Факторы размещения производства

Особенности среднего машиностроения

Предприятия данной отрасли узкоспециализированы и имеют малую металлоёмкость, но при этом имеют высокую энергоемкость и трудоемкость. Основным технологическим процессом в общем машиностроении является механическая обработка деталей.

Среднее машиностроение отличается массовым и серийным производством. Предприятия оснащены сложным оборудованием. Данная отрасль тесно связанна с научными и конструкторскими центрами.

Так как выпускаемая продукция довольно сложная и точная, то естественно она требует наличия квалифицированных кадров и оснащение новейшим оборудованием.

Природные ресурсы и сырьё

Один из важнейших факторов при определении оптимального размещения машиностроения — сырьевые и природные ресурсы.

Стоит учитывать, что важно не только само их наличие в области региона, но также доступность и скорость транспортировки, цена, наличие нескольких постоянных поставщиков, развитая сеть сотрудничества.

Во многом этот фактор зависит от особенностей местности и ландшафта. Залежи природных ресурсов привлекают инвесторов, открывающих металлургические и химические заводы, за ними приходят производители деталей и машин. Облюбованная зона становится привлекательнее для новых компаний, постепенно преобразуясь в слаженный комплекс.

Факторы, влияющие на размещение производства

Факторы размещения производственных сил представляют собой совокупность внешних условий и ресурсов, правильное использование которых обеспечивает наилучший результат при развитии хозяйственной деятельности и размещения производств.

К наиболее важным факторам размещения производства относят:

Сырьевой – размещение предприятий в непосредственной близости от источников сырья. Большинство фабрик и заводов строят возле крупных водных объектов, месторождений полезных ископаемых. Благодаря этому происходит экономия времени и финансовых затрат на транспортировку больших объемов грузов, а стоимость готовой продукции будет существенно ниже. Сырьевой фактор оказывает решающее влияние на размещение предприятий по производству цемента, калийных удобрений, лесоматериалов, по обогащению руд цветных металлов.

Многие месторождения природных ресурсов почти полностью опустошены. Это привело к тому, что добывающие предприятия стали осваивать новые места, чаще всего труднодоступные. Например, в настоящее время добыча нефти и газа происходит в заливах и морях. Такие производства требуют больших капиталовложений и сильно загрязняют окружающую среду.

Рис. 1. Добыча нефти в море.

  • Топливный – этот фактор оказывает решающее влияние на размещение предприятий, которые в своей работе используют большое количество минерального топлива: мазута, природного газа, нефти, угля. К таким отраслям относится химическая промышленность, черная металлургия, теплоэнергетика.
  • Энергетический – определяет размещение производств, использующих большие объемы электроэнергии. Такие производства называют энергоемкими. К ним относятся предприятия по изготовлению целлюлозы, бумаги, химических волокон, легких цветных металлов. Размещают их поблизости от крупных гидроэлектростанций.
  • Трудовой – оказывает влияние на размещение производств, в которых задействовано большое количество трудовых ресурсов, в том числе и специалистов высокого уровня. Такие производства называются трудоемкими. К ним относится овощеводство, выращивание риса, производство персональных компьютеров и электронного оборудования, швейное производство. Такие предприятия размещаются в густонаселенных районах с дешевой рабочей силой.

Рис. 2. Производство электронного оборудования.

  • Потребительский – влияет на размещение предприятий, производящих продукцию широкого потребления: одежду, обувь, продукты питания, бытовую технику. Они есть практически во всех крупных населенных пунктах.
  • Транспортный – этот фактор очень важен для отраслей, чью продукцию нужно поставлять в другие районы. Для снижения дополнительных затрат на транспорт многие производства размещаются рядом с крупными транспортными узлами.
  • Экологический – роль этого фактора заключается в негативном воздействии большинства химических производств на окружающую среду. Именно поэтому их нельзя размещать на территории густонаселенных районов. В противном случае к ним применяется более жесткие требования к очистительным технологиям.

Сырьевой фактор размещения производств

Один из самых важных факторов является сырьевой. Если в общих чертах, то данный фактор означает материалоёмкость. Материалоёмкость — это характеристика, которая показывает сколько необходимо какого-то сырья на создание одной тонны данного продукта. Наиболее материалоёмкими являются предприятия, которые перерабатывают большое количество сырья, к таким относятся цветная и чёрная металлургия. Большие проблемы с сырьевым фактором могут возникнуть у тех предприятий, которые далеко находятся от источника ресурсов, а также у производств занимающих многоэтажными изделиями.

Если хорошо подумать и разместить предприятие в нужном месте, то затраты на на покупку или добычу ресурсов существенно сократятся, а следовательно и увеличатся доходы предприятия.

По мимо ресурсов для создания продукции, существует ещё и энергия

Предприятие также важно размещать в том месте, где много энергии. Существует даже отдельный фактор — энергетический

Уровень развития и специализация хозяйств в различных экономических районах

От объемов финансовых вливаний зависит уровень развития отрасли в отдельно взятом регионе. Рурский бассейн может служить примером сверхстабильного развития из-за долгосрочной, выработанной десятилетиями системы финансовых вложений. Имея годовой оборот более 100 миллиардов евро и отчисления в развитие отрасли на уровне 15 – 20 %, предприятия этого региона стабильно и динамично развиваются.

Примером другого рода являются предприятия машиностроения по сборке бытовой техники и радиоэлектроники в большинстве стран Юго-Восточной Азии. Огромные средства направляются в основном на расширение производства и увеличение объема продукции за счет избытка дешевой рабочей силы. Масштабы производства огромные, а уровень развития пока весьма низок.

Сырьевая база

Тяжелое машиностроение являет собой крайне сложную и обширную систему промышленных производств, специализирующихся на выпуске различного рода продукции. В этой связи здесь используется большое количество разнообразных сырьевых ресурсов. Отдельно следует выделить:

Черные металлы.

Является основой металлообрабатывающей промышленности в целом. В производстве используются как чистая сталь, так и различные сплавы.

Цветные металлы.

Предприятия тяжелого машиностроения потребляют большое количество алюминия, меди и сплавов с применением легирующих металлов.

Пластмассы.

Использование различного рода пластмасс, а также иной продукции химической промышленности (сырья и реактивов) находит широкое применение в современном тяжелом машиностроении.

Кроме этого, предприятия отрасли требуют наличия значительного количества энергетических ресурсов.

Характеристика факторов размещения производства

Под сырьевым фактором понимается размещение предприятий у источников сырья для получения определенной продукции: около месторождений полезных ископаемых, крупных водных объектов, в лесных зонах и т. п. Размещение таких производств вблизи источников сырья исключает перевозку больших объемов и снижает расходы предприятий. Поэтому производства организуются как можно ближе к источникам сырья. Готовая продукция предприятий будет более дешевой за счет снижения расходов на доставку сырья. Сырьевой фактор оказывает значительное влияние на размещение целого ряда промышленных производств: например, на производство калийных удобрений, цемента, лесопиление, обогащение руд цветных металлов.

Топливный фактор, как и сырьевой, оказывает такое же влияние на размещение производства. Он является определяющим в размещении отраслей, использующих для производства продукции большие объемы минерального топлива: угля, природного газа, мазута. К таким отраслям относятся теплоэнергетика, отдельные производства черной металлургии, химической промышленности. Так, наиболее мощные тепловые электростанции в США, России, Китае построены вблизи крупных угольных месторождений. У месторождений угля размещаются многие предприятия по производству чугуна и стали.

Энергетический фактор влияет на размещение производств, в которых на создание единицы продукции потребляется большое количество преимущественно электрической энергии. Такие производства называются энергоемкими. К ним относится производство многих легких цветных металлов (алюминия, титана и др.), химических волокон, бумаги. Предприятия по производству энергоемкой продукции размещаются в тех районах, где в больших объемах производится преимущественно дешевая электроэнергия, например около крупных гидроэлектростанций.

Трудовой фактор оказывает решающее влияние на размещение производств, основанных на использовании большого количества трудовых ресурсов, в том числе высококвалифицированных специалистов. Это трудоемкие производства. Например, в легкой промышленности к таким производствам относится швейное производство. В сельском хозяйстве наиболее трудоемкими являются рисоводство, овощеводство, плодоводство. Производство электронного оборудования, персональных компьютеров предполагает использование квалифицированных кадров. Ориентированные на трудовой фактор, эти производства размещаются преимущественно в густонаселенных районах с дешевой рабочей силой.

Потребительский, или рыночный, фактор влияет на размещение отраслей, производящих продукцию, пользующуюся широким, иногда повседневным, спросом у населения. Это продукты питания, одежда, обувь, бытовая техника и др. Такие производства ориентируются на потребителя и размещаются практически во всех крупных населенных пунктах.

Роль транспортного фактора важна для всех отраслей, продукция которых потребляется не на месте ее производства, а поставляется в другие районы. Все предприятия заинтересованы в снижении расходов на доставку готовой продукции в районы ее потребления. Поэтому многие производства размещаются возле крупных транспортных узлов, в морских портах, на линиях магистральных железных дорог, нефтепроводов. Мозырский нефтеперерабатывающий комбинат был построен рядом с нефтепроводом «Дружба».

При размещении производств большое значение приобретает экологический фактор, связанный с охраной окружающей среды. Этот фактор ограничивает создание производства, если оно может нанести вред окружающей среде. К производствам, которые характеризуются большими выбросами загрязняющих веществ или иным вредным воздействием на окружающую среду, предъявляются повышенные экологические требования. Их запрещается размещать в крупных городах и густонаселенных районах. На этих предприятиях должны использоваться современные малоотходные технологии и возводиться сооружения по очистке выбросов.

В современных условиях роль экологического фактора возрастает — он влияет на размещение всех производств

Наиболее важно учитывать экологический фактор при размещении предприятий химической промышленности, металлургии, энергетики, особенно при строительстве АЭС

Ведущим фактором размещения новейших отраслей машиностроения является

Автор Krasava задал вопрос в разделе Школы

назовите факторы размещения машиностроения? какой фактор являеться ведущим? и получил лучший ответ

Ответ от Ёемёнов ИгорьМашиностроительное производство имеет ряд особенностей, которые влияют на его размещение. Во-первых, в машиностроении широко развиты специализация (сосредоточение предприятия на выпуске одного или нескольких видов готовой продукции) и кооперирование (форма организации производства, при которой в производстве готовой продукции участвуют несколько предприятий). Например, автомобильный завод выпускает один вид продукции — автомобили, а многие детали и узлы получает от других предприятий, число которых может быть очень велико. Поэтому многие отрасли машиностроения размещаются в районах, где хорошо развита транспортная сеть (Центральная Россия, Поволжье). Транспортный фактор — важный фактор размещения машиностроения.

Форма производства

Этот фактор часто недооценивают, но он является одним из основополагающих при выборе места для производства продукции машиностроения. Для категории предприятий металлоемкого производства более приемлемы крупные формы: ведь они требуют по самой своей специфике расположения вблизи крупных химических и металлургических комбинатов. Расположение этих комбинатов привязано к крупным промышленным городам, соответственно, и население этих мегаполисов психологически более привычно к объемным формам производства.

А вот жители Азии, Латинской Америки, где многие компании осуществляют сборочное производство, более предрасположены к мелким формам производства.

Дислокация тракторостроения

Годы перестройки и приватизации почти разрушили тракторостроительную отрасль. Финансовые барьеры разорвали связь между заводами и профильными НИИ. Отсутствие научных наработок, дефицит оборотных средств привели к снижению конкурентоспособности выпускаемой техники, падению объёмов производства, ликвидации ряда предприятий, например, таких, как Волгоградский тракторный.

Машиностроение России никак не оправится от кризисных явлений, установить причины несложно:

  • заводские мощности изношены;
  • техническое перевооружение не проводится, технологическая база отстаёт в развитии;
  • многие профтехучилища закрылись, сложился дефицит кадров, особенно в металлообработке;
  • потребители предпочитают более современную импортную технику.

К действующим центрам тракторостроения относятся предприятия:

  • в Санкт-Петербурге, где выпускаются сельскохозяйственные трактора, тракторная техника специального назначения, продукция экспортируется во многие страны мира;
  • в Челябинске по выпуску колёсной и гусеничной техники;
  • в Чебоксарах, где производиться тяжёлая бульдозерно-рыхлительная техника;
  • в Петрозаводске, на Алтае по выпуску машин для лесопромышленного, газового и нефтяного комплексов.

Предприятия тракторо- и станкостроения могут получить дальнейшее развитие, если выпускаемая техника будет соответствовать зарубежным аналогам по экономичности, надёжности, экологическим параметрам. Восстановление утраченных позиций машиностроения требует особого государственного внимания по типу национальных проектов, какие уже приняты по ряду направлений.

Центры машиностроения в России

На первое место выходит южная часть Уральских гор. Там находятся такие города, как Екатеринбург, Челябинск, Ижевск, Пермь, Набережные Челны, Уфа. Второе место разделяют все крупные города и мегаполисы страны. Тут Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Калининград, Нижний Новгород и Комсомольск-на-Амуре. 

Во всех этих точках на карте либо находятся конкретные предприятия, либо множество дополнительных фабрик, нуждающихся в тех или иных товарах. Поэтому они потребляют огромное количество энергии и ресурсов, что приводит к их функционированию на каждой подгруппе машиностроения.

Что влияет на развитие отечественного машиностроительного комплекса?

Для успешного развития машиностроения необходимо соблюдать некоторые правила

В частности, очень важно придерживаться условия – 1:2:4. Это означает, что при темпах развития хозяйства и экономики страны в 1, состояние машиностроительной сферы должно равняться 2, а электроника, приборостроение – 4

Данное соотношение идеально, поскольку обеспечивает лучший прогноз для промышленности страны.

В России эта пропорция имеет совсем другой вид – 1:0,98:1. Именно поэтому отечественный машиностроительный комплекс не может составить конкуренцию зарубежным производствам. Достижение указанных пропорций – основная задача, которая должна быть выполнена в ближайшее время.

Отечественный машиностроительный комплекс

Научно-технический прогресс

Модель развития машиностроения и привлекательность района для этой отрасли зависит не только от наличия научных активов, но и от общего технического прогресса в стране.

Значение имеют такие факторы:

  • наличие научно-исследовательских лабораторий;
  • возможность нанять квалифицированных специалистов;
  • количество и размещение ВУЗов для подготовки новых кадров.

Высокоразвитые государства, например, Япония, специализируются на соответствующих областях машиностроения — IT-технологиях, ядерной энергетике, военной технике, космической и автомобильной областях. Развитие сфер производства в них идёт по другой модели, чем в России, США и прочих стран с развитой металлургией и богатыми запасами ресурсов.

При размещении машиностроительных предприятий часто ориентируются на уже существующие экономические регионы, поскольку эта отрасль сильно зависит от других. В результате образуются стабильные комплексы. Они постоянно развиваются, дополняясь новыми фабриками и привлекая потребителей для готовой продукции.

Множество примеров можно найти, если взглянуть на карту стран Юго-Восточной Азии. Машиностроительные предприятия по производству бытовой техники и радиоэлектроники собираются в огромные районы, работающие как один слаженный аппарат. Постоянный прирост дешёвой рабочей силы стимулирует владельцев расширять его, создавая новые фабрики для удовлетворения нужд потребителей.

Проблемы машиностроения России

Проблемы российского машиностроения

Отрасли машиностроения значительно пострадали от экономического кризиса, возникшего вследствие возросшей в 1990 годы конкуренции зарубежных производств, резкого сужения рынков сбыта продукции, износа оборудования.

Особенно сократилось производство сельскохозяйственной техники, выпуск станков, продукции точного машиностроения.

Сейчас положение изменяется в лучшую сторону. Привлекаются инвестиции, началось строительство новых заводов, реконструкция действующих предприятий. Связи между производителями постепенно налаживаются.

Приоритетные направления развития отечественного машиностроения

Перспективы развития и размещения машиностроения в отечественном производственном комплексе определяются решением следующих задач:

  • преимущественное развитие отраслей, которые характеризуются большой наукоемкостью (автомобилестроение);
  • устранение монополий. На данный момент они составляют 80% от всех существующих производств России;
  • увеличение количества высокоразвитых производств по выпуску нефтяного оборудования, различных станков, микроавтобусов;
  • налаживание старых и открытие новых экономических и технологических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;
  • стимулирование инвестиционной привлекательности отечественных предприятий;
  • государственная поддержка предприятий, которые имеют огромные перспективы развития.

Другие факторы

Транспортный фактор, как фокус, собирает в себе действие остальных факторов размещения. Здесь всё дело в стоимости перевозок. Если сырьё и топливо перевозить дешевле, чем готовую продукцию, предприятие ориентируется на топливно-сырьевые ресусы, а если наоборот — оно размещается в районах потребления продукции.

Размещение, например, металлургических заводов часто опирается на наличие сырья или топлива. Лишь в исключительных случаях сырьевые ресурсы соседствуют с топливными. Как правило, на завод что-то придётся завозить. Иногда металлургический комбинат рационально размещать между угольным и железорудным бассейнами. В этом случае к нему придётся подвозить и уголь и руду, но и то и другое будет перемещаться на существенно меньшие расстояния (см. рис. 47).

Современная индустрия, как мы видели (см. § 8), очень сильно изменяет природные комплексы, а их негативные изменения сказываются на здоровье населения. В этой связи нужно учитывать экологический фактор. В соответствии с этим фактором «грязные» производства нужно размещать таким образом, чтобы жилые кварталы не оказывались в зоне действия их вредных выбросов.

Известны случаи учёта данного фактора и в глубоком прошлом. В XVII в. в центре Москвы вблизи Мясницких ворот забивали скот, а отбросы сваливали в Поганый пруд. В начале XVIII в. скотобойню закрыли, пруд очистили (с тех пор его переименовали в Чистый). Пользуясь современными терминами, можно сказать, вынесли «грязное» производство из центра города.
В целом экологический фактор до сих пор слабо учитывался при размещении предприятий. Во-первых, потому, что «давление» хозяйства на природу было не столь значительно, как сегодня. Во-вторых, из-за неполного знания о вредных последствиях этого «давления». И наконец, в силу особого влияния данного фактора — он действует не столько на производство, сколько на людей. Предприятие, как правило, не страдает от своих вредных выбросов — страдает население, проживающее в его окрестностях. Борьба с выбросами — строительство очистных сооружений и т.п. — это для предприятия дополнительные затраты. Сравните: предприятию самому выгодно учитывать наличие сырья или трудовых ресурсов, но невыгодно учитывать экологический фактор. Общество в лице государственных и местных властей должно заставить предприятие сделать это.

Повторим главное

1. Размещение производств на какой-либо территории целесообразно при наличии необходимых условий. Эти условия называются факторами размещения.

2. Наиболее важными факторами размещения производства являются сырьевой, топливный, водный, энергетический, трудовой, потребительский. Они связаны с необходимостью обеспечить производство сырьём, энергией, трудовыми ресурсами, а также реализовать готовую продукцию.

3. Влияние транспортного фактора определяется стоимостью перевозок сырья, топлива и готовой продукции.

4

Очень важно учитывать экологический фактор и размещать «грязные» производства таким образом, чтобы их выбросы не наносили ущерб здоровью населения

Проверим знания

1. Что такое факторы размещения производства? 2. Перечислите наиболее важные факторы размещения производства. 3. Какой фактор определяет размещение молочного завода?

А теперь более сложные вопросы

1. Как вы думаете, можно ли объединить сырьевой и топливный факторы размещения производства в один и назвать его, например, топливносырьевым? 2. Можно ли расширить перечень факторов размещения производства, приведённый в параграфе? 3. Только ли металлургические заводы можно создавать, основываясь на принципе маятника?

Развитие машиностроения в мире

В мировом народном хозяйстве ведущие позиции по выпуску продукции машиностроения занимает Европейский союз, Китай, Соединённые Штаты Америки и Япония. Первый из них является лидером по валовому выпуску оборудования. При этом в последние годы Китай является мировым лидером по производству условно-чистой продукции.

На протяжении последнего десятилетия в Европейском Союзе наблюдают прирост производства на 1,1%. В то же время в США и Японии происходит некоторое падение машиностроения на 1,1% и 3,1% соответственно.

Уровень развития машиностроения в регионах и странах мира

В период с 2000 по 2002 год общая занятость населения в отрасли в развитых странах постепенно сокращается. При этом в Китае число рабочих ежегодно растет на 5,8%. В этой стране на машиностроительных предприятиях занято больше 6 млн. человек, что в несколько раз превышает показатели Европейского Союза. Такая особенность связана с тем, что оплата труда в Китае на порядок ниже, чем в других развитых странах мира.

Конкурентные позиции Евросоюза значительно ниже Японии и США. Это вызвано разным развитием экономик стран, находящихся в ЕС. Даже экономически стабильная Германия характеризуется производительностью труда в машиностроительной сфере в 70000 долларов.

Усиление позиций Китая в мире вызвано увеличением числа импортируемой продукции, которая составляет большую часть от мирового рынка торговли. Данный показатель за последние несколько лет вырос с 3% до 13%. Таких темпов развития не наблюдается ни в одной стране мира. В это же время доля США снизилась с 25% до 17%, Японии – с 21% до 16%.

География машиностроения России

Тяжелое машиностроение – это наиболее металлоемкая отрасль. В настоящее время на данную отрасль приходится 60% производимой продукции. Заводы в основном ориентированы на сырьевую базу и на район потребления.

Основными центрами размещения тяжелого машиностроения можно считать Центральный район, Урал (горнодобывающее оборудование), Сибирь, Санкт-Петербург (турбины и генераторы), Екатеринбург (кузнечнопрессовой оборудование).

Общее машиностроение отличается узкой специализацией, вовлеченностью в кооперирование, невысокое потребление металла, массовостью продукции.

Ведущей отраслью общего машиностроения является автомобилестроение, чьих заводов насчитывается более 200. Для данной отрасли важными факторами служат транспортное соединение, именно поэтому крупные мероприятия располагаются вблизи от крупных магистралей.

Главные центры выпуска легковых автомобилей сосредоточены в Тольятти, Москве, Ижевске. Среднетоннажные автомобили выпускаются в Нижнем Новгороде, Москве. Грузовые машины выпускаются в Набережных Челнах. Из Энгельса выходят троллейбусы, а Краснодар и Голицын занимаются выпуском автобусов.

Тракторная промышленность же сосредоточилась в сельскохозяйственных районах, таких как Санкт-Петербург, Челябинск, Липецк.

Электротехническая промышленность располагается в районах с квалифицированной рабочей базой, крупными потребителями и специализированными научно-техническими организациями. В настоящее время крупные предприятия располагаются в Центральном районе, северо-западном и западносибирском.

Станко-инструментальная промышленность сосредоточенна в машиностроительных районах. Размер предприятий сравнительно невелик. Крупными центрами производства являются Москва, Иваново, Рязань, Новосибирск и др.

Приборостроение сосредоточенно в основном в крупных городах (Москва, Московская область), так как данная отрасль требует много квалифицированных рабочих кадров и научно-исследовательскую базу.

Авиационная промышленность отличается наличием высоким уровнем квалификации инженерно-технического и рабочего персонала, что сосредотачивает основное производство в центрах.

Современны грузовые и пассажирские самолеты производятся в Москве, Смоленске, Воронеже и др.

Более 90% продукции производится в Европейской части страны, так как здесь находится 80% населения, расположены НИИ. Минусом такого размещения является малая вовлеченность регионов, расположенных за Уралом, не смотря на то, что эти регионы довольно богаты сырьем.

Так и не нашли ответ на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе нужна помощь

Особенности машиностроения

Машиностроение – это самая крупная отрасль промышленности, производящая очень широкий спектр продукции.

Общие особенности машиностроения:

  1. По стоимости продукции, машиностроение занимает лидирующие позиции в промышленности. Около 35% стоимости мировой промышленности приходится именно на машиностроение.
  2. Машиностроение самая трудоемкая отрасль, к тому же на ней самое большое количество занятых. Самыми трудоемкими считаются приборостроение, электротехническая промышленность, атомное машиностроение т.д., занимающиеся выпуском сложной техники. Отсюда следует что для обеспечения лучшей работы предприятие должно располагаться в месте где есть квалифицированная рабочая сила.
  3. Для тяжелого машиностроения важна близость расположения к сырьевой базе (производство металлургического оборудования, горно-шахтное оборудование и т.п.).
  4. Машиностроение обладает большой наукоемкостью.
  5. Самый сложный отраслевой состав (более 300 предприятий), который к тому же постоянно меняющийся.
  6. Постоянно увеличивающийся спрос на продукцию машиностроения.
  7. Самый большой ассортимент продукции, который постоянно увеличивается. К тому же состав продукции различается по массовости производства (серийный выпуск, массовый выпуск, единичный выпуск)
  8. Машиностроение предъявляет разнообразные требования к сырью, спрос постоянно изменяется. В одно время спросом пользуется черная металлургия, в другое – цветная.
  9. В экономических связях машиностроение так же находится в лидирующих позициях. К примеру экспорт в Японию составляет 2/3.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector