Религия в казахстане
Содержание:
Буддизм
Поскольку Буддизм является одной из трех мировых религий, а также является официальной религией значительного числа казахов Монголии, то он разрешен официальными властями Казахстана. Согласно данным посольства США в Казахстане, Буддизм в стране представлен 4 официальными организациями, 3 из которых представляют Корейский Дзен-буддизм (в Казахстане проживает самая многочисленная диаспора корейцев в СНГ) и 1 официальную линию Тибетского буддизма махаяны (это стало возможным благодаря расширяющимся сотрудничеству Казахстана с Индией и Монголией).
В настоящее время Буддизм в Казахстане представляют такие буддийские школы и направления:
Последователи школы Вонбульгё (Вон-буддизм).
Последователи тибетского буддизма (Ньингма, Кагью, Гелуг).
Последователи Дзен-буддизма.
Пока буддизм в Казахстане представлен достаточно слабо. В основном его исповедуют немногочисленная часть корейской диаспоры и калмыки. Однако интерес к нему среди казахов возрастает благодаря боевым искусствам которые может культивировать буддизм (таким как Шаолиньское УШУ, айкидо и т.д.). В официальной учебной литературе Казахстана отдельной графой описывается древняя тюркская религия — Тенгрианство, отмечается схожесть между этой древней национальной религией казахов между исламом и буддизмом одновременно, что может привести к возникновению новых форм буддизма махаяны интегрированных с исламом как пограничные формы Дзен.
Ислам и государство
В 1990 году Нурсултан Назарбаев , в то время первый секретарь Коммунистической партии Казахстана , создал государственную основу для ислама, отстранив Казахстан от власти Управления мусульман Центральной Азии, одобренного Советским Союзом и политически ориентированного религиозного управления для всей Центральной Азии. Вместо этого Назарбаев создал отдельный муфтият , или религиозный орган, для казахстанских мусульман.
Ориентируясь на исламские правительства соседних Ирана и Афганистана , авторы конституции 1993 года прямо запретили религиозные политические партии. Конституция 1995 года запрещает организации, которые стремятся разжигать расовую, политическую или религиозную рознь, и устанавливает строгий государственный контроль над иностранными религиозными организациями. Как и в предыдущей конституции 1995 года, Казахстан является светским государством; Таким образом, Казахстан — единственное центральноазиатское государство, конституция которого не придает особого статуса исламу. Однако в том же году Казахстан вступил в Организацию исламского сотрудничества . Эта позиция основывалась как на внешней политике правительства Назарбаева, так и на внутренних соображениях. Осознавая потенциал для инвестиций из мусульманских стран Ближнего Востока, Назарбаев посетил Иран, Турцию и Саудовскую Аравию ; в то же время он предпочитал рассматривать Казахстан как мост между мусульманским Востоком и христианским Западом. Например, первоначально он принял только статус наблюдателя в Организации экономического сотрудничества (ОЭС), все страны-члены которой являются преимущественно мусульманскими. Первая поездка президента в священный для мусульман Мекку , которая произошла в 1994 году, была частью маршрута, который также включал посещение Папы Иоанна Павла II в Ватикане .
Иудаизм
История проникновения иудаизма на территорию Казахстана имеет древние корни. В частности, иудаизм проник в Хазарский каганат — древнее тюркское государство. Известно, что правители Хазарии перешли в иудаизм по собственной инициативе в нач. IX века. По легенде это произошло в ходе диспута, устроенного между представителями трёх вер. Замена языческих верований монотеистической религией закономерный шаг, характерный для всех государств, достигших определённой (более высокой) стадии развития. Через него в разное время проходили все кочевые каганаты Евразийских степей и все соседи Хазарии (Дунайская и Волжская Болгарии, Русь, Алания). Хазарский случай уникален тем, что в качестве официальной религии был выбран иудаизм, который по своей природе является национальной религией евреев и не предусматривает обращение других народов. Кроме того, у евреев с эпохи Рассеяния не было государственности.Согласно собственно хазарской традиции, отражённой в произведениях т. н. Еврейско-хазарской переписки, причиной предпочтения иудаизма стало то, что его положения являются общими для христианства и ислама. Современные историки среди реальных причин выбора называют стремление хазар сохранить независимость от враждебных Византии и Арабского халифата и указывают на связь правящего хазарского клана с еврейскими общинами, издавна жившими на территории страны. Есть основания полагать, что иудаизация была связана с борьбой за власть. Инициаторами смены веры выступали не каганы, опорой которых был языческий культ, а представители другого знатного рода — беки («цари»), которым удалось лишить каганов реальной власти. Некоторые источники связывают евреев Восточного Кавказа (нынешних горских евреев), к тому времени единственных носителей монотеистической религии в регионе, с принятием Хазарами иудаизма.В 1827 году российский император Николай I подписал указ о натуральной воинской повинности для евреев (кантонисты), в соответствии с которым ежегодно царскую армию должны были пополнять по 10 рекрутов возрастом от 12 до 25 лет с каждой тысячи еврейских мужчин. Совершеннолетних определяли на действительную службу, а малолетних направляли в кантонистские школы «для приготовления к службе» в отдаленные, зачастую с суровыми климатическими условиями регионы Российской империи. Таким образом, множество еврейских юношей оказались в Казахстане.
Примерно в 1870 году в городе Верном (нынешнем Алматы) сложилась первая еврейская община, состоявшая из николаевских солдат и их потомков. Их было немного — не более ста человек. Они открыли первую синагогу в простой деревянной избе в 1884 году и добились регистрации еврейского молитвенного общества в 1907 году.
Сегодня в Казахстане действует движение Хабад Любавич.
С 1994 г. главным раввином Казахстана является раввин Ешая Элазар Коген.
Открылись синагоги в Алмате, Астане, Усть-Каменогорске, Павлодаре и Кустанае. В каждом из этих городов теперь есть раввин, общинный центр, сеть синагог, учебные заведения для детей, поставка кашерных продуктов. В Казахстане в настоящее время представлена лишь одна ветвь иудаизма — ортодоксальная.
Религиозная демография
Дунганская мечеть в Караколе. Дунгане — этническая китайская мусульманская группа.
Ислам — самая распространенная вера. По оценкам CIA World Factbook, по состоянию на 2017 год 90% населения составляют мусульмане, большинство из которых — сунниты . В стране мало шиитов (около тысячи). По данным SARA, по состоянию на май 2007 года насчитывалось 1 650 мечетей , из которых 1 623 были зарегистрированы. Также было семь институтов высшего исламского обучения.
По оценке ЦРУ, 7 процентов населения — христиане, в том числе 3 процента — русские православные. В стране 44 русских православных церкви, 1 женский православный монастырь и 1 приходская школа .
Русский православный собор в Бишкеке
Другие религиозные группы составляют очень небольшой процент населения. Адвентистов седьмого дня Церковь действует 30 церквей по всей стране. В Католики проводить богослужения в трех церквях, расположенных в Джалал — Абадской , Таласской и Бишкеке . Небольшая еврейская община управляет одной синагогой в Бишкеке и организует внутренние культурологические исследования и гуманитарные услуги, в основном продовольственную помощь пожилым людям и людям с ограниченными возможностями независимо от веры. Один буддийский храм, известный как «Чамсен», существует с 1996 года и служит местной небольшой буддийской общине. Существует 12 зарегистрированных молитвенных домов Веры Бахаи . Кроме того, зарегистрировано 240 протестантских молельных домов. Церковь Иисуса Христа — крупнейшая протестантская церковь страны, насчитывающая около 10 филиалов и около 11 тысяч членов, из которых примерно 40 процентов — этнические кыргызы. Другие протестантские общины включают баптистов , пятидесятников , лютеран , внеконфессиональных протестантов, пресвитериан и харизматов . Есть также синкретические религиозные обряды. Официальной оценки количества атеистов нет .
Ислам широко исповедуется по всей стране как в городских, так и в сельских районах. Русское православие обычно сосредоточено в городах с большим этническим русским населением. Другие религиозные группы чаще практикуют в городах, где, как правило, сосредоточены их более мелкие общины. Есть корреляция между этнической принадлежностью и религией; преимущественно мусульманские этнические группы — кыргызы (73,5% всего населения); Узбеки (14,7%); и дунгане (этнические китайские мусульмане ) (1,1%); с уйгурами (этническими тюркскими мусульманами ) и другими в оставшихся 5,2%. Этнические русские обычно принадлежат либо к Русской православной церкви, либо к одной из протестантских конфессий. Однако некоторые христианские пасторы отметили, что число этнических кыргызов, принявших христианство, значительно выросло за год, охватываемый данным отчетом. Религиозная практика на юге страны более традиционна и набожна, чем на севере. По оценкам некоторых ученых, общее число киргизов-мусульман, принявших христианство, составляет от 25 000 до 50 000 человек.
В стране свободно действуют миссионерские группы. SARA зарегистрировала миссионеров со всего мира, представляющих около 20 религиозных групп и конфессий. По данным SARA, с 1996 года было зарегистрировано 1133 миссионера, из которых 263 были мусульманами, а остальные представляли другие, в основном христианские, религиозные группы. В течение периода, охватываемого настоящим отчетом, было зарегистрировано 111 миссионеров, из которых 80 были христианами и 31 — мусульманами. Миссионеры, распространяющие догмы, несовместимые с традиционными обычаями местных мусульман, подлежат изгнанию. По данным SARA, из примерно 20 миссионеров, изгнанных с 1991 года, все представляли различные «тоталитарные секты», группы, которые ГКДР считал несовместимыми со стандартными принципами традиционных мировых религиозных групп.
Согласно недавнему опросу World Values Survey , в 2019 году 85,7% населения являются мусульманами, 7,1% — христианами, 0,3% исповедуют другие религии, 6% не имеют религиозной принадлежности и 1,1% отказались отвечать или не ответили. знать.
Ислам
Ислам является основным религиозным институтом Казахстана. Казахи – мусульмане суннитского вероисповедания ханифитского толка.Распространение ислама на территории современного Казахстана было процессом, затянувшимся на несколько столетий. Вначале мусульманство проникло в южные районы. Уже к концу Х в. ислам утвердился среди оседлого населения в Семиречье и на Сырдарье. Ислам стал религией тюркской империи Караханидов, возникшей в Семиречье в Х в. Памятник той эпохи – сочинение Юсуфа Баласагунского (1015-1016) “Кудатгу билик”, в котором получила отражение мусульманская идеология. Для него характерна терпимость к инакомыслию, признание свободы мнений в религии, отсутствие фанатичной строгости в соблюдении обрядовых и правовых норм шариата. К тому же укоренение ислама в Казахстане произошло в неразрывной связи с домусульманскими верованиями, в частности с зоорастризмом и тенгрианством. Более того, национальная идентичность казахов испокон веков основана на началах этничности и национальной государственности. Поэтому вряд ли в этой стране ислам может приобрести фундаменталистические черты. За всю историю независимого Казахстана не произошло ни одного террористического акта или конфликта на религиозной почве. Ислам в Казахстане исповедуют в основном тюркские и кавказские народы Республики.
Религия в современном Казахстане сегодня
7.1 Современное состояние религии в Казахстане
В 2011 году Казахстан отметил двадцатилетие своей независимости. За эти годы произошёл настоящий ренессанс религии в культуре современного Казахстана, численность религиозных объединений возросла в 6 раз.
Сегодня страну наводнили различные религиозные миссии, ранее неизвестные никому. В борьбе за влияние на верующих они нередко теснят традиционные религии Казахстана, вызывая межконфессиональные противоречия. Однако сейчас, по-прежнему, доминирующую часть верующего населения страны составляют мусульмане и православные христиане.
7.2 Отношение к религии парламентских партий Казахстана
В парламенте страны состоят три политические партии и относятся к религии они таким образом:
- правящая партия «Нур-Отан» не упоминает в своей доктрине ни одну религию;
- оппозиционная Коммунистическая партия пропагандирует принципы атеизма;
- демократическая партия «Ак жол» поддерживает традиционные религии — ислам и христианство.
Ислам
Ислам является основным религиозным институтом Казахстана. Казахи – мусульмане суннитского вероисповедания ханифитского толка.Распространение ислама на территории современного Казахстана было процессом, затянувшимся на несколько столетий. Вначале мусульманство проникло в южные районы. Уже к концу Х в. ислам утвердился среди оседлого населения в Семиречье и на Сырдарье. Ислам стал религией тюркской империи Караханидов, возникшей в Семиречье в Х в. Памятник той эпохи – сочинение Юсуфа Баласагунского (1015-1016) “Кудатгу билик”, в котором получила отражение мусульманская идеология. Для него характерна терпимость к инакомыслию, признание свободы мнений в религии, отсутствие фанатичной строгости в соблюдении обрядовых и правовых норм шариата. К тому же укоренение ислама в Казахстане произошло в неразрывной связи с домусульманскими верованиями, в частности с зоорастризмом и тенгрианством. Более того, национальная идентичность казахов испокон веков основана на началах этничности и национальной государственности. Поэтому вряд ли в этой стране ислам может приобрести фундаменталистические черты. За всю историю независимого Казахстана не произошло ни одного террористического акта или конфликта на религиозной почве. Ислам в Казахстане исповедуют в основном тюркские и кавказские народы Республики.
История христианства Казахстана
В VI веке в Средней Азии возникла новая кочевая империя. Новые завоеватели — тюрки, вышедшие из Алтая, в короткое время подчинили себе все народы от Великого океана до Черного моря. Образование тюркского каганата привело к восстановлению торговых путей, связывавших Иран с Центральной и Средней Азией и Дальним Востоком. С оживлением торговли происходит усиление миссионерской деятельности несторианской церкви.
После смерти тюркского хана Тобо (581г.) империя тюрков распалась на два государства — восточное и западное. Центром последнего, как и большинства последующих кочевых государств в западной части Средней Азии, была прежняя земля усуней, т. е. Семиречье. Наиболее распространенной религией среди тюрков являлось, вероятно, христианство манихейского толка. Но поскольку к тому времени в этих пределах благодаря согдийцам уже довольно широко распространилось христианство, последующие годы оно было воспринято и тюркскими племенами Средней Азии. По свидетельству писателя Феофана у восточно-тюрских пленных, захваченных византийцами в 561 году и отправленных Нарзесом к императору Маврикию, были заметны на лице черные точки, расположенные крестом. Пленники объяснили, что во время заболеваний от чумы соплеменники христиане научили их изображать крест на лбу во избежание болезни. Подобное свидетельство встречаем у писателя Феофилакта Симокатты, который отмечает, что в 591 году, когда был разбит отложившийся от Хосарва II военноначальник Бахрам Чубин, в плен взяты воевавшие на его стороне тюрки — войско его союзника, тюркского правителя Бухары. Многие из них так же имели на лбу знак креста.Другое направление христианства — несторианство, получило признание среди найманов, переселившихся в конце XII-нач. XIII вв. из Центральной Азии в Восточный Казахстан и в Семиречье.
История протестантской религии
После присоединения Казахстана к Российской империи в 1731 году сюда хлынули не только военные, но и торговый люд. Огромные и практически неосвоенные земли сулили баснословные барыши.
Поскольку царское правительство было заинтересовано в развитии торговли и ремесла, то были изданы законы, разрешающие беспошлинную торговлю и выданы государственные субсидии. Военные крепости, появившиеся на севере и северо-востоке страны, скоро превратились в торговые города.
В Казахстан хлынул огромный людской поток: чиновники, купцы, ремесленники, крестьяне. Среди них было много немцев и прибалтов, являвшихся протестантами: баптистами, лютеранами и меннонитами.
Переселенные в Казахстан в сороковые годы немцы и поляки были частично католиками, частично протестантами. В пятидесятые годы появилось множество действующих нелегально молельных домов.
После обретения независимости казахстанская католическая и реформаторская церкви получали помощь из стран Запада, преимущественно из Польши и Германии. Были построены новые костелы и храмы, открыты церковные школы, были выделены значительные суммы в виде гуманитарной помощи.
Католичество
Файл:Catholic kazakhstan rus.gif 250px
ссылкинемцевукраинцевполяковблажАлексей ЗарицкийАлександр ХираВладислав БуковинскийOFMCapНикита Будка
Исторической вехой католичества Казахстана явился официальный визит в страну 22-25 сентября 2001 года Святого Отца Иоанна Павла II. Папа встретился с президентом страны Н.А.Назарбаевым и другими официальными лицами, а также с народом во время Святой Мессы на площади Матери-Родины в Астане; с молодёжью в Евразийском университете и с представителями науки и культуры в Конгресс Холле. Президент говорил: «Сегодня Католическая Церковь активно восстанавливает свою традиционную миссию: возводятся храмы, открываются новые приходы. Велики её заботы в делах миротворчества, просветительства и благотворительности. Католики, как и представители других религий, стремятся к укреплению единства и согласия всего народа Казахстана». Папа Римский в ходе встречи провел встречу с духовенством Казахстана, епископами, священниками, монашествующими и верующими.Этот исторический визит в Казахстан состоялся как визит лидера мировой религии, человека великой веры, свидетеля Христа неутомимого гуманиста, равно как и человека великой любви ко всем, особенно бедным и угнетённым. Папа посетил Казахстан в критический момент событий мирового масштаба (теракт в Нью — Йорке 11 сентября 2001 г.), и тем более настойчиво прозвучал его голос в пользу молитвы, к которой он призывал верующих мусульман и христиан с тем, чтобы они вместе строили цивилизацию любви, а не насилия.
Папа говорил, что видит в Казахстане великую семью разных народов. Папа был тронут гостеприимством на всех уровнях, о чём неоднократно, к гордости принимавших его, повторял в своих отзывах. «Долгое время я желал этой встречи, и велика моя радость — суметь заключить в объятия с восхищением и любовью всех жителей Казахстана»,- говорил понтифик.
В 1991 году была учреждена апостольская администратура Казахстана, охватывавшая также Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан (миссии sui juris в этих странах были выделены из ее состава в 1997 году). В настоящее время на территории Казахстана действует четыре ординариата Католической Церкви латинского обряда: архиепархия Пресвятой Девы Марии с центром в Астане, епархия Пресвятой Троицы с центром в Алма-Ате, Карагандинская епархия и апостольская администратура с центром в Атырау. Действует также несколько приходов грекокатоликов. Общее число католиков по данным на 2004 год оценивается в 183 тыс. человек. По данным на тот же год, в стране было 72 католических священника и несколько сот монахинь.
История[ | ]
Основная статья: Христианство в Казахстане
Православие (в его русской традиции) появляется на территории Казахстана в ходе русского освоения Сибири и Дальнего Востока на севере современного Казахстана, хотя первые формы христианства несторианского толка проникли на территорию Средней Азии и Южного Казахстана вдоль великого шёлкового пути с юго-востока в IV—V веках и сохраняли доминирующее положение в регионе до VII—VIII веков, когда арабское завоевание принесло с собой ислам в междуречье Амударьи и Сырдарьи.
В 1871 году была основана Алма-Атинская и Семипалатинская епархия с центром в городе Верный. В 1890 году в Перовске начато строительство храма иконы Божией Матери , в 1891 году в Уральске был заложен храм Христа Спасителя, а в 1903 году положено начало Софийского кафедрального собора города Верный. В 1914 году учреждена Петропавловская и Булаевская епархия.
Еще в XIX веке для проповеди православия на землях северного Казахстана была основана Киргизская духовная миссия (в царской России казахов называли киргизами или киргиз-кайсаками), которая просуществовала до 1917 года, будучи закрыта в плане всеобщей борьбы коммунистического правительства с религией.
Ислам
Файл:Almaty-kazakhstan 5.jpg Центральная мечеть города Алма-Ата
Ислам является основным религиозным институтом Казахстана, мусульмане составляют св. 70 % населения страны. Казахи — мусульмане суннитского вероисповедания ханафитского мазхаба.
Распространение ислама на территории современного Казахстана было процессом, затянувшимся на несколько столетий. Вначале ислам проник на юг современной территории Казахстана в VIII веке. И уже к концу Х в. ислам утвердился среди оседлого населения в Семиречье и на Сырдарье.
По некоторым данным, первым толчком к распространению ислама стала Таласская битва -го года. При которой тюрки Тюргешского каганата, объединившись с войсками Аббасидского халифата одержали победу над войсками танского Китая. Победа в сражении, остановило экспансию Таньской империи на запад, и позволило исламу утвердиться среди оседлого населения Семиречья и на Сырдарье к концу Х века.
Ислам стал религией тюркской империи Караханидов, возникшей в Семиречье в Х в. Памятник той эпохи — сочинение средневекового тюркского писателя Юсуфа Баласагунского (1015—1016) «Кудатгу Билиг», в котором получила отражение исламская идеология. Для него характерна терпимость к инакомыслию, признание свободы мнений в религии, отсутствие фанатичной строгости в соблюдении обрядовых и правовых норм шариата. К тому же укоренение ислама в Казахстане произошло в неразрывной связи с доисламскими верованиями, в частности с зороастризмом и тенгрианством.
Ислам в Казахстане исповедуют в основном тюркские и кавказские народы, а также таджики.
Шаблон:See also
Религиозная принадлежность населения Казахстана
Казахстан сегодня представляет собой унитарную республику с президентской формой правления. Конституция определяет республику светским государством, но гарантирует полную свободу вероисповедания для населения.
Религия Казахстана кратко: согласно статистическим данным, в Казахстане функционирует 46 конфессий и доминаций, представляющие интересы многоэтничного народа. В настоящее время в республике насчитывается порядка 4200 религиозных общин и объединений, действуют около 3200 различных молитвенных домов, церквей и мечетей.
1.1. Какая основная религия преобладает в Казахстане?
В ходе переписи населения в 2009 году жителям Казахстана задавался вопрос об отношении к религии. Процентное соотношение представителей преобладающих религий оказалось следующим: около 97% респондентов отнесли себя к той или иной вере, а 3% опрашиваемых отказались от ответа, либо заявили о своём атеизме.
1.2. Казахстан религия в процентах:
- мусульмане — 70,19%;
- христиане — 26,17%;
- буддисты — 0,09%;
- иудеи — 0,03%;
- другие религии — 0,19%;
- атеисты — 2,81%;
- не дали ответа — 0,51%.
Исторически и культурно сложилось, что общество в республике ориентировано на две традиционные распространенные религии — суннитский ислам и православное христианство. Более 11 миллионов жителей Казахстана, среди которых казахи, узбеки, киргизы и другие, исповедуют суннитский ислам, азербайджанцы же придерживаются шиитского направления ислама. Последователи христианства в республике — это в основном русские, украинцы, белорусы.
Буддизм
Поскольку Буддизм является одной из трех мировых религий, а также является официальной религией значительного числа казахов Монголии, то он разрешен официальными властями Казахстана. Согласно данным посольства США в Казахстане, Буддизм в стране представлен 4 официальными организациями, 3 из которых представляют Корейский Дзен-буддизм (в Казахстане проживает самая многочисленная диаспора корейцев в СНГ) и 1 официальную линию Тибетского буддизма махаяны (это стало возможным благодаря расширяющимся сотрудничеству Казахстана с Индией и Монголией).
В настоящее время Буддизм в Казахстане представляют такие буддийские школы и направления:
Последователи школы Вонбульгё (Вон-буддизм).
Последователи тибетского буддизма (Ньингма, Кагью, Гелуг).
Последователи Дзен-буддизма.
Пока буддизм в Казахстане представлен достаточно слабо. В основном его исповедуют немногочисленная часть корейской диаспоры и калмыки. Однако интерес к нему среди казахов возрастает благодаря боевым искусствам которые может культивировать буддизм (таким как Шаолиньское УШУ, айкидо и т.д.). В официальной учебной литературе Казахстана отдельной графой описывается древняя тюркская религия — Тенгрианство, отмечается схожесть между этой древней национальной религией казахов между исламом и буддизмом одновременно, что может привести к возникновению новых форм буддизма махаяны интегрированных с исламом как пограничные формы Дзен.
Ислам в Казахстане
На территорию современного Казахстана ислам принесли арабы-миссионеры следующие по Шелковому пути ближе к концу VII века. Они первыми повлияли на то, какая религия в Казахстане сейчас. Миссионеры трудились на духовном поприще и в VIII веке, убеждая и подавая личный пример своей благочестивой жизнью.
Отправной точкой для становления ислама в Средней Азии является победа в 751 году над китайским войском арабского в Таласской битве.
Но традиционно считается, что развитие мусульманской религии в Казахстане шло мирным путем, с помощью внедрения духовных ценностей в законодательство. А также просветительским путем. Мусульманские духовные представления созвучны многим историческим традициям жизни кочевых племен Центральной Азии.
Поэтому, когда говорят о государственной религии Казахстана — подразумевают ислам. В более узком значении — суннизм. Верховный муфтий, глава духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) Ержан Маямеров на фото — руководитель исламской общины всей страны, которая включает более двух тысяч религиозных объединений. Деятельность ДУМК основана на ханафитском мазхабе.
Веры [ править ]
Ислам править
Мечеть Машхур Джусуп в Павлодаре , Казахстан; Казахи преимущественно исповедуют суннитский ислам
Ислам — наиболее распространенная религия в Казахстане; он был завезен в регион в 8 веке арабами. Традиционно этнические казахи — мусульмане-сунниты, которые в основном следуют ханафитской школе. Казахи, включая другие этнические группы мусульманского происхождения, составляют более 90 процентов всех мусульман. В южном регионе страны самая высокая концентрация самоидентифицированных практикующих мусульман.
Христианство править
Вознесенский собор в Алматы
Христианство в Казахстане — вторая по распространенности религия после ислама . Большинство христианских граждан — это русские и в меньшей степени украинцы и белорусы , принадлежащие к Русской Православной Церкви . Согласно переписи населения 2009 года, примерно 26% населения Казахстана идентифицируют себя как христиане. 1,5 процента населения составляют немцы , большинство из которых исповедуют католицизм или лютеранство . Есть также много пресвитериан , Свидетелей Иеговы , адвентистов седьмого дня и пятидесятников.. Методисты , меннониты и мормоны также зарегистрировали церкви в правительстве. По переписи 2009 года в Казахстане было 4 214 232 христиан. «Казахстан — странное ядро традиционалистского католицизма», — заявил католический писатель Росс Даутат в 2018 году.
Вера Бахаи править
Вера Бахаи в Казахстане начался в религии в бывшем Советском Союзе . До этого Казахстан , как часть Российской империи , имел косвенный контакт с верой бахаи еще в 1847 году. После прихода пионеров бахаи община стала крупнейшей религиозной общиной после ислама и христианства. , правда, всего несколько процентов нации. К 1994 году Национальное Духовное Собрание Казахстана было избрано и община начала умножать свои усилия по различным интересам. ВАссоциация архивов религиозных данных (опирающаяся на Всемирную христианскую энциклопедию ) оценила примерно в 7000 бахаи в 2010 году
Иудаизм править
Синагога Хабад-Любавич в Алматы, изображенная на почтовой марке Казахстана в 2006 году.
Казахские евреи имеют давнюю историю. Есть приблизительно 12 000 до 30 000 евреев в Казахстане , менее 1% населения. Большинство казахских евреев — ашкенази и говорят по- русски .
Индуизм править
Индусы в Казахстане в основном принадлежат к секте ИСККОН и индусам диаспоры из Индии. Индийская община в Центральной Азии, которая включает Казахстан, Узбекистан и Туркменистан, насчитывает всего 2732 человека из общей численности населения в 55,5 миллиона человек. Он состоит в основном из NRI.
Тенгризм править
Тенгризм — это центральноазиатская характерны шаманизм , анимизм , тотемизм , поли- и монотеизм и поклонение предкам . Это преобладающая религия тюрки , монголы , венгры , Хунну и гунны , и религия пяти древних тюркских государств: Göktürk каганата , Западный Тюркский каганат , Великая Болгария , Болгарская империя и Восточная Tourkia (Хазария) . ВИрк Битиг , Тенгри упоминается как Türük Tängrisi (Бог тюрков).
Тенгрианцы считают, что их существование поддерживается вечным голубым небом (Тенгри), плодородным духом матери-земли ( Умай ) и правителем, который считается святым духом неба. Небо, земля, духи природы и предки удовлетворяют все нужды и защищают всех людей. Живя честной и уважительной жизнью, человек будет поддерживать равновесие в своем мире и совершенствовать своего личного Ветряного Коня , или духа. Сообщается, что гунны Северного Кавказа верили в двух богов: Тангри-хана (или Тенгри-хана), которого считали тождественным персидскому Аспандиату и которому приносили в жертву лошадей, и Куара (чьи жертвы поражались молнией). Тенгрианство практикуется в Саха , Бурятии , Туве и Монголии.параллельно с тибетским буддизмом и бурханизмом .