Кунсткамера

Список самых интересных экспонатов Кунсткамеры

Все знают, что в музее находятся заспиртованные уродцы, но даже на их фоне есть удивительные и неповторимые экземпляры. Зачастую они интересны не только своей внешней особенностью, но и историей, которую хранят уже века. К сожалению, сейчас не все экспонаты доступны для глаз посетителей.

Голова Марии Гамильтон в Кунсткамере

Девушка была фрейлиной Екатерины и любовницей Петра I. Но, роман продлился недолго и царь быстро остыл и заменил ее другими девушками. Мария всеми силами пыталась вернуть его расположение и, чтобы вызвать ревность стала любовницей денщика Ивана Орлова. Она была трижды от него беременна, но дети не увидели жизни. Две беременностей она прервала с помощью таблеток, а третьего младенца задушила.

Петр I узнав о таких делах своей бывшей пассии, приказал ее казнить, а отрубленную голову заспиртовать и поместить в Кунсткамеру, где она была экспонатом на протяжении 50 лет. Сейчас увидеть ее невозможно, голова Марии Гамильтон была захоронена.

Голова Монса

Голова любовника Екатерины I появилась в музеи, после того как император узнал об интрижке жены на стороне. Хранилась она в одном месте с головой Гамильтон. По легендам говорится, что изначально голова была поставлена в спальню Екатерины, в наказание за измену. Спустя несколько дней, она бросилась на колени к мужу и простояла так 3 часа, вымолив тем самым прощение.

В 80-е годы была попытка отыскать голову Монса, но она не увенчалась успехом. Есть версия, что по приказу Екатерины II она была захоронена в земле.

Глобус в Кунсткамере

В 1650-1664 годы в Готторпском замке ученый Адам Олеариус создал гигантский глобус, его диаметр составлял 3,11 метра. Внутри располагался планетарий. Петр I о необычном устройстве узнал в 1713 году и загорелся идеей заполучить его в свою коллекцию диковинок.

Доставка заняла 3 года, к сожалению, оригинал сильно пострадал во время пожара. Русским умельцам удалось его полностью восстановить и сейчас он находится на 5-ом этаже Кунсткамеры.

Череп Хаджи Мурата

В Кунсткамере располагается еще одна необычная голова. Хажи Мурат главный герой романа Льва Толстого, существовал на самом деле. И его череп находится в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого, в Санкт-Петербурге. Хаджи-Мурат участвовал в войне на стороне России против имама Шамиля — преемника Гамзата.

Тело Мурата было похоронено в селении Тaнгыт в Гахском районе (Азeрбайджaн), а голова была отрезана «неизвестным». Ее, как свидетельство смерти Мурaта, отослали сначала в Буйнакск, где располагался штаб Кавказской армии России, а затем, заспиртовав, отправили в Тифлис, где показывали, как диковинку, в анатомическом театре.

Затем голову отвезли в Санкт-Петербург, где ее с интересом осмотрел император Николай I, а затем её сохранностью занялся  Н. И. Пирогов. Затем следы останков терялись, пока в 1959 году его череп случайно не нашли работники Военно-медицинской академии. В этом же году череп был передан в Музей антропологии и этнографии, где его как «экспонат №119» выставляли в экспозиции.

В 2001 году  останки Хаджи Мурата были убраны из экспозиции музея в запасники. Сейчас ведется разговор о захоронении головы и останков тела в одной могиле.

Скелет великана

В апреле 1717 года во время посещения Франции Петр I увидел человека, рост которого его поразил. Царь уговорил француза приехать в Петербург и сделал его своим выездным лакеем. Ростом француз был 227 см. В 1724 году Николай Буржуа умер, и его скелет был передан в Кунсткамеру.

После смерти Буржуа был изготовлен манекен, имитирующие его фигуру и обтянутый его же кожей. Правда, череп пришлось взять у другого человека. Подлинный сгорел во время пожара в 1747 году.

Флейта из человеческой кости

В древности монгольские шаманы изготавливали музыкальные инструменты из бедренных костей человека. Использовались они для вызова духов. Материал, из которого был изготовлен инструмент, служил своего рода жертвоприношением. Рассказывают даже, что для этого шаман использовал собственную бедренную кость. И если ему удавалось сделать такую флейту, это поднимало его на очень высокий уровень. При этом просто играть на флейте, вне магических ритуалов, было строго запрещено. Сегодня такая флейта хранится среди музейных экспонатов. Если кто-то попытается использовать ее, по назначению или нет, то, скорее всего, человека не ждет ничего хорошего.

кунсткамера в Петербурге экспонаты

В настоящее время внешний вид Кунсткамеры лишь частично сохранил роскошь первоначального стиля барокко, но ее экспозиции все также вызывают интерес своим разнообразием. В залах музея можно найти экспонаты, относящиеся к культуре и быту Японии, Африки, Китая и Монголии, Индии и Индонезии. Отдельный интерес вызывает анатомический отдел, в котором можно увидеть двухголового ягненка, сиамских близнецов и множество других редкостей и аномалий животных и человека, которые неподготовленного зрителя могут повергнуть в шок.

https://youtube.com/watch?v=Nz_J-MrpRrA

Если верить одной из самых распространенных, которую поддерживают и сами сотрудники музея, на месте его будущего расположения Петр Первый увидел сосну с аномальным отростком в форме ручки от кружки, отходившим от основного ствола. Срез ствола дерева с этим отростком и по сей день хранится в Кунсткамере, что придает легенде еще большую правдивость.
Популярной является также легенда о голове великана. У выставленного в музее скелета Николя Буржуа, человека, который при жизни обладал гигантским ростом, равным 226,7 см, после пожара 1747 года пропал череп. После чего множество очевидцев заявляли, что видели, как безголовый скелет огромного роста ходит по залам музея и упорно что-то ищет.
Существует и легенда с часами. Она имеет прямое отношение к одному из экспонатов Кунсткамеры – часам с циферблатом из красного дерева, удивительно красивым, но их механизм так никто и не смог починить. Однако сотрудники музея не раз замечали, что иногда стрелки часов начинают двигаться в обратном направлении и всегда доходят до одной и той же отметки – 9 часов 45 минут. Как правило, после этого загадочного явления один из сотрудников Кунсткамеры умирал.

Как появились идолы во дворике Кунсткамеры

Как же попали индейские боги в этот укромный уголок? По одной из легенд каменные статуи привезли из экспедиции по Центральной Америке в конце 19 века. Тогда во время шторма большая часть трофеев была утеряна, но несколько идолов удалось спасти и привезти в Санкт-Петербург. Но дирекция музея отказалась установить их в залах и поэтому их поставили на улице. Из-за своего мистического могущества статуи остались целыми и невредимыми во время революционных потрясений и блокады.

Опровергли все эти мифы сотрудники Музея антропологии и этнографии. Оказывается, во время своего путешествия по Южной Америке знаменитый путешественник Степпель снял гипсовые слепки с древних скульптур в долине Сан-Августин. Там, по всей ее территории разбросано несколько сотен каменных изваяний и некоторые имеют высоту до пяти метров. Эти индейские боги охраняли гробницы вождей, находящиеся под землей. По снятым слепкам в 1913 году в Германии были изготовлены скульптуры богов и затем их привезли в Петербург. Настоящие же каменные идолы все еще стоят в долине Сан-Августин в Южной Колумбии и созданы они были действительно в древности — в первом тысячелетии нашей эры.

Сотрудники музея поместили привезенные скульптуры в сарай, поскольку это были не оригиналы, а только копии древних идолов. Там они и пролежали до середины 60-х годов, когда их выставили во двор на всеобщее обозрение. Переносить в другое место тяжеленные скульптуры пока не собираются.

А каменные идолы все же обладают магическими свойствами. Рядом с ними посетители не мусорят, да и вандалы побаиваются их грозных пронзительных взглядов — мало ли что, а вдруг индейские боги накажут их?

Многие туристы, гуляющие по Университетской набережной, даже не предполагают, что рядом есть дворик Кунсткамеры, где находятся необычные каменные скульптуры. Кто же посетил это загадочное место, чаще всего думают, что скульптуры эти древние и не подозревают, что это всего лишь их копии.

Время работы кунсткамеры в СПб

  • ПН — выходной;
  • ВТ-ВС с 10 утра до 6 вечера.

Последний вторник каждого месяца — санитарный день.

Приобрести билет можно в кассе, которая работает до 17:00 или же купить онлайн на официальном сайте. В этом случае вам не придется стоять в очереди. Стоимость для граждан России — 300 рублей. Также сюда можно взять экскурсию на Tripster.

Часто родители задают вопрос — «Со скольких лет можно посещать Кунсткамеру?». Официально ограничений нет, пускают даже дошкольников. Помню меня в детстве водили в этот музей, не скажу, что было противно, мерзко или страшно.

Скорее всего, могу описать свои чувства как скука. Разглядывание причудливых экспонатов быстро надоедает ребенку. Дети начинают бегать, прыгать, плакать и ныть, что давайте побыстрее пойдем в другое место, в свое время я так «испортила» родителям посещение музея. По достоинству оценить Кунсткамеру смогла только после 18 лет.

Если собираетесь пойти с ребенком, то советую взять экскурсии, предназначенные для детей.

Неординарный музей современности

В 1747 году здание Кунсткамеры охватил пожар. Среди затронутых пламенем предметов — немалое число книг и вся этнографическая коллекция — пострадали и анатомические препараты. И только к 1766 году после продолжительно ремонта и восстановления уничтоженных коллекций Кунсткамера вновь открыла свои двери посетителям. А в 1903 — в год 200-летия со дня основания Санкт-Петербурга — Кунсткамере дали новое имя, которое она носит и по сей день — «Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого».

Сейчас анатомический кабинет представляет огромный научный интерес для студентов-медиков, а также является популярным местом у любителей «необычных» музеев и адреналинщиков. И, правда, картинные галереи можно найти практически в любом туристическом городе — их столько, что невозможно сосчитать! А сколько вы знаете музеев с анатомическими препаратами?

Вот уже почти 300 лет в Санкт-Петербурге хранится одна из величайших коллекций наших дней, которая насчитывает 915 предметов и размещается в одном из залов второго этажа в здании на Университетской набережной. Экспонаты здесь хранятся под двойной «броней» — колбы с заспиртованными «образцами» защищают толстые стекла огромных шкафов, в которых тесными рядами выставлены диковины. Помимо коллекций раковин и морских моллюсков наиболее интересными представляются склянки с аномальными младенцами или их частями. И как ни ужасно это звучит, но это действительно интересно! Здесь есть и зародыши, и уже родившиеся умерщвленные детки с различными пороками — сращенными глазами (циклопия); отсутствующими или недоразвитыми конечностями (амелия); с хвостом, как у русалки (сиреномелия) и другими.

Противоречивые чувства вызывает это «кладбище монстров» — и отвращение и любознательность одновременно. Но если вы все же сможете перебороть первое, то, поверьте мне, второе окупиться вдвойне. После такого «незабываемого» экскурса в «практику» аномалий приходит опустошение, а все мысли куда-то разом исчезают — да и о чем могут быть эти мысли? Здесь не о чем думать. И самое главное — не следует забивать свою голову глупостями. Кунсткамеру посетили? Поставим очередную галочку в свой список «неординарных» музеев мира и на этом закончим.

«Бесовское скопище»

Учреждена была Кунсткамера Петром I более 300 лет назад, 31 января 1714 года. В основу коллекции «кунштов» (редкостей), легла экспозиция по анатомии и эмбриологии, выкупленная некогда первым российским императором у голландского профессора-бальзамировщика Фредерика Рюйша. Она представляла собой емкости с заспиртованными образцами биологических и анатомических отклонений. В частности, это были эмбрионы и младенцы, появившиеся на свет с различными патологиями. Также царь обещал денежное вознаграждение тем, кто сможет принести интересные экспонаты для коллекции.

Первоначально экспозиция была выставлена в Зеленом кабинете Летнего сада, куда Петр перевез экспонаты из Аптекарской канцелярии в Москве. В 1718 году коллекция переехала в Кикины палаты на Васильевском острове. Прежний владелец их, вельможа Александр Кикин, был казнен за причастность к делу опального цесаревича Алексея.

Поговаривали, что царь устроил в музее «бесовское скопище», и на каждом экспонате стоит печать Антихриста. Мол, в Кунсткамере есть предметы, которые не держат свою тень. Как только свет на них попадет – тень отделяется и начинает самостоятельно двигаться туда-сюда…

В первые годы существования музея народ боялся туда ходить. Тогда Петр велел сделать вход бесплатным и угощать каждого посетителя штофом водки или вина, а непьющим подносить кофе.

Кунсткамера размещалась в Кикиных палатах вплоть до 1728 года. Новое, отдельное здание для нее выстроили лишь к 1734 году, когда Петра I уже не было в живых.

5 декабря 1747 года в помещении Кунсткамеры случился пожар. Причиной вроде бы стало неисправное отопительное оборудование. Полностью сгорела деревянная башня у западного крыла галереи, в котором располагалась обсерватория. Так, от знаменитого Готторпского глобуса сохранились только дверца и металлический остов. Было также уничтожено несколько шкафов с этнографическими коллекциями. Опасаясь, что огонь перекинется на все здание, служители выбросили часть документов, книг и экспонатов на улицу, и их растащили прохожие. Оставшиеся экспонаты перевезли в находившиеся неподалеку дома Демидова и Строганова. Лишь в конце 1766 года здание удалось отремонтировать и экспозиция вернулась на свое законное место. А башня была восстановлена заново только через 200 лет с момента пожара…

Кстати, во всех этих неприятностях винили как раз потусторонние силы, якобы обитающие в экспонатах Кунсткамеры. Говорили, что в особой кладовой за черной дверью хранятся магические артефакты, которые являются опасными для людей. Вот некоторые легенды.

История создания

Идея создать Кунсткамеру пришла Петру I на закате XVII века, когда он посещал Голландию и Англию. Там он увидел кабинеты редкостей, которыми очень восхищался. Интересны были не только предметы культуры, искусства и быта, но и анатомия – наука тогда новая, а для России и вовсе неизведанная.

Под впечатлением своего путешествия Петр I по возвращении на родину начал обустраивать свой кабинет редкостей. Он был перенесен в Петербург одновременно с присвоением ему столичного статуса. Поместили коллекцию в людские палаты (Летний дворец). Именно тогда появилось название Кунсткамера, что в переводе с немецкого буквально означает «комната искусств». Произошло это в 1714 году – эта дата официально считается годом основанием музея.

Петр I повторно посетил Голландию и оказался в музее Альберта Себа, с которым уже вел переписку о покупке его коллекции. Куплена она была полностью и перевезена в Кунсткамеру.

В дальнейшем коллекция регулярно пополнялась, поэтому потребовалось помещение больших размеров. Построить его решили на стрелке Васильевского острова. На время собрание переместили в Кикины палаты – бывший дом боярина Кикина, который провинился перед царем.

Возведение современного здания Кунсткамеры заняло 16 лет (1718-1734 годы). Музей разместили в его восточном крыльце, среднюю часть отвели под Анатомический театр, башню для Готторпского глобуса и обсерватории. Западную часть здания заняла Академия наук, где работал Ломоносов.

Трагическим для Кунсткамеры был декабрь 1747 года, когда из-за пожара была уничтожена башня здания и Готторпский глобус – позже его восстановили.


Реконструкция башни здания

К 30-м годам XIX века коллекция Кунсткамеры значительно возросла, поэтому приняли решение о создании нескольких музеев – Зоологического, Ботанического, Этнографического, Минералогического.

История


Главный фасад Кунсткамеры 1740 года


Здание Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). Вид с Дворцового моста.


Кунсткамера вечером. Вид с Адмиралтейской набережной. Пётр I во время «великого посольства» в 1697—1698 годах осматривал крупные преуспевающие города Голландии и Англии. Увидел и заморские кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. На страницах дневника, который приказал вести Пётр, часто мелькает восклицание «зело дивно!». Есть запись и о новейшей науке анатомии: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, — сердце человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, — как нитки…

». Петра очень заинтересовали подобные новшества и царь, не скупясь, закупал целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости. Эти предметы и легли в основу «государева Кабинета», а потом и Петровской Кунсткамеры, первого российского естественнонаучного музея.

Вернувшись в Россию, Пётр занялся обустройством русского «кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев Кабинет». Вся коллекция была размещена в Людских палатах при Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий манер Кунсткамерой, то есть «кабинетом редкостей». Событие это произошло в 1714 году и стало считаться датой основания музея.

Во время своего второго посещения Голландии в 1715—1717 годах Петр посетил музей Альберта Себа. К этому времени у Себа возникла мысль продать своё собрание русскому царю, о чём он уже вел с ним переписку. Личный осмотр кабинета Себа Петром I, по-видимому, окончательно решил дело, и всё собрание было куплено и перевезено в Петербург для «Кунсткамеры».

Коллекция всё время разрасталась, и было решено построить специальное здание на стрелке Васильевского острова — «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры

». А на время постройки здания переместить собрание в дом боярина Кикина, так называемые «Кикины палаты» (ныне Ставропольская ул., дом 9).

Ныне существующее здание возводилось с 1718 по 1734 годы. Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический театр, в башне — Готторпский глобус (с 1754 года — Большой академический) и обсерватория, в западной — учреждения Академии наук. Здесь работал М. В. Ломоносов.

5 декабря 1747 года во время нахождения библиотеки в здании кунсткамеры произошел пожар, уничтоживший Готторпский глобус и башню здания.

В 1777—1779 годах интерьеры были украшены 4 скульптурными аллегорическими группами, бюстами и медальонами выдающихся учёных (скульптор М. П. Павлов), в 1819—1825 — росписями (художник Ф. Рихтер). Ввиду обилия материалов в 1830-х годах Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический.

Кунсткамера на ВВЦ (закрыта)

В прошлом году ездили в Питер, побывали в знаменитой кунсткамере Петра I, посмотрели на заспиртованных уродцев, хотя на самом деле для них отведен только один из нескольких залов музея. Остальные рассказывают про культуру различных народов мира…

Недавно случайно узнал, что и в Москве тоже открылась кунсткамера. Находится на ВВЦ в павильоне №2. Громкое название фактически подразумевает под собой небольшой зал, где за 300 руб. (цена билета) вы сможете посмотреть на 3D фотографии заспиртованных уродцев, сделанные, видимо, в питерской кунсткамере, а также на восковые фигуры людей с различными физическими отклонениями.

Перейдем к тому, что можно там увидеть. Положа руку на сердце, могу сказать, что некоторые моменты были интересными, но выставка очень маленькая, обойти всё и прочитать все описания можно минут за 10, поэтому и интересного, соответственно, не много. Возможно, чтобы удержать посетителей там крутят ещё и видеосюжет про курение, в котором рассказывается не только о его вреде здоровью, но и о том, что на самом деле находится в продаваемых сигаретах, и как на их продаже компании-производители зарабатывают свои миллионы. Но, эти ролики наверное могут и меняться, и в следующий раз показывать там будут что-нибудь другое.

Машина для казни

Тюрьма на острове Санто-Стефано. Здесь, среди заключенных, в годы фашистского режима побывали будущий президент Италии Алессандро Пертини, писатель Джорджо Амендола, журналист Лелио Бассо, политик Альтиеро Спинелли, коммунист Умберто Террачини. Не совсем ясно только, при чем тут кунсткамера.

Алая чума.

Трехногий человек — Георг Липперт. Его третья нога была полностью сформирована, но, тем не менее, была неработоспособна. По словам самого Липперта некогда она могла действовать, как обычная конечность, но из-за перелома пришла в негодность. Липперт выступал в цирке, где получил титул «Единственного Человека с Тремя Ногами на Земле». Но в 1898 г. из Италии приехал Франческо Лентини и титул был утрачен. У Франческо третья нога была вполне рабочей, и он мог даже играть ею в футбол.

Волосатый человек – Федор Махнов. Всё его тело было покрыто густыми волосами, кроме ладоней и ступней. Работал на почтовом дворе в Сибири. В сильные морозы ходил в одной рубахе. Так его видно при созданном в кунсткамере освещении.

А это – его реальный вид.

Женщина свинья. Это единственная зафиксированная подобная аномалия. Родилась обычным ребенком. В 14 лет началось сращивание верхней губы с переносицей. К 25 годам сформировался свиной пятачок. Была дочерью священника, очень набожной. Прожила 94 года, была замужем и родила двоих детей.

Двуликий Янус. 19 век. Немецкий музыкант. На затылке имел подобие второго лица. Тщательно его скрывал до 20 лет. В музыке успехов не имел и решил использовать этот свой недостаток. После этого его карьера пошла вверх, многие хотели увидеть музыканта с двумя лицами

И даже не важно, как он играл

Двухголовый охотник. Этот человек был взят в плен войсками императора Леопольда I во время войны с Турцией. Был очень метким стрелком из лука. Каждая его голова могла разговаривать отдельно и во время допроса они перешептывались. Долгое время в документах того допроса была путаница, т.к. было непонятно, сколько человек они допрашивали.

Разновидность сиамских близнецов, второе туловище росло из грудной клетки первого. Был мушкетером у Людовика XIII. Но фактически – это был мушкетер-шут. Ни о какой военной службе речи быть не могло. Он носил плащ мушкетера и забавлял придворных.

Голова-паразит. 20 век, Мексика. Долгое время стеснялся своего уродства, заказывал шляпы с высоким верхом. Однажды, сняв шляпу, увидел, что люди стали глазеть на него и давать деньги. После этого случая стал зарабатывать себе на жизнь, показывая голову-паразит, которая не видела, не говорила, но строила смешные гримасы. Благодаря этой голове – заработал состояние.

Четырехглазый. В 1854 г. некий Джонни Стокер из Кливленда имел две пары карих глаз, расположенных друг над другом. По отзывам современников «он мог закрывать любой глаз отдельно друг от других, мог вращать каждым глазом в отдельности, что представляло собой наиболее отталкивающее зрелище». Джонни не только не комплексовал по поводу своего лица, а даже был рад этому. Пользуясь своей способностью вращать и выкатывать глаза, любил пугать людей. При этом он распевал неприличные песни неприятным скрипучим голосом.

Ещё несколько фотографий из кунсткамеры на ВВЦ:

Готторпский глобусЕще одна работа гения-инженера

Один из самых знаменитых экспонатов Кунсткамеры за авторством небезызвестного Адама Олеария. Шар диаметром около 3 м, снаружи которого нарисована карта Земли, а внутри — небо и звезды, в свое время был самым большим глобусом в мире.

Готторпский глобус, названный так в честь епископа-администратора Готторпского герцогства Кристиана Августа, был передан в 1713 году Петру Великому в виде дипломатического подарка. Шар, переживший пожар, блокаду и реставрацию, находится на четвертом этаже Кунсткамеры.

Нынешняя коллекция петровского музея полна самых разнообразных и удивительных вещей, которые следует увидеть. За более чем 300 лет работы Кунсткамера превратилась из собрания диковинок в масштабную коллекцию самых интересных предметов человеческой культуры, со своими легендами и преданиями. И заспиртованными мутантами, разумеется.

Тех, кому не хватает интерактива и хочется посетить петровскую коллекцию, наверняка увлечет . Осторожнее: можно залипнуть и пропасть на весь рабочий день!

Статуя ракшаса

Ракшасами в индуизме и буддизме называют злых демонов. Однако их изображения могут защищать от темных потусторонних сил. Для этого их устанавливают у дверей жилища или храма. Высота скульптуры может составлять от полутора до шести метров.

Высота статуи ракшаса у входа в Кунсткамеру – более 3 метров. Изготовлена она была в XIX столетии на Шри-Ланке и представляет собой деревянную фигуру с лицом, похожим на звериное. Лицо и конечности демона окрашены темным цветом, на руках и ногах – длинные когти. В правой руке ракшас держит деревянный меч, в левой – человеческую голову… В 1905 году экспонат передали в подарок музею сотрудники Русского географического общества.

Говорят, что функция скульптуры ракшаса – оберегать Кунсткамеру от злых духов, которые могут вселиться в экспонаты. Недавно ее отправили на реставрацию.

Знаменитые сотрудники

См. также: Категория:Сотрудники Музея антропологии и этнографии РАН

  • Альберт Кашфуллович Байбурин
  • Василий Владимирович Бартольд
  • Юрий Евгеньевич Берёзкин
  • Надежда Петровна Дыренкова
  • Рудольф Фердинандович Итс
  • Юрий Валентинович Кнорозов
  • Георгий Яковлевич Кер
  • Михаил Васильевич Ломоносов
  • Людмила Александровна Мерварт
  • Леонид Павлович Потапов
  • Василий Васильевич Радлов
  • Рахмат Рахимович Рахимов
  • Елена Владимировна Ревуненкова
  • Ефим Анатольевич Резван
  • Вера Дмитриевна Семёнова-Тян-Шанская
  • Василий Васильевич Струве
  • Чунер Михайлович Таксами
  • Кирилл Васильевич Чистов
  • Лев Яковлевич Штернберг

Большой Готторпский глобус

В Кунсткамере Санкт-Петербурга можно созерцать в недавнем прошлом самый большой глобус-планетарий диаметром 3,1 метра. Он называется Большой Готторпский глобус (академический). Сегодня это копия экспоната, так как оригинал сгорел в пожаре 1747 года. В своё время глобус был подарен Петру I голштинским герцогом Карлом-Фридрихом. Внутри экспоната имеется радиальная скамья и круглый стол, вмещающие 12 человек.

Снаружи глобус обладает картой земного шара. А внутри сфера представляет собой астрономическую карту звёздного неба. Вращаясь внутри глобуса посредством специального механизма, можно лицезреть движения небесных тел Солнечной системы. В XXI веке это единственный из уцелевших глобусов-планетариев в мире.

Рис.2 Большой Готторпский глобус

Как добраться до Кунсткамеры

Знаменитая петровская Кунсткамера находится на восточном краю Васильевского острова, неподалеку от Дворцового моста. Это исторические места Северной столицы, где все туристы стремятся побывать в первую очередь, поэтому прогулку по музею легко совместить с осмотром других достопримечательностей.

Ближайшие станции метро: Василеостровская (расстояние около 2 км), Адмиралтейская (расстояние 1,2 км. через мост).

Точный адрес: Университетская наб., 3, Санкт-Петербург, Россия, 199034.

Как добраться от Московского вокзала:

  • Вариант 1

    Автобус:от площади Восстания рядом с вокзалом ехать маршрутом № 7 или №24 до Университетской набережной (9 минут).

    Пешком:пройти 100 м.

  • Вариант 2

    Пешком:пройти 500 м. до станции метро Маяковская.

    Метро:от ст. Маяковская ехать до ст. Василеостровская 6 минут.

    Пешком:пройти 2 км.

  • Вариант 3

    Пешком:пройти около 4 км. через Невский проспект и Дворцовый мост.

Как добраться от Эрмитажа:

Как добраться до Кунсткамеры

  • Располагается по адресу: Университетская набережная, 3.
  • С Васильевского острова можно добраться на автобусах 24 и 47.
  • Рядом также располагается станция метро Адмиралтейская, за 20 минут вы можете дойти пешком до музея или воспользоваться автобусами ( 7, 24, 191) и троллейбусами (1, 7, 10, 11,).
  • Путь от метро «Спортивная» займет пешком 15-20 минут, если вы находитесь на Васильевском острове, впрочем, пройти Тучков мост не займет много времени. От данной станции идет автобус 191, 10 и троллейбус № 1.
  • От метро Невский проспект до Кунсткамеры можно доехать на автобусе (24, 7, 3М) или троллейбусе (1, 10, 11).

Если после посещения музея хотите еще погулять, то рядом находится Петропавловская крепость, пешком можно дойти за 20 минут. Необходимо свернуть на Стрелку Васильевского острова, пройти по Биржевому мосту, а затем по Мытнинской набережной.

Многие туристы приезжают в Петербург и сразу идут смотреть достопримечательности и музеи города. Если вы приехали на Московский вокзал и сразу же хотите посетить Кунсткамеру, то воспользуйтесь автобусом №7 или №24. Этот же маршрут можно использовать и от площади «Восстания».

Телефон: 8 (812) 328-1412.

К сожалению, музей не оснащен лифтом, пандусами и подъемниками.

Скелет Николя Буржуа

Петр I привозил из своих странствий не только редкие вещи, но и необычных людей. Царь встретил Николя Буржуа во время одного из путешествий. Рост француза был 226.7 сантиметров, благодаря чему он и приглянулся царю. Петр I сразу же нанял гиганта к себе на службу в качестве лакея. В России Николя вызвал большой интерес у граждан и придворных. Проработав семь лет, Буржуа скончался от апоплексического удара.

Петр I решил отдать тело такого необычного человека в Кунсткамеру и оставить в качестве экспоната. Скелет Николя Буржуа по сей день находится в музее, и вокруг него крутится множество жутких историй. Например, при пожаре 1747 года голова скелета исчезла, после чего работники Кунсткамеры много раз отмечали, что дух француза бродит по музею в поисках своей головы и пугает людей. Однако один из сотрудников поставил вместо утерянного черепа другой и паранормальные явления прекратились.

Флейта из человеческой кости

В древности монгольские шаманы изготавливали музыкальные инструменты из бедренных костей человека. Использовались они для вызова духов. Материал, из которого был изготовлен инструмент, служил своего рода жертвоприношением. Рассказывают даже, что для этого шаман использовал собственную бедренную кость. И если ему удавалось сделать такую флейту, это поднимало его на очень высокий уровень. При этом просто играть на флейте, вне магических ритуалов, было строго запрещено. Сегодня такая флейта хранится среди музейных экспонатов. Если кто-то попытается использовать ее, по назначению или нет, то, скорее всего, человека не ждет ничего хорошего.

Направления работ Кунсткамеры

Сейчас в залах музея находится более миллиона образцов, расположенных, в различных тематических залах. За период существования Кунсткамеры созданы многие музеи, в которые перемещены отдельные экспонаты.

Благодаря идеям Петра, родились Минералогический музей, Зоологический музей, Ботанический и Азиатский музеи. Основными предложениями посетителям являются невероятные уродства, человеческие мутации, созданные природой, экспонаты, рассказывающие об историческом прошлом разных народов планеты.

На пятом этаже находится уникальный экспонат, называемый Глобус. Диаметр в 3,11 м, позволил создать в нём первый планетарий ещё 300 лет назад. Сгоревший во время пожара первый вариант глобуса полностью восстановлен.

Залы:

  1. Анатомический театр. В шкафах расположены препараты, полученные в результате работы учёных.
  2. Зал с анатомической коллекцией Рюйша. В шкафах хранились препараты органов человека. Между ними стояли скелеты.
  3. Залы с минералами, привезёнными с провинций России. Гербарии Г. Стеллера, Рюша, созданные по системе Турнефора, коллекции И. Гмелина, семена лекарственных трав.
  4. В четырёх отделениях под названием «Кабинет Петра» хранились его личные вещи. Это одежда, шпага, книги, станки, на которых он работал, знаменитая фигура царя, сделанная из воска. Кстати, многочисленные восковые фигуры размещены на галереях.

Все залы музея построены по анфиладному типу, позволяющему легко перейти из одного в другой.

Кунсткамера в Санкт-Петербурге, потребовала изменений методов обучения, введения современных способов. С этой целью проводятся многочисленные тематические экскурсии:

  • «Мифы звёздного неба»
  • «От астрологии к астрономии»
  • «В гости к Готторпскому глобусу»
  • «Первобытное общество глазами этнографа»

Мультимедийный гид, сенсорные киоски, современные экраны для просмотра программ, тематические игры представляют интерес детям разных возрастов. Самых маленьких сопровождает по петербургской кунсткамере весёлый, добрый Глоболок.

Будущее развитие по проекту «Кунсткамера  III тысячелетия: от базы знаний к диалогу знаний», создание виртуального музея удалённого доступа к фондам музея, обеспечение возможности он-лайн общения с сотрудниками, продолжит великое дело Петра I современными методами получения образования в России.

В музее представлено большое количество экспонатов с генными мутациями. Многие бояться идти в музей, поскольку думают, что младенцев умерщвляли специально. На самом деле, такие отклонения несовместимы с жизнью и ребеночек уже рождался мертвым. Также на фоне современной жизни была очень слаба развита медицина, многие рождались недоношенными и в то время еще не могли помочь таким деткам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector