньше иногда называли Иерусалимским, как и Фроловские ворота Кремля.

Покровский собор — это даже не один, а девять (первоначально) храмов, объединенных одной темой. Каждый из них символизирует конкретное событие казанской кампании и посвящен святому, в день почитания которого оно произошло. В день поминовения Александра Свирского и Трех Патриархов Константинопольских (12 сентября по новому стилю) была одержана победа над войском царевича Епанчи, спешившего из Крыма на помощь татарам. В день Григория, просветителя Великой Армении (13 октября по новому стилю), была взорвана Арская башня. Ну а в день Киприана и Иустины (15 октября по новому стилю) начался последний штурм Казани. Еще три придела по аналогичным причинам посвящены Николаю Великорецкому, Варлааму Хутынскому и празднику Входа Господня в Иерусалим. Центральный же престол назван в честь Покрова Богородицы, ибо в ее день — 14 октября состоялся главный штурм Казани.

Икона «Благословенно воинство Небесного Царя», написанная в память Казанского похода 1552 года

Зодчий возвел все церкви (или приделы) на едином белокаменном подклете, сохранив относительную независимость каждой — первоначально они даже имели разные входы. Отсюда эта удивительная форма: возвышающийся центральный шатер с луковичной главкой, четыре купола поменьше по сторонам света и еще четыре по диагонали. Мог получиться хаос, но благодаря изумительным пропорциям вышел настоящий шедевр. Изящный, легкий, в то же время замысловатый и сложный храм несет явные черты деревянного зодчества, перекликаясь с мотивами резных церквей русского севера. Для своего времени он был огромным (65 метров) и до 1600 года (когда был надстроена колокольня Ивана Великого) оставался самым высоким зданием Москвы.

Собор сделан из восьми разных видов кирпича, что позволило богато декорировать фасады, «стояки», барабаны и даже купола. Правда, первоначально купола не имели такой витиеватой формы, она появилась при царе Федоре Иоанновиче. Храм тогда был двуцветным, красно-белым — современная яркая окраска появилась позже, в конце XVII века (по другой версии, даже в XVIII-м, при Екатерине), когда храм ремонтировали после пожара. Тогда же галереи были покрыты и застеклены, появилось парадное крыльцо, а колокольню соединили с основным зданием.

Как купить билеты в музей и сколько они стоят

Вне богослужения вход – платный. Билеты можно приобрести как на интернет-странице Исторического музея, так и в кассе близ входа. Цена билета – 500 р. (для иностранцев – 1000 р.), предоставляется скидка 50% студентам, пенсионерам.

Заказ билетов  экскурсий: https://shm.ru/museum/hvb/

Как заказать экскурсию

Это можно сделать на сайте музея или в кассе. Музей предлагает 16 тематических экскурсий на разную тематику. Стоимость такой услуги составляет 2000-4000 рублей на 1 человека, для иностранцев – увеличивается в 2 раза. При этом сайт музея указывает, что экскурсии проводятся для групп не менее 15 человек, а стоимость входных билетов в цену не включена.

Часы работы 

Вход открыт с 10 до 18 ч. Время работы может меняться в зависимости от различных мероприятий на Красной площади, когда этот филиал музея закрывается.

Завершение реставрации

Собор прекратили реставрировать во время Великой Отечественной войны, но после ее завершения он открылся в рекордно быстрые сроки. Уже 7 сентября 1947 г., в день празднования 800-летия Москвы, храм был открыт на торжественном мероприятии во время массового празднования на Красной площади.

А через несколько лет началась полная реставрация внутренних стен. Детальное исследование позволило обнаружить настоящую роспись времен постройки. Собору начали возвращать его настоящий облик, тогда же была обнаружена точная дата постройки: 12 июля 1561 г. В 1960-х гг. собору перекрыли купола, заменив металл на устойчивую к износу медь.

Она не требовала регулярных замен и обновления, тогда же купола перекрасили и вернули им привычный современный облик. Обнаружение оригинальных фресок позволило воссоздать оригинальную роспись во внутренних храмах и на нескольких наружных фрагментах.

При нем открылась наибольшая коллекция из 19-ти колоколов. В этом же году было утверждено право совместного пользования собором между Государственным историческим музеем и Русской православной церковью.

Новые реставрационные работы начались в 2001-м г. и длились на протяжении почти десятилетия. Это самая масштабная и полноценная реставрация за всю историю собора. Все десять церквей были обновлены, отреставрирована главная святыня собора, икона Покровы. Нижний ярус и подклеты были так же отремонтированы. На данный момент в списке «7 чудес России» собор занимает 5-е место.

Грандиозная стройка в рекордные сроки

Изначально на месте собора стояла деревянная Троицкая церковь. Вокруг нее во время походов на Казань возводились храмы — они отмечали громкие победы русского войска. Когда Казань окончательно пала, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному перестроить архитектурный ансамбль в камне. Он хотел окружить центральный храм семью церквями, но ради симметрии количество увеличили до восьми. Так, на одном основании были построены 9 самостоятельных храмов и звонница, их соединяли сводчатые переходы. Снаружи церкви были окружены открытой галереей, которую называли гульбищем — это была своеобразная церковная паперть. Каждый храм увенчали собственным куполом с неповторимым рисунком и оригинальной отделкой барабана. Грандиозное по тем временам сооружение высотой 65 метров строили всего шесть лет — с 1555 по 1561 год. Вплоть до 1600 года это было самое высокое здание Москвы .

История создания

Завоевательный поход Ивана Грозного по взятию Казани подходил к концу. Решающее сражение завершило историю существования отдельного Казанского ханства, навсегда подчинив его и сделав частью Русского государства. 1 октября 1552 г. начался последний штурм Казани, он стал решающим сражением и привел к полному поражению казанских защитников.

Именно 1 октября праздновался день Покрова Богородицы, и поэтому большой каменный храм был заложен в честь этого праздника. Каждый из существующих приделов нового храма был в свое время походной деревянной церковью.

Эти церкви были освящены в честь тех праздников и дней поминовения святых, на празднование которых выпали знаменательные победы на пути к взятию города. Все эти походные церкви и объединили в большом Покровском соборе.

История создания обрастала множеством легенд. Одна из них говорит о мастере Постнике Яковлеве, по прозвищу Барма. Вторая легенда – что это не один мастер, а два архитектора. Согласно преданию, эти мастера были ослеплены по завершению строительных работ, чтобы они больше не смогли создать что-либо настолько совершенное.

Эта легенда довольно распространена, но особых подтверждений не имеет. Еще по одной из версий архитектор был посажен в темницу за хвастовство, что может создать церковь еще лучше.

Еще одна легенда говорит, что рядом со старой церковью находился почитаемый москвичами юродивый, Василий Блаженный. Он был прозорлив, лечил людей, предсказывал, юродствовал, и был очень почитаемым среди людей. Василий собирал деньги на постройку нового храма, а после передал их царю.

Подтвердить или опровергнуть окончательно эту версию нельзя, так как нет точных известий о времени смерти Василия Блаженного: возможно, он умер раньше, чем постройка собора была запланирована.

Изменения в архитектуре и дизайне

Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.

Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.

Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.

Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.

До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.

Доработки XVI века

По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.

Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.

Как изменился храм в XVII веке

Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.

Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.

К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.

Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.

Пожар и восстановление

Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.

Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.

Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.

В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.

XIX — начало XX века и их влияние

Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.

Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:

  • укрепили полы;
  • обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.

Особенности собора

Главный собор страны удивляет своей архитектурой, масштабностью, фресками и росписью. Удивительно, что сам по себе он изначально строился не только как храм, но и как памятник в честь присоединения Казани.

Внешне храм очень компактный, особенно на фоне просторов Красной площади. Но это «маленькое» здание включает в себя одиннадцать приделов. (см. навруз байрам в 2019 году)

Внутри собор имеет необычную структуру – многочисленные лабиринты и переходы, подобны человеческой жизни с препятствиями и лишениями, окружающими мирскую жизнь.

В прошлом столетии историки обнаружили ряд подземных лабиринтов. Под одним из приделов раскопали яму-комнату, а в подвалах здания были обнаружены окна для пушек.

Архитекторы признаются, что удивительно, как такое высокое здание держится на искусственном холме, без серьезного фундамента. Легенда о библиотеке Ивана Грозного, опровергается таким строением.

Самих подвалов – нет, храм стоит на подклете со сводами. Их высота около 6,5 метров. Именно их раскопали в 1930 году реставраторы.

Один из сводов подклета отличается безсводчатым сооружением, несмотря на большую протяженность. В Древней Руси такие сооружения использовали для хранения царских денег, украшений и ценных вещей.

Сегодня в них могут зайти гости музея и познакомиться с древнейшей иконой, написанной для храма, – святого Василия Блаженного.

Описание внешнего вида

Храм на Красной площади в Москве – образец русской архитектуры. При виде сверху – это строгая геометрическая композиция, состоящая из двух квадратов разных размеров. Их расположение под углом друг к другу составляет «кустодию» — фигуру восьмиконечной звезды.

Каждый угол звезды образует собой один из 8-ми храмов, а в центре расположена 9-я и основная церковь. Такое количество престолов и такая задумка имеет глубокое значение в православии: само число 8 довольно символично, оно знаменует Воскресение Христа, а кустодия – древний символ Богоматери.

4 стороны квадрата — это одновременно и крест, и всеобщность, и 4 Евангелия. 9-ый, центральный купол, символизирует в свою очередь объединение и покровительство Богородицы над Россией.

Внутри все церкви объединены одним общим фундаментом, внутренней галереей и сводчатыми переходами. Храм искусно украшен росписью, различными орнаментами и рисунками, но снаружи он не всегда был таким разноцветным и ярким. Красочные купола и переливающиеся шатры были добавлены позже, после постройки, а внутренние орнаменты для каждой церкви отличаются между собой.

Храм лишен главного входа, каждая из его сторон может считаться фасадной. Позже к основному сооружению был достроен еще один придел Василия Блаженного и колокольня.

Количество куполов так же изменялось со временем. Изначально над храмом было 25 больших и малых куполов, затем их количество сократилось до 10: каждый над своим храмом, над колокольней и дополнительным приделом. Купола луковичной формы индивидуальны и не повторяются.

Реставрационные работы в середине ХХ в

Храм на Красной площади в Москве стал едва ли не первым зданием, которое попало под защиту и обеспечение государства. Он был признан мировым памятником. Теперь здесь начался процесс музеефикации – превращения храма в объект музейного показа. Службы были официально прекращены.

Для полноценного перехода храма в состояние музея его требовалось полностью отреставрировать, так как долгие годы революции и разрухи не позволяло заботиться о храме и привело к его серьезным повреждениям.

В нем были выбиты окна и повреждена крыша, а в зимнее время некоторые приделы храма заносились снегом и обмерзали, не позволяя даже открыть двери. В 1920-х гг. собор был масштабно отремонтирован, а в 1923 г. его статус был изменен: его признали историко-архитектурным музеем. С того времени он был постоянно открыт для посещения и закрывался лишь однажды, в период Великой Отечественной войны.

Собор активно изучали: например, в нем были обнаружены подземные тоннели, ведущие в Кремль, замурованные комнаты. Дополнительно было сделано открытие, что нижний уровень храма был оборудован окнами-бойницами. В процессе ремонта эти бойницы были закрыты кирпичной кладкой, что усложнило работу.

Обнаружение развило теорию, что собор был оборудован пушками и при необходимости оттуда мог вестись бой. Тогда же стало известно, что нижние подклеты использовались в качестве хранилища казны и были оборудованы дверьми, от которых остались лишь петли.

В 1929 г. в Покровском соборе прошла последняя литургия, после чего колокола были сняты, а церковные службы – окончательно запрещены.

1930-й г. едва не стал решающим для древнего собора: Лазарь Каганович представил Иосифу Сталину макет обновленного города и площади.

Когда он смахнул с макета модель собора, предлагая его убрать, Сталин сказал легендарную фразу: «Лазарь, поставь на место», что и спасло архитектурную реликвию от сноса. Впрочем, в 1936-м г. нависла новая угроза сноса. Относительно новой разметки города он был расположен неудобно и перекрывал часть магистрали.

Реставратор Петр Барановский отказался участвовать в сносе древнего и важного сооружения, и сообщил в телеграмме, что взорвет себя вместе с храмом, а после ареста его убеждали продолжить работы тем, что храм уже и так взорвали. Если верить легенде, то сразу же после освобождения, спустя полгода заточения, он поспешил к Кремлю, чтобы убедиться, что собору ничего не угрожает

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector