Фонтан тритонов в риме
Содержание:
- История создания
- Проект
- Когда появились и почему
- Фонтан Баркачча (лодка)
- Площадь с фонтаном работы Бернини
- Экскурс в историю
- Первые творческие работы
- Какие реки символизирует фонтан на площади Навона
- История создания
- Как Бернини удалось получить заказ на фонтан
- Где находится?
- Фонтан «Тритон»
- Интересные факты
- Известная композиция Фонтана Четырех рек
- Фонтан Лодочка
- Авторы
- История
- Архитектура фонтана
- История строительства
- Фонтан Нептуна
- Площадь Навона в Риме
- Где находится фонтан Тритона
- Римские черепашки – фонтан и легенда
История создания
История создания многочисленных фонтанов на территории итальянской столицы уходит корнями в историю Древнего Рима, когда 11 акведуков давали возможность полностью обеспечивать римлян водой. Уже в те далекие времена начинали создавать большие и малые фонтаны, призванные утолять жажду и заодно украшать площади древнего города. В эпоху ренессанса на новой волне возрождения Рима папы принялись восстанавливать заброшенные акведуки и обустраивать новые фонтаны, которые украшали не только римские площади, но и благородные дворцы знатных особ.
Большинство этих архитектурных сооружений, из которых струится и капает вода Тибра, представляют собой мифические образы, а также олицетворяют обитателей морей и их глубин. Фонтаны Рима вдохновляют своей красотой поэтов и музыкантов, режиссеров и художников, скульпторов и архитекторов. Под впечатлением журчащих струек воды и сверкающих в лучах средиземноморского солнца падающих капель итальянский композитор Отторино Респиги в 1916 году создал симфоническую поэму «Фонтаны Рима».
Колизей, Римский форум, Палатинский холм с одним билетом – 20 €Вход ко времени в собор Святого Петра с аудиогидом – 19,50 €Быстрый вход в музеи Ватикана и Сикстинскую капеллу – 30 €Без очереди: музеи, Сикстинская капелла, собор Святого Петра – 47,10 €Обзорная экскурсия на автобусе hop-on hop-off – 14 €Билет на автобус по Риму: на 24, 48 или 72 часа – от 28 €Собор Святого Петра с подъемом на купол и посещением крипты – 45 €
Проект
Проектировщиком перекрёстка Четырёх фонтанов считается талантливый архитектор и инженер-строитель Доменико Фонтана (Domenico Fontana), к услугам которого часто прибегал папа Сикст V.
Выдающийся мастер оригинальных строительных программ разработал проект, в котором фонтаны располагались в усечённых углах каждого из четырёх сооружений перекрёстка:
- Палаццо Альбани дель Драго (Palazzo Albani del Drago);
- Палаццо Вольпи-Галлоппи (Palazzo Volpi Galloppi);
- Церкви Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане;
- Здании, построенного на углу будущего сада Палаццо Барберини (Palazzo Barberini).
Такой план совершенно не мешал движению по довольно узкой проезжей части оживлённого перекрестка.
Градостроительный проект XVI в. и в настоящее время несёт в себе несколько сюрпризов. Для некоторых станет открытием то, что перекрёсток является точкой соединения сразу трёх районов (Rione) Рима – Монти (Monti), Треви (Trevi) и Кастро Преторио (Castro Pretorio).
Кроме того, благодаря уникальной задумке архитектора, из центра маленькой площади по трём визуальным осям видны одновременно 3 обелиска:
- Эсквилинский (Obelisco Esquilino) на Пьяцца дель Эсквилино (Piazza dell’Esquilino);
- Саллюстийский обелиск (Obelisco Sallustiano) на Пьяцца делла Тринита дей Монти (Piazza della Trinitа dei Monti);
- Квиринальский обелиск (Obelisco del Quirinale) на Пьяцца дель Квиринале (Piazza del Quirinale).
Четвёртая ось в направлении на северо-восток показывает городские ворота Порта Пиа (Porta Pia), которые явились одной из последних работ Микеланджело.
Советую почитать про обелиски Рима.
Когда появились и почему
Группа из четырёх фонтанов на перекрёстке улиц в самой высокой точке Квиринальского холма появилась в XVI веке в результате реконструкции древнего Александрийского Акведука (Acquedotto Alessandrino). В то время важнейшей задачей для пришедшего в упадок Рима стало улучшение его водоснабжения и соответственно застройка заброшенных земель, большая часть из которых напоминала сельскохозяйственные угодья.
В соответствии с планом подземного разветвления водовода в районе земель Квиринаре были предусмотрены несколько фонтанов, которые должны были служить не только источником воды для римлян, но и украшением города.
- Советую почитать про акведуки и бани в Древнем Риме.
- Туристы часто путают 4 фонтана с фонтаном 4 рек (Fontana dei Quattro Fiumi) на площади Навона (piazza Navona).
Фонтан Баркачча (лодка)
Адрес: Via Italia
Фонтан был построен в середине 17 века. Знаменует собой сильное наводнение 1596 года, когда в центре площади оказалась лодка, принесенная бурными речными водами. Над проектом фонтана работали два великих мастера, отец и сын Бернини. Это единственная их совместная работа.
Лодка выполнена из травертина, из которого состоят сталактиты и сталагмиты. Это достаточно хрупкий материал и в значительной степени подвержен повреждениям. Так, в 2020 году, в ходе фанатских беспорядков, были брошены несколько стеклянных бутылок. Скульптурная композиция получила сколы, царапины и не подлежит восстановлению.
Площадь с фонтаном работы Бернини
Самым знаменитым фонтаном Бернини, несомненно, является фонтан Четырех рек на площади Навона, куда мы и отправляемся. Проектом изначально занимался Франческо Борромини, любимец папы Иннокентия Х. Но как только понтифик увидел серебряную модель проекта Бернини, он отдал реализацию идеи ему. Четыре мужские скульптуры фонтана символизируют четыре великие реки: Дунай, Ганг, Нил и Ла-Плата. В центре меж фигур возвышается огромный обелиск с голубкой Памфили (геральдический символ папы Иннокентия Х) на венце.
Несомненно, площадь Навона является одним из самых посещаемых мест Риме, которое входит в топ достопримечательностей Вечного города.
Экскурс в историю
«Пьяцца» в переводе с итальянского и есть площадь. А что касается названия, то одни историки пришли к выводу — название «навона» трансформировалось из первоначального «агона» — в переводе с греческого означает «состязания». Другие же уверяют — название произошло от древнеримского «in agone» — «на арене», которое позже переделали в «навона».
Своим появлением Пьяцца Навона обязана любителю зрелищ Цезарю. На месте нынешней площади в Риме располагался стадион Цезаря, построенный еще в 46 году до н.э. Стадион этот был временным сооружением, где атлеты демонстрировали свою мощь и преимущество перед соперниками –кулачные бои, соревнования по бегу, метание диска. Вскоре, учитывая популярность состязаний, стадион из временного стал постоянным, был расширен и украшен статуями и барельефами. Иногда арену специально затапливали водой и разыгрывали морские сражения – они пользовались не меньшей популярностью среди любителей «зрелищ».
В дни гонений на христиан эта арена превращалась в место для показательной казни и бойни: на верующих выпускали зверей, и тысячи зрителей с упоением наблюдали за смертельной схваткой.
Позже, в 86 году нашей эры император Домициан, который был большим любителем различных спортивных состязаний, велел расширить стадион (теперь его ширина была 105 метров, длина – 275 метров, а вместимость составила 15 тысяч человек), а также обустроить в нем торговые лавки и увеселительные заведения (в том числе и бордели).
К XV веку вместо стадиона площадь превратилась в огромную торговую площадку – множились торговые лавки, развивалась торговля между городами и странами. Часть стадиона (где находились трибуны) была застроена домами. Появляются дворцы, храмы, фонтаны, был проведен акведук Девы. Площадь постепенно набирала популярность среди римлян, став со временем местом народных праздников и гуляний.
Первые творческие работы
Творческая биография Лоренцо Бернини началась в 1619 г., когда юному дарованию был дан заказ от кардинала Шипионе на создание скульптур. Начинающий мастер справился блестяще, создав свои первые скульптурные шедевры «Эней и Анхиз», «Давид», «Аполлон и Дафна» (работы велись до 1625 г.). Совершенно невероятная динамичность скульптурных линий, которая отражала эмоциональное напряжение этих античных персонажей, переданные в мраморе нежные девичьи черты и волосы — все это вызвало восторг у его заказчиков и ценителей искусства.
Следующий папа Урбан VII сделал его руководителем творческой мастерской, где под его началом работали скульпторы и другие специалисты. Многие годы по его чертежам они воплощали в жизнь все идеи, связанные с преображением Вечного города и постройкой церквей, частных особняков, скульптур и фонтанов.
Какие реки символизирует фонтан на площади Навона
Площадь Навона с фонтаном Бернини
Фонтан Четырех рек символизирует четыре крупные мировые реки, дающие жизнь многим народам.
Нил — река в Африке. Имеет самую длинную водную систему в мире – почти 7000 км. На фигуру Нила в фонтане Бернини указывает пальма. Голова Нила накрыта плащом, это значит, что в то время никто доподлинно не знал, где находится исток Нила:
Бог Нила скрылся, прикрыв голову плащом
Ганг — одна из самых длинных и полноводных рек Южной Азии. Это священная река индуистов. По их мифологии, это небесная река, спустившаяся на землю. В фонтане Ганг держит весло, символизирующее судоходство реки.
Ганг с веслом похож на индийского раджу
Дунай — вторая по длине река в Европе (после Волги). Длина реки — 2860 км. В монументе Бернини Дунай соприкасается с гербом папы, поскольку это самая большая река, ближайшая к Риму.
Фигура Дуная находится ближе всего к папскому гербу, то есть к Риму
Ла-Плата — река в Америке, самая широкая река в мире. На скульптуре Рио-де-Ла-Плата заслоняет глаза от слепящего света, который исходит от обелиска. Бог реки сидит на куче монет. Это символ богатства, которое Америка могла предложить Европе.
Ла-Плата
Также в фонтан Бернини ввел фигуры крокодила, дракона, земляной змеи, морской змеи и дельфина:
ДельфинДраконЗемляная змеяКрокодил
История создания
Благодаря тщеславию богатых жителей Рима город получил много великолепных архитектурных сооружений. Не стал исключением и этот фонтан. В 1648 году Папа Иннокентий X после завершения строительства своего имения – палаццо Памфили, решает увековечить свое могущество и славу, построив египетский обелиск со своим фамильным гербом в виде голубя, держащего в клюве оливковую ветвь. Он устроил конкурс среди лучших архитекторов современности и вскоре остановил свой выбор на Бернини, который приложил все свое мастерство и умение для возведения этого архитектурного чуда. Хотя у него было много завистников, которые внушали ему, что все его усилия напрасны и фонтан не будет работать, так как он возведен неправильно. Но он все же закончил свое творение и провел первый запуск воды, который показал, что все работает.
Как Бернини удалось получить заказ на фонтан
Фонтан Четырех Рек на площади Навона в Риме
Гениальный скульптор и архитектор Лоренцо Бернини, создавший множество проектов для Рима, является одним из самых ярких представителей Эпохи Возрождения. Его талант был замечен еще в те далекие времена и по достоинству оценен многими поклонниками искусства, в числе которых были не только представители знати, но даже кардиналы и Папы Римские. Среди покровителей Бернини были и Шипионе Боргезе, и Папа Урбан VIII Барберини, для которых известный итальянский скульптор и архитектор реализовал множество потрясающих работ. Говорят, понтифик тратил настолько много денег на эстетическое преобразование внешнего облика города, что заработал себе, тем самым, дурную славу. При нем задолженность Папского престола достигла таких колоссальных цифр, что кардиналы, возмущенные расточительством понтифика, пытались осуществить против него заговор: арестовать и заточить в тюрьму. Когда заговор был раскрыт, кардиналам пришлось уехать из Рима, а Папа продолжил возрождать Вечный Город.
Герб Папы Иннокентия X
Следующим после Урбана VIII Папой Римским стал Иннокентий X Памфили, выбравший к себе в фавориты другого известного архитектора – Франческо Борромини. Все важные проекты, соответственно, достались последнему.Лоренцо Бернини старался не сдавать своих позиций, даже несмотря на то, что работы у него в разы поубавилось. Где остановиться рядом с Пьяцца Навона
Говорят, для того чтобы получить заказ на реализацию центрального фонтана для Площади Навона, где располагался Дворец Памфили, Бернини подарил серебряную модель своего проекта, высотой полтора метра, некой донне Олимпии, невестке Иннокентия X и одной из самых влиятельных представительниц женского пола в истории Святого Престола. Так это или нет – неизвестно, однако то, что работу над фонтаном поручили именно Лоренцо Бернини остается очевидным.
Это интересно!
Средства для строительства фонтана «Четырех Рек» были собраны за счет введенного Иннокентием X нового налога на хлеб.
Советуем почитать:
ПЬЯЦЦА НАВОНА: ПЛОЩАДЬ ФОНТАНОВ С НЕОБЫЧНОЙ ИСТОРИЕЙ
Где находится?
Фонтан тритонов находится в районе Рипа (Rione Ripa) на Пьяцца делла Бокка делла Верита (Piazza della Bocca della Verita) напротив базилики Санта-Мария-ин-Козмедин (Basilica di Santa Maria in Cosmedin).
До II века до н. э. этот район был известен как Бычий Форум (Foro Boario) – древнейшая торговая площадь Рима. После постройки чуть ниже по течению Тибра нового крупного порта Эмпориум (Emporium) Форо-Боарио стал застраиваться жилыми домами, складами и храмами.
В наши дни на современной Пьяцца делла Бокка делла Верита рядом с Фонтаном тритонов хорошо сохранились античные постройки:
- Храм Портуна (Tempio di Portuno) – около 80 г. до н. э.;
- Храм Геркулеса Непобедимого (Tempio di Ercole Vincitore) или Геркулеса Масличного (Tempio di Ercole Oleario) – около 120 г. до н. э.;
- Арка аргентариев (Arco degli Argentari) – 204 г. н. э.;
- Арка Януса (Arco di Giano) – IV в. н. э..
На месте алтаря Храма Геркулеса Помпейского, построенного в I в. до н. э. (не сохранился) в VI в. была возведена базилика Санта-Мария-ин-Козмедин, которая прославилась размещёнными в её портике «Устами истины».
Фонтан «Тритон»
Фонтан «Тритон» расположен в центре оживленной площади Барберини.
Он был создан по распоряжению папы Урбана VIII Барберини скульптором и архитектором Джованни Лоренцо Бернини в 1642 году и считается одним из лучших произведений искусства неаполитанского мастера в стиле барокко.
Четыре дельфина, на хвостах которых изображен герб семьи Барберини с пчелами, поддерживают большую открытую двухстворчатую раковину. Тритон – морское чудовище (человек-рыба), возвышаясь над всей композицией, дудит в огромную морскую ракушку и управляет струями воды, которые находится в постоянном движении.
«Фонтан Пчел» — еще одно украшение площади Барберини (автор Лоренцо Бернини).
Интересные факты
- Строительство фонтана «Четыре реки» оказалось удовольствием не таким уж и дешевым. Пришлось даже пойти на довольно непопулярные меры. Власти повысили налог на хлеб, расходы-то надо было покрывать.
Фонтан Четырех Рек оказался слишком дорогим сооружением, а к тому же еще и сложнейшим в техническом плане. Есть даже легенда по этому поводу.
Накануне запуска фонтана Иннокентий Х лично наведался посмотреть, как идут дела. Сопровождал его извечный соперник Бернини, Франческо Борромини. Увидев, что работа заказчику нравится, Борромини с сарказмом заявил, что фонтан сконструирован неправильно и работать не будет.
Тогда автор попросил Папу Иннокентия благословить фонтан, и тут же чудесным образом тот забил струями прохладной воды. Надо ли говорить, с каким облегчением вздохнул Джованни Бернини.
Фонтан Четырех Рек привлекает к себе не только красотой и монументальностью. Под жарким римским солнцем так приятно освежиться чистой прохладной водой. Ее подают в фонтан по акведуку Аква Вирго – древнейшему водоводу, до сих пор действующему. А ведь построен он был еще в I веке до нашей эры.
Жизнь возле фонтана не замирает ни на минуту. Художники пишут картины и этюды, уличные музыканты и мимы развлекают гостей, туристы активно фотографируются.
Накануне Рождества и новогодних праздников возле фонтана Четырех Рек располагаются ярмарочные павильоны. На самом большом в Риме Рождественском базаре продают всякие сладости и сувениры.
Символ праздника – добрая ведьма Бефана, приносящая детям подарки. Ее фигурки продаются здесь в разных вариациях. На ярмарке можно посидеть в карете Санта-Клауса и покататься на старинных каруселях.
Тем, кто только планирует знакомство с достопримечательностями Италии, явно стоит включить в свой туристический маршрут Фонтан Четырех Рек. Такую красоту пропустить нельзя!
В этом ролике вы увидите великолепную архитектуру фонтанов на площади Навона в Риме:
Это интересно:
Подписывайтесь на нашу интересную группу Вконтакте:
Известная композиция Фонтана Четырех рек
По замыслу великого зодчего у подножья скульптуры располагаются статуи, символизирующие речных богов. Они представляют собой четыре больших мировых реки:
- Дунай, протекающий по Европе;
- Ганг – крупнейшей речки Азии;
- Нил – глубоководного бассейна на просторах Африки;
- Ла-Платы, находящейся в Америке.
Бог Нила выполнен с закрытыми глазами, а его лицо прикрыто тканью, это объясняется тем, что на момент возведения фонтана исток реки не был еще известен. Ганг держит в руках символичное весло, представляющее судоходные реки материка, а вот бог Ла-Плата сидит на куче из монет, на тот момент это символизировало богатство американских колоний. Самым же значимым является Бог Дуная – наиболее приближенный к папскому престолу, поэтому герб семьи Памфили рядом с ним.
Каждую из этих статуй возводил талантливый ученик Лоренцо Бернини, так:
- Нил ваял Джакомо Антонио Фанцелли;
- Рио-де-ла-Плату выполнил Антонио Франческо Баратта;
- Ганг вышел из под рук Клаудио Пуссена;
- Дунай архитектор доверил Антонио Рагги.
В центре них располагается остроконечный обелиск, достигающий в длину 16,54 метра. Он выступает символом победы католической веры над язычеством. Его вершину венчает голубь, несущий ветку оливы – символ надежды. Он изготовлен из асуанского (египетского) гранита, а иероглифы, которые восхваляют императоров Домициана, Тита и Веспасиана были выбиты на нем уже в Риме.
Вначале Иннокентий X приказал принести на площадь пьяцца Навона (бывшего стадиона Домициана) египетский обелиск и установить прямо в центре ее. А затем уже зодчий расположил у его подножья статуи. Так как вся эта площадь выполнена в стиле барокко, то и фонтан возводился именно в нем, чтобы гармонично вписаться среди остальных вооружений.
Между скульптурами богов можно заметить цветы, виноградную лозу и фрукты, которые произрастают на всех упомянутых континентах, они символизируют изобилие. Не менее впечатляющими выглядят звери – африканский лев, конь, дельфин, дракон, змея и другие, обитающие на этих материках.
Фонтан Лодочка
Среди творений Бернини стоит отметить один из самых любимых туристами фонтанов «Лодочку». Интересно, что его создателем является отец автора «Четырех Рек». Этот шедевр зодчества был создан как дань памяти о наводнении 1598 года, во время которого погибли многие жители города. Фонтан изображает тонущую в водах разбушевавшегося Тибра прохудившуюся лодку, из кормовой и носовой части которой, течет вода. Надо сказать, что на «Лодочке» любят по вечерам отдыхать туристы. Часто посетителей бывает так много, что из-за них трудно разглядеть очертания полюбившегося архитектурного сооружения.
Авторы
В настоящее время нет точных сведений об именах скульпторов Четырёх фонтанов. Возможно, что статуи были изготовлены в разное время и до их установки на фонтанах находились в садах вилл аристократов Рима.
Принято считать, что автором фонтанов Тибра, Арно и Юноны был Доменико Фонтана.
По другой версии, предполагается, что последние две статуи выполнил Пьетро Паоло Оливьери (Pietro Paolo Olivieri). Фигуру богини Дианы часто приписывают архитектору, мастеру монументальной росписи Пьетро да Кортона (Pietro da Cortona), но, скорее всего, он был причастен только к реставрации этой скульптуры.
История
Древнеримская площадь Навона была основана в виде стадиона еще Гаем Юлием Цезарем, который за 46 лет до наступления нашей эры создал вместе со своим форумом и площадку для соревнований атлетов.
Реконструкция стадиона, построенного в 86 году нашей эры для соревнований по легкой атлетике
Прошло чуть более столетия, и римский император Домициан решил перестроить стадион, расширить его и украсить в греческом стиле. В то время это было роскошное сооружение в два этажа, где на первом ярусе располагались многочисленные лавки, питейные заведения и бордели.
Изображение древнего стадиона Домициана (как он выглядел в период своего расцвета), гравюра 1613 года
Интересно: о том, какой была Пьяцца Навона во времена Древнего Рима, можно узнать по рисунку на старинной монете — сестерции, отчеканенном при императоре Септимии Севере.
Сестерций Траяна с изображением площади, 2-й век нашей эры
Само название Навона произошло от древнеримского «campus agonis», что переводится примерно как «площадка для состязаний». Позже это словосочетание сократилось до «n’agone», а ближе к Средневековью площадь стали называть попросту Navona. К тому времени на этом месте уже давно не проводились соревнования, однако часто проходили ярмарки, карнавальные шествия и турниры.
Соревнования рыцарей на площади в эпоху Средневековья, Джованни Ферри, 1634 год
В самом начале 12-го века здесь появилась первая церковь. Ее возвели на месте борделя, куда по преданию отправили святую Агнессу за отказ принести жертву языческим богам. Храм, посвященный этой христианской мученице, есть и сегодня, хотя после многочисленных перестроек он, конечно, мало чем напоминает древнюю базилику.
Пьяцца Навона перед реконструкцией папы Иннокентия X, 1625 год
С 1470 года Пьяцца Навона начала застраиваться дворцами. Все началось с покупки нескольких домов знатным римлянином Антонио Памфили, а через пару столетий его потомки превратили это место в один из красивейших уголков Рима. Немалая заслуга здесь принадлежит донне Олимпии — жене брата Джованни Памфили, известного как папа Иннокентий Х. Согласно легенде она же была и любовницей понтифика, поэтому имела на него огромное влияние. Как бы там ни было, именно в те времена появился роскошный Палаццо Памфили и Фонтан четырех рек, а также была перестроена белоснежная церковь Святой Агнессы.
Площадь Навона, картина голландского художника Каспера ван Виттеля, 1699 год, из коллекции Музея Тиссена-Борнемисы в Мадриде
Но свой окончательный облик Пьяцца Навона приобрела лишь в 19 веке, когда отсюда переместили рынок и обновили два прекрасных фонтана — Мавра и Нептуна. Сегодня же это традиционное место встреч для влюбленных, любимый уголок для самих римлян и одна из популярных точек сбора туристических групп. А по вечерам здесь в любое время года собираются уличные художники, фокусники и музыканты.
Фото площади на почтовой открытке 19 века
Архитектура фонтана
Фонтан четырёх рек исполнен в стиле барокко. В его центральной части расположен столб Каркаллы, который «обвит» скульптурной композицией. Данное строение – репродукция древнеегипетской колонны высотой в 16,5 метров, найденной в 1644 году на территории ипподрома.
На каждой грани монумента – изображение римских властителей в убранстве фараонов, символизировавшего торжество христианства над языческим многобожием. Тут присутствует и голубь с оливковой веточкой – символ рода Памфили.
В руках Дуная – картуш со знаками кардинальской власти Иннокентия Х, у Ганга – весло. Монетки, находящиеся под статуей Ла-Плата, олицетворяют состоятельность Нового Света. Голову Нила архитектор предпочел накрыть.
Все скульптуры пребывают в окружении растительного и животного мира того континента, на котором они расположились. Здесь представлены пальмы, цветущие растения, лоза винограда, фрукты, лев, дельфин, лошадь, змеи. Ниже, под статуями, размещено маленькое искусственное озерцо с чистой водой акведука. В чашу возле него туристы часто кидают монетки с надеждой возвратиться в величественный Рим.
Фонтан четырех рек разительно выделяется среди других творений Бернини, так как не содержит плавных линий, характерных для мастера. Именно поэтому специалисты сходятся во мнении, что достоянием великого зодчего были лишь эскизные зарисовки. Остальные работы выполняли его воспитанники – Рагги, Баратта, Фанцелли, Пуссен.
История строительства
В 1644 году главой Папского государства становится Иннокентий X. Будучи выходцем из знатной семьи Памфили, Иннокентий был приверженцем роскошных монументальных строений. На площади, которая впоследствии будет именоваться Навоной, по инициативе папы Римского началось воздвижение семейной резиденции понтифика, базилики и красивейших палаццо. Иннокентий X рассматривал этот квартал, как двор перед своим особняком
Поэтому уделялось особое внимание декорированию и облагораживанию этой территории
Папа Римский решил установить на площади огромный египетский обелиск с величественным фонтаном. Данная композиция должна была символизировать торжество католической церкви над язычеством, а также ещё больше возвеличивать Иннокентия X. Многие архитекторы стремились предложить свои проекты, но ни один из них не отвечал папскому замыслу. В конкурсе участвовал знаменитый мастер той эпохи Джан Лоренцо Бернини. Первоначально первосвященник категорически отказывался от услуг зодчего по причине того, что тому покровительствовал предыдущий папа Урбан VIII, с которым у Иннокентия X ранее были напряжённые отношения.
Легенда гласит, что когда папа Римский прогуливался по площади, хитроумный Бернини разложил на его пути эскизы задуманного фонтана рек. Рисунки поразили Иннокентия X своим совершенством. По замыслу мастера скульптуры должны были олицетворять миссионерскую деятельность католической церкви на всей Земле. Идея зодчего заинтересовала папу Римского, тем, что фонтан визуально провозглашает первосвященника владыкой всего мира. Гениальному архитектору была сразу предоставлена честь возглавить строительство фонтана четырёх рек.
Амбициозный проект предполагал большие финансовые затраты, поэтому Иннокентий X ввёл для граждан непопулярные налоги на хлеб, мясо и соль. Это вызвало недовольство римлян. Бернини трудился с большой группой своих учеников. Окончание возведения фонтана состоялось в 1651 году. Художники наполнили образы скульптур живительной энергией и силой. Изваяние до сих пор впечатляет и восхищает многочисленные толпы туристов. Бассейн со скульптурами и обелиском расположен напротив базилики Святой Аньезе, архитектором которой являлся Франческо Борромини — заклятый враг Бернини.
Известны несколько забавных историй, связанных с фонтаном четырёх рек. Согласно слухам, фигуры фонтана вроде демонстрируют своим внешним видом презрение к творению Борромини. Одна из фигур обращена спиной к церкви, а голова другой скульптуры закрыта накидкой, чтобы не видеть храм. Третья статуя с поднятой рукой якобы изображает испуг от увиденной базилики.
Другая история рассказывает, что Бернини допустил ошибку в строительстве фонтана, в результате чего в ёмкость не поступала вода. Борромини разобрался с причиной, из-за которой фонтан не работал. Он с нетерпением ожидал провала своего конкурента. Однако, на торжественном открытии монументального сооружения вода всё же наполнила скульптурное произведение. Бернини удалось исправить недочёты благодаря полученным подсказкам от служанки Борромини, которая тайно выкрала верные расчёты хозяина.
Фонтан Нептуна
Богу морей посвящены многие римские фонтаны. В одном из них, скульптор Джованни Чеккарини изображает Нептуна с его грозным оружием – трезубцем, который божество сжимает правой рукой. Бог морей окружен обитателями вод дельфинами и тритонами. Архитектурную композицию фонтана дополняет небольшая чаша с огромной морской раковиной, из которой поочередно каскадом струится вода в бассейн.
В скульптурной композиции фонтана Нептуна работы Антонио делла Битта Бог морей сражается с огромным осьминогом. Примечательно, что фонтан Нептуна был создан после становления независимого итальянского государства. Поэтому архитекторы, создавая фонтан Нептуна, стремились показать огромную роль Италии как морской державы.
Площадь Навона в Риме
Piazza Navona – красивейшая достопримечательность Рима и грандиозный ансамбль 17 века барочного периода, который был возведен на развалинах античного стадиона (цирка) Домициана I века н.э. Площадь Навона поэтому имеет вытянутую с юга на север форму овала. Именем своим эта площадь обязана искажению первичного выражения «пьяцца ин агоне». «Агони» — это игры, проводившиеся на этом месте в древности. Площадь становилась местом проведения праздников, состязаний по бегу, соревнований в метании молота, а иногда, залитая водой, превращалась в сцену миниатюрных морских баталий. С 15 до середины 19 века на ней находился городской рынок.
Сегодня Площадь Навона – живописный и любимый уголок отдыха Римлян, отражающая неугомонный дух города. Она окружена дворцами, соборами, скромными домами, многочисленными кафе и маленькими дорогими ресторанчиками.
Пьяцца Навона украшает ансамбль из трех фонтанов: «Фонтан Четырех Рек» (центральный), «Фонтан Нептуна» и «Фонтан Мавра».
«Фонтан Четырех Рек» – центр композиции площади Навона и самое значительное творение Лоренцо Бернини (1640-1651 гг.).
«Фонтан Четырех Рек» – это высокий скалистый грот, вокруг которого находятся аллегорические персонажи, изображающие знаменитые реки мира: Нил, Ла-Плату, Дунай и Ганг. Четыре Реки олицетворяют собой соответственно: Африку, Америку, Европу и Азию. Взметнувшаяся на 16,5 метров стела (римский античный обелиск) воплощает равновесие стихий. Обелиск был сделан из асуанского гранита, привезен из Египта по приказу императора Каракаллы (сына Септимия Севера) и был найден потомками среди развалин Древнего Рима. Только при Папе Иннокентии X его перенесли на площадь Навона и водрузили на центральный фонтан.
Фонтан дель Моро («Фонтан Мавра») расположен в южной части Площади Навона.
Он сотворен по проекту Джакомо дела Порты, а отреставрирован по проекту Лоренцо Бернини в середине 17 века. Фигура Мавра – это работа скульптора Джованни Антонио Мари, а остальные фигуры выполнены уже в 19 веке.
«Фонтан Нептуна» находится в северной части площади Навона.
«Фонтан Нептуна» начинает писать свою историю с конца 16 века, когда первоначально была изготовлена только одна чаша, наполненная водой. Сама же скульптура Нептуна и другие окружающие ее мифические существа украшают фонтан с начала 19 века.
«Фонтан Нептуна» в площади Навона в Риме.
Достопримечательности Площади Навона
- Церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне (1652 год) расположена напротив «Фонтана Четырех Рек». Архитектором Франческо Борромини, который продолжил работы по возведению храма, был сооружен мощный купол церкви, изысканный центральный фасад и две колокольни по бокам в 1653-1655 годах. Церковь построена в честь Святой Агнессы;
- Дворец Памфили – бывшая Папская резиденция Иннокентия X (1644-1650гг.). Сейчас здесь находится посольство Бразилии;
- Палаццо Браски. В настоящее время тут размещается музей Рима периода средневековья, 16-18 веков, а также собраны фотографии и реквизиты вплоть до середины 20 столетия.
На площади Навона всегда оживленно и весело из-за снующих туристов и часто проводимых праздничных мероприятий города. Ночью площадь Навона блестит огнями иллюминаций! Цены на отели в шаговой доступности от Площади Навона в Риме.
Где находится фонтан Тритона
Восточная часть Рима, давно облюбована папами и членами их семей. Здесь на высоком Квиринальском холме в 1573 году был построен дворец — летняя резиденция папы Григория XIII. Сейчас это президентский дворец. У подножия холма расположилась площадь, считавшаяся центральной площадью района аристократии.
В XVI веке, а точнее в 1549 году, на месте развалин храма Флоры среди старых виноградников Сфорца был возведен миниатюрный дворец для этой семьи. Испытывая трудности материального плана, Сфорца был вынужден продать этот участок земли. Его приобретает Барберини — папа Урбан VIII и строит здесь себе дворец, а по окончанию его строительства заказывает Лоренцо Бернини фонтан для украшения дворцовой площади.
Римские черепашки – фонтан и легенда
Морские коньки, тритоны, лягушки, дельфины — вот лишь некоторые из многих обитателей столицы, населяющих прекрасные фонтаны, которые в жаркие летние дни освежают нас своим расслабляющим звуком журчащей воды. В Риме так же есть необычный фонтан, посвященный очень милому животному — черепахе.
Черепаший фонтан расположен в самом центре города, в районе Сант-Анджело, на площади Маттеи, обязанной своим названием семье, владеющей близлежащими зданиями. Создание его датируется 1581 годом, а автором является Джакомо делла Порта — известный архитектор и скульптор, приглашенный в Рим Папой Римским.
Структура фонтана представляет из себя квадратный бассейн с закругленными углами, основание из четырех мраморных раковин, расположенных в центре круглого мраморного бассейна, обрамленного лицами херувимов, стоящих на основании.
На мраморной конструкции расположены бронзовые фигуры. Эти четыре статуи слегка опираются одной ногой на головы четырех дельфинов, а другой ногой — на основание. Одной рукой они держат хвост дельфина, а другой, кажется, что приближаются к верхнему бассейну. Вода вытекает из ртов херувимов дельфинов.
А как же черепахи, в честь которых назван фонтан? Они были добавлены к верхнему бассейну только после реставрации 1658 года по указанию папы Александра VII, но автор их (возможно Бернини) точно не известен. Со Стороны кажется, что бронзовые эфесы подталкивают рукой черепашек к воде верхнего бассейна.
Фонтан должен был быть воздвигнут на соседней площади Джудеи, в то время рыночной, но давление со стороны Маттеи сместило его на площадь перед их дворцом. Семья согласилась в ответ вымостить площадь и сохранять фонтан в чистоте. Сегодня фонтан оснащен особыми водными фильтрами, чтобы максимально уменьшить очистительные работы, необходимые для снятия известняковых отложений.
Черепахи, которые мы видим сегодня, — это все копии, три оставшихся оригинала, один из которых был украден в 1979 году, были заменены в целях безопасности.
Как и у каждого уважающего себя римского фонтана, у этого тоже есть своя легенда: герцог Маттей хотел произвести впечатление на своего будущего тестя, который отказался дать ему в жены свою прекрасную дочь из-за его пристрастия к азартным играм. Тогда Маттеи приказал построить за одну ночь фонтан, которым бы можно было любоваться из окон дворца.
На следующий же день герцог позвал отца и девушку во дворец, чтобы поразить их своей находчивостью и красотой фонтана. Жест его был высоко оценен отцом и он согласился на свадьбу. В память о том дне и для того, чтобы помешать другим наслаждаться этим прекрасным видом кому-либо другому, герцог замуровал окно, которое по сей день остается замурованным.
Легенда есть легенда, и часто несет в себе анахронические ошибки. Так и в этом случае –фонтан был построен в 1581-88 годах, а дворец — только в 1616 году, но, глядя на него, хочется эту ошибку простить и порадоваться романтичности этой истории и, перенесясь во времени, попытаться пережить эмоции тех, кто увидел его внезапное появление впервые.