Храм айя-софия в стамбуле
Содержание:
- Время работы
- Рекомендации для путешественников
- Значение в православии
- Что значит Айя-София
- Архитектурные особенности
- Архитектурные особенности собора
- Храм святой Софии — музей мирового значения
- Голубая мечеть
- График работы и стоимость входа
- Как Софию превратили в мечеть
- Роспись
- Архитектура и оформление
- Краткая история собора
- Как добраться?
- Золотые купола
Время работы
С 10 июля 2020 Айя-София работает как мечеть. Посещение закрыто в период намазов.
Месторасположение (сайт, адрес, как добраться)
До Айя-Софии в Стамбуле удобнее всего ехать на скоростном трамвае Т1 до остановки Султанахмет. Далее следуйте через парк Султанхмет.
Актуальная стоимость билетов
Входной билет стоил 100 турецких лир, принимали как наличные, так и карты. Детям до семи лет вход свободный (правда, бесплатный билет тоже нужно получить в кассе).
Теперь, после превращения в мечеть – вход свободный для всех.
С террасы ресторана Four Seasons открывается великолепный вид на Святую Софию
Рекомендации для путешественников
Каждый путешественник, отправляющийся в Стамбул впервые, обязан знать следующие тонкости и правила посещения собора Святой Софии:
- Всем туристам стоит выбирать для путешествий межсезонье, так как в разгар туристического сезона слишком большие очереди и на улице очень жарко.
- Для тех, кто ни разу не слышал о соборе, желательно прочитать немного о его особенностях, краткие выкладки из истории, получить информацию об описании и расположении предметов искусства внутри сооружения, иначе поездка получится малоинформативной.
- Лучше всего заказать экскурсию, так как опытный гид всегда проводит туристов в те места, где сам путешественник ни за что не окажется.
- Не забыть обязательно подняться на второй этаж собора ради нескольких живописных панорамных снимков города.
- Обязательно подойти к покрытой медью плачущей колонне, иначе путешествие будет неполным.
- Со второго яруса храма в Стамбуле можно увидеть окружности из мраморных плит на полу перед алтарём — это знаменитое место коронации всех византийских монархов в день их вступления в престол.
- Туристам будет интересно осмотреть жест доброй воли султана Махмуда I, отстроившего помещение начальной школы и приют для нищих, которые могли отобедать в трапезной при соборе, получить одежду, пожертвованную прихожанами и остаться здесь на ночлег.
Фреска собора Святой Софии времён Византийской империи
Этот уникальный собор стоит посетить каждому путешественнику, вне зависимости от пола, возраста и вероисповедания, так как погружение в историю своих предков — это всегда большой эмоциональный подъём, ещё одна преодолённая ступень мудрости и невероятные познания и впечатления, которые почти всегда остаются на всю жизнь.
*Информация актуальна на август 2018 г.
Значение в православии
В православии икона святой великомученицы Софии Египетской имеет большое значение, символизируя:
- непоколебимость веры даже перед лицом собственной смерти;
- желание нести свет истинной веры в людские сердца даже в эпоху гонений и неприятия.
Помимо личностных качеств святой великомученицы, весомое значение в религии имеет и ее имя. В переводе с древнегреческого имя София обозначает слово «Премудрость». Его долгое время использовали лишь особы знатных кровей, имеющие царственные корни. Со временем имя разошлось по свету, а на Руси оно слегка видоизменилось, превратившись в общеупотребительное Софья.
Что значит Айя-София
Название храма произошло от греческого Ἁγία Σοφία. В буквальном переводе это значит “Святая София”. Официальное турецкое название собора до 10 июля 2020 года было Ayasofya Müzesi (Музей Айя-София).
Официальное название сегодня — Большая мечеть Айя-София, по-турецки — Ayasofya-i Kebir Camii.
6 полезных ссылок:
- такси в Стамбуле и международные трансферы заказывай на Intui.travel
- трансфер в аэропорт – на Kiwitaxi
- шорт-туры из Стамбула в Кападдокию (полетай на воздушном шаре!), Бурсу, Трою и другие крутые полисы по всему миру покупай на GetYourGuide
- лучшие необычные экскурсии в Стамбуле, а также всевозможные кораблики на Босфоре как всегда у Трипсте
- отели и хостелы в Стамбуле бронируй на старом добром Booking
- туристическую страховку, в т. ч. от коронавируса, купи на Tripinsurance.ru
Архитектурные особенности
В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6 м длины и 68,4 м ширины), образующий три нефа: средний — широкий, боковые — более узкие. Это базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня.
Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 31 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола. Купол состоит из сорока радиальных арок; в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса. Купол связан с перекрываемым прямоугольным в плане пространством с помощью сферических треугольников — парусов — которые в дальненйшем получили большое распространение в мировой архитектуре. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами.
Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых порфировыми и малахитовымиколоннами, вывезенными их храмов Малой Азии и Египта; под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея, а ещё выше — громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах
К достопримечательностям Святой Софии относится «плачущая колонна», покрытая медью (существует поверье, что если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется), а также «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок.
В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы.
На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити, оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей (см. раздел ).
Архитектурные особенности собора
Собор Святой Софии – здание прямоугольной формы со сторонами 79 и 72 метра, высотой по куполу 55,6 метров. Базилика не являлась архитектурным новшеством. Возведенный на холме храм поражал современников смелым соединением огромной базилики с гигантским куполом.
«Парящий» купол
Купольное сооружение, заметное со всех сторон, привлекало внимание грандиозным видом. Базилика увенчана куполом диаметром 31 метр, вознесенным на высоту 55 метров
Купол – центр композиции, олицетворяющий идею единения всех с Богом. Его сфера подобна куполу небес, обнимающему мироздание.
Тяжесть купола передается на четыре огромных столпа, подпирающих громадные арки. Подкупольные арки возносятся на высоту, создавая эффект «парения» купола, который состоит из 40 радиальных арок. В нижних частях межарочных промежутков прорезаны окна, создающие ощущение сплошного светового пояса.
Лента окон усиливает впечатление, будто вознесенный на головокружительную высоту купол взлетел над храмом. К подкупольному пространству примыкают две колоссальные ниши с полусферическим верхом.
Световой эффект храма
Важное выразительное средство в архитектуре Святой Софии – свет. Здесь нет контрастных по свету зон
Храм полностью залит светом, проникающим внутрь сквозь многочисленные окна. Залитый светом огромный зал вызывал ощущение грандиозности. Русские послы, посетив Святую Софию, в восторге писали князю Владимиру: «Мы не знаем, находимся ли на небе или на земле.
Знаем только, что здесь пребывает Бог с любовью». Князь Владимир выбрал для Руси путь, предложенный Константинопольской церковью. Собор Святой Софии – блистательное воплощение идеи храма как образа Божественного мироздания. Ночью храм освещался светильниками в форме кораблей и деревьев. «Этот блеск изгоняет всякий мрак из души», – писал византийский историк.
Особенности строительства храма
Перед входом в собор Айя-София – просторный двор с фонтаном. В храм ведут 9 дверей, право входа через центральный портал предоставляется императору и патриарху. На строительство храма доставлялся лучший мрамор: фригийский – розовый, египетский – пурпурный, лаконский – зеленый, карийский – кроваво-красный и белый, лидийский – бледно-зеленый, ливийский – голубой, кельтский – черный с белым.
Современник строительства Прокопий Кесарийский восторженно описывал собор: «Кто исчислил бы великолепие колонн и мраморов, которыми украшен храм? Можно подумать, что находишься на роскошном лугу, покрытом цветами. Как не удивляться то пурпурному их цвету, то изумрудному, будто природа была их художником.
Этот храм представлял чудесное зрелище. В высоту он поднимается, будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений. Храм украшает город, сам украшается им».
Храм святой Софии — музей мирового значения
Уникальные экспонаты
Почти через 100 лет, в 1935 году православный собор, а затем мечеть Айя София в Стамбуле стала музеем. В ходе его обустройства были счищены слои штукатурки, скрывавшие под собой восхитительные фрески и мозаики. Посетители увидели изображения Христа, Богородицы, Иоанна Златоуста, Иоанна Крестителя, архангелов, пророков, некоторые цитаты из Корана, изображения императоров государства.
Многие из них хорошо сохранились, а некоторые — только наполовину. Но, наверное, самые изумительные произведения искусства располагаются на втором ярусе знаменитой церкви.
Одна из них — Деисус: в центре находится Иисус Христос, а по бокам от него стоят Матерь Божья и Иоанн Креститель.
Это лишь сухое перечисление, краткое описание тех артефактов, которые здесь находятся. Но, когда видишь их своими глазами, эмоции переполняют.
Есть небольшие мозаики, а есть просто огромные. И представьте, они созданы из маааленьких кусочков стекла или других материалов. Иисус, Дева Мария… Какие глаза, какие эмоции на лицах! Какие сюжеты! И ведь это не картины, не фотографии. А сколько силы, мощи, чувств исходит от них. Словами не передать. Действительно, впечатляет. И очень сильно!
И какое-то неповторимое ощущение дает несочетаемое сочетание христианских и исламских святынь и изображений. И все это вместе — наша с вами история.
Таинственные достопримечательности
На стенах Софийского собора учёные нашли рунические надписи. Кем и когда они были сделаны — точного ответа нет.
Ещё одной загадкой Айя-Софии является находящееся там «холодное окно», которое «смотрит» на Голубую мечеть. Невероятно, но из него всегда, даже в самый жаркий день дует холодный ветерок.
А ещё тут есть постоянный житель Айя София — кот Гли.
Не покупая входного билета в музей Айя София в Стамбуле, он важно расхаживает по залам, следит за порядком и любит сидеть на императорском месте, там, где когда-то стоял трон правителя. Большой популярностью пользуется украшающая Софийский собор в Стамбуле «плачущая колонна» или колонна святого Григория
Это одна из тайн Hagia Sophia. В одном анонимном древнерусском трактате с описанием Царьграда утверждается даже, что «в столпе замурован святый Григорий Богослов»
Большой популярностью пользуется украшающая Софийский собор в Стамбуле «плачущая колонна» или колонна святого Григория. Это одна из тайн Hagia Sophia. В одном анонимном древнерусском трактате с описанием Царьграда утверждается даже, что «в столпе замурован святый Григорий Богослов».
Мраморная колонна, основание которой покрыто медными листами, постоянно выделяет влагу, «плачет».
Это таинственное, необъяснимое ничем и никак явление породило легенду о том, что если просунуть палец в специальное отверстие колонны Желаний и прокрутить его, при этом прошептав своё самое-пресамое истинное желание, то оно сбудется непременно.
Наверное, что-то в этом есть. Не зря же у колонны всегда стоит целая очередь желающих поведать холодному мрамору о своём горячем желании.
А может это место, которому уже более полутора тысячи лет до того намолено, что энергетика пространства помогает исполнению желаний. Церковь всё-таки, хоть и бывшая.
Красота на века
Сегодня Святая София в Стамбуле — всемирно известная достопримечательность, к которой в первую очередь стремятся туристы, приехавшие в Стамбул со всего мира.
Во все века люди восторгались её красотой и воспевали её. Своими огромными размерами, грациозностью и красотой храм святой Софии Константинопольской покорил сердца немало видевших русских послов, прибывших в город в 838 году.
И сейчас, в наше время поэты и писатели посвящают Софии Константинопольской свои стихи и другие произведения, в которых выражают ей своё восхищение.
Например, в 1912 году написал стихотворение об Айя София Мандельштам Осип Эмильевич. Там есть такие строки:
Как вам? Очень красиво, не правда ли?
Иван Бунин посвятил святой Софии своё произведение, Джон Сингер Сарджент написал цикл картин, где изобразил Софийский собор Турции.
На нашей планете совсем немного, к сожалению, зданий, где как здесь христианские святыни мирно соседствуют с арабской вязью и мусульманскими реликвиями. Пусть так будет и с людьми. Всегда!
Голубая мечеть
Голубая мечеть, расположенная прямо напротив Айя-Софии, — крупнейшая мечеть Стамбула.
Так же как и в случае с Айя-Софией, найти удачный ракурс для съёмки Голубой мечети с земли, на мой взгляд, невозможно. Тут нам на помощь снова приходит терраса ресторана, о котором я рассказывал чуть выше.
Хотя, конечно, лучшие виды на мечеть открываются с Мраморного моря. Фотографии, сделанные с морской прогулки, я уже показывал вам пару недель назад. Тогда же я рассказывал историю про шесть минаретов и реакцию на них имама Мекки.
Мечеть является действующей. Мусульмане перед посещением обязательно омывают ноги. Туристов пускают с грязными, правда обувь всё равно необходимо снимать.
Мечеть была построена в начале XVII века — таким образом молодой султан Ахмед пытался умилостивить Аллаха.
Своё название она получила от огромного количества голубых керамических изразцов ручной работы, использовавшихся для украшения интерьера.
Официальное же название мечети — Sultanahmet Camii — что означает «Мечеть Султана Ахмеда».
Основной темой внутреннего убранства являются цветы — тюльпаны, лилии, гвоздики и розы.
Всего в мечети 260 окон, украшенных витражами.
Про религиозную составляющую Стамбула, наверное, хватит. Но раз уж заговорили про религию — расскажу-ка я вам в следующий раз про Тихвинский монастырь, в котором я побывал на днях.
Не переключайтесь!
Следующая часть: Стамбул разносторонний
График работы и стоимость входа
Интерьер Собора
Приобрести билет и попасть в мечеть можно не позже, чем за час до окончания рабочего дня. График может меняться в зависимости от национальных праздников. Например, планируя поездку в Стамбул в период празднования Рамадана, стоит заранее уточнить рабочее расписание музея.
Часто задаваемые вопросы
Какой график работы мечети и стоимость билета? Собор Святой Софии начинает принимать посетителей в 9.00 и работает до 19.00. В некурортный сезон музей работает до 17.00. Взрослый билет стоит 100 лир, дети могут зайти в собор бесплатно.
Стоимость билета будет составлять 100 турецких лир, вход для детей бесплатный. Приобрести билет можно в кассе либо автоматических терминалах, которые установлены на входе. Также билеты можно купить в онлайн-режиме на сайте музея. Поскольку мечеть является одной из самых главных достопримечательностей, посетить ее стремятся практически все туристы, поэтому на входе часто бывает огромная очередь.
Как Софию превратили в мечеть
В марте 2019 года власти Турции заговорили о возможности изменения статуса собора Святой Софии, якобы для того, чтобы его смогли посещать бесплатно. Президент Реджеп Тайип Эрдоган тогда заявлял в интервью каналу TGRT: «Туристы всех вероисповеданий сейчас могут бесплатно заходить в Голубую мечеть, которая расположена по соседству. Со Святой Софией можно сделать аналогично».
Летом 2020 года, когда рейтинг пропрезидентской Партии справедливости и развития значительно снизился, отношения с Грецией ухудшились, а экономика страны вошла в крутое пике после эпидемии коронавируса, Эрдоган решил повернуть время вспять и предпринять историческое решение. Вернуть симпатии большой части электората внутри страны и показать зубы Афинам могло лишь символическое и политическое решение. Так, 5 июня 2020 года Эрдоган поручил помощникам провести исследование с целью подготовить собор к преобразованию в мечеть.
Уже 2 июля Верховный суд Турции решил, что статус собора может быть изменен указом президента страны. А 10 июля года Госсовет Турции отменил решение правительства 1934 года о превращении собора Святой Софии в музей и постановил, что храм может использоваться в качестве мечети. В тот же день Эрдоган подписал указ о превращении Софии в мечеть. С 24 июля года в соборе начались намазы и богослужения.
На первом пятничном намазе присутствовал сам президент. На улицах вокруг храма собралось, по данным властей, 350 тыс. человек. Христианские фрески на время мусульманской молитвы завесили.
Теперь туристы смогут посещать мечеть Айя-София бесплатно, соблюдая все правила для мусульманских храмов. Запрещено заходить в обуви, а также в одежде, оголяющей руки, ноги и плечи. Запрещено входить во время намазов. До последнего времени вход в музей стоил 100 лир.
Решение об изменении статуса собора Софии вызвало официальные критические заявления со стороны ЮНЕСКО, Евросоюза, Всемирного совета церквей, Греции, Кипра, Германии, США и ряда других стран. Также его раскритиковали Константинопольская, Иерусалимская, Русская, Элладская православные церкви и Святой престол.
Роспись
Фрески церкви Св. Софии сохранились частично в просторном нартексе, куда попадает прихожанин, как только входит в притвор.
В сводах оконных проёмов западной стены церкви уцелели лики благочестивых отцов церкви (многие из них плохо различимы) среди иных присутствуют и местные праведники, в том числе и святая Феодора Солунская, подвизавшаяся в монастыре в IX веке.
Престольный праздник храм Святой Софии отмечает 14 сентября — Воздвижение Честного и Животворящего Креста.
Храм Святой Софии на карте Салоник
Архитектура и оформление
Архитектура и оформление
Мечеть Святой Софии была возведена в виде прямоугольной базилики стандартной формы. Ширина собора составляет около 70 метров, длина – 100 метров. Купол в высоту достигает свыше 55 метров, диаметр – более 30 метров. В качестве производственного строительного материала использовался мрамор, дополнительно применялся легкий кирпич, состоящий из песка и глины.
Собор роскошно выглядит не только снаружи, но и внутри. Настоящие произведения искусства расположены во внутреннем убранстве. Зал включает в себя верхнюю и нижнюю галереи, которые полностью выполнены из мрамора. Внутри мечети сложно отыскать даже небольшой не декорированный участок. Оформление интерьера состоит из множественных фресок, мозаики, серебряных и золотых покрытий, изделий из слоновой кости и терракоты.
- Главная ценность собора заключается в византийских фресках и мозаики. Они отлично сохранились до наших дней благодаря османам, которые пришли в Константинополь и защитили христианские образы с помощью простой штукатурки, спасшей их от разрушения. С тех пор, когда в столице обосновались турецкие завоеватели, в оформлении собора добавился михраб, султанское ложе, кафедра. Из интерьера были убраны свечи, характерные для христианства, их заменили на лампадные люстры.
- Изначально в мечети находилось около 210 окон, поскольку на протяжении долгого времени возводились различные постройки и их количество сократилось до 180. Общее число дверей – 360. Под наземной частью конструкции есть подземные тоннели, исследование которых позволило найти потайной ход, ведущий от мечети к не менее исторической достопримечательности Турции – собору Топкапы.
- Внутреннее убранство мечети Святой Софии настолько поражает своей роскошью, что словами передать всю мощь, энергетику и обстановку просто невозможно. Чтобы удостовериться в завораживающей атмосфере и чарующей красоте, стоит непременно посетить историческую ценность.
Краткая история собора
В 324-337 гг. на месте нынешней Мечети стояла церковь, получившая название София. В 415 гг. ее уничтожил пожар.
В 415 гг. она была выстроена заново. Ей присвоили название — Базилика Феодосия. В 532 гг. это здание также было сожжено во время восстания.
Через 40 ночей после этих смутных дней император Юстиниан решил построить не просто церковь, а грандиозный храм, который покажет все величие его империи.
Для этого были выкуплены дополнительные земли и снесены строения на этих землях. Для строительства были приглашены самые именитые архитекторы и работали ежедневно 10000 рабочих.
При строительстве этого храма использовали легкие, но очень прочные кирпичи, разноцветный мрамор и камни.
Мрамор, используемый при отделках собора, привозили из Египта, из Спарты, из Греции, а также из Ливии.
А для роскоши украшали золотом, серебром и использовали лучшую слоновую кость.
Вдохновляясь изысканной роскошью храма, народ слагал легенды о неземных силах, которые участвовали в его строительстве.
Почти через 6 лет успешного возведения в храме прошло первое богослужение. Впоследствии здесь короновали императоров Римской империи.
Храм с первого дня и до нашего времени привлекает внимание. Здесь не только молились, храмом восхищались, его рисовали художники, и слагали легенды летописцы
Вся внутренняя отделка храма выполнена из драгоценных камней, серебра и золота.
В дальнейшем Собор претерпевал разрушения землетрясением, восстанавливался, становился еще выше, еще мощнее и величественнее. Продолжал удивлять и восхищать своим великолепием.
29 мая 1453 года сюда ворвались с мечами и кинжалами турки. Почти все священники и прихожане были безжалостно убиты прямо во время чтения молитвы.
К зданию были пристроены минареты, он стал главной мечетью этого края. Были сделаны и другие перестройки внутри и снаружи, что существенно изменили вид Собора.
Под угрозой обрушения в 1847 году были произведены реставрационные работы.
А в 1935 году мечеть стала музеем, очистили слои штукатурки и взору открылись великолепные узоры, рисунки и фрески.
Так, главная мечеть Турции получила свое новое воплощение, стала радовать и принимать в своих стенах, людей всей планеты независимо от религиозной принадлежности.
Как добраться?
Добраться до величественного памятника удастся несколькими способами. Выберете предпочтительный самостоятельно:
- автобусом;
- трамваем;
- такси;
- трансфером.
На автобусе доезжайте до остановки «Султанахмет». Подойдет любой маршрут, следующий в этом направлении. С остановки сразу увидите сооружение.
Если выбрали трамвай, тоже поезжайте до остановки «Султанахмет». Подойдет маршрут Т1. Если турист остановился в районе Султанахмет, посетить достопримечательность не составит труда. До объекта доберетесь пешком.
Таксисты знают адрес собора и довезут туриста из любой части города. Но это не самый бюджетный вариант.
Удивительный памятник архитектуры, сочетающий наследие двух мировых культур, должен входить в план путешествия по Стамбулу. Редко выпадает шанс увидеть святыню, воспетую в эпосе двух народов и почитаемую и в мусульманском, и в христианском мире.
Золотые купола
Мехмеду Завоевателю город и храм достались в весьма плачевном виде. Зато он его почти и не трогал: переделал михраб, чтобы перенаправить молящихся с востока (Иерусалим) на юго-восток (Мекка), пристроил минарет, еще один минарет пристроил его сын, Баязид II.
В 70-е годы XVI века султан Селим II, сын Сулеймана Великолепного, затеял массовую реконструкцию трофейного храма. Возможно, эта реконструкция и спасла Святую Софию, и благодаря ей здание достояло до наших дней. Архитектор Синан по его приказу воздвиг еще два минарета и укрепил здание массивными контрфорсами, а вместо лепившихся к мечети домиков воздвиг султану мавзолей, где тот до сих пор и лежит. На рисунках тех времен, авторства французского художника Гийома Грело (1680) и шведского дипломата Корнелия Лооса (1710), видно множество мозаик, не сохранившихся до наших дней — грозила им не столько штукатурка, сколько стамбульские землетрясения.
Только в XVII веке турки озаботились соответствием внутренней части храма мусульманской традиции и замазали изображения штукатуркой. Восьмиметровые деревянные щиты с каллиграфическими надписями появились в храме еще позже. Их нарисовал по заказу султана Абдул-Меджида I знаменитый османский каллиграф Казаскер Эфенди. Одновременно с этим султан позвал швейцарца Гаспаре Фоссати, прибывшего в 1847 году строить новое здание российского посольства (оно и по сей день стоит на Истикляль), отремонтировать осыпающийся мозаичный узор храма. Фоссати, не мудрствуя, прошелся поверх краской, а заодно зарисовал мозаичные иконы, которые он видел во время реставрации. Многие из них осыпались при следующем большом землетрясении и сохранились до наших дней только на этих рисунках.
Впрочем, по свидетельству Жерара де Нерваля, побывавшего в Константинополе в начале XIX века, мозаики оказались «замазаны слегка»; Николай Гумилев в 1913 году видел на стенах Софии просвечивающие сквозь штукатурку тени ангелов; «призраки мертвых византийских мозаик, просвечивающих сквозь белила» разглядел в 1907 году и Иван Бунин.
В общем, София требовала непрестанного ремонта, и турки ей в нем не отказывали. Более того, завоеватели были очарованы Софией настолько, что и стамбульские мечети строили по ее подобию. В этом, несомненно, заслуга великого архитектора Синана, в своих величественных имперских мечетях вновь и вновь повторявшего образ Софии — тот же купол, лежащий на двух полукуполах, то же чувство наполняющего храм изнутри света. Голубая мечеть напротив Айи-Софии была закончена уже после Синана, в 1616 году, — теперь они смотрят друг на друга, и новый стамбульский турист не сразу сможет отличить один купол от другого.
Император Константин IX Мономах и императрица Зоя. Поклонение Христу, 11 век
Alamy/Legion Media
Одно из главных произведений византийского искусства — Деисус: Богоматерь и Иоанн молят Христа о спасении рода человеческого. Часть мозаики разрушена.