Нотр-дам-де-пари (собор парижской богоматери): 10 советов перед посещением

Пантеон, как достопримечательность

Вдохновлялся Суффло итальянской архитектурой, и Римский Пантеон Агриппы послужил прототипом для создания храма в Париже. Сегодня он знаменит всему миру, конкурируя по красоте с соборами Святого Павла в Лондоне и Святого Петра в Ватикане.

Парижский Пантеон

Он стоит в Латинском квартале – одном из престижных и дорогих районов, что соответствует пятому округу в центре столицы на левом берегу Сены. Тут находятся университет Сорбонна, Термы Клюни, Люксембургский сад и музей Средневековья. Благодаря стольким интересным историческим объектам сюда ежедневно приходит множество туристов.

Перед склепом полукругом раскинулась площадь с симметричными зданиями по бокам. Между ними вдаль уходит улица имени главного королевского зодчего – Суффло, а в конце нее красуется Эйфелева башня. Место выбрано не случайно, а с целью открыть лучший обзор на храм. Для этого в планах Жак-Жермена даже было изменение вершины холма.

Париж (Пантеон)

Особенно великолепен мавзолей вечером, когда зажигается подсветка. Создается впечатление, что здание само излучает торжественный свет, направляя его прямо в небо. Фото Пантеона украшают многие издания мира, и чаще всего он снят именно в ореоле теплого света, разгоняющего сумерки.

Архитектура

Колокольня, одна из самых высоких в Париже.

Нынешнее здание было спроектировано английским архитектором Джорджем Эдмундом Стрит , который также спроектировал Американскую церковь в Риме в стиле готического возрождения . Он придерживался того, что он называл «этической архитектурой»: если что-то кажется колонной из мрамора, то это должна быть настоящая колонна, сделанная из мрамора по конструктивным причинам.

Стрит умер в декабре 1881 года до завершения планов, и его сын, Артур Э. Стрит, а также Артур Бломфилд , взяли на себя работу. В то время как своды алтаря и проходов выполнены из камня, неф имеет свод из дуба, возможно, из-за ограниченного пространства, препятствующего установлению контрфорсов, необходимых для веса каменного потолка. Строительство было выполнено Генри Ловаттом из Вулверхэмптона.

В то время как основная часть церкви была завершена к 1886 году, строительство башни и другие работы продолжались более двух десятилетий. Витражи были спроектированы Джеймсом Беллом и построены между 1883 и 1893 годами. Их сорок два, их тема — слова Те Деум . Башня высотой 85 м, одна из самых высоких в Париже, была освящена в пасхальное воскресенье 1909 года.

Нотр-Дам в Амьене

Изящный, выстроенный из светлого камня, Амьенский Нотр-Дам оказался сравнительным везунчиком среди своих готических собратьев — его большей частью миновали пожары, ураганы, пушечные ядра и безумие современников. Но и у этого собора есть свои сюрпризы.

Не так давно оказалось, что столетия назад собор вовсе не выглядел белым. Его западный фасад, как и у многих других, пышно украшенный статуями и барельефами, некогда был ярко раскрашен. Средневековые люди хоть и жили в сложных условиях, любили яркие краски — ими они и разукрашивали одеяния королей и святых, элементы фасада. Сегодня аутентичный вид собору решили вернуть не красками, а высокими технологиями: ежегодное световое шоу возвращает всех желающих на 500-600 лет назад, заливая западный фасад цветом.

История

Notre-Dame de Paris расположен на острове Сите. На этом месте еще до постройки Нотр Дам была христианская церковь Святого Стефана. Интересно, что ее построили на месте римского храма, посвященного Юпитеру. Всего 3 разные церкви разных эпох. Так что – место силы во всех смыслах. Представляете себе, сколько людей приходило сюда возносить молитвы с самых древних времен?

Строили его долго – с 1163 по 1345 год. В это легко поверить, как только вы его увидите. Монументальное строение со сложной архитектурой и множеством украшения. Готический собор у архитекторов знаменит еще тем, что является одним из первых c шестичастным нервюрным сводом. Сложно объяснить, так что лучше покажу: Все про французские вина — в моей прошлой статье. А еще читайте про французские блюда и деликатесы.

Дело в том, что такой стиль оформления свода церкви был очень редким в тот период переходного этапа от романского стиля.Нотр Дам признан шедевром архитектуры. Немного о габаритах:

  • Общая высота — 35 м;
  • длина — 130 м;
  • ширина — 48 м;
  • колокольни (каждая) — 69 м;
  • знаменитый колокол Эммануэль (южная башня) — 13 тонн;
  • а язык колокола весит — 500 кг.

Фасад

Стройный фасад в стиле классического барокко дополняется двумя колокольнями. С первого взгляда заметно, что они разные. Это напоминает об уроне, нанесенном храму прусскими войсками. Обе звонницы не окончены. Высота сооружений составляет 73 и 68 метров соответственно.

Колокольни не просто принадлежат к разным эпохам, они ещё и выполнены в различных архитектурных стилях. Одна в стиле барокко, а другая — Людовика XVI. Вопреки такому разнообразию здание выглядит очень гармонично и является настоящим украшением современного шестого округа.

Ансамбль площади невозможно представить себе без монументального фонтана Сен-Сюльпис. Он был окончен в 1848 году.

catys

Нотр-Дам-де-Пари: 10 малоизвестных фактов

1. Собор стоит на месте древнего города

Иль-де-ля-Ситэ, на котором стоит Нотр-Дам, когда-то был древним городом Лютеция. Собор построен прямо над остатками храма: в XVIII веке в ходе раскопок под хорами были обнаружены фрагменты алтаря, посвященного Юпитеру и другим божествам.

2. На крыше Нотр-Дама есть «лес»

Крыша собора представляет собой деревянный каркас, один из старейших сохранившихся в Париже, деревья для него были вырублены еще в XII веке. По другой технологии в те времена строить попросту не умели. Современные французы иронично прозвали каркас «лесом».

3. Башни собора — не близнецы

Башни Нотр-Дам-де-Пари не симметричны

На первый взгляд, две башни Нотр-Дама кажутся идентичными. Однако северная башня на самом деле немного больше южной. Собор строился в течение долгих лет, потому он больше напоминает коллаж архитектурных трендов, нежели единое целое. А уж идеальную симметрию и вовсе никто не обещал.

4. Двадцать восемь его царей потеряли голову

В 1793 году, в разгар Французской революции (не путайте с Великой французской забастовкой 2018 года), 28 статуй библейских царей в соборе были сброшены и обезглавлены толпой. Ценнейшие статуи, расколотые на мелкие кусочки, в конечном итоге оказались в мусоре. Только в 1977 году головы 21-ого иудейского царя были случайно найдены в подвале одного из банковских зданий. Теперь они выставлены в соседнем с собором Парижской богоматери музеем Клюни.

5. Колокола Нотр-Дам-де-Пари переплавлены на пушки

«Эммануэль» — колокол-гигант (Нотр-Дам, Париж)

Во время все той же Французской революции в соборе пострадали не только статуи. Нотр-Дам, как и другие церкви во Франции, был преобразован в заведение «культа Разума». Все 20 его колоколов — за исключением колокола-гиганта под именем «Эммануэль» — были сняты и переплавлены для производства пушек. Впоследствии собор оснастили новыми колоколами, но они уже не были такими «певучими», как прежние. Только в 2013 году новый ансамбль колоколов стал издавать звон, почти как в XVII веке. Но мастерам пришлось потрудиться.

6. Виктор Гюго фактически спас собор

Культовый французский писатель представил здание, как олицетворение Франции в произведении «Собор Парижской Богоматери», сделав его чуть ли не центральной фигурой произведения. Гюго красочно и ярко описал ветхое состояние строения в XIX веке. Книга стала популярной, и это подстегнуло власти Парижа к началу масштабной реставрации собора.

7. Его монстры современные, а не средневековые

Горгулия на смотровой площадке (Нотр-Дам, Париж)

Фантастических существ (горгулий и химер) не было на соборе до XIX века. Эти архитектурные детали, восхищающие посетителей смотровой площадки Нотр-Да-де-Пари, были добавлены между 1843 и 1864 годами, во время реставрации. Дагерротип собора до капитального ремонта — это здание куда более сдержанного вида, чем то, которое мы знаем сегодня. Никакой мифологии и существ, рассевшихся на башнях, не было и в помине. А еще архитектор-реставратор Виолле-ле-Дюк, восстанавливавший собор, расставил вокруг нового шпиля статуи 12 апостолов.

8. Шпиль Нотр-Дама — это святой громоотвод

Посмотрите на вершину шпиля, и вы увидите петуха — и это не просто элемент декора. В 1935 году в металлическом птичьем теле были спрятаны три крошечные реликвии: кусочек тернового венца Христа и часть мощей святого Дени и святой Женевьев (покровителей города). Идея заключалась в создании своего рода духовного громоотвода для защиты прихожан внутри собора.

9. Все дороги ведут к собору Парижской Богоматери

Точка отсчета собора (Нотр-Дам-де-Пари, Париж)

На площади перед собором есть специальный маркер в виде восьмиконечной бронзовой звезды, встроенной в булыжники мостовой. На экскурсиях по Нотр-Даму эту точку демонстрируют всем гостям города: от нее измеряются расстояния от Парижа до других городов Франции. Ориентир был размещен в этом месте в 1924 году.

10. На крыше собора живут пчелы

На здании ризницы, прилегающей к собору, находится пчелиный улей, установленный там в 2013 году. Это пчелы породы Бакфаст, выведенной британским монахом Адамом в начале XX века. Мед они делают из цветущих растений из близлежащих парижских парков. Говорят, что все продукты пчеловодства раздаются малоимущим.

Витражи Нотр-Дам-де-Пари

Источником дневного света в соборе Парижской богоматери служат 110 витражных окон. Большая часть из них воссоздана заново в ходе реставраций XIX и XX века. Оригинальными, сохранившимися со Средневековья, являются только 3 больших круглых окна над входами — так называемые розы, созданные в XIII веке при Людовике Святом. Архитекторы Жан де Шелль и Пьер де Монтрей спроектировали окна-розетки небывалых доселе размеров. Имена мастеров-стекольщиков до нас не дошли.

Основу розы составляет симметричный переплет из резного камня. Он состоит из центрального венчика и затейливых лепестков, разделенных перемычками. В символике готических сооружений окно-роза олицетворяла цикличность событий и круговорот времени.

Западная роза

Западная роза над главным порталом — старейший витраж собора, его диаметр равен 9,6 м. С внутренней стороны западное окно частично закрывает соборный орган.

Сюжет стеклянных картин над главным входом посвящен человеческой природе Христа. В центре восседает Дева Мария с младенцем на руках. Ее окружает центральный круг лепестков с изображениями королевской лилии. Следующие по порядку медальоны показывают библейских пророков, 12 знаков зодиака и 12 пороков. Внешний круг лепестков содержит 12 добродетелей и 12 времен года — излюбленный сюжет средневековых мастеров, отражающий сезонные крестьянские работы каждого месяца.

Во время Французской революции и последующего забвения многие витражи розы серьезно пострадали, их пришлось переделывать с нуля. Тем не менее, 10 витражных панно считаются подлинными.

Южная роза

Диаметр окна-розы над южным входом — 12,9 м, а если считать всю прямоугольную площадь остекления, то его высота доходит до 19 м. Каменный каркас южной розы укрепили в XIX веке, и сейчас она уже не выглядит настолько тонкой и ажурной, какой была при создании.

Тема южной розы — Новый завет, всего в ней 84 витражных панно, объединенных центральным венчиком. Посередине — Христос с мечом в устах, а вот последующие лепестки перемешались между собой в ходе многочисленных реставраций и несколько потеряли изначальный смысл. 12 апостолов здесь соседствуют со святыми, ангелами, мучениками и мудрыми девами; можно рассмотреть сцены из Нового и Ветхого завета. Нижний фриз с прямоугольными витражами полностью обновлен в XIX веке и изображает 16 ветхозаветных пророков и четырех евангелистов.

Подлинной средневековой работой считается 12 медальонов.

Северная роза

Северная роза, выходящая на теневой фасад собора, сохранилась лучше других. Ее размеры совпадают с размерами южной розы, а сюжеты посвящены Ветхому завету и долгому ожиданию Спасителя. В центральном венчике изображена Богоматерь с младенцем; среди прочих персонажей — иудейские цари, патриархи и первосвященники.

Как добраться

Доехать до аббатства Сен-Дени можно на общественном транспорте и на такси. В 1 км к западу от базилики находится железнодорожная станция «Gare de Saint-Denis». Туда прибывают поезда H, RER D, Transilien, Transilien N, Transilien U, а также автобусы H, RER D.

На метро

В 197 м к северу от аббатства Сен-Дени находится станция метро «Basilique de Saint-Denis». До нее ведет линия № 13. С юго-западной стороны, в 670 м, есть станция «Saint-Denis Porte de Paris» — тоже линия № 13.

На трамвае

С северо-восточной стороны от базилики, примерно в 325 м, есть трамвайная остановка «Cimetière de Saint-Denis». До нее следует трамвай Т1. Тем же маршрутом можно добраться и до ост. «Basilique de Saint-Denis» в 295 м к северу от аббатства. Этим же маршрутом можно доехать до ост. «Hôpital Delafontaine», расположенной в 850 м к юго-востоку от аббатства.

Интерьер базилики, Zairon

На автобусе

Возле аббатства Сен-Дени находится несколько автобусных остановок, к которым можно доехать из любого района города. На юго-западе, в 143 м, расположена ост. «Legion d’Honneur». К ней следуют маршруты № 153 и 253. Чуть ниже нее есть ост. «Médiathèque», куда прибывает автобус № 239. С юго-западной стороны от базилики, приблизительно в 300 метрах, находится автостанция «Gabriel Peri — Franklin». К ней следуют автобусные маршруты № 153, 239, 253.

Этими же маршрутами можно доехать до ост. «Marche — République», расположенной в 250 ме на северо-западе от базилики. В 150 м к северу от аббатства есть ост. «Basilique de Saint-Denis — Hôtel de Ville-Metro-Tramway», куда прибывает автобус № 153. С северо-восточной стороны, в 280 м, находится ост. «Cimetière de Saint-Denis», к которой проложен автобусный маршрут № 253. Немного дальше — ост. «Cimetière de Saint-Denis-Tramway», куда прибывает автобус № 153.

Наш подробный материал:Транспорт в Париже

На такси

Из любого района Парижа до аббатства Сен-Дени легко добраться на такси. Популярные службы в городе — Acsel ltd с русскоговорящими водителями, Taxis, Taxi G, Alpha Taxis и 01 Taxi.

Аббатство Сен-Дени на панораме Гугл-карт

Видео аббатства Сен-Дени

Внешнее убранство

На центральном барельефе Родина по-матерински вручает своим детям венцы. Слева ее дар принимают граф и масон Мирабо, писатель и богослов Фенелон, адвокат Мальзерб, морской министр Монж, небезызвестный генерал Карно, публицист и политик Манюэль, а также химики Лаплас и Бертоле. За ними в очередь выстроились естествоиспытатель Кювье, живописец Давид, лекарь Биша и философ Руссо.

Париж (Пантеон), внешнее убранство!

Справа венки раздаются воинам империи и республики, среди которых генерал Бонапарт, а не прославленный император; привалившийся к своему ружью престарелый гренадер и юный барабанщик из Акрополя.

Под портиком красуются скульптурные группы авторства Мендрона. Одна композиция посвящена Святой Женевьеве в момент, когда она взывает к Аттиле с мольбой помиловать Париж-Лютецию. Вторая изображает крещение царя Хлодвига.

История

Собор Парижской богоматери был возведен на месте, где в первом веке стоял гало-римский храм Юпитера, а позже в 528 году — первая христианская церковь — базилика Святого Стефана.

В 1163 году епископ Морис де Сюлли решил построить здесь новый храм, первый камень которого заложили король Франции Людовик VII и папа Александр III.

Строительство велось более 180 лет, начиная с 1163 года. Башни Нотр-Дам де-Пари были построены в 1245 году, а полностью строительство и внутренняя отделка были завершены в 1345 году. В храме могли находиться девять тысяч человек и это был самый большой храм ранней готики в Европе.

За свою историю Нотр-Дам де-Пари повидал много важных событий. Здесь короновался король Генрих IV, в 1422 году в нем венчались Мария Стюарт и Франциск II, а в 1804 году прошла коронация Наполеона.

Храм сильно пострадал во время революции, когда якобинцы, приняв библейских царей за королей Франции, поснимали им головы, церковная утварь была переплавлена, лишь большие колокола уцелели. От окончательного разрушения храм спасло решение Робеспьера закрыть его, превратив в храм Разума и разместив в нем зернохранилище.

В марте 1831 года был опубликован роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», в котором автор описал, как Квазимодо наблюдал за казнью Эсмеральды с одной из башен храма. Писатель отметил, что одна из главных целей его романа — вдохновить нацию любовью к архитектуре.

После выхода произведения в свет во Франции и по всей Европе началось движение за сохранение готических памятников. Власти Парижа также приступили к реставрации храма. Под руководством архитектора Эжена Виолле-де-Дюкона были восстановлены скульптуры 28 иудейских царей и создана галерея химер, а также построен готический шпиль, демонтированный революционерами.

Собор Парижской Богоматери

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) географическое и духовное «сердце» Парижа, расположен в восточной части острова Сите. Это католический храм, и построен на месте христианской базилики, сменившей, в свою очередь, древнеримский храм.  Камни разрушенных строений строители использовали в фундаменте нынешнего сооружения. Собор был завершён к 1345 г. В 1793 г. он был под угрозой сноса, а в эпоху Революции — посвящён богине Разума. В этом соборе короновался Генрих VI (правитель Англии, носивший титул «король Франции»), в 1422 году и венчалась Мария Стюарт с Франциском II.  Собор был вновь освящён к моменту коронации Наполеона I, когда   в 1804 г. одел корону Императора.
Главный фасад собора имеет три двери.
Двери украшены коваными рельефами. Над тремя стрельчатыми порталами входов — скульптурные панно с разными эпизодами из Евангелия. Над центральным входом помещено изображение Страшного суда. По семь статуй поддерживают арки входа. В центре Христос-Судия.По горизонтали фасад разделён на три яруса.   Над воротами идёт Галерея Королей с 28-ю  статуями, представляющие королей Израиля и Иудеи. В центральном ярусе находится ажурное окно-розетка диаметром около 10 м. В центре статуя Мадонны с младенцем и ангелами по сторонам — Адам и Ева. (Фото из интернета)На высоких боковых башнях создан ирреальный мир химер, гротескных фигур, злобных монстров, которые прячутся за шпилями или повисают над выступом стены.На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Их разбудили два ангела с трубами. Среди мертвецов — один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества).Размеры собора огромны: длина 130 м, ширина 50, высота 35 м. Собор может вместить более 9000 человек.
Мы входим в собор. Здесь идёт служба. Как и в других готических храмах, здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон.
При входе в храм на  правом пилястре стоит знаменитая статуя Парижской Богоматери. (Фото из интернета)
Люди сидят на скамьях в центре храма. Мы проходим правее, чтобы послушать органную музыку. Поёт женщина, и ей вторит мужской хор. Акустика просто потрясающая. Музыка божественная. (Фото из интернета)
В сокровищнице собора хранятся драгоценные реликвии, в том числе которых фрагмент подлинного Креста, Терновый венец и Священный гвоздь. Жаль, что у нас мало времени. Я снимаю службу на видео. Времени у нас всего полчаса, так как собор работает до 19 часов вечера. Ещё раз оглядываем храм и выходим наружу.

Как добраться?

Метро

–Линия 4, Cité ou Saint-Michel–Линия 1, 11, Hôtel de Ville–Линия 10, Maubert-Mutualité ou Cluny – La Sorbonne–Линия 7, 11, 14 Châtelet

RER

–Линия B,  Saint-Michel – Notre-Dame–Линия, C, Saint-Michel – Notre-Dame

Автобус

–Маршруты 21, 38, 47, 85, 96, Arrêt Cité – Palais de Justice–Маршрут 47, Balabus Arrêt Cité – Parvis de Notre-Dame–Маршруты 24, 47 Arrêt Notre-Dame – Quai de Montebello–Маршруты 24, 47 Arrêt Petit Pont–Маршруты 24, 27, Balabus Arrêt Pont Saint-Michel – Quai des Orfèvres–Маршруты 24, 27, 96, Balabus Arrêt Saint-Michel–Маршруты 21, 27, 38, 85, 96 Arrêt Saint-michel – Saint-Germain

Базилика Св. Клотильды

Базилика Св. Клотильды (Basilique Sainte-Clotilde) — это первая неоготическая церковь Парижа. Находится она на улице Rue Las Cases, на углу Фобур Сен-Жермен, в районе Сен-Жермен-де-Пре (Saint-Germain-des-Prés) в 7-м округе Парижа.

Торжественное открытие храма состоялось 30 ноября 1857 года, работы продолжались двенадцать лет

Обратите внимание, что это не просто церковь: она носит почетное «звание» базилики. В 1896 году, в честь 1400-летия крещения короля франкского королевства Хлодвига (кстати сказать, именно вторая жена Хлодвига I, христианка Клотильда, позднее причисленная к лику святых, вместе со святым Ремигием сделали всё для того, чтобы убедить мужа перейти в католическую веру — крещение состоялось в Реймском соборе), папа Леон XIII присвоил церкви св

Клотильды почётный статус малой базилики со всеми соответствующими правами и привилегиями.

Интересно, что в церкви св. Клотильды с 1859 года и до конца жизни (1890) на должности органиста работал знаменитый органист и композитор Сезар Франк. В церкви находится торжественно открытый в 1859 году орган работы знаменитого органостроителя, мастера романтической школы Аристида Кавайе-Колля (1811–1899). На этом органе, собственно, и играл все 30 лет своей работы в церкви Сезар Франк.

Небольшой садик перед базиликой с забавными цветами, напоминающими декоративную капусту:

Священная клятва короля

В 1744 году король Людовик XV вел свои войска к победе над австрийцами, он сам стал жертвой. Его свалил недуг, и высокая температура держалась несколько дней, предвещая скорую кончину монарха. Пребывая в полубредовом состоянии и чувствуя прикосновение смерти, король взывает к Святой Женевьеве – заступнице больных и защитнице от разных напастей, которая считается покровительницей Парижа и сегодня. Он просит сохранить ему жизнь взамен на прекрасный храм, который он обещает построить в ее честь.

Людовик XV

Людовик выздоравливает, а вот его любовница – герцогиня Мари-Анн де Шатору, подхватившая от него вирусную инфекцию, умирает. Король в печали, и забывает о данной клятве, но поскольку его сердце было предназначено скорее для любви, чем для скорби, вскоре он находит новую фаворитку в лице маркизы де Помпадур и неожиданно вспоминает о намерении возвести грандиозное святилище.

Младшего брата любовницы – маркиза де Мариньи, он назначает инспектором по королевским владениям, и поручает найти опытного архитектора для проекта. Маркиз вспоминает о своем учителе Жак-Жермене Суффло, и в 1755 году тот приступает к работе над чертежами. Так, между роковой болезнью его величества с обетом святой деве и началом проекта пролегает 11 лет.

Основой прекрасному собору послужило аббатство св. Женевьевы, пользующееся у жителей столицы неизменным почтением. В нем хранились останки и рака покровительницы, к которой приходили на поклон верующие во время болезней и неурядиц в стране, а с 1229 года во времена эпидемий серебряный с позолотой гроб носили по городу.

Рака и фаланга руки Женевьевы

Однако революционеры посчитали это пережитком, недостойным прогрессивного человека, а потому на Гревской площади, которая всегда считалась традиционным местом казни, сожгли ящики с мощами святых. Чудом можно считать то, что рака и фаланга руки Женевьевы уцелели, и теперь хранятся в церкви Сент-Эстьен-дю-Мон.

Несколько раз аббатство подвергалось нападению, грабежам и пожарам, но ему всегда удавалось возродиться из пепла, пока в XIII-XIV веках не было отстроено окончательно, украшенное образами и мрамором кардиналом Ларошфуко.

Как добраться до церкви Сен-Сюльпис

Доехать до храма несложно. Одноименная станция метро Сен-Сюльпис четвертой линии метрополитена находится всего в 200 метрах от площади. На ней со стороны улицы Бонапарта есть автобусная остановка с тем же названием. Здесь проходит маршрут автобуса № 84, соединяющий две популярные среди туристов достопримечательности: Собор Александра Невского и Музей Орсэ.

Остановка со стороны улицы Сен-Сюльпис носит название «Eglise Saint-Sulpice». Здесь проходят автобусы № 63 (Porte de la Muette — вокзал Gare de Lyon), 70 (Marie de Suresnes — Rivoli-Chatelet), 86 (Champ de Mars — Parc Zoologique), 96 (вокзал Montparnasse — Porte des Lilas).

Схема движения общественного транспорта в Париже

На углу площади есть подземный паркинг, где можно оставить машину, если вы путешествуете на автомобиле. Удобный и комфортный способ — доехать до Сен-Сюльпис на такси. В Париже работают приложения Uber, Taxify, LeCab, eCab и другие.

Панорама церкви Сен-Сюльпис на Google-картах

Церковь Сен-Сюльпис на видео

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector