Новодевичий монастырь в москве

Монастырь в судьбе женщин

Монастырь основан по указу московского князя Василия III, который дал обет основать на перекрестке Смоленской дороги и Москвы-реки обитель в честь возвращения Смоленска Руси из польско-литовского владычества. Правда, существовала и другая причина, уже личного характера, побудившая великого князя начать строительство. Он собирался развестись с Соломонией Сабуровой, которая за 20 лет брака не родила ему наследника, и сослать ее в этот монастырь. Но Соломония узницей Новодевичьего не стала — после пострига она настояла, чтобы ее отправили в Покровский монастырь города Суздаля, который она патронировала как великая княгиня.

Надо сказать, что история Новодевичьего монастыря на протяжении веков всегда переплеталась с трагическими судьбами многих знатных русских женщин. После смерти последнего Рюриковича, царя Федора Иоанновича, в монастырь удалилась его вдова, царица Ирина, сестра Бориса Годунова. Перед отправкой в ссылку в монастыре содержалась знаменитая раскольница — боярыня Морозова. Мятежная царевна Софья, потерпев поражение в борьбе за власть, была пострижена в монахини Новодевичьего монастыря под именем Сусанна. Неугодную жену Петра Евдокию Лопухину тоже ждала участь монахини этой обители. Кроме особ царской крови в монастырь отправлялись неугодные боярские жены, вдовы, незамужние дочери и сестры.

Иконы Новодевичьего монастыря

В Новодевичьем монастыре хранятся знаменитые православные святыни: ковчеги с частицами мощей разных святых, частица мощей и икона святого Николая, множество древних икон XV–XVII веков.

В Успенском храме Новодевичьего монастыря хранится Иверская икона Божьей матери — точный список с афонского образа. По легенде, сама Богородица явилась монахам, которые задержались на переправе через Дунай, и поспособствовала их дальнейшему пути в Россию. Иверская икона прибыла в Москву 26 октября 1648 года, в честь этого события установлено ежегодное празднование.

Царевна Софья Алексеевна приняла монашество в Новодевичьем монастыре и перевезла сюда Иверскую икону, которой владела по праву наследования. Эту икону лишь однажды вывозили за пределы Москвы — в 1812 году во время Отечественной войны. Ныне Иверская икона Богоматери постоянно пребывает в Успенском соборе Новодевичьего монастыря и является чудодейственной для верующих, избавляя от недугов, скорбей и печалей.

Еще одна чудотворная икона, хранящаяся в Новодевичьем монастыре, — Смоленская Богородица, названная в честь города, где она пребывала много веков. В XIII веке во время татаро-монгольского нашествия Смоленская икона Божьей Матери помогла горожанам Смоленска выстоять в битве с захватчиками. Эта икона привозилась в Москву, где великий князь Василий III основал Новодевичий монастырь на том месте, где москвичи провожали икону обратно в Смоленск, оставив в столице копию.

Сергей Архипкин

Монастырские храмы

На территории монастырской обители расположены уникальные по своей архитектуре храмы и часовни.

Воскресенский собор

Воскресенский собор – гордость Новодевичьего монастыря в Северной столице. Храм из пяти глав построен в два этажа и выполнен в византийском архитектурном исполнении. Его строили 12 лет, проект принадлежит Николаю Ефимову. Главный вход церкви увенчан высоким порталом в виде арки.

Колонны украшают фасад с двух сторон церкви. Барабаны удлинены, на них размещаются пять куполов, покрытые золотистым цветом. Звонницы расположились под маленькими куполами.

В храме можно увидеть пятиярусный иконостас, выполненный в форме полукруга. Художники, принадлежащие монастырю, а также монахини сами расписывали стены и свод, оформляли образа.

Келейные церкви

Монашеские корпуса отделяют от главного храма две одинаковые церкви. С северной стороны расположена церковь Трех Святителей, а с юга – Афонская церковь.

Храмы были построены по проектам Н. Ефимова и Н. Сычева. Закладку Афонской церкви произвели в 1850 году. Строили ее в течение четырех лет. 28 июля храм освятили в торжественной обстановке, где присутствовала дочь Николая I, Мария Николаевна. Храм из камня вмещал сотню человек. По внутренней обстановке и архитектурному стилю церковь была уникальной во всем городе.

Слева была возведена церковь Трех Святителей, где находится образ Божьей Матери «Благоуханный цвет». Внешне она очень похожа на Афонскую церковь. Но строительство этого храма длилось на год дольше. Освятили его в 1855 году. Это здание предназначалось для обслуживания больницы при храме.

Келейные церкви имеют по пять куполов золотистого цвета, а колокольня выполнена в виде шатра. Крыши покрашены в зеленый цвет, арки украшают фасады зданий.

Кладбищенская церковь Илии Пророка

Храм Илии Пророка расположен у входа некрополя. Она выполнена из камня в «московском барокко». Пять глав покрыты глазурованным кирпичом. Внутри церкви находится резной иконостас из дуба, убранство богато.

Кладбищенская Скорбященская церковь

Церковь была возведена в центре Новодевичьего кладбища в 50-х годах. В храме находилась самая чарующая в городе икона Воскресения Христова, которая была вырезана из кости слона.

Ее еще называли «Карамзинская» церковь, так как была построена над захоронением сына писателя Н. М. Карамзина, известного командующего гусарским полком. Позже рядом была предана земле его жена. Советская власть закрыла церковь в 1925, а затем и вовсе уничтожила храм вместе с могилой Карамзиных.

Казанская церковь

Казанская церковь была построена по проекту русского архитектора Василия Антоновича Косякова. Церковь отражает христианскую историю в течение многих веков, он олицетворяет русскую и византийскую культуру.

Храм закончили строить в 1910 году. Стены облицевали зеленым мрамором, а внутреннее убранство расписали в древнерусском стиле. В начала великой отечественной войны экономика страны была подорвана, поэтому строительство приостановили. В итоге двери храма закрылись.

После передачи зданий монастыря машиностроительному институту, Казанская церковь использовалась как механический цех. Постоянно работающие станки нанесли зданию непоправимый ущерб. Лишь в 1992 году деятельность церкви была возобновлена.

Массивные колонны окружают центральную часть церкви. В главном зале расположен основной предел собора. Три резные деревянные иконостасы украшают здание церкви.

Монастырская колокольня

Высокая Свято-Исидоровская колокольня возведена недалеко от Воскресенского собора. Возвели ее в 1985 году по образцу колокольни Ивана Великого. Она закончила архитектурный ансамбль кампуса.

Изображения покровителей и надписи, отлитые на колокольне, символизировали молитву по каждому из них с каждым ударом колокола. В конце 20-х годов монастырскую колокольню взорвали – расширяли Московский проспект.

Иконы Новодевичего монастыря

Вблизи центрального входа в общину располагается Навратный храм Господня Преображения, украшением которой служит чудотворный лик Смоленской Божьей Матери. В Успенском соборе, возведенном по указу царской дочери Софьи, пребывает на хранении одно из старинных священных изображений Новодевичьей обители, то бишь лик Иверской Небесной Царицы.

Лучшая статья для Вас, переходите: Иосифо-Волоцкий мужской монастырь

Сам православный комплекс включает в себя немалое количество художественно-архитектурных памятников искусства исторической значимости, в которых сохраняется и по сей день множество чтимых древних святынь.

Недавним важным событием в общине стало обретение старинной реликвии Ватопедского храма Св. горы Афон – божественного лика Девы Марии «Отрада и Утешение». А этот список со священным изображением обители еще в 1854 г. вручил старейшина Святогорец.

После того как в страшный богоборческий период произошло закрытие этого святого места, святыню считали утерянной, однако по счастливому стечению обстоятельств в нынешнее время, ее смогли вновь обрести в Вышенском храме. Причем следует отметить, что на тыльной части чудотворного образа присутствует надпись, которая как раз-таки и является доказательством принадлежности этого лика к этой Московской обители. А в чем новообретенной православной реликвии, а соборе было проведено церковное служение посвященной обретению старинного образа.

Экскурсия в Смоленский собор

Главные храмы Новодевичьей обители образуют правильный, обращенный к востоку крест. В центре находится Смоленский собор — главный храм монастыря, возводившийся по обету князя Василия III в память возвращения Смоленска в состав Руси (1514). Собор посвящен Богоматери Одигитрии (переводится с греческого языка как «путеводительница»). Имя архитектора точно не установлено. Историки предполагают, построить итальянский архитектор Алевиз Фрязин по образцу Успенского собора Московского Кремля.

Здание встречает участников экскурсии монолитными стенами с арочными проемами. Фасады лишены украшения. Трехчастная аспида опоясана тонким арочным ободком. Своды оперты на крестчатых столпах (новшество пришло из Италии). Главы собора сдвинуты на восток, в сторону алтаря. Отдельная часть здания оказывается не под куполом, а вынесенным вперед. Замысел древних зодчих хорошо прослеживается при экскурсиях в ясную погоду. Направленный сверху поток света льется сквозь щелевидные окна на алтарь.

Собор окружает с трех сторон закрытая белокаменная галерея с арками (часть проемов заложена). В 17 веке с севера и юга галерею дополнили двумя высокими крыльцами со ступенями, направляющими заказчиков экскурсий к входу в собор. На галерее были возведены 4 придельные церкви (сохранились две) и малый престол в диаконнике собора. Высота главного Новодевичьего собора 42 м.

Исторический памятник сохранил настенную фресковую роспись XVI –XVII веков. Одновременно формировался облик пятиярусного иконостаса в резных золоченых рамах, выполненных императорскими мастерами Оружейной палаты в Москве. Зимой собор закрыт для экскурсий. Мера позволяет продлить жизнь уникальным фрескам, сохранившимся на стенах Новодевичьего храма.

Внутренние стены поражают обилием росписей. В ходе экскурсии многие прихожане о, «Объединения русских земель под началом Москвы». Тему победы представляют образы Богоматери Одигитрии, покровительницы Смоленска. Изображение размещено над иконостасом. На склонах алтарной арки — архангелы Михаил и Гавриил. На стенах отображены фронтальные фигуры свидетелей, херувимы.

Важно! Старейший храм Новодевичьего монастыря открыт для экскурсий с начала июня до середины сентября. Помещение не отапливается

Архитектурные особенности Новодевичьего монастыря, его основные сооружения

Весь монастырский комплекс представлен 14 зданиями, 8 из которых являются храмами, а остальные 6 – жилыми и хозяйственными постройками. Его стены и башни изначально были деревянными, но при Софье их укрепили и расширили. На сегодняшний день их общая протяженность составляет 870 м.

Собор Смоленской иконы Божией Матери

Высота конструкций варьируется в пределах 7 – 11 м, значение толщины достигает 5 м. В совокупности их форма напоминает неправильный пятиугольник, окружающий подворье в 5 га. По периметру стен проходят 12 башен, привлекательных богатыми навершиями. Четыре угловые круглые башни называются Чеботарная, Напрудная, Сетуньская и Никольская, и к ним пристроены стрелецкие караульни. Башни Швальная, Лопухинская, Предтеченская, Царицынская, Покровская, Саввинская, Затрапезная, Иоасафовская имеют форму четырехугольника.

Самой древней постройкой из камня на территории монастыря является Смоленский собор. Шестистолпный храм, окруженный с трех сторон широкой галереей, стоит на высокой подклети. В первые годы после его строительства на галерее находились 4 придельные церкви. Сегодня из них остались только 2 – это церковь святой мученицы Софии и церковь святых апостолов Прохора и Никанора.

Караульня у Напрудной башни

Церковь святого Амвросия Медиоланского является вторым по значимости комплексом обители. Святыня дополнена трапезной и палатами, в которых проживала царица Ирина. Во 2-й половине XVI столетия постройка представляла собой отдельную усадьбу, хозяйками которой были княгиня Ульяна Удельная и царица Ирина Годунова (обе известны в монашестве под именем Александра). В результате сильного пожара, вспыхнувшего на подворье в 1796 г., здание этой церкви сильно пострадало и утратило первоначальный вид.

Трапезная палата – обширное бесстолпное сооружение площадью 323 кв. м, стоит на высокой подклети. С востока к нему примыкает четверик Успенской церкви. На втором ее этаже расположен придел, обустроенный в честь Сошествия Святого Духа. В нем хранится древний иконостас. Украшением и вершиной храма служило изящное пятиглавие, но оно пострадало во время пожара 1796 г. Древнее здание окружала открытая белокаменная галерея, однако из-за ветхости в начале XIX века ее пришлось разобрать. Благодаря ряду восстановительных работ, проведенных по проекту Казакова, здание Успенской церкви приобрело свой нынешний вид.

Слева направо: Никольская башня, Царицынская башня

Надвратная Покровская церковь стоит над южными вратами обители. Ее оригинальный облик обусловлен использованием в строительстве приема, характерного для украинского зодчества. Так, 3 ярусные главы выставлены в один ряд над притвором храма, его трапезной и алтарем. В боковых главах оборудованы звонницы. Мариинские палаты – жилище царевны Марии Алексеевны, примыкают к Покровской церкви с востока.

Преображенская церковь возведена над северными, или святыми воротами. Ее еще называют визитной карточкой всей Новодевичьей обители, ведь при взгляде на нее кажется, будто она парит над всеми сооружениями. Окна на высоком четверике церкви идут в 3 ряда, сам же четверик опоясан крупными белокаменными раковинами и гранеными барабанами с главками. С западной части двора к церкви примыкают Лопухинские палаты. Изначально они предназначались для проживания царевны Екатерины Алексеевны, но впоследствии стали покоями первой жены Петра I, царицы и инокини Лопухиной Евдокии Федоровны.

Церковь Спаса Преображения

Главной достопримечательностью Преображенской церкви является резной иконостас, изготовленный Карпом Золотаревым. Все иконы в нем отличаются уникальностью письма и тонкостью исполнения. Среди них находятся удивительные и ценные экземпляры, отражающие идеи царевны Софьи.

Монастырская колокольня строилась в последние годы правления Софьи (1687 – 1689 гг.). Ее 72-метровая конструкция представлена 6 ярусами восьмериков, окруженных роскошными галереями с балюстрадами из белого камня. На 3-м и 5-м ярусах располагаются звонницы. Первый ярус занимала церковь, построенная в память о преподобных Варлааме и Иоасафе, царевиче Индийском. У подножия колокольни располагались покои Евдокии Алексеевны Милославской, которые соединялись с обозначенной церковью.

Колокольня

Сегодня Новодевичий монастырь остается одним из наиболее посещаемых туристических объектов Москвы и с каждым годом привлекает все большее количество паломников. Главным праздником для насельников обители является день Смоленской иконы Богоматери.

История основания Новодевичьего поля

Новодевичий музей с уникальным собранием старинных икон, предметов монастырского быта составляет список всемирного наследия Юнеско. Сквер и пруды Новодевичьего поля — любимое место отдыха у жителей Москвы, гостей российской столицы. Храмы открыты для богослужения и экскурсий, одновременно в монастыре совершаются службы, соблюдаются посты, отмечаются православные праздники. Аналогичная ситуация происходила 5 веков назад, с началом истории развития знаменитой обители.

Основателем Новодевичьего монастыря, ставшего популярным объектом для исторических экскурсий, является князь Василий Иванович, отец Ивана Грозного. В мае 1524 году Василий III в память присоединения Смоленска (1514), начал строительство первого храма под Москвой и поставил чудотворную икону Божьей Матери, полученную в городе, более века находившегося под властью Литвы.

Новодевичий монастырь стал стратегическим объектом, пересекая несколько дорог из Москвы к западным границам государства. До ближайшего жилого квартала простиралось пустое поле. Подобные монастыри в старину называли сторожами, в случае нападения врагов на Москву, стенам Новодевичьей обители предстояло принять на себя первый удар. Форпост был в полной боевой готовности на рубеже 16-17 веков. Неоднократные набеги и разрушения заставили царя вместо деревянного острога возвести мощные каменные стены. Участников экскурсий встречают крепости длиной около 1 км, толщиной 3 м, высотой 11 м. Территория Новодевичьего поля располагает десятками исторических сооружений: храмы, колокольни, палаты, трапезные, Новодевичье кладбище — живые свидетели минувших эпох. Многие храмы остаются действующими, открыты для гостей.

Современность

В 1922 г. монастырь закрыли и устроили здесь Музей раскрепощения женщины, позже преобразованный в историко-бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь». Музейная коллекция включает в себя древнерусскую живопись, иконы, ткани XVI—XX вв., изделия из драгоценных металлов и камней, документальную коллекцию, состоящую из документов монастырского архива, библиотеки рукописных и старопечатных книг, а также богатейшую ризницу монастыря (вкладные иконы, богослужебные предметы и облачения). В главном, Смоленском соборе, сохранилась ценная настенная фресковая живопись ХVI в. и великолепный резной иконостас с иконами известных царских мастеров того времени.

Новодевичье кладбище — особая достопримечательность монастыря.

Новодевичье кладбище — особая достопримечательность монастыря. Оно делится на «старое» (на территории самого монастыря) и «новое» — отгорожено от монастыря стеной. Последнее появилось в 1898—1904 гг. и расширялось в советское время, став вторым местом в столице по степени почетности после захоронений у Кремлевской стены. Здесь похоронены Чехов, Гоголь, С. Т. Аксаков, И. И. Левитан, актриса Любовь Орлова, Хрущев, Борис Ельцин. Не менее известны и авторы надгробий — Врубель, Мухина, Вучетич, Аникушин, Неизвестный.

Новодевичий монастырь

Новодевичье кладбище

Отдельно стоит отметить кладбище Новодевичьего монастыря, которое изначально служило местом захоронения обитательниц монастыря, а с XVIII века — и московских дворян. В начале XX века стал острым вопрос о свободных местах для могил, поэтому за оборонительной стеной монастыря власти выделили территорию под Новодевичье кладбище, ставшим в середине XX века престижнейшим местом для захоронения выдающихся партийных деятелей, военных и других знаменитых личностей СССР.

Более престижным местом для захоронения, чем Новодевичье кладбище, было, пожалуй, только место у Кремлевской стены.

Среди знаменитостей, чей прах похоронен на Новодевичьем кладбище: Александра Коллонтай, Никита Хрущев, Андрей Громыко, Виктор Черномырдин, Владимир Вернадский, Лев Ландау, Александр Скрябин, Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Михаил Булгаков, Николай Гоголь, Исаак Левитан, Юрий Никулин, Людмила Зыкина и многие другие.

Новодевичье кладбище зачислено в список «Ста важнейших некрополей мира» по версии ЮНЕСКО, количество захоронений на его территории приблизительно оценивается в 26000.

Сергей Архипкин

История

Московский Новодевичий монастырь был основан в 1524 году великим князем Василием Ш в память о возвращении города Смоленска из-под власти Литовского княжества (1514), события которым завершалось формирование единого и независимого Российского Государства. Монастырь и его главный храм посвятили главной святыне города Смоленска — иконе Пречистой Богородицы «Одигитрии».

С момента основания и до XVIII века русские цари оказывали монастырю всевозможную материальную и правовую поддержку. Монахинями этой обители были родственницы царей – Ивана Грозного, Бориса Годунова, Петра I, а также представительницы знатных княжеских и боярских фамилий: Воротынских, Кубенских, Хитрово. Получая богатые пожалования землёй, деньгами и ценностями, Новодевичий монастырь в конце XVII века считался вторым по богатству женским монастырём России.

Расположение в пригороде Москвы, у начала Смоленской дороги, определило и стратегическое значение Новодевичьего монастыря. До середины XVII века он входил в единую систему обороны столицы, защищая юго-западные подступы к городу и две речные переправы. Монастырская крепость участвовала в отражении набегов крымских татар в 1571 и 1591 годах. 1612 г. под стенами монастыря произошло решающее сражение за освобождение Москвы от польских интервентов.

Новодевичьему монастырю довелось быть свидетелем многих исторических событий. Вторая половина XVII века и особенно время правления царевны Софьи Алексеевны (1682 – 1689) стали для монастыря временем наивысшего расцвета. Монастырь становится летней загородной резиденцией правительницы. В это время окончательно сформировался его архитектурный ансамбль, который полностью сохранился до нашего времени. Участие царевны Софьи в борьбе за царский престол привело к тому, что Новодевичий монастырь стал местом ее ссылки. После стрелецкого заговора 1698 г. Софья Алексеевна была пострижена здесь в монашество. Она скончалась в монастыре в 1704 году.

С начала XVIII в. Новодевичий монастырь теряет статус «придворной обители». А после 1764 г. Новодевичий монастырь, как и все прочие русские обители, лишаются своих земельных владений. После Екатерининских реформ он был причислен к I-му классу с соответствующим денежным содержанием от государственной казны. Во время Отечественной войны в сентябре — октябре 1812 года, французским гарнизоном занят монастырь, а по выходе неприятеля спасен от взрыва и пожара решительными действиями оставшихся сестер во главе с казначеей мон. Саррой (Николаевной). Вплоть до ХХ в. продолжала свою работу золотошвейная мастерская, основанная царицей Ириной Федоровной Годуновой, вдовой царя Федора Иоанновича, ещё в конце XVI века.

В ХIХ веке происходит процесс осознания культурной и исторической значимости Новодевичьего монастыря: его архитектурного ансамбля, древних икон и фресок. С 1898 г. начинаются планомерные реставрационные работы. После революции 1917 года жизнь Новодевичьего монастыря резко меняется. В 1922 г. монастырь становится музеем и переходит в государственную собственность. Монашеская жизнь в древней обители прерывается на 72 года.

В 1928 г. прекратились богослужения в Успенской церкви. В 1929 г. была проведена «расчистка» кладбища на монастырской территории, в результате которой из 2811 уникальных надгробий уцелело около 100. После Великой Отечественной воны, церковная жизнь постепенно возвращается в древнюю обитель: в 1944 г. по благословению патриарха Алексея I открыт Православный Богословский институт, в конце 1945 года начинаются богослужения в Успенской церкви, в 1948 году проходят торжества по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. С 1964 года Успенская церковь является кафедральным собором митрополитов Крутицкий и Коломенских, а Лопухинские палаты — их резиденцией.

К 1980 году Государственный Исторический музей завершает масштабную реставрацию архитектурных и художественных памятников Новодевичьего монастыря. Обитель становится популярным туристическим объектом.

Осенью 1994 г. в Новодевичьем монастыре была восстановлена монашеская жизнь, молитва и служение. В 2010 году решением правительства ансамбль Новодевичьего монастыря был возвращен Русской Православной Церкви.

Происхождение монастыря

История основания Новодевичьего монастыря восходит к 1524 году, во времена правления великого князя Василия III. В 1514 году, после двух русско-литовских войн, Смоленск был присоединен к России и данный монастырь был назван Великая обитель Пречистой Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь с соборным храмом во имя Смоленской иконы.

Новодевичий монастырь служил данью этому историческому событию. Во время осады Москвы (1610-1612) монастырь был опустошен, но впоследствии цари династии Романовых полностью восстановили его.

Несомненно одной из знаковых исторических фигур монастыря была княгиня и регентша России (с 1682 по 1689 год) Софья Алексеевна, умершая в Новодевичьем монастыре в 1704 году, куда она была вынуждена бежать. Она стала монахиней и после смерти была похоронена в Смоленском соборе.

Во время ее регентства архитектурная группа монастыря была усовершенствована путем строительства трех церквей, колокольни, трапезной и нескольких палат. Это был один из периодов расцвета Новодевичьего монастыря.

Еще один примечательный эпизод произошел в 1812 году, когда французские наполеоновские войска заняли монастырь и хотели разрушить Смоленский собор и Успенскую церковь, но план не был приведен в действие.

В XVIII веке Новодевичий монастырь прилагал большие усилия к благотворительной деятельности для девочек-сирот, здесь была даже больница и два приюта для престарелых монахинь. Кроме того, были проведены значительные реставрационные работы. Также было запланировано новое кладбище, вне территории нынешнего.

После Октябрьской революции 1917 года церковное имущество было конфисковано, а в 1922 году большевики упразднили монастырь. В 1929 году была закрыта Успенская церковь, где до тех пор жили монахини. Ближе к середине 20-го века, монастырь и его церкви были восстановлены для служб и прочих религиозных целей.

В 1994 году церковная жизнь возобновилась, и монахини вернулись. В 2004 году архитектурный ансамбль был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Кроме того, в 2010 году российское правительство передало пользование монастырским комплексом Московской епархии Русской Православной Церкви.

В 2021 году Банк России выпустил монеты номиналом 50 рублей (из серебра и золота), посвященные монастырю. Новодевичий монастырь отметит свое 500-летие в 2024 году, для чего в комплексе проводятся реставрационные мероприятия и благоустройство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector