Кибуцы в израиле в 2021 году: традиции и инновации

История кибуцев в Израиле

Первые из этих общин появились за несколько десятилетий до создания самого государства Израиль — в первые годы XX века, когда покоренная идеями сионизма и желавшая обрести свой собственный дом еврейская молодежь со всего мира ехала селиться в Палестину. Среди первопоселенцев было немало выходцев из Российской империи, а также из других европейских стран, верящих в возможность разумно устроенного общества и в благотворность идеалов социализма.

Именно энтузиазм помогал новым поселенцам выжить в крайне суровых условиях. Многие из них были типичными горожанами, знакомыми скорее с пером, рубанком или иглой, чем с плугом или лопатой. Вдобавок первым израильтянам приходилось то и дело отбивать нападения воинственно настроенных арабов, не желавших мириться с явившимися неизвестно откуда на их землю пришельцами. Сплоченность, верность идеалам и готовность учиться друг у друга, предопределила стойкость кибуцев в Израиле.

Развитие кибуцного движения

Для содействия массовой иммиграции и обеспечения еврейского большинства в государстве Палестины была привлечена израильская профсоюзная организация Гистадрут, которой кибуцы стали подчиняться. Постепенно движение росло, производства расширялись, их хозяйственная база становилась крупнее и мощнее.

В концу Первой мировой войны количество сельскохозяйственных коммун достигло в Палестине 8 с общим населением в 250-300 чел. В 1920 г. в стране установилась власть Британской империи, и начался следующий этап строительства кибуцев Израиля (фото ниже). Из Польши и России в большом количестве прибывали переселенцы, члены халуцианских движений. Они активно включались в организацию новых поселений и рабочих коммун с сельскохозяйственным направлением труда. Самое крупное из них — Гдуд ха-авода.

В начале 1920-х были основаны как крупные, так и небольшие кибуцы, общее количество их достигло 176 с населением около 47,5 тыс. чел.: Бет-Альфа и Гева (1921), Дгания-Бет (1920), Эйн-Харод и Ягур, Хеци-Ба (1922) и др.

До 1937-го прошла волна прибывающих евреев, которые спасались от нацистских преследований, а затем иммиграция была запрещена до 1948 г. За эти годы количество населения кибуцев выросло до 84 тыс.

Израильские кибуцы: что это такое

Изначально израильские кибуцы представляли собой сельскохозяйственные коммуны. Это — небольшие сообщества, где каждый из членов выполняет определенную, предписанную ему работу. Деньги члены кибуца не получают, но взамен могут пользоваться абсолютно всеми благами, которые предоставляет им кибуц. Отсутствие прямого денежного оборота — это именно то, что радикально отличает кибуцы от множества других подобных сообществ. Кибуцы могут быть общинными (это традиционная форма), обновленными, а также городскими. Помимо этого, кибуцы могут быть как религиозными, так и нерелигиозными. Впрочем, синагоги пристуствуют в каждом кибуце. Организация кибуцев представляет собой нечто вроде модели коммунизма, реализация которой оказалась возможна благодаря небольшому размеру сообществ, а также слаженной работе их членов. В некоторых случаях, члены кибуцев могут получать часть денег на руки — чтобы иметь возможность что-либо покупать вне территории кибуца. Само собой, в функционировании кибуцев не обходится и без проблем, например, довольно часто актуализируется квартирный вопрос. Тем не менее, желающих попасть в кибуц всегда хватает.

Как живут кибуцы сейчас

Жизнь в кибуцах Израиля сегодня с материальной точки зрения кардинально отличается от жизни первопроходцев. Современные кибуцы – это высокоразвитые предприятия в различных областях деятельности, в том числе и сельскохозяйственной. Трудом членов этих коммун бесплодные ранее земли превращены в цветущие сады.

Доходы кибуцев позволяют им обеспечить прекрасное здравоохранение и содержание в старости своим членам.

Дети членов кибуцев обучаются за счет коммуны до степени бакалавра, то есть среднее и высшее образование является для них бесплатным. При необходимости кибуцы оплачивают лечение и образование за границей.

Впрочем, в разных кибуцах правила могут отличаться. В укладе таких поселений вообще произошли серьезные изменения.

Так, в некоторых кибуцах произошло неполное обобществление. Дома, а кое-где и земля находятся в частной собственности членов общин и могут переходить по наследству. Есть даже такие кибуцы, где зарплаты их членов не равны, а зависят от трудового участия.

Различаются поселения и по степени ортодоксальности: строгость соблюдения религиозных правил в различных кибуцах разная. Изменилась и специализация кибуцев, в частности, появились коммуны, занимающиеся приемом и обслуживанием отдыхающих.

Но, независимо от устройства кибуцев, уровень жизни в таких поселениях очень хороший и существенно превосходит средний уровень жизни в странах СНГ.

Дети членов кибуца, несмотря на то, что всю свою жизнь содержались на средства общины, после службы в армии имеют право сделать выбор: становиться ли им членами коммуны или уйти и строить жизнь самостоятельно. Никакого крепостничества там нет.

Стать членом кибуца может человек в возрасте до 35 лет. Нужно пройти своеобразный испытательный срок, год прожить и проработать в кибуце. После этого сам человек и старые члены коммуны принимают окончательное решение.

Аскетизм, безбрачие и райский сад

Первоначально устав колонии был сродни монастырскому – помимо аскетизма и скромности его члены обязались вести свою жизнь в безбрачии. Но в 1904 году это правило было нарушено: дочь Спаффордов Берта вышла замуж. В качестве подарка молодым Платон Устинов посадил две пальмы в саду колонии. Эти дереья на дожили до наших дней. Одна пальма пострадала во время боев в Войне за независимость 1948 года, а вторая просто умерла от старости в 90-е годы прошлого столетия. На их месте сейчас растут две другие пальмы, подаренные отелю Питером Устиновым. Актер пообещал, что пока будет жив хоть один отпрыск славного рода Устиновых, во дворе Американской колонии всегда будут расти пальмы.

Первые колонисты. Источник иллюстрации — Википедия

Среди гостей, останавливавшихся в отеле в разные годы, числятся такие громкие имена, как Уинстон Черчилль, сэр Лоуренс Аравийский, Сол Беллоу, лорд Алленби, Джон Ле Карре, Леон Юрис, Марк Шагал, Питер О’Тулл, Ричард Гир, Роберт де Ниро, Джордж Армани, Джоан Баэз и другие.

А в 1899 году колонию посетила будущая нобелевская лауреатка, шведская писательница Сельма Лагерлеф, которая сочинила после этого визита роман «Иерусалим».

Отель в Американской колонии действует и по сей день. Его владельцы – потомки рода Спаффордов – живут в США. Здесь вы найдете фешенебельные номера в колониальном стиле, тенистый сад, рестораны с изысканной кухней, а самое главное – историю Американской колонии в фотографиях и подлинных артефактах. Три года назад отель был удостоен престижной премии World Travel Award как лучший бутик-отель Израиля 2013 года.

Кибуцы в движении кибуцев

  • Адамит (1958)
  • Афек (1939)
  • Афик (1967)
  • Афиким (1932)
  • Альмог (1977)
  • Аллоним (1938)
  • Алумот (1947)
  • Амиад (1946)
  • Амир (1939)
  • Ашдот Яаков Ихуд (1953), из Ашдот Яакова (1924, 1933)
  • Ашдот Яаков Меухад (1953), из Ашдот Яакова (1924, 1933)
  • Айелет ха-Шахар (1918)
  • Бахан (1953)
  • Барам (1949)
  • Баркай (1949)
  • Беэри (1946)
  • Бейт Альфа (1922)
  • Бейт Гуврин (1949)
  • Бейт-ха-Арава (1939)
  • Бейт ха-Эмек (1949)
  • Бейт ха-Шита (1928)
  • Бейт Кама (1949)
  • Бейт Кешет (1944)
  • Бейт Нир (1955)
  • Бейт Зера (1921)
  • Бет-Эль (1970)
  • Брор Хаил (1948)
  • Дафна (1939)
  • Далия (1939)
  • Дэн (1939)
  • Дегания Алеф (1910)
  • Дегания Бет (1920)
  • Дорот (1941)
  • Доврат (1948)
  • Двир (1951)
  • Эйлон (1938)
  • Эйлот (1962)
  • Эйн Кармель (1947)
  • Эйн Дор (1948)
  • Эйн Геди (1953)
  • Эйн Гев (1937)
  • Эйн Ха-Хореш (1931)
  • Эйн ха-Мифрац (1938)
  • Эйн-Харод (Ихуд) (1952), из Эйн-Харод (1921-1952)
  • Эйн-Харод (Меухад) (1952), из Эйн-Харод (1921-1952)
  • Эйн ха-Шлоша (1950)
  • Эйн-ха-Шофет (1937)
  • Эйн Шемер (1927)
  • Эйн Зиван (1968)
  • Эйнат (1925)
  • Эль-Ром (1971)
  • Элифаз (1982)
  • Эрез (1950)
  • Эшбал (1998)
  • Эврон (1937)
  • Эяль (1949)
  • Гаатон (1948)
  • Гааш (1951)
  • Гадот (1949)
  • Гал Он (1946)
  • Галед (1945)
  • Ган Шмуэль (1920)
  • Гат (1941)
  • Газит (1948)
  • Гешер (1939)
  • Гешер ГаЗив (1949)
  • Гешур (1971)
  • Гева (1921)
  • Гевим (1947)
  • Гезер (1945)
  • Гевим (1947)
  • Гилгал (1972)
  • Гинегар (1922), от Дегании Гимел (1920-1922)
  • Гиносар (1937)
  • Гиват Бреннер (1928)
  • Гиват Хаим (Ихуд) (1953)
  • Гиват Хаим (Меухад) (1953)
  • Гиват а-Шлоша (1925)
  • Гиват Оз (1949)
  • Глиль Ям (1943)
  • Гонен (1951)
  • Грофит (1966)
  • Геват (1926)
  • Гвулот (1943)
  • ХаГошрим (1948)
  • Хахотерим (1952)
  • Хамадия (1939)
  • Ханатон (1984)
  • Ханита (1938)
  • HaOgen (1947)
  • Хардуф (1982)
  • Харель (1948)
  • Ха-Солелим (1949)
  • Хацерим (1946)
  • Хацор (1946)
  • Хазорея (1936)
  • Хефциба (1922)
  • Холит (1982)
  • Хокук (1946)
  • Хоршим (1955)
  • Хульда (1930)
  • Кабри (1949)
  • Калия (1974)
  • Кармиа (1950)
  • Кетура (1970)
  • Кфар Блюм (1943)
  • Кфар Гилади (1916)
  • Кфар ха-Хореш (1933)
  • Кфар ха-Маккаби (1936)
  • Кфар ха-Наси (1948)
  • Кфар Харув (1973)
  • Кфар Масарик (1933)
  • Кфар Менахем (1937)
  • Кфар Руппин (1938)
  • Кфар Сольд (1942)
  • Кфар Иегошуа (1927)
  • Кинерет (1913)
  • Кирьят-Анавим (1920)
  • Киссуфим (1951)
  • Крамим (1980)
  • Лахав (1952)
  • Лехавот ха-Башан (1945)
  • Лехавот Хавива (1949)
  • Лохамей ха-Гета’от (1949)
  • Лотан (1983)
  • Маабарот (1925)
  • Мааган Майкл (1949)
  • Маале ха-Хамиша (1938)
  • Маанит (1942)
  • Малкия (1949)
  • Манара (1943)
  • Маоз Хаим (1937)
  • Машабей Садех (1947)
  • Мацуба (1940)
  • Мааян Барух (1947)
  • Мааян Цви (1938)
  • Магал (1953)
  • Маген (1949)
  • Мефальсим (1949)
  • Мегиддо (1949)
  • Мерхавиа (1929)
  • Мезилот (1938)
  • Метцер (1953)
  • Мево Хама (1968)
  • Мисгав Ам (1946)
  • Мигван (1987)
  • Мишмар ха-Эмек (1922)
  • Мишмар Ха-Негев (1946)
  • Мишмар ха-Шарон (1924)
  • Мизра (1923)
  • Наан (1930)
  • Нахаль Оз (1951)
  • Неот Мордехай (1946)
  • Неот Смадар (1989)
  • Нетив ХаЛамед-Хе (1949)
  • Нетцер Серени (1948)
  • Неве Эйтан (1938)
  • Неве Хариф (1987)
  • Неве Илан (1978)
  • Неве Ур (1948)
  • Неве Ям (1939)
  • Нир Ам (1949)
  • Нир Давид (1936)
  • Нир Элиягу (1950)
  • Нир Оз (1955)
  • Нир Ицхак (1949)
  • Нирим (1946)
  • Ницаним (1951)
  • Ор Ханер (1957)
  • Ортал (1978)
  • Пальмахим (1949)
  • Парод (1949)
  • Пелех (1982)
  • Рамат Давид (1926)
  • Рамат ха-Ковеш (1932)
  • Рамат ха-Шофет (1941)
  • Рамат Рэйчел (1925)
  • Рамат Йоханан (1931)
  • Рамот Менаше (1948)
  • Равид (1981)
  • Рейм (1949)
  • Регавим (1948)
  • Решафим (1948)
  • Ретамим (1988)
  • Ревадим (1947)
  • Ревивим (1943)
  • Рош а-Никра (1949)
  • Рухама (1944)
  • Саар (1948)
  • Самар (1976)
  • Сарид (1926)
  • Саша (1949)
  • Сде Бокер (1952)
  • Сде Нахум (1937)
  • Сде Нехемия (1940)
  • Сде Йоав (1956)
  • Сдот Ям (1940)
  • Шаар ха-Амаким (1935)
  • Шаар ха-Голан (1937)
  • Шамир (1944)
  • Шефаим (1935)
  • Шиллер (1927)
  • Шомрат (1948)
  • Шоваль (1946)
  • Снир (1967)
  • Суфа (1975)
  • Тамуз (1987)
  • Тель Кацир (1949)
  • Тель-Ицхак (1938)
  • Тель-Йосеф (1921)
  • Тлалим (1980)
  • Тувал (1981)
  • Цеэлим (1947)
  • Цивон (1980)
  • Цора (1948)
  • Цова (1948)
  • Урим (1946)
  • Уша (1937)
  • Яд Ханна (1950)
  • Яд Мордехай (1943)
  • Ягур (1922)
  • Yahad (1984)
  • Яхель (1976)
  • Ясур (1949)
  • Йехиам (1946)
  • Ифат (1954)
  • Йифтах (1948)
  • Йирон (1949)
  • Изреэль (1948)
  • Йотвата (1957)
  • Зиким (1949)

Известные личности[править]

  • Ха́им Азриэль Ве́йцман, первый президент Израиля. Уроженец Мотоля в Белорусии. Довольно известный биохимик, представитель тропа учёный и политик

    И другие представители того же тропа во главе страны — историк Ицхак Бен-Цви (второй президент), биофизик Эфраим Кацир (четвёртый), арабист Ицхак Навон (пятый президент и неоднократно министр образования). Вместо Бен-Цви президентом мог стать Альберт Эйнштейн, но отклонил предложение, не желая становиться политиком.

    .

  • Ио́сиф Шпри́нцак, Первый спикер кнессета, и.о. президента. Уроженец Москвы.
  • Ицхак Бен-Цви (Ицхок Шимшелевич). Второй президент Израиля. Уроженец Полтавы.
  • Давид Бен-Гурион (Давид Йосеф Грин), первый Премьер-министр. Уроженец Плоньска, Польша (на момент рождения Российская империя).
  • Иссер Харел, директор Моссада. Один из тех мужиков, которые выкрали Адольфа Эйхмана и вывезли его из Аргентины. Изначально Изя Гальперин из Витебска.
  • Голда Меир. Премьер-министр. Уроженка Киева.
  • Моше Даян. Успешный полководец. Одноглазый, как Кутузов и Нельсон.
    • На самом деле он действительно был ранен в правый глаз и стал им хуже видеть, но глаз не потерял.
  • Премьер-министр Менахем Бегин (Мечислав Бегун) — лауреат Нобелевской премии Мира на двоих с Анваром Садатом (при том, что молодость его, т. е. Бегина, была ох какая бурная). Уроженец Брест-Литовска.
  • Премьер-министр Ицхак Рабин и глава МИД Шимон Перес — лауреаты Нобелевской премии Мира на троих с Арафатом.
  • Ариэль Шарон — крутой генерал и премьер-министр Израиля. Вывел евреев из Египта Сектора Газа и построил вокруг означенного сектора стену.
  • Шмуэль Агнон (нобелевский лауреат) и Амос Оз. Писатели.
  • Офра Хаза, певица. На родине её ласково называли Звёздочкой — за невероятно чистое и звонкое сопрано. Самая знаменитая исполнительница песни «Золотой Иерусалим», неофициального гимна Израиля. Да и официального, «hа-Тиквы», тоже. Помимо прочего, известна исполнением в «Принце Египта» песни Иохаведы на 18 языках 6 разных языковых групп, включая несколько славянских.
  • Сарит Хаддад. Современная певица, исполняет песни с восточным колоритом. Происходит из кавказских евреев, раньше звалась Сара Хадудатова.
  • Дана Интернэшнл. Певица, победитель Евровидения-1998, ставшая женщиной после смены пола.
  • Нета Барзелай. Певица, победительница Евровидения-2018.
  • Галь Гадот. Актриса и модель.
  • Натали Портман (Нета-Ли Хершлаг). Актриса и веганка.
  • Дина Рубина. Русскоязычная писательница. Ола с 1990 г.

Организация образования

Организация образования была разделена на этапы:

  • Младенцы (до 1 года) и малыши (до 4 лет) содержались небольшими группами по 4-8 детей, в основном шестернями.
  • Детский сад (в возрасте от 4 до 7 лет) состоял из 3 шестерых, и эта группа из 14-22 детей оставалась вместе до тех пор, пока они не закончат 12-й класс.
  • Детское общество — с первого (в некоторых случаях только со второго) до шестого класса
  • Молодежное общество — седьмой по двенадцатый класс

Младенцы (до 1 года) и малыши

Малыши в кибуце Мером Голан 1968-72 гг.

Новорожденного доставили из роддома прямо в дом. Мать получит шестинедельный отпуск по уходу за ребенком , после чего она постепенно вернется к работе, но не раньше, чем ребенок будет полностью отлучен от груди. Каждый день родители забирали ребенка домой примерно на час. В первые годы существования кибуца родителям не разрешалось беспрепятственно входить в дом младенцев, так как считалось лучшим содержать его в чистоте и порядке и позволять няне выполнять свою работу. С годами отношение к этому вопросу стало более расслабленным, и родителям разрешили навещать своих отпрысков в течение дня, чтобы проводить время вместе и устанавливать эмоциональную связь. Помимо ухода за младенцем, няня должна была поддерживать матерей, особенно молодых и неопытных.

Считалось, что устройство дома для новорожденных, его оборудование и игровая площадка, а также правильный способ предложения игрушек на нужной стадии создают надлежащие стимулы и среду, которые могут лучше всего подходить младенцам, чтобы предотвратить скуку и удовлетворить потребности детей. эмоциональные потребности малышей.

Младенцы были переведены в дом малышей ко второму году жизни. На тот момент у каждого шестерёнка была своя няня, и её работа заключалась в том, чтобы обеспечить каждому из младенцев выдающееся личное воспитание.

Детский сад (от 4 до 7 лет)

Около трех воспитанников составляла группа детского сада с воспитателем дошкольного возраста и няней. Это считалось детским домом, обеспечивающим близость и близость со сверстниками. Здесь они достигли своего первого уровня социализации. Вместо соперничества, агрессивности и ненависти они должны были получить возможность сотрудничества, взаимной поддержки и сострадания.

Детское общество — с первого по шестой класс

Дети кибуца Эйнат , 1950 г.

Группа, образовавшаяся в детсадовские годы, вместе с няней переехала в детское общество, где им также будет назначена учительница. Детское общество составлено из возрастных групп детей от первого или второго до шестого класса. Учителя считались «педагогами», некоторые из них были женщинами, а некоторые — мужчинами. Няни всегда были женщинами.

Все, дети и взрослые, называли друг друга по имени , и отношения были намеренно семейными и неформальными. Дети выбирали название для своей группы голосованием; впоследствии к ним часто обращались по имени плюс название группы, опуская фамилию . Чаще всего учитель и няня оставались с одной и той же группой детей до конца шестого класса. Дети росли, учились, спали и работали вместе в этой широкомасштабной образовательной среде, в основном в своей интимной группе, а иногда и в более широком детском обществе.

Молодежное общество — с 7 по 12 классы

Дети в кибуце Гиват Хаим Меухад , 1967 год.

Когда они достигли седьмого класса , группа перешла в молодежное общество, где они оставались до конца двенадцатого класса . К этому моменту учитель и няня отделились от этой группы, и подростки получили бы новую команду воспитателей. Многие кибуцы отправляли своих детей в региональную школу вдали от дома. После этого подростки жили в общежитиях и ездили в свои кибуцы, чтобы встречаться с родителями только два раза в неделю. У детей в этих школах будут свои столовые. Другие кибуцы содержали местную среднюю школу, и их дети оставались дома, ели в столовой кибуца и работали с членами кибуца.

Отцы-основатели коллективного образования твердо верили, что к этому возрасту группа имеет большое значение для своих членов. Это было место, где они могли прояснить свои личные и социальные проблемы, и таким образом группа считалась лучшей площадкой для обучения молодежи и формирования их характеров. Молодежное общество действовало в манере направленной независимости, а студенческое самоуправление руководствовалось командой педагогов. На общем собрании студентов обсуждались и решались все вопросы, касающиеся жизни студенческого городка, кроме школьной программы, вопросов безопасности и здоровья.

Предполагалось, что все учащиеся будут работать, поскольку полупрофессиональная учебная программа была неотъемлемой частью школьной жизни.

Конец коллективного обучения

Кибуцы развивались, и с середины 1950-х годов, а тем более с 1970-х годов, эти изменения сильно повлияли на образование. Люди в кибуцах хотели, чтобы их дети жили дома, а не в детском доме, поэтому совместные спальные места были прекращены.

Стандартизация методов обучения и введение экзаменов в школах кибуца положили конец многопрофильному обучению. Многие представители молодого поколения, рожденного в кибуцах, уехали в большие города, поэтому население кибуца сокращалось и старело. Многие кибуцы также прошли процесс приватизации, и высшее образование стало преобладающим, наряду с уменьшением роли сельского хозяйства.

Все эти и другие причины привели к ухудшению коллективизма и победе индивидуализма . Это положило конец коллективному обучению.

Ора Авиезер объясняет:

Современные кибуцы юга Израиля

Для большинства обывателей понятие кибуц в Израиле отождествляется с понятием колхоза в СССР. На самом деле сходство лишь частичное.

Само слово «кибуц» происходит от слова «квуца» — группа.

Все имущество коммуны принадлежит ее членам, а не государству. И хотя для большинства кибуцев основная сфера деятельности связана с сельским хозяйством, современный кибуц это группа энтузиастов, членов которой объединяет желание жить по своим, особым правилам, отличным от устоявшихся канонов городской жизни. Выбор направления производства товаров или услуг тоже определяется самостоятельно.

Помимо кибуцников в общине могут проживать и работать волонтеры и наемные рабочие из разных стран. Им есть чему поучится у израильтян. По прошествии какого то времени волонтеры увозят с собой на родину
israel experience, израильский опыт. 

Часто население кибуца составляет всего 50 – 100 человек. В Элифазе проживают всего 20 семей. Но возможность самим определять свой жизненный уклад в быту и направление в работе, многократно умножают потенциал коммуны. А общность, близких каждому из кибуцников целей и интересов, самореализация позволяют добиться впечатляющих успехов. Примеров тому множество.

Новым репатриантам, приезжающим в Израиль по программе «Первый дом на Родине», кибуцы помогают адаптироваться в новой, незнакомой стране. Для них открыты курсы по начальному изученю иврита — ульпаны.

Многие известные в Израиле люди провели детство и юность в кибуце. Среди них много высокопоставленных военных.

Актриса Сигурни Уивер (х/ф «Чужие») , легендарный гитарист Боб Дилан (Аллен Цимерман), вокалист Duran Duran, Саймон Ле Бон в различные периоды своей жизни тоже жили в кибуцах.

На современном рынке товаров и услуг трудно найти свою нишу, а тем более составить достойную конкуренцию всемирно известным производителям. Однако многие кибуцы, даже пережив не раз трудные времена, сегодня лидируют в своей сфере. Так, овощи и фрукты, выращенные в жарком и засушливом климате пустыни Израиля без применения вредных химических удобрений, можно найти в супермаркетах многих стран мира.

В начале кибуцного движения члены коммун страдали от болезней и тяжелого труда. При этом они находились в тяжелом материальном положении. Не хватало даже еды и одежды. Для поездки в город на складе хранились всего несколько комплектов приличной одежды и обуви.

Но трудности были не только в быту. Кибуц
Хацерим 50 лет назад, оказавшись в тяжелом экономическом положении из-за неплодородной почвы, не сдался. Положение было настолько серьезным, что поднимался вопрос о перенесении всего поселения в другое место. Благодаря упорству кибуцников Хацерим сегодня имеет птицеферму, плантации, разводит скот и производит оборудование для полива. Населяют коммуну около 1000 человек. Именно Хацерим стал полигоном для испытаний первых разработок капельного орошения компании «Нетафим».

По оценкам журнала Forbesего его сегодняшний капитал составляет 1,25 млрд шекелей!

И это далеко не единственный  преуспевающий кибуц в Израиле.

Состояние кибуца Сдот-Ям, занимающегося производством мраморных плит, — 3,4 млрд шеек.

Мааган-Михаэль – 835 млн. шекелей. Владеет заводом Пальсан, работает в сфере водных технологий.

Йотвата – 700 млн шекелей. Выпускает молочные продукты.

Изреэль – 480 млн шек.

Рамат – Йоханан – 250 млн шек.

Мааварот – 240 млн шек.

Ревивим – 230 млн шек.

Шамир – 227 млн шек.

Саса – 220 млн шек.

Объединение кибуцев Израиля владеет частью активов компании «Тнува», монополиста на рынке молочных продуктов Израиля.

Всего за несколько десятилетий упорного труда энтузиастов и применения передовых технологий пустынные земли превратились в процветающие хозяйства с миллионным оборотом.

Известно, что около 60% территории страны Израиль занимают каменистые безжизненные земли пустыни Негев. Раскаленный воздух в течении 5 — 6 месяцев в году, нехватка воды, низкая влажность воздуха вот примерное описание климата юга Израиля. Не редки случаи вторжения полчищ саранчи с Синайского полуострова.

Тем не менее, на карте Вы легко найдете кибуцы в долине Арава, у самой границы с Иорданией, вдоль шоссе № 90, связывающего центр страны с курортным городом Эйлат.

Основная стратегия кибуцев юга Израиля — повышение урожайности при снижении затрат на электроэнергию, орошение и расход воды, производство электроэнергии альтернативными методами, сокращение ее расходования.

Эйлот, Элифаз, Йотвата, Грофит, Кетура, Яель, Лотан, Самар, Неот Смадар представляют собой зеленые оазисы посреди безжизненной горной пустыни.

Жизнь в современных кибуцах

Для кого-то кибуц – загадочное явление израильского общества, для кого-то  —  что-то вроде колхоза. Наверное, лучше один раз увидеть, приехав и посмотрев кибуц своими глазами, оценить и во всем разобраться.

Кибуцы как образ жизни

В Израиле 267 кибуцев и все они открыты для гостей: туристов и волонтеров. А вот попасть в члены кибуца непросто. Только с разрешения общего собрания поселения можно попасть на испытательный срок, кандидатом. Образ жизни в кибуце привлекает и удивляет более всего тем, что община живет большой семьей. Здесь царит атмосфера дружбы, чувствуется общество единомышленников.  А выбор такого образа жизни человек делает осознанно, испробовав свои силы и способности во время кандидатского срока.

Именно здесь видишь воочию прообраз коммуны. В кибуце живут по принципу: от каждого по способностям, каждому – по возможностям кибуца. Доход кибуца распределяется всем поровну. Члены получают все необходимое из общего фонда, деньги внутри кибуца не используются.

Идея общественного ведения хозяйства испытана временем, история кибуца насчитывает 90 лет. Конечно, представления первых основателей коммун претерпели изменения в современном мире. Остались основные принципы организации – использование общих средств производства и общественная форма организации быта.

Только в кибуце

Первое впечатление от кибуца — это поселение сельского типа. А вот планировка и архитектура кибуцев особенная. Это плод многолетнего опыта и фантазии кибуцников. В центре – комплекс общественных зданий: столовая, спортзал, бассейн. Далее по кругу расположена жилая зона. Следующим идет хозяйственный комплекс, промышленные строения,  поля и сады. Неизгладимое впечатление оставляет море зелени, ведь зачастую кибуц располагается посреди пустыни. Архитектуру современных кибуцев разрабатывали известные израильские архитекторы. Недаром на биеннале в Венеции именно архитектура кибуца представляла Израиль, и с немалым успехом.

Здесь любят гостей. Вас обязательно накормят в современной столовой, не уступающей богатым выбором хорошему ресторану. А то, что еда здесь натуральная, здоровая и отлично приготовленная, не вызывает сомнений. Можно выбирать из блюд то, что нравится. Местные жители не платят, а гостям нужно внести небольшую плату вне зависимости от количества съеденного.

В кибуцах есть, что посмотреть. В  Эйн-Геди создан ботанический сад, в Сде Бокер – музей Давида Бен-Гурион, в Эйн-Дор – археологический музей. В кибуцах есть спортивные клубы, танцевальные и драматические коллективы, оркестры.

Победивший коммунизм в отдельно взятом кибуце

Что привлекает в кибуцы людей? И общее хозяйство, и равное распределение дохода, и социальная защищенность. А главное то, что очень редко встречается в мире: взаимная поддержка, коллективный образ жизни, настоящая демократия в управлении, гордость за успехи кибуца.

А достижения кибуцев немалые. Достаточно привести две цифры: около 2% населения, живущих в кибуцах создают 40% сельскохозяйственной продукции страны. Оказывается, они выпускают и промышленную продукцию, причем достаточно сложную. В кибуце Изреэль создан робот для чистки воды бассейна, а со временем родилась компания «Майтроникс», выпускающая его для всего мира. Представьте себе, именно в кибуце запатентован метод капельного орошения, а кибуцы Хацерим, Магаль и Йифтах – мировые лидеры по производству поливных систем с использованием этого метода.

Получается, что такой коллективный способ жизни и деятельности дает отличный результат  в экономической сфере, и делает наполненной жизнь обычного человека. 

Законы кибуцев

Главными идейными вдохновителями создания сообществ стали И. Трумпельдор и Маня Шохат, которые считали такое движение ответом на все экономические и политические проблемы, сложившиеся из-за недостатка земель в стране, подходящих для заселения.

Жизнь в кибуцах Израиля проходит по определенным правилам, с соблюдением установленных законов:

  • коллективный труд на благо сообщества с целью интенсификации и увеличения производства;
  • принципы самоуправления в распределении работ и времени;
  • равные условия жизни для всех (коммунизм);
  • права всех жителей равны;
  • каждый член сообщества несет ответственность по отношению к другим;
  • все сферы хозяйства и общинная жизнь подчиняются четкой дисциплине;
  • каждый работник кибуца свободен в своих религиозных, политических и партийных убеждениях;
  • женщины имеют право открывать новые сферы труда;
  • дети воспитываются и питаются в общине до совершеннолетнего возраста;
  • пожилые работники имеют обеспечение по старости;
  • при выполнении домашней работы (стирка, приготовление еды, уборка и т.д.) женщины и мужчины наделены равными правами;
  • каждый член кибуца может участвовать в решении производственных проблем и повышении своей квалификации.

Первые репатрианты и члены кибуцев считались пионерами национального движения переселенцев, которое ставило целью равенство и социальную справедливость. Покупка земель для организации кооперативных товариществ проходила при содействии организаций «Еврейское колонизационное общество» и «Еврейский национальный фонд».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector