Лабиринт минотавра и современный лабиринт в греции
Содержание:
- Минотавр-эмодзи: Античность
- «Происхождение» Минотавра
- Советы опытных туристов
- Часы работы и цена билетов
- Мифология[]
- Инженерные решения древних зодчих
- Что осмотреть в первую очередь
- Иные гипотезы и культ быков
- Выставка «Лабиринты анимации»
- Медея: берегись мести брошенной женщины
- Строительство лабиринта
- Кносский дворец: архитектура и внутреннее убранство
- Билеты и время работы Кносского дворца
- Сад расходящихся троп: Ренессанс
Минотавр-эмодзи: Античность
Судя по сообщениям разрозненных античных источников, самым древним лабиринтом был египетский, существовавший более четырех тысяч лет назад. Как указывает древнегреческий историк Геродот, он находился рядом с современным Каиром, якобы вмещал в себя три тысячи комнат и служил гробницей для фараонов. Лабиринт, который будто бы видел Геродот, в XVII веке зарисовал немецкий иезуит Афанасий Кирхер, знаменитый своими богато иллюстрированными сочинениями. Однако современные ученые считают, что то сооружение никогда не существовало: древние греки описывали полуразрушенный храмовый комплекс пирамиды в Хаваре, запутанными ходами напоминающий лабиринт.
И хотя существование того лабиринта считается легендой, именно из Египта до нас дошли самые древние (ок. 2150 года до н. э.) орнаментальные изображения, напоминающие узорами лабиринт. Свидетельствуют ли они о том, что у египтян действительно были постройки такой формы? Историки пока не дают однозначного ответа. Примерно в то же время похожие узоры рисовали в Вавилоне.
Скорее всего, греки выдумали египетский лабиринт, опираясь на мифы о лабиринте критском (в Египте изображения архитектурных лабиринтов появляются только во II–III веках). Это сооружение — настолько же легендарное, как и его восточная версия — было якобы построено родоначальником всех ремесел Дедалом в Кноссе для царя Миноса. Жена Миноса, Пасифая, питала любовную страсть к быку и для ее удовлетворения пряталась в сделанной Дедалом деревянной корове, вследствие чего на свет появился необычный отпрыск — получеловек-полубык Минотавр. Чтобы скрыть скандального ребенка подальше от людских глаз, был построен лабиринт, в который затем отправился афинский герой Тесей. Он убил Минотавра, выросшего к тому времени в кровожадное чудовище, которому приносили человеческие жертвы. Тесей выбрался из лабиринта благодаря золотой нити девы Ариадны, дочери царя Миноса, влюбленной в него. Римский историк Плиний считал, что Дедал построил лабиринт по образцу египетского, только сделал его несравненно меньше.
«Происхождение» Минотавра
Мифы Древней Греции рассказывают о существовании Кноссоса (Кносского дворца), где правил царь Минос, а в Лабиринте его дворца жил ужасный монстр, Минотавр — существо с головой быка и телом человека, питающийся человеческим мясом!
Но если кратко, то начиналось всё с того, что могучий Зевс, верховный бог Олимпа, увидел прекрасную Европу, дочь богатого финикийского царя. Увидел и возжелал. Чтобы не испугать девушку и её подруг, он принял обличье чудесного быка. Шерсть его сверкала, золотые рога были изогнуты, на лбу горело, подобно месяцу, серебряное пятно. Дыхание быка благоухало амврозией, и весь воздух был напоен этим ароматом. Чудесный бык появился на поляне и подошёл к девам, среди которых была Европа, когда те резвились и собирали цветы. Девы окружили дивное животное и ласково гладили его. Бык подошёл к Европе, лизал ей руки и ласкался к ней. Затем смирно лёг у её ног, предлагая сесть на него.
Смеясь, села Европа на широкую спину быка. Хотели и другие девушки сесть с ней рядом. Но неожиданно бык вскочил и помчался к морю. Как ветер нёсся златорогий бык, затем он бросился в море и быстро, подобно дельфину, поплыл по лазурным водам. Волны моря расступались перед ним, и вот вскоре показались в морской дали берега Крита. Быстро приплыл к нему Зевс-бык со своей драгоценной ношей и вышел на берег. Европа стала женой Зевса и жила с тех пор на Крите. Три сына родились у неё от Зевса: Минос, Радамантис и Сарпидон. Позже Европа вышла замуж за царя Крита Астериона, который усыновил детей Зевса. После смерти Астериона царём стал старший сын, Минос. Он взял в жёны Пасифаи, дочь бога солнца Гелиоса и нимфы Крити. У них родились 4 сына и 4 дочери, в том числе красавица Ариадна. Вместе они жили в Кносском дворце.
Во время одного великого праздника Минос захотел сделать жертвоприношение в честь бога моря Посейдона и попросил у него, чтобы Посейдон послал для этого великолепное животное (вот странная манера приносить жертвы, сначала их испросив;). В ответ Посейдон отправил из моря прекрасного белого быка. Настолько прекрасного, что Минос пожалел его и принёс в жертву другого быка. Посейдон очень разозлился, и, чтобы наказать Миноса, внушил сластолюбивой царице Парсифаи безумную страсть к белому быку. Чтобы удовлетворить свою извращённую страсть, Парсифаи обратилась к знаменитому мастеру Дедалу. Дедал изготовил пустое чучело коровы, и когда Парсифаи вошла в это чучело, бык воссоединился с ней. От этого отвратительного совокупления родился Минотавр, чудовище с человеческим телом и бычьей головой. Во избежание скандала царь Минос запер Минотавра в Лабиринте, сложном сооружении, который построил для этого Дедал.
Дальнейшая судьба белого быка неизвестна.
Далее миф рассказывает об Андрогеосе, сыне Миноса, который принял участие в играх в Афинах и стал победителем во всех спортивных дисциплинах. Кто-то из обиженных афинян устроил засаду и убил его. Это убийство вызвало гнев Миноса, он тотчас же объявил войну Афинам и отправился в поход. Возмещение ущерба, которое он потребовал у афинского царя Эгея, была намного жестче и позорнее, чем само поражение Афин: каждые 9 лет Эгей должен был отправлять в Лабиринт 7 девушек и 7 юношей. Их запирали в громадном дворце Лабиринте, где их пожирало ужасное чудовище.
Советы опытных туристов
Есть несколько тонкостей, нюансов, которые пригодятся путешественникам при посещении Кносского дворцового комплекса:
- Лучшее время для посещения дворца – первые часы с момента открытия и вечернее время. В этот период не так ярко светит солнце и нет массового наплыва туристов, как в середине дня.
- Прогулка по комплексу занимает продолжительное время, поэтому с собой нужно взять обязательно: воду, головной убор (чтобы защититься от палящего солнца), надеть удобную обувь.
- Решившим отправиться на Кносс самостоятельно без экскурсии, можно приобрести на месте аудио-гида за 1,5 евро*, включающего карту дворца.
- Есть дни, когда главную достопримечательность Крита можно посетить бесплатно, это:
- 6 марта;
- 18 апреля;
- 18 мая;
- последние выходные сентября.
На эти дни выпадают международные и национальные праздники, в которые плату за вход не взимают.
* Цены указаны на 2018 год.
Часы работы и цена билетов
Музейный комплекс лабиринта Минотавр открыт для желающих посетить знаменитую достопримечательность в будние дни с 8 часов до 19 часов, в период с июня до конца октября месяца. В остальной период – ноябрь-май часы работы с 8 часов до 15 часов. В выходные дни до 15 часов. Стоимость посещения с одного взрослого человека составляет 6 евро, льготной категории и детям от 5 до 12 лет – 3 евро, самым маленьким посетителям до 5 лет – бесплатный вход.
Обратите внимание: существуют и особенные дни в музее, когда вход для всех желающих абсолютно бесплатный: 27 сентября, 15 августа, 5 июня, 18 мая.
Билеты на популярнейшую достопримечательность острова Крит можно приобрести повсюду. Также на месте можно присоединиться к одной из экскурсионных групп или нанять гида. С экскурсоводом путешествие в мифическое прошлое будет намного более информативным и познавательным. Приобретя русскоязычный путеводитель, можно смело двигаться в лабиринт, самостоятельно планируя экскурсию.
Мифология[]
Это существо произошло от неестественной любви Пасифаи, жены царя Миноса, к посланному Посейдоном быку. По преданию она прельщала быка, ложась в деревянную корову, сделанную для неё Дедалом. А всё дело в том, что Минос не принёс быка в жертву, как обещал. Минос скрывал его в построенном Дедалом Кносском лабиринте, куда ему бросались на пожирание преступники, а также присылаемые из Афин каждые девять лет 7 девушек и 7 юношей. Тесей был из второй группы. По некоторым источникам, пленникам выкалывали глаза. По истолкованию, пленники умирали сами, блуждая и не находя выхода.
Тесей, явившись на Крит в числе 14 жертв, убил Минотавра ударами меча и при помощи Ариадны, давшей ему клубок ниток, вышел из лабиринта.
На троне в Амиклах Тесей изображен ведущим Минотавра связанным и живым.
В своей хронике Евсевий со ссылкой на Филохора излагает другую версию про Минотавра. Минотавр был учителем критского царя Миноса по имени Тавр и жестоким человеком. Минос учредил состязание, предлагая афинских мальчиков в качестве приза. В состязании Тавр побеждал всех соперников, пока не был побежден в борьбе десятым царем Афин Тесеем, на основании чего афинян освободили от уплаты дани мальчиками, как говорили сами жители Кносса. Евсевий отнёс победу Тесея на 1230-е гг. дон. э.
Плутарх в жизнеописании Тесея использует тот же источник, автора III в. дон. э. Филохора:
Но, по словам Филохора, критяне отвергают это предание и говорят, что Лабиринт был обыкновенной тюрьмой, где заключенным не делали ничего дурного и только караулили их, чтобы они не убежали, и что Минос устраивал гимнические состязания в память об Андрогее, а победителю давал в награду афинских подростков, до поры содержавшихся под стражею в Лабиринте. На первых состязаниях победил военачальник по имени Тавр, пользовавшийся тогда у Миноса величайшим доверием, человек грубого и дикого нрава, обходившийся с подростками высокомерно и жестоко. Аристотель в „Государственном устройстве Боттии“ также совершенно ясно дает понять, что не верит, будто Минос лишал подростков жизни: они, полагает философ, успевали состариться на Крите, неся рабскую службу. |
Плутарх
Согласно историку Демону, полководец Тавр завязал в гавани бой с Тесеем и был убит. Плутарх приводит сведения от разных историков, из которых можно почерпнуть, что у царя Миноса был такой военачальник Тавр, погибший в войне с афинянами, а все остальные подробности, видимо продукт мифотворчества, как считали ученые поздней античности.
По Павсанию, его настоящее имя было Астерий («звёздный») — сын Миноса, побежденный Тесеем.
На вазах его тело усеяно звездами, либо испещрено глазами, на монете из Кносса изображался в маске быка.
Инженерные решения древних зодчих
Сейчас Кносский дворец – самый знаменитый памятник Крита. Его изображения украшают путеводители по острову, местные открытки и сувениры. В нем сохранились потрясающие по красоте фрески, яркие и искусные, демонстрирующие не только изысканность, но и неуемную роскошь. На картинах древние мастера изображали девушек среди лилий, юношей, собиравших цветы и наполнявших ими вазы. Красота была возведена в культ. Благодаря фрескам можно даже сделать вывод о критской моде того времени. Четыре тысячелетия назад женщины носили длинные пестрые платья с завышенной талией и глубоким декольте, а также остроконечные шляпы. Волосы они стригли по моде: иногда так коротко, что их прически выглядят вполне актуальными и сегодня.
Дворец расположен на площади 2,5 гектара и имеет невероятно сложную и запутанную структуру. Он многоуровневый, изобилует массой помещений и коридоров, некоторые из которых заканчиваются тупиками или имеют кольцевую структуру: то есть в итоге выводят в те же комнаты, с которых начинался путь. Среди бесчисленных поворотов и хаотически размещенных комнат легко заблудиться. Это дало повод Эвансу заявить о том, что он нашел мифологический лабиринт Минотавра.
Фото: Шарифулин Валерий/ТАСС
Что осмотреть в первую очередь
Для того чтобы собственными глазами оценить масштаб лабиринта и перенестись на несколько тысяч лет в прошлое, рекомендуем пройти по популярному туристическому маршруту — большинство экскурсий водят именно по нему. Кстати, заблудиться невозможно — все локации обозначены специальными стендами.
Начните с Центральной площади — так называется мощеное каменными плитами пространство, на котором происходили важнейшие мероприятия жизни дворцового комплекса. Отсюда отправляйтесь в Тронный зал — центральное помещение всего сооружения: трон, фрески на стенах, ритуальные чаши — словом, достаточно для того, чтобы сформировать представление о церемониальной части жизни критских правителей.
Далее углубляемся в лабиринт: Дорога Процессий и Южные Пропилеи — коридоры, которые, по всей видимости, составляли церемониальную процессию жрецов. Неудивительно, что в легенде говорилось о непроходимом лабиринте: из-за тесноты и темноты впечатления остаются, действительно, не самые радужные.
Выйдя из коридоров, осматриваем руины ярусной лестницы: предположительно она вела на следующие этажи здания — вы можете предположить, каков был их размер. Пройдя рядом и повернув по указателям, попадаем в место хранения припасов дворцового комплекса. Особенно запоминаются гигантские сосуды для хранения масла и вина — изготовленные из обожженной глины, они прекрасно сохранились в земле (их возраст составляет около 4 тысяч лет).
Заключительный этап путешествия — знакомство с бытом простых жителей комплекса: одна из восстановленных локаций демонстрирует оснащение комнаты гончарных дел мастера с черепками изделий, инструментами и рабочим столом.
Иные гипотезы и культ быков
Минотавр мог быть заимствованным финикийским богом под именем Молох. Молох изображался в виде рогатого человека, и ему приносили в жертву детей. Знаменитое выражение «геенна огненная» пошло от места, где приносились человеческие жертвы Молоху — детей «проводили через огонь», то есть сжигали заживо. Культ Молоха вполне мог находиться на Крите. Смерть Минотавра ознаменовала конец этого культа.
Ряд историков наших дней полагает историю Минотавра иносказательной историей о столкновении индоевропейцев с культурами автохтонных «народов моря». Эти «народы моря» неизвестного происхождения почитали быков. Столкновение выиграли более цивилизованные в современном понимании индоевропейцы. Также внешность Минотавра наводит на мысли о звероголовых египетских богах.
«Тесей», роман пера Мери Рено, содержит описание ритуальных жертвоприношений. Они назывались «бычьими поясками» — своеобразной протокорридой. Сцены с бычьими поясками нередко встречаются на фресках критского времени. Художественные материалы минойской эры содержат изображения таврокатапсии — ритуальных прыжков через быка. Культ почитания быка имел большую силу на Крите, и подобные ритуалы составляли значительную его часть.
Подобная тематика прослеживается еще со времён бронзового века, откуда она перекочевала в Хеттское царство, Сирию, Бактрию и долину Инда. Бои с быками и почитание быков обычное явление для культур средиземноморья. В наши дни это явление сохранилось в качестве испанской корриды.
Лабрис с головой быка
Обоюдоострый топор палача — «лабрис», был неотъемлемой частью бычьего культа. Вероятно, «лабиринт» — видоизмененное «лабрис». Доэллинские религии часто практиковали священные бои быков, а критская демонология содержит немало людей с головами быков. Минотавр, живущий в сердце лабиринта, скорее всего, был жестокой легендой, отголоском еще более устрашающих ритуалов Крита. Самые древние формы легенды о Тесее и Минотавре гласят, что герой победил чудовище обоюдоострым топором.
В наши дни, наряду с двенадцатью подвигами Геракла, легенда о Минотавре остается одной из самых узнаваемых. Сложно сказать точно, о чем она говорит — о древнем культе быков, традиционных состязаниях рабов или чудовище, жившем в лабиринте Дедала. Впрочем, это не единственная загадка, которую оставили потомкам мифы Древней Греции.
Выставка «Лабиринты анимации»
Московский музей анимации совместно с Ассоциацией содействия деятельности частных музеев откроют выставку «Лабиринты анимации».
Детская программа акции «Ночь в музее»
Открытие выставки одновременно приурочено к 50-летнему юбилею мультфильма «Бременские музыканты» и 100-летнему юбилею начала творческой деятельности самого знаменитого в мире мультипликатора – Уолта Диснея. Основу экспозиции составят экспонаты из частного архива режиссера киностудии «Союзмультфильм» Инессы Ковалевской. Помимо этого, гости смогут посетить гараж Уолта Диснея – копию первой студии великого аниматора, узнать об истории становления мультипликации как жанра искусства, а также создать свой собственный мультфильм на единственном в мире анимационном аттракционе ЗООПРО 001.
15 декабря в пятой башне Измайловского Кремля откроется выставка «Лабиринты анимации» – проект московского Музея Анимации – удивительный портал в сказочный мир героев мультфильмов. Посетители выставки узнают о том, как начиналась эпоха анимации, познакомятся с инструментами первых мультипликаторов, увидят, как рождались герои любимых с детства мультфильмов, а также смогут создать свою собственную анимационную историю. Отмечается, что проект был подготовлен совместно с некоммерческой ассоциацией частных музеев России, руководит которой Алексей Шабуров, директор парка «Сокольники».
Основу экспозиции составят экспонаты из личной коллекции великого советского и российского мультипликатора, режиссера студии «Союзмультфильм» Инессы Ковалевской – редкие фазы, эскизы, документы и предметы из частной коллекции создателя «Бременских музыкантов».
Гараж Уолта Диснея – культовое место для всех любителей анимации. Именно здесь начинающий режиссер, аниматор и продюсер создавал свои первые творения. Здесь родились Микки Маус, Дональд Дак и другие любимые герои диснеевских мультиков, на которых выросло несколько поколений детей во всем мире. Посетители познакомятся с уменьшенной копией станка Диснея и получат возможность погрузиться в творческий мир отца мировой мультипликации.
Тех, кто всю жизнь мечтал о создании собственного мультфильма ждет уникальный анимационный аттракцион ЗООПРО 001, на котором любой желающий, будь то взрослый или ребенок, сможет создать свою первую анимационную историю. И как знать, быть может именно с нее начнется творческий путь будущего великого режиссера.
Почетными гостями мероприятия станут культовые советские и российские мультипликаторы и ветераны отечественной анимационной индустрии, среди которых Юрий Норштейн, Анна Атаманов, Гарри Бардин, Леонид Шварцман и Инесса Ковалевская. Директор парка «Сокольники» Алексей Шабуров перережет ленту на торжественном открытии выставки.
В завершение выставки гостей ожидает дополнительная культурная программа – концертная версия мюзикла «Про девочку, цветок и веру в чудо». Избранные номера и ансамблевые сцены из спектакля представят артисты музыкального театра – Елена Моисеева («Норд-Ост», «Красавица и чудовище», «Обыкновенное чудо», «Звуки музыки», «Всё о Золушке» и др.), Олег Федькушов («Cats», «Русалочка» и др.), Мария Паротикова («Алые Паруса», «Алиса в стране чудес», «Остров сокровищ» и др.), Илья Литвинов («Баллада о маленьком сердце» и др.) и авторы – Егор Павлов (автор либретто и текстов песен) и Егор Васильев (автор музыкальной концепции спектакля).
В день открытия вход на выставку бесплатный.
Медея: берегись мести брошенной женщины
Сюжет мифа:
Медея была дочерью царя Колхиды и помогла Ясону добыть золотое руно. Ясон, покидая Колхиду, забрал полюбившую его Медею с собой. Долго прожили они вместе, но потом Ясон решил жениться на дочери коринфского царя. Медея в гневе, но притворяется, что смирилась, чтобы отомстить. Будучи могущественной колдуньей, она отправляет сопернице подарок: великолепное платье и головной убор. Не в силах устоять перед подарками, девушка их надевает. Внезапно наряд вспыхивает огнем, невеста гибнет, и отец ее вместе с ней.
Как объяснялся:
В античные времена люди уже были знакомы с нефтью и знали ее горючие свойства. Так появилось предположение, что Медея смазала свои подарки не таинственным колдовским зельем, а нефтью, и наряд царевны вспыхнул не сам по себе, а от попавшей на него искры. Ситуация правдоподобная, если помнить, что открытый огонь непрерывно окружал людей того времени, будь то алтарь, очаг, факел или треножник, освещавший жилище.
«Некоторые люди, стремясь примирить предание с истиной, весьма правдоподобно утверждают, что именно нефть была тем зельем, которым Медея смазала воспетые в трагедиях венок и пеплос», — пишет Плутарх, описывая путешествие Александра Македонского по Вавилонии и то, как местные жители поджигали нефть, чтобы развлечь царя.
Строительство лабиринта
В легенде говорится, что властный царь Минос пришел в ярость, когда родился Минотавр. Он решает использовать его орудия против тех, кто осмелится сомневаться в его власти. Царь придумывает зловещий план — построить самую ужасную в мире тюрьму и заключить туда своего кровожадного пасынка.
Построить такую тюрьму Минос велит местному гению Дедалу. Дедал был самым знаменитым из древних строителей. Он создавал прекраснейшие памятники и летающие машины — чудеса древних технологий. Дедал придумал тюрьму, в которой вместо темниц будут лишь запутанные переходы. Лабиринт был настолько огромен и запутан, что даже сам Дедал смог с трудом оттуда выбраться. А в «сердце» лабиринта должно было находиться логово Минотавра, поджидающего свою добычу.
Лабиринт состоял из переходов и лестниц. Эффект лабиринта был настолько странным и мистическим, что те кто в него попадали очень быстро переставали понимать где они находятся. Темный, запутанный, смертоносный. Мифический лабиринт мог напугать кого угодно. И вот, наконец, строительство чудовищного лабиринта закончено, и царь Минос открывает охоту на его первых жертв.
Кносский дворец: архитектура и внутреннее убранство
Многие, кто видел Кносский дворец воочию, утверждают, что именно он тот самый легендарный лабиринт Минотавра, оживший из мифов.
Очевидцев не смущает и то, что лабиринт на Крите был выстроен много позже, чем родился сам миф. И это неслучайно, впечатляющая архитектура и масштабы строения наводят на эту мысль.
Внутри Кносского дворца (Steve Jurvetson)
Кносский дворец по своим габаритам превосходил Ватикан и Версаль. Выстроенное на прочном фундаменте здание имело сложную систему ходов.
Дворец представлял собой своеобразное здание-государство с различными многоуровневыми постройками, соединенными бесчисленными лестницами и переходами.
Здесь было несколько внутренних дворов и строений, театр и летняя резиденция царя, храмы, склады и даже внутренние сады. При всем этом многообразии, Кносский дворец не являл собой хаотичное нагромождение, а имел четко задуманный архитектурный план, не имеющей больше аналогов в мире.
Кносский дворец отличался великолепным декором с художественной росписью и фресками со сложной композицией. Артефакты, найденные во время раскопок, свидетельствуют о роскоши обстановки.
Так до нашего времени дошли обломки мебели и элементы убранства: золотые вазы и светильники, позолоченные статуэтки богов. В кладовых были найдены доспехи инкрустированные драгоценными камнями. В комнатах – женские украшения.
Сохранившиеся настенные росписи дают представление о ценностях и идеалах ушедшей цивилизации. Здесь можно найти представления минойцев о мироздании и богах. Ко всему прочему, настенные сюжеты позволили установить материальную культуру ушедшей цивилизации: традиционную одежду, предметы быта, род занятий и т.п.
Фреска с дельфинами (Ania Mendrek)
Билеты и время работы Кносского дворца
Экскурсия в Кносский дворец занимает едва ли не первые места среди предложений туроператоров, равно как и уличных туристических агентств — предложения отправиться в Ираклион и Кносс вы увидите практически везде. Экскурсию и гида, кстати, можно взять в последний момент уже на месте: перед входом предлагаются организованные экскурсии стоимостью 10 евро с человека, только нужно дождаться набора группы в 10 человек.
Посещение Кносского дворца возможно вне зависимости от сезона: Кносс открыт в течение всего года, с разницей только лишь в расписании:
- с ноября по март — с 9:00 до 15:00;
- с апреля по октябрь — с 8:00 до 19:00 по будням и до 15:00 по выходным.
Хотите погулять без толп туристов? Либо приезжайте не в сезон, либо с утра пораньше или наоборот во второй половине для, ближе к вечеру. После 10-11 часов утра парковка будет забита туристическими автобусами, а территория Кносса — туристами.
Билет в Кносский дворец стоит 6 евро для взрослых, а для детей вход и вовсе бесплатный. С ноября по март и в дни греческих праздников вход в Кносс бесплатен для всех!
Сад расходящихся троп: Ренессанс
В эпоху Ренессанса лабиринты продолжают увлекать европейских художников. На волне интереса к римской литературе, особенно к «Метаморфозам» Овидия, появляется огромное количество гравюр и картин, иллюстрирующих сюжет о Тесее. Лабиринт итальянские художники представляют в виде круглой замкнутой конструкции из камня, с единственным входом и без потолка, расположенной на берегу острова.
В центре лабиринта, вслед за уже знакомыми нам средневековыми образцами, вновь поселяется Минотавр в облике кентавра с рогами, просто быка или даже вертикально ходящего быка. На многих изображениях с ним борется Тесей — он одет в точности как рыцари тех времен, в тяжелых доспехах, снаряженный щитом и мечом.
В период расцвета архитектуры мыслители начинают планировать первые настоящие лабиринты. Для них это больше не легенда или красивый орнамент, не загадочный символ или богословская аллегория, а один из видов декоративной постройки. По сообщению гуманиста Бензо д’Алессандрии, уже в XIV веке он видел в Вероне некий «лаберинтум», который, возможно, был лишь комнатами круглой городской арены, в то время не прикрытыми полом. В книге итальянского архитектора XV века Франческо ди Джорджо «Заметки об архитектуре», состоящей из одних чертежей и практически полностью посвященной фортификационным сооружениям, встречаются и эскизы лабиринта.
Как минимум с XVI века в Европе появляются первые настоящие лабиринты, но не каменные, а садовые — по сути, живая изгородь особой формы. Являясь преемниками садов с регулярно разбитыми клумбами (их более емкое английское название — knot gardens — дает представление об узоре), растительные лабиринты вбирают в себя многое и из мифа о Тесее, и из христианских представлений о лабиринте как духовном пути.