Ханты

Современное состояние

В епархии 156 храмов, молитвенных домов, молитвенных комнат, часовен. В стадии строительства в Ханты-Мансийской епархии сегодня 47 храмов и часовен. В честь иконы Божией Матери «Умиление» женский монастырь. Количество клириков — 118.

Учебные заведения

православные гимназии:

  • Нефтеюганская г. Нефтеюганск, 4мкрн, 35; тел.: (3463) 3-17-57, 7-71-13 директор — Быкасов Александр Иванович
  • Ханты-Мансийская г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, 17; тел. (3467) 32-85-96; факс 32-85-97 директор — Семенова Светлана Владимировна
  • Нижневартовская г. Нижневартовск, ул. Дружбы народов, 12, тел. (34661) 2-06-12 директор — иерей Константин Глухарев
  • Сургутская г. Сургут, ул. Мелик-Карамова, Преображенский кафедральный собор; тел.: (3462) 26-93-40; 26-71-90 директор — иерей Димитрий Глухарев

Социальные учреждения

  • православный детский сад при приходе храма в честь свт. Николая Чудотворца г. Сургут, ул. Заводская, 31; тел. (3462) 23-60-76
  • центр помощи семье и детям «Моя радость» при приходе храма в честь Великомученика Георгия Победоносца г .Сургут, ул. Университетская,12; тел. (3462) 94-02-05, 60-20-24

Средства массовой информации

печатные СМИ

«Югра православная» (журнал Ханты-Мансийской митрополии, pdf версия на сайте www.ugraeparhia.ru)

телевидение

  • программа «Югра православная» (ОТРК «Югра»)
  • программа «Благовест» (телеканал «Россия Югория»)

интернет-ресурсы:

За всё время своей деятельности Ханты-Мансийская епархия активно сотрудничает с окружными органами власти, органами местного самоуправления в различных сферах общественно-значимой деятельности, прежде всего в образовании, культуре, благотворительных проектах, работе по профилактике экстремизма.

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел является членом Межведомственной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по противодействию экстремистской деятельности, Координационного совета по делам национально-культурных автономий и взаимодействию с религиозными объединениями при Правительстве Югры.

Руководители профильных отделов Ханты-Мансийской епархии входят в состав Общественных советов, созданных при органах исполнительной власти.

Лидеры православных организаций в муниципальных образованиях постоянно принимают участие в общественных и межведомственных советах при органах местного самоуправления.

Подписано и действует соглашение о сотрудничестве между Правительством Югры и Ханты-Мансийской епархией.

Созданы и активно действуют отделы религиозного образования и катехизации, социального служения и благотворительности, епархиальный отдел по делам молодёжи, отдел по взаимодействию с казачеством и силовыми структурами, миссионерский отдел, отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, архитектурно -строительный отдел и отдел по тюремному служению.

(по состоянию на апрель 2018 года)

История и культура жителей Ханты-Мансийского АО

Манси и ханты имеют одно название — обские Угры. Это родственные народы, с практически одинаковой культурой.

Считается, что у них общее:

  • происхождение;
  • внешность;
  • история;
  • смешанные браки.

Обские Угры живут на севере Западной Сибири.

В областях:

  • Томской;
  • Свердловской;
  • Тюменской.

Ханты

Поселения хантов располагаются близ лесов. Это коренная сибирская нация. Численность народонаселения — 31 тысяча. Их зимняя одежда роскошнее, чем у манси. Разговаривают на хантыйском и русском.

Они промышляют:

  • охотой;
  • рыболовством;
  • оленеводством.

Манси

Манси проживают в тундре. Они — кочевники. На 2021 год численность населения — 12 тысяч. Говорят на мансийском и русском языках.

Их занятия:

  • рыболовство;
  • оленеводство;
  • земледелие;
  • охота.

В Югре также действуют религиозные общины иудеев, кришнаитов, католиков

Зачем нужна религия

Впервые иудеи появились в Югре в XVII столетии. Наиболее ранний сохранившийся документальный факт присутствия отдельных представителей иудаизма в Сибири датируется 1735 годом.

Несмотря на формирование еврейской диаспоры, общинная ор- ганизация в Сибири не получила широкого распространения. Причиной этого была незначительная концентрация евреев мужчин в одном населенном пункте, что не позволяло образовать миньян (еврейскую религиозную общину).

Особенностью религиозной жизни евреев  на современной территоии ХМАОбыло отсутствие некоторых свойственных иудаизму традиций, в первую очередь, таких как кагалы и институт раввината.

Представители «Общества сознания Кришны». В Югре кроме православия и ислама действуют другие религиозные общины, чья численность незначительна. Фото: k-istine.ru

Стоит отметить, что здесь не столь строго соблюдались религиозные традиции — не всегда соблюдался шаббат, не совершались ритуальные омовения, многолюдные службы в еврейских молельнях проходили только по праздникам.

После революции 1917 г. произошли кардинальные изменения в религиозной жизнь еврейского населения Югры. В 1920‑е — 1930‑е гг. еврейские общины были лишены многих предметов религиозного культа, а позже и своего недвижимого имущества, включая синагоги.

Иудеи, кришнаиты, католики составляют не более 2% населения ХМАО.

В настоящее время в ХМАО развивается реформистский иудаизм. Иудейская община в автономном округе немногочисленна и насчитывает несколько сотен человек.

Кроме того, среди немногочисленных религиозных объединений Югры можно назвать католиков, кришнаитов, последователей новых религий и т.д.

Обряд воздушного погребения

Одной из древнейших похоронных традиций является воздушное погребение. Хотя слово «погребение» здесь явно не подходит, ведь тело покойного во время похорон подвешивают на специальной перекладине или оставляют на высоком помосте в особом месте. Так делают некоторые народы, придерживающиеся языческих верований, чтобы душа человека могла улететь по воздуху в иной мир для следующего воплощения.

Своих усопших хоронят таким образом не только отдельные ханты и манси, но и некоторые ненцы, нганасаны, ительмены, якуты, тувинцы, алтайцы и другие, в том числе и ирокезы Северной Америки.

Общая численность около 31 тысячи человек
. Основная масса проживает в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах
, примерно 90 процентов от всего населения. Оставшаяся часть расселена на территории Тюменской, Новосибирской и Томской областей.

Храмы для посещения

Духовник иерей Ханты-Мансийской и Сургутской епархии Павел проводит Божественные Литургии в разных храмах городов. Ознакомиться с его расписанием можно на официальном сайте — Югра Православная или в группе VK.

Епархии ХМАО насчитывают 156 церквей, храмов и молитвенных домов.

Воскресенский собор

Храм Воскресения Христова в Ханты-Мансийске возвели 25 июня 2005 г. Это кафедральный собор, посвященный воскрешению Христа.

Комплекс состоит из:

  • православного парка;
  • воскресной школы;
  • гимназии.

На территории парка находятся фонтаны, которые включают летом.

Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение»

Знаменская церковь в Ханты-Мансийске выполнена из дерева. Ее строительство длилось четыре года: с 1991—1995 гг. Ежедневно можно посетить богослужения.

В ней располагается:

  • видеотека и библиотека;
  • воскресная школа;
  • детский сад.

Покровский собор

Дата строительства храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ханты-Мансийске неизвестна. Есть упоминание о том, что Тобольский митрополит Федор строил на языческих капищах христианские храмы в 1712 г.

Храм имеет три престола:

  • главный;
  • южный;
  • северный.

Каждое воскресенье можно посетить Божественную литургию. Ее проводят в 8 утра.

Традиционный шаманизм

Каждое поселение имело своего шамана. Селяне через него общались с духами и богами.

В обязанности колдуна входило:

  • предсказание будущего;
  • целительство;
  • поддержка связи живых с мертвыми.

Также шаман, в случае беды, должен был утешить человека.

Без него могли обходиться в церемониях:

  • рождения ребенка;
  • бракосочетания;
  • погребения.

Эти обряды совершались священнослужителями или старейшинами.

Колдуна всегда приглашали:

  • на тяжелые роды — в качестве целителя;
  • на женитьбу — как хранителя;
  • на похороны — в роли опытного провожатого.

Во время жертвоприношений шаман указывал, какое животное нужно зарезать. Обычно жертвовали оленей или лошадей. Сам же колдун никого не убивал, он провожал душу зверя и молился. Обряд проводили с целью избавления от бед или болезней.

Мифология

В мифах этих народов выражено идолопоклонничество.

Несколько сказаний:

  1. В мифе о появлении Земли говорится, что вода — основа всего живого. Земля была глубоко под водой, но сверху плавал клочок торфа. На нем стоял дом, в котором проживали жена и муж. У них была водоплавающая птица — гагра. Она своим клювом доставала из воды маленькие кусочки земли и крепила их к островку.
  2. Про форму, рост и вращение Земли жене и мужу рассказывает их внук — белый ворон. Когда земля стала очень большой, ворон долго не прилетал — был на разведке. Ворон проголодался и увидел труп человека. Он съел три кусочка и перекрасился в черный цвет. Бабушка с дедушкой огорчились его поведением, и он остался таким навсегда.

Религия

До конца XVI века духовная жизнь обских угров была обособленной. Верования народов сочетали в себе ритуалы, шаманизм, поклонение духам.

Религиозные традиции ханты и манси не были однозначными. Некоторые верили в три сферы мироздания: верхнюю, где царствовал бог Торум; среднюю, где жили люди, звери и духи; и нижнюю – обиталище мертвецов и Куль Отыра – неприятеля небесного Торума. Существовала и иная, горизонтальная картина мира, когда верхний мир связывался с верховьями Оби, нижний – с низовьями реки, а средний – с землей.

Начатая в XVII столетии христианизация региона не коснулась основ религии народа, но все-таки оставила заметный след. Практически в каждой семье есть православная икона. Но лики святых сравнивают с языческими богами. Николай Чудотворец для хантов и манси олицетворяет Торума, Богородица – богиню земли Калтась-эква.

Традиции. Праздники и ритуалы

Интересен весенний праздник, связанный с прилетом серой вороны. Появление этой птицы означало начало рыболовного сезона. Если ворону замечали на макушке дерева, то это был знак «большой воды». Прилет вороны знаменует приход весны, начало нового сезона, а значит, и жизни для коренных жителей. Чтобы задобрить птиц, для них ставят стол с лакомствами. Птицы очень радуются таким щедротам хантов! Не меньших почестей удостаивается хозяин тайги – грозный медведь. После охоты на медведя, ханты, словно просят прощения у убитого животного. Едят медвежатину поздним вечером или ночью, будто провожая душу животного в темное небо. .

История хантов

Выяснение истинного происхождения народа ханты затруднено из-за отсутствия необходимых достоверных данных. У учёных имеются отрывочные сведения их дальних соседей, поэтому версии выдвигаются на основе лингвистики, археологии и фольклора.

Например хантийский язык лингвисты относят к финно-угорской группе уральской семьи, однако, где жили первые его носители, учёные также до сих пор не выяснили.

Предполагается, что предки хантов около 4 тысячелетий назад (во время потепления климата) переселились по Оби к северу, где продолжала заниматься животноводством и сельским хозяйством.

В процессе военных столкновений с ненцами, мантами, татарами и другими племенами сложились союзы хантийских племён. Во главе их стояли представители знати так называемые «княэпы». После разгрома Сибирского ханства Кучума в конце XVI века западная часть Сибири была присоединена к Московскому государству. В XVII веке началось освоение Западной Сибири русскими, которые соорудили там остроги, позднее превратившиеся в города. Переселение крестьян на эти осваиваемые земли привело к тому, что численность русского населения стала выше, чем коренного.

В начале XVII века хантов было 7859 человек, в конце XIX их насчитывалось 16 256 человек. Однако возрастание численности происходило не за счет естественного прироста, а за счет выявления новых налогоплательщиков.

В 1930 году был создан Ханты-Мансийский национальный округ. В настоящее время ханты проживают в основном в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в Томской, Свердловской и Пермской областях. По данным переписи 2002 года на территории России проживает 28 тысяч хантов.

Еда

Основным питанием хантов всегда являлось мясо диких животных и оленей. Его употребляли во всех видах. Мясо варили, запекали, вялили, солили, ели сырым. Употребляется кровь животных, которая считается очень питательной. Мясо придает силы и энергию. Рацион немного разбавляется растительными продуктами: ягодами, кедровыми орехами, корешками. После закалывания оленя его разделывали и сразу начинали есть. Это считалось деликатесным блюдом. От туши отрезают кусок, обмакивают в теплую кровь и едят. После контактов с русскими у хантов распространился обычай есть хлеб. Его готовят разными способами. Делают обычный хлеб, также его выпекают с икрой, оленьей кровью. Тесто замешивается на рыбном бульоне.

Большую часть питания составляет рыба. Ее вялят, коптят, жарят, делают строганину (свежемороженая сырая рыба, нарезаемая тонкими полосками). Деликатесное блюдо — филе из рыбы красных пород, смешанное с ягодами, заправленное рыбьим жиром. Распространенный способ заготовки на зиму — юкола. Это вялено-сушеная потрошенная тушка, мясо которой нарезают квадратами. Рыбу рядами вывешивают на солнце, где она находится несколько дней. В качестве напитков употребляется чай, оленье молоко.

 

Охотники, язычники, музыканты

Несмотря на некоторую жестокость, традиции хантов-охотников отличались разумным подходом. Запрещалось охотиться на молодых животных, беременных самок, люди не селились в тех местах, где находились жилища животных. Ханты выживали за счёт охоты и, конечно, понимали, что ради успешного будущего нужно заботиться о природе и тех ресурсах, что она даёт.

Свою первую добычу ханты жертвовали богам, в честь которых в лесах были установлены деревянные изваяния. Эти идолы считались воплощением божества, которое могло одарить человека счастьем или наказать за проступки. Не меньшей властью обладали и шаманы, посредники между людьми и духами. 

Даже с приходом православной веры ханты не отказались от своих древних верований. В своих записях русские путешественники, побывавшие в краях хантов, отмечали, что те часто совершают “варварские” обряды. 

На иконах губы святых молящиеся мазали кровью жертвенных животных, чтобы “напоить” того, к кому обращались. Также нередко имена православных святых путали с местными богами. Например, Николая Угодника ханты часто называли Нум-Торум (так звали верховное божество).

И сегодня ханты славятся своими ремёслами. Их женщины – мастерицы, которые умеют шить вещи из оленьих шкур, создавать причудливые украшения и вышивку бисером. Кроме того, ханты создали немало музыкальных инструментов. Что интересно, каждый из них символизирует какое-либо священное животное. Так, например, арфа с семью струнами – это лебедь.

Ханты – народ оленеводов

Традиции хантов могут показаться странными, причудливыми и таинственными. Многие из них живут уже много столетий, корнями уходя во времена древние и непостижимые даже для современного человека. Без сомнения, культура хантов – “изюминка” среди обычаев народов России.

[править] Источники

  1. Остяк
  2. Кулайская культура в гунно-сарматское время (II в. до н. э.—V в. н. э.)
  3. Кулайская культура в гунно-сарматское время Часть II
  4. В. А. Могильников, Формирование коренного населения Тюменского Обь-Иртышья
  5. Northwest Siberian Khanty and Mansi in the junction of West and East Eurasian gene pools as revealed by uniparental markers
  6. Genetic features of ancient West Siberian people of the Middle Ages, revealed by mitochondrial DNA haplogroup analysis
  7. Угорские княжества
  8. Казымское княжество
  9. А. Мельников, Военное дело таежных народов Западной Сибири
  10. С. 322
  11. СИБИРЬ ПЕРЕД ПРИСОЕДИНЕНИЕМ К РУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ
  12. Продвижение русских в Зауралье
  13. Перевалова Е. В., 2000. Обдорские князья Тайшины (историко-этнографический очерк)
  14. Поход Ермака Тимофеевича и его гибель
  15. Головнев А. Говорящие культуры. С. 89 — 91
  16. КОДСКОЕ КНЯЖЕСТВО Большая российская энциклопедия
  17. Обдорское княжество — Государства мира
  18. Перевалова Е. В., 2000. Обдорские князья Тайшины (историко-этнографический очерк)
  19. См.: Бахрушин, С. Остяцкие и вогульские княжества в XVI—XVII веках. — Ленинград: Из-во народов Севера, 1935
  20. ФИЛОФЕЙ ЛЕЩИНСКИЙ
  21. СИБИРСКИЕ РЕФОРМЫ 1822 ГОДА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
  22. Казымское восстание
  23. Восстания на Ямале 1934 , 1943 гг.
  24. Животноводство и земледелие хантов и мансов
  25. Хозяйство традиционное обских угров
  26. Занятия и промыслы
  27. ВИДЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХАНТЫ: РЫБОЛОВСТВО, ОХОТА И ОЛЕНЕВОДСТВО
  28. Охота и рыболовство хантов и мансов
  29. См.: Бахрушин, С. Остяцкие и вогульские княжества в XVI—XVII веках. — Ленинград: Из-во народов Севера, 1935
  30. Поселения и жилища
  31. Ханты
  32. Как и где живут ханты и манси. — Про ханты и манси.
  33. Одежда хантов
  34. Кухня ханты: суп из рыбной муки. Рецепт в инфографике
  35. Как соль попала на стол ханты и манси
  36. Животноводство и земледелие хантов и мансов
  37. Кухня ханты и манси
  38. Цит. по: Бахрушин, С. Остяцкие и вогульские княжества в XVI—XVII веках. — Ленинград: Из-во народов Севера, 1935
  39. Родственные отношения ханты
  40. Пор — Культурное наследие Югры
  41. Успенская С. С., ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ НАРОДА ХАНТЫ В ФОЛЬКЛОРЕ И ТРАДИЦИОННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ
  42. Дрянкова О. О., СЕМЬЯ У ХАНТОВ В КОНЦЕ XVIII — ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА. С. 16
  43. Бахрушин, С. Остяцкие и вогульские княжества в XVI—XVII веках. — Ленинград: Из-во народов Севера, 1935
  44. Бахрушин, С. Остяцкие и вогульские княжества в XVI—XVII веках. — Ленинград: Из-во народов Севера, 1935
  45. Сибирские князья и дружина
  46. А. Мельников, Военное дело таежных народов Западной Сибири
  47. В. М. КУЛЕМЗИН, Н. В.ЛУКИНА, Знакомьтесь: ХАНТЫ
  48. Тумран — костяной хомус народа ханты
  49. Традиционный музыкальный инструмент хантов
  50. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
  51. Хантыйский язык
  52. Тамга — Культурное наследие Югры
  53. Подробная информация о хантыйском языке
  54. Проблемы хантыйской письменности и пути ее совершенствования обсудили в Ханты-Мансийске
  55. Хантыйский язык
  56. Создание мира (мифы хантов)
  57. Небесный бог Нум-Торум
  58. Обитатели Нижнего мира
  59. Мир-суснэ-хум, Мир-шэтиви-хо
  60. Огонь и божество огня
  61. Медвежий праздник
  62. Ханты — Коренные народы Ямало-Ненецкого автономного округа
  63. Верования традиционные (ханты)
  64. Ханты и манси тоже когда-то были мусульманами
  65. ФИЛОФЕЙ ЛЕЩИНСКИЙ

Праздники и ритуалы ханты и манси

Эти народности ценят и уважают землю. Им запрещено ее травмировать любым предметом. Уграм нельзя было ходить по берегам определенных озер и рек. Когда ханты и манси проходят мимо святых мест — совершается обряд жертвоприношения. Они отдают свою пищу или отрывают кусок ткани с одежды и оставляют там.

День ворона

Отмечают праздник 7 апреля — день Благовещения. Считается, что вороны своим карканьем приносят тепло и будят природу. Эта птица покровительствует детям и женщинам.

Считается ,что эта птица радуется появлению на свет детей.

В День ворона:

  • приготавливают пищу на костре;
  • ставят стол с лакомствами около березы;
  • завязывают белые монеты в платочки и ленты, принося их в подарок духам.

Остатки пищи кидают в сторону, чтобы накормить воображаемых ворон.

Делают это, чтобы птица подарила:

  • успех;
  • теплую погоду;
  • благополучие.

На празднике в честь ворон парни выбирают себе невест.

День охотника, рыбака и оленевода

Торжество проводят в конце марта. Именно тогда заканчивается промысел и охотничий сезон.

В праздничный день организуют:

  • спортивные турниры;
  • гонки на оленях, снегоходах;
  • прыжки через сани.

Победители получают призы.

Духи

Издревле народы почитали духов. Одни из них помогали, а другие – вредили человеку. Для борьбы с силами зла совершались обряды и строго соблюдались правила и запреты. Место вокруг костра считалось священным. Туда нельзя было бросать мусор, втыкать нож или другое орудие.

Обряды и традиции ханты и манси неразделимо связаны с охотой и рыболовством. Перед тем, как отправиться на промысел, они не забывали «задабривали» духов хлебом или мясом. А после охоты хозяину леса оставляли часть трофея.

Охотники проводили церемонии с черепами и шкурами зверей, чтобы убитые животные как можно быстрее возродились.

Ханты и манси верили в существование духов-защитников. Считалось, что связь с покровителем устанавливается во время ритуала вскоре после рождения ребенка.

Народы не сомневались, что после смерти человек становится духом, которому живые обязаны делать подношения.

Празднуют убийство медведя

Многие народы Сибири считают медведя своим предком, в том числе ханты и манси. Но религиозное поклонение не мешает им убивать это животное, снимать с него шкуру и есть мясо. Напротив, каждый добытый таежными охотниками «хозяин тайги» – это повод устроить праздник всем жителям поселения. Причем, если жертвой стала медведица, то всеобщее веселье длится 4 дня, а убийство медведя отмечают на сутки дольше.

Обрядовыми действиями сопровождается разделка туши животного. С него снимают шкуру торжественно, при большом скоплении народа. Голову кладут между передних лап, их оставляют нетронутыми. На нос и глаза убитого самца помещают серебряные монеты, а на пасть надевают намордник, изготовленный из бересты. Самку украшают по-другому: на голову накидывают женский платок, а вокруг укладывают бусы из бисера.

Если учесть, что в каждой местной семье есть медвежья шкура, и даже не одна, то можно предположить, что охота на «хозяев тайги» в Западной Сибири велась регулярно. На празднике люди не только угощаются свежей медвежатиной и другими блюдами национальной кухни, они поют обрядовые песни, танцуют, устраивают шуточные представления. Причем, в качестве артистов выступают исключительно мужчины, которые исполняют женские роли, переодевшись в одежду своих родственниц.

Медвежий праздник – это альтернативная реальность, своеобразное зазеркалье, где мир духов переплетается с явью.

История

Популярная версия происхождения хантов говорит о смешении коренных угорских племен с древними уральскими народами. О присутствии людей на территории нынешнего ЯМАО рассказывает Усть-Полуйская культура, остатки которой обнаружены на полуострове Ямал. Ее появление датируется 4 веком до нашей эры. Древние племена занимались животноводством, у них было развито сельское хозяйство. Уже в то время у них имелись орудия труда из кости, камня, железа, а также бронзовые украшения. Древние племена расселялись по берегам Оби в обоих направлениях. Предки северных хантов подверглись влиянию ненецких оленеводов, частично ассимилировавшись с ними. На этногенез восточных, южных хантов повлияли тюркские племена.

После падения Сибирского ханства западная Сибирь вошла в состав Московского княжества. Затем эти земли стали осваивать русские, активно переселяясь туда (17 век). Они ассимилировались с местными жителями, их число быстро росло. Интересно, что с 17 века численность хантов имела тенденцию к повышению. Тогда их насчитывалось около 8 000 человек, в 18 веке — 16 000, столетие спустя — 23 000. Начало 20 века стало печальным периодом в жизни народа. Русские сильно притесняли хантов, забирали пушнину, мясо, рыбу. Всеобщая коллективизация привела к стиранию культуры, повсеместно разрушались священные места, шаманов уничтожали. Ханты поднимали восстания, из-за чего начались репрессии. В последующие годы началась разработка нефтяных месторождений, что нанесло сильный урон экологии.

Ханты-Мансийск

История

Предки хантов проникли с юга в низовья Оби и заселили территории современных Ханты-мансийского и южные районы Ямало-ненецкого автономных округов, а с конца I тысячелетия на основе смешения аборигенов и пришлых угорских племён начался этногенез хантов (усть-полуйская культура).

Ханты называли себя больше по рекам, например Kondikhou ï = «люди Конды», As-jah = «народ Оби» и из последнего, возможно, произошло русское наименование хантов — остяки, хотя по мнению других исследователей русские могли заимствовать слово «остяк» из татарского «уштяк» = варвар.

Самоеды (общее название ненцев, энцев, нганасан, селькупов и ныне исчезнувших саянских самодийцев в дореволюционной России) называли хантов яран или ярган(слово, близкое к иртышско-хантскому яра — «чужой»).

Традиционные промыслы — рыболовство, охота и оленеводство. Традиционная религия — шаманизм и православие (с XVI века).Относятся к уральской расе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector