Административное деление россии (мир российского государства)

Зачем необходимо такое устройство

Административное деление государства необходимо для:

  • Обеспечения гражданам возможностей доступа к образованию, культуре, спорту, медицине. Так, в каждом из федеральных округов имеется Государственный Федеральный Университет. К системе административных субъектов привязаны транспортные схемы, сети медицинских центров, культурные и спортивные учреждения. Как правило, эти объекты располагаются в столицах округов, краев, республик или областных центрах;
  • Планирования путей развития каждого региона с учетом его особенностей: климатических, социальных, природных и других;
  • Эффективного управления. Регионами России управляют региональные парламенты и губернаторы.

Рис. 1. Карта субъектов РФ.

Автономные округи – созданы по национально-территориальному принципу, их 4 (Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский), являются субъектами Федерации, имеют свои парламенты и законодательство. А федеральные округи: созданы как территории, куда назначается ответственный представитель Президента РФ, не имеют собственного управляющего аппарата и законодательства, объединяют в себе несколько субъектов Федерации при этом сами такими субъектами не являются. Их 8: Центральный, Южный, Северо-Западный, Дальневосточный, Сибирский, Уральский, Приволжский, Северо-Кавказский.

Экономические районы Российской Федерации

Территориальное деление России на экономические районы называется экономическим районированием России. Экономические районы – это территории, внутри которых формируется и развивается специализированное хозяйство, являющееся частью народного хозяйства Российской Федерации и взаимосвязанное с другими его частями обменом производимых в них товаров и другими экономическими отношениями.

В настоящее время в Российской Федерации используется деление территории Российской Федерации на 11 экономических районов.Калининградская область не включена в состав ни одного экономического района. В соответствии с Федеральным законом № 16-ФЗ от 10 января 2006 года «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» Калининградская область наделена статусом особой экономической зоны. В соответствии с Федеральным Законом в Калининградской области действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности.

Крупные экономические районы являются высшим звеном экономического районирования и используются для общегосударственного территориального управления экономкой. Это четко специализированные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая большой численностью населения и значительной территорией, а также разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию

Состав экономических районов 

Район

Субъекты РФ

Площадь, тыс. км²

1. Центральный

1.       Брянская область

2.       Владимирская область

3.       Ивановская область

4.       Калужская область

5.       Костромская область

6.       Московская область

7.       Орловская область

8.       Рязанская область

9.       Смоленская область

10.   Тверская область

11.   Тульская область

12.   Ярославская область

13.   Москва

482,3

2. Центрально-Чернозёмный

1.       Белгородская область

2.       Воронежская область

3.       Курская область

4.       Липецкая область

5.       Тамбовская область

167,9

3. Восточно-Сибирский

1.       Республика Бурятия

2.       Республика Тыва

3.       Республика Хакасия

4.       Забайкальский край

5.       Красноярский край

6.       Иркутская область

4155

4. Дальневосточный

1.       Республика Саха (Якутия)

2.       Камчатский край

3.       Приморский край

4.       Хабаровский край

5.       Амурская область

6.       Магаданская область

7.       Сахалинская область

8.       Еврейская автономная область

9.       Чукотский автономный округ

6169,3

5. Северный

1.       Республика Карелия

2.       Республика Коми

3.       Архангельская область

4.       Вологодская область

5.       Мурманская область

6.       Ненецкий автономный округ

1476,6

6. Северо-Кавказский

1.       Республика Адыгея

2.       Республика Дагестан

3.       Республика Ингушетия

4.       Кабардино-Балкарская Республика

5.       Карачаево-Черкесская Республика

6.       Республика Крым

7.       Республика Северная Осетия — Алания

8.       Чеченская Республика

9.       Краснодарский край

10.   Ставропольский край

11.   Ростовская область

12.   Севастополь

382,1

7. Северо-Западный

1.       Ленинградская область

2.       Новгородская область

3.       Псковская область

4.       Санкт-Петербург

195,2

8. Поволжский

1.       Республика Калмыкия

2.       Республика Татарстан

3.       Астраханская область

4.       Волгоградская область

5.       Пензенская область

6.       Самарская область

7.       Саратовская область

8.       Ульяновская область

539,8

9. Уральский

1.       Республика Башкортостан

2.       Республика Удмуртия

3.       Пермский край

4.       Курганская область

5.       Оренбургская область

6.       Свердловская область

7.       Челябинская область

823,3

10. Волго-Вятский

1.       Республика Марий Эл

2.       Республика Мордовия

3.       Чувашская Республика

4.       Кировская область

5.       Нижегородская область

264,8

11. Западно-Сибирский

1.       Республика Алтай

2.       Алтайский край

3.       Кемеровская область

4.       Новосибирская область

5.       Омская область

6.       Томская область

7.       Тюменская область

8.       Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

9.       Ямало-Ненецкий автономный округ

2454

Особая экономическая зона

1.       Калининградская область

15,1

Особенности устройства СССР

Понять сущность административно-территориального деления России можно, только обратившись к устройству СССР. Отметим, что число уровней в иерархиях экономически процветающих и политически стабильных государств составляет не более трех, в крайнем случае четырех. Увеличение их количества приводит, как правило, к конфликтам между различными уровнями. В СССР число их составляло пять в республиках, имевших районное деление (поселение — город — район — республика -СССР) и шесть в республиках, имевших областное деление (поселение — район — город -область(край) — республика — СССР). Распад Советского Союза, как и регионализацию современной России, можно воспринимать как деформацию структуры иерархий устройства политико-территориального, которая сопровождалась уменьшением числа уровней.

Федеральные округа

Федеральные округа Российской Федерации созданы в соответствии с Указами президента России.

Федеральный округ России не является субъектом федерации или какой-либо конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации. Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе не обладает никакими конституционными полномочиями — он является представителем Президента и сотрудником администрации Президента.

Название округа Административный центр Кол-во субъектов РФ Площадь (тыс. км2)
Центральный федеральный округ Москва 18 652, 8
Южный федеральный округ Ростов-на-Дону 6 416, 84
Северо-Западный федеральный округ Санкт-Петербург 11 1 677, 9
Дальневосточный федеральный округ Хабаровск 9 6 215, 9
Сибирский федеральный округ Новосибирск 12 5 114, 8
Уральский федеральный округ Екатеринбург 6 1 788, 9
Приволжский федеральный округ Нижний Новгород 14 1 038
Северо-Кавказский федеральный округ Пятигорск 7 172, 36

Что такое административно-территориальное устройство

Административно-территориальное устройство государства — это деление территории страны на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Различают следующие формы административно-территориального устройства стран.

Федеративная

Федерация — это страна, состоящая из государственных образований, обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью в рамках такой страны.

Эти гособразования называются субъектами Федерации.

Субъекты Федерации наделены рядом полномочий во внутренней политике страны (например, принимают законы по ограниченному кругу полномочий, сами устанавливают систему региональных и местных органов власти), однако государственным суверенитетом не обладают.

Примеры стран-федераций:

  • Россия (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ);
  • США;
  • Мексика;
  • Канада.

Унитарная

Унитарное государство состоит из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью, т. е. таких, которые сами не заключают международные договоры, не имеют собственных органов управления, не подчиненных центральному управлению.

В унитарном государстве едино все: конституция, законодательство, система управления, соподчиненная центру. Все государственные, в том числе судебные, органы составляют единую систему, действуют на основе единых правовых норм, в рамках одной налоговой и финансовой политики.

Унитарные государства по признаку централизации бывают:

  • Централизованными. В них региональные органы власти возглавляются должностными лицами, назначаемыми из центра. К таким государствам относятся Великобритания, Швеция, Дания и др.
  • Децентрализованными. Региональные органы формируются независимо от центральных. Например, Франция, Италия, Испания.

По признаку наличия автономий унитарные государства дифференцируются:

  • На простые. Либо в принципе не делятся на административно-территориальные единицы (например, Мальта, Бахрейн), либо делятся, но в их составе отсутствуют автономии (например, Польша, Франция, Колумбия).
  • Сложные. Имеют в своем составе хотя бы одну автономию. Например, Дания, Испания и т. д.

Конфедеративная

 Конфедерация признается формой государственного устройства во многих источниках. Однако надо признать, что эта форма:

  • нестабильна и носит временный характер;
  • ближе к союзу государств, чем к единому государству.

Конфедерация создается для решения конкретных задач, в связи с этим у каждой из ее составляющих свое законодательство, бюджет, армия, валюта. Может быть ряд общих государственных органов.

Например:

  1. Сенегамбия — объединение Сенегала и Гамбии с 1982 по 1989 год (была общая армия и силы безопасности), затем распалась.
  2. Конфедерация в США в период 1781–1878 годов (общая Конституция и конгресс, который не имел права принимать законы по важнейшим вопросам вроде налогов и пошлин), преобразовалась в Федерацию.

Важно! Некоторые авторы называют в качестве формы госустройства содружество, сообщество стран, ассоциацию, союз и др. Однако эти организационные формы не являются именно формами государственного устройства, т. к. это объединения отдельных стран

это объединения отдельных стран.

Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Исторические изменения

Важно понимать, что Россия является самой большой по площади и совокупным территориям государством. Но численность субъектов не всегда была таковой, таблица с номерами субъектов изменялась

Особенно интенсивно этот процесс происходил в момент распада СССР. Вот какие основные события произошли в этот период:

  • Союзные Республики приобрели независимость.
  • Некоторые автономные области, как например, Хакасская, Адыгейская Карачаево-Черкесская стали республиками.
  • Некоторые области стали именоваться по-другому. Так, например, Горьковская стала именоваться Нижегородской.
  • Произошло разделение чеченского и ингушского народов, которые вошли в состав России самостоятельными структурными единицами.
  • На момент принятия конституции страны, в 1993 году все структурные элементы страны стали равноправными субъектами РФ.
  • После этого момента произошло еще несколько территориальных изменений. Все они были направлены на объединение и укрупнение.
  • Отдельными изменениями стали – укрупнение территории Москвы в 2012 году за счет присоединения некоторых районов Московской области. А также в 2014 году в состав страны вошла территория полуострова Крым. Причем, сразу двумя образованиями – городом федерального значения и остальной частью полуострова.

В связи с определенными историческими этапами, становится понятно, что территориальные разделения или, вернее сказать объединения и укрупнения становятся только больше. Поэтому, возможно в дальнейшей перспективе, стоит ожидать и дальнейших изменения в территориальном составе, как по численности, так и с точки зрения изменения границ. Стоят на повестке дня укрупнение нескольких областей, с дальнейшим изменением их территориальных границ.

Нюансы статуса

Говоря кратко, статусные особенности субъектов заключаются в том, что они непосредственно подчинены федеральным властям. Однако у них имеется определенный уровень самостоятельности. По закону им предоставлены следующие права:

  • Иметь по 2 представителя в Совете Федерации.
  • Управлять регионом в рамках свободы, предоставленной федеральным законодательством.

У них есть возможность учреждать собственные властные и судебные структуры. Все территориальные объекты равноправны.

У некоторых республик предусмотрено наличие народной законодательной инициативы. Например, в Тыве с предложением изменить конституцию может выступать группа избирателей численностью не меньше тысячи человек. Для других субъектов правила схематично указаны в таблице.

Название местности Необходимое число электората (тыс.)
Ингушетия 10
Удмуртия 50

Еще одна немаловажная особенность согласно положению Конституции за 2018 год — установление своего государственного языка. Он употребляется наряду с основным (русским).

Объединение регионов

Основная статья: Объединение регионов России

7 марта проведён референдум по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 декабря .

17 апреля проведён референдум по присоединению Таймырского и Эвенкийского автономных округов к Красноярскому краю. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Присоединение вступает в силу 1 января .

23 октября проведён референдум по объединению Камчатской области и Корякского автономного округа в Камчатский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступает в силу 1 июля .

16 апреля проведён референдум по присоединению Усть-Ордынского Бурятского автономного округа к Иркутской области (предлагавшиеся названия Ангарский, Приангарский или Прибайкальский край не утверждены). Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Присоединение вступает в силу 1 января .

Урал

(Регион «миллионников»)

Городское население свыше 70%

Промышленный регион, с хорошими перспективами подъема промышленности, с хорошей инфраструктурой, самодостаточный. Отсюда, возможные сложности торговли, при несомненно высоких экономических показателях. Достаточный ассортимент ТНП производится в регионе, где и потребляется без наценок, неизбежных при транспортировке.
Специфика хороших продаж: «продается то, что рекламируется» и «хорошо продаются новинки». Хорошо налаженные транспортные потоки Москва-Екатеринбург. Москва-Башкирия. Последний стоит несколько обособленно от всего региона, поэтому, возможно, выгоднее и просто целесообразнее возить товар непосредственно из Москвы.
Специфика Уфы – способность на местном рынке организовать разделение сфер влияния, достаточно часто слышал, что если один занимается брендом «Х», то другие возят этот товар не очень охотно. Поэтому здесь наиболее четко просматривается схема: «один клиент – один город».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Административно-террит риальные реформы в России: за и против… 2002.
    Васильев В.И. Административно-терри ориальное устройство региона и территориальное устройство местного самоуправления. 2006.
    Заяц Д.В. Начало новой административно-терри ориальной реформы? // География. 2000. № 21.
    Заяц Д.В. Реформа АТД несвоевременна // География. 2004. № 42
    Лагутенко Б.Т. Как обустроить «ассиметричную&q ot; Россию? 2000.
    Лужков Ю.М. Путь к эффективному государству… 2002.
    Меликова Н. С «матрешками&quo ; разберутся после выборов. Объединять регионы будет уже новый президент // Независимая газ. 2007. 4 марта.
    Положение о порядке решения вопросов административно-терри ориального устройства РСФСР. 1982.
    Попов Г.Х. В чем должна заключаться региональная реформа. 2000.
    Романов М.Т. Проблемы экономического районирования и административно-терри ориального устройства России в новых условиях // Изв. Рос. акад. наук. Серия географ. 2006. № 3. С. 57-66.
    Саломаткин А. С. Административно-терри ориальное устройство Российской Федерации… 1995.
    Саломаткин А. С. Административно-терри ориальное устройство Российской Федерации… 1995. С. 175.
    Усягин А.В., Шишков М.К. Территориальное управление в России… 2006.
    Шишков М.К. Административно-терри ориальное устройство и территориальные основы местного самоуправления… 2004.
    Шишков М.К. О лукавых играх с картой России. 2007.
    Шишков М.К. О реформе территориального устройства России. 2004.
    Шульгина О.В. Административно-терри ориальное деление России в XX веке: историко-географичес ий аспект: 2005.

1территориальное устройство
Российской Федерации… 1995.2 Попов
Г.Х.
В чем должна заключаться региональная
реформа. 2000.3 Лагутенко
Б.Т.
Как обустроить «ассиметричную&q ot; Россию?
2000.4 Романов
М.Т.
Проблемы экономического районирования
и административно-территориального устройства
России в новых условиях // Изв. Рос. акад.
наук. Серия географ. 2006. № 3. С. 57-66.5 Усягин
А.В., Шишков М.К.
Территориальное управление в России…
2006.6 Лагутенко
Б.Т.
Как обустроить «ассиметричную&q ot; Россию?
2000.7 Шишков
М.К.
О лукавых играх с картой России. 2007.8 Исаева
Н. Административно-территориальная
реформа в России: задачи и перспективы.
2007.9 Саломаткин
А. С.
Административно-территориальное устройство
Российской Федерации… 1995. С. 175.10 Шишков
М.К.
Административно-территориальное устройство
и территориальные основы местного самоуправления…
2004.11
Положение о порядке решения вопросов
административно-территориального устройства
РСФСР. 1982.12 Васильев
В.И.
Административно-территориальное устройство
региона и территориальное устройство
местного самоуправления. 2006.13 Шишков
М.К.
О реформе территориального устройства
России. 2004.14 Шульгина
О.В.
Административно-территориальное деление
России в XX веке: историко-географичес ий
аспект: 2005.15 Лужков
Ю.М.
Путь к эффективному государству… 2002.16 Заяц
Д.В.
Начало новой административно-территориальной
реформы? // География. 2000. № 21.17 Заяц
Д.В.
Реформа АТД несвоевременна // География.
2004. № 4218 Меликова
Н. С
«матрешками&qu t; разберутся после выборов.
Объединять регионы будет уже новый президент
// Независимая газ. 2007. 4 марта.19 Административно-территориальные
реформы в России: за и против… 2002. и т.д……………..

Этимология и синонимы

Понять толкование слова «губерния» поможет знание его происхождения и синонимов. Рассмотрим их.

В древнегреческом языке есть слово κυβερνήτης, которое произносится как «кивернитис». Его значение – «кормчий». Это устаревшее слово, которым раньше обозначали рулевого, человека, управлявшего движением судна. В переносном и возвышенном значении оно понимается как «руководитель» и «вдохновитель».

По мнению исследователей, от греческого «кормчего» произошло латинское слово gubernius, которым именовали правителей. А также образовался латинский глагол guberno – «управляю». Считается, что именно эти слова являются источником русской «губернии».

Другие мнения говорят о том, что между латинскими gubernius, guberno и русским «губерния» существует прокладка в виде одного из современных европейских языков, например, английского. В нем есть слово goverment – «правительство». Однако однозначного мнения по этому поводу нет, так как в той или иной форме подобные слова имеются во множестве германских и романских языков.

Синонимы к «губернии» – это: территория, область, округ, край. Далее рассмотрим фразеологизм, в который входит изучаемое нами понятие.

Предыстория

В XIV веке началось объединение Руси под властью Великого княжества Московского, приведшее к появлению в конце XV века единого Русского государства. Оно состояло из уездов, управляемых наместниками, а позднее — воеводами, и делившимися на станы и волости. Уезды стихийно сформировались из территорий бывших княжеств, а потому очень различались размерами.

В XVII веке в пограничных регионах получают распространение военно-административные округа — разряды — состоявшие из нескольких уездов. Целью их создания являлось более успешное управление отдалённым регионом в случае внешней угрозы.

Тем не менее, система была недостаточно централизованной — контроль из Москвы был слабым, не способным преодолеть произвол на местах, а сбор налогов страдал от недоимок. В частности, недостаточный контроль выразился в Астраханском (1705—1706) и Булавинском (1707—1708) восстаниях.

Коды ОКТМО и ОКАТО

В российском сегменте OSM за основу
административно-территориального деления РФ принята классификация
по Общероссийскому
классификатору территорий муниципальных образований (ОКТМО),
которая отражает состояние территориального деления после проведения
муниципальной реформы 2006-го года и
принятия 131-ФЗ
“Об общих принципах организации местного самоуправления в
РФ”. Подробнее об уровнях административных границ можно
почитать в
вики.

На практике параллельно с классификатором ОКТМО так же используется
классификатор ОКАТО. Поэтому при подготовке этого набора данных мы
предприняли попытку сопоставить коды существующие коды ОКТМО с кодами
ОКАТО.

Для каждого муниципального образования (МО) в классификаторе ОКТМО
приведен список населенных пунктов (НП), находящихся на территории МО,
и их коды ОКАТО. Таким образом по количеству совпадений НП в МО по
ОКТМО и соответствующими группами ОКАТО, можно определить каким
единицам ОКАТО соответствует то или иное МО.

В этом наборе данных сопоставляются: городские округа (ГО) и
муниципальные районы (МР) с объектами второго уровня классификации
ОКАТО (районы, города), а так же субъекты РФ по ОКТМО и ОКАТО. Для
каждого элемента ОКТМО берется единица ОКАТО, с наибольшим количеством
совпадений НП. Как правило один код ОКТМО соответствует одному коду
ОКАТО, но в некоторых случаях разные единицы ОКТМО будут иметь
одинаковый код ОКАТО. Например, и Ногинский МР и ГО Черноголовка
Московской области по ОКТМО соответсвуют Ногинскому району по
ОКАТО.

Политические аспекты федеративного устройства.

Конституция и законодательство нашей страны предполагает разделение сфер влияния и ответственности между центром и регионами на 3 части. В их число входят вопросы исключительного ведения каждой из сторон и вопросы совместного ведения. В последнем случае предполагается наличие федерального акта рамочного характера, предоставляющего регионам самостоятельно устанавливать те или иные параметры. Общеизвестным примером служит отличающиеся в каждом регионе правила продажи алкоголя в определенное время. Другим образцом является установление субъектами своих ставок транспортного налога. Другим важным признаком служит выборность региональных органов власти.

>

В чем состояла реформа центрального управления

Реформа центрального управления это было одно из первых преобразований Петра. Следует отметить, что данная реформации продолжалась длительное время, поскольку в ее основе лежала необходимость полностью перестроить работу органов власти России.

Реформы Петра 1 в области центрального управления начались еще в 1699 году. На начальном этапе это изменение коснулось только Боярской думы, которая была переименована в Ближнюю канцелярию. Этим шагом русский царь отдалил от власти бояр, позволил концентрировать власть в более податливой и лояльной к нему канцелярии. Это был важный шаг, которые требовал первоочередной реализации, поскольку он позволил централизацию управления страной.

Сенат и его функции

На следующем этапе царь организовал Сенат, как главный орган правительства в стране. Случилось это в 1711 году. Сенат стал одним из ключевых органов в управлении страной, с самыми широкими полномочиями, которые заключались в следующем:

  • Законодательная деятельность
  • Распорядительная деятельность
  • Судебные функции в стране
  • Контрольные функции за другими органами

Сенат состоял из 9 человек. Это были представители знатных родов, либо люди, которых возвышал сам Петр. В таком виде Сенат просуществовал до 1722 года, когда император утвердил должность генерал-прокурора, который контролировал законность деятельности Сената. До этого этот орган был самостоятельным и никакого отчета не нес.

Создание коллегий

Реформа центрального управления продолжилась в 1718 году. Целых три года (1718-1720) царю-реформатору потребовалось на то, чтобы избавиться от последнего наследия своих предшественников – приказов. Все приказы в стране были упразднены и на их место пришли коллегии. Фактической разницы между коллегиями и приказами не было, но в целях коренного изменения аппарата управления Петр пошел и на это преобразование. Всего были созданы следующие органы:

  • Коллегия иностранных дел. В ее ведении находилась внешняя политика государства.
  • Военная коллегия. Занималась сухопутными войсками.
  • Адмиралтейская коллегия. Контролировала морской флот России.
  • Канцелярия юстиции.  Занималась судебными делами, включая гражданские и уголовные дела.
  • Берг-коллегия. В ее подчинении находилась горная промышленность страны, а также заводы для этой промышленности.
  • Мануфактур-коллегия. Занималась всей мануфактурной промышленностью России.

Фактически можно выделить только одно отличие коллегий от приказов. Если в последних решение всегда принимал один человек, то после реформы все решения принимались коллегиально. Конечно, решали не многие, но всегда у руководителя было несколько советников. Они и помогали принимать правильное решение. После введения новой системы была разработана специальная система, контролирующая деятельность коллегий. Для этих целей был создан Генеральный регламент. Он был не общий, а издавался для каждой коллегии в соответствии с ее спецификой работы.

Тайная канцелярия

Петр создал в стране тайную канцелярию, которая занималась делами государственных преступлений. Эта канцелярия пришла на смену преображенскому приказу, который занимался теми же вопросами. Это был специфический государственный орган, который не подчинялся ни кому, кроме Петра Великого. Фактически с помощью тайной канцелярии император поддерживал порядок в стране.

Образования на карте России

Посмотрим национально территориальные образования России на карте.

Рис. 1. Национально-территориальные образования РФ, карта.

Составим список характерных особенностей расположения национальных территорий.

  • Больше всего национальных образований находится в Европейской части страны – 10 республик, 1 округ. Из них самое крупное республика Коми (417 тыс. км2), наименьшее Чувашия (18 тыс. км2).

  • Самое крупное образование находится в Сибири, это республика Саха (Якутия). Ее площадь превышает 3 млн км2. Минимальную площадь занимает Еврейская автономная область (36,3 тыс. км2).

Рис. 2. Зимний Якутск.

Территория Кавказа почти полностью поделена между 6-ю республиками. Самая крупная Дагестан (50 тыс. км2), самая маленькая Ингушетия (3,6 тыс. км2).

Якутия является самым крупным административным образованием мира, наименьшая национальная территория на карте России принадлежит Ингушетии.

Рис. 3. Столица Ингушетии Магас.

Что мы узнали?

Мы узнали, какие национальные образования есть в России, где они расположены. Во многих республиках и округах основной народ в меньшинстве, однако есть возможность сохранить его традиции, язык, культуру.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector