Экскурсионное обслуживание
Содержание:
- Мультимедийная выставка-энциклопедия «5 океанов и 92 моря?»
- Дизельный отсек
- Озоновый слой — щит планеты
- Кормовой торпедный и жилой отсек
- Жизнь судна «Витязь» в наши дни
- Как сюда попасть
- Калининград – город Петра I
- Тридцать маяков Северо-Запада
- Акция «Вечер перед войной»
- Удобства на подводной лодке
- Информация о Музее Мирового океана
Мультимедийная выставка-энциклопедия «5 океанов и 92 моря?»
- Подробности
- Обновлено 30.08.2021 14:27
Кажется, что вопрос «Сколько океанов на земле?» довольно прост и ответ на него очевиден. Но история науки показывает, что это далеко не так. Еще недавно в школе учили, что, согласно разделению Мирового океана, проведенному Международной гидрографической организацией (IHO) в 1953 году, океанов на Земле четыре. Понятие пятого Южного океана среди географов, путешественников и мореплавателей в широком смысле не употреблялось. И решение о разделении Мирового океана на 5 частей было ратифицировано лишь недавно.
А сколько тогда морей: 54, 60, 72 или 92? И на этот вопрос нельзя ответить определенно. В процессе эволюции научных знаний появились различные варианты деления Мирового океана. Например, кто-то делит Средиземное на множество мелких морей, а кто-то обозначает его одной сплошной акваторией. И согласия тут в среде океанологов нет. Определение границ и размеров морей все еще продолжается, поэтому в справочных изданиях разных лет сведения об отдельных бассейнах могут различаться. Получается, что одна из самых несложных на первый взгляд задач океанологии – выделение морей Мирового океана – на самом деле до сих пор не решена. Одно можно сказать точно: каждое из многочисленных морей прочно связано со «своим» океаном.
«Моря, но не моря», «не моря, но моря» – о том, как ученые пытаются решить эту морскую головоломку, расскажет новый мультимедийный проект Музея Мирового океана.
Выставка-энциклопедия «5 океанов и 92 моря?» работает в мультимедийных устройствах экспозиции «Глубина» Главного корпуса музея с 28 августа.
Дизельный отсек
Он идет следующим. Дизельные двигатели нужны для двух вещей: чтобы лодка могла передвигаться в надводном положении и чтобы заряжать аккумуляторы. Возможно вы не знаете, но при движении лодки под водой дизельный двигатель использовать невозможно. Там лодка идет на электромоторах. Чтобы питать электромоторы, нужны аккумуляторы. Пока заряд в них есть, лодка двигается. Как только заряд заканчивается, корабль должен всплыть (хотя бы не перископную глубину), запустить дизельные двигатели и зарядить аккумуляторы.
Поэтому, когда я писал о переходе из Балтийска в Мурманск, я немного слукавил. Лодка не может столько времени находиться под водой непрерывно. В среднем заряда батарей хватает на 2-3 суток (со скоростью 2-4 узла) или на полтора-два часа на полной скорости.
Запас дизельного топлива немалый. Если бы корабль все время находился в надводном положении и шел бы в экономичном режиме, то он мог без дозаправки пройти на дизельных двигателях со скоростью 8 узлов 30000 миль! Это почти кругосветка, если двигаться по экватору и не обращать внимания на континенты 🙂
Конечно же, со временем аккумуляторы становились более совершенными, использовались другие типы двигательных установок, а том числе так называемые «анаэробные», которые не зависят от забортного воздуха. В настоящее время максимальным временем, которое неатомная подводная лодка может провести под водой без всплытия считается около 20 суток.
Напоминаю, подводная лодка Б-413 была построена в 1968 году. Поэтому в то время о подобных показателях приходилось только мечтать. Глядя на огромное количество всевозможных вентелей, рукояток, рычагов и кнопок, приходишь в ужас от сознания, что кто-то в этом разбирается.
Озоновый слой — щит планеты
- Подробности
- Обновлено 14.09.2021 12:52
В Международный день охраны озонового слоя, 16 сентября, новая выставка «Озоновый слой — щит планеты» расскажет о том, как ведутся сегодня исследования озонового слоя. Вы увидите радиозонды, которые взлетают в небеса для измерения озона в стратосфере, а также приборы, с помощью которых изучают приземный озон.
Озон – это газ, состоящий из трех молекул кислорода. Являясь лишь малой газовой примесью в атмосфере, он играет важнейшую роль в жизни и благополучии нашей планеты. Озоновый слой фильтрует губительную для всего живого ультрафиолетовую часть солнечного излучения. То есть защищает нас с вами! В 1970-е годы ученые установили, что ряд химических веществ, используемых людьми, способствует разрушению атмосферного озона, а в 1985 г. были опубликованы материалы о снижении количества озона над станцией Халли в Антарктиде. Научные данные об истощении озонового слоя побудили международное сообщество к действиям: в 1987 году был принят Монреальский протокол, ограничивающий производство разрушающих озон веществ. Удастся ли атмосферному озону восстановиться – покажет время.
Выставка открыта для вас до конца ноября. Новые предметы соседствуют с коллекцией метеорологического оборудования и метеоракетой.
Ждем вас в экспозиции «Глубина» (второй этаж).
Кормовой торпедный и жилой отсек
Это последнее помещение, в которое вы можете войти как турист. Здесь расположены 4 торпедных аппарата, электромотор экономичного хода. Тут же приютились несколько коек для матросов:
Поскольку экипаж подлодки состоит из 80 человек, возникает вопрос, как разместить эту массу народа. Возможности выделить каюту каждому матросу нет. Даже у офицеров каюты настолько компактны, что невозможно вытянуться в полный рост, лежа на кровати. Приходится размещать личный состав по отсекам.
Представьте себе: вы лежите на койке, а рядом находятся 533-миллиметровые торпеды, которых всего на лодке 22 штуки! А еще рядом работает электродвигатель экономичного хода. Шум. Магнитные поля. И нет возможности хоть как-то уединиться. Уж не говорим о погружениях аж до 400 метров — предельно допустимой глубины. И так — недели или даже месяцы!
У кормовых торпедных аппаратов произошел курьезный случай. Я остался там в полном одиночестве и заглянул в аппарат, который был открыт и подсвечен:
И вдруг сзади послышались чьи-то шаги. Обернулся — стоит тетенька. Озирается. Я отошел в сторонку, чтобы не мешать. Подумал — вот сейчас она уйдет и я сделаю нужные снимки. Это был последний отсек. Из него можно было или вернуться обратно к предыдущим, или выйти через люк на верхнюю палубу, а потом на причал.
Но посетительница явно не видела выхода, который был у нее прямо за спиной. Вместо того, чтобы оглянуться, она решила спросить у меня, куда ей деваться дальше. Именно так и сказала «деваться». Вопрос прозвучал в духе «Как жить?». И было столько надежды в ее взгляде, что я решил «сжалиться». Показав на открытый люк торпедного аппарата, сказал, что, мол, «вам туда».
Она недоверчиво заглянула в жерло и задала гениальный вопрос: «И куда я там попаду?». Ну, каков вопрос, таков и ответ: «Во внешнюю среду» — безапелляционно ответил ваш покорный слуга.
Посетительница снова заглянула в трубу, а я загадал: если она сейчас полезет туда, я быстро выйду на палубу и доложу вахтенному матросу, что там в кормовом отсеке какая-то посетительница полезла в торпедный аппарат.
Но все закончилось благополучно. После того, как я показал ей на выход, мы оба некоторое время не могли успокоиться от смеха.
Мне всегда нравились люди, которые способны оценить комичность ситуации и посмеяться над самими собой. Это был именно тот случай. Потом подошли ее подруги и после рассказа о том, что здесь чуть не произошло, тоже принялись смеяться. Одним словом, экскурсия закончилась на более чем положительной ноте. А ведь могли бы и побить 🙂
Жизнь судна «Витязь» в наши дни
Это уникальные внутренние помещения интерьеров 1950-х, медицинский блок, фонарный склад, буфет, салон команды. Каюта капитана одна из немногих, которая почти полностью сохранилась. Меблировка выполнена со вкусом, очень много дерева, не сразу понимаешь, что находишься на корабле, очень уютно.
Ходовая рубка, устройства управления механизмами. В узле связи можно попробовать поработать на ключе и услышать звуки Морзе.
Судовая библиотека – единственная в своём роде, она входила в единый реестр библиотек Советского Союза. В ней размещено панно-интарсия, которое изготавливалось в г. Висмаре (Германия), при переоборудовании 1946 – 1948 гг.
Можно увидеть машинное отделение, где стоит настоящий немецкий двигатель фирмы Krupp мощностью 3000 тыс. л/с.
Посетив экспозицию флоры и фауны, с реальными экспонатами, добытыми при исследовании, можно представить, насколько богаты водные просторы различными организмами, о существовании которых не подозреваешь.
Экспозиции судна-музея познавательны и будут интересны как взрослым, так и детям.
Помимо ознакомления с музейными экспонатами на судне есть отель. Гостевые номера названы именами писателей маринистов. В них можно расположиться на отдых, почувствовать себя в момент похода по морям и океанам. Рядом расположена бесплатная парковка.
Как сюда попасть
Главный корпус располагается по адресу Петровская набережная, 1. Однако музей выходит за рамки этого эффектного современного здания с обилием стекла. Он занимает всю набережную, оказавшуюся плацдармом для демонстрации экспозиции. Здесь нашлось место и для образцов современного и не очень оружия, и для научно-исследовательского корабля, и для судна космической связи, и для много другого.
Добраться до этого места можно от остановки «Спортивный комплекс „Юность“» на Московском проспекте. Для этого нужно обогнуть спортивное сооружение вдоль берега реки, по улице Виктора Гюго, затем свернуть на улицу Маршала Баграмяна и уже по ней выйти к цели.
Важно! Официальная стратегия организации — всестороннее представление океана для желающих — позволяет каждому найти для себя здесь что-то интересное. У данного выставочного центра имеются и другие подразделения в Калининграде
Например, так называемое «Великое посольство», в знаменитых Королевских воротах, на улице Фрунзе, 112. Здесь можно познакомиться с деталями поездки Петра I в Европу. Другим интересным местом, выступающим частью музейного комплекса, является «Корабельное воскресение», посвященное истории кораблестроения, на улице Портовая, 39. Тут часто проводятся разнообразные тематические праздники
У данного выставочного центра имеются и другие подразделения в Калининграде. Например, так называемое «Великое посольство», в знаменитых Королевских воротах, на улице Фрунзе, 112. Здесь можно познакомиться с деталями поездки Петра I в Европу. Другим интересным местом, выступающим частью музейного комплекса, является «Корабельное воскресение», посвященное истории кораблестроения, на улице Портовая, 39. Тут часто проводятся разнообразные тематические праздники.
В Санкт-Петербурге расположился ледокол «Красин», который одновременно представляет собой и пространство для проведения тематических выставок, и экспонат. Именно с помощью таких ледоколов велось в начале XX века исследование Северного Ледовитого океана.
Калининград – город Петра I
- Подробности
- Обновлено 30.07.2021 18:48
Выставочно-просветительское мероприятие «Царь и море», посвященное празднованию 350-летия со дня рождения Петра I, состоялось в Музее Мирового океана 30 июля 2021 г. Мероприятие организовано Министерством культуры Российской Федерации при поддержке Министерства по культуре и туризму Калининградской области, Музея Мирового океана, Государственного музея-заповедника «Петергоф».
Напомним, юбилей царя-реформатора будут отмечать в 2022 году. В соответствии с Указом Президента РФ от 25.10.2018 № 609 в стране реализуется План основных мероприятий по подготовке к празднованию 350-летия со дня рождения Петра I, и событие в единственном комплексном морском музее страны – часть праздничной программы.
В холле Главного корпуса музея состоялось торжественное открытие выставки «Царь и море» Государственного музея-заповедника «Петергоф». В нем приняли участие Директор департамента музеев и внешних связей Минкультуры России Александр Воронко, Генеральный директор Музея Мирового океана Светлана Сивкова и Министр по культуре и туризму Калининградской области Андрей Ермак. Главная тема выставки — долгий путь Петра к воплощению мечты о первом русском регулярном военном флоте. В основу проекта легли цитаты из литературных источников разного времени. Например, художественное осмысление морских деяний Петра I А.С. Пушкиным и П.А. Вяземским, фрагменты переписки императора с соратниками и свидетельства современников. На выставке представлены архивные материалы, изображения мемориальных предметов и раритетных экспонатов из фондов ГМЗ «Петергоф». Все посетители Главного корпуса музея смогут увидеть выставку до середины августа.
«Музей выполняет наказы Петра беречь корабли. Сегодня Калининград имеет уникальную Набережную исторического флота, где представлены практически все виды флота: рыболовный, научный, космический, военно-морской. В Санкт-Петербурге ошвартован ледокол «Красин», филиал музея. Во Фридрихсбургских воротах находится Лодейный двор с историческими лодками, которые, к тому же, спускаются на воду. Мы – в первую очередь морской регион, и это наш бренд и гордость», — сказала на открытии выставки генеральный директор Музея Мирового океана Светлана Сивкова.
Дискуссии о значении петровских реформ для реализации целей национального развития современной России, популяризации петровских городов, содействии сохранению и распространению культурного, научного, военно-исторического наследия Петра I, его влиянии на развитие всей Европы в рамках пленарного заседания принял конгресс-холл музея. Свои доклады представили доктор исторических наук, профессор БФУ им. Канта Геннадий Кретинин, руководитель Института Петра Великого Ирина Свидерская, директор музея «Смоленская крепость» Сергей Пиляк, кандидат географических наук, старший научный сотрудник отдела истории Музея Мирового океана Лариса Емельянова и другие. Партнеры музея, представители ОСК, а также делегаты медиагруппы «Россия сегодня» поделились опытом реализации совместного информационного проекта «Морская держава», призванного рассказать об истории российского флота и судостроения, морской науке, а также об актуальных вопросах современной морской отрасли страны.
Также в рамках мероприятия были подписаны соглашения о сотрудничестве между Ассоциацией развития Культурного маршрута «Путь Петра Великого» и Министерством по культуре и туризму Калининградской области, ФГБУК «Государственный музей «Смоленская крепость»» и МАУК «Музей «Фридландские ворота»».
Напомним, рассказ о становлении российского флота, эпохе Петра, Великом посольстве, визитах молодого царя-реформатора в Пруссию и другие страны Европы Музей Мирового океана представляет в ИКЦ «Корабельное воскресение» во Фридрихсбургских воротах. Здесь вы можете посетить Кабинет Петра, увидеть модели кораблей и узнать о том, как Россия завоевывала статус морской державы. В рамках Плана мероприятий по подготовке к 350-летию Петра I экспозицию дополнила выставка «Петровские знаки на земле калининградской». Выставка повествует об объектах культурного наследия нашего региона, ставших свидетелями пребывания Петра I на этой земле.
Тридцать маяков Северо-Запада
- Подробности
- Опубликовано 31.10.2019 08:05
Все тридцать маяков Северо-Запада можно «посетить» в Музее Мирового океана. Гости нового выставочного проекта, благодаря мастерству фотографа Андрея Стрельникова, смогут «побывать» на 30 маяках, расположенных на территории Ленинградской, Калининградской областей и Санкт-Петербурга.
Основой выставки стали снимки, сделанные фотографом для проекта Ленинградского областного отделения Русского географического общества «Маяки Северо-Западной России». Его цель — изучение и популяризация маячного дела. В фокус фотообъектива автора попало немало уникальных объектов: самый старый маяк России – маяк Толбухин (основан в 1719 году по приказу Петра I к западу от острова Котлин); самый высокий маяк – Стороженский (71 м) на берегу Ладожского озера; самый высокий в России навигационный знак – Задний створный знак Лесного мола Морского порта Санкт-Петербург (73 м).
Часть кадров сделана на берегах Ладожского озера, одни фотографии рассказывают о маяках на Внешних островах и побережье Финского залива, а на других можно увидеть маяки, находящиеся совсем близко к Санкт-Петербургу, например в окрестностях Кронштадта.
Несколько выразительных снимков снято на территории Калининградской области – самого западного региона России. Как правило, маяки расположены в живописных местах, а в их конструкциях зачастую применены оригинальные инженерные решения, что делает фото с маячными сюжетами выразительными и запоминающимися.
Автор снимков — Андрей Стрельников — профессиональный фотограф, член Русского географического общества, член Союза художников России, автор фотоальбомов «Земля Финского залива», «Затерянные миры Балтики». .Выставка откроется 7 ноября в Конгресс-холле и продлится до 27 января.
Акция «Вечер перед войной»
- Подробности
- Обновлено 19.06.2021 09:14
22 июня — День памяти и скорби. Ровно 80 лет назад, 22 июня 1941 года, началась самая страшная в истории нашей страны война.
В этом году музей проведет для посетителей акцию «Вечер перед войной». Во все времена в школах страны конец июня был временем школьных выпускных вечеров. 21 июня 1941 года во многих школах также прошли выпускные. Играли оркестры, сияли лица, были танцы допоздна… Миллионы юношей и девушек строили планы на будущее, готовились к новому этапу жизни… Но на следующий день вчерашним школьникам пришлось идти на фронт, чтобы отстаивать свою страну, жизнь следующих поколений. Уйти и воплотить свои мечты удалось очень и очень немногим…
21 июня c 14.00 до 18.00 на экранах территории музея и на открытой палубе НИС «Витязь» будут транслироваться фильмы, стихи и песни, посвященные военному поколению.
Приглашаем всех гостей принять участие в акции «Вечер перед войной» и еще раз вспомнить тех юных выпускников 1941-го, которые мечтали о счастье и так хотели жить.
Удобства на подводной лодке
Прежде чем покинуть гостеприимный музей под названием «Подводная лодка Б-413» хочу показать вам совершенно необходимые в автономном плавании объекты. Это туалет, который на флотском языке называется «гальюн», и душевая. Джакузи с пузырьками и сауна, уж не взыщите, не предусмотрены.
Надеюсь, вы понимаете, что на эти окна в дверях сделаны исключительно для удобства туристов. На настоящих подлодках их нет, двери сплошные. Это, пожалуй, единственное место, где простой матрос может остаться наедине со своими мыслями. Правда, очень ненадолго. Всего на 80 человек экипажа приходится 6 гальюнов. Причем, один — командирский и для старших офицеров. Простой матрос, застигнутый в этом помещении за отправлением надобностей, будет наказан по всей строгости корабельного устава.
Есть отдельный гальюн для старшин. Остальные четыре приходятся на простых матросов. Сами понимаете, что времени для раздумий о смысле жизни и прочих высоких материях здесь практически нет. То же самое касается душевых.
Иными словами, служба на подводной лодке сопряжена не только с романтикой дальних походов, пересечением экваторов и прочими морскими атрибутами, но и с необходимостью на время распрощаться с привычными на берегу удобствами и свободами. То, что мы — обычные гражданский люди — воспринимаем как данность, для моряка подводника — редкий шанс, желанная привилегия, почти мечта.
К примеру, вдохнуть чистого свежего воздуха, глядя на красивый закат, распрямиться во весь рост, без опаски снести головой какой-нибудь вентиль. А еще можно пойти в кафе и заказать то, что хочется, а не то что приготовит кок на камбузе из концентратов и консервов.
А как вам возможность неторопливо принять душ и даже полежать в ванне, наполненной теплой приятной водой. А потом пойти в спальню и растянуться во весь свой рост на широкой и мягкой кровати, накрывшись пуховым одеялом?
Все это — роскошь для моряка подводника. Поэтому, прежде чем покинуть борт подводной лодки Б-413, воздадим должное этим мужественным людям, которые сознательно пошли на лишения для того, чтобы остальные пользовались всеми благами гражданского жития-бытия.
Музей Мирового океана в Калининграде дает любому желающему уникальную возможность посетить настоящую подводную лодку, посмотреть, как она устроена изнутри и представить себя на месте простого матроса. Это шанс оценить все те блага, которые мы в силу привычки даже не замечаем.
Такие экскурсии особенно полезны некоторым молодым людям, которые мнят себя личностями незаурядными и постоянно недовольны тем, что у них уже есть. Сходите, посмотрите, может быть научитесь ценить момент и будете использовать свое время более рационально и осознанно.
В заключении повествования выполняю свое обещание и докладываю, что за время пребывания на подводной лодке ударился головой о всякие железяки 9 раз. Возможно, именно поэтому данный текст получился каким-то… странным 🙂
-
Назад
-
Вперёд
Информация о Музее Мирового океана
Адрес: Калининград, набережная Петра Великого, д. 1Телефоны: +7 (4012) 53-17-44, 34-02-44
Музей Мирового океана в Калининграде представляет собой огромный выставочный комплекс, включающий несколько тематических павильонов и экспозиции военно-морской техники под открытым небом, где центральное место занимает набережная исторического флота. Датой основания музея считается 12 апреля 1990 года.
Туристам, кто серьёзно озадачится посетить все экспозиции Музея Мирового океана, стоит запастись временем, ибо одного дня для этого явно не достаточно. Среди многочисленных объектов музея расположенных в составе берегового комплекса:
Главный корпус
В главном корпусе основной интерес представляют аквариум и обширная экспозиция морских раковин и кораллов. Над крышей здания возвышается башенка, которая одновременно является маяком с линзой Френеля и смотровой площадкой. Поднявшись туда, можно окинуть взором все ближайшие достопримечательности, включая Кафедральный собор на острове Канта.
Здание фондохранилища
В здании фондохранилища расположилась экспозиция «Глубина», рассказывающая об изучении морских глубин. На выставке представлен широкий спектр приборов и оборудования, используемых для разгадывания подводных тайн: от барометров до глубоководных аппаратов. А наиболее ошеломляющее впечатление оставляет огромный скелет кашалота, подвешенный к потолку.
Павильон военно-морского центра «Куб воды»
В стенах павильона «Куб воды» можно познакомиться с выставочными экспозициями, рассказывающими о военном флоте и морских сражениях. А рядом с павильоном находится выставка военно-морской техники на открытой территории.
Выставочные корпуса «Морской Кёнигсберг-Калининград» и «Пакгауз»
Данные павильоны располагаются на месте старого порта Кёнигсберга. Оба павильона представляют собой воссозданные портовые склады XIX века. Также поблизости от павильонов были воссозданы причальная стенка и булыжная мостовая, которые призваны создать атмосферу старого города. Среди наиболее интересных экспонатов, расположенных в павильоне «Морской Кёнигсберг-Калининград», стоит упомянуть отреставрированный корабль XIX века.
Набережная исторического флота
Вдоль набережной исторического флота у причала стоит на приколе целая небольшая флотилия, которая включает: научно-исследовательское судно «Витязь», подводную лодку 641-го проекта «Б-413», судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев», рыболовное судно «СРТ-129». Все суда на территории Музея Мирового океана в Калининграде доступны для посещения в составе экскурсионных групп.
Другие объекты Музея Мирового океана в Калининграде и Светлогорске
Кроме того в Калининграде к Музею Мирового океана приписаны ещё Королевские ворота, где для туристов работает историко-культурный центр «Великое посольство», и Фридрихсбургские ворота, превращённые в историко-культурный центр «Корабельное воскресение». А в концертном зале «Янтарь-Холл» в Светлогорске с 2015 года находится Морской выставочный центр, являющийся филиалом Музея Мирового океана, где можно познакомиться с интересной этнографической коллекцией «Люди моря», рассказывающей о культуре и быте народов Юго-Восточной Азии и Новой Гвинеи.
Режим работы
Работает Музей Мирового океана ежедневно с 10:00 до 18:00. А продажа билетов в кассе осуществляется до 17:00. При этом некоторые экспозиции в качестве выходного дня имеют понедельник, а другие – вторник. Поэтому, если цель посещения не имеет определённой конкретики, то знакомство с музеем можно планировать в любой день. Предварительно только стоит подготовиться морально и финансово к тому, что вход в каждый павильон и на каждый корабль на Набережной исторического флота оплачивается отдельно.
Расположение и проезд
Находится Музей Мирового океана в историческом центре Калининграда недалеко от острова Канта. Территория его с экспозициями и павильонами растянулась вдоль набережной Петра Великого почти на километр. Ближайшие остановки общественного транспорта можно найти на Московском проспекте, откуда, правда, чтобы добраться до музея, придётся пройти пешком ещё около 10 минут.