Ново-афонский симоно-кананитский мужской монастырь

История[править]

Место для строительства монастыря было выбрано в 1875 году по поручению афонских старцев. Вскоре монахами монастыря святого Пантелеимона со Старого Афона было начато строительство монастырского комплекса. Объём работ был колоссальным — для расчистки площадки необходимо было срезать часть горы и вывезти десятки тысяч тонн земли и горной породы. Задача усложнялась тем, что место будущего монастыря находилось на значительном возвышении и не имело удобных подъездных путей.

Во время Русско-турецкой войны (1877—1878) монастырь подвергся разорению и разграблению.

В 1880 году было начато восстановление обители, продолжавшееся 20 лет. В восстановлении монастыря принимал участие император Александр III. В частности, его подарком являются музыкальные куранты самой высокой башни (колокольня в центре западного корпуса) монастыря. Пожертвования на строительство собирались на подворье Ново-Афонского монастыря, строительство которого было полностью профинансировано Пантелеимоновой Афонской обителью. Строительство было завершено к 1900 году. 28 сентября 1900 года состоялось освящение обители.

Монастырь был построен у древнего храма апостола Симона Кананита, где под спудом почивают его святые мощи. Неподалеку от храма находится пещера, в которой, по преданию, уединялся и молился Симон Кананит. Пещера эта в 1884 году освящена водосвятием, и в ней поставлена икона святых апостолов Андрея и Симона, именем которых она называется с незапамятных времен.

До революции 1917 года Ново-Афонский монастырь был одним из главных духовных центров Кавказа.

В 1924 году монастырь был закрыт советскими властями за «контрреволюционную агитацию». Некоторое время обитель была заброшена, использовалась под склады. В период грузино-абхазского конфликта 1992—1993 гг. в монастыре размещался военный госпиталь. Возвращён верующим в 1994 году.

10 февраля 2011 года Правительство Абхазии передало монастырь Абхазской православной церкви в безвозмездное и бессрочное пользование.

Благовещенский кафедральный собор (Сухум)

В 1909 году на средства греческой православной общины города Сухума в центре города начал возводиться крестово-купольный, трёхнефный храм в неовизантийском стиле, строительство которого было завершено в 1915 году. Первоначально храм был освящён в честь святителя Николая Чудотворца и до 1940-х годов именовался как «греческий Никольский храм».

После Второй мировой войны храм стал кафедральным собором Сухумо-Абхазской епархии Грузинской православной церкви. В 1980-х годах при митрополите Давиде (Чкадуа) в соборе прошли значительные работы по реконструкции в связи с чем появился придел в честь святителя Николая и ряд боковых пристроек.

В марте 2010 года в соборе прошли восстановительные работы и установлен позолоченный купол, изготовленный челябинской — «Златосфера».

До 1990 года в соборе хранилась гробница Иоанна Златоуста (позднее была перенесена на место его кончины — в село Коман, в храм Команского монастыря). В соборе также находится икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей.

10 февраля 2011 года Правительство Абхазии передало Благовещенский собор Абхазской православной церкви в безвозмездное и бессрочное пользование.

Адрес:

Абхазия, г. Сухум, ул. Абазинская, д. 75

Чарующий водопад

Республика славится своими удивительными водопадами. Их здесь более 200. Но особенно стоит выделить невероятно красивый Гегский водопад. Он находится в 530 метрах над уровнем моря, в долине реки с таким же названием. Собственно, данный водоем и породил это чудо.

Река Гега несколько раз меняет направление, она петляет по горному ущелью так, словно желает запутать любопытных путешественников и скрыться в глубине горного ущелья. Один из таких изгибов таится в карстовой пещере. Из нее река идет подземными ходами и выходит наружу с высоты более 70 м. Мощнейший поток ледяной воды с рокотом бьется об землю и образовывает знаменитый Гегский водопад.

Из-за низкой температуры воды здесь всегда прохладно. Снег возле водопада не тает вплоть до начала апреля. Красота этого места не перестает очаровывать многих. Побывав здесь хоть однажды, вы непременно захотите сюда вернуться.

Кстати, это природное чудо несколько раз можно было увидеться в кино. Возле водопада снимали сцену схватки Шерлока Холмса со злодеем Мориарти. Эти места также можно увидеть в фильме Гайдая «Спортлото-82». В одном из эпизодов герои останавливаются именно возле этого водопада.

Чтобы добраться к Гегскому водопаду, необходимо двигаться по дороге к озеру Рица и ехать вдоль долины реки Гега примерно 5-6 км. Так как дорога здесь плохая, автомобиль можно оставить на обочине, а до водопада прогуляться пешком.

История основания Новоафонского монастыря

В 1874 г. монахи Пантелеимоновского монастыря, что находится на греческом Афоне, получили от царского правительства территорию современного Нового Афона и внушительную сумму денежных средств для строительства нового монастырского комплекса. Работы было немало: предстояло частично снести гору, чтобы подготовить площадку, убрать тонны земли, а также соорудить какое-либо подобие подъездной дороги.

Среди живописных горных пейзажей Абхазии на солнце сверкают золотые купола Новоафонского монастыря Святого апостола Симона Кананита. История этой святой обители уходит в далёкое прошлое.

С 1877 по 1878 гг., на время русско-турецкой войны, строительство монастыря было заморожено (недостроенная обитель в эти годы была ещё и разграблена), после войны возобновилось и окончательно завершилось только в 1900 г. Кстати, чудесный «Русский Афон» стал местом паломничества задолго до завершения строительных работ. Сюда приезжало огромное количество купцов и торговцев, которые стремились поддержать монастырь материально.

Среди посетителей числится и сам император Александр III с семьёй, он даровал куранты, которые впоследствии украсили одну из колоколен Новоафонского монастыря.

О визите императора напоминают и другие памятные знаки: часовня, которая была построена на месте встречи монарха и настоятеля Новоафонского монастыря, и так называемая царская аллея — бульвар с кипарисами, протянувшийся от морского причала до самого монастыря.

Торжественное освящение Новоафонского монастыря, на которое прибыли порядка 20 тыс. паломников, состоялось 28 сентября 1900 г. На этом благоустройство обители не закончилось: монахи неустанно работали без сна и отдыха, чтобы монастырь стал не просто цитаделью духовности, но и настоящим символом процветания православной веры в Российской империи. В те годы монастырь переживал период своей бурной популярности и считался крупнейшим православным монастырем России и духовным оплотом Кавказа.

Однако ветер не самых приятных перемен не заставил себя ждать: грянула Октябрьская революция. Во времена советской власти монастырь пришел в запустение, дом игумена был разорён и разрушен, на его месте появилась дача Сталина, по соседству построили дом для Берии, в соборе открыли краеведческий музей. Затем последовали грузино-абхазские конфликты и войны, пострадавший от многочисленных обстрелов монастырь переквалифицировался в госпиталь. Пережив все эти невзгоды, в 1994 г. Новоафонский монастырь всё же смог вернуться к жизни и понемногу стал налаживать свой быт.

Реставрация внутренних храмовых покоев, различных хозяйственных и церковных зданий, а также собора Святого Пантелеимона не завершается по сей день.

Построенный согласно неовизантийским канонам, Новоафонский монастырь эффектно выделяется на фоне традиционной русской церковной архитектуры. Целых шесть храмов относится к новоафонскому монастырскому комплексу: надвратный храм Вознесения Господня, храм Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм мученика Иерона, церковь иконы Божией Матери «Избавительница» и самое грандиозное сооружение — Пантелеимоновский собор.

Цандрипш

На севере республики есть поселок Цандрипш. В этом населенном пункте туристы могут посетить самый старый православный храм страны. Он был основан еще в VI-VIII веке. До нашего времени сохранились руины базилики, но своды у них уже отсутствуют. Большой популярностью также пользуется Хашупская крепость, построенная из грубо обработанных камней. На выезде в деревню есть весьма интересное скальное образование, которое именуют Белые скалы.

Советуем обязательно заглянуть в поселок, которым гордится вся Абхазия — Цандрипш. Достопримечательности этого края действительно фантастически красивы.

Немного исторических фактов о монастыре

Итак, строительство монастырской обители было начато в 1875 году. Монахи проделали колоссальную работу, для подготовки строительной площадки была срезана верхушка горы, вывезены тысячи тонн земли, прорублены скалы. Тяжелый подъем требовал физической подготовки и некоторых альпинистских навыков, это не то, что теперь для туристов протоптаны десятки троп к монастырю и есть даже подъезд для автомобилей. Но уже в 1877 году монастырь был разрушен во время Русско-турецкой войны, а монахам приходилось прятаться в лесах и ущелье реки Псырцха. Только в 1880 году началось восстановление пострадавшей святыни, внушительные средства были выделены Российским императором Александром III, также он подарил музыкальные куранты, до сих пор располагающиеся в главной башне.

Монастырский комплекс по-настоящему впечатляет: на территории находится шесть храмов (Вознесения Господня, Андрея Первозванного, мученика Иерона, в честь иконы Божьей Матери и в честь афонских преподобных отцов, центральный — Пантелеимоновский собор). Для посещения туристов в настоящее время открыт только центральный собор. Строения выполнены в неовизантийском стиле, все стены (в том числе и в монастырской трапезной) украшены монументальной живописью художниками под руководством М. Молова, а Серебрякова и братьями Оловянниковами. Хоть нашему вниманию представлен только один собор, осматривать его можно часами!

Не зря афонскими монахами для строительства столь грандиозной святой обители была выбрана эта гора. Монастырь расположен немного выше древнейшего Симоно-Кананитского храма, который построен над мощами Святого, а за станцией Псырцха находится вход на территорию ущелья, по нему можно попасть в келью апостола (подробнее в статье «Святые места Нового Афона — храм, грот и келья апостола Симона Кананита»).

Ново-Афонские монахи вели активное развитие монастыря, построили на территории школу для прихожан и даже гостиницу для паломников (которая и сейчас существует под названием «Абхазия», одна из стен которой является частью древнейшей Гэнуэзской башни, в ней останавливался А.П.Чехов). Также монахи построили узкоколейную железную дорогу, установили собственную ГЭС — одну из первых во всей Российской Империи, протянули канатные дороги от Иверской годы (где расположена Анакопийская крепость) до Ново-Афонской горы. Также монахи выращивали овощи, фрукты, вырыли 7 прудов для разведения форели, в которых сейчас живут знаменитые черные лебеди (находится эта красота в Приморском парке). Так до Октябрьской революции Ново-Афонский монастырь стал одним из главных духовных центров Российской Империи и Кавказа.

Закрыта монастырская обитель была в 1924 году за «контрреволюционную агитацию», главных духовных лиц монастыря утопили в бухте, а монастырь использовался под склады и долгие годы вообще был заброшен. Оставшиеся в живых монахи вели отшельнический образ жизни в горах Нового Афона. Позже в монастыре советская власть устроила дом отдыха, были построены рядом дачи Сталина и Берии. После советского периода на Святую обитель вновь напала чума в виде Грузино-абхазской войны 1992-1993, в этот период территория и строения монастыря использовались как госпиталь.

Как добраться


Монастырь виден из любой точки Нового Афона, в сам город же можно попасть из любого курортного города Абхазии на рейсовом автобусе или маршрутном такси. От границы с Россией до Нового Афона – 85 км, от Сухума – 21 км (20 мин езды). Условно город Новый Афон делится на историческую и торговую часть. В исторической части находится большинство местных достопримечательностей.

К Новоафонскому монастырю удобно следовать от остановки «Ракушка» у центральной площади, откуда отходят две дороги – одна к Новоафонской пещере и монастырю, другая – к водопаду и опять же монастырю.

GPS координаты: 43.087407:40.820955. С одной стороны монастырь охраняют горы Кавказского хребта, с другой раскинулся живописный крутой склон к морскому берегу.

Как появился монастырь?

Православным верующим хорошо известно об Афоне – греческом полуострове, на котором возвышается одноименная 2033-метровая гора и находятся владения знаменитого монашеского государства. В 1874 г. там произошли исторически важные события. У греческого духовенства и протоиерея Святой Горы появился план отправить монахов Пантелеимоновского монастыря в Малую Азию, занимающую часть Турции, для восстановления христианского храма. Службу в обители, оказавшейся на грани закрытия, вели русские монахи.

Чтобы спасти братию, игумен монастыря составил прошение и отослал его графу Игнатьеву – российскому послу в Константинополе. В документе была выражена просьба обратиться к русскому царю с ходатайством о выделении участка на побережье Черного моря для возведения обители. Место для будущего Новоафонского монастыря было найдено иеромонахом Арсением в бывшей абхазской столице Анакопии, расположенной в 26,3 км от Сухума и в 93,2 км от Адлера. Этот участок выбран по нескольким причинам:

  • местная гора по своим очертаниям имела много общего с той, что возвышается на Афоне;
  • апостол Симон Кананит – один из 12 учеников Христа – скончался здесь в муках в 55 г; римские язычники расправились с ним во время Евангельской проповеди;
  • в этом месте находилась столица Абхазского царства, защищенная мощными стенами средневековой крепости; часть цитадели с высокой башней хорошо сохранилась и украшает собой вершину горы.

Жизнь монахов на Афоне

Образ жизни монахов на Афоне неизменен со времен Византийской империи. В XIV – золотом веке Афона – в 20 больших монастырях и мелких «скитах» (тех же монастырях, напоминавших небольшую деревню) обитало 40 000 монахов. По промыслу Божию – на Святой Горе все представители православных народов.

В 1910 году на Афоне было 5000 русских монахов. В то время из бюджета русского правительства ежегодно выделялось 100 тысяч на содержание афонских монастырей. В 1917 году субсидию отменили большевики, В 2001 году население Афона – 2262 человека (теперь – 1800), для сравнения – в 1917 году 10500 человек.

На Афоне хранится 8 чудотворных икон Божьей Матери и главная реликвия – пояс Богородицы, поэтому афонских монахов называют «святопоясниками». На Афоне 20 монастырей, создание новых запрещено. Здесь разбросано 12 скитов и келий – крупных поселений монахов с возделываемыми участками земли. Кафисмы – одиночные поселения монахов близ монастыря и исихастерии – жилища тех, кто стремится к полному уединению, иногда в пещере.

В IV веке здесь появились «исихасты» – «молчащие», люди, покинувшие суетный мир и бежавшие от страстей. Они уходили в глубину полуострова, стремясь к уединению. Самые аскетичные монахи и теперь живут в юго-западной части Афона, в труднодоступных местах. Первый греческий исиахист Петр Святогорец, проживший в афонской пещере 53 года, где его поддерживала Богородица от бесовских нападений, прославил Афон. Монахи день и ночь молятся о спасении человечества.

Монахи не едят мяса, лишь изредка – рыбу. Они питаются овощами, фруктами, оливками, медом.5 раз в неделю трапезничают 2 раза в сутки, в среду и пятницу – по 1 разу. Монахи готовят еду, выращивают овощи, собирают фрукты и орехи, заготавливают на зиму дрова. У каждого монаха – не меньше трех послушаний: мастерят деревянную мебель, посуду, кресты, четки, шьют церковное облачение.

Основной доход – пожертвования паломников, русские – самые щедрые. Жизнь на Афоне течет размеренно и планомерно. Здесь разговаривают шепотом: все прогружены в молитву. Один раз в день на полуостров прибывает паром с паломниками и грузом, монахи поддерживают связь с родными, отправляют рукописные письма. За 1 раз полуостров посещают 120 человек.

Монастырский комплекс

Повезло тем, кто имеет собственное жилье в Новом Афоне. При желании они в любой день могут посетить Новоафонский монастырь. Обитель представляет собой целый комплекс зданий:

  • Пантелиемоновский собор, построенный в необычном для этих мест нововизантийском стиле;
  • трапезная и колокольня;
  • пять храмов: преподобных отцов Афона, мученика Иерона, иконы Божьей Матери, Вознесения Господня и Андрея Первозванного.

Роспись стен трапезной выполнена братьями Оловянниковыми – волжскими мастерами. Пантелеимоновский собор состоит из четырех пределов. Стены расписаны палехскими и московскими мастерами. Руководители группы живописцев – А. Серебряков и Н. Молов.

Действующие храмы

  1. Сухумский кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Настоятель собора — иерей Виссарион Аплиаа (на фото). Священнослужители собора: иеромонах Андрей (Ампар), иеромонах Сильвестор, диакон Григорий. Адрес: г. Сухум, ул. Абазинская, 75. Тел. 6-33-33, (8 442) 73333.
  2. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в г. Гагра. Настоятель — иеромонах Павел (Харченко). Адрес: г. Гагра, ул. Апсны, 22.
  3. Храм-часовня Пицундских Святых в п. Пицунда. Настоятель — иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гагринский район, п. Пицунда. Тел. (8 442) 72504.
  4. Храм Покрова Богородицы в г. Гудаута. Настоятель — иеромонах Василиск (Лейба). Священнослужители храма: иеродиакон Савватий (Лагутин). Адрес: г. Гудаута, ул. Харазия 26. Тел. (8 442) 50192.
  5. Храм Успения Богородицы в с. Лыхны. Настоятель — протоиерей Петр (Самсонов). Служащий священник — иеромонах Игнатий (Киут). Адрес: Гудаутский район, с. Лыхны. Тел. (8 442) 32511.
  6. Храм Покрова Богородицы в г. Новый Афон. Настоятель иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон. Тел. (8 442) 72504.
  7. Храм святого апостола Симона Кананита в г. Новый Афон. Служащий священник — иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон. Тел. (8 442) 72504.
  8. Храм Преображения Господня в с. Яштуха. Настоятель — иеромонах Григорий (Хоркин). Адрес: Сухумский район, с. Яштух.
  9. Храм святых равноапостольных Константина и Елены в с. Акапа. Настоятель — иеромонах Иоанн (Свинухов). Адрес: Сухумский район, с. Акапа. Тел. 6-31-64.
  10. Храм Пророка Илии в п. Агудзера. Адрес: Гульрипшский район, п. Агудзера. Тел. (8 442) 74470.
  11. Драндский Успенский собор. Настоятель — иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гульрипшский район, п. Дранда. Тел. (8 442) 72504.
  12. Храм архангела Гавриила в п. Дранда. Адрес: Гульрипшский район, п. Дранда.
  13. Моквский Успенский собор. Священнослужитель — иерей Игорь Артемьев. Адрес: Очамчирский район, с. Моква. Тел. (8 442) 72348.
  14. Храм святого Георгия Победоносца в с. Елыр. Настоятель — иеромонах Сергий (Джопуа). Адрес: Очамчирский район, с. Елыр.
  15. Храм святого Георгия Победоносца в с. Чубурхинджи. Служащий священник — иерей Никита Адлейба. Адрес: Гальский район, с. Чубурхинджи.

Причины начала строительства

В середине 1874 года прот Святой Горы и греческое духовенство приняли решение о закрытии русского Афонского Пантелеймонова монастыря. Все находившиеся в нём должны были выехать в Малую Азию, где оставался пустующий христианский скит. Однако игумен вовремя узнал об этих планах. Чтобы спасти двор, он написал письмо графу Н. П. Игнатьеву, константинопольскому посланнику. В депеше монах просил походатайствовать перед императором Александром Вторым о предоставлении земельного надела в причерноморской области, который бы принадлежал православной епархии, для обустройства обители.

Место, где будет находиться Афонский монастырь, поручили подобрать насельнику Пантелеймоновой церкви иеромонаху Арсению. Он нашёл участок, на котором, как гласит предание, случилась мучительная смерть Симона Канонита, одного из апостолов, а очертания были похожи на греческую гору. Ещё этот край известен тем, что здесь был построен город Анакопия, бывший ранее столицей Абхазского царства.

В ноябре 1875 года царь Александр II распорядился предоставить требуемое количество земли и передать монастырю руины церкви апостола Кананита, а также генуэзской башни. Братьям предоставлялось право ловить рыбу в реке Псыртсха. И уже к окончанию года прибывшие мастеровые и братья, имевшие опыт в строительстве, под руководством талантливого архитектора иеромонаха Иерона приступили к возведению обители.

Набережная и святыни

До чего же прекрасна Абхазия! Достопримечательности Сухума — это не только архитектурные памятники. Столица республики может похвастаться потрясающей набережной, которая утопает в эвкалиптах и пальмах. В городе есть очаровательный Ботанический сад, основанный еще в 1840 году. Очень красивые растения со всего мира можно увидеть в местном дендропарке.

Выше Ботанического сада находится научно-исследовательский институт экспериментальной терапии и патологии, в учреждении расположен знаменитый обезьяний питомник, созданный в 1927 году. В конце XIX века Сухум был признан одним из лучших климатических здравниц для лечения заболеваний легких. То есть столица Абхазии – это еще и прекраснейший бальнеологический курорт.

В городе можно встретить немало святынь: кафедральный собор Благовещения, синагогу, лютеранскую кирху, польский костел. В 12 км от города находится Каманский храм X-XIII века.

Святой источник и храм Св. Василиска

Бьющий из земли целительный источник располагается справа от проселочной дороги в село. Легенда гласит, что Святой Василиск за исповедание и преданность христианской вере был заперт в темнице, жесток избит и подвержен пыткам. Однако от веры он не отказался, и за приверженность Христу его отправили в ссылку. По дороге в Каманы его стражники остановились и бросили мученика возле сухого дерева под палящим солнцем. Римские солдаты отказали ему даже в глотке воды. Василиск стал молиться и внезапно задрожало дерево и ожило, а из-под земли забил источник. Все это привело стражников в ярость, и Василиска казнили. В 308 году на этом месте был построен храм, который не сохранился до наших дней, к сожалению.

Многие туры в Абхазию включают это место в свои программы. Тысячи паломников приезжают к старой часовне, чтобы поклониться святому и получить исцеление, испив воды из бьющего из скалы родника.

Иверия – Удел Богородицы

До наших дней дошло православное предание о том, как первые христиане, ученики и последователи Иисуса Христа, в результате гонений решили покинуть Иерусалим. В 44 году нашей эры иудейский правитель Ирод Агриппа стал жестоко преследовать христиан. Апостолы, с согласия Девы Марии, решили покинуть Иерусалим и проповедовать христианство в других краях.

Для решения вопроса кому, в какие края направиться, они кинули жребий, по которому Богородице досталась далекая Иверия (ныне Грузия). Однако перед выездом из Иерусалима, ей приснился сон, в котором ангел велел остаться в Иерусалиме, так как подошло ее время, и Матерь Божья должна предстать пред Всевышним.

Мария призвала апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита, передала им свой нерукотворный образ и благословила в путь. Апостолы пришли в Иверию, где занимались миссионерской деятельностью.

По одной из легенд именно в Абхазии Симон Канонит был зверски замучен. По одной из версий православных канонников это произошло на месте современного Нового Афона.

Собираетесь в Грузию? Напишите на info@v-georgia.com — мы составим для вас оптимальный маршрут путешествия. Приезжайте, а мы постараемся сделать ваш отдых незабываемым! Получить бесплатную консультацию можно по телефонам: +7 (495) 268-07-72 или +995 555 566 540

История постройки


Проект обители был создан архитектором Н. Никоновым. Стройка была не из легких. Объем работ включал в себя срез скалистой части горы и расчистку площадки нужного размера, при этом необходимо было вывозить с территории тысячи тонн горных пород и земли. Постройку осложняло и то, что к монастырю не было удобного подхода, а само место находилось на возвышении 75 м над уровнем моря.

Строительство монастыря финансировалось монахами из Пантелеймоновской обители греческого Афона, для которых царское правительство выделило значительные денежные субсидии.


Не успев достроиться,монастырь был разграблен во время Русско-турецкой войны в 1878 году, а с 1880 года началось его активное восстановление. Участие в этом принимал и император Александр III, подаривший монастырю музыкальные куранты. Они до сих пор украшают обитель, возвышаясь на самой высокой монастырской башне.

Принимались также пожертвования на подворье, а в 1900 году строительство было завершено — 28 сентября обитель была освящена и стала одним из самых значимых духовных центров на Кавказе, вплоть до Октябрьской революции.

С этого момента начались трудные времена. В годы Советской власти тут устраивали то склад, то краеведческий музей, то военный госпиталь. Богослужения в Новоафонском монастыре в Абхазии, возобновились лишь в 1994 году. Зазвучал мужской церковный хор, стало налаживаться хозяйство, открылось церковное училище.

Причины начала строительства

В середине 1874 года прот Святой Горы и греческое духовенство приняли решение о закрытии русского Афонского Пантелеймонова монастыря. Все находившиеся в нём должны были выехать в Малую Азию, где оставался пустующий христианский скит. Однако игумен вовремя узнал об этих планах. Чтобы спасти двор, он написал письмо графу Н. П. Игнатьеву, константинопольскому посланнику. В депеше монах просил походатайствовать перед императором Александром Вторым о предоставлении земельного надела в причерноморской области, который бы принадлежал православной епархии, для обустройства обители.

Место, где будет находиться Афонский монастырь, поручили подобрать насельнику Пантелеймоновой церкви иеромонаху Арсению. Он нашёл участок, на котором, как гласит предание, случилась мучительная смерть Симона Канонита, одного из апостолов, а очертания были похожи на греческую гору. Ещё этот край известен тем, что здесь был построен город Анакопия, бывший ранее столицей Абхазского царства.

В ноябре 1875 года царь Александр II распорядился предоставить требуемое количество земли и передать монастырю руины церкви апостола Кананита, а также генуэзской башни. Братьям предоставлялось право ловить рыбу в реке Псыртсха. И уже к окончанию года прибывшие мастеровые и братья, имевшие опыт в строительстве, под руководством талантливого архитектора иеромонаха Иерона приступили к возведению обители.

Исторические сведения о древнем Афоне

Новоафонская Симоно-Кананитская мужская обитель официально была основана в 1875 году насельниками из Пантелеймоновского монастыря, находящегося в греческом старом Афоне.

Античные поселения на Новом Афоне Абхазии известны с III века, как торговые центры, в которые заходили суда с товаром. На основе развития торгово-экономических связей поселение развивалось и богатело.


Новоафонский мужской монастырь, Абхазия

  • В IV веке здесь была построена крепость на горе Иверии для городской защиты, внутри которой возводится храм апостола Симона Кананита, святого, жившего в первом веке и погибшего от рук римских воинов. По преданию именно благодаря защите Иверской иконы Богородицы эта местность была освобождена от нашествия арабов.
  • Анакопия в восьмом веке являет собой столицу края и резиденцию дворян Грузии и Осетии.
  • В XIV веке генуэзцы начинают осваивать этот регион, появляется Римская дозорная башня, и весь внутренний комплекс крепости модернизируется, ибо среди местного населения укоренилось христианство.
  • В ХІХ столетии царским правительством были выделены средства для постройки мужского монастыря на месте античных построек и пещеры Симона Кананита.

Афонские старцы неслучайно выбрали это место. В крепости Анакопии до строительства мужского монастырского комплекса на Новом Афоне уже велись богослужения в двух соборах, ибо более половины населения были христианами. В горных гротах и пещерах жили отшельники. Апостола Симона Кананита в Абхазии называют пасынком Божьей Матери.

Правила посещения монастыря и время работы

Рекомендуем посещать обитель с мая по сентябрь. Начало работы храма в этот период – в 9:00. В холодные месяцы – в 12:00. Вход на монастырскую территорию закрывается в 20:00 летом и в 18:00 зимой. Посещение храмов и собора не потребует каких-либо расходов. При желании гости могут приобрести сувениры в торговых рядах, которые занимают большое пространство, начинаясь на Кипарисовой аллее на полпути к главному входу. Посетителям необходимо соблюдать простые правила во время визита в храмы и прогулок по территории Новоафонского монастыря:

  • женщинам следует покрыть голову косынкой или платком;
  • платье или юбка должны закрывать колени;
  • мужчинам нельзя носить пляжную одежду: шорты, футболки без рукавов;
  • фотографировать на смартфон или фотоаппарат, а также снимать на видео разрешено на всей территории.

Те, кто проголодается на пути к монастырю или обратно, могут приобрести в торговых рядах минеральную воду, выпечку, фрукты, прохладительные напитки и пиво.

Как добраться до монастыря?

Новый Афон – компактный город, несмотря на свой почтенный возраст. Он основан в III веке, но так и не смог разрастись до внушительных размеров. Путь к монастырю начинается от автобусной остановки у Музея боевой славы, которую местные жители называют «Ракушка». Туристам предстоит пройти примерно 1,2 км:

  • мимо Приморского парка по ул. Лакоба до первого светофора;
  • поворот налево;
  • дорога до Покровского храма;
  • далее путь лежит по Кипарисовой аллее (второе название – «тропа грешников»);
  • дорожка идет мимо торговых рядов;
  • Кипарисовая аллея заканчивается у главного входа.

Путь займет около 15 минут. Некоторые туристы посещают Новоафонский монастырь вместе с экскурсиями. Большинство путешественников предпочитает самостоятельное знакомство с обителью. Обычно визит длится 3–4 часа. С экскурсией – гораздо быстрее, но менее интересно.

Исторические сведения о древнем Афоне

Новоафонская Симоно-Кананитская мужская обитель официально была основана в 1875 году насельниками из Пантелеймоновского монастыря, находящегося в греческом старом Афоне.

Античные поселения на Новом Афоне Абхазии известны с III века, как торговые центры, в которые заходили суда с товаром. На основе развития торгово-экономических связей поселение развивалось и богатело.

Новоафонский мужской монастырь, Абхазия

  • В IV веке здесь была построена крепость на горе Иверии для городской защиты, внутри которой возводится храм апостола Симона Кананита, святого, жившего в первом веке и погибшего от рук римских воинов. По преданию именно благодаря защите Иверской иконы Богородицы эта местность была освобождена от нашествия арабов.
  • Анакопия в восьмом веке являет собой столицу края и резиденцию дворян Грузии и Осетии.
  • В XIV веке генуэзцы начинают осваивать этот регион, появляется Римская дозорная башня, и весь внутренний комплекс крепости модернизируется, ибо среди местного населения укоренилось христианство.
  • В ХІХ столетии царским правительством были выделены средства для постройки мужского монастыря на месте античных построек и пещеры Симона Кананита.

Афонские старцы неслучайно выбрали это место. В крепости Анакопии до строительства мужского монастырского комплекса на Новом Афоне уже велись богослужения в двух соборах, ибо более половины населения были христианами. В горных гротах и пещерах жили отшельники. Апостола Симона Кананита в Абхазии называют пасынком Божьей Матери.

Начало строительство предполагало совершить грандиозные подготовительные работы. По проекту будущая абхазская святыня должна была стоять на некой вершине, поэтому монахам следовало титанически трудиться, чтобы снять землю, камни и выровнять площадь. При этом следует учесть, что у них не было ни дорог, ни транспорта.

Неовизантийский стиль будущего монастырского комплекса сам по себе предусматривал большой размах, ибо на церемонии освящения будущего строительства присутствовал царь Александр Третий с царицей, которым было дано право положения первого камня в основание храма св. Пантелеймона.

Церковь святого Пантелеймона в Новоафонском монастыре

Куранты с музыкой, преподнесенные царской семьей в дар храму в 1888 году, сохранились до настоящего времени в рабочем состоянии.

Святыней новопостроенного собора стал крест, хранящий частицы Креста Господнего.

От морского порта до Новоафонского монастыря вела царская аллея, по которой можно пройти и сейчас при посещении новоафонского комплекса.

В начале XX столетия мастерами из Палеха была выполнена богатейшая роспись храма св. Пантелеймона, который ныне представляет последний памятник русской школы иконописи.

Интересно! До революции Новоафонский мужской монастырь являлся центром христианства в Грузии.

К храмам были выстроены пристройки, трапезная, часовня, высокая колокольня, заводы, территорию монастыря украшают сады и парки.

В 1924 году паломнический центр, до этого часто посещаемый царской семьей, был закрыт на 70 лет.

В конце XX века территория Нового Афона привлекала туристов за счет открытия здесь карстовых пещер и источников минеральных вод. Властями того времени оборудуются искусственные входы, строится подземная железная дорога для приема туристов.

Только в феврале 2011 года христианская святыня была возвращена церкви правительством Абхазии, ее наместником был назначен Давид Сарсания.

Как жили до революции


В 1902 году монахи монастыря выстроили гидроэлектростанцию на 120 лошадиных сил, ими же была сооружена новоафонская пристань, принимающая грузы и пассажиров.У монастыря была даже собственная железная дорога, которую ему подарил император Александр III, её успешно использовали послушники для транспортировки различных пород дерева и других необходимых для монастыря грузов.

Обитель получила права и на хозяйственную деятельность: функционировали свечной, маслобойный, конский и кирпичный заводики. В садах выращивали фрукты, цитрусовые, послушники монастыря обучали грамоте местных мальчишек.

Монастырь являлся крупным религиозным центром на Черноморском побережье Кавказа. Его посвящали не только верующие паломники всех сословий, но также представителя искусства и литературы, в том числе М. Горький и А. Чехов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector