Зимний дворец
Содержание:
- Первый Зимний дворец
- Архитектурные особенности и колорит
- Практическая информация
- История строительства
- Немного об истории создания
- Современный Зимний дворец
- ↑ Архитектура и залы
- Воссоздание Зимнего дворца
- Описание достопримечательности
- История создания дворца
- Особенности строения Зимнего дворца
- В чем различие между Зимним дворцом и Эрмитажем
- Описание Зимнего дворца
Первый Зимний дворец
В 1711 году на берегу Невы архитектор Доменико Трезини построил небольшой дом для Петра, состоящий из центрального портала и двух боковых флигелей, это был «маленький домик голландской архитектуры» для корабельного мастера Петра Алексеева, как называл себя царь.
Строение было двухэтажным с высоким крыльцом, черепичной крышей и единственное, что его украшало, это были пилястры (выступы) по углам и наличники на окнах. Эту постройку часто называли Свадебными палатами, поскольку построенный дом был подарком губернатора Санкт-Петербурга Александра Меншикова к свадьбе Петра и Екатерины. Именно здесь прошел свадебный пир, а подтверждением этого является дошедшая до нас легенда.
Согласно преданию, через 12 лет после свадьбы, когда Петр узнал об измене своей жены, он подвел ее к зеркалу того зала, где праздновалась свадьба, и произнес: «Это зеркало венецианского стекла сделано из простых материалов, но может превратиться в прежнее ничтожество». После чего ударил по зеркалу тростью. Бывшая служанка и прачка Марта Скавронская намек поняла, но не растерялась и спросила: «А разве Ваш дом теперь стал красивее?».
Архитектурные особенности и колорит
Дворец выстроен в форме каре. Оно образовано флигелями, фасадами и внутренним двором. Все помещения и фасады отличаются пышной отделкой. Главный фасад обращен к площади, его украшает арка. Ритм дворцовых колонн характеризуется изменчивостью, ризалиты сильно выступают вперед — эти и другие черты здания создают впечатление динамики, а также придают дворцу еще больше торжественности и величественности.
Как уже было упомянуто выше, в середине XVIII столетия дворец являлся самым высоким строением в городе (среди жилых зданий). В 40-е годы XIX века вышел императорский указ, запрещающий строительство таких домов, которые превосходили бы по высоте императорскую резиденцию. Точнее, указ устанавливал «границу высоты» для зданий — примерно двадцать три с половиной метра (одиннадцать саженей). Именно такова высота дворца. Одно из последствий этого указа оказалось таким: с любой из крыш старой (центральной) части города сегодня видна практически вся северная столица России.
Отдельно нужно сказать несколько слов о колористической гамме дворца. За время его долгой истории она менялась несколько раз. Сегодняшний облик здания, хоть уже и стал привычным для горожан, не соответствует первоначальному замыслу архитектора. Некоторые современные искусствоведы и архитекторы высказываются за возвращение зданию его первоначального колористического облика.
Практическая информация
Почему Зимний дворец? У царской семьи были и летние резиденции, которые располагались за городом и, помимо главных корпусов (дворцов), имели вспомогательные здания, малые дворцовые постройки и внушительных размеров территории (парки) — это Большой дворец (Петергоф) и Екатерининский дворец в Царском селе.
Зимний дворец является частью Государственного Эрмитажа и входит в главный музейный комплекс.
Вход в Зимний дворец (Эрмитаж) организован со стороны Дворцовой площади через Большой двор Зимнего дворца.
Ближайшие станции метро: «Адмиралтейская» (650 метров), «Невский проспект» (1 километр), «Гостиный Двор» (1,6 километров).
Наземная остановка: «Дворцовая площадь» (500 метров). Автобусы: 7, 10, 24, 191, троллейбусы: 1, 7, 10, 11.
Посетить Эрмитаж можно также с одной из экскурсий
В гостинице: бутик-ресторан, ресторан, лобби-бар, фитнес-центр, оздоровительный спа-центр и бесплатный Wi-Fi.
Номера и люксы обставлены элегантной мебелью, изготовленной по эскизам флорентийских мастеров по дереву. В каждом номере есть телевизор с плоским экраном, мини-бар и собственная ванная комната, отделанная итальянским и греческим мрамором. Гости могут воспользоваться халатами.
История строительства
Идея создания особого здания, выполняющего роль царской резиденции, зародилась в первые годы после закладки северной столицы. Строительство Зимнего дворца осуществлялось в несколько этапов с 1711 по 1764 гг. Современный облик, в стиле русского барокко, дворец приобрел по проекту Б.Растрелли. До 1904 г. в помещениях проживала в зимнее время императорская семья, и размещались дворцовые службы.
Николай II распорядился перебазировать резиденцию в Царское Село. Во время 1-ой мировой войны дворец переоборудовали под нужды госпиталя, находившегося под патронатом цесаревича Алексея. После февральского переворота 1917 г. комплекс стал основным местом пребывания Временного правительства. Советская власть передала Зимний дворец в ведение музея революции, а позже Государственного Эрмитажа.
Свадебные палаты Петра Великого
По приказу Петра I на территории между Миллионной улицей и Невой в 1708 г. был построен дом в 2 этажа из дерева. Своей черепичной крышей и высоким крыльцом здание напоминало голландскую архитектуру. В качестве подарка к бракосочетанию царя с Екатериной Алексеевной, Александр Меньшиков преподнес так называемые Свадебные палаты. Они были сооружены из камня в 1712 г. на месте прежней резиденции.
Зимний дворец Петра I
За возведение нового здания, по распоряжению Петра I, взялся архитектор Г.Маттарнови. Место было выбрано в излучине Зимней канавки и Невы. Работы продолжались 4 года (1716 -20). Дворец был приспособлен для комфортного проживания царской семьи в зимнее время года, откуда и произошло его наименование. В апартаментах Зимнего дворца скончался Петр Великий в 1725 году.
Зимний дворец Анны Иоанновны
В 30-х гг. 18 в. Растрелли спланировал переустройство резиденции, согласно пожеланиям императрицы Анны Иоанновны. Площадь участка для стройки была увеличена. Новое сооружение имело сразу несколько фасадов, обращенных в разные стороны:
- на Адмиралтейство
- на Дворцовую площадь
- на Неву
Дом был завершен в 1735 г. Новый дворец отличался масштабами. В нем имелись:
- 70 парадных залов
- 100 спален
- комнаты дворцовой канцелярии
- караульные помещения
- галерея
- капелла
- театр
- лестницы
Вплотную к главному корпусу примыкали служебные помещения, конюшни и другие служебные пристройки. При Елизавете Петровне расширение Зимнего дворца продолжилось. Архитектор настаивал на выборе другого участка для строительства. Императрица не захотела переезжать в иное место, потому приняла решение возводить корпус заново.
Четвёртый (временный) Зимний дворец
В 1754-55 гг. сооружен временный дворец по проекту Растрелли. Его возвели у пересечения набережной Мойки и Невского проспекта. Комплекс просуществовал 7 лет, до 1762 г. Параллельно в этот период строилось основное здание современного Зимнего дворца.
Пятый (существующий) Зимний дворец
Постройка нынешнего Зимнего дворца началась при Елизавете Петровне и завершилась после воцарения Екатерины II. К созданию архитектурного ансамбля были привлечены:
- Б. Растрелли
- Ю. Фельтен
- Ж. Валлен-Деламот
- А. Ринальди
- И.И.Бецкой
Площадь всех внутренних помещений дворца составила 60 тыс. кв. м. Кроме того, это было самое высокое здание в Санкт-Петербурге. Екатерина II распорядилась обустроить часть помещений для размещения коллекции живописных полотен, включающую 317 картин европейских художников. Для них выделили отдаленные апартаменты, которые стали именовать «Местом уединения» (по фр. Эрмитаж). Отделкой апартаментов занимались Д. Кваренги и И. Старов.
В первой половине 19 вв. были оборудованы новые залы:
- Аполлонов
- Георгиевский
- Фельдмаршальский
- Петровский
- Гербовый
Кроме того, оформлены 2 галереи – Мраморную и Военную.
Пожар
Грандиозный пожар, бушевавший в течение трех дней в декабре 1837 г., практически полностью уничтожил внутреннее убранство дворца. Кроме того, сильно пострадали мебель, утварь, картины.
Работы по восстановлению здания были поручены В. П. Стасову. Под его руководством сооружение укрепили, перекрыли новой кровлей, воссоздали дизайн апартаментов. Реконструкция продолжалась 2 года.
Немного об истории создания
Зимний дворец Петра I является частью музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Строительство свадебных палат Петра I осуществлялось в 1712 году, на одном из участков Адмиралтейского острова, который находился рядом со двором мастера корабельных дел Феодосия Скляева. Этот участок находился между современной улицей Миллионная и невской набережной. В то время расположение описываемого Свадебных Палат императора Петра I относилось к середине Верхней набережной. Спустя 4 года после этого строительства Дворец Петра I был существенно расширен в северном направлении. Что бы иметь представление, о чем идет речь, смотрите видео и фото в статье. Для этого была сооружена новая набережная. На ней-то и был построен новый зимний Дом Петра I, который правитель считал своей личной резиденцией. В ней всё было оформлено в соответствии со вкусами и предпочтениями императора.
В 1716 году был создан проект Дворца архитектором Георгом Маттарнови, и началось строительство объекта. Уже в 1721 году было завершено строительство 2-го Зимнего Дворца, из которого открывались прекрасные виды на Неву. Позднее сооружённая царская резиденция была потеряна потомками, однако археологические раскопки 1976-1986 годов позволили получить исследователям удивительные результаты. Ими были обнаружены несколько помещений центрального здания царского дворца, фрагменты обходных галерей и парадного двора, а также – несколько жилых помещений.
Главный вход
Главный вход фото
Вид сверху
Вид сверху
древний Питер
древний Санкт-Петербург
Проводимые в 1989-1992 годах реставрационные работы помогли восстановить некоторые интерьеры царского дворца. Среди них – Конторка, Токарня, Чулан истопника, Сени, Столовая. В ходе реставрации мастера восстановили камины, изразцовые печи, стенные панели, окошки с дубовыми наличниками, паркеты и даже первоначальное покрытие фасада слоем серой извести. Оставшиеся две комнаты теперь пересечены стеной театра. Смотрите на фото и видео в статье
Посещая Зимний дворец Петра I, многие туристы обращают внимание на большую высоту конторки, которая демонстрирует, насколько огромен был рост Петра I
дворец ночью
Зимний дворец ночью
подсвеченный дворец
Современный Зимний дворец
Почти 9 лет (1754-1762 года) строилось современное здание дворца, который тогда был наиболее высокой жилой постройкой Северной столицы. В нём было около полутора тысяч комнат общей площадью порядка 60 тысяч квадратных метров.
Императрице Елизавете не суждено было увидеть постройку завершённой, строительные работы завершились при Петре III в апреле 1762 года. На тот момент закончили отделку фасадов, но внутренняя отделка большей части помещений не была завершена. Через несколько месяцев Петр III был, свергнут с престола, окончание строительных работ приходится на времена Екатерины Великой.
Екатерина II внесла свои изменения в организацию застройки, не воспользовавшись услугами Растрелли. Теперь эту работу выполняли другие архитекторы во главе с Бецким.
В начале 60-х годов XVIII столетия государыня Екатерина II поселилась во дворце, этажом ниже по её приказу расположился её приближённый Г. Г. Орлов (уже спустя год для фаворита императрицы начнётся строительство Южного павильона Малого Эрмитажа, соединённого с покоями государыни специальной галерейкой). В северо-западной части строения, обустроили «Тронный зал», здесь же сделали помещение для ожидающих — «Белый зал», открыли столовую, а чуть дальше – «Светлый кабинет».
В 1764 году государыня получает, присланные ей из Берлина, более трехсот дорогих полотен, принадлежавших коллекционеру живописи Йоханну Эрнсту Гоцковскому, в качестве его долга В. Долгорукову. Эти картины (есть мнение, что полотен было чуть больше двухсот) стали началом коллекций Эрмитажа. В наше время около ста из них находятся в Эрмитаже.
Во времена Екатерины полотна были помещены в уединенных дворцовых апартаментах, названных «Эрмитажем» (от франц. ermitage «одинокий сельский домик, пустынное место, место для уединения»). Позднее для них был построен корпус с восточной стороны. В 80–90-е года отделывать дворцовые помещения было поручено И. Е. Старову и Дж. Кваренги.
В 1783 году, следуя указу Екатерины Великой, во дворце был разобран театр.
В 90-е годы XVIII века по указанию государыни, которую не устраивало хождение посетителей Эрмитажа через царские апартаменты, обустраивается «Аполлонов зал», — через него посетители обходили покои государыни. Одновременно возводился и новый «Тронный» зал. Предыдущий зал переделали в жилые помещения для семьи князя Александра. Закончилось обустройство «Мраморной галереи».
В 1826 году согласно архитектурному плану К. Росси была доделана Военная галерея, в ней размещались созданные за десятилетие Д. Доу портретные полотна. К началу 1830-х годов во дворце, в его восточной части, О. Монферран создаёт ещё три зала: «Петровский», «Фельдмаршальский» и «Гербовый».
Пожар в Зимнем дворце в 1837 году уничтожил практически все интерьеры, начинаются работы по воссозданию Зимнего дворца, руководство этими работами осуществлялось В. П. Стасовым, А. П. Брюлловым и А. Е. Штаубертом.
↑ Архитектура и залы
Первоначально Зимний дворец строился по плану великого Расстрели, после того, как возведение дворца продолжилось под руководством Екатерины II она отстранила от процесса Бартоломео. Внутренней отделкой огромных покоев занимались Фельтен, Ринальди и Валлен-Деламо. Нынешнее трехэтажное здание имеет форму каре, его фасады обращены к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади.
Гербовый зал фото
Если же говорить о сухих цифрах, то общая квадратура комплекса равна 60000 квадратным метрам, в здании насчитывается 1084 комнаты и 117 лестниц (с учетом потайных). Также во дворце расположено огромное количество грандиозных залов. Описание каждого из них потянет на отдельную работу.
Малахитовая гостиная фото
Наиболее известные из них Большой тронный зал, Малый тронный зал, Фельдмаршалский зал, Гербовый зал, Военная галерея, Иорданская галерея, Александровский зал, Белый зал, Малахитовая гостиная (на которую ушло 2 тонны малахита) и другие. Каждый из этих залов имеет отдельную историю и уникальное убранство, но это уже предмет других многочисленных обзоров.
Воссоздание Зимнего дворца
За воссоздание архитектурного великолепия принялись талантливые зодчие В. П. Стасов и А. П. Брюллов. В первую очередь, это их заслуга в воссоздании исторических интерьеров за небывало короткий промежуток времени.
Под общим руководством Стасова была проделана невероятная реставраторская работа, не имеющая аналогов в мировой практике.
Государь Николай I поставил перед архитекторами сложнейшую задачу – не только воссоздать подлинные интерьеры и внешнюю часть здания, но и сделать их соответствующими духу эпохи его правления – периода расцвета российского государства.
Стасов блестяще справился с этой задачей. Одновременно с художественным возрождением облика залов он заложил новые конструктивные решения в архитектуру здания, призванные не допустить в дальнейшем повторения возможности возгорания.
В восстановительных работах впервые было применено широкое использование металлических элементов. Эти комплектующие из металла были разработаны и созданы на Александровском заводе Петербурга. Творческий подход к решению восстановительных задач, проявленный его директором М. Е. Кларком позволил решить многие технические вопросы, появлявшиеся в процессе реставрационных работ.
Восстановительные работы во дворце велись non-stop — небывалыми темпами, и весной 1839 года в заново отделанных помещениях состоялся официальный прием в честь завершения грандиозного реставрационного действа. Зимний дворец красовался на площади краше прежнего.
Описание достопримечательности
Сохранившийся до настоящего времени Зимний Дворец — яркий образец архитектуры в стиле елизаветинского барокко. Выдающимся представителем этого направления стал Растрелли, поэтому иногда стиль называют растреллиевским.
Для него характерны:
- большие масштабы строительства;
- пышное убранство интерьеров;
- роскошная отделка фасадов с применением позолоты;
- праздничный характер строений.
Архитектурные особенности
Высота трехэтажного здания – 23,5 м, длина фасада со стороны Невы – 210 м, со стороны Адмиралтейства – 175 м.
С высоты птичьего полета четко видно, что императорский дворец – это комплекс из нескольких построек, замкнутых в прямоугольник, приближенный к квадрату. Пространство между ними занимает Большой внутренний двор.
С фасадами корпусов Растрелли будто поиграл, меняя расстояние между многочисленными колоннами. Они то собираются в живописные группы, то расступаются, открывая украшенные оригинальными наличниками окна и плоскости стен.
Наиболее интересным с точки зрения архитектуры является Южный фасад со стороны Дворцовой площади. Вход здесь оформлен в виде трехпролетной Триумфальной арки. Еще более высокой и значимой ее делают расположенные по бокам парные колонны.
Северный фасад при этом кажется более спокойным. Череда окон перемежается все с теми же колоннами на протяжении всей длины здания. Всего здесь 1476 окон.
Декоративные элементы и цветовая гамма
Елизаветинское барокко – это роскошь и обилие лепного декора. Последний резчики делали вручную на строительной площадке. Так, на фасадах можно увидеть:
- львиные головы и маски;
- причудливый растительный орнамент;
- рокайли – лепной декор в виде морских раковин;
- картуши.
Все эти элементы входят в композиционное украшение окон. Специалисты насчитывают 22 варианта их оформления.
По периметру крыши расположено 176 античных ваз и статуй. Они призваны скрыть печные трубы и усложнить рельеф здания.
Фасады санкт-петербургской достопримечательности 10 раз меняли цвет. Свой нынешний вид они приобрели лишь в середине XX века. Их первоначальный цвет — теплая охра, разбавленная белоснежными лепными элементами.
В середине XIX века охра становится плотнее, а декор приобретает светлый оттенок. Чуть позднее гамма меняется на красноватую охру и светлый терракот. Такими фасады сохраняются до 1920 года.
После этого здание ожидает череда экспериментов. Серая, коричнево-серая, оранжево-белая — цветовые гаммы сменяли друг друга с удивительной скоростью. Лишь в 1947 году принимается решение об использовании трех основных цветов:
- изумрудный — для стен;
- белый — для колонн, карнизов и оконных наличников;
- охра — для капителей, картушей и лепных декоративных элементов.
Интересно, что некоторые сотрудники Эрмитажа считают, что современный облик Зимнего дворца не соответствует его художественному образу, созданному Растрелли.
Оформление интерьеров
Пожар 1837 года уничтожил интерьеры, созданные при Елизавете Петровне. Уцелели лишь некоторые несущие стены. Реставрация, которой руководил В. П. Стасов, заняла около двух лет. Были заменены перекрытия, в большом количестве использованы металлические элементы. Художественное убранство проектировал А. П. Брюллов.
Каждый зал Зимнего дворца имеет определенное назначение и уникален по оформлению. Объединяет их роскошный декор, в котором главная роль отдана кружеву лепнины и позолоте.
Особенный интерес вызывают интерьеры нескольких залов.
- Входная (Иорданская) галерея и парадная лестница. Поражает большим количеством белоснежных колонн и пилястров. Однако большая часть роскоши досталась именно лестнице. Это позолоченная лепнина ручной работы, мрамор и прекрасное естественное освещение от множества окон.
- Зал искусства Италии (XIII-XV вв.). Оригинальность оформлению придает сочетание лепнины, позолоты, натуральной древесины ценных пород и ручной росписи.
- Малый тронный зал. Посвящен Петру I. Барельефы на потолке изображают его успехи в Северной войне, помещение украшено гербами и вензелями императора, коронами, двуглавыми орлами.
- Золотая гостиная императрицы Марии Александровны. Ее отличает обилие позолоты, ручная роспись, дорогие шелковые ткани с вплетенной металлической нитью, сложные лепные орнаменты. Эта роскошь производит сильное впечатление на современников.
Зимний дворец — удивительная достопримечательность Санкт-Петербурга, которую невозможно осмотреть «на бегу». Величие этого здания складывается из множества уникальных деталей, которые нужно увидеть, понять, прочувствовать. Только в этом случае можно по-настоящему прикоснуться к истории.
История создания дворца
За всю историю существования, Зимний дворец претерпевал 5 различных перестроек. Сегодня мы можем увидеть последний вариант этого шедевра зодчества. А первым вариантом здания был, построенный Петром Великим, деревянный дом, где он жил со своей семьей. В 1711 году здание на месте деревянного терема был возведен большой каменный дом и закончилось строительствоперед самым венчанием Петра I с будущей императрицей Екатериной.
В 1716 г. Петр Великий решает перестроить и расширить дворец, так появился 2й вариант здания. А в 1720 г., императорская чета покидает летнюю резиденцию навсегда и переезжает жить вЗимний дворец. Здесь же и провел свои последний дни жизни император.
Третий вариант Зимнего дворца появился, благодаря восхождению на престол императрицы Анны Иоанновны. Она же вернула столицу в Петербург, статус которой Петр II бесцеремонно отобрал угорода. Царская особа решает жить в Зимнем дворце, но только после перестройки под ее личные вкусы. И в 1731 г. она решает начать строительство нового дворца и поручает эту задачуархитектору Трезини, которого вскоре сменила на Растрелли. Именно последнему удалось угодить императрице и создать роскошные палаты, пышущие роскошью.
По проекту архитектора был построен большой придворный театр. Фасад самого дворца не претерпел изменений, только была переделана крыша дворца, которая соединила основное здание спристроенными покоями императрицы. Теперь все сооружение насчитывало приблизительно 70 залов, 100 спален и массу караульных, служебных и подсобных помещений. Перестройказакончилась в 1735 г., и более 20-ти лет служило главной царской резиденцией.
После смерти царицы Анны Иоанновны, власть в свои руки берет дочь Петра Великого Елизавета. Она жаждала еще большего шика и богатого убранства резиденции и по ее указу отделяюткомнаты, расположенные в южной части Световой галереи. Перестроить Зимний дворец на свой манер императрица поручает Растрелли, который начинает строительство новых зданий в гармониис уже существующими. Однако, через год после начала работ, Елизавета Петровна захотела сделать Зимний дворец выше и архитектор советует перенести весь комплекс на другое место. Такойсовет был отклонен и в 1754 г. издается указ о начале строительства на месте прежнего дворца, который был разобран к тому времени.
Не желая покидать столицу, Растрелли возводит новый Зимний дворец в 1755 г. для императрицы, который считается 4-м вариантом. Это была временная резиденция, пока строился новыйроскошный Зимний дворец для дочери Петра I, который ей так и не удалось увидеть, и в 1762 г. его разобрали до основания
Петр III продолжает строительство и уделяет огромное вниманиевнутренней отделке. Первый этаж был похож на кружево от большого количества арок, а галереи, занимающий центральную часть, представляли собой светлые и просторные помещения
По обестороны от галерей были отведены всевозможные служебные и складские помещения.
Главные залы разместились в угловых зонах здания и 2-х анфиладах. Петр III особо выделял отделку Тронного зала в стиле барокко, который остался на прежнем месте, но вырос в размерах. Кслову сказать, все жилые комнаты были выполнены в роскошном, поражающем воображение, стиле русского барокко. Множество огромных зеркал в золоченых витых рамах, окна на всю стенупридавали Зимнему дворцу ощущение бесконечного пространства и особого богатого убранства. Свои покои Петр III расположил около дворцовой площади, а комнаты своей фаворитки обустроил ваккурат под своими, на первом этаже. А вот собственную жену поселил ближе к Адмиралтейству. Весь комплекс теперь насчитывал более 1500 комнат и имел более 2-х километров периметра.
После убийства Петр III, на престол взошла Екатерина II и именно при ее правлении было окончено строительство Зимнего дворца. Однако, и она внесла свои коррективы в постройку и приказаласделать дворец еще больше и просторнее за счет пристройки нового здания, именуемого Малый Эрмитаж. Императрица решает разместить в нем коллекцию произведений искусства, а немногопогодя дополнительно были достроены Большой Эрмитаж и Эрмитажный театр. Немного позже был создан новый тронный зал, который в последствии назовут Георгиевским залом.
В 1826 создается Военная галерея, приуроченная войне 1812 г., а уже в 19-м веке возводится новое здание, которое знакомо нам как Эрмитаж. С 1852 г. музей открывает двери для посетителей.
Особенности строения Зимнего дворца
Дворец задуман и построен в виде замкнутого четырехугольника, с обширным внутренним двором. Зимний дворец имеет немаленькие размеры и ясно выделяется среди окружающих домов.
Бесчисленные белые колонны то собираются в группы (особенно живописные и выразительные на углах здания), то редеют и расступаются, открывая окна, обрамленные наличниками с львиными масками и головками амуров. На балюстраде установлены десятки декоративных ваз и статуй. Углы здания окаймлены колоннами и пилястрами.
Каждый фасад Зимнего дворца сделан по-своему. Северный фасад, обращенный на Неву, тянется более или менее ровной стеной, не имея заметных выступов. Южный фасад, выходящий на Дворцовую площадь и имеющий семь членений, является главным. Центр его прорезан тремя въездными арками. За ними находится парадный двор, где в середине северного корпуса прежде был главный вход во дворец. Из боковых фасадов более интересен западный, обращенный в сторону Адмиралтейства и площади, на которой Растрелли предполагал поставить отлитую его отцом конную статую Петра I. Каждый наличник, украшающий дворец, неповторим. Это связано с тем, что масса, состоящая из смеси толченого кирпича и известкового раствора, резалась и обрабатывалась резчиками вручную. Все лепные украшения фасадов исполнялись на месте.
Красили Зимний дворец всегда в яркие цвета. Первоначальная окраска дворца была розово-желтого цвета, о чем дают представление рисунки XVIII- первой четверти XIX века.
Из внутренних помещений дворца, созданных Растрелли, сохранили барочный облик Иорданская лестница и частично Большая церковь. Парадная лестница расположена в северо-восточном углу здания. На ней расположены различные детали декора — колонны, зеркала, статуи, затейливая золоченая лепнина, огромный плафон, созданный итальянскими живописцами. Разделенная на два торжественных марша, лестница вела к главной, Северной анфиладе, состоявшей из пяти больших залов, за которыми в северо-западном ризалите находился огромный Тронный зал, а в юго-западной части — дворцовый Театр.
Особого внимания заслуживает также Большая церковь, расположенная в юго-восточном углу здания. Первоначально церковь освятили в честь Воскресения Христова (1762) и вторично — во имя Спаса Нерукотворного Образа (1763). Стены ее украшены лепной — изящного рисунка растительный орнамент. Трехъярусный иконостас украшены иконами и живописными панно с изображениями библейских сцен. Евангелистов на сводах потолка позднее написал Ф. А. Бруни. Сейчас о былом назначении церковного зала, разоренного в 1920-х годах, не напоминает ничто, кроме золотого купола и большого живописного плафона работы Ф. Фонтебассо, изображающего Воскресение Христово.
Самым совершенным интерьером специалисты называют Георгиевский, или Большой тронный, зал, созданный по проекту Кваренги. Для того чтобы создать Георгиевский зал, к центру восточного фасада дворца пришлось пристроить специальный корпус. В оформлении этого помещения, обогатившего парадную анфиладу, нашли применение цветной мрамор и золоченая бронза. В конце его на возвышении раньше стоял большой трон, исполненный мастером П. Ажи. В работах по оформлению дворцовых интерьеров участвовали и другие известные архитекторы. В 1826 году по проекту К. И. Росси перед Георгиевским залом построили Военную галерею, на стенах которой разместились 330 портретов генералов — участников Отечественной войны 1812 года. Большая часть портретов была написана английским художником Д. Доу.
Достойны внимания Аванзал, Большой и Концертный залы. Всем им свойственна строгость и художественная цельность, что отличает стиль классицизма. Самый большой зал Зимнего — это Николаевский зал (площадью тысяча сто квадратных метров). Особенно замечателен Малахитовый зал — единственный сохранившийся образец оформления малахитом целого жилого интерьера. Главным украшением зала являются исполненные в технике русской мозаики восемь малахитовых колонн, столько же пилястр и два больших малахитовых камина.
В чем различие между Зимним дворцом и Эрмитажем
Многие туристы, впервые приезжающие в Питер, ошибочно полагают, что Эрмитаж и Зимний дворец — это идентичные понятия. На самом деле это не совсем так. В период строительства малый Эрмитаж был частью дворцовой композиции. Теперь же ситуация изменилась, и уже Зимний дворец стал частью Эрмитажного музейного комплекса.
Что представляет собой сад Зимнего дворца
Помимо комфортабельных условий проживания, царская семья нуждалась и в живописных пейзажах для променадов. Проект небольшого проекта был разработан Н. И. Крамским, а воплощен в жизнь лучшим садовым мастером — Р. Ф. Катцером. Создание сада было связано с несколькими интересными фактами:
- Новый проект имел не только эстетическое, но и практическое значение. Царские покои находились в непосредственной близости к городским улицам, а шум от Дворцового проезда с легкостью мог заглушить потенциальное покушение.
- Для того, чтобы композиция смотрелась максимально эстетично, уровень земли вблизи дворца подняли на 1 м. Сад проектировался таким образом, чтобы вход начинался прямо у входа во дворец. Там же постоянно находился часовой.
- Ограждения территории сада разрабатывались специально для царской семьи и в 1900 году получили наивысшую награду на Всемирной выставке.
- Революция 1917 года стала для сада губительной— ограды и статуи были уничтожены, а газоны вытоптаны. Чтобы расчистить территорию, к Зимнему дворцу даже было организовано временное железнодорожное движение.
- Начиная с 2007 года, началась полная реконструкция сада в соответствии с его историческим видом. Презентация возрожденного объекта состоялась в 2008 году. На данный момент попасть туда может любой желающий.
Обратите внимание! Вход в сад платный для всех категорий граждан (кроме детей до 3 лет). Посетить его бесплатно можно только зимой
Сад Зимнего дворца
Описание Зимнего дворца
Фотография. Зимний дворец с Петропавловской крепости.
Строительство Зимнего дворца в Петербурге началось в 1754 году и продолжалось до 1762 года под руководством архитектора из Италии Бартоломео Франческо Растрелли.
Зимний дворец — старейший памятник архитектуры в стиле Петербургского барокко.
До окончания строительства зимней резиденции царский двор менял своё местоположение пять раз. Первый и второй зимние дома Петра Первого примыкали к Зимней канавке, третий дворец принадлежал Анне Иоанновне, четвёртый дворец находился на Невском проспекте. В новом дворце императрица Елизавета Петровна, младшая дочь императора Петра I и императрицы Екатерины I, хотела видеть роскошь и величие апартаментов и хозяйственных помещений. Зимний дворец строился, словно великий и могущественный город в городе со своими кухнями, конюшнями, прачечными и своей личной армией – дворцовыми гренадёрами и караулом из гвардейских полков. Все здания Зимнего дворца связывались между собой висячими переходами и залами, украшенными золоченой резьбой и бессчётным количеством зеркал.
В 1837 году в Зимнем дворце в Петербурге проживало около четырёх тысяч служащих. 17 декабря 1837 года случился грандиозный пожар, который считался самым масштабным по причинённому ущербу внешнему и внутреннему убранству дворца. Во время пожара полностью выгорели 2 и 3 этажи Зимнего дворца вместе с интерьерами, оформленными Б.Ф. Растрелли, Д. Кваренги, О. Монферран и К.И. Росси. Воссозданием дворца занимались русские архитекторы В.П. Стасов и А.П. Брюллов, справились они со своей работой за 2 года.
Фотография. Вид на Зимний дворец с Дворцовой площади Санкт-Петербурга.
На этом в Зимнем дворце не закончились происшествия. Так, спустя 43 года в 1880 году народоволец С.Н. Халтурин произвёл взрыв с целью убийства Александра II. Впрочем, задуманное не было исполнено: император и не один член его семьи не пострадал, погибло 11 солдат из караула и около 50 человек получили ранения. 9 января 1905 года во время шествия была расстреляна мирная демонстрация рабочих. События 1905 года послужили стартом Революции, продлившейся с 1905 по 1907 год. Октябрьская Революция 1917 года для Зимнего дворца завершилась пушечной атакой из Петропавловской крепости и свержением Временного правительства.
30 октября 1917 года народный комиссар А.В. Луначарский объявил Зимний Дворец — Эрмитаж государственным музеем.