Берлинская стена

Стена

13 августа 1961 года привычная жизнь Берлина изменилась. Проснувшись утром (это был воскресный день), жители города увидели колючую проволоку и цепь солдат, охранявшую её.

Многие приехали на выходные дни к своим друзьям, любимым, родственникам, просто отдохнуть и посидеть в баре. Все эти люди оказались отрезанными от своего дома.

Многие смогли вернуться домой, но были и такие, кто вышел прогуляться и больше домой не вернулся.

Берлин стал местом противостояния идеологий, а простые жители — заложниками ситуации.

Строительство Берлинской стены

Конструкция Берлинской стены

Внешне это — 155 километров бетонного заграждения, высотой от 3 до 5 метров. Поверх заграждения проложена металлическая труба.

Схема устройства стены

Это коротко. А если более детально, то:

  • 106 км бетонных заграждений;
  • 66,5 км металлической сетки;
  • 127,5 км сетка под напряжением;
  • 105,5 км земляные рвы;
  • противотанковые ежи;
  • 302 сторожевые башни;
  • 14 км острые стальные шипы на дорогах;
  • полосы песка, который постоянно разравнивался.

В стене были сделаны ворота — КПП. Через 3 КПП можно было пройти из Восточной части Берлина в Западню. Проходить могли чиновники, иностранные представители союзных стран, граждане с особым разрешением. В основном по делам чисто государственным.

Территория Берлинской стены

На пограничников не действовали документы, убеждения, слезы и даже предложенные взятки. Их задача: не позволить, не пропустить человека через границу. Если кто-то пытался самовольно перебраться — расстреливали без предупреждения.

Справедливости ради замечу, что нарушения были не только со стороны Восточного Берлина. Бывшие военные, охранявшие Берлинскую стену рассказывают о разного рода провокациях с западной стороны и случаи попадания «врагов» на территорию ГДР. Чаще всего это были люди в подпитии, которые залезали на стену, чтобы покричать с неё всякие гадости, а потом свалившиеся со стены.

По ту сторону стены

Там, где река Шпрее была естественной границей между враждебными территориями, наши пограничники часто вылавливали и спасали жизни упавшим в воду западным Берлинцам. Причина та же — выпили, буянили, упали.

В начале 80-х годов правила охраны стали мягче, да и наши ребята были уже не так враждебно настроены, хотя продолжали верить, что спасают Европу от войны. Как знать, — возможно в то время так оно и было. Не зря же появилась поговорка «Лучше стена, чем война».

Она все еще разделяет Германию сегодня

Разделение Германии и Берлина заключалось не просто в строительстве стены. Это была идеология, и ее последствия все еще ощущаются и сегодня. Во-первых, Западная Германия была капиталистической, а Восточная Германия была коммунистической. Это само по себе повлияло на политику каждой страны. Восточный Берлин от западного Берлина можно отличить даже на фотографии из космоса, сделанной астронавтом Андре Кюйперсом на Международной космической станции в 2012 году. На ней четко виден бывший Восточный Берлин с желтым освещением и бывший Западный Берлин с зеленоватым освещением. Резкое различие было результатом применения различного типа уличных фонарей, используемых в обеих странах (свет в Западной Германии более экологичен, чем в Восточной Германии). Сегодня в Восточной Германии средняя заработная плата ниже, чем в Западной Германии. Поскольку многие фабрики в Восточной Германии не могли конкурировать со своими западными коллегами после того воссоединения, они просто закрылись. Это привело к тому, что в Западной Германии в большинстве отраслей промышленности были вынуждены увеличить заработную плату для привлечения талантливых рабочих. Следствием этого является то, что люди, ищущие работу в восточной части страны, предпочитают мигрировать в западную, чтобы найти ее там. Хотя это привело к снижению уровня безработицы в Восточной Германии, это также создало «утечку мозгов». Если говорит о положительной стороне, Восточная Германия производит меньше мусора, чем Западная Германия. Это также является следствием дней коммунизма, когда восточные немцы покупали только то, что им было абсолютно необходимо, по сравнению с западными немцами, которые были не такими экономными. В Восточной Германии также лучше уход за детьми, чем в Западной Германии. Восточные немцы также имеют более крупные фермы.

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook

Бывшая государственная граница ГДР и ФРГ

1 оценило

Берлинская стена — это стена длиной 155 километров, разделявшая ГДР и ФРГ в том числе в черте Берлина с 13 августа 1961 по 9 ноября 1989 года.

Берлинская стена

История Берлинской стены

После поражения гитлеровской Германии во Второй Мировой войне, союзники — СССР, США, Великобритания и Франция разделили Берлин на четыре зоны оккупации. Позже, секторы США, Великобритании и Франции были объединены в единое образование Западный Берлин.

Граница между Западным Берлином и Восточным была довольно условной. Она проходила прямо по городским кварталам. Для пересечения границы было нужно было предъявить удостоверение личности в любом из 81 уличного пропускного пункта. Жители города могли свободно покупать товары в обеих частях города, обучаться и работать. Эта ситуация привела к тому, что берлинцы предпочитали бесплатно проходить обучение в Восточном Берлина, а работать в Западно, где больше платили. К тому же, многие жители Востока впоследствии перебирались в ФРГ, где было больше прав и свобод, а также выше уровень жизни. К примеру, за 1961 год из Восточного Берлина уехало более 200 тысяч человек, в большинстве своём ценные высокооплачиваемые работники.

Руководству СССР это не нравилось, поэтому было решено отгородиться от соседей.

13 августа 1961 года вдоль линии разграничения ГДР и ФРГ в Берлине выстроилось 25000 «добровольцев» из ГДР и под их прикрытием за 3 дня была построена стена из колючей проволоки.

В Восточной Германии эта стена называлась Антифашистским оборонительным валом, а в Западной – Стеной позора.

Строительство капитальной стены продолжалось до 1975 года и в завершённом виде это был целый комплекс, включавший бетонную стену высотой до 3,6 метров, около 300 пограничных вышек с пулемётами и прожекторами, контрольно-пропускные пункты и т.д.

Однако, тех кто захотело покинуть ГДР это не смущало. Люди делали подкопы, пересекали границу по рекам, перелетали защитную линию на воздушных шарах и дельтапланах и даже таранили стену бульдозером. Всего за 28 лет существования Берлинской стены насчитывается 5075 удачных побегов и множество неудачных.

Во времена перестройки в СССР, «холодная война» между Востоком и Западом подошла к концу. Правительства же социалистических стран начали улучшать отношения со своими соседями, в результате чего были открыты границы соседних государств, через которые можно было свободно перемещаться из ГДР в ФРГ и обратно, т.е. стена стала фактически бесполезной.

В ноябре было объявлено об отмене виз между странами, что возымело эффект разорвавшейся бомбы: люди вышли на улицы и атаковали стену.

9 ноября 1989 Берлинская стена пала.

Через год, в октябре 1990 года начался снос Берлинской стены.

Сохранившиеся участки стены

Уцелевшие фрагменты этого инженерно-бетонного сооружения разбросаны на различных участках города. Самая значительная часть стены находится в районе станций метро Niederkirchenstracce и Warschauer Straße.

Мемориальный комплекс «Берлинская стена»

21 мая 2010 года, в Берлине была торжественно открыта первая часть большого мемориального комплекса «Берлинская стена».

  • Германия
  • Берлин

East Side Gallery — Истсайдская галерея

Сегодня Берлинская стена это восстановленные её остатки, разбросанные по городу. Самый длинный фрагмент стены находится на улице Mühlenstraße, в районе Friedrichshain и имеет название East Side Gallery.

Добраться до этого участка стены проще всего на метро, т.к. у двух концов стены располагаются станции Ostbahnhof и Warschauer Straße. До Ostbahnhof с Alexanderplatz идут следующие поезда/электрички S5, S7, S75, RE1, RE2 и RE7, а до Warschauer Straße только S5, S7 и S75.

Лучше доехать до дальней станции Warschauer Straße и от неё начать осматривать стену, это точка 1 на карте. Для этого есть несколько причин. Первая — попутно можно взглянуть ещё на одну достопримечательность Берлина со сложным названием Мост Обербаумбрюкке. Вторая это музей Берлинской стены, который расположен так же у этого конца стены.

Когда вы выйдите из подземки ищите как ориентир Мост Обербаумбрюкке (точка 3 на карте), он на фото ниже.

Мост переходить не нужно, достаточно только дойти до него, Берлинская стена начинается перед ним. Так выглядит начало стены.

Берлинская стена очень яркая за счёт граффити, поэтому пройти мимо неё будет сложно. Пройтись пешком придется около 1км. Расстояние хоть и не большое, но растянуться это может на несколько часов, а особенно если будете посещать музей (точка 4 на карте).

Вход в музей, который расположен почти у начала стены, 12,5€ для взрослых, для студентов 6,5€, а детям до 10 лет бесплатно. Музей работает с 10 до 19 часов.

После музея идем вдоль стены где можно увидеть вот такие уже исторические шедевры граффити, которые потихоньку приходят в негодность из-за вандалов.

Здесь же находится знаменитый Братский поцелуй Брежнева и Хонеккера – граффити, созданное Д.Врубелем. Возле этого места собираются толпы туристов, чтобы сфотографироваться с известным фрагментом берлинской стены.

Дождалась своей очереди и я для фото на фоне братского поцелуя, а дальше ещё немного фотографий Берлинской стены.

Второй конец стены заканчивается на перекрестке улиц Str. der Pariser Kommune и Mühlenstraße. Тут же не далеко как и было выше описано станция Ostbahnhof (точка 2 на карте).

Бегство из республики

Опасаясь, что сообщение между частями города вскоре будет прекращено, многие жители восточной части города решили воспользоваться последним шансом перебежать на запад. Бегство восточных немцев в западную часть было весьма распространено с первых лет оккупации. Тогда сообщение между частями страны ещё было свободным. Из восточной зоны оккупации в западную перебралось несколько сотен тысяч человек. Особенностью этого бегства было то, что значительная часть беглецов являлись высококлассными специалистами. Они не желали жить в советской системе ценностей с массой ограничений как политического, так и экономического характера.

Разумеется, бежал и крупный бизнес, существование которого в советской системе было не предусмотрено. Так, почти все заводы концерна Auto Union оказались в советской зоне оккупации. Но всё их руководство и почти все сотрудники успели перебраться в западную часть, где возобновили дело. Так появился всемирно известный автоконцерн Audi.

Бегством из ГДР в Кремле были обеспокоены уже давно. После смерти Сталина Берия предложил кардинально решить немецкую проблему. Но не так, как можно было бы предположить, исходя из его имиджа. Он предложил вообще не спешить с установлением в ГДР социалистической экономики, сохранив капиталистическую. Также предлагалось развивать лёгкую промышленность в противовес тяжёлой (при Сталине было наоборот). Позднее на суде это ставили Берии в вину.

Свободное сообщение между ГДР и ФРГ было прекращено ещё при жизни Сталина, в 1952 году. Однако Берлина эти ограничения не касались, его жители по-прежнему перемещались между зонами. Только за половину 1961 года из Восточного Берлина бежало порядка 200 тысяч жителей. А в последний месяц свободного перемещения перебежчиками стали 30 тысяч человек.

Антифашистский оборонительный вал

В ГДР стена долгое время именовалась Антифашистским оборонительным валом. Что намекало на необходимость возведения этого укрепления с целью защиты от попыток западногерманских «фашистов» помешать народоправию в ГДР. В Западной Германии её долгое время именовали Позорной стеной. Это продолжалось на протяжении 10 лет. В начале 70-х ГДР и ФРГ признали друг друга и начался постепенный процесс разрядки. Поэтому обидные друг для друга именования стены стали исчезать из официальных заявлений.

Однако стена оставалась и даже совершенствовалась. Поначалу это были незначительные укрепления. На отдельных участках дело ограничивалось простыми спиралями Бруно из колючей проволоки, которые можно было перепрыгнуть при должной сноровке. Поэтому основные заградительные функции выполняли солдаты армии ГДР, которые имели право стрелять на поражение в нарушителей границы. Правда, это правило распространялось только на восточных берлинцев. Западные берлинцы, желавшие проделать путь в обратном направлении, не обстреливались. Хотя гораздо большее распространение получило бегство с востока на запад, отдельные случаи бегства в противоположном направлении также происходили.

Впрочем, чаще всего прыгуны через стену, как их называли, не имели никаких политических и экономических мотивов. В основном это были нетрезвые молодые люди, которые из хулиганских побуждений или чтобы впечатлить друзей демонстрацией своей удали перебирались через стену. Чаще всего их задерживали и после допроса выдворяли обратно.

Несмотря на постепенное сближение двух Германий стена вскоре превратилась в настоящий шедевр фортификации. К концу 70-х годов она стала практически непреодолимым препятствием. Если смотреть со стороны Восточного Берлина, то сначала потенциальным беглецам необходимо было преодолеть бетонную стену либо заграждения из колючей проволоки. Сразу за ними начинался сплошной ряд противотанковых ежей. Миновав их, беглецы вновь оказывались перед заграждением из колючей проволоки, которая была оборудована сигнализацией, оповещавшей патрули о нарушении границы.

Дальше располагалась зона патрулирования, по которой передвигались пешие и автомобильные охранники. За ней располагался заградительный ров, глубиной от трёх до пяти метров. Потом следовала контрольно-следовая полоса из песка, которая освещалась мощными фонарями, расположенными через несколько метров друг от друга. И, наконец, стена из бетонных блоков высотой 3,6 метра, на вершине которых устанавливались цилиндрические барьеры из асбестоцемента, чтобы не дать возможности зацепиться. В дополнение ко всему через каждые 300 метров располагались сторожевые вышки. На отдельных участках устанавливались даже противотанковые укрепления.

Пожалуй, это единственный в истории случай, когда столь основательный заградительный барьер был построен с целью воспрепятствовать бегству своих граждан, а не для того, чтобы защитить от вторжения незваных гостей.

Общая протяжённость стены составляла 106 километров. Бетонные блоки устанавливались на всём её протяжении, однако настолько хорошо она была укреплена только в самых потенциально опасных местах. В остальных частях какие-то элементы отсутствовали. Где-то не было колючей проволоки, где-то земляных рвов или сигнализации.

Дома, примыкавшие к пограничному заграждению, первоначально были выселены, а все окна и двери забетонированы. Позднее их и вовсе снесли. 

Правом свободного перемещения по городу обладали только пенсионеры. А вот экономически активное население восточной части Берлина должно было получить специальный пропуск, который, однако, не разрешал постоянное проживание в другой части города. Между тем уже к моменту возведения берлинской стены уровень жизни в западной части Германии превышал показатели ГДР. И в дальнейшем этот разрыв только увеличивался.

Поток беглецов с возведением стены поредел, но не иссяк. Немцы шли на самые невероятные ухищрения, чтобы миновать стену. Они рыли огромные подземные туннели, использовали для бегства дельтапланы и воздушные шары. В связи с этим в уголовный кодекс была введена статья, карающая бегство из республики тюремным заключением.

Нелегкий выбор Никиты Хрущева

Сразу после войны берлинцы могли свободно перемещаться из одной части города в другую. Разделение практически не ощущалось, если не считать разницу в уровне жизни, которая была видна невооруженным глазом. Полки магазинов Западного Берлина ломились от товаров, чего нельзя было сказать о столице ГДР. В капиталистическом анклаве лучше обстояло и с оплатой труда, особенно квалифицированных кадров – их здесь встречали с распростертыми объятиями.

В результате начался массовый отток специалистов из Восточной Германии на запад. Не отставала и та часть простого населения, которая была недовольна своей жизнью в «социалистическом раю». Только в 1960 году ГДР покинуло более 350 тысяч ее граждан. Восточногерманское и советское руководство серьезно озаботились таким оттоком, фактически массовым бегством людей. Все понимали, что если не остановить его, молодую республику ждет неминуемый крах.

Появление стены обусловили и берлинские кризисы 1948-1949, 1953 и 1958-1961 годов. Особенно напряженным выдался последний. К тому моменту СССР фактически передал ГДР свой сектор оккупации Берлина. Западная же часть города по-прежнему оставалась под властью союзников. Был выдвинут ультиматум: Западный Берлин должен стать свободным городом. Союзники отвергли требования, посчитав, что это в будущем может привести к присоединению анклава к ГДР.

Ситуация усугублялась политикой правительства Восточной Германии внутри страны. Тогдашний лидер ГДР Вальтер Ульбрихт проводил жесткий экономический курс по советскому образцу. В стремлении «догнать и перегнать» ФРГ власти не гнушались ничем. Увеличивали производственные нормы, провели насильственную коллективизацию. Но оплата труда и в целом уровень жизни оставались низкими. Это и спровоцировало бегство восточных немцев на запад, о чем мы упомянули выше.

Что делать в сложившейся ситуации? 3-5 августа 1961 года по этому поводу в Москве экстренно собрались руководители государств-участников Варшавского договора. Ульбрихт настаивал: границу с Западным Берлином нужно закрыть. Союзники согласились. Но как это сделать? Глава СССР Никита Хрущев рассматривал два варианта: воздушный барьер либо стена. Выбрали второе. Первый вариант угрожал серьезным конфликтом с США, возможно даже войной с Америкой.

Районы Берлина

  • Митте — исторический центр Берлина, ядро ​​бывшего Восточного Берлина и новый центр города. Кафе, рестораны, музеи, галереи и клубы в изобилии по всему району, а также множество достопримечательностей, представляющих культурный интерес.
  • Западный Берлин (Шарлоттенбург, Вильмерсдорф, Шёнеберг, Тиргартен) — рестораны, отели, магазины, дворцы.
  • Восточный Берлин-Центр (Фридрихсхайн, Кройцберг) — шумный молодёжный район: кафе, бары, клубы. Это район художников и другой творческой интеллигенции, а также здесь живёт большая турецкая диаспора.
  • Северный Берлин (Шпандау и Рейникендорф) — интересная архитектура и роскошные виллы бывших руководителей ГДР.
  • Восточный Берлин (Лихтенберг, Хоэншонгхаузен, Марзан, Хеллерсдорф) — подлинная атмосфера ГДР: многоэтажки, несколько парков.
  • Южный Берлин (Штеглиц, Зелендорф, Темпельхоф) — районы контрастов: зелёный и богатый Зелендорф и бедный Нойкельн (Новый Кёльн).

Жизнь, разделенная пополам

До появления этого сооружения на улицах Берлина все жители могли свободно перемещаться – в магазины, на встречи с друзьями, в кино, театр. Теперь же это стало практически невозможно. Получить пропуск в западную часть можно было лишь в трех контрольно-пропускных пунктах – в Хельмштедте (чекпойнт Альфа), в Драйлиндене (чекпойнт Браво) и на улице Фридрихштрассе в центре города (чекпойнт Чарли).

Отметим, что западноберлинцев было в разы меньше среди желающих посетить Восточную часть столицы. Всего вдоль стены находилось около 12 пропускных пунктов, где солдаты досматривали всех лиц (включая дипломатов). И можно с уверенностью сказать, что немец, получивший заветный пропуск в западную часть, был редким счастливчиком – советское руководство не поощряло путешествия на запад, где жители могли бы заразиться «капиталистической» заразой.

Со временем построили более прочную стену из железобетона. Были приняты меры для перебежчиков – так называемая «полоса смерти». Она находилась на восточной части и представляла из себя песчаную насыпь (чтобы были видны следы ног), прожектора, проволочные пулеметы, солдаты-патрульные на вершине стены, получившие разрешение стрелять на поражение в каждого, кто осмелится пересечь границу.

Жертвами стали по меньшей мере 170 человек, которые стремились к лучшей жизни за стеной. Казалось бы-все! Невозможно просто пересечь границу. Но нет! Немецкий ум был изобретателен. Если желание попасть в Западный Берлин было жгучим, то люди ( за все время существования стены с 1961 по 1989 годы) выпрыгивали из окон, прилегающих к стене, пролезали под колючей проволокой, использовали даже трубы канализации. Таким образом перебежало около 5 тысяч человек, включая и пограничников.

Где это находится в Берлине?

На карте обозначено расположение наиболее популярных у туристов мест в Берлине.Достопримечательности и интересные места.

Бранденбургские ворота

Бранденбургские ворота (Brandenburger Tor), самый известный символ Берлина. Были построены в 1788—1791 годах. Расположены в центральной части города, на Парижской площади. Рядом с Бранденбургскими воротами проходит много интересных мероприятий в дни проведения праздников.
Ближайшая станция метро «Brandenburger Tor».

Рейхстаг

Здание Рейхстага — одна из туристских достопримечательностей Берлина. В здании размещается парламент Германии (Бундестаг). Здание было построено в 1894 году. По стеклянным куполом здания имеется смотровая площадка (купол открыт для посещения туристов, необходима предварительная запись на сайте Бундестага). Ссылку вы .

Адрес: Deutscher Bundestag, Öffentlichkeitsarbeit, Platz der Republik 1, Берлин.
Ближайшая станция метро: «Bundestag».

Берлинская телебашня

Телевизионная башня (Fernsehturm) является одной из достопримечательностей Берлина, самым высоким сооружением в городе. Башня имеет высоту 368 метров и видна из многих частей города. На телебашне (на высоте 203 метра) имеется ресторан и смотровая площадка для туристов.

Ближайшая станция метро: «Alexanderplatz».

Остатки Берлинской стены

Берлинская стена является одной из достопримечательностей Берлина. Это напоминание о тех временах, когда страна была разделена на части. Стена была почти полностью разрушена в 1990 году. В разных частях города остались фрагменты этой стены.

На улице Бернауер Штрассе (Bernauer Straße 119) находится мемориал Берлинской стены (Gedenkstätte Berliner Mauer). По этой улице проходил участок границы между западным и восточным Берлином.

East Side Gallery это участок Берлинской стены который является своеобразной художественной галареей под открытым небом. Художники из разных стран написали свои картины прямо на стене. Находится на улице Мюленштрассе (нем. Mühlenstraße).
Ближайшая станция метро: «Warschauer straße».

Остров Музеев

В северной части острова острова Шпрееинзель на реке Шпрее расположено несколько известных музеев Берлина (Музей Боде, Пергамский музей, Национальная галерея, Старый музей, Новый музей). Это место известно как «Музейный остров». Рядом расположен также Берлинский собор.
Ближайшие станции: метро U6 — станция Friedrichstraße, поезда S1, S2, S25 — станция Friedrichstraße, поезда S5, S7, S75 — станция Hackescher Mark.

Берлинский зоопарк

Берлинский зоопарк (Zoologischer Garten Berlin) является один из самых больших и лучших зоопарков Европы. На территории зоопарка имеется также аквариум с представителями речной и морской фауны. Ближайшая станция метро Zoologischer Garten.

Адрес: Zoologischer Garten Berlin AG, Hardenbergplatz 8, Берлин.

Парк отдыха Марцан – Сады мира

Парк сады мира (Garten der Welt) расположен на территории парка отдыха Марцан, отностительно далеко от центра города. На территории парка “Сады Мира” созданы участки парков в стиле разных стран: японский, китайский, корейский, арабский, итальянский.

Адрес: Eisenacher Straße 99, Берлин, Германия.

Как добраться до Берлинской стены

Доехать до Мемориального комплекса «Берлинская стена» можно:

  • на трамвае М110 (выйти нужно на остановке Gedenkstätte Berliner Mauer);
  • на метро по линии U8 до станции Bernauer Straße.

Точный адрес — Bernauer Straße, 111.

Граффити со знаменитым поцелуем Брежнева и Хонеккера находится на Мюлленштрассе (Mühlenstraße). Здесь располагается галерея Берлинской стены. Добраться можно на метро по линии U1 – выйти нужно на станции Warschauer Straße.

Кроме того, фрагменты Берлинской стены, расписанные граффити, можно посмотреть на Potsdamer Platz. В этом случае подойдет метро по линии U2 – вам нужна остановка Potsdamer Platz.

История

В 1949 году Германия была разделена между странами — победителями во Второй мировой войне. 23 мая 1949 года была провозглашена Федеративная Республика Германия (ФРГ), 7 октября того же года — Германская Демократическая Республика (ГДР).

До 1961 года между республиками не было физической границы и перемещение между двумя частями Берлина было свободным. Жители города посещали родственников на другой стороне, каждый день ездили на работу или учёбу. Ежедневный поток людей через 94 действующих пропускных пункта составлял 400 тыс. человек.

Фото: Vincenzo De Bernardo/Shutterstock

В 1957 году правительство Западной Германии ввело в действие доктрину, предусматривающую автоматический разрыв дипломатических отношений с любой страной, признавшей ГДР.

В ответ на это в ноябре 1958 года правительство Восточной Германии объявило об отмене международного статуса города. В результате Берлинского кризиса в августе 1960 года правительство ГДР ввело в действие ограничения на посещение гражданами ФРГ Восточного Берлина.

Ситуация усугубилась летом 1961 года, когда правительство ГДР поставило задачу догнать и перегнать ФРГ. В связи с этим были увеличены производственные нормы, усилилась насильственная коллективизация, а более высокая зарплата и лучшие условия труда побуждали всё больше людей на переселение в Западную Германию.

Правительство ГДР не собиралось мириться с сильнейшим оттоком молодого населения, поэтому 12 августа 1961 года Советом министров было принято постановление о закрытии границы между Восточным и Западным Берлином. Утром 13 августа на границе с ФРГ были установлены временные ограждения под охраной пограничников. 

Фото: hanohiki/Shutterstock (слева), Abel Tumik/Shutterstock (справа)

Все коммуникации, линии метро и другие транспортные пути были оборваны. Стену построили всего за 10 дней. Для жителей Западной Германии и иностранных граждан въезд на территорию города был разрешён, но для жителей Восточной Германии пересечение границы запрещалось, а в случае побега пограничники имели право применить оружие.

Подобная ситуация не могла сохраняться вечно, и 9 ноября 1989 года правительство ГДР объявило о свободном праве своих граждан на беспрепятственное пересечение границы. Дальнейшее существование стены потеряло свой смысл, и в течение нескольких месяцев она была разрушена до основания. Сохранились лишь некоторые небольшие участки в качестве памятника прошедшей эпохи холодной войны.

Краски и кирки

Сама стена тоже со временем заиграла новыми смыслами — как физический объект. Оставлять на ней надписи с западной стороны начали еще в 1960-е — в основном политические лозунги в духе «Германия должна быть единой», несмотря на опасность попасться в лапы агентов Штази, периодически появлявшихся из скрытых в стене дверей (линия границы не была демаркирована точно и некоторые прилегавшие к стене тротуары в западной зоне формально находились на территории ГДР).

В 1970 году западноберлинская молодежь расписывала стену орнаментами и абсурдными надписями; примерно в это время культура граффити начала выходить за пределы Нью-Йорка и перебираться через океан. Интересно, что один из таких анонимных рисунков попался на глаза басисту Queen Роджеру Тэйлору и стал основой дизайна обложки альбома Jazz (1978).

стена

Художественная галерея под открытым небом East-Side-Gallery на фрагменте Берлинской стены вдоль улицы Мюленштрассе

Фото: ТАСС/Красильников Станислав

Французский художник Тьери Нуар стал в 1984 году первым, кто оставил на бетоне художественное высказывание в форме граффити — по крайней мере, так уверяет сам автор. Кстати, Нуар появляется и в «Небе над Берлином» — в роли самого себя; он стоит на стремянке и расписывает стену, добавляя краски и в сам фильм: кадр становится цветным, как бы олицетворяя надежду, те самые поиски выхода из «никуда», из ненормального мира в настоящую, «несломанную» реальность.

Самую же, наверно, знаменитую картину на стене нарисовал уже в 1990 году на одном из сохранившихся остатков наш соотечественник Дмитрий Врубель. Фреска с целующимися Брежневым и Хонеккером, обрисовка фотографии 1979 года, получила название «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви» и сохраняется по сей день — как один из значительных арт-объектов нового Берлина. 

Стихийный снос стены начался вечером 9 ноября 1989 года — тысячи людей с обеих сторон по кусочку откалывали бетон, проломив несколько проходов. С 12 июня 1990-го к работе подключились специалисты, но всё равно окончательно стена была уничтожена лишь в ноябре 1991-го — шесть небольших участков были оставлены как память и назидание потомкам.

Обломки стены — а в результате сноса образовалось 1,7 млн т строительного мусора — расхватали на сувениры, которые до сих пор вовсю продают на блошиных рынках Берлина; впрочем, как заметил какой-то остряк, судя по их неиссякаемому количеству, стена тянулась до самой Атлантики.

стена

Демонтаж секции стены возле Бранденбургских ворот, 21 декабря 1989 года

Фото: commons.wikimedia.org/SSGT F. LEE CORKRAN

День 9 ноября на радостях хотели было объявить национальным праздником, но история сыграла с немцами злую шутку — на ту же дату приходятся годовщины гитлеровского «пивного путча», «хрустальной ночи» еврейских погромов и расстрела писателя и дипломата, героя революции 1848 года Роберта Блюма — так что от идеи празднования решили отказаться.

Впрочем, сама идея строительства стен продолжает витать в воздухе — достаточно вспомнить хоть пока остающиеся на бумаге инициативы киевских правителей, хоть вполне реальный 700-километровый «разделительный барьер», отделяющий Израиль от западного берега Иордана.

Никогда не строился

Аллея великолепия

Почти ни одно из других зданий, запланированных для Берлина, так и не было построено. Берлин должен был быть реорганизован на центральном 5-километровом (3 мили) бульваре, известном как Prachtallee («Авеню / Бульвар великолепия»). Он будет проходить на юг от перекрестка с осью Восток-Запад рядом с Бранденбургскими воротами , следуя по старой Осадной аллее через Тиргартен, а затем продолжая движение вниз к району к западу от аэропорта Темпельхоф . Эта новая ось Север-Юг служила бы плацдармом и была бы закрыта для движения транспорта. Транспортные средства вместо этого были бы переведены на подземное шоссе, проходящее прямо под маршрутом парада; участки туннельной конструкции этой дороги были построены и существуют до сих пор. Никаких работ над землей никогда не начиналось, хотя Шпеер переместил Осадную аллею в другую часть Тиргартена в 1938 году в рамках подготовки к строительству проспекта.

План также предусматривал строительство двух новых крупных железнодорожных станций, поскольку запланированная ось Север-Юг разорвала бы пути, ведущие к старым станциям Анхальтер и Потсдамер , что вынудило бы их закрыть. Эти новые станции будут построены на главной городской Hundekopf (голова собаки) география S-Bahn кольцо с Северного вокзала в Свадьбе и большей Südbahnhof в Темпельхоф-Шёнеберге на южном конце проспекта. Анхальтер Bahnhof , больше не используется в качестве железнодорожной станции, был бы — в пост-Второй мировой войны Берлин .

Großer Platz

В северном конце проспекта на месте Кенигсплац (ныне Platz der Republik) должен был быть большой открытый форум, известный как Großer Platz («Гранд Плаза»), площадью около 350 000 квадратных метров (3 800 000 кв. Футов). ). Эта площадь должна была быть окружена величайшими зданиями из всех, с дворцом фюрера на западной стороне на месте бывшего оперного театра Кролля, зданием Рейхстага 1894 года на восточной стороне и Третьей рейхсканцелярией и верховным командованием Германии. Армия с южной стороны (по обе стороны от входа на площадь со стороны Авеню Великолепия ). На северной стороне площади, на берегу реки Шпрее , Шпеер планировал построить центральную часть нового Берлина — огромное куполообразное здание Volkshalle ( народный зал ), спроектированное самим Гитлером. Если бы он был построен, Volkshalle все еще был бы самым большим закрытым пространством в мире сегодня. Хотя война началась до того, как можно было начать работу, все необходимые земли были приобретены, и инженерные планы были разработаны. Здание должно было быть более 200 метров (660 футов) в высоту и 250 метров (820 футов) в диаметре, что в шестнадцать раз больше, чем купол базилики Святого Петра .

Триумфальная арка

Ближе к южному концу проспекта будет триумфальная арка, основанная на Триумфальной арке в Париже , но опять же, намного больше; она будет иметь высоту почти сто метров (330 футов), и Триумфальная арка (в то время самая большая из существующих триумфальных арок) могла бы поместиться в ее проем, очевидно, с намерением заменить довольно долгую историю, связанную с этой аркой. и, в частности, уникальные церемонии, связанные с историей Франции. В результате оккупации Берлина советскими войсками в 1945 году был построен мемориал с захоронением двух тысяч советских погибших в соответствии с предлагаемой «Триумфальной аркой». Предполагалось, что внутри этого просторного сооружения должны быть вырезаны имена 1 800 000 немецких солдат, погибших в Первой мировой войне .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector