Эрмитаж без очереди: билеты и экскурсии. главные шедевры
Содержание:
- Исторические события
- Зимний дворец
- Пять историй о центральных лестницах Эрмитажа
- История
- Где находится и как добраться
- Откуда начать осмотр в Эрмитаже? — С Главного штаба
- Особенности дворцовых помещений
- Архитектурные особенности Зимнего дворца
- Светлое настоящее Зимнего
- Александровская колонна
- Как добраться до Эрмитажа?
- Посольская (Иорданская) Лестница в Эрмитаже
- История строительства
- История [ | ]
- Светлое настоящее Зимнего
- Пушистые охранники
- История Зимнего Дворца
- Интересные факты
- «Иорданский» подъезд
- Путь к искусству
Исторические события
Новый Зимний дворец был освящен и стал использоваться по прямому назначению с апреля 1762 г. Петербургская резиденция императоров неоднократно становилась местом проведения важных исторических событий, происходивших в жизни страны:
- покушение на Александра II народовольцем С. Халтуриным (1880 г.)
- расстрел мирной демонстрации(1905г.)
- превращение в штаб-квартиру Временного правительства (февраль-октябрь 1917 г.)
- обстрел и штурм дворца, ставшие началом Октябрьской революции(1917 г.)
- преобразование во Дворец Искусств (1918-19 гг.)
- объявление коллекции Эрмитажа государственным музеем
- учреждение музея Революции (1920 г.)
Зимний дворец
Надо сказать, современное здание Зимнего дворца — пятое по счету. Первая царская резиденция появилась еще при Петре Великом. Она располагается недалеко от Петропавловской крепости на Петровской набережной. Каким-то чудом эта постройка сохранилась до наших дней. Правда ее трудно назвать дворцом. Она скорее напоминает добротный деревенский дом. На сегодняшний день домик Петра обнесен забором. По всей видимости, там идут ремонтные работы
Позже Петр I выстроил для себя другой, более респектабельный дворец уже на противоположном берегу Невы. Вступившая на престол позже Анна Иоанновна любила роскошь и посчитала петровский дворец слишком маленьким для себя. Она возвела новую царскую резиденцию.
А дальше, уже императрица Елизавета решила построить дворец еще «круче» предыдущего. Для нее строится временный дворец, а вместе с ним в 1754 году начинается возведение ныне существующего здания. Однако сама Елизавета до окончания строительства не дожила. После ее смерти всеми работами руководила уже Екатерина II. Строительство Зимнего дворца завершилось в 1762 году.
В Зимнем дворце Екатерина II прожила много лет. Сюда она привезла свои первые картины, с которых началось формирование коллекции Эрмитажа. Надо сказать, сначала картин было немного. Они занимали только несколько помещений дворца. По мере того, как коллекция разрасталась, для нее строились новые здания.
На сегодняшний день в Эрмитаж, кроме Зимнего дворца, входит целый комплекс зданий.
Только на Дворцовой набережной ему принадлежат Малый Эрмитаж, Большой(Старый) Эрмитаж, Эрмитажный театр, построенные еще Екатериной II, и Новый Эрмитаж, возведенный уже Николаем I.
Но, конечно же, среди всех зданий Эрмитажа особо выделяется Зимний дворец. Именно здесь, начиная с Екатерины Великой, и жили все российские цари. Правда последний Николай II все больше уединялся со своей семьей в Царском селе.
Кстати, Зимний дворец за свою долгую историю неоднократно менял свой цвет. Он был и желтым, и кирпичным, и других цветов, только после Великой Отечественной войны он стал наконец-то изумрудным.
Здание дворца четырехугольное, а внутри него вот такой уютный дворик с фонтаном.
Появление Зимнего дворца, конечно же, сразу потребовало и оформления территории вокруг него. Поэтому одновременно с возведением царской резиденции оформляется и Дворцовая площадь.
Пять историй о центральных лестницах Эрмитажа
Найти нужный зал в Эрмитаже — это целое искусство, а ещё сложнее суметь отыскать подходящую лестницу, чтобы перебраться с этажа на этаж. Рассказываем пять историй о центральных лестницах Эрмитажа для того, чтобы лучше запомнить их названия и умело использовать в разговоре со смотрителем при составлении маршрута.
Посольская (Иорданская, Главная) лестница
Эта лестница связана со строительством Нового Эрмитажа — здания, созданного специально под музей для разросшихся коллекций предметов искусства. Оно было построено в 1850 году архитектором Н. E. Ефимовым под руководством В. П. Стасова по проекту Л. фон Кленце. Лестница стала главным входом в здание Нового Эрмитажа и была подобна той, что вела на афинский Акрополь. Её подъезд со стороны улицы украшен гранитными скульптурами десяти атлантов, созданными академиком А. И. Теребеневым, отсюда и другое название — Теребеневская лестница. Если смотреть на лестницу с площадки первого этажа вверх, то можно заметить одно любопытное архитектурное решение: в каждом следующем пролёте количество ступенек уменьшается на одну, что создаёт иллюзию бесконечной дороги ввысь.
По Главной лестнице Нового Эрмитажа поднимались первые посетители музея. Однако публичным, рассчитанным на широкого посетителя, музей не был. Первоначально для того, чтобы попасть в Эрмитаж, требовалось специальное разрешение, которое выдавали только избранным. Так, например, великий поэт А. С. Пушкин смог получить постоянный музейный пропуск только по рекомендации В. А. Жуковского, своего учителя. Даже известные русские художники, которым нужно было работать в залах, не всегда могли добиться такого разрешения.
История
В XVIII веке лестницу называли Посольской, затем она получила название Иорданской, так как по ней во время праздника Крещения Господня спускался крестный ход к Неве, где во льду вырубалась для освящения воды прорубь — иордань.
Уничтоженная пожаром 1837 года, лестница была воссоздана В. П. Стасовым, которому при восстановлении этой половины дворца удалось сохранить основной замысел Растрелли. Тем не менее, вместо колонн из розового искусственного мрамора по приказу императора были установлены сдвоенные колонны серого сердобольского гранита; вместо кованых золоченых решёток перил появилась мраморная балюстрада; воинские атрибуты в тимпанах ложных окон также носят классицистский, а не барочный характер. К тому же ведущим цветом лестничного пространства вместо розового стал белый.
Где находится и как добраться
Посещение Дворцовой площади входит во все популярные туристические пешеходные и автобусные маршруты по центральной части города.
Дворцовая площадь располагается на набережной Невы. От площади берет начало главная улица Санкт-Петербурга – Невский проспект.
Ближайшая к площади станция метро – Адмиралтейская: дорога от нее по Малой Морской и Невскому проспекту займет не более 5 минут пешком.
За 15-20 минут по проспекту можно дойти до площади и от станций метро «Гостиный двор» и «Невский проспект».
На Дворцовом проезде есть остановки общественного транспорта, где проходят маршруты автобусов № 7, 10, 24, 191, маршрутного такси № К-252 и троллейбусов № 1, 7, 10 и 11.
Информационный центр для туристов
Откуда начать осмотр в Эрмитаже? — С Главного штаба
Можно начать осмотр экспозиции с Главного штаба, чем сократите время на ожидание в очередях. На заметку: основная масса посетителей сразу идёт к Зимнему дворцу. Через пару часов очередь в Главный музейный комплекс Эрмитажа — Зимний дворец рассосётся и вы быстрее и без труда попадёте внутрь.
Можно начать осмотр экспозиции, взобравшись сразу на 4 этаж Главного штаба, и далее спускаться вниз по этажам. На 4-м этаже — шедевры импрессионизма. Для любителей этого неподражаемого жанра искусства не ничего приятнее, чем провести утро среди полотен Анри Матисса, Пабло Пикассо, Клода Моне, Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Винсента Ван Гога, Поля Гогена и многих других.
Этажом ниже находятся залы, посвящённые европейскому искусству XIX века, работы Фаберже и Малевича, а также залы об истории МИД России. Если нравится прикладное искусство, тогда 2-й этаж — для вас. На нём собраны подарки Императорскому двору. Здесь увидите всю роскошь — от ваз и статуэток до мебели и платьев. В Восточное крыло Главного штаба осмотрено. Можно пообедать.
Особенности дворцовых помещений
В обустройстве интерьера главная роль принадлежит Екатерине II. В счет погашения задолженности из Германии императрице вручили 300 дорогих художественных полотен. Эти картины – исток коллекции Эрмитажа, расположенного во дворце.
Значимые помещения
Иорданская галерея отделана в стиле барокко, расположена на первом этаже. Названа так, потому что в Крещение из Большой церкви Зимнего дворца через нее проходил крестный ход к Неве к иордани (проруби) для водосвятия.
Иорданская лестница, по которой спускался крестный ход к Неве, где во льду вырубалась иордань. Колонны лестницы облицованы розовым мрамором. Кованые решетки перил украшены золотом.
На кронштейнах вдоль стены установлены алебастровые статуи Мудрости и Правосудия, Величия и Изобилия, Верности и Справедливости. На потолке – плафон, украшенный сюжетом на тему «Олимп».
Аванзал использовался как парадный буфет, когда в соседнем Николаевском зале устраивали бал. Главное украшение – ротонда, ажурная беседка, из уральских самоцветов.
Описание и назначение залов
Николаевский зал предназначался для придворных балов, церемоний, банкетов. Пространство площадью 1103 кв. метра украшали колонны и изящные люстры. Стены, облицованные цветным мрамором, по вечерам освещались фонарями из синего стекла. Зимний сад отделяли стеклянные двери. Солнечный свет, преломляясь в алых шторах, подчеркивал воздушность и загадочность зала.
Концертный зал, украшенный изваяниями античных богинь, – место встречи с искусством. Здесь устраивали концерты. Коллекция русского серебра поражала великолепием и изысканностью. Серебряная рака (гробница) Александра Невского, на которую израсходовано полторы тонны серебра, добытого на рудниках Алтая, делает зал неповторимым. На потолках и стенах – аллегорические фигуры античных богов и Муз.
Малахитовая гостиная – личные покои супруги Николая I, Александры Федоровны, отделана малахитом в серо-фиолетовой тональности. Отсюда императорская чета выходила на балы, церемонии, банкеты. Здесь отмечали семейные праздники. В июле 1917 года малахитовая гостиная – зал заседаний Временного правительства.
Белая столовая, украшенная камином из белого мрамора с бронзовыми часами, – любимое место семьи Николая I.
Малая церковь – уютное место во дворце. Потолок украшен плафоном с изображением Сошествия Святого Духа. В ризнице – серебряный крест с позолотой и мощами Трех Святителей, привезенных с Афона. По обеим сторонам у входа – портреты императора и императрицы в золоченых рамах.
Фельдмаршевский зал украшен портретами российских фельдмаршалов.
Петровский зал посвящен памяти Петра I. Верхнюю часть стен украшают изображения баталий «Полтавский бой», «Битва при Лесной», двуглавый орел, короны с вензелем Петра I. Стены обиты бархатом, вышитым серебром. В глубине зала, между двумя колоннами, покрытыми яшмой, – портрет самодержца.
Гербовый зал предназначен для торжественных церемоний. У входа – скульптурная группа древнерусских воинов со знаменами. На позолоченных бронзовых люстрах красуются гербы российских губерний. Парадность помещения подчеркивают золоченые колонны.
Пикетный зал – для развода военного караула дворцовых гренадеров (пикета). Отделка зала – рельефы с изображением шлемов, копий, доспехов, медальонов со сценами сражений.
Военная галерея посвящена победе русского оружия, открыта в годовщину изгнания Наполеона из России. На стенах – портреты 332 генералов, участников войны 1812 года, а также конные портреты императора Александра I и короля Пруссии Вильгельма III.
Георгиевский зал (Большой тронный зал) отделан белым мрамором. Над тронным местом – барельеф «Георгий Победоносец, поражающий дракона».
Александровский зал отличает торжественность убранства. Центральная часть перекрыта куполами, опирающимися на своды. Созданный в память об императоре Александре I, он хранит портрет царя, помещенный в позолоченный подрамник. Малиновая парчовая драпировка с вышитым золотыми нитями двуглавым орлом оттеняет великолепие блистательной фигуры Александра I.
Белый зал грандиозен по размерам, украшен колоннами, скульптурой, барельефами. Предназначен для пышных торжеств.
Стены золотой гостиной покрыты тонким орнаментом с позолотой. Украшает гостиную камин из мозаики. Мебельный гарнитур обит малиновой брокателью, тяжелой шелковой материей, вышитой золотом.
Архитектурные особенности Зимнего дворца
Здание зимнего дворца построено в виде каре – четыре флигеля образуют квадрат, внутренний двор – прямоугольный. Фасад обращен к Неве и Дворцовой площади. Отделка дворца поражает парадностью и пышностью.
Главный фасад прорезан аркой парадного проезда. Торжественность и великолепие внешнего вида создает изменчивый вид колонн. Архитектор Растрелли то собирает колонны в пучки, то обнажает плоскость стены, создавая впечатление неупокоя и движения.
Скульптуры и вазы над карнизом по периметру подчеркивают нарядность и воздушность. Въездные ворота украшены резной решеткой. Яркость, жизнерадостность, праздничная торжественность и приподнятость, свойственная стилю барокко, чувствуется во внешнем облике дворца. Со времени постройки здание успело побывать бежевым, желтым, терракотовым и зеленым.
Светлое настоящее Зимнего
Дворец получился поистине шедевральным. Крылья здания, обращенные к Адмиралтейству, образуют парадный вход. Фасад, выходящий на Неву, украшен белыми колоннами, составляющими два яруса, чтобы подчеркнуть высоту здания и придать массивному сооружению легкость. Расстояние между колоннами различно, этот прием создает игру света и тени. Наличники окон украшены элементами, присущими барокко.
Масштабы здания весьма впечатляют:
- высота — 23,5 метра;
- длина со стороны Невы — 210 метров, со стороны Адмиралтейства — 175;
- общее количество залов — 1050;
- окон — 1945;
- больших и малых лестниц — 117;
- дымовых труб — 329;
- крышу украшают 176 скульптур, которые чередуясь с вазами, оживляют строение.
Николай Первый издал указ, регулирующий высоту столичных жилых домов, которая не должна была превышать 11 саженей (23,47 метра). Хотя это не говорилось прямо, но каждый знал, что царь не желает, чтобы в столице появились дома, выше его резиденции.
Каждый император, восходивший на престол, вносил свои коррективы в облик Зимнего дворца или в его внутреннее убранство. При Николае Первом он стал поистине символом могущества Империи.
Александровская колонна
В 1834 году по указу императора Николая I и проекту архитектора Монферрана в центральной части площади был воздвигнут памятник, посвященный победе Александра I над Наполеоном в войне 1812 года – Александровская колонна. Иногда ее называют Александрийский столп – по строчке из стихотворения Пушкина «Памятник».
Монумент представляет собой гладко отполированный гранитный ствол из монолитного куска розового гранита высотой более 25 метров и весом более 600 т. За счет разницы в нижнем и верхнем диаметрах и благодаря точным инженерным расчетам колонна держится в вертикальном положении исключительно под собственным весом и не имеет никаких креплений. Фундамент под колонной создан из гранитных блоков, в его центре хранится шкатулка с памятными монетами 1812 года. Пьедестал также был сделан из нескольких кусков гранита, а после установки колонны оформлен барельефами. На вершине колонны установлена фигура ангела с крестом работы скульптора Орловского.
К 1843 году в восточной части по проекту Брюллова было возведено последнее здание площади – здание штаба Гвардейского корпуса.
В начале XIX века фортификационные сооружения Адмиралтейства были разобраны. Долгое время на территории между Адмиралтейством и Зимним дворцом располагалась Разводная площадь, на которой происходила смена караула. В конце XIX века по проекту Крамского здесь был разбит сквер с фонтаном, который был реконструирован в 2008 году и существует и по сей день.
Как добраться до Эрмитажа?
Эрмитаж имеет несколько зданий, главные из которых соединены переходами, так что путешествовать можно по нему, не выходя из музея, по всем его зданиям, а можно посетить по отдельности.
- Адрес Эрмитажа — Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 34. Его здания:
- Зимний дворец (Большой Эрмитаж) — Дворцовая площадь, 2;
- Главный штаб — Дворцовая площадь, 6-8;
- Малый Эрмитаж — Дворцовая набережная, 36;
- Новый Эрмитаж (с атлантами) — Миллионная ул., 35;
- Дворец Меншикова — Университетская наб., 15А.
До Главного музейного комплекса Эрмитажа, который находится на Дворцовой площади, можно доехать на метро. Ближайшая станция метро — «Адмиралтейская», от неё до Эрмитажа — 700 м. При выходе из станции нужно добраться до улицы Малой Морской, зетам повернуть направо, пройти несколько метров до Невского проспекта. Далее потребуется прогуляться по главной и самой красивой магистрали города — Невскому проспекту, чтобы вскоре оказаться на Дворцовой площади и у входа в Эрмитаж.
Также можно добираться до Эрмитажа от станции метро «Невский проспект», которая удалена от его Главного комплекса на 900 м. От станции метро «Гостиный Двор» Эрмитаж находится в 1,3 км. В обоих случаях нужно выйти на Невский проспект, следовать в сторону Адмиралтейства до Большой Морской улицы. На пересечении Большой Морской улицы с Невским проспектом будет видна арка Главного штаба. Пройдя под ней, попадаешь на Дворцовую площадь. Вход в Главный музейный комплекс с Дворцовой площади.
Можно добраться до Эрмитажа наземным транспортом. Автобусы №№ 7, 10, 24, 191, а также троллейбусы №№ 1, 7, 10, 11 идут до Дворцовой площади. Нужно доехать до одноимённой остановки, от которой до Эрмитажа необходимо пройти всего 300 м.
До Нового Эрмитажа от Московского вокзала на автомобиле всего — 15 минут, на автобусах №№ 7, 24, 191, на троллейбусах №№ 1, 7, 10, 11 до остановки «Дворцовая площадь».
Посольская (Иорданская) Лестница в Эрмитаже
еще фотографии → Посольская (Иорданская) Лестница – это главная парадная лестница в Зимнем Дворце. По ней послы иностранных государств поднимались в парадные залы для аудиенций, поэтому она называлась Посольской. Позже ей дали имя Иорданская, поскольку царская семья в праздник Крещения спускалась к Иордане – специальной проруби в замершей Неве, где проводился обряд водосвятия. Убранство Посольской лестницы отражает особенности русского барокко. Ступени и резная балюстрада выполнены из белого каррарского мрамора. Убранству стен, их изящной скульптуре и позолоте эффектно противопоставлены гладкие колонны из серого сердобольского мрамора, расположенные на верхней балюстраде. Иорданская лестница ведет нас к анфиладе парадных залов, где проходили торжественные церемонии и придворные празднества. |
показать большую карту
Загрузить путеводительпо Эрмитажу
История строительства
Идея создания особого здания, выполняющего роль царской резиденции, зародилась в первые годы после закладки северной столицы. Строительство Зимнего дворца осуществлялось в несколько этапов с 1711 по 1764 гг. Современный облик, в стиле русского барокко, дворец приобрел по проекту Б.Растрелли. До 1904 г. в помещениях проживала в зимнее время императорская семья, и размещались дворцовые службы.
Николай II распорядился перебазировать резиденцию в Царское Село. Во время 1-ой мировой войны дворец переоборудовали под нужды госпиталя, находившегося под патронатом цесаревича Алексея. После февральского переворота 1917 г. комплекс стал основным местом пребывания Временного правительства. Советская власть передала Зимний дворец в ведение музея революции, а позже Государственного Эрмитажа.
Свадебные палаты Петра Великого
По приказу Петра I на территории между Миллионной улицей и Невой в 1708 г. был построен дом в 2 этажа из дерева. Своей черепичной крышей и высоким крыльцом здание напоминало голландскую архитектуру. В качестве подарка к бракосочетанию царя с Екатериной Алексеевной, Александр Меньшиков преподнес так называемые Свадебные палаты. Они были сооружены из камня в 1712 г. на месте прежней резиденции.
Зимний дворец Петра I
За возведение нового здания, по распоряжению Петра I, взялся архитектор Г.Маттарнови. Место было выбрано в излучине Зимней канавки и Невы. Работы продолжались 4 года (1716 -20). Дворец был приспособлен для комфортного проживания царской семьи в зимнее время года, откуда и произошло его наименование. В апартаментах Зимнего дворца скончался Петр Великий в 1725 году.
Зимний дворец Анны Иоанновны
В 30-х гг. 18 в. Растрелли спланировал переустройство резиденции, согласно пожеланиям императрицы Анны Иоанновны. Площадь участка для стройки была увеличена. Новое сооружение имело сразу несколько фасадов, обращенных в разные стороны:
- на Адмиралтейство
- на Дворцовую площадь
- на Неву
Дом был завершен в 1735 г. Новый дворец отличался масштабами. В нем имелись:
- 70 парадных залов
- 100 спален
- комнаты дворцовой канцелярии
- караульные помещения
- галерея
- капелла
- театр
- лестницы
Вплотную к главному корпусу примыкали служебные помещения, конюшни и другие служебные пристройки. При Елизавете Петровне расширение Зимнего дворца продолжилось. Архитектор настаивал на выборе другого участка для строительства. Императрица не захотела переезжать в иное место, потому приняла решение возводить корпус заново.
Четвёртый (временный) Зимний дворец
В 1754-55 гг. сооружен временный дворец по проекту Растрелли. Его возвели у пересечения набережной Мойки и Невского проспекта. Комплекс просуществовал 7 лет, до 1762 г. Параллельно в этот период строилось основное здание современного Зимнего дворца.
Пятый (существующий) Зимний дворец
Постройка нынешнего Зимнего дворца началась при Елизавете Петровне и завершилась после воцарения Екатерины II. К созданию архитектурного ансамбля были привлечены:
- Б. Растрелли
- Ю. Фельтен
- Ж. Валлен-Деламот
- А. Ринальди
- И.И.Бецкой
Площадь всех внутренних помещений дворца составила 60 тыс. кв. м. Кроме того, это было самое высокое здание в Санкт-Петербурге. Екатерина II распорядилась обустроить часть помещений для размещения коллекции живописных полотен, включающую 317 картин европейских художников. Для них выделили отдаленные апартаменты, которые стали именовать «Местом уединения» (по фр. Эрмитаж). Отделкой апартаментов занимались Д. Кваренги и И. Старов.
В первой половине 19 вв. были оборудованы новые залы:
- Аполлонов
- Георгиевский
- Фельдмаршальский
- Петровский
- Гербовый
Кроме того, оформлены 2 галереи – Мраморную и Военную.
Пожар
Грандиозный пожар, бушевавший в течение трех дней в декабре 1837 г., практически полностью уничтожил внутреннее убранство дворца. Кроме того, сильно пострадали мебель, утварь, картины.
Работы по восстановлению здания были поручены В. П. Стасову. Под его руководством сооружение укрепили, перекрыли новой кровлей, воссоздали дизайн апартаментов. Реконструкция продолжалась 2 года.
История [ | ]
В XVIII веке лестницу называли Посольской, затем она получила название Иорданской, так как по ней во время праздника Крещения Господня спускался крестный ход к Неве, где во льду вырубалась для освящения воды прорубь — иордань.
Уничтоженная пожаром 1837 года, лестница была воссоздана В. П. Стасовым, которому при восстановлении этой половины дворца удалось сохранить основной замысел Растрелли. Тем не менее, вместо колонн из розового искусственного мрамора по приказу императора были установлены сдвоенные колонны серого сердобольского гранита; вместо кованых золоченых решёток перил появилась мраморная балюстрада; воинские атрибуты в тимпанах ложных окон также носят классицистский, а не барочный характер. К тому же ведущим цветом лестничного пространства вместо розового стал белый.
Светлое настоящее Зимнего
Дворец получился поистине шедевральным. Крылья здания, обращенные к Адмиралтейству, образуют парадный вход. Фасад, выходящий на Неву, украшен белыми колоннами, составляющими два яруса, чтобы подчеркнуть высоту здания и придать массивному сооружению легкость. Расстояние между колоннами различно, этот прием создает игру света и тени. Наличники окон украшены элементами, присущими барокко.
Масштабы здания весьма впечатляют:
- высота — 23,5 метра;
- длина со стороны Невы — 210 метров, со стороны Адмиралтейства — 175;
- общее количество залов — 1050;
- окон — 1945;
- больших и малых лестниц — 117;
- дымовых труб — 329;
- крышу украшают 176 скульптур, которые чередуясь с вазами, оживляют строение.
Николай Первый издал указ, регулирующий высоту столичных жилых домов, которая не должна была превышать 11 саженей (23,47 метра). Хотя это не говорилось прямо, но каждый знал, что царь не желает, чтобы в столице появились дома, выше его резиденции.
Каждый император, восходивший на престол, вносил свои коррективы в облик Зимнего дворца или в его внутреннее убранство. При Николае Первом он стал поистине символом могущества Империи.
Пушистые охранники
Не только вода угрожала испортить предметы искусства, но и прожорливые крысы. Впервые усатую армию для Зимнего дворца прислали из Казани в 1745-м. Екатерина II кошек не любила, но полосатых защитников оставила при дворе в статусе «охранников картинных галерей». Во времена блокады все кошки в городе погибли, из-за чего крысы расплодились и принялись портить интерьеры дворца. После войны в Эрмитаж привезли 5 тыс. котов, которые быстро расправились с хвостатыми вредителями.
Каждого квалифицированного охранника регулярно осматривают ветеринары. Недавно директор Эрмитажа Михаил Пиотровский установил лимит в 50 котов, остальных раздают в добрые руки. Так что любой желающий может стать владельцем эрмитажного питомца.
История Зимнего Дворца
Нынешний Зимний Дворец – пятая по счету из располагавшихся в Санкт-Петербурге зимних резиденций императорской семьи, начиная от двухэтажного деревянного домика Петра I и заканчивая великолепным трехэтажным зданием до 1905 года считавшимся самым высоким жилым сооружением в городе.
Возведение Зимнего Дворца в том виде, в котором его можно увидеть в наши дни, началось в 1754 году по приказу Императрицы Елизаветы Петровны. Руководил работами уже широко известный на тот момент архитектор Бартоломео Франческо Растрелли, на счету которого было много выдающихся проектов, включая Большой Петергофский Дворец.
Зимний Дворец Анны Иоанновны, ранее находившийся на этом месте, был практически полностью разобран, так как вносимых в него изменений и дополнений было уже недостаточно, что бы удовлетворить растущие потребности двора. До окончания строительства в 1762 году сама Елизавета Петровна не дожила, скончавшись годом ранее. Работу был вынужден принимать ее наследник – Петр III, после свержения которого, обустройством дворца занялась его супруга Екатерина II.
Примечательно, что привычную расцветку Зимний Дворец приобрел только в середине XX веке. Изначально он был светло-желтого, песчаного цвета, повторяя архитектурные решения Версаля и других знаменитых дворцов того времени. Впоследствии его перекрашивали в охру, терракотовый, кирпичный и даже красный, сохраняя, тем не менее, общую стилистику неизменной. В 1927 году дворец едва не приобрел серо-коричневую гамму. Решение покрыть стены краской, имеющей изумрудный оттенок, было принято в 1947 году, после этого при обновлении фасадов использовались исключительно различные оттенки зеленого.
Даже когда отделка дворца была полностью завершена, строительные работы время от времени возобновлялись: сооружались новые галереи и залы, расширялись и видоизменялись имеющиеся, возводились дополнительные пристройки. Так, за время правления Екатерины II к Зимнему Дворцу был пристроен Малый Эрмитаж, который должен был вместить ее коллекцию картин и произведений искусства, затем Большой Эрмитаж и Эрмитажный театр, разбит зимний сад с экзотическими растениями, статуями и фонтанами. Помимо главного придворного собора Спаса Нерукотворного, которым пользовались в торжественных случаях, в 1768 году во дворце была организована Малая придворная церковь Сретения Господня для повседневных служб.
Каждый новый владелец дворца стремился внести в него свои изменения, от небольших нововведений в интерьере, до глобальных перепланировок. Таким образом, в разное время появились: деревянная колокольня, телеграфная вышка, портретная галерея, посвященная победе над Наполеоном в войне 1812 года, многочисленные анфилады и залы. Над обликом Зимнего Дворца трудились известнейшие архитекторы Петербурга: Джакомо Кваренги, Карл Росси, В.П. Стасов, Огюст Монферран.
После грандиозного пожара 1837 года большую часть интерьеров дворца пришлось воссоздавать заново, при этом многое, включая северный фасад, было существенно видоизменено, первоначальный стиль елизаветинского барокко, считавшийся в XIX веке пошлым и вычурным, был приближен к популярному в то время классицизму, во внутренней отделке царила эклектика. В таком виде, практически без изменений, дворец просуществовал до революции.
После 1917 года в Зимнем Дворце был открыт Музей Революции, а затем Музей Ленинского Комсомола, под цели которого в 30-х годах XX века активно перестраивались покои и залы. Кроме музеев, помещения дворца постоянно занимали, сменяя друг друга, различные комитеты и учреждения, так на третьем этаже находилась колония беспризорников, а на втором — штаб Октябрьских и Первомайских торжеств. В залах показывали кино, играли спектакли и даже собирались на митинги. Последние изменения в планировку дворца вносились в 1946 году, после этого здание насчитывала 1084 комнаты, 1945 окон, 1786 дверей и 117 лестниц, включая потайные.
Интересные факты
Во время массовых городских праздничных мероприятий Дворцовая площадь способна вместить до 35 тысяч человек.
«Алые паруса»
Праздник петербургских выпускников «Алые паруса», единственный в своём роде и неповторимый, основанный на Невских берегах, проводится на Дворцовой площади – здесь происходят самые главные концерты и мероприятия.
В 2021 году знаменитый фестиваль «Алые паруса» собрал на Дворцовой площади более 30 000 участников этого грандиозного торжества мечты и надежды молодёжи.
Звёзды на Дворцовой
На Дворцовой площади давали концерты звёзды не только отечественной, но и мировой эстрады:
- Группа «ДДТ» (27 мая 1993 года);
- Джо Кокер (15 сентября 2005 года);
- Оперный тенор Пласидо Доминго (16 июня 2001 года);
- Пол Маккартни (20 июня 2004 года);
- Элтон Джон (6 июля 2007 года);
- Группа «The Rolling Stones» (28 июня 2007 года);
- Группа «Scorpions» (13 июня 2007 года);
- Эдита Пьеха (4 августа 2007 года);
- Группа «Машина Времени» (23 сентября 2007 года);
- Роджер Уотерс (6 июня 2008 года);
- Группа «Duran Duran» (4 июня 2009 года);
- Анастейша (4 июня 2009 года);
- Мадонна (2 августа 2009 года).
Фундамент флигеля Анны Иоанновны
В 2001 году во время реставрации Дворцовой площади были проведены археологические исследования. В результате раскопок реставраторы обнаружили фундамент флигеля Анны Иоанновны. В период её царствования – это был трёхэтажный дворец, построенный в 1746 году по проекту Растрелли.
По плану реставрации Дворцовой площади специалисты изучили и сфотографировали фундамент, а также заново засыпали землёй. Существовала такая задумка – оставить фрагмент фундамента для просмотра, покрыв его толстым, прочным стеклом. Но эта идея не была реализована.
Каток с искусственным льдом
На Дворцовой площади в 2007 году решили соорудить платный каток с искусственным льдом. Против его строительства сразу же выступили многочисленные общественные организации города. Несмотря на это, уличная ледовая арена появилась в ноябре.
Каток ограничивал доступ к части Дворцовой площади и подход к Александровской колонне. А к этим великим достопримечательностям доступ должен быть постоянно свободным. Каток закрыли в марте 2008 года.
Зеркальный куб
На Дворцовой площади в сентябре 2015 года установили Зеркальный куб — павильон кубической формы, в фасадах которого отражались все здания ансамбля Дворцовой площади: Зимний дворец, Александровская колонна и арка Главного штаба.
В зеркальном павильоне была организована и прошла частная презентация новой модели BMW. Спустя некоторое время Зеркальный куб обрушился под натиском сильного ветра и его демонтировали.
История с конкой
Рядом с Дворцовой площадью начиналась история общественного транспорта Санкт-Петербурга: 27 августа 1863 года здесь открыли 1-й маршрут конно-железной дороги (конки) — от Николаевского (сейчас Московского) вокзала — вдоль Дворцовой площади и — до Стрелки Васильевского острова.
Потом конки стали ходить — от Дворцовой площади — до 6-й линии Васильевского острова, — через Николаевский (Благовещенский) мост.
Первый трамвай
Первый рейс Санкт-Петербургского сухопутного трамвая начал свой путь 29 сентября 1907 года. Первая линия прошла — от Главного штаба — до 8-й линии Васильевского острова. К 1914 году электрический трамвай ходил уже практически по всем основным улицам города. Но начинал он свой маршрут здесь — на Дворцовой площади.
По площади ездили автобусы
При советской власти 24 декабря 1926 года от площади возобновили движение автобусов по маршруту площадь Урицкого (Дворцовая площадь) — Загородный проспект — площадь Восстания.
Сейчас никакой общественный транспорт через Дворцовую площадь не проходит.
«Иорданский» подъезд
«Иорданский» подъезд находится в самом центре фасада, выходящего на Дворцовую набережную. Изначально он назывался «Посольским», но впоследствии получил свое новое название благодаря тому, что во время Крещения Император, его семья и свита выходили через него на лед Невы, где была в честь праздника специально вырублена прорубь – «иордань», именуемая так в память об Иоанне Крестителе, совершавшем свой обряд в реке Иордан.
В остальное время этим подъездом пользовались высшие гражданские чины (первые четыре класса «Табели о рангах», то есть не ниже действительного статского советника). Из «Иорданского» подъезда посетители попадали в одноименную галерею, которая вела к лестнице, также переименованной из «Посольской» в «Иорданскую».
После пожара 1837 года и лестница и подъезд претерпели существенные изменения. Полукруглые фронтоны стали треугольными, появились колонны, поддерживающие балки. Изначальная деревянная лестница, полностью утраченная при пожаре, была воссоздана из белого мрамора, появились колонны из серого гранита, балюстрада и алебастровые статуи, установленные на кронштейнах.
В советские годы этот вход во дворец называли Экскурсионным, чтобы изжить отсылки к христианскому обряду. Но это название не прижилось.
Путь к искусству
В 1764 году Екатерине II из Берлина пришли 317 ценных картины. Общая стоимость коллекции оценивалась в 183 тысяч талеров, пишет «Дилетант».
Картины разместили в «уединенных» апартаментах дворца. Они и породили французское название «Эрмитаж» — место уединения.
С 1767 по 1775 годы для коллекции картин спроектировали специальное здание. Оно расположилось восточнее дворца. Чтобы увидеть шедевры необходимо было пройти через апартаменты императрицы.
Только спустя несколько десятков лет, в 1790-х годах, Екатерина II приказала создать галерею-перемычку с Зимним дворцом — «Аполлонов» зал. Так посетители могли проникать к картинам, не проходя через царские покои.