Удивительная история древнего египта: всё самое интересное о стране фараонов

Кодировка и поддержка шрифтов

Египетские иероглифы были добавлены в стандарт Unicode в октябре 2009 года с выпуском версии 5.2, в которой был представлен блок египетских иероглифов (U + 13000 – U + 1342F) с 1071 определенным символом.

По состоянию на июль 2013 года этот диапазон поддерживают четыре шрифта: Aegyptus , NewGardiner , Noto Sans Egyptian Hieroglyphs и JSeshFont . Другой шрифт, Segoe UI Historic , поставляется в комплекте с Windows 10 и также содержит глифы для блока Egypt Hieroglyphs. Segoe UI Historic исключает три символа, изображающие фаллос ( Gardiner’s , D52A D53, кодовые точки Unicode U + 130B8 – U + 130BA).

История языка

Таблица периодизации египетского языка.

Стадии языка Основное время употребления языка Наиболее известныепамятники Примечания
и разграничивающие их эпохи по ист. периодам по династиям по датировкам
Староегипетскийранний Додинастический периодРаннее царство I II III ок. XXXIII—XXVI вв. до н. э. различные палетки: Нармера,«Охотничья», «Косметическая» Язык, реконструированный по находкам архаи-ческой письменности на палетках, ярлыках и т. п.(по сути, они являются не текстами, а ребусами).
Староегипетскийклассический Старое царство 1 переходный период IV V VI VII VIII IX X ок. XXVI—XX вв. до н. э. Палермский камень, Тексты пирамид,биографии вельмож Мечена, Уни иХорхуфа Часто исследователи ограничивают этот язык VIIIдин., так как текстов IX, X дин. мало, а их язык — впримитивной форме (напр. жертвенные формулы).
падение Старого царства
Среднеегипетскийклассический Среднее царство2 переходный периодначало Нового царства XI XII XIII XIV XV XVIXVII XVIII ок. XX—XIV вв. до н. э. Существовал и в период XIX, XX дин., но больше использовался для надписей (напр., на храмах)
Амарнский период Новое царство начало 3 переходного периода XVIII XIX XX ок. XIII—XI вв. до н. э. Также встречается в текстах и позднее: в период XXI, XXII и даже XXX дин.
Новоегипетский язык
правление Рамессидов
Среднеегипетскийпоздний 3 переходный периодПоздний период XXI XXII XXIII XXIV XXV XXVIXXIII XXVIII XXIX XXX XXXI X—IV вв. до н. э.
Демотический 3 переходный периодПоздний период XXV XXVI XXIII XXVIIIXXIX XXX XXXI Птолемеирим. и визант. префекты/епархи VIII в. до н. э. — V в. н. э.
Птолемеевский Эллинистический ЕгипетРимский ЕгипетВизантийский Египет Птолемеирим. и визан. префекты/епархи IV в. до н. э. — V в. н. э. Розеттский камень
распр. христианства Римский ЕгипетВизантийский ЕгипетАрабский Египет Птолемеирим. и визан. префекты/епархиправители арабских династий III—XVII вв. На этом языке в Коптской православной церквислужения проходят и по настоящее время.
Коптский
распр. ислама

В одно и то же время в том, что мы называем «египетским языком», могли существовать разные грамматические и речевые нормы, то есть можно говорить о внутреннем многоязычии. «Классическим» литературным языком, употреблявшимся с XX в. до н. э. до христианской эпохи, является среднеегипетский язык.

Существуют классические грамматики первой половины XX в. (А. Эрман, Г. Лефевр, А. Гардинер) и есть новые, появившиеся в конце XX в. (Дж. Аллен (США), Й. Борхаутс (Нидерланды), В. Шенкель (Германия) и др.)грамматики, различия между которыми основаны главным образом на объяснении глагольной системы.

Литература

Обзоры:

  • Коростовцев М. А. Египетский язык. М., 1961.
  • Loprieno A. Ancient Egyptian: A Linguistic Introduction. Cambridge, 1995.

Работы по синтаксису:

Четверухин А. С. Древнейшее афразийское именное предложение. 2007.

Основные грамматики

Среднеегипетский язык:

  • Gardiner A.H. Egyptian Grammar. Being an Introduction to the Study of Hieroglyphs. Oxford, 3nd ed., 1957.
  • Graefe E. Mittelägyptische Grammatik für Anfänger. 5th ed. Wiesbaden, 1997.
  • Allen J. P. Middle Egyptian: An Introduction to the Language and Culture of Hieroglyphs. Cambridge, 3nd ed., 2014.
  • Malaise M., Winand J. Grammaire raisonnée de l’égyptien classique. Liege, 1999.

Новоегипетский язык:

  • Korostovtsev M. Grammaire du néo-égyptien. M., 1973.
  • Černý J., Groll S. I. A Late Egyptian Grammar. 4th ed. Rome, 1993.
  • Junge F. Einführung in die Grammatik des Neuägyptischen. Wiesbaden, 2.Aufl., 1999.

Поздний среднеегипетский язык:

Jansen-Winkeln K. Spätmittelägyptische Grammatik der Texte der 3.Zwischenzeit. AAT, 1996.

Птолемеевский язык:

Kurth D. Einführung ins Ptolemäische. Eine Grammatik mit Zeichenliste und Uebungsstücken, Teil 1-2, Hützel, 2008-9

Демотический язык:

  • Lexa F. Grammaire démotique. Vol. I—VII. Praha, 1947-51.
  • Johnson J. H. — Thus Wrote ‘Onchsheshonqy. An Introductory Grammar of Demotic. 2nd ed. Chicago, 1991.

Словари

Общие:

  • Hannig, R. Großes Handwörterbuch Ägyptisch-Deutsch. Mainz, 1995.
  • Takács, G. Etymological Dictionary of Egyptian. Bd. I—III (издание продолжается). Leiden—Köln, 1999—2007.

По отдельным стадиям развития языка:

  • Erichsen, W. Demotisches Glossar, Kopenhagen, 1954.
  • Kahl, J.; Bretschneider, M.; Kneißler, B. Frühägyptisches Wörterbuch. Bd. 1—3 (от ȝ до ḥ, издание продолжается). Wiesbaden, 2002—2004.
  • Hannig, R. Ägyptisches Wörterbuch I: Altes Reich und Erste Zwischenzeit. Mainz am Rhein, 2003 (Hannig-Lexica, 4).
  • Faulkner, R. O. A Concise Dictionary of Middle Egyptian. Oxford, 1962.
  • Hannig, R. Ägyptisches Wörterbuch II: Mittleres Reich und Zweite Zwischenzeit. Mainz am Rhein, 2006 (Hannig-Lexica, 5).
  • Lesko, L. H., Lesko, B. S. A Dictionary of Late Egyptian. 2nd ed. Vol. I—II. Providence, 2002—2004.
  • Wilson, P. A Ptolemaic Lexicon. A Lexicographical Study of the Texts in the Temple of Edfu. OLA 78, 1997.

Хрестоматии

  • Sethe K. Ägyptische Lesestücke. Leipzig, 1924.
  • Лурье И. М. Хрестоматия египетских иератических текстов. Л., 1947.
  • Матье М. Э. Хрестоматия египетских иероглифических текстов. Л., 1948.

Разное

  • Ботанцов Д. В., Ботанцов И. В. Основы древнеегипетского языка. М., 2013 (6-ое изд. — 2019). ~ первый русскоязычный учебник, ориентированный на непрофессионалов

О названии

Использование термина «древнеегипетский язык» неправильно, поскольку не существует современного египетского языка (ср. греческий и древнегреческий), а нынешнее население Египта использует диалекты арабского языка (масри и саиди). Единственный смысл, который может нести термин «древнеегипетский язык» — это язык Древнего царства (см. староегипетский ранний и староегипетский языки).

Бо́льшая часть дат в статье приведена согласно авторитетному труду по египетской хронологии, в составлении которого участвовали около двадцати авторов под редакцией Эрика Хорнунга, Рольфа Краусса и Дэвида Уорбертона — «Хронология Древнего Египта» (англ. Ancient Egyptian Chronology).

Древний Египетский язык

Египетский — это типичный Афро-азиатский язык. В основе египетского словообразования лежит корень из трех согласных. Иногда букв бывает всего две, как например в слове «rA» (солнце); иногда колличество согласных доходит до пяти, например «sxdxd» (вниз головой). Гласные и другие согласные прибавляются к этому корню для образования слов. Однако, неизвестно, что это были за гласные, так как египтяне, подобно другим Афро-азиатским языкам не писали гласных: например слово «ankh» может иметь значения «жить», «жизнь», «жилой».В транскрипции звуки /a/, /i/ и /u/ обозначают согласные: например, имя Тутанхамон записано на египетском следующим образом /twt ‘nkh ymn/( апостроф обозначает голосовую паузу).

Обычный порядок слов в египетском языке таков: сказуемое-подлежащее-дополнение: например, по-русски мы скажем «человек открывает дверь», египтянин сказал бы «открывает человек дверь». На ранних этапах развития в египетском не было артиклей; в более поздних формах можно найти слова /pA/, /tA/ и /nA/ в качестве артиклей. В египетском два грамматических рода мужской и женский, как во французском и ирландском; три грамматических числа, как в Афро-азиатских языках: единственное, двойственное и множественное число. Например,в предложении «яблоко красное», прилагательное «красное» играет роль именной части сказуемого. Фонологическая система египетского языка состоит из билабиальных, лабио-дентальных, альвеолярных, палатальных, велярных, фарингеальных и глоттальных согласных звуков. Эта система очень похожа на фонологическую систему Арабского языка.

Позднее царство: XXII–XXVI династии

Ливизация Нижнего Египта закономерно завершается восшествием в 945 до н.э. на престол представителя ливийской аристократии Шешонка I. Он возвращается к агрессивному внешнеполитическому курсу фараонов Нового царства- вторгается в Палестину и захватывает Иерусалим. Ему также удается восстановить контроль над Нубией.

Значительные ресурсы, оказавшиеся в распоряжении царской власти, позволяют Шешонку I и его ближайшим преемникам развернуть дворцовое и храмовое строительство.

Шешонк I — завоеватель. Стена храма в Карнаке

Ливийская знать настолько укрепила свои позиции, что больше не нуждалась в покровительстве со стороны центра.

Нижний Египет фактически распался на множество небольших полусамостоятельных владений во главе с ливийскими номархами и военачальниками- этому способствовало соперничество внутри правящей династии, представители которой создали наиболее сильные княжества.

Результаты ношения

Положительные последствия от использования коптского креста в качестве амулета выражаются в следующем:

  1. Проявление у владельца способностей предугадывать события, читать мысли находящихся рядом людей, чувствовать их отношение к себе.
  2. Появление сновидений, в которых спящий человек видит себя в других эпохах и чужих телах, а также слышит и понимает иностранные языки. По утверждению эзотериков, такие сны рассказывают о прошлых реинкарнациях.
  3. Утрата чувства страха. Владелец талисмана перестает бояться вещей, которые совсем недавно вызывали у него ужас.
  4. Кардинальные перемены в судьбе, о которых человек не мог даже мечтать. Причем для этих изменений ему не приходится прилагать ни малейших усилий.

При грамотном использовании и правильном уходе египетский крест надежно защитит своего обладателя от отрицательной энергии извне, и наделит его уникальными способностями.

Предыдущая
ЕгипетскиеЗначение 12 конечной звезды Эрцгамма с крестом внутри

Письменность

В те времена, когда другие народы еще не знали грамоты и передавали свои знания в устной форме, египтяне овладели письменностью. Письменность древних египтян состояла из множества специальных рисунков – иероглифов. Волнистой линией обозначали воду, кружком с точкой посередине –солнце и так далее. Всего историки насчитали более 650 различных египетских значков-рисунков.

 

Материалом для письма в Древнем Египте служил папирус (по своим качествам и внешнему виду он походил на бумагу). Его стебли разрезали, смачивали водой, отделяли тонкие полупрозрачные полоски, накладывали полоски одна на другую в форме решетки, склеивали их между собой и прижимали прессом. Также иероглифы выбивали на каменных стенах храмов.

Древнеегипетское государство нуждалось в большом количестве образованных людей. Умение считать и писать требовалось сборщикам налогов, архитекторам, чиновникам, жрецам, писцам. Пройти обучение можно было только в древнеегипетских школах при храмах, но чтобы туда поступить требовались немалые деньги и высокое положение в обществе. Несмотря на то, что большинство учеников были детьми богатых и уважаемых родителей, за малейшую провинность их строго наказывали. После обучения в школе выпускник мог получить престижную и высокооплачиваемую государственную должность.

 

Древний Египет – государство на берегу Нила, которое представляло собой высокоразвитую для того времени человеческую цивилизацию. Египтяне умели писать и считать, занимались изучением математики, астрологии, обладали большими познаниями в медицине. Они оставили миру грандиозное наследие: многочисленные пирамиды.

Правила использования египетского креста

По утверждению специалистов, ношение знака Анх разрешено не каждому человеку. Обладатель этого амулета должен иметь только светлые мысли и побуждения. Правильное ношение символа требует строгого соблюдения нескольких правил:

  • мужчинам рекомендованы обереги из золота, женщинам – из серебра;
  • ношение должно быть только на кожаном шнурке, использование в этих целях цепочки недопустимо;
  • перед началом ношения оберег необходимо активировать, в противном случае изделие будет бесполезным;
  • нельзя носить символ одновременно с церковным крестиком, с другими оберегами и ювелирными украшениями;
  • при ношении коптский крест желательно скрывать от чужих глаз, иначе его защитные свойства ослабеют;
  • не давать примерять кулон посторонним людям, в противном случае магический знак впитает чужую энергетику;
  • побывавший в чужих руках сакральный знак подлежит немедленному обряду очищения.

В процессе ухода за знаком Анх вполне достаточно протирать его поверхность влажной салфеткой, чтобы устранить кожный жир и прочие загрязнения. Для хранения рекомендуется использовать мешочек из хлопчатобумажной ткани. При этом изделие не должно находиться там вместе с другими украшениями.

Иностранные языки

английский

Самые образованные люди в Египте изучают английский в школе. В Египте также есть много англоязычных университетов, BUE ( Британский университет в Египте ), FUE ( Университет будущего в Египте ), Нильский университет , AUC ( Американский университет в Каире ) и другие. Английский язык — наиболее широко используемый язык в туризме. В настоящее время большинство дорожных знаков в Египте написаны как на арабском, так и на английском языках. Кроме того, многие английские слова начали использоваться египтянами в повседневной жизни. Английский язык имеет решающее значение в Египте: банкноты и монеты, а также марки являются двуязычными на английском и арабском языках. В стране также есть важная англоязычная пресса, в которую входят несколько еженедельных газет и ежедневная газета The Daily News Egypt .

французкий язык

В 2009–2010 годах французский язык в Египте изучали около шести миллионов человек , а в 2013 году это число увеличилось до 8 миллионов. По состоянию на 2014 год большинство людей в Египте, использующих французский язык, изучали его как иностранный в школе.

Первые школы с французским языком обучения в Египте были открыты в 1836 году. К концу девятнадцатого века он стал доминирующим иностранным языком в Египте и лингва-франка для иностранцев; это особенно имело место в Каире.

Французский стал основным иностранным языком в средствах массовой информации во время правления Ибрагима-паши . В период британского влияния французский язык был фактически средством общения между иностранцами и между иностранцами и египтянами; смешанные французско-египетские гражданские суды работали на французском языке, а правительственные уведомления от египетского султана , информация о стоянках такси, расписание поездов и другие юридические документы были выпущены на французском языке. Кроме того, в этот период использование французского языка в средствах массовой информации было наибольшим. Частично это произошло из-за того, что некоторые египтяне имели французское образование, а частично из-за культурного влияния Франции. Несмотря на усилия британских юристов, английский язык так и не был принят в качестве языка египетских гражданских судов в период британского влияния.

По социальным и политическим причинам роль французов в Египте начала снижаться в 1920-х годах. На французском языке до сих пор издаются две газеты.

Итальянский

Основным иностранным языком во время правления Мухаммеда Али был итальянский . В городе Александрия в 1858 и 1859 годах была открыта итальянская газета, известная как Il progresso .

Упадок разговорного коптского языка (до 17в. РХ)

После 14 столетия Церковь приходит в упадок как духовно, так и численно. Владычество Османской империи над Египтом в начале 16 века только усиливает это разрушение. Изготовление коптских манускриптов медленно сходит на нет. Это показатель того, что коптские книги перестали использоваться столь часто, как ранее в Церкви, и пресеклась необходимость в их дальнейшем производстве. Все еще сохранялась традиция использования коптского в церковных службах, но только как дань традиции.

В конечном итоге, французский путешественник Ванслеб, увидев старика, говорящего на коптском, констатировал, что вместе с этим стариком умрет и язык. Возможно, нельзя полностью согласиться с этим утверждением, но налицо тот факт, что арабский стал главным, если не единственным, разговорным языком, заменившим коптский.

Анубис

8 — 27 мая, 29 июня — 13 июля

В египетской мифологии Анубис был стражем преисподней. Его роль состояла в том, чтобы находить потерянные души и изучать их сердца. Если сердце было чистым, душа проходила.

Люди, рожденные под знаком Анубис, очень страстные и творческие. Они эмоциональны и чувствительны, предпочитают работать в одиночестве. Их эмоции могут быть непредсказуемыми. Несмотря на то, что большинство из них являются интровертами, они излучают уверенность, вызывая уважение окружающих. 

Они свободно выражают свое мнение. Они проницательны и консервативны. Рожденные под знаком Анубиса наблюдательны и легко считывают мысли и мотивы других людей. 

Их интересуют профессии, связанные с обучением и психологией. Они никогда не отказываются от своей цели, даже если им придется идти к ней годами. В отношениях это любящие и заботливые люди. Они всегда готовы позаботиться о своей семье и доме.

Это интроверты, но, они могут быть властными, они не просты и преодолевают трудности без особых усилий, для них нет ничего слишком сложного.

Положительные черты: правдивые и отзывчивые

Отрицательные черты: контролирующий, агрессивный и склонность конкурировать

Идеальная работа: советник, адвокат

Египетское животное: шакал

Совместимость: Бастет и Исида

Портретная скульптура Древнего Царства

Как уже было сказано, заупокойный культ во многом определил появление портретной скульптуры. Но он же ограничивал ее развитие определенными рамками.

Однообразие спокойных неподвижных (сидящих или стоящих) поз статуй, наделенных одними и теми же атрибутами, условная раскраска их тел (мужских — красно-коричневой краской, женских — желтой, волос — черной, одежд — белой) — все это диктовалось требованиями культа, предназначавшего эти статуи для «вечной» жизни души умершего.

Глаза статуй часто инкрустировали другими материалами, чем достигалась большая выразительность и жизненность.

Статуи не рассчитаны на то, чтобы их рассматривать с разных сторон, они как бы прислонены спиной к плоскости каменного блока, служащего фоном для них. Зрители видят их только спереди, они целиком фронтальны.

Примечания

Комментарии

  1. Пример из учебника А. Х. Гардинера (Gardiner, &148): m=k nTr rdj.n=f anx=k — «вот, смотри, это Бог, он дал жизнь твою» (подлежащее смещается на первое место в предложении); snty=k dj.n=j sn m sA HA=k — «сёстры твои, я поместил их под защиту, позади тебя» (дополнение смещается на первое место в предложении).

Источники

  1. Языки Азии и Африки. Т.4. Афразийские языки. Кн.1—2. М., Наука. 1991—1993.
  2. Ancient Egyptian Chronology / Edited by Erik Hornung, Rolf Krauss and David A. Warburton. — Leiden, Boston, Köln: Brill, 2006. — P. 490—495. — 517 p. — (Handbook of Oriental Studies. Section 1 The Near and Middle East, Volume: 83). — ISBN 978-90-47-40400-2.
  3. Например, египтологи А. Х. Гардинер, М. А. Коростовцев и Н. С. Петровский.
  4. Gardiner A. H. Egyptian Grammar. Being an Introduction to the Study of Hieroglyphs. — 1927.
  5. Allen J. P. Middle Egyptian. An Introduction to the Language and Culture of Hieroglyphs. — Second editon, revised. — «CUP», 2010.

Дешифровка древнего египетского языка

До недавних пор расшифровка иероглифов была затруднена из-за попыток приписать иероглифам эмоциональное значение вместо того, которое они дейсвительно имеют. Например,люди верили, что иероглиф для слова «сын» изображался в виде гуся потому, что их сыновья любили гусей больше всех других животных. Оказывается, этот иероглиф был выбран потому, что только в слове «гусь» был такой же звук как и в слове «сын». Другим затруднением был недостаток дополнительных материалов. Афанасий Кирхер, студент, изучающий коптский, разработал идею о том, что последний этап развития египетского языка мог находиться в соотношении с ранними этапами его развития. Но он не смог доказать зту идею, так как не был способен перевести или транслитерировать иероглифы.Однако в 1799 году с обнаружением Розетского Камня, ученые наконец получили образцы иероглифического, демотического и древнегреческого письма. И они были уверены, что эти надписи на Камне являются переводом одного и того же отрывка текста. В иероглифическом шрифте имя Царя или Фараона или имена Бога были обведены кругом, называемым картуш. Жан-Франсуа Шампольон, молодой французский ученый, показал, как имя Клеопатра может быть записано иероглифами. Более того, используя глубокие знания в области коптского языка, он предположил, что некоторые иероглифы,символизирующие обыденные предметы, могут звучать так же, как и в коптском. Применение этого открытия к другим хорошо известным иероглифическим записям подтвердило теорию Шампольона, и ученые-лингвисты теперь могли выделить в языке существительные, глаголы, предлоги и другие части речи.

Литература

Обзоры:

  • Коростовцев М. А. Египетский язык. М., 1961.
  • Loprieno A. Ancient Egyptian: A Linguistic Introduction. Cambridge, 1995.

Работы по синтаксису:

Четверухин А. С. Древнейшее афразийское именное предложение. 2007.

Основные грамматики

Среднеегипетский язык:

  • Gardiner A.H. Egyptian Grammar. Being an Introduction to the Study of Hieroglyphs. Oxford, 3nd ed., 1957.
  • Graefe E. Mittelägyptische Grammatik für Anfänger. 5th ed. Wiesbaden, 1997.
  • Allen J. P. Middle Egyptian: An Introduction to the Language and Culture of Hieroglyphs. Cambridge, 3nd ed., 2014.
  • Malaise M., Winand J. Grammaire raisonnée de l’égyptien classique. Liege, 1999.

Новоегипетский язык:

  • Korostovtsev M. Grammaire du néo-égyptien. M., 1973.
  • Černý J., Groll S. I. A Late Egyptian Grammar. 4th ed. Rome, 1993.
  • Junge F. Einführung in die Grammatik des Neuägyptischen. Wiesbaden, 2.Aufl., 1999.

Поздний среднеегипетский язык:

Jansen-Winkeln K. Spätmittelägyptische Grammatik der Texte der 3.Zwischenzeit. AAT, 1996.

Птолемеевский язык:

Kurth D. Einführung ins Ptolemäische. Eine Grammatik mit Zeichenliste und Uebungsstücken, Teil 1-2, Hützel, 2008-9

Демотический язык:

  • Lexa F. Grammaire démotique. Vol. I—VII. Praha, 1947-51.
  • Johnson J. H. — Thus Wrote ‘Onchsheshonqy. An Introductory Grammar of Demotic. 2nd ed. Chicago, 1991.

Словари

Общие:

  • Hannig, R. Großes Handwörterbuch Ägyptisch-Deutsch. Mainz, 1995.
  • Takács, G. Etymological Dictionary of Egyptian. Bd. I—III (издание продолжается). Leiden—Köln, 1999—2007.

По отдельным стадиям развития языка:

  • Erichsen, W. Demotisches Glossar, Kopenhagen, 1954.
  • Kahl, J.; Bretschneider, M.; Kneißler, B. Frühägyptisches Wörterbuch. Bd. 1—3 (от ȝ до ḥ, издание продолжается). Wiesbaden, 2002—2004.
  • Hannig, R. Ägyptisches Wörterbuch I: Altes Reich und Erste Zwischenzeit. Mainz am Rhein, 2003 (Hannig-Lexica, 4).
  • Faulkner, R. O. A Concise Dictionary of Middle Egyptian. Oxford, 1962.
  • Hannig, R. Ägyptisches Wörterbuch II: Mittleres Reich und Zweite Zwischenzeit. Mainz am Rhein, 2006 (Hannig-Lexica, 5).
  • Lesko, L. H., Lesko, B. S. A Dictionary of Late Egyptian. 2nd ed. Vol. I—II. Providence, 2002—2004.
  • Wilson, P. A Ptolemaic Lexicon. A Lexicographical Study of the Texts in the Temple of Edfu. OLA 78, 1997.

Хрестоматии

  • Sethe K. Ägyptische Lesestücke. Leipzig, 1924.
  • Лурье И. М. Хрестоматия египетских иератических текстов. Л., 1947.
  • Матье М. Э. Хрестоматия египетских иероглифических текстов. Л., 1948.

Разное

  • Ботанцов Д. В., Ботанцов И. В. Основы древнеегипетского языка. М., 2013 (6-ое изд. — 2019). ~ первый русскоязычный учебник, ориентированный на непрофессионалов

Таблица «Периоды истории Древнего Египта с характеристиками»

Период Даты Характеристика
Доисторический До конца V тысячелетия до н. э. Весь период истории Древнего Египта с момента появления древних людей и до начала додинастического периода.
Додинастический Примерно 4000 до н. э. – 3100 до н. э. Окончательное разложение первобытно-общинного строя и родоплеменных отношений. Формирование социально дифференцированного общества. Возникновение первых древнеегипетских рабовладельческих государств.
Раннее царство (начало династического периода) С 3000-3100 до 2778-2500 годов до н. э. Объединение Верхнего Египта с Нижним в единое государство под властью I династии. Развитие гончарного дела и ирригации, совершенствование медных и каменных орудий труда, развитие торговли.
Древнее царство С 2700-2500 до примерно 2200 до н. э. Строительство первых египетских пирамид (пирамида фараона Джосера) и другие. Успешные военные походы, сельского хозяйства, ремесла, торговли и строительства. Становление абсолютизма власти фараона. Усложнение структуры общества, появление постоянной наёмной армии и земли в частной собственности.
Первый переходный период С 2200 до 2040-2070 до н. э. Важный этап в периодизации истории Древнего Египта. Страна распалась на ряд враждующих государств, сельское хозяйство и ирригационные системы пришли в упадок. Тем не менее, рост городов привёл к повторному объединению страны.
Среднее царство С 2070-2040 до 1800-1750 до н. э. Возрождение единого Египта на обломках Древнего царства. Междоусобные конфликты и усиление центральной власти. Начало бронзового века, развитие торговли с Сирией и Кипром.
Второй переходный период Примерно с 1750 до 1600-1550 до н. э. Вторжение азиатского племени гиксосов, завоевавшего часть Древнего Египта. Они продержадись там более столетия, но в конце концов были побеждены в ходе освободительной войны.
Новое царство 1550 – 1069 до н. э Расцвет древнеегипетской государственности. В этот период истории Древний Египет достигал своих максимальных размеров.
Третий переходный период Примерно с 1070 до н. э. по 664 до н. э. Очередное разделение Египта, упадок единого царского хозяйства, на котором базировалась государственная централизация. Превращение страны в арену соперничества региональных группировок аристократии. Внешняя политика сходит на нет – для неё больше не хватает ресурсов. Также увеличивается влияние храмов и духовенства. Египет перестаёт быть великой державой Восточного Средиземноморья и утрачивает последние остатки своих чужеземных владений.
Позднее царство 644 – 332 до н. э. Правление фараонов XXVI—XXX династий. Борьба за восстановление независимости Египта (в 582 году до н. э. он был завоёван Персией), тяжёлые войны и другие иноземные вторжения.
Эллинистический Египет 332 – 30 до н. э. Завоевание Древнего Египта Александром Македонским. После распада его империи страной правила династия Птолемеев. Последней правительницей была Клеопатра, после её смерти Египет стал римской провинцией.

Наиболее полная периодизация истории Древнего Египта в таблице

О названии

Использование термина «древнеегипетский язык» неправильно, поскольку не существует современного египетского языка (ср. греческий и древнегреческий), а нынешнее население Египта использует диалекты арабского языка (масри и саиди). Единственный смысл, который может нести термин «древнеегипетский язык» — это язык Древнего царства (см. староегипетский ранний и староегипетский языки).

Бо́льшая часть дат в статье приведена согласно авторитетному труду по египетской хронологии, в составлении которого участвовали около двадцати авторов под редакцией Эрика Хорнунга, Рольфа Краусса и Дэвида Уорбертона — «Хронология Древнего Египта» (англ. Ancient Egyptian Chronology).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector