Национальность аварцы: описание, особенности и история

Религия

Верующие аварцы — премущественно -сунниты шафиитского толка. Однако, как известно из многочисленных источников, аварское государство (VI-XIII вв.) было преимущественно христианским (). В горах Аварии до сих пор сохранились развалины христианских и . Наиболее известной христианской достопримечательностью является храм в селе Датуна (Шамильский район), возведённый в в. Вблизи сёл Урада, Тидиб, Хунзах, Галла, Тинди, Кванада, Ругуджа и др. археологами обнаружены типично христианские могильники VIII-X вв. Начав в середине в. первые шаги на территории Дагестана, в районе Дербента, исламская религия медленно, но систематически расширяла ареал своего влияния, охватывая одно владение за другим, пока не проникла в в. в самые отдалённые районы Дагестана. Согласно историческим преданиям, какая-то незначительная часть аварцев до обращения в ислам исповедовала . Упоминается также некий Žuhut-khan (то есть «еврейский хан»), правивший якобы в Анди. Дагестанские учёные расценивают эти смутные и отрывочные сведения как отголоски воспоминаний о длительных контактах с хазарами. Среди образцов резьбы по камню в Аварии можно изредка встретить «звёзды Давида», что однако не может служить доказательством в пользу того, что упомянутые изображения делали именно иудаисты.

Аварцы, прославившие свой народ

Хабиб Нурмагомедов (национальность – аварец) — боксер, чемпион России, призер чемпионата мира по боксу, обладатель пояса WBA, чемпион Международной боксерской организации.

Амир Амаев – дагестанский ученый-атомщик, основоположник нового научного направления в разработке атомных реакторов.

Джамал Ажигирей – мастер спорта международного класса по у-шу, десятикратный чемпион Росии, двенадцатикратный чемпион Европы.

Фазу Алиева – дагестанская народная поэтесса, была редактором журнала «Женщины Дагестана».

Расул Гамзатов – аварский поэт, член Союза писателей, автор многих знаменитых и популярных и на сегодня песен.

Список дагестанских знаменитостей с известными на весь мир именами занимает не один лист. Они – истинная слава своего немногочисленного, но упорного народа.

Жилище, одежда, культура аварцев

Равнинные поселки построены по современному типу. Традиционные жилища аварцев представляют собой каменные строения в 1, 2, 3 этажа с плоской земляной крышей или 4-5-этажные башнеобразные здания с отдельным входом на каждом этаже. Часто дома строились по такому принципу, что крыша одно служила двором для другого. Характерной особенностью жилища являлся центральный опорный столб, украшенный резьбой. В настоящее время аварцы стоят дома из камня в один или два этажа с застекленной террасой, покрывают железом или шифером.

Традиционным костюмом аварцев является туникообразная рубаха, штаны, бешмет, черкеска, папаха, башлык, овчинная шуба, бурка, кожаный ремень. Женщины носили штаны, платье-рубаху, длинное платье с двойными рукавами, головной убор «чохто», представлявший собой чепец или капюшон с мешочком для кос, цветные покрывала, фабричные платки, овчинные шубы. Костюм отделывался вышивкой, серебром, дополнялся серебряными украшениями. Обувь у аварцев была кожаная, войлочная или вязаная.

Семейные отношения складывались на основе шариата, общественная жизнь регулировалась обычаями взаимопомощи, гостеприимства, кровной мести. Сохранились пережитки домусульманских верований (почитание природных явлений, святых мест, обряды вызывания дождя и солнца и другие).

До наших дней дошли многие эпические и лирические сказания, песни, сказки, пословицы, поговорки. Аварцы играли на различных музыкальных инструментах: чагчане, чагуре, тамур-пандуре, лалу (вид свирели), зурне, бубне, барабане. Разнообразны танцы: быстрые, медленные, мужские, женские, парные.

В высокогорных районах аварцы проживали небольшими поселениями по 30-50 домов, в горных районах – поселениями по 300-500 домов. Дома составляли сплошную стену вдоль узких улиц, которые часто перекрывались навесом и образовывали тоннели. Во многих селениях ставили боевые башни.

Традиционный уклад жизни

В основе социального уклада жизни аварского народа были общины, включающие  в себя около ста – двести домов, во главе общины был старшина, избираемый на местном собрании, главным занятием было сельское хозяйство, однако в эпоху царизма, власти и контроля Российской Империи, общины пришли в упадок.

Аварский народ имеет свой национальный фольклор в виде: различных песен с использованием национальных инструментов: чагана, чагур, лалу, балалайка. Важным элементом национального декора является свастика и мальтийские кресты, ручные ковры.

Традиционная одежда

В основе традиционной одежды были: нательная рубаха, штаны, бешмет – кофта ( верхняя одежда), на голову надевали папаху – лохматую белую шапку из овчины.

Национальная одежда у женщин: разнообразные цветовые гаммы платьев и платков с национальным орнаментом, обувь и украшения.

Образ волка в культуре

Волк в культуре аварского населения – символ силы, веры и мужества, потому что аварцы это свободолюбивые и сильные люди, которые всегда боролись за независимость и справедливость, этот символ почитается у них, как похвала и счастье.

Национальная кухня

Национальная кухня богата и разнообразна, самыми популярными вкусными блюдами являются: шашлык, хинкал (кусочки теста, сваренные в мясном бульоне, подаются с вареным мясом), суп чурпа из чечевицы, сушеное мясо, круглые лепешки чуду и ботишалы с разными начинками, курзе (аналог мантов и пельменей).

Из сладких деликатесов стоит отметить: халву, грецкие орехи в медовой начинке и воздушную кукурузу.

Язык народа

Аварцы – национальность со своим отдельным языком, который относится к аваро-андо-цезской подгруппе кавказской группы. Южным и северным областям территории проживания свойственны два своих наречия, отличающиеся по некоторым фонетическим, морфологическим и лексическим признакам. Оба наречия имеют целый ряд диалектов, свойственных отдельным регионам республики. Литературный аварский язык сформировался в слиянии двух основных наречий, хотя значительным стало все же влияние северного. Ранее аварцы пользовались алфавитом из латинской графики, с 1938 года аварский алфавит – это буквы на основе русской графики. Основная масса народности свободно владеет русским языком.

Аварцы, прославившие свой народ

Хабиб Нурмагомедов (национальность – аварец) — боксер, чемпион России, призер чемпионата мира по боксу, обладатель пояса WBA, чемпион Международной боксерской организации.

Амир Амаев – дагестанский ученый-атомщик, основоположник нового научного направления в разработке атомных реакторов.

Джамал Ажигирей – мастер спорта международного класса по у-шу, десятикратный чемпион Росии, двенадцатикратный чемпион Европы.

Фазу Алиева – дагестанская народная поэтесса, была редактором журнала «Женщины Дагестана».

Расул Гамзатов – аварский поэт, член Союза писателей, автор многих знаменитых и популярных и на сегодня песен.

Происхождение

Происхождение аварцев до сих пор остаётся весьма туманным. Согласно грузинской летописи, их род проистекает от Хозониха, потомка прародителя дагестанского народа. По его имени в прошлом было названо аварское ханство — Хунзах.

Бытует мнение, что на деле аварцы произошли от каспиев, легов и гелов, однако оно не подкреплено никакими доказательствами, в том числе и сама народность не причисляет себя ни к кому из вышеперечисленных племён. Сейчас ведутся исследования с целью найти связь между аварцами и аварами, основавшими канагат, впрочем, пока эти попытки не приносят должного результата. Но благодаря генетическим анализам (только материнская линия) можно сказать, что данная национальность (аварец) ближе всего к славянам, нежели к другим народам Грузии.

Другие версии происхождения аварцев также не вносят ясности, а лишь запутывают из-за существования двух разных племён с почти одинаковым названием. Единственное, о чём упоминают историки, так это о вероятности того, что имя данной народности дали кумыки, которым те причиняли массу беспокойств. Слово «авар» с тюркского переводится как «тревожный» или «воинственный», в некоторых преданиях такое имя носили мифические существа, одарённые сверхчеловеческой силой.

Те же, чья национальность — аварец, часто зовут себя так, как сами посчитают уместным: маарулалы, горцы и даже «верховные».

Современное состояние аварцев

По переписи населения 2002 года, на территории Российской Федерации проживало более 814 тысяч аварцев. Большинство из них проживает в Республике Дагестан. За последние 35 лет численность аварцев в России увеличилась в 2,5 раза.

Рождаемость и уровень естественного прироста аварцев остаются очень высокими, несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию к их стабилизации. Доля городского населения растет быстрыми темпами. Численность горожан среди аварцев за последние 35 лет выросла в 7 раз, в значительной степени за счет миграций из села. Однако в городах рождаемость падает достаточно медленно.

Несмотря на быстрый процесс миграции в города, сельскохозяйственные занятия преобладают. Доля лиц с высшим образованием относительно невелика, однако численность студентов выше среднего для России уровня. Ввиду слабого развития промышленности, сфера высшего образования и интеллектуальных занятий в течение длительного времени была своеобразной «отдушиной», поглощавшей избыток трудовых ресурсов в слабоиндустриализированной республике. В настоящее время возможности развития сферы образования сокращаются и повышается угроза безработицы.

Ассимиляция аварскому этносу не угрожает. Об этом говорят и высокие показатели выбора языка своей национальности в качестве родного, и достаточно высокий уровень эндогамии (внутриэтнических браков), по всей видимости повысившийся в последнее время. Специальные исследования показали, что в Дагестане не происходит ни ассимиляция коренных народов Дагестана русским населением, ни формирование единого «общедагестанского» этноса, а скорее складываются нескольких относительно крупных этнических общностей в результате ассимиляции ими малочисленных групп.

Язык аварцев относится к группе иберо-кавказских языков нахско-дагестанской языковой семьи. Имеет два наречия: северное и южное, каждое из которых включает ряд диалектов.

Национальность аварец: характеристика генотипа

Обособленность места проживания, распространение воинственных племен по всей Восточно-Европейской равнине, вплоть до Скандинавии, привело к образованию внешних признаков аварцев, значительно отличающихся от основного населения Кавказа. Для типичных представителей этого горного народа нередка чисто европейская внешность с рыжими волосами, светлой кожей и голубыми глазами. Типичный представитель этого народа отличается высокой стройной фигурой, широким, среднепрофилированным лицом, высоким, но узким носом.

Строгие природные условия выживания, потребность отвоевывать у природы и у других племен пахотные земли и пастбища сформировали на протяжении веков стойкий и воинственный характер аварцев. Вместе с тем они очень терпеливы и трудолюбивы, отличные землепашцы и ремесленники.

Языковый состав

Да уж, такого многообразия народностей и национальностей на сравнительно небольшом клочке суши нет больше в мире нигде. Соответственным является и многообразие языкового состава. Только коренных языков в Дагестане насчитывается 30. Этим тоже уникален Дагестан. Какой народ еще может представить миру такое различие языков, наречий и диалектов при, в общем-то, объединенной культуре, обычаях, бытовых традициях.

Лингвисты совместно с историками определили в качестве основной причины сложных языковых различий значительную изолированность аулов друг от друга, связанную с географическими и климатическими условиями горной местности. Зарождению отдельных наречий также способствовали разные религиозные предпочтения, политические и социальные разногласия, замкнутость внутри отдельных кланов.

По языковому составу население Дагестана делится на три основные группы:

  • Северокавказская семья, нахско – дагестанская ветвь (аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы, табарасаны, рутульцы, агулы, цахуры, чеченцы).
  • Алтайская языковая семья, тюркская группа (тюрки, кумыки, татары, ногайцы).
  • Индоевропейская языковая семья (русские, украинцы, белорусы, таты, евреи, армяне).

Культура

Аварский фольклор представлен легендами, сказками, пословицами и поговорками, а также песнями:

  • любовными
  • военными
  • плачами
  • героическими
  • историческими
  • лироэпическими
  • колыбельными

Все песни, кроме любовных и колыбельных, исполнялись мужчинами в один голос, напевно и проникновенно. Для аккомпанемента певцам и танцорам использовалось большое число традиционных музыкальных инструментов. Среди них:

  1. Струнные инструменты: чагур и комуз.
  2. Язычковые: зурна и ясты-балабан.
  3. Ударные: бубен и барабан.
  4. Смычковый: чагана.
  5. Свирельного типа: лалу.

Широко развито было искусство чеканки украшений из серебра, плетения узоров. Традиционными орнаментами и символами считали изображения волков и орлов, спиралевидные свастики, лабиринты, мальтийский кресты, солярные знаки.

Чеченцы-аккинцы

Народ, в основном проживающий на территории Чечни. Наименование произошло от названия села Большой Чечен. Собственное название – нохчий. Дагестанские чеченцы именуют себя аккинцы или ауховцы. Их численность 88 тыс.чел., что составляет 3% от населения Дагестанской Республики.
Большинство проживает на территории Чеченской Республики.

Также населяют Ингушетию, Дагестан, некоторые области России. Меньшими группами населены государства: Калмыкия, Северная Осетия, Казахстан, Турция, Украина, Иордания.
Чеченцы – последователи суннитской ветви ислама. Широко распространены суфийские учения в двух толкованиях: накшбанди и надири. До распространения ислама поклонялись божествам, олицетворяющим силы природы и оказывающим покровительство традиционным занятиям.

Основной элемент общества – суфийские общины-вирды и родовые кланы (тейпы). Местами сохранялось многоженство. Браки между родственниками до третьего колена были запрещены. Из обычаев сохранились гостеприимство, побратимство, взаимопомощь, кровная месть. Вопросы кровной мести и возможности примирения решались на общих сходах. При женщинах нельзя было мстить, наказывать или убивать. На сегодняшний день чеченцы живут обычными гражданскими семьями.

Жилье – дом в несколько комнат, расположенных в ряд с отдельным выходом на террасу, которая протягивается вдоль всего дома. В интерьере практически отсутствовала мебель, обустройство комнат состояло из нескольких скамеек, сундука и низкого столика. На стенах вешали ковры и шкуры, а также оружие. Очаг и зола считались священными. Старшая женщина в семье была хранительницей очага.

Основные занятия: скотоводство и земледелие. Занимались разведением породистых лошадей, крупного рогатого скота и овец. Из ремесел были развиты: кузнечное и ювелирное, производство шелка, обработка кости и рога.

Одежда мужчин состояла из рубахи, штанов, черкески и бешмета. Головной убор – высокая папаха из ценного меха, олицетворяющая достоинство мужчины. Сбить с головы папаху, означало навлечь на себя кровную месть. Женская одежда состояла из длинной рубахи-туники и штанов. По цвету одежды можно определить статус женщины и ее семейное положение.

Пищевыми предпочтениями в теплое время года являются мучные, молочные блюда и фрукты, в холодное время – мясные. Из повседневной пищи: супы, каши, блины и чебуреки, лепешки с разнообразными начинками, мясной бульон.

Народы Дагестана

Список основных народностей выглядит так:

  1. Аварцы – 30 % от всего населения, в основном занимают горные районы западного Дагестана.
  2. Даргинцы – 17 % этноса, традиционно расселены в горах и предгорьях средней части республики.
  3. Ногайцы – 16 % от численности, основное проживание – Ногайская степь на севере Дагестана.
  4. Кумыки – 13 % населения, которое занимает Теркско-Суламскую низменность и северные предгорья.
  5. Лезгины – 12 %, места расселения – горы, предгорья и равнины Южного Дагестана.
  6. Русское население Дагестана, также относится к местному, занимает 7 % численности. Большинство русских проживают в столице Махачкале и других городах и поселках. Горожане среди русских составляют 80 %. Представители русских сельских жителей – это в основном терские казаки, поселения которых сосредоточены в низовье Терека.
  7. Лакцы – сосредоточены в центральной части гор и насчитывают 5 % этнического состава.

Примерно по 4 % каждый, составляют в общей численности такие народности, как табасараны, тюрки (азербайджанцы), чеченцы. Численность последних резко увеличилась посла начала боевых действий на территории Чеченской республики. Таты (народ Дагестана, который именует себя дагестанскими евреями), рутульцы, агулы, цахуры, проживающие в основном на определенных отдельных территориях, составляют незначительную часть дагестанского населения.

Кроме коренных групп, жителями Дагестана считают себя проживающие здесь с рождения узбеки, казахи, украинцы, грузины, татары, белорусы, осетины, персы.

Происхождение[править | править код]

Файл:Avarian Mongoloids skull.jpg Авар (каган?) с признаками искусственной деформации черепа и енисейскими (азиатско-гуннскими) чертами лица.

Ранее среди историков было принято идентифицировать аваров с жуань-жуанями (жоу-жанями) — (кит. 蠕蠕, пиньинь Ruǎnruǎn, или кит. 柔然, пиньинь Róurán) из китайских летописей, однако сейчас эта версия пересматривается, хотя, вполне возможно, что жуань-жуани входили в племенной союз авар, или, даже возглавляли его. В этом случае, они могут быть охарактеризованы как одни из наиболее ранних исторически засвидетельствованных монгольских племён. К сторонникам протомонгольской (или же протомонголо-восточно-иранской) версии происхождения аваров принадлежат Омельян Прицак, Карл Менгес, Николай Кёррер и др. Этой же точки зрения традиционно придерживается монгольская историография, согласно которой, европеоидные антропологические черты подавляющего большинства аваров, оказавшихся в Европе, легко объяснимы, если учесть наличие в средневековье среди самих монголов так называемых «нирунских» родов, отличавшихся ярко выраженными признаками европеоидной расы. Отсюда и широко популярное в современной Монголии обозначение жужаней и аваров термином «Nirun Avarčuud» (то есть «Нирун-Авары»). В Монгольской империи, созданной Чингисханом, нируны считались привилегированной прослойкой (сам Чингисхан также являлся нируном ), якобы призванной Верховным Небом повелевать всем миром. Одно из родоплеменных подразделений монголов, проживающее на территории Китая у р. Тельгир (Морин-Хошун) до сих пор известно под именем Уар-гуни.

Китайские летописи упоминают о племени Вар, которое перекочевало из Таримского бассейна в Афганистан, это племя представляло собой ветвь юэчжи. После поражения войскам Северной Вэй в они появились в окрестности Чёрного моря, они называли себя «Вары и Гунны», причисляя ко всадникам (гуннам).

Позже появились также Авары как ветвь эфталитов, которые переместились к Аральскому морю. Предположительно, авары сформировались как союз племён или смешанный народ кочевников в степях Центральной Азии, а потом — Европы.

По мнению ираниста академика Абаева В. И. , этноним «авар» является иранским по-происхождению. В современном персидском awardan (родственно мунджанскому awər) означает ‘приносить, приводить /в том числе факты, цитаты, доказательства/, привозить, проходить через что-либо’ (aware ‘бродяга, скиталец, беженец’), что в свою очередь проливает свет на этимологию кавказско-аварского термина awarag ‘пророк, посланник, мессия’.

Файл:Imperium Avarorum C-Europe.gif Аварский каганат

Обычаи аварцев

Культура этого народа довольно специфична. Например, при общении между людьми должна соблюдаться дистанция: мужчинам запрещено подходить к женщинам ближе, чем на два метра, в то время как последние должны соблюдать расстояние вдвое меньше. То же правило касается беседы молодёжи со стариками.

Аварцам, как и другим народам Дагестана, с детства прививают уважение к старшим не только по возрасту, но и по социальному статусу. Тот, кто «главнее», всегда идёт справа, а муж — впереди своей жены.

Обычаи аварского гостеприимства бьют все рекорды доброжелательности. По традициям, визитёр возвышается над хозяином вне зависимости от его ранга и возраста и может прийти в любое время суток, не оповещая его об этом заранее. Владелец дома берет на себя всю ответственность за здоровье и безопасность прибывших. Но и гость обязан соблюсти некоторые правила этикета, запрещающие совершать ряд действий, не принятых в местном обществе.

В семейных отношениях власть главы дома не бывала деспотичной, женщине принадлежала ведущая роль в решении множества вопросов, но при этом существовала некоторая вынужденная отчуждённость между мужем и женой. Например, по правилам, те не должны спать в кровати вместе или жить в одной комнате, если в доме несколько помещений.

Также существовал запрет на общение между девушками и юношами, поэтому аварец (что за нация, было рассказано ранее) посещал дом избранницы, чтобы оставить в нём некую вещь, расценивающуюся как предложение руки и сердца.

Культура доминирующей нации Дагестана

Аварцы, как и другие дагестанские народы, внесли большой вклад в культуру Кавказа и России. Прежде всего, это народное творчество. Выступления национальных коллективов всегда пользуются большим успехом у зрителей. Очень поэтичны и напевны песни аварцев. Здесь одинаково широко используются и богатые возможности языка, и национальный музыкальный колорит. Поэтому послушать, как они поют, всегда собирается немало слушателей.

Не менее колоритны и национальные праздники. Каждое такое празднество становится ярчайшим зрелищем. Здесь и песни, и танцы, и яркие костюмы – все сливается воедино. Стоит упомянуть, что аварцы, как и другие местные народы, умеют веселить и себя, и других. Они довольно остры на язык и хорошо знают особенности своего менталитета. Поэтому, как утверждают знатоки, анекдоты про аварцев сочиняют сами представителями этого народа.

Ярким, напевным и полным поэтичных оборотов является их язык, который относится к нахско-дагестанской группе языков Северного Кавказа. При этом в нем присутствует множество местных диалектов. Во многом это явление отражает особенности аварской истории, когда возникали вольные общества горцев.

Тем не менее, хоть они и проживают в разных частях земли, всегда могут понять друг друга. Существуют и общие языковые и культурные традиции, идентичные для всей Аварии. Например, многих интересует, почему аварцы с особым пиететом относятся к волкам. Все потому, что у них волк считается символом смелости и благородства. Поэтому образ волка многократно воспевается и в народном фольклоре, и в литературе.

Большой вклад в культуру России внесли известные аварцы-литераторы. В их числе, конечно, Расул Гамзатов – один из самых знаменитых поэтов Дагестана. Именно он создал своеобразный гимн, сочинив стихотворение «Песня аварцев». С тех пор это произведение стало неофициальным гимном народа. Славу аварцам принесла также поэтесса Фазу Алиева.

Известны и достижения спортсменов – прежде всего, Джамала Ажигирея, мастера спорта по у-шу, 12-кратного чемпиона Европы, а также Хабиба Нурмагомедова, профессионала по боям без правил UFC (является чемпионом мира).

Сегодня национальность аварец говорит о многом. Это гордый и независимый народ, который на протяжении многих веков своего развития не раз доказывал, что умеет бороться за собственную свободу. Несмотря на то, что некогда они считались воинственными, у аварцев развито скотоводство и земледелие, различные ремесла. На многих национальных фестивалях создаются экспозиции традиционных ковров, шкатулок, посуды, украшений.

Аварцы

Один из самых многочисленных и самых древних народов Кавказа – это аварцы. Живут они в Дагестане, а также в Чечне, Калмыкии, в восточной Грузии и в Азербайджане – всего около миллиона человек. Аварцы гордятся своей историей: ведь их предки обитали на территории Кавказа еще в период неолита, а язык современных аварцев, существовавший с незапамятных времен, не исчез, в отличие от многих языков дагестано-нахской группы.

История аварцев

История появления аварцев сложна и до настоящего времени до конца не выяснена. Одна из старинных грузинских летописей рассказывает библейскую версию рождения этого народа: она называет первопредком всех горцев Дагестана праправнука Ноя – Лекоса. Один из сыновей Лекоса –Хозоних – основал в горном ущелье город и назвал его своим именем, Хозанихети. Считается, что это искаженное слово Ханзах – древняя столица аварских ханов.

Если не вникать в сложные перипетии истории многочисленных кочевых народов, обитающих на территории Евразии тысячи лет назад и постоянно формирующие новые этносы, то коротко историю аварцев можно рассказать так. Тысячи лет до нашей эры предки аварцев были кочевниками, но примерно в третьем тысячелетии до н.э. они начали вести оседлый образ жизни, разводить скот и заниматься земледелием. Жизнь аварских племен (в античных источниках упоминаются племена «саваров», которые, вероятнее всего, и были предками современных аварцев) проходила в горах, в относительной изоляции от других племен и народов, что позволило сохранить не только язык и отличительные внешние особенности народа, но и многие традиции и обычаи.

В первом тысячелетии нашей эры в арабских летописях упоминается царство Сарир, на его месте чуть позже образовалось Аварское ханство. Это был союз независимых племен и обществ, которые объединялись под началом хана только в случае военной необходимости. Аварское ханство просуществовало до XVIII в., на протяжении нескольких последних веков находясь в зависимости от соседнего Ирана. К тому моменту, как ханство присоединилось к России в 1813 году, аварцы имели свою письменность, похожую на арабскую, и исповедовали ислам суннитского толка. В начале XIX века аварцы приняли участие в войне, в ней под предводительством Шамиля горцы пытались отстоять свою свободу. Однако активно консолидироваться как народ аварцы стали после образования Дагестанской АССР в 1921 году.

Религия аварцев

Сегодня аварцы в абсолютном большинстве – мусульмане-сунниты. Интересно, что уже упомянутое средневековое государство Сарир на Кавказе в качестве официальной религии выбрало православное христианство. Существует мнение, что до принятия ислама небольшая часть предков аварцев исповедовала иудаизм, однако достаточных доказательств этому нет. Как бы то ни было, ислам начал проникать на территорию современного Дагестана уже в VII в н.э., а окончательно обосновался здесь примерно в XV веке.

Современные аварцы

Численность аварского народа стремительно растет. Всероссийская перепись населения 2002 года показала, что за несколько последних десятилетий XX века численность аварцев в России выросла в 2,5 раза. В аварских семьях принято иметь несколько детей, поэтому рождаемость постоянно растет. Все чаще аварцы уезжают из сел в города, но, что интересно, этот народ практически не ассимилируется с другими народами: очень редко встречаются браки аварцев с русскими или представителями других кавказских национальностей. Современные аварцы, как и их далекие предки, успешно занимаются сельским хозяйством, виноделием, разводят коз и овец. Они чтят свои национальные и культурные традиции, многие знают аварский язык – в общем, делают все для того, чтобы аварцы как народ существовали еще долгие столетия.

Семейные ценности

Огромное значение для аварцев во все времена имела семья. У них есть масса поговорок о том, что именно дом и близкие люди являются той защитой, “крепостью”, что поможет выдержать любые испытания судьбы.

До сих пор в аварских семьях существует чёткое половое разделение. В мальчиках с детства воспитывают понимание того, что они — защитники и кормильцы. Девочек учат быть “царицей дома”, создавать уют и выполнять основные дела по хозяйству.

В старину у аварцев было принято делить дом на две половины — женскую и мужскую. На женской также с матерью оставались её дети. Когда мальчику исполнялось пятнадцать лет, он переходил жить в комнату отца. Считалось, что с этого возраста юноша осознаёт себя как мужчина, защитник, воин — значит, он больше не ребёнок.

В наше время можно заметить, что некоторые традиции воспитания детей у аварцев сохранились с прежних времён. Они с любовью относятся к младшим членам семьи, однако стараются не баловать их, а растить в уважении к труду и старшим людям. На мой взгляд, это очень верные принципы, что помогают человеку в дальнейшем.

Национальный костюм аварок

Где живут

Подавляющее большинство аварцев проживает в Республике Дагестан, которая является субъектом Российской Федерации и входит в состав Северо-Кавказского федерального округа. Они занимают большую часть горного Дагестана, где обитали исторически. Часть аварцев живет на равнинах в Кизилюртовском, Буйнакском и Хасавюртовском районах. 28% народности проживает в городах, однако основной зоной расселения можно считать бассейны рек Аварское Койсу, Кара-Койсу и Андийское Койсу. Значительная часть аварцев проживает в других регионах России и иностранных государствах. Среди них:

  • Калмыкия
  • Чечня
  • Азербайджан
  • Грузия
  • Казахстан

Потомки аварцев, значительно ассимилировавшиеся, однако сохранившие свою национальную идентификацию, проживают на территории Иордании, Турции и Сирии.

Хотя аварцы считали себя единым народом, они выделяли внутри общности более мелкие этнические группы, именуемые по названию места проживания. Из сохранившихся до сегодняшних дней выделяются в том числе:

  • багулалы, хваршины и чамалинцы — живут в селах Цумадинском районе;
  • ботлихцы и андийцы — живут в Ботлихском районе;
  • ахвахцы — живут в Ахвахском районе;
  • бежтинцы и гунзибцы — села Бежтинского участка.

История аварцев

История появления аварцев сложна и до настоящего времени до конца не выяснена. Одна из старинных грузинских летописей рассказывает библейскую версию рождения этого народа: она называет первопредком всех горцев Дагестана праправнука Ноя – Лекоса. Один из сыновей Лекоса –Хозоних – основал в горном ущелье город и назвал его своим именем, Хозанихети. Считается, что это искаженное слово Ханзах – древняя столица аварских ханов.

Если не вникать в сложные перипетии истории многочисленных кочевых народов, обитающих на территории Евразии тысячи лет назад и постоянно формирующие новые этносы, то коротко историю аварцев можно рассказать так. Тысячи лет до нашей эры предки аварцев были кочевниками, но примерно в третьем тысячелетии до н.э. они начали вести оседлый образ жизни, разводить скот и заниматься земледелием. Жизнь аварских племен (в античных источниках упоминаются племена «саваров», которые, вероятнее всего, и были предками современных аварцев) проходила в горах, в относительной изоляции от других племен и народов, что позволило сохранить не только язык и отличительные внешние особенности народа, но и многие традиции и обычаи.

В первом тысячелетии нашей эры в арабских летописях упоминается царство Сарир, на его месте чуть позже образовалось Аварское ханство. Это был союз независимых племен и обществ, которые объединялись под началом хана только в случае военной необходимости. Аварское ханство просуществовало до XVIII в., на протяжении нескольких последних веков находясь в зависимости от соседнего Ирана. К тому моменту, как ханство присоединилось к России в 1813 году, аварцы имели свою письменность, похожую на арабскую, и исповедовали ислам суннитского толка. В начале XIX века аварцы приняли участие в войне, в ней под предводительством Шамиля горцы пытались отстоять свою свободу. Однако активно консолидироваться как народ аварцы стали после образования Дагестанской АССР в 1921 году.

Большие народы и маленькие народности

Частые вопросы о любой многонациональной стране или республике: «Какой же народ основной и самый многочисленный? Чьи традиции и язык преобладают в регионе?» В данном случае ответить на них сложно, по той причине, что народы Дагестана, список которых составлен в порядке уменьшения процентного соотношения к общему количеству, включают в свой состав еще несколько этнических групп, которые и дают общий процент народности.

Аварцы, которые составляют треть населения республики, — это общее название пятнадцати этносов. К аварцам себя относят андийцы, арчинцы, ахвахцы, багулалы, бежтинцы, ботлихцы, гинухцы, годоберинцы, гунзибцы, дидойцы, тиндинцы, каратинцы, хваршины, цезы, чамалтинцы. 17 % даргинцев – это кубачинцы и кайтагцы. Вот такой Кавказский Вавилон и Иерусалим.

Самым немногочисленным народом в Дагестане считаются цахуры, их количество на территории республики — около 10 тысяч человек. Большинство цахуров проживают в Азербайджане. Эта народность в Дагестане обжила самый труднодоступный высокогорный район — Рутульский, истоки реки Самур. Селение Цахур считается самым древним аулом Дагестана, его история уходит корнями в далекое историческое прошлое, а название переводится как «Горящий аул». Многочисленные орды завоевателей неоднократно сжигали его до тла, но терпеливый народ восстанавливал селение снова и снова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector